Лад, тональность
Музыка во многом схожа с человеческой речью, языком. Она осмысленна и логична. Как и речь, музыка передаёт мысли и эмоции. И в речи, и в музыке, отдельно взятый звук или просто набор звуков ничего не выражают, это просто набор звуков, элементы алфавита. Для выражения мысли звуки должны быть организованы в рамках определённой системы.
Например, звуки, которые мы используем в речи, организованы в алфавитную систему. Сами звуки алфавита это ещё не речь, это просто строительный материал для неё. Звуки алфавита складываются в слова, то есть в определённые сочетания звуков, структуры, которые мы используем для передачи информации. Между звуками речи есть определённые взаимосвязи, закономерности, комбинации. Вся эта система звуков и их сочетаний в речи называется языком. В другом языке могут использоваться те же самые звуки, но они будут по-другому организованы, и это будет уже другим языком.
То же самое и в музыке. Все 12 звуков октавы являются, по сути, музыкальным алфавитом. Включая их повторения в разных октавах. Но в музыке они никогда не используются все. Чаще всего музыка базируется, в основном, только на семи ступенях из двенадцати, о чем мы говорили в теме про звукоряд. Эти семь звуков могут быть по-разному расположены в октаве, между ними могут быть разные взаимосвязи, это будут разные системы, как разные языки в речи. Такая система в музыке и называется ладом.
Лад — это определённый комплекс звуков, имеющий структуру и систему взаимосвязей, основанную на тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые.
В этой формулировке со структурой все понятно. В октаве двенадцать звуков, но лад содержит не все звуки, а только некоторые. И эти звуки могут быть расположены в октаве по-разному. В нашей музыкальной культуре лады состоят из семи ступеней. Каждый лад имеет свою структуру. Ниже я это все покажу наглядно на примерах. Вторая часть формулировки говорит о системе взаимосвязей, основанной на тяготении. Что это такое?
Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению “начинки”, следует исследовать саму поверхность пирожного: лад – взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.
Аккорды в тональности – таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).
Вводные ступени в мажорных тональностях
Септаккорды , построенные на седьмой вводной ступени лада , называются вводными
Два нижних звука аккорда относятся к области доминанты (гармонической доминанты), два верхних – к области субдоминанты (гармонической субдоминанты). Как следствие, это противоречивый и один из самых напряженных (из простых с точки зрения современной музыки) аккордов доминантовой группы. *От автора: если опираться на джазовый опыт в слуховой идентификации аккордов, в созвучиях, состоящих из нескольких аккордов в вертикали, – определяющим является нижний аккорд. Поэтому это аккорд доминантовой группы. И с точки зрения обычной теории это тоже логично, т.к. чем ниже звук, тем богаче (и длиннее) его обертоновый ряд.
* Вводной ступенью, считается ступень, вводящая (разрешаемая) в тонику, т.е. VII или II ступень лада. Однако, вводным принято считать только септаккорд, построенный на VII ступени. Название вводный септаккорд – в музыкальной терминологии является по факту нарицательным (собственным именем аккорда). Отсюда отчасти берут начало некоторые разногласия в его точном (полном) названии и записи. Часто номер ступени при устном обозначении данного аккорда не озвучивается (т.к. слово “вводный” как бы уже подразумевает “на седьмой ступени”), но чаще всего записывается при буквенном обозначении аккорда арабской цифрой VII в середине записи, римская 7 тоже всегда записывается нижним индексом в конце (как атрибут записи любого септаккорда в классической цифровке). Сам по себе вводный септаккорд как общее название не обозначается, обозначаются два его вида (уменьшенный и малый вводные септаккорды), и они наследуют данные разногласия в названии, а уменьшенный вводный еще и наследует разногласия в буквенном обозначении (цифровке).
Главные трезвучия лада — определение, построение, разрешение
Главные трезвучия лада — это одна из ключевых тем сольфеджио. Прочитав эту статью, вы научитесь правильно давать определение, самостоятельно строить главные трезвучия в любой тональности.
Вы также узнаете об особенностях построения главных трезвучий в мажоре и миноре. А выделенный текст в статье познакомит вас с интересными фактами, о которых вам не расскажут на уроках в школе.
Когда вы дочитаете статью до конца, вы навсегда запомните, что такое главные трезвучия лада, и как их строить.
Тяготение звуков
В мелодии всегда есть опорные звуки, к которым она стремится, и на которых заканчивается. Если оборвать мелодию не доиграв самый последний звук, мы будем чувствовать незаконченность, мы даже сможем пропеть этот недостающий звук. Это ощущение и называется тяготением звуков.
Опорные звуки называются устойчивыми . А остальные — неустойчивыми . Неустойчивые звуки всегда стремятся прийти к устойчивым. Такой переход называется разрешением .
Тоника — самый главный устойчивый звук. Это первая ступень лада. Тоника является центром притяжения, главной опорой всего музыкального произведения и его же последним звуком.
Также устойчивыми, но не такими как первая ступень, являются третья и пятая ступени лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени — неустойчивые. Система тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые наглядно показана на схеме ниже.
Вторая и седьмая ступени тяготеют к первой. Четвертая к третьей. Шестая к пятой. Так как первая ступень (тоника) самая устойчивая, центральная, к ней тяготеют сразу две ступени.
Почему эти ступени называются главными?
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.
Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.
В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.
Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.
Виды аккордов
Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:
- Т – Тоника;
- 3 – Терция;
- Б – Большая (2 тона);
- М – Малая (1,5 тона).
Мажорные
Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.
Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.
Минорные
Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.
Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.
Уменьшенные
Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.
Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.
Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.
Аккорды с задержанием
Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.
- sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
- sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.
Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.
По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).
С надстройками
Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.
Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.
Уменьшенные вводные септаккорды
Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными
Строятся и в мажоре и в миноре.
Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено. Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.
Буквенная запись
Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7 (г)
Разночтения при буквенной записи аккорда
1) ум.ВВ7 – так аккорд может быть записан (и записывался), т.к. имеет имя собственное “уменьшенный вводный септаккорд“
2) VII7 (г) – так аккорд может быть записан (но никогда не было принято), т.к. это септаккорд гармонического лада
3) ум.VII7 – так аккорд может быть записан (записывался и записывается сейчас), т.к. уменьшенный септаккорд на седьмой ступени возможен исключительно в гармоническом ладу
*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.
Запись ум.VII7(г) – это наиболее точный вариант записи на сегодняшний день. Записав аккорд таким образом, учащийся (студент) дает понять, что полностью понимает суть предмета.
Обращения уменьшенного вводного септаккорда
Как и любой септаккорд, уменьшенный вводный помимо основного вида имеет три вида обращений:
1) ум.VII65 – уменьшенный вводный квинтсекстаккорд
2) ум.VII43 – уменьшенный вводный терцквартаккорд
3) ум.VII2 – уменьшенный вводный секундаккорд
Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.
Разрешение обращений
1) Разрешение уменьшенного вводного квинтсекстаккорда в До – мажоре и миноре:
2) Разрешение уменьшенного вводного терцквартаккорда в До – мажоре и миноре:
3) Разрешение уменьшенного вводного секундаккорда в До – мажоре и миноре:
Разрешение в аккорды доминантовой группы
Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты
Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио
Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь. Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок. Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон – и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации – диез и бемоль – и что они делают.
После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.
Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.
После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так – в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.
Определение главных трезвучий лада
Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.
Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).
ИНТЕРЕСНО:
Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились?
До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали лады диатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью.
Получается, что трезвучия дали название ступеням?
Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!
Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта).
К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3).
Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.
Основные лады. Их структура.
А теперь поговорим о структуре ладов и рассмотрим самые распространенные из них. Как мы уже знаем, в октаве помещается двенадцать звуков, расположенных по полутонам. Представим их в виде двенадцати пустых клеток с одной дополнительной, тринадцатой. Она нам нужна чтобы замкнуть октаву первой ступенью.
Я специально пока не использую для объяснения клавиатуру фортепиано. Деление на черные и белые клавиши не имеет никакого значения, и будет только мешать пониманию. Поэтому вместо клавиш просто тринадцать пустых клеток.
Теперь мы эти клетки будем заполнять ступенями ладов.
Ладов существует множество, и с разным количеством ступеней. Но наибольшее распространение получили два основных лада. Это мажорный лад и минорный лад. Или просто: мажор и минор. Они имеют по семь ступеней. Эти два лада, в традиционной музыкальной культуре, имеют фундаментальное значение. Практически вся музыка, которую мы слышим, основана на этих двух ладах и их разновидностях. Поэтому, в дальнейшем, если я буду говорить «лад», то буду подразумевать либо мажор, либо минор.
Схемы ниже отображают структуры мажора и минора, их расположение в октаве и интервальный состав (буквы Т и П означают тон или полутон соответственно)
Теперь понятно, зачем нам понадобилась тринадцатая клетка. Для иллюстрации расстояния между седьмой ступенью и первой.
Кстати, звуки лада, расположенные по порядку, как на схеме, называются гаммой .
У каждого лада свое характерное звучание, окраска. Часто можно встретить такое определение: мажор это радостно, а минор это грустно. В этом определении есть доля правды, но только доля. Мажор действительно звучит светлее по ощущению, из-за повышенной третьей ступени, по сравнению с минором. А минор темнее, лиричнее. Но это совершенно не означает, что веселая, бодрая музыка исключительно в мажоре, а грустная, лиричная исключительно в миноре. Есть немало примеров грустной музыки в мажоре и жизнерадостной в миноре.
У мажора и минора есть по две разновидности. Гармонический и мелодический виды. В таблице ниже они расставлены по степени значимости, распространенности.
Гармонический минор | – VII ступень повышается на полтона |
Мелодический минор | – VI и VII ступени повышаются на полтона |
Гармонический мажор | – VI ступень понижается на полтона |
Мелодический мажор | – VI и VII ступени понижаются на полтона |
А просто мажор или просто минор называются натуральными .
На практике, чаще всего используются гармонический и мелодический виды минора. Гармонический минор даже более распространен чем натуральный минор. Мажор же, практически всегда используется в натуральном виде.
Тут необходимо сказать об одной особенности гармонических и мелодических видов. Эти виды образуются только при восходящем движении, вверх. При движении вниз они преобразуются в натуральные виды. На это есть свои причины, но пока считайте что просто так принято.
Что такое лад
Лад – система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.
Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.
В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.
Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:
- большая секунда;
- малая;
- три больших;
- малая.
- большая секунда;
- малая;
- две большие;
- малая;
- малая терция;
- малая секунда.
Основные ступени лада: T – тоника (1-я ступень), S – субдоминанта (4-я ступень), и D – доминанта (5-я ступень).
Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).
Также существует понятие “производных” звуков, в октаве их всего пять – это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).
В ладотональной музыкальной системе существует понятие “устойчивости” и “неустойчивости” ступеней.
Устойчивые – первая, третья и пятая ступени лада.
Ступени – звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами – от I до VII.
Существуют две системы обозначения нот – буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.
Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.
Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.
Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.
Ступени лада и их взаимосвязь
Как уже было сказано ранее, лад – это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?
-
Ступень – звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).
Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.
Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех – нота До.
От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом – нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.
- Гамма – цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.
Главные трезвучия лада — построение
В мажорных тональностях
ИНТЕРЕСНО:
Построить трезвучие очень просто.
Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках.
Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками.
В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.
В минорных тональностях
ИНТЕРЕСНО:
Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?
Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I.
В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.
В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.
ВАЖНО: D53 на V степени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень.
Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.
Тональность и ее ступени
Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.
В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.
Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.
Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.
Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.
Малый вводный септаккорд
Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным
Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*
В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).
Буквенная запись
Записывается малый вводный септаккорд так: М.VII7, соответственно записываются и три его обращения:
1) М.VII65 – малый вводный квинтсекстаккорд
2) М.VII43 – малый вводный терцквартаккорд
3) М.VII2 – малый вводный секундаккорд
Из разночтений в записи малого вводного септаккорда можно обозначить:
1) М.ВВ7 – можно встретить сейчас и использовалось ранее (благодаря наличию у аккорда имени собственного)
2) VII7 – встречается крайне редко (и официально не использовалось ранее), но по факту правильно и без иносказаний обозначает аккорд в цифровке.
Разрешение
Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).
*Можно также встретить и более длинный его вариант разрешения в тонику:
М.VII7 – ум.VII7 – V65 – I53
При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.
*За рамками курса официальной теории
Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него. Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из “Колыбельной Клары” оперы “Порги и Бесс” Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы. Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.
Пример в джазовой фактуре:
Запись примера в адаптированном для данной темы виде:
Работа над ступенями гаммы Соль мажор
Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:
- Пение гаммы ступенями.
- Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
- Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
- Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
- Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
- Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
- Наиболее “продвинутый” ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.
Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: “раз-три-пять”, а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: “соль-си-ре”.
Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.
Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.
Ступени лада
У каждой ступени лада, помимо цифрового обозначения, имеется свое собственное название. Одно название мы уже знаем, это тоника, первая ступень. Остальные ступени называются так:
I | – Тоника (Т) |
II | – Нисходящий вводный звук |
III | – Медианта |
IV | – Субдоминанта (S) |
V | – Доминанта (D) |
VI | – Субмедианта |
VII | – Восходящий вводный звук |
Тоника, субдоминанта и доминанта являются главными ступенями лада, остальные — побочными . Почему именно эти ступени являются главными в ладу я расскажу позднее, в другой главе. Сейчас важно запомнить что первая, четвертая и пятая ступени являются главными. Не надо путать устойчивые ступени лада с главными, это разные вещи.
Почему ступени так называются, и расположены в октаве без видимой логики? Все станет на свои места и будет выглядеть логично, если мы поместим тонику в центр, а остальные ступени разместим по бокам.
Седьмая и вторая ступени получили название вводных из-за тяготения их в тонику:
Доминанта (в переводе господствующая) находится квинтой выше тоники.
Субдоминанта (нижняя доминанта) находится квинтой ниже тоники.
Медианта (средняя) находится посередине между тоникой и доминантой, отсюда и название.
Субмедианта (нижняя медианта) находится между субдоминантой и тоникой.
Тональности
Тональность – лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.
Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:
- Диезы: f-c-g-d-a-e-h.
- Бемоли: h-e-a-d-g-c-f.
Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор – нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре – один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака – фа и до диез и т. д.
По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор – знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор – один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре – си и ми бемоли и т. д.
Как называются все остальные ступени?
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.
Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.
Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).
Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.
Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!
Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор
Аккорды входящие в тональность – таблицы
На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.
Мажор
Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).
- 1 – dur;
- 4 – dur;
- 5 – dur.
Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):
- 2 – moll;
- 3 – moll;
- 6 – moll.
На 7 (вводный тон) – уменьшенный.
Минор
Здесь несколько сложнее:
- На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
- На 3 ,6, 7 – мажорные.
- И на 2-ой – уменьшенный.
На примере тональности D минор:
Возможные исключения
Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.
Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.
Использование аккордов с надстройками
При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.
ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
Как аккорды доминантовой группы вводные септаккорды уместны в любых контекстах после любых аккордов тонической, субдоминантовой и даже доминантовой группы (т.е. всегда). Если нет нарушений правил голосоведения, логика музыкального развития позволяет гармонизовать участок мелодии вводным септаккордом после любого из аккордов любой группы (T, S, D). Главным будет правильно его разрешить.
*В четырёхголосной фактуре расположение аккорда определяется по нижнему голосу (басу), как для всех других аккордов в четырехголосии.
Для слуховой тренировки на определение вводный септаккордов рекомендуется воспользоваться ниже представленным приложением. Демо видео представлено (кликните на изображение)
|
|
Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
Вводные септаккорды в рамках учебного процесса
Первое знакомство с данным видом аккордов учащиеся получают в 6-7 классах. Теоретики, пианисты и струнники проходят данную тему несколько глубже чем учащиеся остальных отделений ДМШ. В рамках начального трёхголосия это наряду с V7, K64 и II7 – четырехголосные аккорды, которые подготавливают почву для изучения гармонии в классическом четырёхголосии уже в старших классах, муз. училищах и вузах.
Для подробной информации, с какими боле простыми (ранее изучаемыми) аккордами вводные септаккорды встречаются в цифровках и в каких классах ДМШ начинают изучаться, перейдите по данной ссылке
Результат работы над новой гаммой
Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:
- строение мажорной гаммы;
- знаки альтерации;
- устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
- разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
- транспонирование.
Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета – сольфеджио.
Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми
Все неустойчивые звуки имеют некий “окрас незавершенности”, поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.
Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.
Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:
- Фа диез и ля – в соль.
- Ля и до – в си.
- До и ми – в ре.
Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые – закрашенными.
В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.
Для чего они нужны?
Тоника – главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль – фундамент и база.
Субдоминанта служит некой “дверью”, с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.
Доминанта – преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.
Примеры аккордовых прогрессий
Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:
- Мажор: E – A – D, C – F – G – Hdim.
- Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.
Прошлые записи по теме
Септаккорды, построенные на седьмой ступени мажора и седьмой гармонической ступени минора будут называться вводными (если в миноре строить септаккорд на седьмой натуральной ступени, то получится всем известный доминантсептаккорд параллельного мажора, который будет проявлять себя на слух именно как доминантсептаккорд параллельной тональности). Существуют два вида вводных септаккордов: малый вводный и уменьшенный вводный септаккорд. Они относятся к аккордам доминантовой группы, хотя одно из обращений малого вводного – М.VII65 можно отнести и к субдоминантовой группе, записав его, допустим, для До мажора, как Dm6.
Малый вводный септаккорд характерен для мажора, хотя употребляется и уменьшенный вводный в гармоническом варианте мажора (с пониженной секстой), либо проявляется в проходящем обороте шестая – шестая пониженная – пятая ступень. Для минора более характерен уменьшенный вводный септаккорд, что сразу говорит о гармоническом характере минора. Малый вводный строится в мелодическом миноре (с дорийской секстой)
Разрешаются вводные септаккорды следующим образом.
Оба вводных септаккорда разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией (на основе простейшего тяготения неустойчивых звуков, в том числе двустороннего разрешения тритонов и нормального ведения верхнего звука интервала септимы на секунду вниз), это один из редчайших случаев в классической гармонии, где допускается удвоение терции, т.к. акустически в простом контексте это не лучший вариант для исполнения (полученного звучания).
Как и все другие септаккорды, уменьшенные также имеют три обращения.
Общее звучание вводных септаккордов диссонантное и в то же время минорное (грустное).
Уменьшенный септаккорд может быть разрешен во все 24 тональности. Обращения уменьшенного вводного септаккорда – во всех случаях это энгармонический вариант уменьшенного вводного по факту. Делаем выводы. Аккорд живет во всех тональностях!
Аккорды
- Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.
Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?
Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его “основанием” будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.
Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.
- Трезвучия главных ступеней лада – показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.
Заключение
Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.
А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.
Как строится?
Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?
Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).
Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?
- Главные – I, IV, V;
- Производные – II, III, VI, VII.
Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:
-
устойчивые – I, III, V;
Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка – Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;
- неустойчивые – II, IV, VI, VII;
Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.
ли со статьей или есть что добавить?