Танки в годы великой отечественной войны

Главные советские танки Второй мировой войны

В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.

В те годы у танковых орудий ещё не было приспособлений, стабилизирующих орудие и позволяющих вести прицельный огонь с ходу. Во время атаки перед выстрелом командир танка или наводчик давал механику-водителю команду остановиться. В многобашенном танке такую команду давал наводчик каждого орудия. Пока он производил выстрел, другие башни оставались без дела. Они не могли стрелять, так как в это время их наводка сбивалась, а боевым расчётам приходилось вновь наводить орудие на цель. Тогда решили, что вместо одного сверхтяжёлого двухбашенного танка лучше использовать два однобашенных.

По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.

Танк КВ-1

Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.

КВ-2

В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.

Танки слабые и всемогущие: поражения и триумфы Великой Отечественной

Танки слабые и всемогущие: поражения и триумфы Великой Отечественной

Нельзя сказать, что до нападения Гитлера характер будущей войны и роль в ней крупных механизированных соединений никто в нашей стране не понимал и не предвидел. Как раз наоборот, в СССР развитие танковых войск шло в соответствии с доктриной «глубокой операции». Выдвинута она была советским военным теоретиком Владимиром Триандафилловым в изданной в 1929 году книге «Характер операций современных армий». В ней он, анализируя вооруженные силы государств Восточной Европы, высказал предположение, что будущая война будет носить более маневренный характер, чем Первая мировая, хотя объяснял это не возможностью использования нового оружия, а тем, что восточноевропейские армии не смогут выставить на театре военных действий достаточно сил, чтобы создать такую плотную оборону, какая требуется для позиционной войны. Дальше концепцию развили другие советские военные теоретики, в том числе Константин Калиновский. Они учли произошедший прогресс в области военной техники и придали большее значение танкам и авиации.

Танки

Предвоенная концепция «глубокой операции» в ее завершенном виде предполагала ввод в прорыв вражеской обороны и действия в ее глубине мобильных сил — механизированных соединений, поддерживаемых авиацией и, возможно, воздушным десантом. Эти соединения, состоящие из танков, мотопехоты и в некоторых случаях кавалерии, должны были рассечь группировку противника, нарушить ее коммуникации и, при наличии благоприятных условий, окружить ее. Другой их задачей считался захват стратегически важных районов и срыв попыток врага создать новую линию обороны. На всех этапах «глубокой операции», начиная от прорыва обороны и заканчивая окружением и уничтожением противника, значительная, а подчас и решающая роль отводилась танкам. Они должны были поддерживать пехоту при прорыве обороны и служить основой механизированных соединений.

Герои-танкисты Великой Отечественной войны

Лейтенант Павел Хорошилов

Великая Отечественная Война

Лучшие танкисты Второй мировой войны, также, как и лётчики, – прекрасный пример того, как высокий профессионализм может удачно сочетаться с природными талантами –развитой интуицией, смекалкой, выдержкой и хладнокровием. А если к этому добавить ещё и высокий боевой дух, любовь к Родине и презрение к смерти…танк в руках такого человека превращается в смертоносное и малоуязвимое для врага средство боя.

Нет сомнений в том, что все легендарные танкисты – Герои Советского Союза обладали этими качествами личности сполна.

Война – вещь жестокая и непредсказуемая. Случилось так, что наш самый результативный танкист Второй мировой войны ст. лейтенант Лавриненко воевал всего 2,5 месяца и был убит шальным осколком уже после боя, вне танка. Если он за такой малый срок показал рекордный результат, то сколько боевых побед было бы на его счету за всю войну?

Не довелось раскрыть свой талант на полную и другому выдающемуся герою танкисту ВОВ – ст. лейтенанту Колобанову, который 15 сентября получил тяжелейшее ранение. Ночью, при заправке танка топливом и боеприпасами, его настиг разрыв случайного вражеского снаряда. Танковый ас получил сильное повреждение позвоночника и выбыл из строя до самого конца войны…

Далее – о Лавриненко, Колобанове и некоторых других знаменитых танкистах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Немецкие танки

Немецкие танки и бронетехника

Вторая мировая

В массовом сознании прочно утвердилось представление, что немецкие танки 2 мировой войны – это сплошь «Тигры» и «Пантеры». На самом деле, эти тяжёлые боевые машины появились у гитлеровской Германии только в 1943 году. Немецкие танки Второй мировой, на которых вермахт начал эту глобальную военную авантюру, были далеко не такими мощными и бронезащищёнными.

В 1939-1941 гг. и артиллерия у немцев ещё была почти вся на конной тяге, и танков у вермахта было не так много – более чем в 3 раза меньше, чем у Красной Армии. Причина военных успехов Германии была не в количестве, а в качестве – применялись танки исключительно умело и грамотно.

Танки СССР (Советского Союза) и России

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

Пять самых выдающихся подвигов советских танкистов в годы Великой Отечественной войны

Танковый бой времён ВОВ

Военные конфликты

Русские танкисты лучшие! Так было раньше, так есть и сейчас. Теперь неудивительно, почему мы придумали танковый биатлон, и мы же там всегда первые! Это генетическая память, которая не исчезает никогда.

Танковый бой времён ВОВ

Танковый бой времён Великой Отечественной

Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

Боевая машина, также известная как Т-III, представляла собой танк, имевший орудие калибра 37 миллиметров. У него была 30-миллиметровая броня с каждой стороны. Основная функция – быстроходность (по шоссе давал 40 километров в час). Другие плюсы танка – отличная оптика, оптимально расположенные места для экипажа, радиостанция. Имея все это, «Панцеркампфвагены» вели успешные бои с более тяжелыми машинами.

thumb-1920-673067

Однако, когда у противников появились новые, более совершенные машины, «тройка» стали им заметно уступать. В результате немецкие конструкторы утяжелили калибр танковой пушки, сделав ее 50-миллиметровой. Кроме того, танк закрыли навесными экранами. В итоге это дало результаты, PzKpfw III воевал еще годы. Но в 1943 году производство боевых машин было остановлено, поскольку специалисты посчитали, что танк невозможно более модернизировать. За всю историю в Германии выпустили 5 тысяч Т-III.

Податливая броня

Важно было не только сформулировать правильную теорию, но и создать эти механизированные соединения. Предвоенный период стал временем поисков их оптимальной структуры. В конечном итоге Красная армия вступила в войну с танковыми войсками, состоящими из 29 механизированных корпусов.

Танки

Быстро выяснилось, что советские механизированные корпуса не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Большинство из них потеряли почти всю свою боевую технику за несколько дней боев. Некоторые контрудары, нанесенные советскими корпусами, действительно задержали продвижение противника. Но ни один из них не привел к разгрому наступающей группировки, по которой он наносился. Виной плачевного итога боевой работы мехкорпусов образца 1941 года стало множество факторов. Во-первых, неблагоприятная стратегическая обстановка: Красная армия вступала в войну, не завершив мобилизации и стратегического развертывания. Это означало, что существенная часть советских стрелковых дивизий еще находилась в глубоком тылу, и их отчаянно не хватало для прикрытия флангов атакующих советских танковых армад и стабилизации положения на второстепенных направлениях. Кроме того, боевые возможности мехкорпусов были снижены из-за нехватки людей и автомобилей, которые не успели прибыть после объявления мобилизации. Во-вторых, большинство мехкорпусов встретило войну в стадии формирования. И ни один из них не имел всего положенного по штату вооружения. В-третьих, организация мехкорпуса была далека от оптимальной. Насчитывая по штату более тысячи танков (на практике в среднем примерно половину от этого числа), корпус имел сравнительно мало мотопехоты и артиллерии, а инженерные войска в его составе почти не были представлены.

Танк

История развития танков СССР и России по моделям

Тяжелые танки

Средние танки

Танкетки

Легкие танки

  • АТ-1
  • СУ-18
  • СУ-26
  • СУ-5
  • СУ-8
  • СУ-76
  • СУ-85Б
  • СУ-85
  • СУ-100
  • СУ-152
  • СУ-100М1
  • ИСУ-152
  • Объект 704
  • СУ-122-45
  • Объект 263
  • СУ-14
  • С-51
  • Объект 212
  • Объект 261

Немецкие танки Второй мировой войны в начале вторжения в СССР

Танки вермахта должны были стать «джокером» в войне с Советским Союзом, сыграв решающую роль в блицкриге – «молниеносной войне». В соответствии с этой стратегией, гитлеровская Германия и формировала свою броневую мощь.

Лёгкие немецкие танки 2 мировой

1. Танк Pz.Kpfw.I (Т-I) производства компании «Крупп» выпускался с 1933 по 1938 гг.; и ещё три года после этого его гусеничное шасси выпускали только в качестве командирских и разведывательных машин (без башен), а также в виде основы для самоходных артиллерийских установок.

Образец танка Т-I

Т-I

Орудия эти лёгкие танки не имели: только 2 спаренных 7,92-мм пулемёта, смонтированных в общей маске. В общей сложности, в 1933-1938 гг. было выпущено 1867 танков Pz.Kpfw.I.

Pz.Kpfw – это значит Panzerkampfwagen – «бронированная боевая машина» в переводе с немецкого.2.Pz.Kpfw.II (Т-II) совместного производства «МАН» и «Даймлер-Бенц» выпускался с 1937 по 1942 гг., в пяти модификациях: от А до F. Вооружение большинства из них состояло из 20-мм орудия и спаренного с ним 7,62-мм пулемёта.

Образец немецкого танка Т-II

Т-II

Часть Pz.Kpfw.II была огнемётными, с двумя огнемётами, стреляющими на 50 м. На шасси этого делались самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи, перевозчики боеприпасов. Всего за годы производства было сделано 3500 шасси Т-II, из них 2050 – именно танков.

3. Pz.Kpfw.II Luchs (Т-II Лукс), также от «МАН» и «Даймлер-Бенц» – специальный разведывательный танк с двух-, а не одноместной башней (как обычный Pz.Kpfw.II).

Образец танка Т-II Лукс

Т-II Лукс

Эти немецкие танки ВОВ выпускались в 1942-1944 гг.; их было сделано ровно 100 штук.

Средние танки вермахта Второй мировой войны 1939 1945

3. PzKpfw III (Т-III) разработки компании Даймлер-Бенц с 1937 года поступал на вооружение танковых подразделений вермахта и ваффен СС. Танк выпускался в следующих модификациях: с 37-мм орудием; с 50-мм орудием; с 75-мм гаубицей; с огнемётом; командирская машина; и разведывательно-наблюдательная машина.

Образец танка Т-III

Т-III

Кроме пушки, на PzKpfw III также устанавливали 2 или 3 7,92-мм пулемёта MG-34. За годы производства (1936-1943) эта бронетехника вермахта была выпущена в количестве 6166 единиц.

4. PzKpfw IV (Т-IV). Эти танки вермахта 1941 1945 – самые массовые в Германии: их было выпущено 8588 штук. Данная модель, разработки и производства компании Крупп, выпускалась с 1937 по 1945 гг.

Образец танка Т-IV

Т-IV

Танки Т-IV оснащались 75-мм орудиями различных модификаций и длины, а также одним или двумя 7,92-мм пулемётами. В связи с регулярным увеличением толщины брони, вес выпускаемых бронемашин в ходе производства возрастал от 17 тонн до 24,6 тонн. PzKpfw IV – самые широко представленные в музеях мира танки Германии Второй мировой войны.

Танкисты асы Второй мировой войны, Зиновий Колобанов – наибольшее количество танков, подбитых за 1 бой

Подвиг ст. лейтенанта Колобанова описан во множестве книг и статей, и даже занесён в Книгу рекордов Гиннесса. 20 августа 1941 года за один бой экипаж танка КВ-1 Зиновия Колобанова уничтожил или вывел из строя 22 немецких танка. А всего 5 танков его роты поразили 43 бронемашины противника.

Этот непревзойдённый результат стал возможен благодаря грамотному выбору позиции и безупречно выдержанной тактике боя. Танки Колобанова сполна использовали фактор внезапности, подбив большую часть вражеских танков в первые же полчаса боя.

На фото танкист Зиновий Колобанов

Колобанов, его экипаж и танк после боя

Броня КВ-1 Колобанова выдержала множество попаданий. К сожалению, менее чем через месяц Зиновий Колобанов получил тяжёлое ранение и выбыл из строя до самого конца войны.

Зиновий Колобанов – бой против 22 танков

Многие считают до сих пор, что в начале войны в 1941-1942 годах Красная Армия почти не сражалась, а только отступала. Безусловно, такое мнение ошибочно. Солдаты вели ожесточённые бои, но поначалу немцы были более подготовлены как физически, так и морально, поэтому они пользовались моментом замешательства и захватывали позиции.

Одним из доказательств, что СССР противостоял даже в эти сложные годы фашисткой угрозе, является подвиг командира роты танков – Зиновия Григорьевича Колобанова.

Зиновий Колобанов

Подлинные фотографии Колобанова Зиновия Григорьевича (слева — в молодости, в центре — во время службы, справа — после войны)

Поставленная задача

Третья танковая рота Колобанова, состоящая из 5 танков, получила приказ обеспечить надёжную оборону 3-х дорог, ведущих к городам Луки, Волосово и Кингисепп. Оборона данных подступов была необходима, чтобы предотвратить быстрый захват главного опорного пункта – города Ленинграда.

Защитить сразу 3 дороги – задача очень сложная. Однако Зиновий Григорьевич прошёл Финскую войну, 3 раза горел, но оставался в строю, поэтому с таким опытом за плечами он придумал план.

Карта боя Колобанова

Карта боя: расположение колонны немцев и КВ-1 Колобанова

Командир роты выбрал для танков самые оптимальные позиции. Особенно он правильно расположил свой тяжёлый танк КВ-1. Получилось, что с его точки прекрасно просматривались все развилки, перекрёсток, а в 300 метрах длинная дорога была как на ладони. Откуда бы немцы ни поехали, Колобанов их достал бы везде. Так и получилось.

Вскоре появилась колонна – 22 танка легкого образца. У командира роты тут же возник план. Он подбивает первый и последний танки колонны, чтобы застопорить ход всех остальных. Затем уже перестреливает оставшиеся машины по одному. Благодаря отважным действиям всего экипажа и командира, один только КВ-1 смог за 30-тиминутный бой уничтожить 22 танка противника. А ведь в роте было 5 наших танков. Если учесть славную работу всех, то примерно выходит: 43 уничтоженных или подбитых фашистских танка, ликвидированная полностью артиллерийская батарея, легковая машина и ещё 200 человек в придачу.

Наградной лист Колобанова

Наградной лист Колобанова Зиновия Григорьевича (хотели ведь дать звание Героя Советского Союза, жаль, что поменяли на орден «Красного знамени»)

Своим подвигом командир роты Зиновий Колобанов приостановил натиск врага на Ленинград. Ему вручили орден «Красного знамени», а об этом подвиге даже вышла статья в газете «Красная звезда».

Танки ИС

Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).

ИС-1

Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.

Подгонка огромной 122-мм пушки требовала времени. Поэтому с осени 1943 г. первые танки (ИС-1) выпускали с 85-мм пушками. Но уже в январе 1944 г. на фронт пошли ИС-2 со 122-мм орудием. На танке ИС не было стрелка-радиста. Но курсовой пулемёт, жёстко закреплённый на корпусе танка, остался. Стрелял из него механик-водитель, наводя пулемёт на цель поворотом всего танка. Ещё один пулемёт был спарен с пушкой, а третий располагался в кормовой части башни. Зенитный пулемёт установили на крыше башни.

ИС-2

В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.

ИС-3

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther)

«Пантера» разработана в 1943 году фирмой MAN и впервые применена в Курской битве. Германские инженеры стремились создать массовый танк, который был бы прост и дешев. Танк стал конкурентом советского Т-34 и «американца» Sherman.

Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ, она имела очень толстую броню толщиной до 80 миллиметров. Вражеские снаряды отскакивали от корпуса танка. Правда, на бортах броня была более тонкая, поэтому советские танкисты старались бить именно в эту «ахиллесову пяту».

PzKpfw V Panther

Машина имела орудие 75 миллиметров, его мощность не уступала 88-миллиметровой пушке «Тигра». Бронебойные снаряды за первую секунду успевали пролететь километр. Поэтому боевая машина была способна поразить почти каждый танк врага на дистанции свыше двух километров. По скорости образцы выигрывали у Т-34 – на шоссе могли разогнаться почти до 60 километров в час.

Другое дело, что «Пантеры» дорого обходились германской промышленности. К тому же их обслуживание оказалось делом непростым. Немецкая экономика не смогла в должной мере наладить их производство. Тем не менее, за годы войны произведено порядка 6 тысяч Panther.

Даже в марте 1945 года, во время боев в Венгрии, несколько сотен «Пантер», оборудованных приборами ночного видения, атаковали части Красной армии под озером Балатон. Правда, техническая новинка в сражении их не спасла.

Лучшие танкисты Великой Отечественной войны – свыше 30 побед

Таких танковых асов в РККА было 8 человек: ст. лейтенант Лавриненко (52 подбитых танка врага); капитан Бочковский (36); ст. лейтенант Корольков (34); лейтенант Кученков (32); капитан Дьяченко (31); капитан Моисеев (31); капитан Самохин (более 30) и подполковник Бурда (более 30).

Большинство этих великих танкистов Великой Отечественной войны сражались на Т-34. Кроме Ивана Королькова (КВ-1) и Михаила Кученкова (самоходка СУ-85).

Фото Дмитрия Лавриненко

Самый результативный танкист Великой Отечественной войны Дмитрий Лавриненко со своим экипажем

Из этих восьми героев танкистов ВОВ пятеро дошли до победного мая 1945-го. Трое погибли: Дмитрий Лавриненко в декабре 1941 г., Константин Самохин в феврале 1942 г., Александр Бурда – в январе 1944-го.

Развить успех нечем.

Катастрофический конец первых мехкорпусов повлек за собой серьезный пересмотр военной доктрины. Первоначально было принято решение отказаться от мехкорпуса как организационной структуры и перейти к отдельным танковым дивизиям с уменьшенным количеством танков. Но и этого показалось мало. Осенью 1941 года основной организационной единицей танковых войск становится отдельная танковая бригада. Поскольку для ее формирования требовалось значительно меньше людей и военной техники, новые бригады можно было создавать быстрее, особенно в условиях нехватки подготовленных кадров и катастрофических потерь в танках летом 1941 года. Кроме того, требования к уровню подготовки командира бригады были ниже, чем для командира танковой дивизии, не говоря уже о командире мехкорпуса.

Танки

Но даже при полной укомплектованности боевой техникой способности бригад к самостоятельным действиям были сильно ограничены. Они действовали преимущественно совместно со стрелковыми дивизиями, танки использовались для поддержки пехоты. Иногда они могли выполнять самостоятельные задачи. Например, в ходе оборонительной фазы Битвы за Москву отдельные танковые бригады использовались для перекрытия наиболее опасных направлений. В октябре 1941 года прекрасно показала себя 4-я танковая бригада (ставшая за свои заслуги 1-й гвардейской танковой) в боях под Мценском, в которых прославился ее командир полковник Михаил Катуков. Будущий маршал бронетанковых войск широко использовал в обороне метод танковых засад, с помощью которого долгое время сдерживал продвижение немецкой танковой дивизии. Но когда немецкая авантюра под Москвой провалилась и пришла пора от обороны переходить к наступлению, то оказалось, что у советского командования нет достаточно сильных инструментов для действий в глубине вражеской обороны. В результате возможность окончательно разгромить противника, пользуясь его временной слабостью, не была в полной мере использована. Потерпев поражение под Москвой, весной-летом 1942 года вермахт сумел восстановить фронт и стабилизировать ситуацию.

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

renault_ft17

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу – тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Танки вермахта Второй мировой, запущенные в производство в ходе войны с СССР

Опыт войн с Советским Союзом показал: огневой и бронезащитной мощи германских танков недостаточно. То, что прекрасно сработало в Европе, оказалось малоэффективным для советских реалий. Советские Т-34 превосходили все танки вермахта, поэтому следующая модель немецкого среднего танка – PzKpfw V Panther (Т-V «Пантера») – разрабатывалась «с оглядкой» именно на Т-34. Прежде всего, это касается более рациональной формы корпуса, в известной степени, заимствованной у советских танков.

5. Танки PzKpfw V Panther разработки компаний «МАН» и «Даймлер-Бенц» выпускались в 1943-1945 гг. Они вооружались мощными длинноствольными 75 мм орудиями. С пушкой спаривали 7,92-мм пулемёт MG 34, а второй пулемёт размещали в лобовом листе корпуса, в бугельной установке.

Образец танка Т-V «Пантера»

Т-V «Пантера»

У танков «Пантера» модификаций A и G в правой задней части крыши башни были также «устройства ближнего боя» – мини-мортиры (гранатомёты), стрелявшие дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами. Танков PzKpfw V до конца войны немцы успели выпустить около 6 тысяч единиц. В СССР средние танки «Пантера» считались тяжёлыми (боевая масса 44,8 т против 26,5 т – 30,9 т у Т-34 разных модификаций).

Владимир Хазов – трое против 27

Ещё один выдающейся подвиг русского танкиста – этой бой 3-х Т-34 против 27 танков врага. Фантастика! Но на самом деле так и было, хотя в это трудно поверить.

Владимир Хазов — молодой старший лейтенант, командир отряда из 3-х танков, получил приказ остановить немецкую колонну бронемашин. Владимир Хазов считал, что внезапность – это ключ к успеху, и не прогадал.

Владимир Хазов

Подлинная фотография Владимира Хазова время службы

15 июня 1942 года отряд укрыл боевые единицы под ветки и листву недалеко от села Ольховатка, в лесу. Внизу гудели немецкие танки, которые с каждым метром приближались к позициям наших бойцов. Зная, куда поедут немцы, Хазов приказал сидеть тихо и ждать, когда они проедут, чтобы ударить в тыл. Как только вырулила последняя машина, Т-34 Владимира вылетел из укрытия и ударил бронебойным снарядом в первый танк – он загорелся.

Наградной лист Хазова

Скан наградного листа Хазова Владимира Петровича со всеми указанными данными: год рождения, подвиг и т.д.

Бой продолжался недолго, зато все 27 танков противника были уничтожены, 8 из них экипажем Владимира Хазова. После данного подвига ни одна бронемашина не пострадала – в расположение батальона отряд вернулся без потерь. В том же году за проявленное мужество и отвагу, за 27 уничтоженных танков в бою, командиру отряда Владимиру Хазову присвоили звание Героя Советского Союза.

Лёгкие танки

Основу танковых войск всех стран мира в 1920–1930 гг. составляли лёгкие танки (их вес не превышал 20 т). Вооружались они пушками калибра от 20 до 45 мм. В начале Второй мировой войны стало ясно, что их бронирование, мощь и вооружение уже не соответствуют времени. Танкостроители все силы направили Т-60 на создание тяжёлых и средних танков с противоснарядным бронированием. Однако лёгкие танки выпускали и применяли до конца Второй мировой войны. Но это были машины нового поколения с более мощным бронированием, отличной проходимостью, высокой скоростью и маневренностью. Так, советские лёгкие танки Т-60 образца 1941 г. и пришедшие им на смену в 1942 г. Т-70 были прикрыты 35- и 40-мм бронёй соответственно. Так, если довоенный БТ-7 весил почти 14 т, то Т-70, оснащённый 45-мм пушкой, был в полтора раза легче и на полметра ниже. Это давало ему преимущества на поле боя.

Танк Т-60

Танк Т-70

В начале войны советская промышленность не могла снабдить армию тяжёлыми и средними танками, потому в Красной армии преобладали лёгкие танки Т-60 и Т-70 (простые, оснащавшиеся автомобильными двигателями, они были легче в производстве). За два первых года войны было выпущено 14 тыс. таких танков (6 тыс. Т-60 и 8 тыс. Т-70). В начальный период войны, когда у немцев ещё не было тяжёлых танков и мощных противотанковых пушек, экипажи Т-60 и Т-70 оказывали пехотинцам существенную помощь и в обороне, и в наступлении. Лишь в 1943 г., когда в войска стали поступать средние танки, производство Т-70 прекратили, вместо них начали выпускать самоходную пушку СУ-76. Тем не менее Т-70 воевали до конца войны. Они были эффективным оружием в борьбе с германскими пулемётными огневыми точками.

«Дедушка» советского танкостроения Т-18

С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.

Танк ИС-2 («Иосиф Сталин»)

Боевая машина «Иосиф Сталин-2» стала достойным ответом «Тигру» от советской военной промышленности. Его выпустили в свет в 1943 году. Он стал мощнейшим и самым бронированным из боевых машин СССР военного периода и одним из лучших в мире на то время. Инженеры из Советского Союза добились создания экономичной конструкции.

Танк ИС-2

Масса боевой машины была сравнима с весом «Пантеры», при этом танк был защищен броней гораздо лучше. Толщина брони достигла миллиметров. Пушка была невероятно сильная по огневой мощности, калибр достигал 122 миллиметров. Его снаряды простреливали машины Вермахта насквозь, пробивали кирпичную кладку и сносили дома целиком. Вооружение дополнял пулемет ДШК калибра 12,7 миллиметра, располагавшийся на башне. Пулеметные пули не давали врагу передохнуть даже за толстыми стенами зданий.

Поэтому ИС-2 играли важную роль в сражениях 1944-1945 годов, особо отличались при штурмовых операциях, например, в больших городах. Тактические действия при этом заключались в следующем. В городе действовали штурмовые группы из 1-2 машин вместе с ротами, состоявшими из автоматчиков, снайпера, а иногда и огнеметчика. Танки при этом просто сметали сопротивление фашистов и вместе с сидящими на них солдатами прорывались по улицам на площади, скверы, в парки. Здесь была возможность устроить круговую оборону.

p1_2356122_bec692ed

К минусам ИС-2 относилось слишком плотное размещение топливных баков в рубке управления. Если вражеский снаряд пробивал броню, команда чаще всего погибала. Наибольший риск выпадал на долю механика-водителя – у него не было своего люка, поэтому вылезли из машины он не успевал.

К тому же в действующие войска в спешке направлялось много ненадежных образцов, должным образом не прошедших испытания. Проблема была решена только с модернизацией модели, которая завершилась к 1945 году. Танк-освободитель народов Европы от фашизма стал символом Победы. Советская армия использовала его почти 50 лет.

Новые корпуса — первые пробы

Контрнаступление зимой 1941/42 года показало, что для успешного завершения операции настоятельно необходимы мощные эффективные соединения танковых войск. Восстановление эвакуированной промышленности и широкое применение технологий массового производства в танкостроении предоставили для этого все возрастающий поток новой бронетехники. Весной 1942 года начинается формирование танковых соединений нового типа. Каждое из них состояло из трех танковых и одной мотострелковой бригады. Хотя их назвали танковыми корпусами, в действительности танков в них было меньше, чем в предвоенной танковой дивизии. Советское командование вновь получило в свои руки инструмент, предназначенный для «глубокой операции». Но его первое применение опять кончилось катастрофой. В мае 1942 года два танковых корпуса погибли в сражении под Харьковом, не оказав существенного влияния на его ход. Несколько лучше показали себя танковые корпуса в оборонительных операциях лета 1942 года. Их контрудары были более результативны, чем в предыдущем году. Но по-прежнему они только задерживали наступление противника, а не приводили к его разгрому. Потери были ниже, но все равно оставались высокими, особенно по сравнению с незначительностью достигнутых результатов. Не помогла даже концентрация танковых корпусов в составе специальных танковых армий.

Танк

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

m1

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

tank-t-18mms-1

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

t-19

t-20

t-24

Неприступный плацдарм взят – подвиг Алексея Романа

Алексей Роман

Единственная сохранившаяся фотография Романа Алексея, Героя Советского Союза

Наверное, каждый знает, что захватывать вражеские территории, когда впереди естественная водная преграда – крайне тяжело. Вспомним тот же Невский пятачок… Однако иначе война не может вестись, а отвоевывать земли необходимо.

Ещё один героический подвиг совершил экипаж танка северо-западнее Бреслау (ныне территория Польши). Рота старшего лейтенанта Алексея Романа стояла первой в очереди на переправу через реку Одер. Сложность состояла в том, что немцы не собирались сдаваться: им необходимо было держаться за этот удобный ключевой пункт за рекой. Для того чтобы выдержать советский натиск, фашисты построили множество дотов и дзотов, целые километры траншей и окопов, надеясь выстоять бой.

С нашей стороны мотивация была не меньшей, ведь Одер — это последняя крупная преграда на пути к Берлину. Учитывая имеющийся у старшего лейтенанта Алексея Романа опыт в форсировании рек, ему доверили эту операцию.

Необходимо понять, что каждый раз те, кто идут первыми в бой, всегда погибают. Тем более если это касается танковых боёв и форсирования. Однако Господь спас Алексея Петровича, а свою задачу он выполнил безукоризненно. Танки лейтенанта поддерживали пехоту огнём и прикрывали манёвры. Многие часы немецкие пушки перекапывали взрывами весь берег, стараясь оттеснить красноармейцев обратно. Однако усиленные бои привели к тому, что танки прорвались вглубь позиций врага и начали полномасштабный обстрел артиллерии противника. Пушки поутихли.

Этим воспользовались наша авиация и лодки. На подмогу Первой Украинской армии спешили товарищи на всех имеющихся судах. Авиация разбомбила территорию врага, после чего стало ясно, что фашисты не удержат высоту. Они отступили к городу.

Наградной лист Романа

Наградной лист Романа Алексея Петровича с указаниями подвига и других важных данных (бесценный документ)

За отважный захват неприступного ранее плацдарма и героический бой Алексей Роман получил звание Героя Советского союза.

Колесно-гусеничная концепция

Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.

Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.

Первым олицетворением колесно-гусеничной концепции стал Т-29. Теоретически он вобрал в себя все самые передовые технические идеи своего времени, выйдя даже за их рамки. Калибр башенного орудия был немыслим для середины 30-х, он составлял целых 76 мм, имел несколько большие размеры, чем предшествующая модель Т-28, а при 30-мм толщине брони мог перемещаться достаточно прытко, не хуже, чем легкие танки СССР того времени. Машину подвела сложность производства и низкая надежность, она осталась опытно-экспериментальной, но роль ее преуменьшать не стоит.

Молот прорыва

В поисках выхода из тупика руководство Красной армии вновь начинает менять доктрину. В дополнение к танковым корпусам возникает новый тип мобильного соединения — механизированный корпус. По количеству танков эти соединения были примерно сопоставимы, но новый мехкорпус имел существенно больше пехоты. 16 октября 1942 года Сталин подписал приказ народного комиссара обороны № 235 «О боевом применении танковых и механизированных частей и соединений». В нем были сформулированы принципы их использования, часть из которых повторяла известные в довоенный период идеи, а часть появилась в результате изучения накопленного опыта танковой войны. Этот приказ отделил механизированные и танковые корпуса от более мелких танковых частей в соответствии с их задачами. Если отдельные части должны были в основном поддерживать пехоту при прорыве обороны противника, то корпуса рассматривались как средство командующего армией или фронта, предназначенное для развития успеха прорыва. Механизированный корпус считался более приспособленным для самостоятельных действий, поэтому мог использоваться для преследования врага и самостоятельно наступать на не успевшего закрепиться противника. Приказ требовал от танковых войск избегать столкновения с большими танковыми частями противника, перекладывая тяжесть борьбы с ними на плечи противотанковой артиллерии. Танковые корпуса должны были действовать в первую очередь против пехоты. Тут видна попытка подражать методам вермахта, использованным при отражении советских контрударов в 1941—1942 годах.

Танки

Принципы приказа № 235 показали свою эффективность в ходе советского наступления зимой 1942/43 года. Его успех в значительной степени был обеспечен эффективным использованием мобильных соединений, действия которых привели к окружению 6-й армии под Сталинградом, разгрому 8-й итальянской армии в Острогожско-Россошанской операции и другим крупным успехам. Впервые с начала войны мобильные соединения были использованы так, как их предполагалось использовать: для прорыва в глубину обороны противника. В этой кампании особенно хорошо показали себя танковые армии (5-я под командованием П.Л. Романенко в Сталинградской операции, 3-я под командованием П.С. Рыбалко в Острогожско-Россошанской). Они оказались наиболее подходящим средством для решения таких задач.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

t-26

t-27

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

t37a

t-40

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

bt-2

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

tank_t-28

t-35

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

at1

Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны 1941-1945 – от 15 до 19 побед

20 танкистов Великой Отечественной войны подбили от 15 до 19 гитлеровских танков и самоходок. Пятеро из них воевали на тяжёлых танках КВ или ИС. Трое командовали экипажами самоходных орудий. Один – Леонид Дружинин – воевал на американском M4А2 Sherman. Остальные командовали Т-34 разных модификаций.

Шестеро из этих танкистов асов Второй мировой войны погибли в боях. К сожалению, считанный дни не дожил до Победы мл. лейтенант Кашников Пётр Михайлович, командир танка Т-34/85 «Мать-Родина». Он погиб 29 апреля 1945 г.

Его танк был назван в честь 65-летней москвички Марии Иосифовны Орловой, которая потратила на его изготовление все семейные сбережения и драгоценности. Эта женщина проводила на фронт мужа, троих сыновей и дочь. Двое её сыновей не вернулись с войны.

Танк Мать-Родина

Знаменитый танк в ГСВГ

Танк «Мать-Родина» дошёл до Берлина и был установлен в одной из воинских частей Группы советских войск в Германии на постамент, сделанный из гранитной плиты, с которой выступал Гитлер. Во время вывода контингента советских войск из Германии танк вывезли в Россию. Он стоит в п. Котельники Люберецкого района Московской обл. у школы, в которой действует Музей боевой славы 17-й механизиованной бригады. Именно в её составе сражался Т-34/85 «Мать-Родина».

Угнать танк и остаться в живых – уникальный случай

7 июля 1943 года командование дало приказ разведчикам под руководством Дмитрия Закревского раздобыть карты и другие важные документы о местонахождении боевых частей противника.

На следующее утро разведчики выдвинулись к линии фронта на бронетранспортёрах. Недалеко от нейтральной линии бойцы спешились и дальше пошли ползком. Так они прошли все немецкие заставы и часовых. В отряде было 11 человек: военфельдшер Быстрицкий, красноармеец Доброедов, ефрейтор Иванников, старший сержант Калинин, младший лейтенант Косик, старший сержант Минин, красноармеец Новиков, старший сержант Плешкевич, сержант Подоляев, сержант Семенов и старший сержант Семинец.

Закревский и Иванников

Подлинная фотография Закревского Дмитрия и его товарища Иванникова

Достигнув заданной точки, солдаты заметили какую-то тёмную гору, накрытую брезентом. Под брезентом оказался танк с включённой внутри лампой. Однако никого поблизости и внутри не было. Зато после того, как младший лейтенант Косик залез в танк, он обнаружил маленькие портативные немецкие карты с размеченными фашистскими позициями, и секретные документы. Недолго думая, командир группы приказал забрать машину вместе с её содержимым. Танк может рассказать не меньше, чем секретные документы вермахта. Косик проверил двигатель и другие ходовые элементы – всё было в рабочем состоянии.

Разведчики завели мотор и поехали. Конечно, поднялся шум, немцы не поняли, что происходит, почему танк покинул своё прежнее место дислокации. Началась беспорядочная стрельба. Но ни один немец не смог подойти к танку на близкое расстояние: наши солдаты окружили его и вели обстрел. Большим преимуществом сыграло то, что танк был серым, и в ночи его не было видно. Фашисты быстро потеряли его из виду.

Подвиг подвигом, а как воспримут немецкий танк свои

Этот вопрос волновал командира группы. Поэтому, чтобы красноармейцы не начали обстрел, разведчики достали красный немецкий флаг со свастикой и стали размахивать только красной его частью, чтобы свастики не было видно. Более того, танк вёл стрельбу из пулемёта в сторону фашистов, что тоже сыграло свою роль. Советская армия приняла танк без боя.

Угнанный танк ПЗ 4

Немецкий танк ПЗ 4, на котором подъехал Закревский со своим отрядом (цветная фотография для наглядности)

За свой подвиг все участники «ночного турне» по немецкой территории получили награды и медали. Ни один солдат в этой вылазке не пострадал, а доставленные секретные документы помогли русскому командованию узнать планы врага и ударить первыми.

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

танки ссср второй мировой войны

Танк M4 Sherman («Шерман»)

Главный танк американской армии в период Второй мировой войны, отлично зарекомендовал себя на полях сражений. Он повоевал и на советско-германском фронте, машины поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу с 1942 года. Всего союзники поставили Красной армии 3600 танков.

Танк M4 Sherman

Кстати, «Шерманы» очень понравились офицерскому составу советских войск. На них даже пересели элитные советские части, например, 10-й гвардейский механизированный корпус. Однако популярность пришла к боевой единице только после массового применения в 1944 году, во время открытия «второго фронта» в Нормандии.

Для того времени у «Шермана» была хорошая огневая мощь, надежное бронирование, высокая подвижность. При этом был надежен. Американская боевая машина стала первой из танков, имевшей гидравлический привод башни, поэтому повысилась точность наведения орудия. Кроме того, появился стабилизатор нахождения пушки в вертикальной плоскости.

«Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости. По отзывам танкистов, в дуэлях боевых машин их выстрел стал бы первым. К плюсам Sherman относился и пониженный шум двигателя, благодаря чему танк можно было использовать в скрытных операциях, например, в разведывательных рейдах.

m4-sherman-sherman-sredniy-3996

Интересно, что к началу войны Соединенные Штаты имели в строю всего 50 танков, но уже во время Второй мировой смогли создать оптимальную боевую единицу. К 1945 году изготовили 49 тысяч «Шерманов» самых разных модификаций. К таковым относились:

  • «Светлячок», применявшийся для охоты на танки противника, вооружение его состояло из 17 фунтовой пушки;
  • «Джамбо» – машина с тяжелой броней, штурмовой вариант;
  • «Дюплекс Драйв», танк-амфибия, умевший преодолевать водные преграды.

Конечно, были у танка и минусы. Изначально их орудия были довольно слабые, не могли пробить броню немецких «Тигров» и «Пантер». Недостаток удалось ликвидировать путем выпуска новой модификации M4A3E8 Sherman Easy 8. Боевая единица получила сильный двигатель, дающий возможность быстро двигаться. Танк обрел новые, усовершенствованные гусеницы, подвеска была доработана, появилась новая пушка калибра 76 миллиметров, которая пробивала вражескую броню.

111

Однако все же «Шерман» был довольно неуклюж – он заметно проигрывал в скорости Т-34, имея сходное вооружение. После второго мирового конфликта они продолжали применяться на полях сражений.

Его использовали в ближневосточном противостоянии, здесь он действовал вплоть до 70-х годов 20 века. Отдельными образцами вооружалась армия Чили в конце двадцатого столетия.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

tank-t-34-85

kv1

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

t60

t-70

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

su76

Герои-танкисты Великой Отечественной войны – от 10 до 14 побед

38 из лучших танкистов Второй мировой войны уничтожили от 10 до 14 танков и самоходок гитлеровцев. 18-ти из них не суждено было дожить до Победы. Представители тяжёлых танков и самоходчики – также в меньшинстве.

Большинство этих героев танкистов Великой Отечественной воевали на Т-34. Некоторым, правда, довелось некоторое время воевать на ленд-лизовских «Матильдах» и «Шерманах», но это единичные случаи.

Фото танкистов Красной Армии

Танкисты РККА, 1944й или 1945й год

Необходимо отметить, что данные по большинству подвигов танкистов Великой Отечественной войны 1941-1945 – неполные, и реальное число побед вполне может быть более существенным. Данные занижались – в связи с действующей в те годы системой выплат за каждый уничтоженный танк. Командование стремилось исключить приписки и избегать чрезмерных выплат за якобы уничтоженные танки.

Этим советские танкисты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коренным образом отличались от немецких: в панцерваффе приписки, напротив, процветали. Если взять за истину результаты немецких танкистов и самоходчиков, то танковые части Красной Армии к 1945 г. должны были вовсе прекратить своё существование.

Танковый ас Дмитрий Лавриненко

За всю историю Великой Отечественной войны никто не смог превзойти абсолютный рекорд, поставленный танковым экипажем старшего лейтенанта Дмитрия Лавриненко, а это 52 танка всего за 2,5 месяца постоянных и жестоких боёв. Вы только представьте — 52 уничтоженных танка врага! За такой подвиг Дмитрий Лавриненко хотя и поздно, аж в 1990 году, но был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.

Наградной лист Лавриненко

Наградной лист героя Дмитрия Лавриненко

Ход событий

За свой, к сожалению, короткий боевой путь, старший лейтенант Лавриненко поучаствовал во множестве боёв, но самый выдающийся среди них был бой вблизи шоссе на Шишкино…

17 ноября 1941 года группа из 6 танков под командованием Дмитрия Лавриненко участвовала в сражениях за село Лысцево. Группа вела перестрелку с 18 танками противника. В результате боя 4 советских танка были подбиты, но зато и немцы лишились семи машин. В то время как группа старшего лейтенанта боролась за село, в тыл советским войскам подошла немецкая колонна танков. Своевременно об этот сообщил штаб генерала Панфилова по телефонной связи.

Учитывая, что из всех танков группы только бронемашина Лавриненко была абсолютно исправна и без царапинки, старший лейтенант принял решение выдвинуться навстречу колонне и воспользоваться излюбленным приёмом ведения войны — засесть в засаде, а потом резко напасть. Так оно и вышло. Сыграл на руку тот факт, что бронемашина была выкрашена белилами, на снегу её было очень трудно разглядеть, и хотя спрятаться за складки местности Лавриненко не смог, но эффект неожиданности сделал своё дело.

Остановившись недалеко от шоссе на Шишкино, Дмитрий стал присматриваться вдаль. Вскоре он увидел колонну немецких танков из 18 машин. Когда колонна подъехала на расстояние около 150 метров, Лавриненко выстрелил по головной машине, чтобы застопорить ход всей колонны. Быстрая перезарядка и выстрел в последнюю машину, а потом несколько точных ударов по центру колонны. Из 18 танков было уничтожено 6. Боевая машина старшего лейтенанта вернулась невредимой к прошлому месту боёв.

Дмитрий Лавриненко

Подлинное изображение Дмитрия Лавриненко

Важно учесть, что Т-34, на котором воевал Лавриненко, был образца 1941 года, где и наводчиком, и командиром выступал один человек, тогда как у немцев командир помогал целиться наводчику, что гораздо ускоряло процесс поражения танка. Более того, угол обзора был небольшой, по сравнению с немецкими танками тех времён, но даже эти неудобства не помешали экипажу Т-34 выполнить приказ.

Многобашенный СМК

Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК – самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.

танки ссср фото

Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II, «Тигр II»

После появления у Красной армии тяжелого танка ИС-2, Вермахт задался целью создать конкурента советскому «монстру». Такой боевой машиной стал Tiger II, он же «Королевский тигр». Боевое крещение принял во время высадки союзников в Нормандии, батальон новых «Тигров» в первом же столкновении подбил 12 «Шерманов».

tigr-ii-panzerkampfwagen-vi-ausf-b-konigstiger-korolevskii-t

По сути, танк стал новой модификацией «Тигра» первого. Его оборудовали специальной броней наклонного типа, добавили крупную пушку большего, чем ранее, калибра. Кроме того, на танк поставили улучшенный двигатель. Таким образом, боевую единицу усовершенствовали сразу в разных плоскостях.

По некоторым оценкам, именно улучшенная модификация «Тигра» сделалась наиболее мощной машиной Второй мировой баталии, танк был способен радикально склонить чашу весов в другую сторону. Правда, сконструировали его довольно поздно, ближе к концу войны. О серьезности танка говорит следующее: танкист Вермахта Курт Книспел выиграл на нем 168 боев! Сегодня экземпляр боевой единицы можно увидеть в музее Парка «Патриот» в Подмосковье.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

t-54

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.

t-62

Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

t-64

Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.

Танкисты – Герои Советского Союза

Далеко не все из упомянутых выше 96-ти танковых асов получили высшую воинскую награду. Героев Советского Союза среди них 51 (вместе с Героем России Брюховым). Остальные Великие танкисты Великой Отечественной войны получили за свои подвиги менее значимые ордена.

Кстати, кроме Василия Павловича, есть ещё один советский танкист – Герой России за Великую Отечественную войну. Это Александр Михайлович Фадин, на счету которого Он дважды представлялся к званию Героя, но первый раз получил вместо Золотой Звезды орден Красного Знамени, а второй раз – орден Александра Невского.

На фото советский танкист Александр Михайлович Фадин

А.М. Фадин (1924-2011)

На счету экипажа Фадина – 8 немецких танков и самоходок. В том числе 1 «Тигр» и 1 «Фердинанд». Кроме того, танкисты умудрились сбить из пулемёта один немецкий самолёт.

Золотую звезду Героя России Александру Михайловичу решено было вручить в 1996 году.

Быстроходные

Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 – БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.

танки вов ссср

Танк Т-34-85

Боевая машина создана в условиях военного времени в СССР. Она стала улучшенной модификацией танка «тридцатьчетверки». Конструировали новый танк при нехватке ресурсов и деталей, по старым технологиям, на заводах, эвакуированных в восточную часть страны. Часто эти предприятия изначально не были предназначены для создания военной бронетехники.

Танк Т-34-85

Несмотря на все препятствия, танк приобрел легендарный статус, поступив в войска в 1944 году. На базовой модели Т-34 не хватало огневой поддержки, поэтому атаки осуществлялись волнами. На модифицированном варианте поставили орудие калибром 85 миллиметров. Обновленная броня выдерживала попадание 37-миллиметровой пушки. Кроме того, появилось оборудованное помещение для команды танка, установлено переговорное устройство. Поэтому боевые машины остались на вооружении советской армии и после окончания военных действий. Создано свыше 25 тысяч боевых машин данной модификации.

Доработанный образец Т-34 был серьезным противником для тяжеловооруженных, но медлительных фашистских «Тигров». Машины Вермахта значительно отставали от советских конкурентов в скорости и проходимости. Также Т-34-85 были просты в обслуживании и ремонте. Танкисты Красной армии быстро освоили новую машину, стали в полной мере использовать ее скоростные и огневые качества. Новый танк полностью оправдал возложенные на него надежды.

По совокупности боевых характеристик именно Т-34-85 считается одним из самых эффективных танков войны.

Плавающие

При овладении обширными территориями перед вооруженными силами любой страны возникает проблема форсирования многочисленных водных преград. Обычно она решается путем высадки десанта и удержания им плацдарма в течение времени, необходимого для наведения понтонной переправы. Идеальным случаем можно считать захват мостов, но отступающий противник, что вполне логично, стремится перед отходом их разрушить. Непосредственно перед войной наши конструкторы создали плавающие танки. СССР Второй мировой войны, согласно официальной исторической версии, не ожидал, но готовил Красную Армию к преодолению многочисленных рек и прочих водоемов. Т-38 и Т-37 строились большими сериями (уже к 1938 году их было свыше тысячи), а в 1939 году к ним добавился еще и Т-40. Для обороны они годились мало, вооружение слабовато (7,62 или 12,7 мм пулемет), поэтому на начальном этапе войны почти все машины были потеряны. К слову, германский вермахт плавающих танков не имел вообще.

тяжелые танки ссср

Танк КВ-1 («Клим Ворошилов»)

Боевая машина, созданная перед Великой Отечественной, участвовала еще в Советско-Финской войне. После немецкого нападения на СССР танк был грозой для гитлеровцев. Ни в одной армии мира в 1941 году не было оружия, способного на равных противостоять КВ-1.

Танк КВ-1

Танк был два раза тяжелее крупнейшей немецкой боевой машины. Он уничтожал элитные подразделения германских сил с той же легкостью, как если бы участвовал в Бородинском сражении 1812 года. До конца 1941 года это была непобедимая, неуязвимая и очень мощная боевая единица. Только в конце первого года войны Вермахт создал конкурентоспособную военную технику.

Весил 45 тонн, защита боевой единицы состояла из 75-миллиметровых стальных бронелистов. Броня была удачно расположена на корпусе под наклоном – немецкие снаряды 37 калибра не могли пробить защиту танка даже с малой дистанции. Советский «монстр» имел длинноствольное орудие 76 калибра, оно доставало врага на расстоянии в полтора километра.

Команды танка сформировывались только из офицеров, лишь механики-водители могли носить звание старшины. Подготовка экипажей на голову превосходила уровень команд танков иных типов.

scale_1200

К недостаткам танка можно отнести довольно не проработанную конструкцию, машину спешно запустили в серийное производство, не учтя недоработки. Особенно страдала трансмиссия. По причине большой массы танка и связанных с ней серьезных нагрузок ходовая часть нередко выходила из строя. А в начальный период войны, при частых отступлениях, машины приходилось оставлять или взрывать. В военных условиях ремонтировать их было невозможно.

Захваченные немецкими войсками экземпляры так и не послужили врагу. Из-за поломок и отсутствия нужных деталей попытки использовать их у немцев не увенчались успехом.

Основной танк Т-34

Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов – «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.

танки ссср 1941 1945

Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».

танки ссср и россии

Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)

Разработан конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода перед войной. Руководил созданием будущего шедевра отечественной танковой промышленности Михаил Кошкин. Боевая машина была быстроходной, ее отлично защищала наклонная броня. Кроме того, танк оснастили производительным дизельным двигателем на 500 «лошадей» и орудием 76 калибра. Трансмиссия отличалась широкими гусеницами.

В целом, конструкция боевой машины была простой и технологичной. Поэтому военной промышленности удалось наладить ее серийное производство очень быстро. К середине 1942 году выпустили 15 тысяч машин, а всего за военное время в СССР произвели свыше 84 тысяч танков разных модификаций.

Танк Т-34

Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.

Даже военная инструкция для немецких танкистов гласила, что при встрече с Т-34 рекомендуется по возможности не вступать в бой. То есть специалисты советовали собственным подчиненным уезжать от русского танка куда подальше!

К недостаткам машины можно отнести сложности в пользовании оптикой, малую площадь боевой рубки и отсутствие радиосвязи. Из-за малой площади боевого отделения командир танка должен был исполнять обязанности и наводчика.

1414230446_t-34-85

Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.

Это недочеты заставляли конструкторов модифицировать боевую машину, в результате появился Т-34-85.

«Климы» – самые тяжелые танки – 1941

СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса – 47,5 тонн, скорость – 34 км/ч, калибр башенной пушки – 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение – взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.

танки 1941 ссср

ИС – Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств. Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий