Схема регулировки клапанов змз 402

Регулировка клапанов 402 двигатель газель карбюратор по трамблеру

Если движок плохо запускается на холодную, свечи заливает, а во время работы силового агрегата вы слышите своеобразный звон, необходимо регулировать зазоры клапанов. Сегодня мы поможем вам понять, как выполняется регулировка клапанов на 402 двигателе, которым оснащены многие автомобили Газель. Для выполнения процедуры необходимо подготовить комплект щупов, ключ для храповика коленвала, а также прокладку крышки ГБЦ (отдельно о замене прокладки головки блока цилиндров мы уже писали). Регулировка клапанов 402 двигателя должна осуществляться исключительно на холодном моторе. Последовательность регулировки по цилиндрам выглядит так: 1-2-4-3. На 1-м и 4-м цилиндрах оптимальный зазор клапанов выпуска равен 0,35-0,4 миллиметра, а для других цилиндров он должен составлять 0,4-0,45 миллиметра.

Зазоры клапанов уаз 402 двигатель порядок регулировки

Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.

Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.

Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.

Зачем выполнять регулировку

Зачем вообще регулировать клапана двигателя? Данная процедура необходима для поддержания узла в рабочем состоянии. Если говорить более конкретно, появляются негативные эффекты, ухудшающие рабочее состояние двигателя, а именно:

  1. Увеличение зазора ведет к ухудшению работы клапанов, как следствие — воздушно-топливная смесь выходит некачественной, от этого ухудшаются характеристики двигателя.

зазоры клапанов

Когда нужна регулировка клапанов

Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.

Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.

Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.

Подготовка к регулировке клапанов

Охладить мотор, подождав несколько часов после его последнего запуска. Отключить клеммы от АКБ. Снять воздушный фильтр (отсоединить крышку фильтра, снять элементы крепления, вентиляционный патрубок картера, а также шланг вакуумного регулятора трамблера). Демонтировать корпус воздушного фильтра. Отключить от карбюратора авто тяги дроссельной и воздушной заслонок. Открутить крышку клапанов и вытащить её.

Периодичность процедуры

Несмотря на потрясающую ремонтопригодность, по своим техническим характеристикам ЗМЗ-402 получился не слишком удачным. Нижнее расположение распредвала, наличие длинных тяг толкателей, да не слишком высокое качество деталей, все это увеличивает вибрационную нагрузку на газораспределительный механизм, а значит, сокращает временной промежуток между регулировками. Если мотор используется бережно, без работы под максимальной нагрузкой и резких стартов, то регулировку необходимо проводить каждые 15 тысяч километров. Если же водитель любит быстрые старты, езду на малой скорости и высоких передачах, а также вынужден возить тяжелые грузы или ездить по горам, то пробег сокращается до 10 тысяч километров. Если же вы используете не соответствующий головке блока цилиндров (ГБЦ) бензин, то вне зависимости от настроек зажигания клапаны на 402 двигателе необходимо регулировать через 5–6 тысяч километров. Это позволит снизить вероятность прогара клапанов и потери компрессии.

Головка двигателя со снятой клапанной крышкой

Как отрегулировать клапана на 402 двигателе

Как настроить клапана на 402 двигателе?

Если движок плохо запускается на холодную, свечи заливает, а во время работы силового агрегата вы слышите своеобразный звон, необходимо регулировать зазоры клапанов. Сегодня мы поможем вам понять, как выполняется регулировка клапанов на 402 двигателе, которым оснащены многие автомобили Газель.


Зазоры на клапанах УАЗ

Одним из основных видов работ является периодическая регулировка клапанов на УАЗ 469, УАЗ 417, УАЗ 421, а также, при возможности, очистка их от нагара.

Клапаны УАЗ 469 на УМЗ 421 и 402 довольно надежны в работе, поскольку изготовлены из хромистой стали, а при работе над выпускными использовалась жаростойкая сталь. Для регулировки клапанов на УАЗ 469, как и УАЗ 3303, в том числе и с двигателем 402, необходимо с определенной периодичностью проверять зазор между клапанами и толкателями. Если зазоры больше нормы, то тяжелее запустить двигатель, а его работа сопровождается стуками в клапанах и падением мощности.

В случае уменьшенных зазоров клапанов УАЗ 469 возникают неполадки в карбюраторе, «покашливание» и хлопки в глушителе, а двигатель не может развить максимальную мощность. Возникают неполадки в карбюраторе (можно слышать). Выставлять зазоры в соответствии с нормами следует на холодном двигателе при ТО-2.

Как определить, что пора проводить регулировку

Есть несколько признаков того, что механизм нуждается в обслуживании:

  • слышен металлический стук со стороны двигателя;
  • падение мощности движка;
  • нестабильная работа мотора.

Даже если ничего подобного не происходит, после пробега в 100 тыс. км настоятельно рекомендуется провести осмотр и обслуживании узла. Регулируя клапан на газель 402 модели, не забудьте проверить целостность других элементов конструкции.

регулировка клапанов

Процесс регулировки клапанов на двигателе змз 402
Для работ понадобится купить:

  • комплект щупов;
  • новую прокладку для установки под крышку;
  • гайки и болты (на случай если крепления сорвутся);
  • подшипники для замены.

Цена вопроса — 600-700 руб. В случае если клапаны вышли из строя, их можно заменить. Цена на комплект клапанов Газель двигателя 402 модели составляет порядка 1500 рублей.

Необходимые инструменты

Для грамотной регулировки клапанов Газели с 402 двигателем надо подготовить следующие инструменты:

  • комплект отвёрток;
  • щупы разного размера или универсальный щуп;
  • трещотку с удлинителем и головкой на 10 мм;
  • набор ключей, размерами с 8 по 14 мм;
  • свечной ключ;
  • молоток;
  • ветошь.

Инструменты для регулировки клапанов

Инструменты для работы

Чтобы отрегулировать тепловые зазоры клапанов ЗМЗ-402 вам потребуются:

  • ключ-трещотка с удлинителем и длинной головкой на 10 мм;
  • рожковые и накидные ключи на 8, 10, 11, 12, 13 и 14 мм;
  • свечной ключ;
  • мощная плоская отвертка;
  • крестовая отвертка;
  • молоток;
  • универсальный щуп;
  • чистая тряпка.

Универсальный щуп для регулировки тепловых зазоров клапанов

Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402

Калибр теплозазора, в соответствии с паспортными данными двигателя, должна составлять 0,4 мм. Показатель этот отличается между впускными и выпускными клапанами, так как последние элементы нагреваются сильнее. Измерения должны проводиться щупами, оснащёнными шагом в 0,05 мм или меньше.

Параметры также могут отличаться из-за различных условий эксплуатации и манеры езды:

  • постоянная перевозка тяжёлых грузов, периодическая езда по горам, применение нестандартного бензина — 0,4 мм;
  • питание двигателя газом — 0,35 мм и 0,45 мм (выпуск);
  • постоянные резкие старты, спортивная манера езды — 0,3-0,35 мм.

Теплозазоры ЗМЗ-402

К тому же, можно путём уменьшения теплового зазора увеличить тягу двигателя и снизить расход топлива. Но это будет работать только на режимах спокойной езды, без нагрузки.

Тепловые зазоры клапанов

В официальном руководстве по обслуживанию ЗМЗ-402 тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов определены в 0,40 мм. Однако такая регулировка подходит лишь для Газелей, которые постоянно возят тяжелые грузы. Из опыта известно, что уменьшение теплового зазора до 0,25–0,3 на впускных и выпускных клапанах позволяет увеличить приемистость и тяговитость двигателя, а также снизить расход топлива. Однако, это касается лишь спокойной езды. Если вы любите ездить быстро, резко стартуете или часто ездите по горам, то зазоры необходимо увеличить до 0,30–0,35, а в особо тяжелых случаях до 0,40.

Также необходимо увеличить зазоры до 0,40, если ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на 76-м(80-м). И наоборот, если головка под АИ-76 (АИ-80), а вы заливаете АИ-92. Если же ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на сжиженном природном газе (СПГ), то зазор должен быть 0,35 для впускных клапанов и 0,40–0,45 для выпускных. Использовать газ с ГБЦ под 76-й бензин нельзя, быстро прогорят поршня и клапаны.

Особенности двигателя

В Газели 402 установлен двигатель Камминз на 4 цилиндра. Общий объем двигателя составляет 2,7 л, а его примерный ресурс — 500 тыс. км пробега.

Если использовать качественное масло, то этот срок слегка увеличивается, но регулировку проводить следует обязательно даже при использовании высококачественной технической жидкости. В движке находится 16 клапанов — по 4 на цилиндр, 2 из которых впускные, а 2 — выпускные.

Регулировка клапанов ЗМЗ-402 - порядок настройки

Подготовительные работы

Как отрегулировать клапана движка? Для начала: все работы в узле двигателя нужно проводить после охлаждения машины. Оставьте после поездки автомобиль на несколько часов в гараже, этого будет вполне достаточно.

402 регулировка клапанов

Перед тем как добраться до самих клапанов, предстоит частично разобрать узел и извлечь некоторые детали. Вот последовательность работ:

  1. Отключаем клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Далее понадобится снять верхнюю крышку воздушного фильтра, открутить крепежи детали, отсоединить патрубок картера и шланг распределителя зажигания.
  3. Извлекаем сам фильтр.
  4. Аккуратно отключаем тягу дроссельной заслонки от карбюратора, затем то же самое проделываем с воздушной заслонкой.

воздушная заслонка

ГАЗ 31 2002, 92 л. с. — самостоятельный ремонт

Комментарии 12

Спасибо, пригодилось. В книге за 4 оборота по 180′ регулировка проводится, а тут оказывается и за 2 можно ))

палец вверх обеими руками! Настроил так клапан, мотор шепчет просто=) два дня ездил без магнитафона=)) слушал мотор!=))

так же на ЗМЗ выставлял кода собирал движки все там так делают и на 511 и на 513

Последний раз по этой схеме регулировал клапана. 4000 км уже проехал, полёт нормальный! Езжу на газу и 95-м.

Это интересно: Видео как собрать стартер на триммере

вот и я ездил после такой регулировки все норм.

Явно это не по книге. Соглашусь, что надо ей пользоваться, но не совсем доверять, т.к. лишь тогда смог выставить клапана до состояния шелеста, когда уменьшил ВСЕ значения на 0,05, НО все же я делал по книге, то есть после настройки клапанов КАЖДОГО поршня прокручивал коленвал на 180. Вот в этом я не согласен, т.к. пробовал и по два поршня сразу настраивать, но надо по одному в обязательном порядке!

все может быть, но я делал по этой схеме, все работало на ура, клапанов не было слышно.)))

Явно это не по книге. Соглашусь, что надо ей пользоваться, но не совсем доверять, т.к. лишь тогда смог выставить клапана до состояния шелеста, когда уменьшил ВСЕ значения на 0,05, НО все же я делал по книге, то есть после настройки клапанов КАЖДОГО поршня прокручивал коленвал на 180. Вот в этом я не согласен, т.к. пробовал и по два поршня сразу настраивать, но надо по одному в обязательном порядке!

По книге! В мурзилке прилагаемой к машине, есть этот способ!

У меня не было написано в книге.

Регулировал буквально месяц назад, поэтому ошибиться не мог) Не факт, что книги одинаковые)

Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ

Клапана не всегда поддаются регулировке, в некоторых случаях стук остается даже при установке рекомендуемых зазоров. Причин такого явления может быть несколько:

— изношены кулачки распредвала;

— ось, на которой стоят коромысла, имеет выработку;

— носики коромысел неравномерно сработались;

— сработались сухари пружин.

Если на пяточках коромысел есть выработка, хорошо отрегулировать клапана с помощью щупов не получится, в таком случае следует пользоваться индикатором.

Когда есть дефекты на кулачках распредвала, избавиться от клапанного стука не получится, даже если делать регулировку с помощью индикатора. В этом случае требуется только замена распределительного вала, и никакие регулировки здесь не помогут. Если сработались сухари пружин, отрегулировать зазоры также не удастся, так как коромысла будут упираться не в клапан, а в чашку клапанной пружины. Этот дефект можно устранить установкой новых сухарей.

Как часто необходимо проводить настройку

В условиях эксплуатации автомобиля с высокой нагрузкой — перевозка тяжёлых грузов, езда по горам и на малой скорости, срок регулировки сокращается до 8-10 тыс. км. А если в бак заливается не соответствующий ГБЦ бензин, клапаны нуждаются в настройке уже каждые 5-6 тыс. км пробега. Иначе они прогорят, а двигатель потеряет компрессию.

Последовательность регулировки зазоров ЗМЗ-402

Чтобы не сорвать резьбу в процессе регулировки клапанов, в начале откручивания и на последнем обороте закручивания гайку нужно вращать ключом очень плавно. Наконечники штанг клапанного механизма двигателя ЗМЗ-402 сделаны из дюралюминия, а не стали, как на ЗИЛ-130, например. Поэтому настраивать клапаны на слух крайне сложно. Бряцанье и стуки могут издавать:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • неравномерно сработавшиеся носики коромысел;
  • выработанная ось;
  • расшатанные сухари пружин.

Клапаны с дефектным распредвалом не получится нормально отрегулировать. Поэтому целесообразнее будет заменить распределительный вал. То же касается и сработанных сухарей пружин, так как коромысла в этом случае будут упираться не в клапаны, а в чашки пружин.

Метка положения первого цилиндра

Интересует первая по счету метка. Её необходимо совместить с отливом на передней крышке двигателя. Но этого не достаточно. За полный цикл работы двигателя поршень дважды подходит в ВМТ. Первый раз в интересующий нас такт сжатия. И второй раз поршень становится в ВМТ в такте выброса отработанных газов. В первом и во втором случае если поршень выставлен строго по метке распредвал не будет оказывать давление на клапана. В такте сжатия кулачки будут развернуты от толкателей коромысел. В такте выпуска газов в ВМТ выпускной клапан закроется а впускной ещё не откроется. Поэтому необходимо точно установить поршень первого цилиндра именно в такте сжатия.

Самый простой способ как отрегулировать клапана на двигателе газель

Правильная регулировка клапанов является одним из самых важных процессов отвечающих за работу газораспределительного механизма. Явным признаком того что нужно отрегулировать клапана является характерный звон, плохой запуск двигателя на голодную. Регулировка клапанов на Газели с двигателем 402 является не сложной и с её можно справится любому автовладельцу, главное знать порядок регулировки клапанов на Газели и зазор который необходимо устанавливать в зависимости от того на каком топливе работает двигатель (газ или бензин).

Просмотрев это видео вы сможете наглядно ознакомится из самым простым способом регулировки клапанов на двигателе 402 Газель Бизнес.

И так чтобы начать регулировать клапана Газели нужно снять клапанную крышку. Затем ключом на «36» установить коленчатый вал по метке (вращать по часовой стрелке) чтобы установить у ВМТ. После чего при помощи ключей на «11» и «14» проверяем зазоры щупом и устанавливаем в требуемом значении.Прежде чем приступать к проверке и установки зазоров клапанов на двигателе Газель нужно знать три основных момента:

  • Порядок работы двигателя 1-2-4-3;
  • Регулировка производится только на холодном двигателе;
  • Зазоры на выпускных клапанах 1-го и 4-го цилиндров должен быть чуть меньше чем на остальных (порядка на 0,05 мм).

При работе двигателя на газу зазоры клапанов устанавливаются на 0,05 мм больше (выпускные — 0,4 мм, а впускные 0,3 мм) чем при работе на бензине, ведь тогда будет зажимать клапана.

Щуп под седлом должен входить с небольшим усилием.

Самым простым способом является установка зазоров (впуск и выпуск) сначала на первом цилиндре, а потом устанавливаем зазоры через один клапан. Затем провернув вал на 360 градусов продолжив установку зазоров от 4-го цилиндра.

Если кому нужно увидит весь процесс наглядно, то смотрим видео по регулировке клапанов на Газель.

Пошаговая инструкция

После того как вы добрались до клапанов, а 402 двигатель полностью остыл, можно начинать сам процесс регулировки. Вот что пригодится при работе:

  • гаечные ключи;
  • щупы.

Последовательность работы следующая:

  1. Первое, что нужно сделать, — установить правильное положение коленвала для работы. Берем ключ на 36, цепляем храповик и начинаем вращать его по часовой. Не спешим. Как только последняя риска на шкиве будет напротив отметины на крышке, останавливаем вращение.
  2. Начинаем проверку клапанов первого цилиндра. Сначала убедитесь, что все они закрыты.

проверка клапанов

После чистки и регулировки клапана на Газель 402 двигатель машины должен работать значительно тише. Кроме того, восстановятся нормальные скоростные показатели транспортного средства. Также уменьшится затрата топлива. На ближайшие 100 тыс. км пробега можно забыть про повторную регулировку. После 3-4 регулировок не забудьте осмотреть целостность деталей узла, возможно, за время эксплуатации некоторые из них уже потребуется заменить.

Установка ВМТ 402 двигателя

Установку ВМТ 402 двигателя сделать это можно несколькими способами:

  • Самый простой способ. Снять крышку трамблёра. Контакт бегунка при положении поршня первого цилиндра в ВМТ находится приблизительно под контактом высоковольтного провода идущего на первый цилиндр. Совмещаем более точно первую мету шкива и отлив на передней крышке. В этом положении начинается регулировка клапанов первого цилиндра и далее.
  • Можно убедиться, что поршень находится в такте сжатия не снимая крышку. Достаточно включить зажигание. В колпачок первого цилиндра установить свечку. Прислонить свечку к массе. Прокрутить двигатель до появления искры на контактах свечи. Искра должна проскочить до того как поршень достигнет ВМТ. Как только искра проскочила довести метку то совмещения с отливом на передней крыше.
  • Самый надежный способ определения ВМТ в такте сжатия заключается в следующем. Необходимо вывернуть свечу первого цилиндра. В свечное отверстие вставить бумажный кляп. уплотнить его. При проворачивании коленчатого вала пробка выстрелит. После этого останется только совместить метки.

В этом положении производится регулировка клапанов первого цилиндра автомобиля Газель двигатель 402.

Расположение цилиндров на двигателе 402

Первый цилиндр считается от радиатора охлаждения

Для дальнейшей регулировки необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя.

Порядок работы 402 двигателя

То есть после регулировки клапанов первого цилиндра коленвал проворачивается на 180 градусов. Половина оборота. Регулируются клапана второго цилиндра. Еще на 180 градусов регулируются клапана четвертого цилиндра. И окончательно повернув коленвал на половину оборота, регулируются клапана третьего цилиндра.

При каждом повороте коленчатого вала необходимо правильно выставить поршень следующего цилиндра в ВМТ. Проще всего после регулировки первого цилиндра провернуть коленчатый вал на половину оборота и убедится что поршень второго цилиндра встал ВМТ . для этого достаточно вставить в свечное отверстие тонкий металлический щуп диаметром 3 мм. Или отверткой.

Чтобы он уперся в поршень. По мере поднятия поршня щуп будет выдвигаться. Когда он выйдет на максимальное расстояние это будет ВМТ. С четвертым цилиндром проще. ВМТ поршня цилиндра можно выставить по метке. Он а снова подойдет к отливу на передней крышке. Третий цилиндр после проворота от четвертого снова можно определить с помощью щупа.

Таблица: полезные технические данные по 402

Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Направление вращения ротора распределителя против часовой стрелки
Угол опережения зажигания, град
центробежный регулятор 15-18
вакуумный регулятор 8-10
Свечи зажигания А14ВР
Зазор свечи зажигания, мм 0,8-0,95
Сопротивление бегунка, кОм 5-8
Сопротивление наконечника свечи, кОм 4-7
Сопротивление центрального контакта крышки, кОм 8-13
Сопротивление обмотки статора, кОм 0,4-0,45

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Процесс подготовки

Инструменты и расходные материалы, необходимые для проведения процедуры, включены в следующий перечень:

  • универсальные щупы для замеров;
  • комплект торцевых и накидных ключей;
  • набор гаечных ключей;
  • прокладка для клапанной крышки;
  • свечной ключ;
  • мощные плоские и крестовые отвёртки;
  • молоток;
  • чистая тряпка.

Этап подготовки включает проведение следующих мероприятий:

  • откручивание номерного знака с целью установки стартера (агрегат пусковой системы механизма);
  • извлечение свечей зажигания;
  • снятие крышки трамблёра (прерыватель-распределитель зажигания);
  • изолирование минусового заряда автомобильного аккумулятора.

Перед непосредственной регулировкой механизма стоит ознакомиться с данными о рекомендуемой величине тепловых зазоров, приведённой в справочниках. Средняя величина выпускных и впускных клапанов составляет 0,4 мм. Уменьшение зазора до 0,2-0,3 мм при спокойной езде сокращает расходы топлива и бережёт общее состояние двигателя. Экстремальная езда требует увеличение этих показателей до 0,4 мм.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий