Штраф за езду без шлема

Содержание

Какой штраф за езду без шлема на любой мототехнике в 2021 году?

img

При передвижении по городу или по трассе на мотоцикле и человек, находящийся за его рулем и его пассажиры должны в обязательном порядке придерживаться правил безопасности в то время пока средство передвижения едет. Наличие застегнутого шлема – это строгое требование, предусмотренное ПДД. Эта же обязанность установлена и мотоциклистам и их пассажирам. Однако, между обязательствами водителей мототранспорта и обычных легковых машин есть существенное отличие. В последних редакциях сказано, что управлять мотоциклом и скутером допускается только в правильно зафиксированном шлеме на голове.

Нужен ли на скутер шлем?

Шлем для скутера

В этой статье речь пойдет о том, нужен ли специальный шлем водителям и пассажирам скутеров и мопедов.

В соответствии с ПДД 2021 и 2022 года скутером (мопедом) называется двух- или трехколесное механическое транспортное средство, которое имеет бензиновый двигатель малого объема (до 50 кубических сантиметров) или электродвигатель небольшой мощности (от 0,25 до 4 кВт), а также небольшую максимальную скорость движения (до 50 км/ч).

Примечание. Некоторые водители относят к скутерам также технику с объемом двигателя от 50 до 125 см 3 (категория А1). Указанные транспортные средства с точки зрения ПДД являются мотоциклами, они не рассматриваются в этой статье.

До 5 ноября 2013 года для управления скутером не требовались водительские права. Однако в 2022 году водители мопедов наряду с водителями других транспортных средств должны иметь водительское удостоверение.

Ответственность за вождение мотоцикла без шлема, размеры штрафа в 2021 году

В этой статье речь пойдет о том, нужен ли специальный шлем водителям и пассажирам скутеров и мопедов.

  • Почему водители мопедов не надевают шлемы?
  • Нужен ли шлем водителю скутера?
  • Нужен ли шлем пассажиру скутера?
  • Штраф за езду без шлема.
  • Для чего нужен шлем?

В соответствии с ПДД 2021 года скутером (мопедом) называется двух- или трехколесное механическое транспортное средство, которое имеет бензиновый двигатель малого объема (до 50 кубических сантиметров) или электродвигатель небольшой мощности (от 0,25 до 4 кВт), а также небольшую максимальную скорость движения (до 50 км/ч).

Примечание. Некоторые водители относят к скутерам также технику с объемом двигателя от 50 до 125 см3 (категория А1). Указанные транспортные средства с точки зрения ПДД являются мотоциклами, они не рассматриваются в этой статье.

До 5 ноября 2013 года для управления скутером не требовались водительские права. Однако в 2021 году водители мопедов наряду с водителями других транспортных средств должны иметь водительское удостоверение.

Какие права нужны на скутер?

Какой штраф за езду без шлема на мотоцикле, скутере или мопеде в 2021 году

Мототехника считается смертельно опасным транспортом, впрочем, и любой другой вид транспорта может являться таковым, если его водителем игнорируются правила и техника безопасности. Однако мотоциклистам и их пассажирам текущая редакция ПДД предписывает надевать защитный мотошлем. Эта мера призвана облегчить последствия аварий, а потому в ней, в первую очередь, должны быть заинтересованы сами мотолюбители. Однако на практике все оказывается по-другому и автоинспекторам приходится бороться за соблюдение данной меры.

В статье будет рассмотрено, каков размер штрафа за нарушение предписания носить мотошлем, почему все же стоит это делать, а также ряд других моментов, актуальных для мотолюбителей.

○ Штраф за езду без шлема на мото и скутере.

Начнем с того, что определим, кому нужен шлем. ПДД разрешают использовать мотоцикл, мопед или скутер для перевозки пассажиров, если это допускается конструкцией ТС.

Обращаем внимание, что речь идет не только о наличии шлема, но и его застежке. Недостаточно просто надеть шлем на голову, его обязательно нужно застегнуть. В противном случае придется заплатить штраф в 1000 р. по ст. 12.6 КоАП:

  • «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.»
  • «Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.»

КоАП предусматривает штраф не только за отсутствие шлема на водителе мотоцикла, но и на пассажире, потому сажая на своего железного коня пассажира, желательно позаботиться о втором застегнутом шлеме.

Большинство нарушений в этой сфере совершаются водителями, которые не собираются останавливаться по требованию инспектора ГИБДД, уверены, что он не станет преследовать двухколесный транспорт ради наложения штраф, а в крайнем случае дешевле заплатить разовый штраф, чем тратиться на дорогой специальный шлем. Эту позицию нельзя назвать правильной ни с какой стороны.

Почему водители мопедов не надевают шлемы?

На практике можно встретить водителей скутеров, которые отказываются от использования шлема. Иногда это связано с отсутствием финансовой возможности приобрести дорогостоящую экипировку. Однако в большинстве случаев причина отсутствия шлема – халатное отношение к собственной безопасности, незнание правил дорожного движения, непонимание возможных последствий дорожно-транспортного происшествия.

Рассмотрим интересный случай, который произошел со мной несколько лет назад. Путешествуя по городу, я встретил своего старого знакомого, который является счастливым обладателем скутера. Назовем его Евгений. Евгений как раз совершал поездку на двухколесном транспортном средстве.

Евгений ездит по дорогам без шлема, поэтому во время разговора я решил узнать, почему он столь халатно относится к собственной безопасности.

Ответ моего собеседника имел достаточно неожиданное содержание. Евгений считает, что ни один сотрудник ГИБДД не сможет наложить на него штраф, т.к. вышел некий новый нормативный документ (то ли постановление, то ли закон), который запрещает сотрудникам ГИБДД преследовать водителей на двухколесных транспортных средствах.

Кроме того Женя сообщил, что раньше существовал другой закон, который запрещал преследовать только водителей без шлемов. Так что без шлема всегда можно было ездить безнаказанно и не опасаться погони. А добровольно останавливаться для проверки документов Евгений не собирался.

Заинтригованный таким положением дел, я решил уточнить у Евгения, что за документ регламентирует такие “двухколесные” погони. Однако никакого вразумительного ответа не получил.

Между тем данный вопрос меня сильно заинтересовал, и я решил выяснить, могут ли сотрудники ГИБДД преследовать мотоциклистов, мопедистов и скутеристов. Изучение нормативных правовых документов и других источников дало довольно любопытные результаты.

Многие водители двухколесных транспортных средств считают, что погони за ними быть не может, а останавливаться добровольно они не собираются. Это внегласное правило и передается оно из уст в уста.

Однако в нормативных правовых документах никакого запрета не существует. И если сотрудник ГИБДД решит наказать водителя скутера за отсутствие шлема, то он его догонит, заставит остановиться (в крайнем случае с применением оружия) и наложит штраф.

Таким образом, водители, не имеющие шлемов, только утешают себя тем, что их якобы не могут преследовать. Такие водители заранее готовятся к тому, что они не будут останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД. Однако на практике погоня в первую очередь несет опасность для самого водителя двухколесного транспортного средства. Тем более если он едет без шлема.

Допускается ли перемещение на двухколесном транспорте без специальной защиты?

В пункте ПДД, где указаны общие обязанности водителей любых транспортных средств, прописан и момент по поводу обязательного наличия правильно застегнутого мотошлема. Такая же экипировка должна присутствовать и на головах пассажиров, которые сидят за человеком у руля. Ответственный за это именно водитель.

Некоторые граждане почему-то уверены, что на мопеде или скутере допустимо ездить из пункта А в пункт Б без шлема. Но ведь в правилах указано, что обязательно не только его нахождение на голове но и правильная фиксация шлейки. В пункте 2.1 второго раздела ПДД предусмотрен регламент для езды на дорогах общего пользования для двухколесных ТС. Все лица, размещенные на средстве передвижения обязаны быть в правильно зафиксированном специальном шлеме. А в пункте 24.8 двадцать четвертого раздела ПДД указано, что водителям мопедов строго запрещается передвигаться из пункта А в пункт Б не застегнувши специальный шлем.

Человек, управляющий мотоциклом, относящийся с пренебрежением к правилам техники безопасности, ставит под угрозу себя и других пассажиров. Если автомобильный транспорт защищает своим кузовом и ремнем безопасности, то у мотоцикла этих элементов нет. Учитывая, что средняя отметка скорости на дорогах общего пользования достигает 40 – 50 км/ч., то вероятность выжить и не сильно не пострадать при столкновении с другой машиной или при ДТП по иной причине, ничтожна. Зато в 100% случаев невозможно избежать увечий. И это самый легкий вариант исхода ситуации.

Если авария случится не по вине мотоциклиста, ехавшего без специального шлема, то сделать так, чтобы понесли наказание другие участники происшествия, будет практически нереально. Статья 264 Уголовного Кодекса РФ применяется, когда необходимо привлечь к ответственности виновника ДТП за нанесение увечий. Но если водитель был без защитной экипировки, и таким образом он нарушил правила безопасности, то другой участник отвечать за это не должен.
Обратите внимание! Человек, посадивший сзади себя пассажира, автоматически начинает отвечать за сохранность его жизни и здоровья. Поэтому в обязательном порядке нужно уговорить его надеть на голову защитную экипировку.
При авариях, по итогам которых получили увечья пассажиры, за причиненный ущерб будет отвечать человек, управлявший мототранспортом. Причем это может быть даже не происшествие на дороге, но стоит не забывать про маленькие камни, которые часто отлетают от колес ТС.

На мотоцикле в шлеме

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Разрешено ли движение без мотошлема

Размер штрафа за езду без шлема

Мотоцикл, мопед и скутер принадлежат к механическим транспортным средствам, а значит те, кто на них ездит, должны надевать мотошлемы и обязательно застегивать их. Никакие исключения на перечисленные ТС не распространяются, вопреки бытующему мнению.

Итак, ПДД РФ сообщают нам следующее:

  • водителям мотосредств не разрешается начинать движение без мотошлема с пристегнутой шлейкой (п. 24.8);
  • при движении на мотоцикле водителю и пассажирам необходимо быть в мотошлемах с пристегнутой шлейкой (п. 2.1.2).

Эти правила – не прихоть работников автоинспекции. По результатам краш-тестов, в легковых автомобилях, при равных условиях, вероятность выжить значительно выше, нежели на любой мототехнике. Немалый вклад в это вносят ремни безопасности и кузовной каркас. Поэтому мотовладельцы, преступающие закон и отказывающиеся от мотошлема, рискуют нанести непоправимый вред своему здоровью и здоровью пассажира. Скорости и в 40 км/ч вполне достаточно для получения тяжелых телесных повреждений или гибели в результате столкновения.

Когда в аварии виноват не владелец мотоцикла или скутера, но он совершил нарушение и пренебрег шлемом – ответственность для виновника не наступает. А вот во вреде, причиненном пассажиру без мотошлема, окажется всецело виноват водитель.

Кстати, увечья при движении на мототехнике получают не всегда при аварии. Летящие на скорости от других ТС камни также могут причинить вред здоровью.

Категории прав для мотоциклистов

Чтобы водить мотоцикл, нужно окончить автошколу и получить права с одной из четырех категорий:

Кат. С какого возраста Что можно водить
A 18 мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
A1 16 мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
B1 18 трициклы и квадрициклы
M 16 мопеды и легкие квадрициклы, скутеры
С какого возраста
Что можно водить
A
С какого возраста 18
Что можно водить мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
С какого возраста
Что можно водить
A1
С какого возраста 16
Что можно водить мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
С какого возраста
Что можно водить
B1
С какого возраста 18
Что можно водить трициклы и квадрициклы
С какого возраста
Что можно водить
M
С какого возраста 16
Что можно водить мопеды и легкие квадрициклы, скутеры

Если в правах указана категория А, можно водить мотоциклы из категорий A1 и B1. Мопеды по закону водят владельцы прав с любыми категориями.

Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

Ответственность за перевозку пассажира без шлема

Ответственность за перевозимых пассажиров Гражданский кодекс возлагает на водителя транспортного средства.

Если для второго человека не хватило шлема или он попросту отказался его надеть, инспектор дорожно-патрульной службы остановит мотоцикл и составит протокол. В нем будет фигурировать сумма в 1000 рублей.

Отделаться небольшим штрафом удастся, если нарушение было несущественным. При попадании в ДТП водителя ждет более тяжелая ответственность, вплоть до уголовного заключения.

○ Возможные последствия езды без шлема.

Пренебрегая правилами техники безопасности, водитель мототранспорта прежде чего рискует своей жизнью и здоровьем пассажиров. В отличие от автомобилиста его не защищает тяжелый кузов машины и ремни безопасности. Произведем простые расчеты.

Средняя скорость движения в городе 50 км/ч.Даже при такой скорости шанс остаться в живых будет не велик, а травмы гарантированы.

Кроме того, при аварии с участием мототранспорта, произошедшей по вине другого водителя не удастся применить ст. 264 УК РФ и наказать виновника за причинение повреждений произошедших из – за отсутствия шлема, ведь водитель сам нарушил правила безопасности.

Сажая пассажира за спину, водитель берет на себя ответственность за его безопасность. Если произойдет ДТП и пассажир без шлема получит травмы, вступит в действие ст. 1079 ГК РФ и ему придется возмещать вред.

Даже если не говорить о ДТП, то на дороге встречается масса мелких камней, в теплое время летают насекомые, все это на скорости может попасть в лицо или глаза, что уже само по себе достаточно неприятно и травмоопасно!

Статистика демонстрирует уверенный рост числа ДТП, произошедших при участии мототранспорта. В большинстве случаев водители получают тяжелые травмы, ведь мотоцикл или скутер весьма легки и подвижны, но при этом ни чем не защищают водителя. Поэтому садясь на скутер будьте осторожны, опасайтесь нарушать правила и слишком приближаться к другому транспорту, а главное, не жалейте средств на специальный шлем – это не высокая цена за вашу жизнь и здоровье.

Нужен ли шлем пассажиру скутера?

Начиная с апреля 2014 года водителям скутеров и мопедов разрешено перевозить пассажиров, если конструкцией транспортного средства это предусмотрено.

Однако пункт 24.8 правил требует наличия застегнутого мотошлема только у водителя мопеда, на пассажиров данное требование не распространяется.

Как наказывается нарушитель?

В Административном Кодексе прописано, какое наказание нужно применять для водителей мототранспорта и другого двухколесного транспорта при нарушении ними правил безопасности при движении. Там существуют статьи, в которых прописан момент касательно езды без специальных защищающих шлемов у тех, кто управляет и тех, кто сидит сзади.

Езда без шлема

Ездить на двухколесном транспорте без специальной защитной экипировки на голове все равно что вести автомобильный транспорт без правильно пристёгнутого ремня безопасности на ТС. В обоих случаях несоблюдение правил использования средств защиты или их полное отсутствие может в разы увеличить угрозу здоровью и даже жизни иных участников дорожного движения. Если человек, управляющий мототранспортом не побеспокоился защитить себя шлемом безопасности, то это приравнивается к грубому неисполнению правил.

В статье 12.6 КоАП РФ указано, что за это полагается штраф величиной 1 тыс. руб.

Какая мера применяется за непристегнутую шлейку

Прежде чем сесть за руль мотоцикла или иного двухколесного средства передвижения нужно обязательно надеть специальный шлем. Причем если он имеется на голове, но шлейка непристегнута, то это приравнивается к полному отсутствию защитной экипировки. Подобное правонарушение наказывается по статье 12 КоАП РФ и величина штрафного взыскания в этом случае тоже составит 1 тыс. руб.

Какая мера применяется за транспортировку пассажиров без защитной экипировки

Усаживая на мототранспорт или подобное механическое средство передвижения пассажира, важно понимать, что ответственным за его жизнь и здоровье автоматически становится лицо, сидящее за рулем.

Если оно пренебрежет этим правилом безопасности, то уклониться от уплаты штрафного взыскания не получится никакими способами. В статье 12.6 КоАП РФ указано, что перевозка человека в качестве пассажира без защитного шлема, карается по закону штрафным взысканием величиной в 1 тыс. руб.

Где можно ездить без прав

В интернете можно встретить публикации со списком территорий, где права на мотоцикл не нужны: частная территория и дорожки, лесная просека, трассы для соревнований.

В действительности без прав можно ездить только с инструктором или на площадке для учебной езды.

На управление мотоциклом нужны права. Если их нет, то ездить можно только на специальной площадке при автошколе. В другом месте по ПДД водить мотоцикл нельзя.

Юрист с 15-летним стажем

Ответственность в случае ДТП

За трагичные последствия аварий ответственность несут водители, пренебрегшие существующими правилами поведения на дороге. В том случае, когда пассажир мотоцикла или скутера был без шлема и получил значительные увечья либо погиб, водитель может понести наказание.

С точки зрения Уголовного кодекса (ст.264), мотоциклист в этом случае проигнорировал правила безопасности, что привело к трагичным последствиям. Водителю мотоцикла или скутера в этом случае грозит до 3 лет лишения свободы либо исправительные работы продолжительностью до двух лет. Помимо этого, мотоциклист лишается прав управления транспортным средством на 3 года.

Причины отказа водителей от мотошлемов

Зачастую водители мопедов и скутеров не надевают шлем, садясь за руль своего ТС.

Причины могут быть различными, перечислим основные:

  • нехватка средств на дорогостоящую экипировку;
  • плохое знание ПДД;
  • уверенность в том, что авария не произойдет, так как мопеды и скутеры развивают небольшую скорость;
  • безразличие к вопросу безопасности;
  • мнение, что инспектора не начнут погоню за нарушителем либо уверенность, что от них можно будет легко скрыться.

Что касается последнего пункта – согласно нормативным документам, инспектор имеет полное право начать погоню за мотонарушителем и остановить его для выписки штрафа. Поведение мотовладельцев в таком случае выглядит крайне абсурдно: они планируют уходить от погони, что заведомо опасно для их жизни, но при этом отказываются от средства защиты, способного при ДТП сохранить им жизнь.

По какой причине водители мопедов отказываются от шлемов?

В реальной жизни часто можно встретить мотоциклистов, которые никогда не надевают специальные шлемы. В редких случаях причина этого – отсутствие денежных средств в нужном размере, так как стоит экипировка недешево. А вот чаще всего люди просто халатно относятся даже к своей безопасности, просто не ознакомлены со всеми правилами ПДД или не отдают себе отчет о возможных последствиях ДТП.

○ Советы юриста: как избежать штрафа.

Некоторые владельцы мотоцикла и скутера уверены, что существует некий закон, запрещающий преследовать водителя на двухколесном транспорте. На самом деле это не так, ничто не запрещает инспектору преследовать нарушителя и выписать штраф, часто они просто сами отказываются от этой идеи, боясь, что убегая, водитель или пассажир может спровоцировать ДТП и получить тяжелые травмы.

Максимальная хитрость, на которую может пойти водитель, едущий в не пристегнутом шлеме – сказать, что расстегнул его после остановки, пока ждал подходящего инспектора. В остальном можно только сократить размер штрафа до 500 р. пользуясь скидкой в 50% за быструю оплату в течение 20 дней по ст. 32.3 КоАП.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Можно ли избежать наказания

Мотоциклисты и скутеристы ошибочно полагают, что могут избежать наказания за езду без шлема, если просто скроются от сотрудников ГИБДД. Такое мнение сложилось, благодаря якобы существующему закону, запрещающему инспекторам погоню за владельцами мототехники, передвигающимися без шлема.

На самом деле такого закона не существует. Подобное заблуждение сложилось потому, что инспектора зачастую отказываются от преследования гонщиков без шлема на мопеде, мотоцикле или скутере, чтобы они не спровоцировали ДТП. Но запрета преследовать лихих водителей не существует, поэтому исход дела полностью зависит от решения сотрудников ДПС.

Совет! Реальная возможность избежать наказания – это заявление водителя мототехники, что шлем он расстегнул уже после остановки, в процессе ожидания инспектора.

Но когда шлема на голове нет в принципе, избежать наказания не удастся. Можно лишь уменьшить его вдвое, оплатив выписанную квитанцию в течение 20 дней после вступления в силу постановления.(ст.32.3 КОАП).

Любой штраф за езду без шлема – это всего лишь потеря денег, что не так страшно по сравнению с потерей здоровья или гибелью человека. Человеку, отправляющемуся в путь на мотоцикле, мопеде или скутере, стоит помнить в первую очередь, что от экипировки зависит их жизнь. Именно об этом стоит в первую очередь задуматься, выезжая на трассу без защитного шлема.

Документы для управления мотоциклом

Помимо водительских прав мотоциклисту нужно еще два документа:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС),
  • действующий полис ОСАГО.

Если при проверке документов у мотоциклиста не окажется полиса или СТС, инспектор по закону оштрафует его на 500 рублей. Мотоцикл эвакуируют на штрафстоянку.

До 2012 года водителю еще нужна была доверенность, если он управляет чужим мотоциклом. Сейчас этот документ возить с собой не нужно. Но имя и данные водителя должны быть вписаны в полис ОСАГО или документ должен быть открытым.

Разберем ситуации, когда штрафуют водителя без прав.

Имеет ли право сотрудник дорожной полиции преследовать байкера без шлема?

Легенда о том, что работники ГАИ (теперь уже ДПС) не преследуют нарушителей, ездящих на мотоцикле без защитного шлема, передается байкерами из уст в уста. Многие искренне верят, что таково негласное распоряжение начальства, которое опасается травматизма водителей.

Однако никакой реальной почвы такие выдумки под собой не имеют. Закон допускает преследование нарушителя, если подобное действие является целесообразным.

Невыполнение требований инспектора об остановке – нарушение серьезное. Поэтому работники ДПС имеют полное право догнать мотоциклиста и составить протокол. В этом случае мелким штрафом за отсутствие шлема нарушитель уже не отделается. Поэтому намного проще спокойно остановиться и получить квитанцию на оплату.

Штраф за езду без шлема

В ситуациях, когда поведение мотоциклиста представляет опасность для прочих участников движения, инспектор вправе применить оружие, преследуя нарушителя.

Как ДПС докажет вину мотолюбителя?

Как инспектор ДПС докажет что вы ехали без шлема

Как уже было сказано выше, сотрудники ДПС могут назначить штраф, если сам мотовладелец или его попутчик не имеют мотошлема, либо шлейка от него не зафиксирована.

При задержании нарушителя инспектора фиксируют доказательства на фото и видеотехнику. В отснятых материалах обычно присутствуют хорошо различимые регистрационные знаки совершившего нарушение ТС. Если таких материалов нет, для дачи показаний могут быть привлечены понятые.

После остановки инспектор оформляет протокол и передает копию постановления об административном правонарушении водителю.

Может ли сотрудник ГИБДД погнаться за мотоциклистом без шлема

Многие владельцы двухколесной мототехники искренне верят, что представитель закона не имеет никакого права гнаться за «байкером», поэтому останавливаться или нет, решает сам водитель. Данная легенда передается из уст в уста уже долгое время, однако она не имеет никакого реального обоснования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в закон «О полиции» и изучить Административный регламент. Ни в одном из этих нормативных документов нигде не указано, что полицейскому запрещено осуществлять преследование нарушителя. Более того, в случае погони он даже имеет право применить огнестрельное оружие, если сочтет действия водителя транспортного средства опасными для жизни других участников движения. Разумеется, такого обычно не происходит. Как правило, сотрудники ГИБДД просто догоняют нарушителя и взимают с него денежные средства. Однако говорить о том, какой штраф будет в этом случае сложно, так как неподчинение сотрудникам полиции также является нарушением, особенно, если в процессе езды произойдет транспортное происшествие.

Для чего нужен шлем?

Несколько слов о еще одной причине, по которой люди ездят без специальных шлемов на мопедах и скутерах. Все дело в финансовой составляющей вопроса. Скутеристы не хотят тратить деньги на шлем. Однако шлем – это не то, на чем стоит сэкономить.

В качестве примера рассмотрим две похожие ситуации, которые мне пришлось наблюдать на практике. Речь пойдет о падениях с велосипедов:

В первом случае велосипедист без шлема врезался в кочку на скорости 10-15 км/ч и упал на полевую грунтовую дорогу.

Во втором случае велосипедист в шлеме упал на асфальт федеральной трассы, попав в колею на скорости 25-30 км/ч.

В первом случае (без шлема) велосипедист потерял сознание и память за последние несколько недель, получил сотрясение мозга, попал в больницу. Во втором случае, не смотря на более высокую скорость и асфальтовое покрытие, все обошлось синяком на ноге.

Обратите внимание, велосипеды обычно ездят намного медленнее скутеров и имеют куда меньший вес. Однако даже в этом случае последствия могут быть очень серьезными.

Поэтому рекомендую надевать шлем перед каждой поездкой. Хотя бы при управлении мопедами и скутерами.

Ну а в заключение хочу отметить, что если Вы нашли деньги на покупку скутера, то, будьте добры, купите и шлем. Это залог Вашей безопасности. Ведь шлем нужен не для того, чтобы не останавливали сотрудники ГИБДД, а для того, чтобы продлить жизнь и сохранить здоровье водителя двухколесного транспортного средства.

Каким образом ДПС может доказать вину?

Работники ДПС наделены правом оформлять протоколы и выписывать штрафные взыскания людям, едущим за рулем мопедов, скутеров и мотоциклов, в случае, если они увидят, что на водителе нет шлема.

Если мотошлем надет на голову, но незафиксирован шлейкой, то это тоже повод для предъявления штрафного взыскания. Инспектор оформит протокол об админ. правонарушении и передаст нарушителю квитанцию.

Чтобы доказать вину водителя используются зафиксированные на месте происшествия фотографии или видео. Однако подобные доказательства обязательно должны быть отличного качества и сделанными именно на месте происшествия так, чтобы были видны и опознавательные знаки двухколесного транспорта. Иногда показания дают очевидцы и ставят на документе подпись.

Забыл права дома

Мотоциклиста без прав инспектор ГИБДД по закону может оштрафовать на 500 рублей. Инспектор проверяет по базе, что водитель в принципе получал права, и составляет протокол.

Если водитель попросит знакомого привезти права к посту ГИБДД, то, скорее всего, отделается предупреждением.

Водитель может избежать штрафа за забытые права. Закон предусматривает альтернативу — предупреждение, все будет зависеть от поведения водителя и лояльности инспектора.

Если вы оказались в такой ситуации, не пытайтесь качать права — вы уже допустили нарушение. Вместо этого спокойно объясните инспектору, что вам скоро привезут документы. Скорее всего, он пойдет вам навстречу.

Юрист с 15-летним стажем

Могут ли забрать мотоцикл или скутер за езду без шлема?

При некоторых нарушениях сотрудники дорожной полиции имеют право изъять транспортное средство, доставив его на спецстоянку. К таким ситуациям относится:

  • отсутствие страховки;
  • вождение в нетрезвом состоянии;
  • отсутствие водительского удостоверения или паспорта транспортного средства;
  • подозрение в угоне;
  • парковка не по правилам;
  • использование незарегистрированного транспорта.

Езда без шлема в перечень нарушений, приводящих к изъятию средства передвижения, не входит. Но подобное нарушение может превратиться в дорогое удовольствие, если учитывать, что закон не ограничивает количество штрафов на единицу времени.

Каждый заметивший нарушение инспектор может выписать квитанцию на штраф, невзирая на то, что в этот же день мотоциклист уже был наказан за аналогичный проступок.

Последствия ДТП с участием мототранспорта

Многие аварии с мотоциклами и мопедами имеют летальный исход для водителей или приводят к серьезным проблемам со здоровьем.

Поэтому отсутствие мотошлема может привести к более суровым последствиям, чем административное наказание:

  1. Если в ДТП виноват владелец второго ТС, но на мотоциклисте не было шлема, то, вполне возможно, что виновник аварии не будет нести ответственность за ущерб, причиненный здоровью мотоциклиста.
  2. Если в момент аварии на попутчике мотоциклиста не было шлема, то виноват по ст. 1079 ГК будет водитель, позволивший передвижение без шлема. Соответственно, он будет вынужден оплатить лечение или выплатить компенсацию семье пострадавшего.

Столь серьезные наказания были введены, потому что защитный шлем – единственная мера безопасности, которую допускает конструкция мотоциклов, скутеров и мопедов. Отказ от нее чреват печальными последствиями для участников дорожного движения.

Запомнить

  1. Шлем обязателен на мотоцикле, мопеде, скутере, трицикле, квадроцикле.
  2. Если мотоциклист водит без шлема, он вероятнее получит травму или погибнет в ДТП. По закону он несет ответственность за пассажира без шлема.
  3. Штраф за управление мотоциклом без шлема или перевозку пассажира, у которого нет шлема, — 1000 рублей.
  4. В первые 20 дней штраф можно оплатить со скидкой 50%.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверяем информацию о штрафах, пожалуйста, подождите несколько секунд

В правах нет категории

Если водитель с категорией B1 сел за руль мотоцикла, это нарушение. Закон приравнивает его к управлению без прав. Штраф — от 5 000 до 15 000 рублей.

Поскольку водитель без категории не имеет права ехать дальше на мотоцикле, по закону инспектор задерживает мотоцикл и отправляет на штрафстоянку. В дополнение к штрафу придется заплатить за транспортировку и хранение — сумма зависит от региона.

Заключение

Итак, по статистике на дорогах достаточно часто происходят аварии при участии мототранспорта. Результатом становятся травмы различной степени тяжести или гибель водителя и пассажиров, что обусловлено специфической конструкцией этого вида ТС. Мотошлем способен сделать последствия для здоровья не такими серьезными, а где-то – даже спасти жизнь. По этой причине мотолюбителям следует до начала движения надевать и надежно фиксировать шлем. В данном случае людьми должен руководить не страх получить штраф (ведь тысяча рублей сегодня – небольшие деньги), а желание максимально обезопасить жизнь и здоровье – свое и пассажира.

Стал участником ДТП, что дальше?

К сожалению, довольно часто встречаются случаи, когда скутеристы при отсутствии нужной экипировки попадают в аварии с тяжелыми последствиями, после чего их семьи пытаются всеми способами добиться истины и признать именно автомобилиста виновником в случившемся несчастье. На самом деле действительно виновником аварии признается водитель, который пренебрёг правилами ПДД. Но если смотреть на ситуацию более масштабно, то все может оказать не так то и просто.

Даже если пренебрёг правилами движения автомобилист, то это еще не 100% гарантия того, что в гибели мотоциклиста, виноват именно он. Первее всего нарушил ПДД как раз мотоциклист, тем, что он начал ехать без специального шлема. Кроме того, если человека, управляющего двухколесным транспортом без экипировки признали виновником инцидента, то согласно статье 264 Уголовного Кодекса РФ может быть возбуждено уголовное дело, и тогда нарушителя могут посадить в тюрьму не больше чем на 2 года.

А вот в статье №1079 ГК РФ прописана уже ситуация, когда специальный шлем отсутствует у пассажира двухколесного транспорта. Ответственным за это выступает как раз водитель ТС. Поэтому, если виновником аварии признали другую сторону, то виновником получения увечий пассажиром мототранспорта будет определен именно человек, который управлял ТС, так как он был вкурсе обо всей опасности этого мероприятия и при этом разрешил лицу ехать с ним без шлема.

Не просто так же было создано требование, чтобы водители и пассажиры двухколесного транспорта обязательно надевали специальную экипировку хотя бы на голову. Это обязательная мера для лиц, незащищенных корпусом машины и ремнем безопасности. Поэтому и за такие действия мотоциклиста могут наказать не только штрафным взысканием, но и уголовной ответственностью.

Если вы решили внезапно стать мотоциклистом или скутеристом, то всегда помните о своей же безопасности и сохранности пассажиров, которые будут с вами передвигаться на дороге.

Не получал права

Наказание за это нарушение аналогично предыдущему — 5 000–15 000 рублей и штрафстоянка.

Водителя не оштрафуют за езду без прав, если он едет на мотоцикле вместе с инструктором. Во время учебы в автошколе так можно.

Поехал после лишения

Если раньше суд лишил водителя прав, но он все равно садится за руль, штраф будет выше, чем за езду без прав. Закон предусматривает три варианта:

  • штраф 30 000 рублей,
  • арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы до 200 часов.

Если водитель попытается использовать поддельные права, это будет преступлением по Уголовному кодексу. Штраф — до 80 000 рублей, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы на срок до 2 лет или арест до полугода.

Нужен ли шлем водителям и пассажирам скутера и мопеда

Обязанность передвигаться в шлеме на мотоцикле известна всем владельцам данного вида транспорта. Все водители мотоциклов прекрасно осведомлены, что езда без шлема на мотоцикле запрещена и наказывается штрафом. Но водители и пассажиры скутеров и мопедов ошибочно полагают, что данное требование не имеет к ним никакого отношения.

До конца 2013 года отношение к данному виду транспортных средств было снисходительным, и ими можно было управлять без прав.

Это обстоятельство несколько расхолаживало владельцев данных ТС. Они считали, что допустимо передвижение на скутерах и мопедах без использования мотошлема. Между тем, езда без шлема на мопеде и скутере — нарушение ПДД.

Не совсем понятно с точки зрения здравого смысла, чем руководствуются владельцы мопедов и скутеров, передвигающиеся по трассе без шлема. Возможно, они экономят на его покупке, или надеются на счастливый случай и думают, что ДТП им не грозит.

Важно! По правилам ПДД водители и пассажиры не имеют права передвигаться по дорогам без шлема на скутере и мопеде.

Как обжаловать незаконный штраф

У водителя, которому выписали штраф, есть два способа его обжаловать:

  • отправить жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Это можно сделать в течение 10 дней с даты подписания протокола;
  • подать жалобу на постановление в суд. По опыту этот вариант работает лучше.

В случае с ездой без прав шансов обжаловать штраф немного. Если водитель забыл права дома или в них нет нужной категории — это однозначное нарушение. Юрист может разве что обратить внимание суда на процессуальные ошибки, например в дате и месте составления протокола.

Какой штраф ждет «байкеров»

Если заглянуть в ПДД, то в пункте 24.3 можно прочитать, что передвигаться по дорожному полотну без шлема запрещается. Однако в скобках уточняется, что данная информация касается только владельцев мопедов. Соответственно велосипедистам беспокоиться не о чем.

В КоАП статье 12 пункте 29 говорится о том, что для владельцев скутеров предусмотрен штраф в размере 800 рублей, ели водитель не побеспокоился о наличие каски. В свою очередь в этой же статье есть пункт 6, в котором речь идет о не пристегнутых ремнях безопасности и отсутствующих мотошлемах. В Кодексе указывается, что в этом случае слишком смелому водителю мотоцикла придется заплатить уже 1 000 рублей.

Полезно! Стоит также отметить, что не пристегнутым считается даже тот шлем, у которого просто не зафиксирована шлейка.

Исходя из этого, делаем вывод, что за вождение скутера без шлема инспектор ГИБДД может потребовать только 800 рублей, а 1 000 рублей будет взыскана с владельца мотоцикла, и не только с него.

Зачем нужен шлем

В виду того, что вокруг ношения шлемов, также, как и вокруг ремней безопасности, уже много лет не утихают споры на тему «нужен он вообще или делает только хуже?», считаем необходимым коротко перечислить несколько пунктов.

  1. Да, в некоторых случаях шлемы действительно сыграли злую шутку с водителями, но статистика утверждает, что спасенных жизней благодаря такой защите значительно больше.
  2. Если задаться вопросом о том, каких травм больше — незначительных или тяжких из-за ношения шлема, то ответ будет однозначным. Легких травм получается больше.
  3. Статистика настаивает на том, что защитный головной убор причастен в большей степени к ситуациям, в которых травм удалось избежать совсем, нежели к тем, где он стал причиной увечий.

А вот точки зрения тех, кто выступает против ношения защиты:

  1. «При ДТП весь удар вместо головы приходится на шейный отдел и позвоночник». Это логично, ведь шлем призван защищать именно голову, а не что-то другое.
  2. «Эффективность защиты не так уж и высока». Чтобы повысить эффективность защиты можно предложить водителям ездить в бронежилетах, например. Или в скафандрах. Но вряд ли кому-то это будет удобно. Поэтому, на наш взгляд если есть возможность хорошо защитить хотя бы одну часть тела, к тому же, такую жизненно важную, эту возможность нужно использовать.

Водителям мопедов и скутеров шлемы необходимы по тем же причинам — не смотря на гораздо меньшие скорости, угрозы получить серьезные травмы от этого ничуть не меньше.

Помните, что закон об обязательном ношении шлема был введен не для того, чтобы ущемить гражданские права, а только с одной целью — защитить вашу жизнь и жизни ваших пассажиров!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Штраф за езду без шлема

Содержание

Какой штраф за езду без шлема на любой мототехнике в 2021 году?

img

При передвижении по городу или по трассе на мотоцикле и человек, находящийся за его рулем и его пассажиры должны в обязательном порядке придерживаться правил безопасности в то время пока средство передвижения едет. Наличие застегнутого шлема – это строгое требование, предусмотренное ПДД. Эта же обязанность установлена и мотоциклистам и их пассажирам. Однако, между обязательствами водителей мототранспорта и обычных легковых машин есть существенное отличие. В последних редакциях сказано, что управлять мотоциклом и скутером допускается только в правильно зафиксированном шлеме на голове.

Нужен ли на скутер шлем?

Шлем для скутера

В этой статье речь пойдет о том, нужен ли специальный шлем водителям и пассажирам скутеров и мопедов.

В соответствии с ПДД 2021 и 2022 года скутером (мопедом) называется двух- или трехколесное механическое транспортное средство, которое имеет бензиновый двигатель малого объема (до 50 кубических сантиметров) или электродвигатель небольшой мощности (от 0,25 до 4 кВт), а также небольшую максимальную скорость движения (до 50 км/ч).

Примечание. Некоторые водители относят к скутерам также технику с объемом двигателя от 50 до 125 см 3 (категория А1). Указанные транспортные средства с точки зрения ПДД являются мотоциклами, они не рассматриваются в этой статье.

До 5 ноября 2013 года для управления скутером не требовались водительские права. Однако в 2022 году водители мопедов наряду с водителями других транспортных средств должны иметь водительское удостоверение.

Ответственность за вождение мотоцикла без шлема, размеры штрафа в 2021 году

В этой статье речь пойдет о том, нужен ли специальный шлем водителям и пассажирам скутеров и мопедов.

  • Почему водители мопедов не надевают шлемы?
  • Нужен ли шлем водителю скутера?
  • Нужен ли шлем пассажиру скутера?
  • Штраф за езду без шлема.
  • Для чего нужен шлем?

В соответствии с ПДД 2021 года скутером (мопедом) называется двух- или трехколесное механическое транспортное средство, которое имеет бензиновый двигатель малого объема (до 50 кубических сантиметров) или электродвигатель небольшой мощности (от 0,25 до 4 кВт), а также небольшую максимальную скорость движения (до 50 км/ч).

Примечание. Некоторые водители относят к скутерам также технику с объемом двигателя от 50 до 125 см3 (категория А1). Указанные транспортные средства с точки зрения ПДД являются мотоциклами, они не рассматриваются в этой статье.

До 5 ноября 2013 года для управления скутером не требовались водительские права. Однако в 2021 году водители мопедов наряду с водителями других транспортных средств должны иметь водительское удостоверение.

Какие права нужны на скутер?

Какой штраф за езду без шлема на мотоцикле, скутере или мопеде в 2021 году

Мототехника считается смертельно опасным транспортом, впрочем, и любой другой вид транспорта может являться таковым, если его водителем игнорируются правила и техника безопасности. Однако мотоциклистам и их пассажирам текущая редакция ПДД предписывает надевать защитный мотошлем. Эта мера призвана облегчить последствия аварий, а потому в ней, в первую очередь, должны быть заинтересованы сами мотолюбители. Однако на практике все оказывается по-другому и автоинспекторам приходится бороться за соблюдение данной меры.

В статье будет рассмотрено, каков размер штрафа за нарушение предписания носить мотошлем, почему все же стоит это делать, а также ряд других моментов, актуальных для мотолюбителей.

○ Штраф за езду без шлема на мото и скутере.

Начнем с того, что определим, кому нужен шлем. ПДД разрешают использовать мотоцикл, мопед или скутер для перевозки пассажиров, если это допускается конструкцией ТС.

Обращаем внимание, что речь идет не только о наличии шлема, но и его застежке. Недостаточно просто надеть шлем на голову, его обязательно нужно застегнуть. В противном случае придется заплатить штраф в 1000 р. по ст. 12.6 КоАП:

  • «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.»
  • «Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.»

КоАП предусматривает штраф не только за отсутствие шлема на водителе мотоцикла, но и на пассажире, потому сажая на своего железного коня пассажира, желательно позаботиться о втором застегнутом шлеме.

Большинство нарушений в этой сфере совершаются водителями, которые не собираются останавливаться по требованию инспектора ГИБДД, уверены, что он не станет преследовать двухколесный транспорт ради наложения штраф, а в крайнем случае дешевле заплатить разовый штраф, чем тратиться на дорогой специальный шлем. Эту позицию нельзя назвать правильной ни с какой стороны.

Почему водители мопедов не надевают шлемы?

На практике можно встретить водителей скутеров, которые отказываются от использования шлема. Иногда это связано с отсутствием финансовой возможности приобрести дорогостоящую экипировку. Однако в большинстве случаев причина отсутствия шлема – халатное отношение к собственной безопасности, незнание правил дорожного движения, непонимание возможных последствий дорожно-транспортного происшествия.

Рассмотрим интересный случай, который произошел со мной несколько лет назад. Путешествуя по городу, я встретил своего старого знакомого, который является счастливым обладателем скутера. Назовем его Евгений. Евгений как раз совершал поездку на двухколесном транспортном средстве.

Евгений ездит по дорогам без шлема, поэтому во время разговора я решил узнать, почему он столь халатно относится к собственной безопасности.

Ответ моего собеседника имел достаточно неожиданное содержание. Евгений считает, что ни один сотрудник ГИБДД не сможет наложить на него штраф, т.к. вышел некий новый нормативный документ (то ли постановление, то ли закон), который запрещает сотрудникам ГИБДД преследовать водителей на двухколесных транспортных средствах.

Кроме того Женя сообщил, что раньше существовал другой закон, который запрещал преследовать только водителей без шлемов. Так что без шлема всегда можно было ездить безнаказанно и не опасаться погони. А добровольно останавливаться для проверки документов Евгений не собирался.

Заинтригованный таким положением дел, я решил уточнить у Евгения, что за документ регламентирует такие “двухколесные” погони. Однако никакого вразумительного ответа не получил.

Между тем данный вопрос меня сильно заинтересовал, и я решил выяснить, могут ли сотрудники ГИБДД преследовать мотоциклистов, мопедистов и скутеристов. Изучение нормативных правовых документов и других источников дало довольно любопытные результаты.

Многие водители двухколесных транспортных средств считают, что погони за ними быть не может, а останавливаться добровольно они не собираются. Это внегласное правило и передается оно из уст в уста.

Однако в нормативных правовых документах никакого запрета не существует. И если сотрудник ГИБДД решит наказать водителя скутера за отсутствие шлема, то он его догонит, заставит остановиться (в крайнем случае с применением оружия) и наложит штраф.

Таким образом, водители, не имеющие шлемов, только утешают себя тем, что их якобы не могут преследовать. Такие водители заранее готовятся к тому, что они не будут останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД. Однако на практике погоня в первую очередь несет опасность для самого водителя двухколесного транспортного средства. Тем более если он едет без шлема.

Допускается ли перемещение на двухколесном транспорте без специальной защиты?

В пункте ПДД, где указаны общие обязанности водителей любых транспортных средств, прописан и момент по поводу обязательного наличия правильно застегнутого мотошлема. Такая же экипировка должна присутствовать и на головах пассажиров, которые сидят за человеком у руля. Ответственный за это именно водитель.

Некоторые граждане почему-то уверены, что на мопеде или скутере допустимо ездить из пункта А в пункт Б без шлема. Но ведь в правилах указано, что обязательно не только его нахождение на голове но и правильная фиксация шлейки. В пункте 2.1 второго раздела ПДД предусмотрен регламент для езды на дорогах общего пользования для двухколесных ТС. Все лица, размещенные на средстве передвижения обязаны быть в правильно зафиксированном специальном шлеме. А в пункте 24.8 двадцать четвертого раздела ПДД указано, что водителям мопедов строго запрещается передвигаться из пункта А в пункт Б не застегнувши специальный шлем.

Человек, управляющий мотоциклом, относящийся с пренебрежением к правилам техники безопасности, ставит под угрозу себя и других пассажиров. Если автомобильный транспорт защищает своим кузовом и ремнем безопасности, то у мотоцикла этих элементов нет. Учитывая, что средняя отметка скорости на дорогах общего пользования достигает 40 – 50 км/ч., то вероятность выжить и не сильно не пострадать при столкновении с другой машиной или при ДТП по иной причине, ничтожна. Зато в 100% случаев невозможно избежать увечий. И это самый легкий вариант исхода ситуации.

Если авария случится не по вине мотоциклиста, ехавшего без специального шлема, то сделать так, чтобы понесли наказание другие участники происшествия, будет практически нереально. Статья 264 Уголовного Кодекса РФ применяется, когда необходимо привлечь к ответственности виновника ДТП за нанесение увечий. Но если водитель был без защитной экипировки, и таким образом он нарушил правила безопасности, то другой участник отвечать за это не должен.
Обратите внимание! Человек, посадивший сзади себя пассажира, автоматически начинает отвечать за сохранность его жизни и здоровья. Поэтому в обязательном порядке нужно уговорить его надеть на голову защитную экипировку.
При авариях, по итогам которых получили увечья пассажиры, за причиненный ущерб будет отвечать человек, управлявший мототранспортом. Причем это может быть даже не происшествие на дороге, но стоит не забывать про маленькие камни, которые часто отлетают от колес ТС.

На мотоцикле в шлеме

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Разрешено ли движение без мотошлема

Размер штрафа за езду без шлема

Мотоцикл, мопед и скутер принадлежат к механическим транспортным средствам, а значит те, кто на них ездит, должны надевать мотошлемы и обязательно застегивать их. Никакие исключения на перечисленные ТС не распространяются, вопреки бытующему мнению.

Итак, ПДД РФ сообщают нам следующее:

  • водителям мотосредств не разрешается начинать движение без мотошлема с пристегнутой шлейкой (п. 24.8);
  • при движении на мотоцикле водителю и пассажирам необходимо быть в мотошлемах с пристегнутой шлейкой (п. 2.1.2).

Эти правила – не прихоть работников автоинспекции. По результатам краш-тестов, в легковых автомобилях, при равных условиях, вероятность выжить значительно выше, нежели на любой мототехнике. Немалый вклад в это вносят ремни безопасности и кузовной каркас. Поэтому мотовладельцы, преступающие закон и отказывающиеся от мотошлема, рискуют нанести непоправимый вред своему здоровью и здоровью пассажира. Скорости и в 40 км/ч вполне достаточно для получения тяжелых телесных повреждений или гибели в результате столкновения.

Когда в аварии виноват не владелец мотоцикла или скутера, но он совершил нарушение и пренебрег шлемом – ответственность для виновника не наступает. А вот во вреде, причиненном пассажиру без мотошлема, окажется всецело виноват водитель.

Кстати, увечья при движении на мототехнике получают не всегда при аварии. Летящие на скорости от других ТС камни также могут причинить вред здоровью.

Категории прав для мотоциклистов

Чтобы водить мотоцикл, нужно окончить автошколу и получить права с одной из четырех категорий:

Кат. С какого возраста Что можно водить
A 18 мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
A1 16 мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
B1 18 трициклы и квадрициклы
M 16 мопеды и легкие квадрициклы, скутеры
С какого возраста
Что можно водить
A
С какого возраста 18
Что можно водить мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
С какого возраста
Что можно водить
A1
С какого возраста 16
Что можно водить мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
С какого возраста
Что можно водить
B1
С какого возраста 18
Что можно водить трициклы и квадрициклы
С какого возраста
Что можно водить
M
С какого возраста 16
Что можно водить мопеды и легкие квадрициклы, скутеры

Если в правах указана категория А, можно водить мотоциклы из категорий A1 и B1. Мопеды по закону водят владельцы прав с любыми категориями.

Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

Ответственность за перевозку пассажира без шлема

Ответственность за перевозимых пассажиров Гражданский кодекс возлагает на водителя транспортного средства.

Если для второго человека не хватило шлема или он попросту отказался его надеть, инспектор дорожно-патрульной службы остановит мотоцикл и составит протокол. В нем будет фигурировать сумма в 1000 рублей.

Отделаться небольшим штрафом удастся, если нарушение было несущественным. При попадании в ДТП водителя ждет более тяжелая ответственность, вплоть до уголовного заключения.

○ Возможные последствия езды без шлема.

Пренебрегая правилами техники безопасности, водитель мототранспорта прежде чего рискует своей жизнью и здоровьем пассажиров. В отличие от автомобилиста его не защищает тяжелый кузов машины и ремни безопасности. Произведем простые расчеты.

Средняя скорость движения в городе 50 км/ч.Даже при такой скорости шанс остаться в живых будет не велик, а травмы гарантированы.

Кроме того, при аварии с участием мототранспорта, произошедшей по вине другого водителя не удастся применить ст. 264 УК РФ и наказать виновника за причинение повреждений произошедших из – за отсутствия шлема, ведь водитель сам нарушил правила безопасности.

Сажая пассажира за спину, водитель берет на себя ответственность за его безопасность. Если произойдет ДТП и пассажир без шлема получит травмы, вступит в действие ст. 1079 ГК РФ и ему придется возмещать вред.

Даже если не говорить о ДТП, то на дороге встречается масса мелких камней, в теплое время летают насекомые, все это на скорости может попасть в лицо или глаза, что уже само по себе достаточно неприятно и травмоопасно!

Статистика демонстрирует уверенный рост числа ДТП, произошедших при участии мототранспорта. В большинстве случаев водители получают тяжелые травмы, ведь мотоцикл или скутер весьма легки и подвижны, но при этом ни чем не защищают водителя. Поэтому садясь на скутер будьте осторожны, опасайтесь нарушать правила и слишком приближаться к другому транспорту, а главное, не жалейте средств на специальный шлем – это не высокая цена за вашу жизнь и здоровье.

Нужен ли шлем пассажиру скутера?

Начиная с апреля 2014 года водителям скутеров и мопедов разрешено перевозить пассажиров, если конструкцией транспортного средства это предусмотрено.

Однако пункт 24.8 правил требует наличия застегнутого мотошлема только у водителя мопеда, на пассажиров данное требование не распространяется.

Как наказывается нарушитель?

В Административном Кодексе прописано, какое наказание нужно применять для водителей мототранспорта и другого двухколесного транспорта при нарушении ними правил безопасности при движении. Там существуют статьи, в которых прописан момент касательно езды без специальных защищающих шлемов у тех, кто управляет и тех, кто сидит сзади.

Езда без шлема

Ездить на двухколесном транспорте без специальной защитной экипировки на голове все равно что вести автомобильный транспорт без правильно пристёгнутого ремня безопасности на ТС. В обоих случаях несоблюдение правил использования средств защиты или их полное отсутствие может в разы увеличить угрозу здоровью и даже жизни иных участников дорожного движения. Если человек, управляющий мототранспортом не побеспокоился защитить себя шлемом безопасности, то это приравнивается к грубому неисполнению правил.

В статье 12.6 КоАП РФ указано, что за это полагается штраф величиной 1 тыс. руб.

Какая мера применяется за непристегнутую шлейку

Прежде чем сесть за руль мотоцикла или иного двухколесного средства передвижения нужно обязательно надеть специальный шлем. Причем если он имеется на голове, но шлейка непристегнута, то это приравнивается к полному отсутствию защитной экипировки. Подобное правонарушение наказывается по статье 12 КоАП РФ и величина штрафного взыскания в этом случае тоже составит 1 тыс. руб.

Какая мера применяется за транспортировку пассажиров без защитной экипировки

Усаживая на мототранспорт или подобное механическое средство передвижения пассажира, важно понимать, что ответственным за его жизнь и здоровье автоматически становится лицо, сидящее за рулем.

Если оно пренебрежет этим правилом безопасности, то уклониться от уплаты штрафного взыскания не получится никакими способами. В статье 12.6 КоАП РФ указано, что перевозка человека в качестве пассажира без защитного шлема, карается по закону штрафным взысканием величиной в 1 тыс. руб.

Где можно ездить без прав

В интернете можно встретить публикации со списком территорий, где права на мотоцикл не нужны: частная территория и дорожки, лесная просека, трассы для соревнований.

В действительности без прав можно ездить только с инструктором или на площадке для учебной езды.

На управление мотоциклом нужны права. Если их нет, то ездить можно только на специальной площадке при автошколе. В другом месте по ПДД водить мотоцикл нельзя.

Юрист с 15-летним стажем

Ответственность в случае ДТП

За трагичные последствия аварий ответственность несут водители, пренебрегшие существующими правилами поведения на дороге. В том случае, когда пассажир мотоцикла или скутера был без шлема и получил значительные увечья либо погиб, водитель может понести наказание.

С точки зрения Уголовного кодекса (ст.264), мотоциклист в этом случае проигнорировал правила безопасности, что привело к трагичным последствиям. Водителю мотоцикла или скутера в этом случае грозит до 3 лет лишения свободы либо исправительные работы продолжительностью до двух лет. Помимо этого, мотоциклист лишается прав управления транспортным средством на 3 года.

Причины отказа водителей от мотошлемов

Зачастую водители мопедов и скутеров не надевают шлем, садясь за руль своего ТС.

Причины могут быть различными, перечислим основные:

  • нехватка средств на дорогостоящую экипировку;
  • плохое знание ПДД;
  • уверенность в том, что авария не произойдет, так как мопеды и скутеры развивают небольшую скорость;
  • безразличие к вопросу безопасности;
  • мнение, что инспектора не начнут погоню за нарушителем либо уверенность, что от них можно будет легко скрыться.

Что касается последнего пункта – согласно нормативным документам, инспектор имеет полное право начать погоню за мотонарушителем и остановить его для выписки штрафа. Поведение мотовладельцев в таком случае выглядит крайне абсурдно: они планируют уходить от погони, что заведомо опасно для их жизни, но при этом отказываются от средства защиты, способного при ДТП сохранить им жизнь.

По какой причине водители мопедов отказываются от шлемов?

В реальной жизни часто можно встретить мотоциклистов, которые никогда не надевают специальные шлемы. В редких случаях причина этого – отсутствие денежных средств в нужном размере, так как стоит экипировка недешево. А вот чаще всего люди просто халатно относятся даже к своей безопасности, просто не ознакомлены со всеми правилами ПДД или не отдают себе отчет о возможных последствиях ДТП.

○ Советы юриста: как избежать штрафа.

Некоторые владельцы мотоцикла и скутера уверены, что существует некий закон, запрещающий преследовать водителя на двухколесном транспорте. На самом деле это не так, ничто не запрещает инспектору преследовать нарушителя и выписать штраф, часто они просто сами отказываются от этой идеи, боясь, что убегая, водитель или пассажир может спровоцировать ДТП и получить тяжелые травмы.

Максимальная хитрость, на которую может пойти водитель, едущий в не пристегнутом шлеме – сказать, что расстегнул его после остановки, пока ждал подходящего инспектора. В остальном можно только сократить размер штрафа до 500 р. пользуясь скидкой в 50% за быструю оплату в течение 20 дней по ст. 32.3 КоАП.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Можно ли избежать наказания

Мотоциклисты и скутеристы ошибочно полагают, что могут избежать наказания за езду без шлема, если просто скроются от сотрудников ГИБДД. Такое мнение сложилось, благодаря якобы существующему закону, запрещающему инспекторам погоню за владельцами мототехники, передвигающимися без шлема.

На самом деле такого закона не существует. Подобное заблуждение сложилось потому, что инспектора зачастую отказываются от преследования гонщиков без шлема на мопеде, мотоцикле или скутере, чтобы они не спровоцировали ДТП. Но запрета преследовать лихих водителей не существует, поэтому исход дела полностью зависит от решения сотрудников ДПС.

Совет! Реальная возможность избежать наказания – это заявление водителя мототехники, что шлем он расстегнул уже после остановки, в процессе ожидания инспектора.

Но когда шлема на голове нет в принципе, избежать наказания не удастся. Можно лишь уменьшить его вдвое, оплатив выписанную квитанцию в течение 20 дней после вступления в силу постановления.(ст.32.3 КОАП).

Любой штраф за езду без шлема – это всего лишь потеря денег, что не так страшно по сравнению с потерей здоровья или гибелью человека. Человеку, отправляющемуся в путь на мотоцикле, мопеде или скутере, стоит помнить в первую очередь, что от экипировки зависит их жизнь. Именно об этом стоит в первую очередь задуматься, выезжая на трассу без защитного шлема.

Документы для управления мотоциклом

Помимо водительских прав мотоциклисту нужно еще два документа:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС),
  • действующий полис ОСАГО.

Если при проверке документов у мотоциклиста не окажется полиса или СТС, инспектор по закону оштрафует его на 500 рублей. Мотоцикл эвакуируют на штрафстоянку.

До 2012 года водителю еще нужна была доверенность, если он управляет чужим мотоциклом. Сейчас этот документ возить с собой не нужно. Но имя и данные водителя должны быть вписаны в полис ОСАГО или документ должен быть открытым.

Разберем ситуации, когда штрафуют водителя без прав.

Имеет ли право сотрудник дорожной полиции преследовать байкера без шлема?

Легенда о том, что работники ГАИ (теперь уже ДПС) не преследуют нарушителей, ездящих на мотоцикле без защитного шлема, передается байкерами из уст в уста. Многие искренне верят, что таково негласное распоряжение начальства, которое опасается травматизма водителей.

Однако никакой реальной почвы такие выдумки под собой не имеют. Закон допускает преследование нарушителя, если подобное действие является целесообразным.

Невыполнение требований инспектора об остановке – нарушение серьезное. Поэтому работники ДПС имеют полное право догнать мотоциклиста и составить протокол. В этом случае мелким штрафом за отсутствие шлема нарушитель уже не отделается. Поэтому намного проще спокойно остановиться и получить квитанцию на оплату.

Штраф за езду без шлема

В ситуациях, когда поведение мотоциклиста представляет опасность для прочих участников движения, инспектор вправе применить оружие, преследуя нарушителя.

Как ДПС докажет вину мотолюбителя?

Как инспектор ДПС докажет что вы ехали без шлема

Как уже было сказано выше, сотрудники ДПС могут назначить штраф, если сам мотовладелец или его попутчик не имеют мотошлема, либо шлейка от него не зафиксирована.

При задержании нарушителя инспектора фиксируют доказательства на фото и видеотехнику. В отснятых материалах обычно присутствуют хорошо различимые регистрационные знаки совершившего нарушение ТС. Если таких материалов нет, для дачи показаний могут быть привлечены понятые.

После остановки инспектор оформляет протокол и передает копию постановления об административном правонарушении водителю.

Может ли сотрудник ГИБДД погнаться за мотоциклистом без шлема

Многие владельцы двухколесной мототехники искренне верят, что представитель закона не имеет никакого права гнаться за «байкером», поэтому останавливаться или нет, решает сам водитель. Данная легенда передается из уст в уста уже долгое время, однако она не имеет никакого реального обоснования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в закон «О полиции» и изучить Административный регламент. Ни в одном из этих нормативных документов нигде не указано, что полицейскому запрещено осуществлять преследование нарушителя. Более того, в случае погони он даже имеет право применить огнестрельное оружие, если сочтет действия водителя транспортного средства опасными для жизни других участников движения. Разумеется, такого обычно не происходит. Как правило, сотрудники ГИБДД просто догоняют нарушителя и взимают с него денежные средства. Однако говорить о том, какой штраф будет в этом случае сложно, так как неподчинение сотрудникам полиции также является нарушением, особенно, если в процессе езды произойдет транспортное происшествие.

Для чего нужен шлем?

Несколько слов о еще одной причине, по которой люди ездят без специальных шлемов на мопедах и скутерах. Все дело в финансовой составляющей вопроса. Скутеристы не хотят тратить деньги на шлем. Однако шлем – это не то, на чем стоит сэкономить.

В качестве примера рассмотрим две похожие ситуации, которые мне пришлось наблюдать на практике. Речь пойдет о падениях с велосипедов:

В первом случае велосипедист без шлема врезался в кочку на скорости 10-15 км/ч и упал на полевую грунтовую дорогу.

Во втором случае велосипедист в шлеме упал на асфальт федеральной трассы, попав в колею на скорости 25-30 км/ч.

В первом случае (без шлема) велосипедист потерял сознание и память за последние несколько недель, получил сотрясение мозга, попал в больницу. Во втором случае, не смотря на более высокую скорость и асфальтовое покрытие, все обошлось синяком на ноге.

Обратите внимание, велосипеды обычно ездят намного медленнее скутеров и имеют куда меньший вес. Однако даже в этом случае последствия могут быть очень серьезными.

Поэтому рекомендую надевать шлем перед каждой поездкой. Хотя бы при управлении мопедами и скутерами.

Ну а в заключение хочу отметить, что если Вы нашли деньги на покупку скутера, то, будьте добры, купите и шлем. Это залог Вашей безопасности. Ведь шлем нужен не для того, чтобы не останавливали сотрудники ГИБДД, а для того, чтобы продлить жизнь и сохранить здоровье водителя двухколесного транспортного средства.

Каким образом ДПС может доказать вину?

Работники ДПС наделены правом оформлять протоколы и выписывать штрафные взыскания людям, едущим за рулем мопедов, скутеров и мотоциклов, в случае, если они увидят, что на водителе нет шлема.

Если мотошлем надет на голову, но незафиксирован шлейкой, то это тоже повод для предъявления штрафного взыскания. Инспектор оформит протокол об админ. правонарушении и передаст нарушителю квитанцию.

Чтобы доказать вину водителя используются зафиксированные на месте происшествия фотографии или видео. Однако подобные доказательства обязательно должны быть отличного качества и сделанными именно на месте происшествия так, чтобы были видны и опознавательные знаки двухколесного транспорта. Иногда показания дают очевидцы и ставят на документе подпись.

Забыл права дома

Мотоциклиста без прав инспектор ГИБДД по закону может оштрафовать на 500 рублей. Инспектор проверяет по базе, что водитель в принципе получал права, и составляет протокол.

Если водитель попросит знакомого привезти права к посту ГИБДД, то, скорее всего, отделается предупреждением.

Водитель может избежать штрафа за забытые права. Закон предусматривает альтернативу — предупреждение, все будет зависеть от поведения водителя и лояльности инспектора.

Если вы оказались в такой ситуации, не пытайтесь качать права — вы уже допустили нарушение. Вместо этого спокойно объясните инспектору, что вам скоро привезут документы. Скорее всего, он пойдет вам навстречу.

Юрист с 15-летним стажем

Могут ли забрать мотоцикл или скутер за езду без шлема?

При некоторых нарушениях сотрудники дорожной полиции имеют право изъять транспортное средство, доставив его на спецстоянку. К таким ситуациям относится:

  • отсутствие страховки;
  • вождение в нетрезвом состоянии;
  • отсутствие водительского удостоверения или паспорта транспортного средства;
  • подозрение в угоне;
  • парковка не по правилам;
  • использование незарегистрированного транспорта.

Езда без шлема в перечень нарушений, приводящих к изъятию средства передвижения, не входит. Но подобное нарушение может превратиться в дорогое удовольствие, если учитывать, что закон не ограничивает количество штрафов на единицу времени.

Каждый заметивший нарушение инспектор может выписать квитанцию на штраф, невзирая на то, что в этот же день мотоциклист уже был наказан за аналогичный проступок.

Последствия ДТП с участием мототранспорта

Многие аварии с мотоциклами и мопедами имеют летальный исход для водителей или приводят к серьезным проблемам со здоровьем.

Поэтому отсутствие мотошлема может привести к более суровым последствиям, чем административное наказание:

  1. Если в ДТП виноват владелец второго ТС, но на мотоциклисте не было шлема, то, вполне возможно, что виновник аварии не будет нести ответственность за ущерб, причиненный здоровью мотоциклиста.
  2. Если в момент аварии на попутчике мотоциклиста не было шлема, то виноват по ст. 1079 ГК будет водитель, позволивший передвижение без шлема. Соответственно, он будет вынужден оплатить лечение или выплатить компенсацию семье пострадавшего.

Столь серьезные наказания были введены, потому что защитный шлем – единственная мера безопасности, которую допускает конструкция мотоциклов, скутеров и мопедов. Отказ от нее чреват печальными последствиями для участников дорожного движения.

Запомнить

  1. Шлем обязателен на мотоцикле, мопеде, скутере, трицикле, квадроцикле.
  2. Если мотоциклист водит без шлема, он вероятнее получит травму или погибнет в ДТП. По закону он несет ответственность за пассажира без шлема.
  3. Штраф за управление мотоциклом без шлема или перевозку пассажира, у которого нет шлема, — 1000 рублей.
  4. В первые 20 дней штраф можно оплатить со скидкой 50%.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверяем информацию о штрафах, пожалуйста, подождите несколько секунд

В правах нет категории

Если водитель с категорией B1 сел за руль мотоцикла, это нарушение. Закон приравнивает его к управлению без прав. Штраф — от 5 000 до 15 000 рублей.

Поскольку водитель без категории не имеет права ехать дальше на мотоцикле, по закону инспектор задерживает мотоцикл и отправляет на штрафстоянку. В дополнение к штрафу придется заплатить за транспортировку и хранение — сумма зависит от региона.

Заключение

Итак, по статистике на дорогах достаточно часто происходят аварии при участии мототранспорта. Результатом становятся травмы различной степени тяжести или гибель водителя и пассажиров, что обусловлено специфической конструкцией этого вида ТС. Мотошлем способен сделать последствия для здоровья не такими серьезными, а где-то – даже спасти жизнь. По этой причине мотолюбителям следует до начала движения надевать и надежно фиксировать шлем. В данном случае людьми должен руководить не страх получить штраф (ведь тысяча рублей сегодня – небольшие деньги), а желание максимально обезопасить жизнь и здоровье – свое и пассажира.

Стал участником ДТП, что дальше?

К сожалению, довольно часто встречаются случаи, когда скутеристы при отсутствии нужной экипировки попадают в аварии с тяжелыми последствиями, после чего их семьи пытаются всеми способами добиться истины и признать именно автомобилиста виновником в случившемся несчастье. На самом деле действительно виновником аварии признается водитель, который пренебрёг правилами ПДД. Но если смотреть на ситуацию более масштабно, то все может оказать не так то и просто.

Даже если пренебрёг правилами движения автомобилист, то это еще не 100% гарантия того, что в гибели мотоциклиста, виноват именно он. Первее всего нарушил ПДД как раз мотоциклист, тем, что он начал ехать без специального шлема. Кроме того, если человека, управляющего двухколесным транспортом без экипировки признали виновником инцидента, то согласно статье 264 Уголовного Кодекса РФ может быть возбуждено уголовное дело, и тогда нарушителя могут посадить в тюрьму не больше чем на 2 года.

А вот в статье №1079 ГК РФ прописана уже ситуация, когда специальный шлем отсутствует у пассажира двухколесного транспорта. Ответственным за это выступает как раз водитель ТС. Поэтому, если виновником аварии признали другую сторону, то виновником получения увечий пассажиром мототранспорта будет определен именно человек, который управлял ТС, так как он был вкурсе обо всей опасности этого мероприятия и при этом разрешил лицу ехать с ним без шлема.

Не просто так же было создано требование, чтобы водители и пассажиры двухколесного транспорта обязательно надевали специальную экипировку хотя бы на голову. Это обязательная мера для лиц, незащищенных корпусом машины и ремнем безопасности. Поэтому и за такие действия мотоциклиста могут наказать не только штрафным взысканием, но и уголовной ответственностью.

Если вы решили внезапно стать мотоциклистом или скутеристом, то всегда помните о своей же безопасности и сохранности пассажиров, которые будут с вами передвигаться на дороге.

Не получал права

Наказание за это нарушение аналогично предыдущему — 5 000–15 000 рублей и штрафстоянка.

Водителя не оштрафуют за езду без прав, если он едет на мотоцикле вместе с инструктором. Во время учебы в автошколе так можно.

Поехал после лишения

Если раньше суд лишил водителя прав, но он все равно садится за руль, штраф будет выше, чем за езду без прав. Закон предусматривает три варианта:

  • штраф 30 000 рублей,
  • арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы до 200 часов.

Если водитель попытается использовать поддельные права, это будет преступлением по Уголовному кодексу. Штраф — до 80 000 рублей, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы на срок до 2 лет или арест до полугода.

Нужен ли шлем водителям и пассажирам скутера и мопеда

Обязанность передвигаться в шлеме на мотоцикле известна всем владельцам данного вида транспорта. Все водители мотоциклов прекрасно осведомлены, что езда без шлема на мотоцикле запрещена и наказывается штрафом. Но водители и пассажиры скутеров и мопедов ошибочно полагают, что данное требование не имеет к ним никакого отношения.

До конца 2013 года отношение к данному виду транспортных средств было снисходительным, и ими можно было управлять без прав.

Это обстоятельство несколько расхолаживало владельцев данных ТС. Они считали, что допустимо передвижение на скутерах и мопедах без использования мотошлема. Между тем, езда без шлема на мопеде и скутере — нарушение ПДД.

Не совсем понятно с точки зрения здравого смысла, чем руководствуются владельцы мопедов и скутеров, передвигающиеся по трассе без шлема. Возможно, они экономят на его покупке, или надеются на счастливый случай и думают, что ДТП им не грозит.

Важно! По правилам ПДД водители и пассажиры не имеют права передвигаться по дорогам без шлема на скутере и мопеде.

Как обжаловать незаконный штраф

У водителя, которому выписали штраф, есть два способа его обжаловать:

  • отправить жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Это можно сделать в течение 10 дней с даты подписания протокола;
  • подать жалобу на постановление в суд. По опыту этот вариант работает лучше.

В случае с ездой без прав шансов обжаловать штраф немного. Если водитель забыл права дома или в них нет нужной категории — это однозначное нарушение. Юрист может разве что обратить внимание суда на процессуальные ошибки, например в дате и месте составления протокола.

Какой штраф ждет «байкеров»

Если заглянуть в ПДД, то в пункте 24.3 можно прочитать, что передвигаться по дорожному полотну без шлема запрещается. Однако в скобках уточняется, что данная информация касается только владельцев мопедов. Соответственно велосипедистам беспокоиться не о чем.

В КоАП статье 12 пункте 29 говорится о том, что для владельцев скутеров предусмотрен штраф в размере 800 рублей, ели водитель не побеспокоился о наличие каски. В свою очередь в этой же статье есть пункт 6, в котором речь идет о не пристегнутых ремнях безопасности и отсутствующих мотошлемах. В Кодексе указывается, что в этом случае слишком смелому водителю мотоцикла придется заплатить уже 1 000 рублей.

Полезно! Стоит также отметить, что не пристегнутым считается даже тот шлем, у которого просто не зафиксирована шлейка.

Исходя из этого, делаем вывод, что за вождение скутера без шлема инспектор ГИБДД может потребовать только 800 рублей, а 1 000 рублей будет взыскана с владельца мотоцикла, и не только с него.

Зачем нужен шлем

В виду того, что вокруг ношения шлемов, также, как и вокруг ремней безопасности, уже много лет не утихают споры на тему «нужен он вообще или делает только хуже?», считаем необходимым коротко перечислить несколько пунктов.

  1. Да, в некоторых случаях шлемы действительно сыграли злую шутку с водителями, но статистика утверждает, что спасенных жизней благодаря такой защите значительно больше.
  2. Если задаться вопросом о том, каких травм больше — незначительных или тяжких из-за ношения шлема, то ответ будет однозначным. Легких травм получается больше.
  3. Статистика настаивает на том, что защитный головной убор причастен в большей степени к ситуациям, в которых травм удалось избежать совсем, нежели к тем, где он стал причиной увечий.

А вот точки зрения тех, кто выступает против ношения защиты:

  1. «При ДТП весь удар вместо головы приходится на шейный отдел и позвоночник». Это логично, ведь шлем призван защищать именно голову, а не что-то другое.
  2. «Эффективность защиты не так уж и высока». Чтобы повысить эффективность защиты можно предложить водителям ездить в бронежилетах, например. Или в скафандрах. Но вряд ли кому-то это будет удобно. Поэтому, на наш взгляд если есть возможность хорошо защитить хотя бы одну часть тела, к тому же, такую жизненно важную, эту возможность нужно использовать.

Водителям мопедов и скутеров шлемы необходимы по тем же причинам — не смотря на гораздо меньшие скорости, угрозы получить серьезные травмы от этого ничуть не меньше.

Помните, что закон об обязательном ношении шлема был введен не для того, чтобы ущемить гражданские права, а только с одной целью — защитить вашу жизнь и жизни ваших пассажиров!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий