Главные советские танки Второй мировой войны
В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.
В те годы у танковых орудий ещё не было приспособлений, стабилизирующих орудие и позволяющих вести прицельный огонь с ходу. Во время атаки перед выстрелом командир танка или наводчик давал механику-водителю команду остановиться. В многобашенном танке такую команду давал наводчик каждого орудия. Пока он производил выстрел, другие башни оставались без дела. Они не могли стрелять, так как в это время их наводка сбивалась, а боевым расчётам приходилось вновь наводить орудие на цель. Тогда решили, что вместо одного сверхтяжёлого двухбашенного танка лучше использовать два однобашенных.
По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.
Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.
В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.
Немецкие танки
Вторая мировая
В массовом сознании прочно утвердилось представление, что немецкие танки 2 мировой войны – это сплошь «Тигры» и «Пантеры». На самом деле, эти тяжёлые боевые машины появились у гитлеровской Германии только в 1943 году. Немецкие танки Второй мировой, на которых вермахт начал эту глобальную военную авантюру, были далеко не такими мощными и бронезащищёнными.
В 1939-1941 гг. и артиллерия у немцев ещё была почти вся на конной тяге, и танков у вермахта было не так много – более чем в 3 раза меньше, чем у Красной Армии. Причина военных успехов Германии была не в количестве, а в качестве – применялись танки исключительно умело и грамотно.
Топ-5 самых мощных танков
В этом обзоре мы расскажем о пяти самых мощных отечественных и зарубежных танках.
Т-14 «Армата» (Россия)
Почти что идеальный танк 21 века. Отличается великолепной защитой экипажа, который находится в специальной капсуле снизу кузова. Управлять оружием «Арматы» можно дистанционно. Вооружен танк 125-мм пушкой, способной выстреливать управляемыми снарядами. А еще это первый танк с системой активной защиты, которая сама способна засечь и уничтожить ракеты и снаряды в радиусе 20-30 метров.
«Армата» сравнительно легкий танк — весит всего 55 тонн, быстрый — скорость составляет 90 км/ч и мощный — 1500 лошадиных сил. Запас хода — 500 км.
M1A1 «Абрамс» (США)
Один из самых узнаваемых танков в мире. Эта боевая машина успела поучаствовать в нескольких войнах и пройти несколько этапов модернизации. Машина обладает двигателем мощностью 3500 лошадиных сил (самый мощный мотор среди танков). Такое количество «скакунов» требуется для того, чтобы очень тяжелый танк мог достаточно быстро передвигаться. При этом танк способен разогнаться лишь до 67 км/ч.
«Абрамс» весит 61,4 тонны, его экипаж состоит из 4 человек. Для защиты используется броня из обедненного урана. Танк вооружен 105-мм пушкой М68, 120-мм гладкоствольной M256 и тремя пулеметами.
Т-90МС «Тагил» (Россия)
Российский танк, пришедший на замену массовому Т-72. У танка мощнейшая пушка с максимальной дальностью стрельбы 10 километров. «Девяностый» способен контролировать противников в радиусе 5 км. А вот мощности танку явно не достает. У него всего лишь 1000 лошадиных сил. Но он намного легче «Абрамса», поэтому способен ехать на скорости до 60 км/ч. Запас хода — 500 км.
Комплектуется осколочно-фугасными снарядами, отлично справляется с бронированными целями. Весит 48 тонн, в экипаже должно быть 3 человека. Среди примечательного оружия — спаренный 7,62-мм пулемет на 2000 патронов и зенитная пулеметная установка на 800 патронов.
Challenger 2 (Великобритания)
Британский танк родом из девяностых. Эксперты отмечают высокую защищенность экипажа (4 человека) и самого танка, продвинутую систему прицеливания, а также мощную нарезную пушку L30A1 для дальних целей. Именно Challenger 2 считается самым защищенным танком на планете.
Оснащается дизельным мотором на 1200 лошадиных сил. Танк весит 62,5 тонны, достигает скорости 59 км/час. Запас хода меньше, чем у T-90, но незначительно. Дальность — 450 км.
«Леопард» 2A7 (Германия)
Танк производится с 1972 года. За это время неоднократно модернизировался. Защищен композитной броней в 3 слоя, оснащен 120-мм пушкой Rhl 120/L55. Один из самых популярных танков на мировом рынке тяжелого оружия.
Весит «Леопард» 67,5 тонн, экипаж его состоит из 4 человек. Среди экипировки выделяется 40-мм гранатомет. Скорость — 72 км/час, а запас хода 450 км.
У каких танков Второй Мировой войны самая крепкая броня?
Первым глобальным мировым конфликтом с использованием бронированной военной техники стала Вторая Мировая война. От толщины брони танков зависели не только жизни танкистов, но и судьба государств, самая толстая броня танка – это весомое преимущество. В этой статье мы рассмотрим пятерку самых бронированных танков времен Второй Мировой. Мы расскажем про Тигров, наших ИС-1 и ИС-2, Пантерах и менее заметных модификациях. Скорей всего ты заметишь, что в списке нет американских и английских танков. Это объяснимо, так как они делали упор на легкую и среднюю технику, поэтому не производили серийных образцов. То же самое касается Японии и Италии.
Приготовься узнать самые тяжелые бронированные танки времен Второй Мировой Войны.
Немецкий Тигр был предназначен в первую очередь для атаки танков противника. По крайней мере, это мнения сейчас придерживаются многие западные историки. Сначала стратегической задачей Германии было наступление, затем ситуация была переломлена не в их пользу, и бронетехника использовалась уже для устранения прорех в собственной обороне.
В строении и функционале ощущается, что это средство для борьбы в первую очередь с танками, противодействие пехоте отводилось на второй план. Тигры могли вступить в бой с себе подобными на расстоянии более двух километров. Это впечатляет, хоть и известно, что для боя лучше сблизиться на километр. Тигры могли себе это позволить, ощутимо не страдая от встречного нападения. Толщина брони борта составляла 80 миллиметров, лобовой части – 100 миллиметров. Это один из самых мощных противников, с которым доводилось иметь дело советским войскам.
Немецкие танки Второй мировой войны в начале вторжения в СССР
Танки вермахта должны были стать «джокером» в войне с Советским Союзом, сыграв решающую роль в блицкриге – «молниеносной войне». В соответствии с этой стратегией, гитлеровская Германия и формировала свою броневую мощь.
Лёгкие немецкие танки 2 мировой
1. Танк Pz.Kpfw.I (Т-I) производства компании «Крупп» выпускался с 1933 по 1938 гг.; и ещё три года после этого его гусеничное шасси выпускали только в качестве командирских и разведывательных машин (без башен), а также в виде основы для самоходных артиллерийских установок.
Т-I
Орудия эти лёгкие танки не имели: только 2 спаренных 7,92-мм пулемёта, смонтированных в общей маске. В общей сложности, в 1933-1938 гг. было выпущено 1867 танков Pz.Kpfw.I.
Pz.Kpfw – это значит Panzerkampfwagen – «бронированная боевая машина» в переводе с немецкого.2.Pz.Kpfw.II (Т-II) совместного производства «МАН» и «Даймлер-Бенц» выпускался с 1937 по 1942 гг., в пяти модификациях: от А до F. Вооружение большинства из них состояло из 20-мм орудия и спаренного с ним 7,62-мм пулемёта.
Т-II
Часть Pz.Kpfw.II была огнемётными, с двумя огнемётами, стреляющими на 50 м. На шасси этого делались самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи, перевозчики боеприпасов. Всего за годы производства было сделано 3500 шасси Т-II, из них 2050 – именно танков.
3. Pz.Kpfw.II Luchs (Т-II Лукс), также от «МАН» и «Даймлер-Бенц» – специальный разведывательный танк с двух-, а не одноместной башней (как обычный Pz.Kpfw.II).
Т-II Лукс
Эти немецкие танки ВОВ выпускались в 1942-1944 гг.; их было сделано ровно 100 штук.
Средние танки вермахта Второй мировой войны 1939 1945
3. PzKpfw III (Т-III) разработки компании Даймлер-Бенц с 1937 года поступал на вооружение танковых подразделений вермахта и ваффен СС. Танк выпускался в следующих модификациях: с 37-мм орудием; с 50-мм орудием; с 75-мм гаубицей; с огнемётом; командирская машина; и разведывательно-наблюдательная машина.
Т-III
Кроме пушки, на PzKpfw III также устанавливали 2 или 3 7,92-мм пулемёта MG-34. За годы производства (1936-1943) эта бронетехника вермахта была выпущена в количестве 6166 единиц.
4. PzKpfw IV (Т-IV). Эти танки вермахта 1941 1945 – самые массовые в Германии: их было выпущено 8588 штук. Данная модель, разработки и производства компании Крупп, выпускалась с 1937 по 1945 гг.
Т-IV
Танки Т-IV оснащались 75-мм орудиями различных модификаций и длины, а также одним или двумя 7,92-мм пулемётами. В связи с регулярным увеличением толщины брони, вес выпускаемых бронемашин в ходе производства возрастал от 17 тонн до 24,6 тонн. PzKpfw IV – самые широко представленные в музеях мира танки Германии Второй мировой войны.
Танк ИС-2
Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.
Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра. Другое важное достоинство танка — это его бронирование. Оно достигало 120 мм.
ИС-2, 1943. Источник: wikipedia.org
Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное — топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.
Главный танк вермахта
Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (Т-IV). Конструктивно «четвёрка» была подобна «тройке»: корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины. Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня — в средней части. Но «четвёрка» была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.
Т-IV не должен был «лезть» на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более «шустрый» Т-III. «Четвёрка», медленно продвигаясь за «тройкой», выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытие Т-III. От огня противника «четвёрка» прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы. По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия.
Всё изменилось летом 1941 г. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин. Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон «четвёрки» имел больший диаметр, чем погон «тройки» (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню. Но бронирование «четвёрки» по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в «дверцу», висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва Т-III и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.
В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-III, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной «Пантеры».
Пантера
Тигр – это мощное, но все же редкое оружие. Немецкая армия нуждалась в чем-то более бюджетном для массового использования. Так появилась Пантера, вокруг которой по сей день ведется множество споров. Но несмотря на бюджетность, характеристики вышли достойными. При весе в 44 тонны она обходила Т-34 по подвижности, по хорошей дороге могла ехать со скоростью до 60 км в час. Пантера выпускала бронебойные снаряды, которые за секунду могли пролететь целый километр, атаковала противника на расстоянии более двух километров.
Броня достаточно мощная, ее толщина в передней части – 60-80 мм, в бортовой – до 50 мм, в нижней части присутствовали катки в два ряда для усиления с каждой из сторон. Но углы наклона брони доходили до 55 градусов. Расположение стало прорехой, по защищенности Пантера не обошла Т-34, советские танки поражали ее играючи.
Танки вермахта Второй мировой, запущенные в производство в ходе войны с СССР
Опыт войн с Советским Союзом показал: огневой и бронезащитной мощи германских танков недостаточно. То, что прекрасно сработало в Европе, оказалось малоэффективным для советских реалий. Советские Т-34 превосходили все танки вермахта, поэтому следующая модель немецкого среднего танка – PzKpfw V Panther (Т-V «Пантера») – разрабатывалась «с оглядкой» именно на Т-34. Прежде всего, это касается более рациональной формы корпуса, в известной степени, заимствованной у советских танков.
5. Танки PzKpfw V Panther разработки компаний «МАН» и «Даймлер-Бенц» выпускались в 1943-1945 гг. Они вооружались мощными длинноствольными 75 мм орудиями. С пушкой спаривали 7,92-мм пулемёт MG 34, а второй пулемёт размещали в лобовом листе корпуса, в бугельной установке.
Т-V «Пантера»
У танков «Пантера» модификаций A и G в правой задней части крыши башни были также «устройства ближнего боя» – мини-мортиры (гранатомёты), стрелявшие дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами. Танков PzKpfw V до конца войны немцы успели выпустить около 6 тысяч единиц. В СССР средние танки «Пантера» считались тяжёлыми (боевая масса 44,8 т против 26,5 т – 30,9 т у Т-34 разных модификаций).
Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 «Тигр»
«Тигр» создавался с одной целью — смять любого противника и обратить его в паническое бегство. Сам Гитлер лично распорядился покрыть новый танк лобовым бронелистом толщиной в 100 миллиметров. А корму и борта «Тигра» закрывала броня в 80 миллиметров. Главным «козырем» боевой машины являлось оружие — это 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе «зенитки». Пушка отличалась последовательностью попаданий и также рекордной скорострельностью. Даже в условиях боя KwK 36 за минуту могла «плюнуть» снарядами аж 8 раз.
Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, «Тигр». Источник: wikipedia.org
Кроме этого, «Тигр» являлся еще одним из самых быстрых танков того времени. В движение его приводил «Майбаховский» силовой агрегат на 700 л. с. Компанию ему составляла 8-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. И по шассе танк мог разогнаться до 45 км/ч.
Любопытно, что в технической памятке, лежавшей в каждом «Тигре», была надпись: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!». Геббельс считал, что танкисты будут гордится тем, что им доверили такую дорогую игрушку. Но на деле очень часто было иначе. Солдаты панически боялись, что с танком может что-то произойти.
Танки ИС
Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).
Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.
Подгонка огромной 122-мм пушки требовала времени. Поэтому с осени 1943 г. первые танки (ИС-1) выпускали с 85-мм пушками. Но уже в январе 1944 г. на фронт пошли ИС-2 со 122-мм орудием. На танке ИС не было стрелка-радиста. Но курсовой пулемёт, жёстко закреплённый на корпусе танка, остался. Стрелял из него механик-водитель, наводя пулемёт на цель поворотом всего танка. Ещё один пулемёт был спарен с пушкой, а третий располагался в кормовой части башни. Зенитный пулемёт установили на крыше башни.
В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.
Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther)
«Пантера» разработана в 1943 году фирмой MAN и впервые применена в Курской битве. Германские инженеры стремились создать массовый танк, который был бы прост и дешев. Танк стал конкурентом советского Т-34 и «американца» Sherman.
Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ, она имела очень толстую броню толщиной до 80 миллиметров. Вражеские снаряды отскакивали от корпуса танка. Правда, на бортах броня была более тонкая, поэтому советские танкисты старались бить именно в эту «ахиллесову пяту».
Машина имела орудие 75 миллиметров, его мощность не уступала 88-миллиметровой пушке «Тигра». Бронебойные снаряды за первую секунду успевали пролететь километр. Поэтому боевая машина была способна поразить почти каждый танк врага на дистанции свыше двух километров. По скорости образцы выигрывали у Т-34 – на шоссе могли разогнаться почти до 60 километров в час.
Другое дело, что «Пантеры» дорого обходились германской промышленности. К тому же их обслуживание оказалось делом непростым. Немецкая экономика не смогла в должной мере наладить их производство. Тем не менее, за годы войны произведено порядка 6 тысяч Panther.
Даже в марте 1945 года, во время боев в Венгрии, несколько сотен «Пантер», оборудованных приборами ночного видения, атаковали части Красной армии под озером Балатон. Правда, техническая новинка в сражении их не спасла.
«Королевский Тигр»
Внешне «Тигр II» (его ещё называют «Королевским Тигром») разительно отличался от своего предшественника. В конфигурации «Королевского Тигра» ощущалось влияние Т-34 с его расположенными под наклоном бронелистами корпуса и башни. Однако размеры и масса «Королевского Тигра» были намного больше: советский Т-34 весил 32 т, а немецкий танк – 68! Это был самый тяжёлый серийный танк в мире. Но главное, на «Королевском Тигре» стояла ещё более мощная пушка. Лобовая броня «Королевского Тигра» была просто фантастической по тем временам – 150 мм в корпусе и 180 мм в башне!
В 1943 г., когда «Королевский Тигр» ещё создавался, на поле боя главным калибром танковых и противотанковых пушек был калибр 76 мм. Тогда броня «Королевского Тигра» казалась непробиваемой. Но на войне всё меняется очень быстро. И когда в 1944 г. «супертигры» пошли в бой, их было чем встретить: Т-34-85, ИС-2 и тяжёлые САУ били «Королевских Тигров» с таким же успехом, что и «Тигров» обычных. Так, попадания 122-мм снаряда танка ИС-2 не мог выдержать вообще ни один танк в мире. К примеру, башню «Королевского Тигра» такой снаряд пробивал насквозь чуть ли не с полутора километров. А тут у немцев начались новые проблемы.
К концу войны Германия потеряла базы, снабжавшие сталелитейную промышленность таким важным для производства брони элементом, как молибден. В результате этого броня для танков стала не такой прочной, как ранее. Но главным недостатком «Королевского Тигра» оказалась его большая масса. Эти танки практически невозможно было быстро перебросить с одного участка фронта на другой. К тому же этих чудо-танков было слишком мало (всего было построено менее 500 штук), и они не оказали никакого влияния на исход Второй мировой войны. Советские «тридцатьчетвёрки» и американские «Шерманы» в конце войны обычно применялись в больших количествах, им не составляло особого труда обойти и расстрелять противника с разных направлений. Тут немцам спасения не было. Известно немало примеров, как экипажи «Королевских Тигров», видя, что их обходят сбоку, бросали свои танки и спасались бегством вскоре после начала боя. Так несколько германских супертанков достались нашим войскам в качестве трофеев.
Тигр-2
Это самый бронированный из всех танков, которые использовались в период Второй Мировой войны. Сравни с предыдущими значениями: лобовая броня в 150 мм. Это позволяло сталкиваться с бронебойными снарядами и выходить из столкновения с минимальными повреждениями. Однако, бортовая защита меньше, чем у наших ИС-ов, она составляла 80 мм с каждой из сторон.
Второй тигр, который также называли Королевским, был не только самым бронированным, но и самым неповоротливым. Что неудивительно при его огромном весе. В наши дни посмотреть на уцелевшего Королевского Тигра можно в нескольких музеях по всему миру. Такие есть в странах Европы и в США. Особенного внимания заслуживает тот, что находится в Великобритании, это единственный из уцелевших танков с башней Порше. Такие можно увидеть и в нашей стране, под Москвой. В Кубинке располагается военно-исторический музей бронетанкового вооружения.
Включать Маусов в список самых толстых бронемашин или не включать – спорный вопрос. Дело в том, что их было произведено всего два, и они так и не смогли выйти на поле боя. Однако, они все же были созданы. И если сравнивать по толщине защиты, то каждый из этой пары – безусловный мировой лидер. Толщина лобовой – целых 200 мм, это означает, что машина способна устоять перед ударом любой силы. Бортовая ширина брони не сильно уступает – 185 миллиметров.
Сейчас увидеть такой танк не получится, так как немцы уничтожили их, когда отступали. Но в вышеупомянутом музее под Москвой можно посмотреть на подробный макет. Он был собран с точностью по военным летописям тех лет.
Это были танки с самой толстой броней, созданные Германией и Советским Союзом для участия во Второй Мировой войне. Сейчас каждый из них является частью истории, ведь именно они вершили ее в те времена.
Танк Panzerkampfwagen V «Пантера»
Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.
Танк Panzerkampfwagen V «Пантера». Источник: wikipedia.org
Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место.
Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.
Танк Т-34-85
Боевая машина создана в условиях военного времени в СССР. Она стала улучшенной модификацией танка «тридцатьчетверки». Конструировали новый танк при нехватке ресурсов и деталей, по старым технологиям, на заводах, эвакуированных в восточную часть страны. Часто эти предприятия изначально не были предназначены для создания военной бронетехники.
Несмотря на все препятствия, танк приобрел легендарный статус, поступив в войска в 1944 году. На базовой модели Т-34 не хватало огневой поддержки, поэтому атаки осуществлялись волнами. На модифицированном варианте поставили орудие калибром 85 миллиметров. Обновленная броня выдерживала попадание 37-миллиметровой пушки. Кроме того, появилось оборудованное помещение для команды танка, установлено переговорное устройство. Поэтому боевые машины остались на вооружении советской армии и после окончания военных действий. Создано свыше 25 тысяч боевых машин данной модификации.
Доработанный образец Т-34 был серьезным противником для тяжеловооруженных, но медлительных фашистских «Тигров». Машины Вермахта значительно отставали от советских конкурентов в скорости и проходимости. Также Т-34-85 были просты в обслуживании и ремонте. Танкисты Красной армии быстро освоили новую машину, стали в полной мере использовать ее скоростные и огневые качества. Новый танк полностью оправдал возложенные на него надежды.
По совокупности боевых характеристик именно Т-34-85 считается одним из самых эффективных танков войны.
Танк КВ-1 («Клим Ворошилов»)
Боевая машина, созданная перед Великой Отечественной, участвовала еще в Советско-Финской войне. После немецкого нападения на СССР танк был грозой для гитлеровцев. Ни в одной армии мира в 1941 году не было оружия, способного на равных противостоять КВ-1.
Танк был два раза тяжелее крупнейшей немецкой боевой машины. Он уничтожал элитные подразделения германских сил с той же легкостью, как если бы участвовал в Бородинском сражении 1812 года. До конца 1941 года это была непобедимая, неуязвимая и очень мощная боевая единица. Только в конце первого года войны Вермахт создал конкурентоспособную военную технику.
Весил 45 тонн, защита боевой единицы состояла из 75-миллиметровых стальных бронелистов. Броня была удачно расположена на корпусе под наклоном – немецкие снаряды 37 калибра не могли пробить защиту танка даже с малой дистанции. Советский «монстр» имел длинноствольное орудие 76 калибра, оно доставало врага на расстоянии в полтора километра.
Команды танка сформировывались только из офицеров, лишь механики-водители могли носить звание старшины. Подготовка экипажей на голову превосходила уровень команд танков иных типов.
К недостаткам танка можно отнести довольно не проработанную конструкцию, машину спешно запустили в серийное производство, не учтя недоработки. Особенно страдала трансмиссия. По причине большой массы танка и связанных с ней серьезных нагрузок ходовая часть нередко выходила из строя. А в начальный период войны, при частых отступлениях, машины приходилось оставлять или взрывать. В военных условиях ремонтировать их было невозможно.
Захваченные немецкими войсками экземпляры так и не послужили врагу. Из-за поломок и отсутствия нужных деталей попытки использовать их у немцев не увенчались успехом.
Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)
Разработан конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода перед войной. Руководил созданием будущего шедевра отечественной танковой промышленности Михаил Кошкин. Боевая машина была быстроходной, ее отлично защищала наклонная броня. Кроме того, танк оснастили производительным дизельным двигателем на 500 «лошадей» и орудием 76 калибра. Трансмиссия отличалась широкими гусеницами.
В целом, конструкция боевой машины была простой и технологичной. Поэтому военной промышленности удалось наладить ее серийное производство очень быстро. К середине 1942 году выпустили 15 тысяч машин, а всего за военное время в СССР произвели свыше 84 тысяч танков разных модификаций.
Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.
Даже военная инструкция для немецких танкистов гласила, что при встрече с Т-34 рекомендуется по возможности не вступать в бой. То есть специалисты советовали собственным подчиненным уезжать от русского танка куда подальше!
К недостаткам машины можно отнести сложности в пользовании оптикой, малую площадь боевой рубки и отсутствие радиосвязи. Из-за малой площади боевого отделения командир танка должен был исполнять обязанности и наводчика.
Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.
Это недочеты заставляли конструкторов модифицировать боевую машину, в результате появился Т-34-85.
ли со статьей или есть что добавить?