Поликлиновые ремни в ременной передаче
Сегодня мы рассмотрим еще один вид ременных передач, недостаточно подробно описанный в доступной конструкторам технической литературе. Это поликлиновые ремни (англ. термин “ribbed belt”). В бывшем СССР были разработаны ТУ 38 – 105763 – 89, регламентирующие размеры ремней и методики расчета. Однако, продукция зарубежных фирм, поставляющих поликлиновые ремни и шкивы для них, не всегда соответствует этим ТУ. Зарубежные производители следуют стандартам DIN 7867/ISO 9982.
На нашем рынке свою продукцию предлагают такие производители, как Megadyne (Италия).
Профили и размеры клиновых ремней – сводная таблица
Свое наименование «клиновой ремень» приобрел из-за схожести с клином, имеющий фигуру поперечного сечения. Это изделие — ведущий элемент ременной передачи, который проходит установку в различных приводах для передач крутящего момента. Ремни в виде трапеции обеспечивают более сильное сцепление с валом, они снижают нагрузку на взаимодействующие части. У клинового ремня как и других видов, имеется профиль и обозначение размеров.
Поликлиновой ремень: что это и «с чем его едят»?
Поликлиновые ремни являются наиболее надежными средствами для передачи энергии, популярность таких ремней очень высока. Они находят применение во многих отраслях производства. О том, что такое поликлиновый ремень и какие функции представляет расскажем в этой статье.
Чем отличается по характеристикам и применению клиновый ремень от поликлинового: плюсы и минусы технических изделий
Ремень выступает элементом ременной передачи крутящего момента от привода к рабочему узлу. Клиновые и поликлиновые технические изделия изготовлены из резины. Несущей основой, предотвращающей их растягивание в процессе эксплуатации, использован кордшнур. Выполнен он из полиэфира или полиамида. Самыми упругими считаются изделия, у которых для производства кордшнура применен «Кевлар». Использование нескольких дополнительных тканевых слоев увеличивает показатель износостойкости. Применяются ремни приводные клиновые и поликлиновые во вращающихся механических узлах техники. Несмотря на одинаковое предназначение, между ними есть разница.
Ремни поликлиновые, ручейковые.
Поликлиновый (с англ. «ribbed belt») — это то же самое, что и ручейковый. Устанавливается для передачи вращения ведущего вала на ведомые валы генератора, насоса гидроусилителя руля. У поликлинового ремня пазы расположены продольно.
Существуют несколько видов ремней для передачи вращательного движения коленчатый вал — генератор — помпа — насос ГУР.
Классификация по способу передачи энергии:
- передача трением;
- передача зацеплением.
Классификация по виду ремней:
- плоские ремни;
- клиновые:
-
вариаторные;
- вентиляторные;
- многоручьевые;
- поликлиновые ремни;
- тяговые ремни;
- зубчатые;
- транспортировочные (конвейерные ленты);
- протяжные;
- ремни круглого сечения (пассик).
Классификация и преимущества приводных ремней
Поликлиновые ремни являются наиболее надежными средствами для передачи энергии, популярность таких ремней очень высока. Они находят применение во многих отраслях производства. О том, что такое поликлиновый ремень и какие функции представляет расскажем в этой статье.
Таблица соответствия и маркировка
В отличие от товарных знаков, производителей, размер клинового ремня определяются их профилем. Фактически, профиль самого клинового ремня имеет стандартный размер, состоящий из трех основных параметров: ширина, высота и длина, которая измеряется вдоль шнура Lp по ГОСТу и по внутреннему краю (Li).Замеры, преимущественно, производятся с помощью штангенциркуля. Что касается других вышеперечисленных физических величин, то они строго определенные параметры. Стоит учесть, что в профиле учитывают множество разных особенностей ремня, которыми могут быть:
- классические;
- узкопрофильные;
- с фасонным зубом.
Профиль каждого из этих типов ремней разделен на группы. Все категории имеют буквенное обозначение. При этом как русские, так и латинские названия могут использоваться для ремней с классическим профилем, например, Z, A, B, C, D, E и обязательные 0, А, Б, В, Г, Д.
Размеры и профиль вы можете увидеть в приведенной таблице.
Профиль | Размеры сечения, мм | Расчетная длина ремня, мм |
---|---|---|
Z(O) | 6х10 | 500-2500 |
B(Б) | 11х17 | 630-9000 |
C(В) | 14х22 | 1180-9500 |
D(Г) | 19х32 | 1600-12500 |
E(Д) | 23,5х38 | 4000-14000 |
Чем отличается клиновый ремень от поликлинового?
Несмотря на то, что и клиновой, и поликлиновой ремни являются конструктивными элементами ременной передачи, — одного из важных рабочих узлов машин и всевозможных механических устройств, — а непосредственное предназначение у обоих этих типов состоит передаче крутящего момента, между ними все же есть существенная разница.
Собственно, чем отличается клиновый ремень от поликлинового, если передача крутящего момента у каждого из них выполняется посредством трения ремня или зацепления его зубьев? Да и сфера применения у них идентична, так как применяются они в станках, различном оборудовании, и при производстве промышленных и гражданских машин.
Для начала стоит уточнить, что приводные ремни подразделяются на две категории. К первой относят ремень газораспределительного механизма или сокращенно ремень ГРМ. А ко второй уже приводные ремни для различных дополнительных устройств. По-другому их еще достаточно часто называют как ремни навесного оборудования двигателя.
Ручейковый (поликлиновый) ремень. Что это такое? Как улучшил работу генератора
Что такое ремень привода навесных агрегатов (навесной или поликлиновый ремень) и для чего он нужен?
Я уже рассказал про обгонную муфту генератора, что она реально увеличивает срок службы ременной передачи. Но и сами ремни сейчас стали другие, на смену обычным клиновым пришли поликлиновые или как их еще называют ручейковые варианты. Благодаря этому соединение коленчатого вала с различными узлами стало намного прочнее, срок службы увеличился кратно, а также выросло КПД. Однако в некоторых каталогах, эти два одинаковых значения, почему то разделяют, то есть «поли» и «ручеек» — отдельно! Верно ли это, и в чем собственно разница давайте разбираться …
Для начала определение
Ручейковый (поликлиновый) – это ремень, на внутренней (рабочей) стороне которого, есть специальные «клинья» или как сейчас их называют «ручейки». Созданы они для того чтобы улучшить сцепление между шкивами различных агрегатов.
Сейчас они широко применяются в автомобилях для связи коленчатого вала и навесного оборудования, например генератора, насоса ГУР, насоса кондиционера и прочего. Чем сложнее передача, тем сложнее и шире полотно, а также количество «ручейков».
Ремни поликлинового типа
Совместили в себе ремни преимущества клиновых и плоских технических изделий. По конструкции, это замкнутый контур из резиновой полосы. На внутренней стороне расположены продольные полосы. Определяются размеры приводных поликлиновых ремней по шагу и числу ребер. Изделию присуща повышенная гибкость, увеличенная тяговая способность.
Выдерживают поликлиновые ремни температуру рабочей среды в диапазоне от –30 до +60 о С. Производятся согласно требованиям ТУ 38 105 763-89. В условиях нормальной эксплуатации удлинение не превышает 3%.
Обладает поликлиновой приводной ремень следующими преимуществами:
- повышенная гибкость позволяет работать на шкивах малого диаметра;
- увеличенная тяговая способность дает возможность нормально функционировать на скорости до 65 м/с;
- за счет эластичности снижается уровень вибрации вращающихся узлов.
Недостатком считается чувствительность, если ролик поликлинового ремня смещен. Недопустимо осевое отклонение шкивов. Происходит быстрый износ ременной передачи.
Характеристики поликлинового ремня:
- высокий КПД, около 98%;
- применяются в высокооборотных высоконагруженных узлах;
- Поликлиновый ремень (ПР) работают с минимальным шумом, нежели обычные ремни;
- Широкий диапазон, могут применять на валах с маленьким диаметром, меньше 20 мм.
- Порог износа высокий, высокий ресурс.
Благодаря своей геометрии и качеству материалов поликлиновой или ручейковый ремень передает мощность практически без потери. Где устанавливается такие ремни, должны быть натяжители.
Характеристика клиновых ремней
Конструкция клиновых ремней, как можно понять по названию, имеет форму клина, благодаря чему такой ремень создает более надежное сцепление со шкивом. Трапециевидное сечение в данном ремне позволяет обеспечить более производительную работу механизмов, а небольшое межосевое расстояние делает передачу наиболее компактной.
Таким образом, к достоинствам клиновых ремней можно отнести следующее:
- Наибольшая мощность передачи
- Меньший угол обхвата на малом шкиве
- Меньшее расстояние между осями
- Бесступенчатая регулировка скорости
А к недостаткам клиновых ремней относят излишнее напряжение на изгибе, которое появляется из-за большой высоты ремня. Кроме того, если в механизме установлены ремни с разной длиной, то их износ будет неравномерным. Но, тем не менее, общая характеристика клиновых ремней является довольно положительной.
Обычно клиновой ремень изготовлен из нескольких корд с добавлением в состав либо вулканизированной резины, либо вискозной ткани или же ткани из капрона. Исходя из того, какой материал добавлен, клиновые ремни называют кордотканевыми или кордошнуровыми, при этом ремни из шнуров считаются наиболее гибкими.
Сроки эксплуатации ремней
Каждый вид технического изделия рассчитан на определенные часы работы. Когда они истекают, необходима замена поликлинового ремня или другой его разновидности. Однако установленные сроки могут не совпадать из-за условий эксплуатации. Например, среднестатистический ресурс при среднем режиме функционирования составляет 2 тыс. часов. Если режим работы тяжелый, часы уменьшаются до 1 тыс. Когда натяжитель поликлинового ремня не обеспечивает достаточного натяжения, это первый звоночек о необходимости замены.
Характеристика поликлиновых ремней
Характеристика поликлиновых ремней позволяет этим изделиям совмещать в себе как свойства клиновых ремней, так и свойства ремней плоских. Этого позволяет достичь их конструкция, которая представляет из себя замкнутый контур. На внутренней стороне ремней размещены несколько продольных полос, напоминающих клинья.
Именно за счет того, что таких борозд в конструкции несколько, эти ремни и получили название «поликлиновые» — греческое слово «поли» означает множество. Изготавливаются они точно так же из высокопрочных корд и полиэфирных шнуров. Данный тип изделий имеет отменную гибкость и отличную тяговую способность
Среди достоинств поликлиновых ремней выделяют:
- Возможность работы на малоразмерных шкивах благодаря гибкости
- Рабочая скорость до 65 м/сек за счет высокой тяговой способности
- Снижение уровня вибрации благодаря легкому весу
Из недостатков поликлиновых ремней обычно выделяют чрезмерно высокий уровень чувствительности изделия к осевому смещению шкивов и параллельному отклонению валов. Тем не менее, такой тип ременных передач пользуется большой популярностью во множестве производств за счет высоких качеств и небольшой стоимости.
Купить ремни поликлиновые и клиновые по выгодной цене Вам предлагает группа . В наших каталогах представлен большой выбор различных резинотехнических изделий высокого качества для быстрого и качественного ремонта или обслуживания технических устройств и разнообразных механизмов.
Строение поликлинового ремня:
- Несущий слой. Этот слой изготавливается из прочных нитей композитных материалов. Нити распределяются равномерно по периметру изделия. Они и прочные, и способны незначительно удлиняться. Закрепляются надежно к основному слою. При больших растяжениях, ремни с такими нитями равномерно распределяют нагрузку по всей площади ремня, что способствует плавной передачи энергии.
- Покрытие. Это слой должен быть гибким и иметь долгий срок службы. Такое покрытие надежно защищает несущий слой.
- Основа. Основа состоит из рядов параллельно вырезанных V-образных канавок. Такие зубчики создают хорошее сцепление со шкивом вала. Основной слой изготавливается из прочного материала, например, полихлорпренового эластомера, покрытого армирующими поперек волокнами.
Что означает ремень поликлиновой
Поликлиновый (с англ. «ribbed belt») — это то же самое, что и ручейковый. Устанавливается для передачи вращения ведущего вала на ведомые валы генератора, насоса гидроусилителя руля. У поликлинового ремня пазы расположены продольно.
Существуют несколько видов ремней для передачи вращательного движения коленчатый вал — генератор — помпа — насос ГУР.
Классификация по способу передачи энергии:
- передача трением;
- передача зацеплением.
Классификация по виду ремней:
- плоские ремни;
- клиновые:
- вариаторные;
- вентиляторные;
- многоручьевые;
- поликлиновые ремни;
- тяговые ремни;
- зубчатые;
- транспортировочные (конвейерные ленты);
- протяжные;
- ремни круглого сечения (пассик).
Классификация изделий
Приводной ремень обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к распределительному валу. Это происходит благодаря силе зацепления или трения. В первом случае используется зубчатая передача, во втором работа происходит благодаря разности материалов ремня и шкива.
По виду изделия бывают:
Рассмотрим более пристально один из них. Пассиками называют
приводные ремни круглого сечения. Для их изготовления используются полимерные материалы или резина. Такие элементы обеспечивают вращение с ведущего шкива двигателя на ведомый элемент другого органа автомобиля. Они удачно сглаживают колебания угловой скорости.
Где применяется ремень с продольными канавками?
Ремни ручейкого типа или поликлиного имеют широкий спектр применения:
- в узлах, работающих при высоких нагрузках;
- в конструкциях с высоким передаточным числом;
- в конструкциях с большими угловыми скоростями;
- в конструкциях с небольшими диаметром ременных валов.
ПР пользуются спросом в автомобильной промышленности, тракторной, станкостроительной, металлургической, химической, бытовой, атомной энергетики.
Такой простой элемент в ременных передачах, как ремень решает много вопросов. Благодаря использованию качественного ремня ручейкого типа улучшаются следующие показатели:
- Снижение уровня шума.
- Увеличение межремонтного периода.
Чтобы не уменьшить ресурс ремня генератора, следует следить работой обгонной муфты генератора.
Размеры и геометрия
Поликлиновые ремни для генератора автомобиля имеют разные размеры, в зависимости от оборудования. Ручейковые ремни также могут устанавливаться в конструкции кондиционеров, газораспределительных механизмах (ГРМ) и т.д.
Таблица размеров ремней по ГОСТ:
ГОСТовские размеры ручейковых ремней
Эксплуатационный срок
Приводные ремни рассчитаны на длительный период эксплуатации. В среднем они пригодны для работы в течение 25 тысяч часов. Этот показатель указан не в километрах, так как ремни задействованы не только при движении машины.
На износ проводных ремней влияют следующие факторы:
- материал изготовления;
- качество установки;
- особенности хранения и эксплуатации.
Самый простой пример неправильного монтажа – установка приводного ремня с помощью отвертки или иного острого предмета. В результате повреждения изделие не способно отслужить расчетный срок эксплуатации.
Также в процессе взаимодействия приводных ремней с окружающей средой их состояние может ухудшиться. При неправильном хранении изделия не смогут прослужить отведенное количество часов.
На долговечность эксплуатации также оказывают влияние погодные условия. К примеру, при эксплуатации автомобиля при высоких температурах приходится чаще или постоянно кондиционировать салон. Очевидно, что в таких условиях износ приводного ремня будет больше, чем при обычных обстоятельствах.
Напоследок нужно отметить, что в современных автомобилях при обрыве ремня в дороге не получится произвести замену подручными средствами. Вам потребуется обращение в сервис-центр для устранения поломки. Для предотвращения подобных ситуаций ремень рекомендуется регулярно проверять, тогда риск выхода из строя существенно уменьшается. Это также повышает безопасность использования транспорта и удешевляет обслуживание автомобиля.
РЕМЕНЬ ГЕНЕРАТОРА: ПРИЗНАКИ ИЗНОСА И ИНТЕРВАЛ ЗАМЕНЫ
AutoBlogCar.Ru – Полезные статьи для автолюбителей
Добрый день, представляем Вашему вниманию актуальную статью для любого автолюбителя на тему: симптомы и признаки износа поликлинового (ручейкового) ремня или, как называют его в народе, ремня генератора. В статье мы также затронем, как самостоятельно произвести замену демонтаж и установку нового ремня имея под рукой всего несколько инструментов.
Почти в любом автомобиле на планете установлен поликлиновый ремень, который является самым надежным элементом передачи энергии от ведущего вала к ведомому. Сама же передача энергии осуществляется в результате взаимодействия рабочей поверхности приводного ремня с клиновидными зубцами. Благодаря ремню генератора осуществляется не только старт и завод автомобиля, благодаря работе генератора от него, но и как правило обеспечивается работа кондиционера и гидроусилителя транспортного средства. Так как в современных автомобиля очень часто объединяют функции ремня на кондиционер и генератор.
1. Проверка износа ремня генератора в домашних условиях
Как правило, по регламенту ремни генератора меняются каждые 60-80 тысяч километров, все зависит от условий эксплуатации автомобиля и его технических характеристик. Однако бывает, что ремни выходят из строя совсем не запланировано, намного раньше.
Перед тем, как производить замену поликлинового (ручейкового) ремня, мы должны наверняка убедиться в его непригодности.
Основными симптомами непригодности ремня является его четкий свист, который начинает появляться под максимальную нагрузку электроприборов в транспортном средстве, как правило, при включенном ближнем свете фар. Когда, при заводе двигателя и небольшой подаче газа, мы начинаем слышать характерный свист под капотом, то данный симптом является однозначным признаком, что произошло растяжение или ослабление ремня генератора.
Когда мы начинаем слышать такой свист – это не критично и не страшно, но конечно не приятно. Просто такой звук начинает указывать о начале проблем с ремнем генератора и возможном скором его выходе из строя. Дело в том, что когда идет ослабевание ремня, генератору становится сложнее работать и не он не способен выдавать максимальный заряд. Самое страшное может быть то, когда постоянный звук генератора происходит без нагрузки и с нагрузкой. Это уже свидетельствует о том, что необходима срочная замена ремня.
Клиновые ремни: типы, маркировка и подбор ремня
05.09.2018 | Отзывов: 3 | 40704
Ремни клиновые используются в ременных передачах, причем среди всех ремней этот тип самый популярный. В отличие от плоских ремней, в сечении они имеют форму трапеции или клина.
Обычно ремни состоят из:
- Слой растяжения (резиновый слой);
- Эластичный слой (резина);
- Несущий слой (кордшнур для ремней кордшнуровой конструкции);
- Несущий слой (тканевой каркас для ремней кордтканевой кострукции);
- Слой сжатия (состоит из резины);
- Обертка.
Почему клиновые ремни способны передавать большие нагрузки чем плоские
Как и в других ременных передачах крутящий момент от ведущего клинового шкива к ремню и от него к ведомому шкиву осуществляется за счет сил трения. Но в клино-ременной передаче рабочими являются боковые поверхности ремня. В этом случае пятно контакта значительно больше, чем в плоском ремне.
А значит больше и сила трения и, следовательно, передаваемый крутящий момент. Чтобы увеличить пятно контакта не обязательно увеличивать диаметр шкива. Разумнее, с точки зрение габаритов конструкции, выбрать шкив небольшого диаметра, но с несколькими ремнями. В этом случае говорят многоручьевой шкив.
Пошаговая, самостоятельная замена ремня ГРМ
Процесс замены индивидуален для каждой модели авто, но есть определенный алгоритм работ, характерный для всех автомобилей. Наглядно показан на рисунку ниже.
Пошаговая замена ремня ГРМ
Итак, всё готово, можно начинать. Пример показан на16-клапанных моделях ВАЗ 2110, 2111, 2112.
- Сначала придется снять ремень генератора, который мешает доступу к ГРМ.
- Дополнительные агрегаты, которые мешают дальнейшей работе, нужно демонтировать или сдвинуть, предварительно ослабив крепления. Это касается, например, адсорбера, который может препятствовать снятию ремня.
- Дальше демонтировать защитные крышки и кожухи, закрывающие механизм ГРМ. Их количество зависит от модели автомобиля: где-то всё ограничится одним кожухом, где-то придется снимать десяток отдельных элементов, чтобы добраться до самого ремня. Чем сложней конструкция, тем больше придется делать снимков, чтобы потом не остались лишние детали. В данном случае все предельно просто.
- Далее нужно совместить метки на распредвалах и кожухе. Сделать это можно проворачивая поддомкраченное колесо, предварительно поставих на 5-ю передачу.
- Также проверить метку на коленчатом вале.
- Зафиксировать коленвал и распредвалы. Для этого могут понадобиться рейки или скобы, подготовленные заранее.
- Ослабить натяжной ролик. Для этого понадобится шестигранный или торцевой ключ, которым ролик сдвигается в сторону, позволяя снять ремень.
- Снять ремень ГРМ. После снятие его нужно осмотреть на наличие пятен масла или антифриза. Если пятна есть, нужно найти протечку и устранить ее.
- Открутить крепежные болты натяжного и обводного роликов и снять их. Посадочные места осмотреть на предмет масляных загрязнений и в случае необходимости очистить. Установить новые ролики.
- Заменить остальные элементы, которые входят в комплект ремня ГРМ: виброгаситель, кронштейны для крепления роликов, крепежные болты. Если помпа в плачевном состоянии, ее тоже придется заменить (изношенная помпа начинает вибрировать, что вредит ремню ГРМ. Да и для замены все эти «танцы» придется начинать сначала, так что лучше сделать всё сразу). Еще раз проверить соответствие меток.
- Установить новый комплект, предварительно отогнув натяжной ролик. В зависимости от модели автомобиля, натяжной ролик нужно будет сдвинуть в сторону или ослабить крепление. Учтите, что новый ремень ГРМ нельзя пачкать в масло, если оно попало на перчатки. Понадобится чистая тряпка или салфетка, которой можно вытереть руки. Далее снова проверяем метки.
- Проверить натяжение ремня. После этого затянуть крепление натяжного ролика.
- Установить остальные детали в обратной последовательности.
Если все это кажется сложным, то на видео ниже, наглядно показан весь процесс.
ли со статьей или есть что добавить?