Проверка датчика абс осциллографом

Три способа проверки датчика АБС

ABS, или антиблокировочная тормозная система автомобиля, служит для предотвращения блокировки колес при экстренном торможении. В его состав входят электронный блок управления, блок управления гидравликой, датчики поворота задних и передних колес. Основная задача системы — поддерживать управляемость автомобиля, обеспечивать устойчивость и сокращать тормозной путь. Поэтому очень важно поддерживать в хорошем состоянии все его элементы. Проверить датчик АБС можно самостоятельно, для этого нужно знать, какой тип датчика установлен на автомобиле, признаки, указывающие на его выход из строя и как это проверить. Рассмотрим все по порядку.

Проверка датчика АБС: особенности и оборудование

Включение питания любого современного автомобиля, включая и бюджетный Опель, и машины представительского класса, сопровождается включением на передней панели лампочки ABS (антиблокировочной системы). Это говорит о запуске контроля автоматического теста электронного блока управления, при исправности которого сигнал сразу гаснет. Если же лампа продолжает гореть, следует выполнить проверку датчика АБС и выяснить, в чём заключается неисправность.

датчик абс

Как проверить датчик абс. Самостоятельная проверка датчика abs

Датчик АБС

Система торможения современных автомобилей оборудована антиблокировочной системой, которая снижает тормозной путь и позволяет управлять автомобилем в режиме резкого сброса скорости. Чтобы проверить датчик АБС, можно воспользоваться тестером, осциллографом либо выполнить диагностику без приборов.

Как проверить датчик АБС мультиметром — принцип работы ABS на автомобиле

Действенность работы тормозов зависит во многом от навыков и умений водителя. При этом “антиблок” помогает ему в сложных ситуациях, выполняя вспомогательную функцию во время торможения. Антиблокировочная система активируется в ответ на сигнал, поступающий от сенсоров, фиксирующих степень вращения каждого колеса.

Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

Причины и признаки неисправностей

В машинах нового поколения при включении зажигания происходит автоматическая самодиагностика антиблокировочной системы, при которой проводится оценка работоспособности всех её элементов.

Самодиагностика показывает ошибку. АБС отключается.

Некорректная работа блока управления.

Обрыв провода от датчика к блоку управления.

Диагностика не обнаруживает ошибок. АБС отключается.

Нарушение целостности проводки от блока управления к датчику (обрыв, замыкание, окисление).

Самодиагностика выдаёт ошибку. АБС работает, не отключаясь.

Обрыв провода одного из датчиков.

АБС не включается.

Обрыв провода питания блока управления.

Сколы и надломы импульсного кольца.

Большой люфт на изношенном подшипнике ступицы.

Кроме отображения световой индикации на приборной доске существуют следующие признаки неисправности системы ABS:

  • При давлении на тормозную педаль отсутствуют обратные стук и вибрация педали;
  • При экстренном торможении все колёса блокируются;
  • Стрелка спидометра показывает скорость меньше фактической или совсем не шевелится;
  • При поломке более двух измерителей на приборной панели загорается индикатор стояночного тормоза.

В случае появления неисправности антиблокировочной системы на приборной панели загорается контрольная лампа

Причинами неэффективной работы АБС могут быть:

  • Поломка одного или более датчиков скорости;
  • Повреждения проводки датчиков, которые влекут за собой нестабильную передачу сигналов на модуль управления;
  • Падение напряжения на клеммах аккумулятора ниже 10,5 В приводит к отключению системы АБС.

Принцип работы АБС на автомобиле

Антиблокировочная система (АБС, ABS; англ. Anti-lock braking system) предназначена для предупреждения блокировки колёс автомобиля.

Первостепенной задачей ABS является сохранение контроля над машиной, её устойчивостью и управляемостью при непредвиденном торможении. Это позволяет водителю осуществить резкий манёвр, что значительно повышает активную безопасность транспорта.

Так как показатель трения снижен по отношению к коэффициенту покоя, машина при торможении на заблокированных колёсах проедет расстояние гораздо большее, чем на вращающихся. Помимо этого, при блокировании колёс автомобиль несёт юзом, лишая водителя шанса осуществить какой-либо манёвр.

Система АБС не всегда эффективна. На неустойчивом покрытии (взрыхлённой почве, гравии, снегу или песке) обездвиженные колёса образуют перед собой барьер из покрытия, врываясь в него. Это значительно сокращает тормозной путь. Автомобиль с шипованной резиной на льду при срабатывании ABS проезжает большее расстояние, чем на заблокированных колёсах. Это объясняется тем, что вращение мешает шипам, врезаясь в лёд, замедлять движение транспорта. Но вместе с тем у машины сохраняется управляемость и устойчивость, что в большинстве случаев гораздо важней.

Датчики частоты вращения колёс устанавливаются на ступицах

Оборудование установленное на отдельных автомобилях допускает функцию отключения АБС.

Это интересно! Опытные водители на машинах, не оснащённых антиблокировочным устройством, при непредвиденном торможении на сложном участке дороги (мокрый асфальт, гололёд, снежная кашица) воздействуют на педаль тормоза рывками. Этим способом они избегают полной блокировки колёс и не позволяют машине уйти в занос.

Сопротивление датчика АБС

Норма - около 1 кОм

В исправном устройстве при соблюдении технологии измерения омметр показывает значение 1 кОм (или близкое к нему).

Оно характеризует состояние сенсора в покое. Когда колеса начинают вращение, показания меняются. Если этого не происходит, нужно разбираться с источником проблемы.

Рабочие параметры могут отличаться — это зависит от модификации деталей. Поэтому мы рекомендуем обязательно свериться с рабочим диапазоном, указанным производителем.

Сверяя с ним данные мультиметром измерения можно определить рабочее состояние рассматриваемых запчастей.

Признаки неисправности датчика АБС

Первый признак неисправности АБС – это горящий индикатор на панели приборов, не затухающий в течении более чем 6 сек после включения зажигания, или не включающийся при движении. Поломка системы распознается при движении автомобиля со скоростью более 25 км/ч. Существует достаточно много проблем, которые могут случиться с антиблокировочной системой, но среди них наиболее часто встречаются следующие:

  1. Обрыв провода датчика ABS или поломка блока контроллера. При этом на панели приборов высвечивается ошибка, система отключается, а сигналы об изменении угловых скоростей не подаются.
  2. Колесный датчик системы вышел из строя. Система при включении проводит самодиагностику и определяет ошибку, но продолжает функционировать. Причиной поломки может быть окисление контактов, плохая подача питания на датчик и замыкание его на массу.
  3. Поступление с дополнительного устройства информации о разных угловых скоростях колес при разном давлении в шинах или разном рисунке протектора, когда колеса по-разному притормаживают.
  4. Механическая поломка элементов – подшипников ступицы, люфт и надлом ротора на датчике колеса. При подобных поломках система не запускается. Сюда же относится и сбой насоса ABS.

Наиболее уязвимый элемент системы – это колесный датчик, который расположен рядом со вращающейся ступицей и полуосью. Воздействие грязи и люфт подшипников ступицы может вывести устройство из строя, полностью заблокировав работу АБС. Вместе с сигналом индикатора на панели приборов, о поломке датчика свидетельствуют следующие признаки:

  1. Бортовой компьютер выдает код ошибки системы АБС.
  2. Отсутствует характерная вибрация и звук при нажатии педали тормоза.
  3. Происходит блокировка колес при экстренном торможении.
  4. Появление сигнала стояночного тормоза, когда тот отключен.

Признаки и причины неисправностей датчика ABS

Одним из первых признаков неисправности системы АБС является свечение индикатора на панели приборов более 6 секунд после включения зажигания. Или загорается после начала движения.

Причин неисправности может быть много, отметим самые распространенные:

  • Обрыв проводов на датчике или неисправность блока управления. В таких случаях на приборной панели отображается ошибка, система отключается, а сигнал на изменение угловой скорости не подается.
  • Вышел из строя датчик колеса. После включения система запускает самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работать. Возможно, на контактах датчика появилось окисление, что привело к плохому сигналу, или датчик АБС закоротил или «упал» на массу.
  • Механическое повреждение одного или нескольких элементов: подшипника ступицы, люфта ротора на датчике и т.д. В этих случаях система не включается.

Самым уязвимым звеном во всей системе является датчик колеса, расположенный около вращающейся ступицы и полуоси. Появление грязи или образование люфта в подшипнике ступицы может привести к полной блокировке системы ABS. О неисправности датчика сигнализируют следующие симптомы:

  • на бортовом компьютере появляется код ошибки системы АБС;
  • отсутствие характерных вибраций и звуков при нажатии на педаль тормоза;
  • колёса блокируются при экстренном торможении;
  • сигнал стояночного тормоза появляется, когда он выключен.

При обнаружении одного или нескольких сигналов первым шагом является диагностика датчика колеса.

Устройство ABS

Антиблокировочное устройство состоит из несколько узлов:

  • Измерителей скорости (ускорения, замедления);
  • Управляющих магнитных заслонок, входящих в состав модулятора давления и размещённых в магистрали системы торможения;
  • Электронной системы контроля и управления.

Импульсы от датчиков поступают в контрольный блок. При непредвиденном снижении скорости или полной остановке (блокировке) какого-либо колеса блок посылает команду нужной заслонке, понижающей давление жидкости, которая поступает в суппорт. Таким образом тормозные колодки ослабевают, и колесо возобновляет движение. При выравнивании скорости колеса с остальными клапан закрывается, и давление во всей системе выравнивается.

Общий вид системы ABS в автомобиле

На новых автомобилях процесс срабатывания антиблокировочной системы доходит до 20 раз в секунду.

В состав ABS некоторых транспортных средств входит насос, в функцию которого входит быстрое повышение давления на нужном участке магистрали до нормы.

Это интересно! Действие антиблокировочной системы ощущается обратными толчками (ударами) по педали тормоза при сильном давлении на неё.

По количеству клапанов и датчиков устройство разделяют на:

  • Одноканальное. Датчик расположен в районе дифференциала на заднем мосту. В случае остановки даже одного колеса клапан понижает давление на всей магистрали. Встречается только на старых автомобилях.
  • Двухканальное. Два датчика расположены на переднем и заднем колёсах по диагонали. К магистрали каждого моста подключены по одному клапану. В автомобилях выпущенных по современным стандартам не применяется.
  • Трёхканальное. Измерители скорости расположены на передних колёсах и дифференциале заднего моста. К каждому привязан отдельный клапан. Применяется в бюджетных заднеприводных моделях.
  • Четырёхканальное. Каждое колесо оснащено датчиком и скорость его вращения регулируется отдельным клапаном. Устанавливается на современных автомобилях.

Проверка датчика АБС осциллографом

Перебои можно диагностировать и этим прибором, но его использование требует определенных навыков. Помимо этого, стоимость устройства достаточно высока. Учитывая перечисленные факторы, можно прийти к выводу — использование осциллографа оправдано только для техцентров. Но если вам вдруг попадется под руки такая “диковинка”, попробуйте провести диагностику своими руками.

Проверка датчика ABS на данном приборе позволяет получить визуальное представление об электросигнале. Частотность и амплитуда отражаются на дисплее, что дает “объемное” представление о корректности работы “антиблока”. Далее сравнивают и анализируют полученные данные. Сама работа похожа на процедуру с вольтметром, только к выводам подключается другой прибор. Об исправности устройства говорят следующие факторы:

  • приблизительно равные значения показателей;
  • отсутствие “скачков” при меньшем синусоидном сигнале;
  • стабильная амплитуда колебаний с Max не более 0,5 В.

Есть ли хорошая альтернатива такой проверке? Тестирование ноутбуком (если интересны подробности, инструкцию вы легко найдете в Сети).

Датчики ABS

Одни датчики скорости работают по принципу, основанному на магниторезистивном эффекте. Другие – на эффекте Холла. Есть пассивные и активные их разновидности.

Пассивные датчики отличаются большими размерами, начинают регистрировать показания, только по достижении 5 – 7 км/ч. Они менее подвержены износу, а загрязнения не создают помехи (в силу особенности конструкции).

Активные аналоги появились в конце прошлого века, в 90-х годах. Работа основана на свойствах полупроводниковых диодов, которые меняют направление тока, под воздействием магнитного поля. Это магниторезистивные датчики. Есть датчики Холла, основанные на явлении возникновения тока в, помещенном в магнитное поле, сопротивлении.

В обоих случаях, источник магнитного поля (кольцо), закрепляется на ступице и движется вместе с ней. В первом случае, изменения поля приводят к изменению направления электронов, изменяя соответствующее значение сопротивления. Это и передается в ЭБУ.

Во втором варианте, изменяющееся магнитное поле, перемещает электроны в один конец проводника, формируется постоянное напряжение, которое передается в ЭБУ. Существенным недостатком является подверженность помехам.

Факторы, провоцирующие различные неполадки в датчиках:

— слабое противостояние магнитного поля различным помехам

— установочное место способствует сильному загрязнению

— механическое влияние движения колес – колебания, вибрации, удары и прочее.

Проверка тестером

Для проведения диагностики датчика ABS, например, на автомобиле Тойота, с помощью мультиметра (тестера) требуется:

  1. Приподнять машину с помощью домкрата (или установить на подъёмнике);
  2. Снять сначала колесо, а затем крышку управляющего блока;
  3. Отсоединить разъёмы контроллеров;
  4. Подключить мультиметр сначала к специальным проводам (ПИН), а затем к контактному разъёму датчика.

Теперь можно выполнять тестирование, которое заключается в замерах сопротивления на контактах. Сначала электрическую цепь проверяют на наличие короткого замыкания. После этого проверяющему следует вручную крутить колесо и считывать показания прибора – сначала в режиме омметра, затем, используя его как вольтметр. Значения всех параметров должны соответствовать информации из пособия по ремонту данного транспортного средства.

проверка тестером

Нюансы конструкции Лада «Приора», «Калина»

Теперь немного разберемся, как диагностировать проводить замену на автомобилях Лада моделей «Приора» и «Калина». Эти авто для примера были взяли потому, что сзади у них используются барабанные тормозные механизмы, а выше мы рассматривали, как проводятся работы с датчиками, работающими с дисковыми механизмами.

Проверка датчиков на «Калине» или «Приоре» полностью идентична описанным. Но датчик этот еще нужно найти. Установлен элемент в задней стенке ступицы, а импульсное кольцо располагается внутри механизма, под барабаном.

Поэтому, чтобы оценить его состояние, придется с авто снимать барабан, и сразу под ним видно будет кольцо, а также выступающая часть датчика, который проходит через технологическое отверстие в тормозной колодке.

То есть, проверяя состояние кольца, можно сразу посмотреть и очистить от грязи сам датчик. А после уже проводим замеры сопротивления датчика и всей цепи до «мозгов».

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как выбрать поставщика запчастей для китайской спецтехники

Какое сопротивление у датчика АБС — проверка без приборов

Новейшие приборы оснащены самодиагностикой.

В современных машинах “антиблоки” включают самодиагностику. Сбои выводятся на экран “бортовика”. Буквенные и цифровые коды расшифровать можно по эксплуатационному буклету или с помощью поиска онлайн.

Если рассмотреть способ тестирования без осциллографа и мультиметра: он возможен в случае с магнитным клапаном на датчике индукции.

К запчасти с магнитным “сердцем” нужно приложить металл, например, гаечный ключ. Исправная деталь “примагнитит” этот предмет.

Вывод

Для диагностики датчиков АБС необязательно ехать в автомастерскую, вы можете сделать это самостоятельно при наличии необходимых инструментов. Однако, чтобы получить полную картину, нужны правильные знания и немного свободного времени.

Как устранить обнаруженные неисправности

Как только диагностические меры увенчались успехом, и проблема найдена, возникает необходимость устранения неисправного элемента системы. Если дело касается датчика АБС или импульсного кольца, говорить о восстановлении их работоспособности не приходится.

В данном случае они как правило подлежат замене. Исключением может стать тот случай, когда рабочая поверхность датчика попросту загрязнилась в ходе длительной эксплуатации. Для этого будет достаточно очистить его от окислов и частиц грязи. В качестве чистящих средств желательно воспользоваться обычным мыльным раствором. Использование химических препаратов крайне нежелательно.

Если причиной сбоя явился блок управления, его реанимация в ряде случаев может вызвать серьезные затруднения. Тем не менее, его всегда можно вскрыть и при визуальном осмотре оценить масштабы катастрофы. Демонтаж крышки необходимо производить аккуратно, во избежание повреждения рабочих элементов.

Нередко случается так, что в результате вибрации контакты одного из выводов попросту утратили жесткость. Чтобы вновь припаять их к плате не нужно иметь семь пядей во лбу. Для этого достаточно обзавестись хорошим импульсным паяльником или же паяльной станцией.

При проведении пайки, важно помнить, что керамический изолятор блока очень чувствителен к перегреву. Поэтому в данном случае нужно позаботиться о том, чтобы на него не оказывалось повышенного термического воздействия.

Альтернативный способ проверки

Когда под рукой нет мультиметра, проверить датчик ABS можно более простым способом. Он сработает, когда вышел из строя только один элемент, а не несколько. Диагностика выполняется так:

  1. Рассоедините разъем на датчике одного колеса. Далее, необходимо завести мотор и проехать несколько метров.
  2. Если загорелась вторая лампочка неполадок тормозной системы (или ручного тормоза), то проверяемый элемент исправен. Подключите колодку и повторите операцию на следующем колесе.
  3. При одном поломанном датчике светится индикатор АБС, а при двух и более – лампа ручного тормоза. Когда второй индикатор на панели не загорится, значит, вы отключили неисправный элемент.

Способ позволяет определить местонахождение неполадки, но не ее характер. Для более точной диагностики нужно использовать тестер с омметром.

Что такое ABS (Anti-lock Braking System) знают, наверное, даже дети. Эта система позволяет выполнять торможение наиболее эффективное для максимально быстрой остановки транспортного средства. Система электронная и оснащена множеством датчиков и блоком управления, который следит, чтобы колеса во время торможения не блокировались, то есть «не шли юзом». Такое изобретение ежедневно спасает сотни или может быть даже тысячи жизней на дороге. Система АБС предотвращает занос и потерю управляемости, что весьма важно на скользкой дороге, а также в случае экстренного торможения.



Какое сопротивление у датчика АБС — проверка без приборов

Новейшие приборы оснащены самодиагностикой.

В современных машинах “антиблоки” включают самодиагностику. Сбои выводятся на экран “бортовика”. Буквенные и цифровые коды расшифровать можно по эксплуатационному буклету или с помощью поиска онлайн.

Если рассмотреть способ тестирования без осциллографа и мультиметра: он возможен в случае с магнитным клапаном на датчике индукции.

К запчасти с магнитным “сердцем” нужно приложить металл, например, гаечный ключ. Исправная деталь “примагнитит” этот предмет.

Диагностика без приборов

Самый простой метод определить, исправен ли датчик ABS вашего БМВ или любой другой модели автомобиля, заключается в проверке клапана на индукционном датчике. Для этого к детали прикладывается любое изделие из металла (отвертка или ключ). Если датчик притягивает металлические предметы, он исправен. Если нет – скорее всего, потребуется его ремонт или замена.

Как проверить с помощью осциллографа и адаптера

Проверка с помощью осциллографа позволяет точнее протестировать датчик на работоспособность. Осциллограф показывает графики изменения сигнала, генерируемого устройством. Датчик может подавать импульсы, соответствующие нормативам, но амплитуда сигнала будет некорректной и станет причиной появления ошибки работы АБС. Проверка выполняется на автомобиле, без снятия датчика.

Для того чтобы проверить датчик АБС осциллографом, необходимо:

  1. Разъединить штекер датчика по аналогии с процедурой, применяемой при замере параметров тестером.
  2. Подключить осциллограф или осциллоскоп к пинам датчика.
  3. Начать вращать ступицу через колесо или иным методом с частотой 2-3 об/сек.
  4. Зафиксировать кривую колебаний сигнала.
  5. Провести аналогичную процедуру с датчиком, расположенным с другой стороны оси.

На исправность датчика указывают:

  • идентичная амплитуда колебаний сигналов датчиков, расположенных на левой и правой стороне одной оси;
  • равномерность кривой, без заметных боковых отклонений;
  • стабильность амплитуды по высоте, которая не должна превышать значения 0,5 вольта.

Другим способом измерения параметров является подключение ноутбука, оснащенного специальным адаптером. Устройство подключается к порту USB и передает сигналы в соответствующее программное обеспечение.


Образец осциллоскопа USB

Осциллоскоп и адаптер являются узкоспециализированными устройствами и в личном пользовании встречаются редко. Оборудование применяется в сервисных станциях.

Как проверить датчик АБС на работоспособность

Индукционный компонент конструктивно элементарен и прочен. Неисправность здесь возникает редко и чаще всего связана с проводами:

  • обрыв цепи;
  • замыкание;
  • окисление контактов.

При включении зажигания антиблокировочная система осуществляет самодиагностику. Проводится оценка исправности каждой детали, поэтому определить наличие проблемы несложно — ориентируйтесь на соответствующий индикатор приборной панели (учтите, что в редких случаях это связано с отказом непосредственно сигнальной лампы на “приборке”).

Ремонт датчика

Вышедший из строя пассивный датчик ABS можно отремонтировать самостоятельно. Для этого необходимы усидчивость и владение инструментами. При сомнениях в собственных силах рекомендуется заменить неисправный датчик на новый.

Ремонт производят в следующей последовательности:

  1. Датчик аккуратно снимают со ступицы. Закисший крепёжный болт откручивают, предварительно обработав жидкостью WD40.
  2. Защитный корпус катушки распиливают пилкой, стараясь не повредить обмотку.
  3. С обмотки ножом снимают защитную плёнку.
  4. Повреждённый провод сматывают с катушки. Ферритовый сердечник формой напоминает катушку для ниток.
  5. Для новой обмотки можно использовать медную проволоку от катушек РЭС-8. Проволоку наматывают, чтобы она не выступала за габариты сердечника.
  6. Замеряют сопротивление новой катушки. Оно должно совпадать с параметром исправного датчика, расположенного на другой стороне оси. Понижают значение путём отматывания нескольких витков проволоки с катушки. Для повышения сопротивления придётся заново наматывать проволоку большей длины. Фиксируют проволоку клейкой лентой или скотчем.
  7. К концам обмотки припаивают провода, желательно многожильные, для соединения катушки со жгутом.
  8. Катушку помещают в старый корпус. Если он повреждён, то катушку заливают эпоксидной смолой, предварительно расположив её в центре корпуса от конденсатора. Необходимо заполнить клеем весь промежуток между катушкой и стенками конденсатора, чтобы не образовались воздушные пустоты. После затвердения смолы корпус удаляют.
  9. Крепление датчика фиксируют эпоксидной смолой. Ею же обрабатывают возникшие трещины и пустоты.
  10. Корпус доводят до необходимых размеров при помощи напильника и наждачной бумаги.
  11. Отремонтированный датчик устанавливают на штатное место. Зазор между наконечником и зубчатым ротором при помощи прокладок выставляют в пределах 0,9-1,1 мм.

После установки отремонтированного датчика систему АБС диагностируют на разных скоростях. Иногда перед остановкой происходит самопроизвольное срабатывание системы. В этом случае корректируют рабочий зазор датчика с помощью прокладок или стачивания сердечника.

Это важно! Неисправные активные датчики скорости не ремонтируются и подлежат замене на новые.

Видео: как отремонтировать датчик ABS

Как “прозвонить” датчик АБС

Последовательно проверяют всю проводку системы.

Проверка контактов не дает полной картины — необходимо протестировать всю проводку. Ниже даны ориентиры, говорящие об исправности:

ножка — передний/задний правый датчики (7-25/6-24 Ом);

уровень изоляционного сопротивления (выше 20 кОм).

Правильно пользоваться мультиметром легко, если следовать инструкции.

Как проверить датчик ABS “прозвоном”? Сначала авто устанавливают на специальной площадке (или станке). Фиксируют колеса, чтобы избежать несчастного случая. Демонтируют колесо для легкого доступа к элементу. Прокладывают провод вдоль арки и подключают его очищенным от грязи либо ржавчины штекером к общей сети. На мультиметре включают режим омметра. Для измерения выводы рассматриваемой детали подводят к щупам измерителя. Сверяют полученные данные с допустимыми значениями (как правило, обозначается диапазон 0,5-2 кОм).

Для поиска обрыва датчика АБС прозванивают его жгут на наличие короткого замыкания. Далее прокручивают колесо и отслеживают изменение сопротивления (оно говорит об исправности запчасти).

Затем переводят тестер на функцию “вольтметра” и проверяют показатель напряжения, вращая колесо с определенной частотой (1 оборот/секунда). Нормой считают “попадание” в 0,25-0,5 Вольт. Напряжение и число оборотов должны возрастать пропорционально.

Возможные неисправности

Теперь перейдем к наиболее распространенным неисправностям, характерным для работы устройства. Сразу же отметим — если во время нажатия на тормоз вы услышали треск, то не стоит бить тревогу — это нормальное состояние, характерное для модуляторов. Если в работе системы зафиксированы ошибки или поломки, то светодиодная лампа загорится на приборной панели и после запуска мотора останется гореть (автор видео — AUTO ремонт/NА/коленке).

Что касается непосредственно поломок, то для АБС характерны определенные неисправности:

  1. В первую очередь — во время самодиагностики блока управления система выявляет ошибку, при этом отключая работу системы АБС. Как показывает практика, обычно в данном случае причины заключаются в функционировании блока контролера. Также проблема может проявиться в результате появления обрывов в электрической цепи устройства, либо переднего, либо заднего, либо обоих сразу. На блок управления перестанут поступать импульсы об измерении угловых скоростей.
  2. Еще одна неисправность — система АБС после активации успешно осуществляет самопроверку, после чего выключается. В данном случае причина заключается в обрыве электрической цепи, окислении контактов регулятора либо плохом соединении. Кроме того, проблема может проявиться в результате обрывов проводки питания либо замыкании регулятора на массу.
  3. Еще одна поломка — после активации узла АБС осуществляет проверку и выявляет ту или иную неисправность, но при этом продолжает функционировать. Как правило, такое происходит при возникновении обрывов в одном или нескольких регуляторах. Все необходимые данные об угловой скорости передаются с дополнительных приборов. Как показывает практика, в данном случае причина заключается в различном диапазоне уровней давления шин, а также разных рисунках протекторов. В том случае, если одно из колес спущено, либо же на одном из колес протектор грубее, чем на других, то есть вероятность того, что колесо само по себе притормаживает во время движения. Аналогичная ситуация сложится в том случае, если на транспортное средство поставить резину, от разных автомобилей, то есть ее степень износа будет разной.
  4. По определенным причинам система просто не работает. Это может быть обрыв электрической цепи, окисление контактов регулятора, выход из строя подшипников, наличие зазоров или люфтов.

Чтобы решить проблему, в первую очередь необходимо проверить наличие зазоров, уровень давления в колесах, работоспособность датчиков. Также следует произвести проверку электрической цепи, если это не помогло, то вероятнее всего, проблема заключается в электронике.

Как “прозванивать” датчик АБС? Интерпретация результатов

Соотнесите полученные результаты с нормативами сопротивления.

Выше мы описали основной алгоритм, по которому проверяют все устройства.

Не забудьте учесть, что нормы сопротивления для деталей задней и передней осей отличаются.

Если все сделано верно, вы получите один из следующих вариантов (исходим из значения сопротивления):

ниже нормы — “полетела” сама запчасть;

около ноля — замкнуло катушку;

переменное, зависящее от жгутового положения, — обрыв кабельных жил;

стремится к бесконечности — обрыв катушки/проводки.

Если сопротивление датчика ABS измерить не получается, проверьте другие приборы. Или доверьте этот процесс профессионалам. Для поиска СТО воспользуйтесь агрегатором Uremont.com. Здесь для автовладельцев предусмотрены онлайн-бланк заявки, чат с профессионалами, отзывы пользователей и другие инструменты.

с кратким описанием работ и желаемой датой ремонта. Потратите не более 3 минут

от специализированных автосервисов по SMS или в личном кабинете

наиболее подходящие по стоимости, отзывам, местоположению и другим параметрам

Ремонт проводки

Повреждённый участок проводки можно заменить. Для этого:

  1. Отсоединяют штекер провода от блока управления.
  2. Рисуют или фотографируют схему расположения скоб крепления проводки с замерами расстояния.
  3. Откручивают болт крепления и демонтируют датчик с проводкой, предварительно удалив с неё крепёжные скобы.
  4. Отрезают повреждённый участок провода, учитывая запас длины для пайки.
  5. Снимают с отрезанного кабеля защитные чехлы и скобы.
  6. На заранее подобранный по внешнему диаметру и сечению провод одевают чехлы и крепления с помощью мыльного раствора.
  7. Припаять к концам нового жгута датчик и соединительный штекер.
  8. Изолируют места пайки. От качества изоляции зависит точность передаваемых датчиком сигналов и срок службы отремонтированного участка проводки.
  9. Датчик устанавливают на место, проводку располагают и крепят согласно схеме.
  10. Проверяют работу системы в разных скоростных режимах.

Место пайки необходимо качественно заизолировать для увеличения точности передаваемых сигналов

От эффективности работы антиблокировочной системы зависит безопасность участников дорожного движения. При желании диагностику и ремонт датчиков АБС можно провести самостоятельно, не обращаясь к услугам автосервиса.

Как “прозвонить” датчик АБС

Последовательно проверяют всю проводку системы.

Проверка контактов не дает полной картины — необходимо протестировать всю проводку. Ниже даны ориентиры, говорящие об исправности:

  • ножка — передний/задний правый датчики (7-25/6-24 Ом);
  • уровень изоляционного сопротивления (выше 20 кОм).

Правильно пользоваться мультиметром легко, если следовать инструкции.

Как проверить датчик ABS “прозвоном”? Сначала авто устанавливают на специальной площадке (или станке). Фиксируют колеса, чтобы избежать несчастного случая. Демонтируют колесо для легкого доступа к элементу. Прокладывают провод вдоль арки и подключают его очищенным от грязи либо ржавчины штекером к общей сети. На мультиметре включают режим омметра. Для измерения выводы рассматриваемой детали подводят к щупам измерителя. Сверяют полученные данные с допустимыми значениями (как правило, обозначается диапазон 0,5-2 кОм).

Для поиска обрыва датчика АБС прозванивают его жгут на наличие короткого замыкания. Далее прокручивают колесо и отслеживают изменение сопротивления (оно говорит об исправности запчасти).

Затем переводят тестер на функцию “вольтметра” и проверяют показатель напряжения, вращая колесо с определенной частотой (1 оборот/секунда). Нормой считают “попадание” в 0,25-0,5 Вольт. Напряжение и число оборотов должны возрастать пропорционально.

Использование ноутбука в качестве осциллографа

С технической точки зрения наиболее правильным методом проверки датчиков АБС профессионалы считают использование осциллографа. Однако прибор стоит дорого, и приобретать его только для проверки сенсоров не имеет смысла. А, вот если у вас есть ноутбук, то использовать его в качестве осциллографа достаточно просто. Сначала изготавливаем измерительный шнур для подключения разъема сенсора к микрофонному входу. Для этого понадобятся штекер mini jack 3,5 мм, два резистора и пару кусков провода подходящей длины. Денежные затраты на приобретение необходимых компонентов не превысят 50 рублей. Припаиваем провода к контактам мини-джека, а в разрыв монтируем резистивный делитель (для защиты звуковой карты) по приведенной ниже схеме.

Ноутбук в качестве осциллографа

Далее все просто:

  • Устанавливаем на ноутбук специальную программу «Осциллограф» (например, Winscope или Avangard).
  • Подключаем провода к разъему датчика АБС, а штекер к микрофонному входу.
  • Вращаем ступицу колеса.
  • При исправном датчике наблюдаем на экране четкий синусоидальный сигнал.

На заметку! Если у вас нет помощника, то одновременно вращать колесо и наблюдать за экраном ноутбука будет весьма затруднительно. Для удобства советуем воспользоваться функцией записи. Включив режим воспроизведения (после проведенной по вышеописанной методике проверки), вы сможете увидеть результаты тестирования.

Как функционирует АБС

Разработка системы, которую активно начали устанавливать на выпускаемые автомобили в 1970-е годы, вывело понятие безопасности на новый уровень.

  • блока управления;
  • гидравлического привода;
  • контроллеров, контролирующих обороты колеса;
  • механизма, обеспечивающего торможение.

Самым главным считается блок управления: он оценивает сигналы, поступающие от датчиков. Данные в оперативном режиме анализируется, и система понимает, что происходит с автомобилем: замедляется он или начинает ехать быстрее. Далее обработанные данные передаются на гидравлический узел.

Тормозной цилиндр отвечает за передачу давления, необходимого для создания нажимного усилия, которое гарантирует, что колодки прижмутся к дискам. Вне зависимости от силы нажатия водителем на тормоз, уровень давления в системе окажется самым оптимальным. Основное достоинство ABS заключается в возможности анализирования системой состояния каждого колеса в отдельности, выбирая наиболее подходящее давление и не допуская блокировки. Торможение до полной остановки обеспечивается давлением, возникшем в тормозном приводе.

На полноприводных и заднеприводных автомобилях установлен единственный датчик, располагающийся на задней оси: данные в главный блок, отвечающий за управление, поступают с самого ближнего колеса, а сигнал, задающий требуемый уровень давления, отправляется сразу всем колесам.

Существует три возможных режима работы устройства, занимающегося управлением клапанами:

  1. если впускной клапан находится в открытом состоянии, а выпускной — в закрытом, давление будет возрастать, поскольку отсутствуют препятствия этому;
  2. впускной клапан может оставаться закрытым после получения соответствующего сигнала, что обеспечивает сохранение неизменного уровня давления;
  3. выпускной клапан открывается, а впускной закрывается, что способствует снижению давления.

Наличие этих режимов работы гарантирует, что повышение или уменьшение давление будет происходить плавно. Когда в работе системы АБС возникают какие-либо проблемы, тормозной механизм начинает функционировать без её участия, а на панели загорается соответствующее уведомление.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий