Прошивка повер шифт форд фокус 3

Ford Focus Hatchback 2.0 атмо › Logbook › Статическая адаптация коробки DCPS6 (6DTC250)

И снова здравствуйте!
После обновления модуля TCM рекомендуется выполнить адаптацию коробки, что и решил сегодня сделать. Признаюсь честно, ниразу до сего момента не доводилось делать адаптацию. Поэтому немного было тревожно. Но кто не рискует, то не ездит на адаптированной коробке.

Разумеется подстраховался, выяcнил номер телефона мастера в Калуге, кто сможет помочь если мои попытки потерпят неудачу. Но забегая вперед, скажу, что звонить ему мне не пришлось. К тому же требовал он за свои услуги 2,5 рубля.

Необходимые условия для выполнения адаптации: 1. Ровная поверхность площадки, где стоит машина. 2. Прогретая коробка, т.е. перед тем как выполнять адаптацию нужно 20-30 минут поездить на машине.

Выполнив эти условия, запустил процедуру, считав актуальные параметры сцепления.

Тут я признаюсь, немного приуныл.

Позвонил Анатолию ( darkleo ), спросил совета. Моя ошибка была в том, что после неудачной процедуры адаптации нужно выключить зажигание, подождать 30 сек, снова включить зажигание и повторить процедуру

Я надеюсь, Сергей ( kroligoff ) в следующем релизе UCDS дополнит программу предупреждением о необходимости выключить-включить зажигание. Речь именно о начале процедуры адаптации, когда скидываются параметры. Если нарушена последовательность, то никакого предупреждения о выкл.-вкл. зажигания нет.

После получения совета, так и сделал. И в этот раз все прошло успешно! Ниже последовательность шагов.

В окне лога видим как изменились параметры сцепления.

После выполнил первые 9 пунктов рекомендации и поехал обкатывать сцепление по городу. После адаптации, незначительные подергивания все-таки присутствовали. Но проехав 10 километров уже не чувствовал как переключается коробка. Пока доволен.

Ремонт Powershift Форд Фокус 3 от 14900 рублей (DSG)

Ремонт Powershift Форд Фокус 3

Ремонт PowerShift на Ford Focus 3 – то, что может растянуться на месяцы и «высосать» все деньги из семейного бюджета.
Либо, занять всего несколько дней и подарить спокойствие в поездках по городу и за его пределами.
От чего же зависит исход? Конечно от характера поломки, но в равной степени – от сервиса, которому Вы доверите свой автомобиль.

Существуют СТО, где банальная замена сцепления может растянуться на неделю, когда у нас даже капремонт занимает не больше 3-5 дней.
Если Вы находитесь в поиске профессионального автосервиса в СПб, с безобидными ценами – приезжайте в нашу мастерскую.
После обращения, Вы можете не беспокоиться о состоянии коробки передач: она будет полностью исправна и готова к длительной эксплуатации, что отражается в гарантийном талоне (срок до 2-х лет на все работы).

Запись на визит доступна круглосуточно, 365 дней в году.
Чтобы согласовать день, Вы можете позвонить нам, а в нерабочие часы – оставить онлайн-заявку на сайте.

PowerShift DPS6-6DCT250: адаптация, замена сцепления, TCM (мехатроник)

В этой статье мы хотели бы рассмотреть главный недостаток Фокуса 3 — роботизированную коробку PowerShift DPS6. Еще на этапе тестирования PowerShift DPS6 показывала себя, как ненадежная коробка, призывы инженеров компании и даже проблемы конкурентов (DSG) не остановили Ford от ее внедрения. В компании заложили бюджет на гарантийное обслуживание и инсталлировали коробку в самые популярные модели — Focus и Fiesta.

Но уже с первыми продажами стало ясно, что преселективный робот от Ford оказался не готов к эксплуатации: множество обращений, жалоб на непонятные ускорения, самопроизвольные переключения передач, вибрации, потерю тяги — намекали на несостоятельность коробки.

PowerShift 6DCT250

PowerShift стал ударом не только по экономической составляющей, но и по имиджу компании, который отдается отголосками даже в 2021 году.

Адаптация сцепления форд фокус 3 powershift своими руками

Приступая к адаптации блоков управления АКПП Форд Фокус, надо четко понимать значение терминов и возможности коробки Powershift. У АКПП есть три функции: калибровка датчика положения селектора передач, механизма переключения и системы сцепления. Из этих трех функций, лишь первая относится к классической калибровке, а вот остальные две подразумевают способность к обучению (learn), то есть к адаптации в ходе специальных условий вождения (без программной перепрошивки). Также есть нюансы адаптации на новой машине и имеющей уже какой-либо пробег.

В этой статье будет рассказано об адаптации блоков управления АКПП Форд Фокус 3 согласно инструкции производителя, а также об обнулении PowerShift.

Показания — упражнения выполняются на сухом покрытии.

На месте

  1. Включить зажигание.
  2. Плавно выжать педаль тормоза.
  3. Переключиться в Drive.
  4. Ждать 15 с.
  5. Перевести в позицию Reverse.
  6. Ждать 2 с.
  7. Повторяем 10 раз упражнение «На месте» (с 1 по 5 шаги).

В движении. Упражнение 1.

  1. С места разогнаться до 24 км/ч, без интенсивного нажатия на газ.
  2. Тормозим до остановки автомашины в период 6-7 секунд.
  3. Повторить 5 раз упражнение 1.

В движении. Упражнение 2.

  1. Плавно набрать скорость в пределах 1800-2000 об./.мин. Переключать передачи в порядке 1-2, 2-3, 3-4.
  2. Достичь диапазона скоростей 81 км/ч -105 км/ч, вручную переключаем 6 передачу. Уровень оборотов сохраняем не менее 3000 в течение 2 минут.
  3. Повторить упражнение еще 1 раз.

Быстрый ремонт коробки PowerShift на Форд Фокус 3 – цена ниже, чем в Ваших мечтах. Справедливый сервис в Санкт-Петербурге.

То, из-за чего Focus на самом деле стал одним из самых сильных игроков в сегменте – передовая трансмиссия PowerShift.
Комфорт при спокойной езде, и динамичность – при быстрой, ощутимая экономия топлива и другие «козыри», многих подтолкнули к выбору машины именно с Пауэр Шифт.

Но время идет, и теперь часть водителей вынуждена интересоваться, где можно сделать недорогой ремонт коробки PowerShift на Форд Фокус 3?
Ведь статус классического городского авто не смущает дилеров, и устранение даже мелкой поломки может вылиться в приличную сумму.

Гораздо более лояльный прайс-лист Вы найдете в нашем тех.центре.
Мы являемся первой профильной мастерской в Санкт-Петербурге, даем гарантию на 2 года, а стоимость наших услуг начинается всего от 5 000 рублей.

Получить расчет цены для Вашего случая и записаться на бесплатную диагностику можно по телефону.
Звоните – мы запишем Вас на визит в любое удобное время.

Почему у нас Вы вправду экономите

Мы не делаем ненужной работы – и это один из секретов, позволяющих нам устанавливать цены ниже рынка.
Приезжая в мастерскую, Вы отдаете авто на диагностику и получаете заключение уже через 30-40 минут.
Для точности и полной непредвзятости, нами используются фирменные сканеры.

Компьютерная проверка дает возможность оценить степень износа узлов, считать ошибки ЭБУ и найти причину неполадок.
Важно, что при дальнейшем ремонте, диагностика совершенно бесплатна.

Если механики придут к выводу, что восстановить изношенные детали невозможно, купить запчасти для замены Вы сможете прямо на месте.
Это не только ускорит процесс, но и позволит дополнительно сэкономить – для наших клиентов нет посреднической наценки.

Любые дальнейшие процедуры, от разборки КПП и монтажа узлов, до адаптации Пауэр Шифт, проводят по регламенту.
Последние риски можно исключить благодаря опыту – каждый из наших специалистов работает с коробками-роботами более 5-ти лет.

Для душевного спокойствия, Вы можете лично наблюдать за тем, как Ваша машина возвращается к исправному состоянию.
Кстати, смета и стоимость всегда обсуждаются заранее, а оплату Вы вносите только по факту проведения работ.

Премиальный, но вполне доступный.
Лучший сервис для Вас:

  • За диагностику и консультацию – не нужно платить;
  • Сроки фиксированы. Каждый из наших клиентов забрал машину вовремя. Обычно сроки не больше 1-3 дней;
  • Работающая гарантия на 24 месяца. Мы несем ответственность за качество своих услуг и предлагаемых запчастей;
  • Приятные, известные заранее цены. Не нужно переплачивать и думать, когда Вас попытаются обмануть.

Как работает PowerShift DPS6-6DCT250

Принцип действия идентичен немецким роботизированным коробкам DSG с сухим сцеплением. Двойное сухое сцепление позволяет коробке работать сразу с парой передач. Одна непосредственно включена, вторая находится в ожидании.

Выбор передачи зависит от положения педали акселератора: передача, находящаяся в активной фазе, размыкается, одновременно с этим смыкается сцепление передачи, которая находится в режиме ожидания.

PowerShift 6DCT250

В результате такой работы тяговое усилие не пропадает, оно может незначительно снизиться, но не исчезнуть, как это происходит в классических КПП. Ответственность за переключение передач лежит на блоке управления — TCM.

Не стоящих внимания поломок – не бывает

Когда речь идет о коробке-роботе, которая прошла уже не одну тысячу километров, стоит всегда держать ухо востро.
При обнаружении малейших неисправностей или подозрений на поломку смело обращайтесь к нам – это облегчит жизнь всем: Вашему кошельку, автомобилю, механикам.

Тем более что список «подозрительных» симптомов довольно четко сформулирован:

  • Проблем с переключением скоростей (запаздывание или пропускание передач);
  • Странные шумы в районе КПП, которые отсутствовали ранее (грохот, звон, дребезжание);
  • Удары или рывки, а также сильные вибрации при разгоне с места;
  • Ослабленная реакция на педаль газа, медленный набор скорости;
  • Аварийный режим или уведомления о сбоях на панели приборов.

Согласитесь – мало-мальски следя за своей машиной, пропустить такие неполадки довольно сложно. Заметили что-то подобное?
Не игнорируйте шанс сэкономить – позвоните, и мы найдем бюджетное решение проблемы.

Комплексный подход – ни минуты впустую

Посетителям нашей мастерской в Санкт-Петербурге доступны услуги следующего формата:

  • Беспристрастная диагностика – позволяет получить точную информацию о состоянии узлов и агрегатов;
  • Составление списка необходимых работ и их последовательности, стоимости;
  • Подбор запчастей с нашего склада – лучшая цена на оригинальные детали и их добротные аналоги;
  • Высококачественный ремонт, с гарантией на срок до 24 месяцев или 60 000 км пробега.

Обращаем Ваше внимание, что входная диагностика выполняется бесплатно, а все последующие меры обязательно согласовываются с владельцем.
Новое фирменное оборудование позволяет нам одинаково качество проводиться как мелкие работы (регламентное ТО, адаптация и т.д.), так и решать серьезные задачи, на уровне капитального ремонта PowerShift на Ford Focus 3.

Звоните: спрашивайте и рассказывайте!

Свяжитесь с нами, чтобы задать вопросы или описать неисправность.
Уже в телефонном режиме специалисты постараются дать совет, запишут Вас на ближайший удобный день, при необходимости вышлют эвакуатор.

Какая коробка стоит на Форд фокус 3 автомат или робот | сообщение, год

После этого сдались.

Машина использовалась как велосипед, до магазина и обратно. Рассаду матушке увезти на дачу пару раз в год. Ехать дальше полусотни километров от дома просто страшно. Стояла под домом — угонщикам даром не нужна, заводится, едет, хотя и дергается.

Какие коробки передач ставят на Форд Фокус 3

Хлопки в коробке иногда пугали проходящих мимо пешеходов. Доездили до тыс.

В смартфоне или планшете она будет в разы удобнее, чем та, что предлагается вместе с SYNC2. Форду стоит задуматься над тем, чтобы начать устанавливать в Фокусу более современное и мощное железо в качестве мультимедийной системы. Добавьте меня в друзья, впереди еще много интересного!

Какая коробка передач на Ford Focus III поколения

Посмотрите каталог постов моего блога! А еще загляните на портал про аренду автомобилей! Свяжитесь со мной в социальных сетях.

Какая коробка стоит на Форд фокус 3 автомат или робот Объявления Ford Focus 3 на auto. Как вообще Вам эти машины?

Забронировать за Вами место?

Наша тех.центр открыт ежедневно – Вы получите грамотную и быструю помощь в любой день недели.
Если неисправность не позволяет добраться своим ходом, и нужен капремонт – мы бесплатно организуем эвакуацию.

Для записи и по любым вопросам, звоните по контактному телефону или оставьте запрос на сайте.

Написать отзыв

Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Рекомендации производителя Форд Фокус по эксплуатации АКПП PowerShift.

Приводим наиболее важные рекомендации, помогающие сохранить АКПП в рабочем состоянии. При любой длительной остановке – нажать педаль тормоза, применить ручник. Перевести рычаг в P (паркинг). Отпустить ножной тормоз.

В позициях R, D, S нельзя нажимать ножной тормоз свыше 40 с. Если необходимо, чтобы двигатель оставался включенным, перевести рычаг в N/Р. Не забываем поднять ручник. При S кнопку «+/-» нельзя удерживать нажатой.

Буксировать неисправное авто запрещается при положении кулисы Р. Для транспортировки надо перевести рычаг в нейтральное положение, придерживаться скоростного режима не более 20 км/ч на расстояние до 20 км.

СбросПерепрошивка

Проблема со сцеплением и сальниками

Помимо TCM-блока имеется еще одна критичная проблема — течь сальников, она должна решаться незамедлительно. Задний сальник коленвала может подтекать и тогда масло окажется на сцеплении, что приведет к пробуксовке и подгоранию и если не решить эту проблему, то придется менять не только сальник, но и сцепление.

Так же следует обращать внимание на сальники входных валов в самой коробке.

Рекомендация — если увидели подтеки масла, снимайте коробку и меняйте сальники моментально.

Блок сцепления в PowerShift

Сцепление FORD

Вы почувствовали, что сцепление работает не в штатном режиме: затруднения при переключении на повышенную передачу, пробуксовка, вибрация, толчки. Не нужно ждать, лучший вариант — замена.

Если продолжите эксплуатацию автомобиля, то неисправное сцепление заберет с собой синхронизаторы и шестерни — такой вариант потребует вливания крупной суммы денег.

Сцепление можно поставить оригинальное от компании Ford, но лучший вариант вы получите от фирмы LUK. За те же деньги в комплекте находится идентичное сцепление, а бонусом являются вилки и выжимной подшипник.

PowerShift 6DCT250

Но ценник стал просто неадекватный: комплект сцепления LUK в 2021 году обойдется в районе 80 тыс.рублей.

Обучение сцепления PowerShift DPS6-6DCT250

1 — Запуск двигателя;

2 — Переключаем селектор в Drive;

3 — Ждем 15 секунд;

4 — Перемещаем селектор в Reverse;

5 — Ждем пару секунд;

6 — Повторяем десять раз пункты с 2 по 5;

7 — Плавно ускоряемся на автомобиле до 25 км/ч.;

8 — После ускорения следует плавная остановка (6 секунд);

9 — Выполнить пункты десять раз с 7 по 8;

10 — Из неподвижного состояния плавно разгоняемся поддерживаем частоту вращения двигателя от 1700 до 2000 об/мин. и переключаем передачи 1-2, 2-3, 3-4;

11 — Разгоняемся от 81 км/ч. до 105 км/ч. переключаемся на 6-ю передачу, поддерживая уровень вращения двигателя в районе 3000 км/ч., находимся в движении не меньше двух минут;

12 — Повторяем 11 пункт.

Основные параметры адаптации

Большинство современных коробок автомат не имеют специальных кнопок для переключения режимов. Это упрощает вождение автомобиля для автовладельца. Главное, чтобы в АКПП исправно работал чип с вшитой в него программой.

Устройство и принцип работы гидромеханической коробки передач

Основные параметры

  • стиль езды. АКПП самостоятельно настраивается на работу двигателя, реагирует на частое нажимание на педаль ноги водителя. Защищает от перерасхода топлива, которое может возникать в результате постоянной смены скоростей;
  • динамику разгона. АКПП помнит, как любит стартовать водитель и в следующий раз повторяет эти действия. В результате водитель получает плавное управление машиной без толчков и рывков;
  • стиль торможения. Если владелец авто любит тормозить резко, то коробка сбрасывает три передачи сразу после нажатия на педаль. Эти действия проходят незамеченными водителем.

АКПП умеет распознавать зимние условия. Например, если колеса пробуксовывают, то включается зимний режим. Понимает, когда машина двигается в гору. Во время этого процесса включается пониженная передача.

Через сколько адаптируется АКПП

Через какое время самостоятельно адаптируется АКПП я уже писал в блоке выше. Однако можно проводить и принудительную адаптацию. Например, отдать в сервис-центр.

Километраж

Калибровка АКПП проводится на СТО. Подразумевает под собой перепрошивку «мозгов» автомата. Опытные механики перепрограммируют чип под манеру езды водителя.

Внимание! Самостоятельно не рекомендую делать перепрошивку. Хоть в интернете и есть ролики. Но, сделав хоть одну ошибку, вам придется полностью менять электронный блок устройства.

Можно откалибровать принудительно собственными руками без прошивки чипа. Следующий блок будет посвящен принудительному обучению АКПП собственными руками.

Особенности ремонта

Часто в специализированные сервисы обращаются автолюбители, ставшие жертвами неудачного ремонта. Помните: восстановление функциональности роботизированной PowerShift 6DCT450 требует высокой квалификации мастера, поэтому не доверяйте кустарям. Еще несколько рекомендаций:

  • при выходе сцепления из строя не удается ограничиться заменой дисков – в большинстве случаев требуется ревизия либо замена корзины, крышки сальника, клапанов;
  • наличие взвесей в трансмиссионной жидкости приводит к выходу из строя соленоидов, быстрому износу механических деталей;
  • трансмиссия боится загрязнений, поэтому менять масло следует по регламенту;
  • с учетом проблемного дорожного покрытия в РФ и агрессивной манеры вождения сократите регламентные сроки замены жидкости.

Отзывы о 6-ступенчатой трансмиссии PowerShift 6DCT450 с двойным мокрым сцеплением неоднозначны:

  • с одной стороны, это комфортная в эксплуатации КПП с быстрым переключением передач, обеспечивающая экономию топлива;
  • с другой стороны коробка довольно прихотлива, требует внимательного к себе отношения, грамотного обслуживания.

Даже при спокойной езде и регулярной замене масла после 100 тысяч км пробега готовьтесь вкладывать средства в ремонт.

Программное обнуление АКПП

Процедура выполняется с помощью специализированных программ. Например, VAS PC19 либо VAG COM.

Открываем группу AKKP, режим Adaptation. Выбираем пункт 1, вводим 1 и все значения обнуляются. После этого необходимо выполнить адаптационные упражнения, похожие на те, которые описаны в начале статьи.

Упражнение 1

  1. Плавно трогаемся с места и набираем ускорение до 4-й передачи, без рывков.
  2. Продолжаем разгоняться до 6-й передачи.
  3. Затем тормозим двигателем (без применения педали тормоза), снижая скорость до 40 км/ч. Плавно тормозим до остановки авто.
  4. Не выключая двигатель, держим ногу на педали тормоза 10 с.
  5. Повторить 10 раз.

Упражнение 2

  1. Трогаемся с места и разгоняем автомобиль до 70 км/ч. Переключаем вручную на 5-ю передачу.
  2. Плавно разгоняемся до 90 км/ч и снижаем скорость двигателем до 60 км/ч (повторяем этот отрезок 5 раз).
  3. Разгоняемся до 85 км/ч, вручную переключаем 6-ю передачу.
  4. Разгоняемся до скорости 100 км /ч, замедляемся двигателем до 75 км/ч (повторяем отрезок 5 раз).
  5. Включить 4 передачу вручную.
  6. Повторяем 6 раз упражнение 2.

Чем отличается обычный и адаптивный автоматы

А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.

Отличия

Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.

На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.

Замена масляного фильтра в АКПП

На полуадаптивных коробках, сброс адаптации в АКПП приходится делать самому владельцу транспортного средства. На полностью адаптивных – машина сама привыкает к манере езды. Нравится водителю экономить, то она будет делать это в любой ситуации. Если человек любит быструю езду, то автомобиль будет переключаться на высокие обороты через короткое время после старта.

Сделали адаптацию АКПП — что дальше?

Если вы заметили едва ощутимые подергивания, когда переключали (или включали) скорость во время процесса адаптации, не стоит пугаться, это совершенно нормально. Со временем подергивания должны пройти сами. Если же этого не происходит, то следует провести адаптацию системы с помощью компьютера (используется дилерский сканер).

В дальнейшем АКПП будет адаптироваться (процесс закончится после совершения 40 переключений)

В связи с этим стоит помнить что:

  1. После проведения процедуры сброса, АКПП работает почти что в «спортивном режиме», поэтому первое время следует проявлять повышенную бдительность;
  2. Если вы купили машину, которая уже была в эксплуатации, обязательно сделайте сброс, чтобы АКПП подстроилась под присущий вам стиль вождения;
  3. Данный сброс на подавляющем большинстве машин можно производить хоть каждый день.

Указанные выше действия можно выполнить самостоятельно, но если вы сомневаетесь, что произведете сброс АКПП правильно, то обратитесь к специалистам, которые, используя профессиональное оборудование, качественно и быстро проведут данную процедуру.

Для чего нужна адаптация

А вы знаете для чего нужна адаптация АКПП? Напишите в комментариях.

На сегодняшний день вы можете встретить не адаптивные коробки только на машинах 80 и начала 90 годов. Новые адаптированные автоматы вытеснили старые, которые не могли автоматически приспособиться к манере езды водителя.

Калибровка АКПП

Для чего это нужно было? Спросите вы. Автоматическая адаптация облегчает движение машины и управление ею водителем. Сидя за рулем, вы больше не почувствуете рывков при наборе скорости, если резко нажали педаль газа, а АКПП не успел перестроиться и быстро набрать передачи с первой.

  • уменьшается частота переключения скоростей. Автомат не подвержен постоянному износу механических деталей;
  • повышается безопасность езды по скользкому пути, грунтовым дорогам, где есть возможность завязнуть;
  • уменьшение вмешательства водителя. Автомат сам понимает, когда нужно сбрасывать скорость или какой режим включать.

Внимание! Со стороны водителя бывает трудно различить важные моменты при сбросе скоростей или опасности движения на скользкой дороге. Электроника быстрее различает эти моменты и создает специальные условия, которые защищают жизнь водителя и не мешают работать в спокойном режиме АКПП, чем увеличивают ее срок службы.

Адаптированные автоматы повышают плавность езды, электроника считывает действия водителя и привыкает к нему, повторяя или заранее подготавливаясь к нужному моменту.

Селектор переключения передач АКПП: виды, разбор и ремонт

Адаптивные коробки имеют два режима обучения:

  • адаптация в течение длительного срока. Машина должна проехать от 1 000 до 2000 километров. Настройки задаются в течении длительного времени. АКПП подстраивается под среднестатистический стиль вождения, и водитель становится одним целым с автомобилем;
  • быстрая адаптация. Автомат привыкает к манере езды за короткий срок от 100 м до 2 км. АКПП подстраивается только под тот момент езду, который происходит в настоящий момент.

Старые АКПП имеют только один из режимов обучения автомата. Соответственно и тупят больше, чем современные.

Если автомат стал плохо слушаться водителя, толкаться и пинаться в тот момент времени, когда он должен плавно набрать или сбросить обороты, то проблема может быть не только в конструктивной поломке механизма, но и в «мозгах» автомата.

Такое часто случается после ремонта, в первые дни после того, как поменялось масло. Значит автомат является не адаптивным и нужно сбросить адаптацию.

Внимание! Я советую делать сброс адаптации после замены гидроплиты, покупки бывшей в употреблении АКПП или автомобиля. А также рекомендую делать эту процедуру после экстремальных нагрузок и зимнего режима езды.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий