Что делать, если попал в яму на дороге?
Каждый год в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной статье.
Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения:
Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо. На втором месте – поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.
Как правильно ездить по ужасным дорогам
Статья о том, как правильно ездить по плохим дорогам с ямами, на что обращать внимание, как действовать. В конце статьи — видео о том, как объезжать ямы на дорогах. Статья о том, как правильно ездить по плохим дорогам с ямами, на что обращать внимание, как действовать. В конце статьи — видео о том, как объезжать ямы на дорогах.
Российские дороги, а, точнее, их отсутствие, не обругал лишь ленивый. Несмотря на 21 век за окном, Россия, кажется, никогда не приблизится к европейскому уровню по качеству своих средневековых трасс. Если даже по городу опасно ездить, особенно после весны, когда снег сходит вместе с асфальтом, то поездка на дачу или просто на пикник за город представляется смертельным аттракционом.
Именно поэтому важно уметь ездить по разбитым дорогам, не попадая в ловушки из ухабов и рытвин, которые грозят колесам деформацией и выводят из строя ходовую часть. Весной, когда все покрыто грязью, остатками снега и лужами одновременно, заметить выбоины не так просто, что неизменно обеспечивает автосервисы целыми очередями пострадавших от бездорожья.
Пора разобраться, отчего образуются выбоины и ямы на дорогах
Фото: Олег Тихонов
В последние дни СМИ все чаще стали подавать информацию о состоянии городских дорог и к ним присоединились пользователи соцсетей, выставляющие фото и видео с многочисленными ямами значительных размеров на дорожном покрытии, которые могут быть опасны, как для транспорта, так и для пешеходов. Колумнист «Реального времени», экс-начальник отдела инноваций Минтранса Татарстана Ринат Губаев в очередной колонке для нашего издания рассуждает о причинах появления дорожных ухабов и мерах борьбы с ними.
Как и куда жаловаться на ямы на дорогах? Инструкция как сделать свое передвижение на машине безопаснее
Каждый водитель, неважно какой марки у него автомобиль, будь то внедорожник, седан или купе хочет быть уверенным, что его машина пройдет десятки миль без поломок, а качество дорожного покрытия будет вызывать только положительные эмоции. Но наша суровая реальность такова, что кроме негатива, большинство дорог в стране ничего другого не вызывает. Как обезопасить себя и свой автомобиль, реально ли лично повлиять на некачественные дороги и как это можно сделать вы узнаете из нашей статьи.
Куда и как пожаловаться на ямы и плохие дороги
Состояние дорожного полотна должно соответствовать довольно строгим техническим регламентам. За качество дорог ответственны определенные организации и органы власти, жаловаться на дорожные службы надлежит в ГИБДД, прокуратуру или суд.
В статье расскажем:
Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?
На сегодняшний день, 16 Ноября 2021 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“. Данный ГОСТ заменил собой устаревший аналогичный документ 1993 года и актуален на сегодня.
Попал в яму на дороге: что делать и на кого подавать в суд?
Отыскать ровную дорогу в России можно только зимой. Во все остальные времена года поездка на автомобиле становится настоящим испытанием для колес и подвески.
Жалоба на плохие дороги: как составить и куда подать?
Гражданин имеет право подать жалобное заявление на состояние дорог в следующих случаях:
- несоблюдение стандартов, установленных ГОСТом, относительно качества дорог. Этот список очень обширный, однако, стоит обозначить основные моменты: ямы не должны быть в глубину больше 5 см, в длину – больше 15 см, в ширину – больше 60 см; толщина асфальтового покрытия не может быть меньше 15 см (это касается автобанов, автомагистралей и дорог крупных городов) и не менее 5 см (это касается дорог местного назначения);
- если плохое качество дорог стало причиной возникновения ДТП;
- из-за плохих дорог пострадало само транспортное средство;
- ремонтные работы аварийных участков дороги длятся дольше положенного срока или были выполнены некачественно.
Является ли попадание в яму ДТП?
В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:
“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.
Езда по ямам
Российские автовладельцы, как никакие другие, владеют техникой поездок по ямам. Особую осторожность проявляют те водители, чьи машины оснащены системой ABS. Возможна ситуация, когда система блокирует колеса, зависшие над ямой, увеличивая тормозной путь почти в два раза. Поэтому если автомобиль, идущий на приличной скорости, сталкивается с каким-либо дорожным изъяном, эта встреча может окончиться аварией.
Когда яма находится в зоне видимости, заблаговременно следует снизить скорость. При возможности препятствие нужно обогнуть. Если же ширина ямы не позволяет это сделать, нужно резко выжать тормоз, заставив сжаться элементы передней подвески. Тогда, отпустив тормоз при непосредственной близости к яме, машина преодолеет ее накатом при самой минимальной скорости.
Подобный маневр приводит к тому, что передняя часть автомобиля от прекращения процесса торможения будет слегка подкинута вверх, а колеса минуют выбоину с наименьшим давлением. Таким образом, подвеска не пострадает от удара, а шины и диски не будут повреждены о кромку ямы, если та окажется достаточно глубокой.
Еще одним действенным методом является так называемый «полет над ямами», часто используемый спортсменами во время ралли на трудных участках дороги. Его суть заключается в том, чтобы колеса едва коснулись проблемного места или же были максимально избавлены от тяжести автомобиля. В каждой конкретной ситуации важно загрузить или разгрузить определенные части машины. Технически это выглядит следующим образом:
-
при сильном выжатом газе автомобиль как бы присядет, разгрузив передние амортизаторы;
То есть, в зависимости от вида неровности необходимо разгружать те или иные оси и колеса, помогая машине миновать препятствия с минимальным вредом для себя.
Выбоины образуются за несколько лет
«Лицом» городских автомагистралей является дорожное покрытие. И по многочисленным выбоинам на его поверхности можно судить, как исполнительная власть решает ежегодно возникающие проблемы, связанные со снижением эксплуатационных характеристик улично-дорожной сети.
Многие ли горожане обращают внимание, где образуются выбоины на дорожном покрытии? Очень часто они располагаются хаотично на проезжей части с постоянно повторяющейся последовательностью, и автовладельцам приходиться иногда с нарушением ПДД маневрировать между ними.
Почему же они появляются на автомагистралях за несколько лет эксплуатации? Возможно, случаются нарушения технологии при приготовлении асфальтобетонной смеси и ее укладки. Но дефекты дорожного покрытия из-за таких нарушений не носят столь массовый характер, тем более что сегодня у ответственных подрядных организаций налажен строгий лабораторный контроль на всех этапах производства работ.
Образование выбоин происходит не одномоментно. Процесс их развития длится несколько лет с многоразовым увеличением размеров.
Развитию выбоин способствуют многочисленные перепады температур и атмосферные осадки.
Образование выбоин происходит не одномоментно. Процесс их развития длится несколько лет с многоразовым увеличением размеров. Фото evening-kazan.ru
И все же основной причиной образования выбоин на дорожном покрытии является сегрегация асфальтобетонной смеси из-за фракционного состава и температуры.
Сегрегацией асфальтобетонной смеси по фракционному составу принято называть неравномерное распределение крупных и мелких зерен и битума в объеме асфальтобетона.
В процессе производства асфальтобетонной смеси — при ее смешивании, загрузке грузовых автомобилей, транспортировке и выгрузке в асфальтоукладчик — смесь может подвергнуться фракционной сегрегации, что, в свою очередь, ведет к возникновению «сегрегационных пятен» и впоследствии неизбежно приводит к преждевременному локальному разрушению асфальтобетонного покрытия.
При возникновении сегрегации в смеси происходит концентрация крупнозернистых материалов в некоторых участках покрытия, в то время как другие участки включают концентрацию мелкозернистых материалов.
Также одной из причин преждевременного разрушения асфальтобетонных покрытий, является температурная сегрегация.
Для выявления температурной сегрегации специалисты Astec Industries (производитель перегружателей асфальтобетонной смеси) с недавнего времени начали использовать высокоточную инфракрасную камеру.
При использовании камеры для наблюдения за смесью, выгружаемой из кузова самосвала, стало очевидным, что разница температур в кузове значительно больше, чем предполагалось ранее. Разница температур до 27 градусов имела место в смесях, которые при температуре в 143 градуса перевозились всего на 16—24 км. Температура некоторых участков уложенной асфальтобетонной смеси снизилась до 99 градусов.
Во многих случаях сегрегацию трудно заметить при укладке. Фото Олега Тихонова
Права водителей на качественные дороги
Мало кто из водителей знает, что качественное дорожное полотно, это непросто необходимость, а обязанность местных властей перед владельцами транспортных средств. В России, для контроля за качеством дорог, предусмотрен ГОСТ 50597-93. В нем подробно расписаны требования к качеству как новых строящихся дорог, так и к дорогам, уже введенным в эксплуатацию. Согласно этому ГОСТу любой гражданин может самостоятельно определить в каком состоянии пригодности для использования находится тот или иной участок дороги, допустима ли величина образовавшейся ямы, как скоро должен начинаться ремонт дорожного покрытия, если вокруг люка или рельсового полотна появились выбоины.
Если сделать краткую выжимку с ГОСТа, то все дороги делят на 3 типа: А, Б и С. Для первого типа минимальная транспортная нагрузка составляет более 3 тыс. автомобилей в сутки, для второго от 1 до 3 тыс. автомобилей, а третий тип же не предусматривает нагрузку более 1000 машин в день. О чем это говорит? А говорит это о том, по какой технологии должна строиться дорога, какая высота асфальтного покрытия должна предусматриваться, и какое качество материалов для сооружения дороги должно использоваться.
Понятно что, чем больше нагрузка на дорожное полотно, тем дороже бюджету региона обходиться строительство и последующий ремонт дорог. Если с крупными городами проблема с состоянием дорог не выходит за рамки допустимого, то для большинства мелких населенных пунктов, а тем более поселков, эта тема является особенно болезненной.
В некоторых городах, власть настолько безответственно относится к своим обязанностям контролировать пригодность для эксплуатации дорог, что водители частенько ломают собственные автомобили, попадая в ямы. И самое неприятное в этой ситуации, что предъявляя претензии дорожникам, люди не могут добиться справедливости.
Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?
Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта. Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!
Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:
Ранее существовало простое ограничение для всех ям:
3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:
- выбоины, просадки (ямы) и проломы,
- такие же повреждения, но с требованиями на участке дороги длиной 100 метров,
- сдвиги и волны,
- гребёнки,
- колеи,
- выпотевания,
- отклонения крышки люков, рельса.
Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.
Как появляется яма на дороге?
Чтобы на дорожном покрытии появилась яма не нужно каких-либо особых усилий. Весь процесс появления выбоин и ям начинается с лужи. Правда, на дне должна быть небольшая трещинка в асфальте. Именно трещина наполняется дождевой водой. А вот дальше большую роль играют автомобили, которые за счёт веса, заставляют трещину наполниться водой ещё больше. Размеры повреждения асфальта увеличиваются, и на месте трещины появляется сначала небольшая, а затем и большая яма.
Чем интенсивнее движение на участке дороги с повреждением, тем быстрее увеличиваются размеры дефекта в асфальте.
Оформление документов при попадании в яму
Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.
В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.
До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:
1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.
2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:
- Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
- Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
- Видимые повреждения автомобиля;
- Яма, которая послужила причиной аварии;
- Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.
После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.
В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.
Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 “Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля”:
5.2 Покрытие проезжей части
5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.
Например, для отдельной выбоины, просадки или пролома максимальные размеры составляют: длина – 15 см, глубина – 5 см, площадь 0,06 м 2 .
Если автомобиль получил повреждения в яме, которая одновременно длиннее 15 см, глубже 5 см, и площадь которой больше 0,06 м 2 , то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.
Объезд препятствия
Безусловно, любое препятствие на дороге рекомендуется объехать стороной, чем преодолевать напрямую. Тогда автомобиль будет избавлен от слишком интенсивного торможения, а подвеска – от перегрузки. Если соседняя полоса свободна или по обочине не передвигаются люди, то не следует проверять возможности своего автомобиля, и лучше совершить объездной маневр.
Этот совет может не сработать в случае внедорожника, имеющего высокопрофильные покрышки, отлично выдерживающие любое бездорожье. При слишком стремительном маневре на высокой скорости центр тяжести такого автомобиля, расположенный достаточно высоко, может привести к опрокидыванию.
Потеря температуры при транспортировке асфальтобетонной смеси и разница температур в кузове автосамосвала
Процесс возникновения повреждения из-за разницы температур начинается, когда асфальтобетонная смесь выгружается в бункер укладчика из кузова самосвала.
Если в асфальтобетонной смеси имеется разница температур, очень холодный материал по краям партии вытесняется к краям бункера укладчика. Когда самосвал разгружен и смесь в бункере израсходована, этот холодный материал осыпается вниз, чтобы оказаться поверх материала на конвейерах асфальтоукладчика.
Когда прибывает следующий самосвал и разгружается в укладчик, эта холодная смесь передается обратно в шнековую камеру и разравнивается. Плита укладчика не может уплотнить более холодную смесь и на полотне появляются явные участки с сегрегацией (повреждения вследствие разницы температур). Поскольку данный процесс может повторяться для каждой укладываемой порции асфальтобетона, циклическая природа данного явления становится очевидной.
Дорожное покрытие с расслоением по фракционному составу и температуре обладает зонами, в которых смесь обладает плохой структурой, плохой текстурой или тем и другим.
Во многих случаях сегрегацию трудно заметить при укладке. При обнаружении сегрегации ее не всегда просто устранить.
При изучении инфракрасных снимков, становится ясно, что достаточно распространенные, беспорядочные изменения плотности вызваны скоплением в покрытии остывшего материала. Также очевиден тот факт, что наличие областей остывшего материала влечет за собой повреждение дорожного покрытия и образованию дефектов.
Если горячая асфальтобетонная смесь может производиться однородной по температуре на АБЗ, то с момента погрузки смеси в самосвал тепловые потери становятся неизбежны. Фото Artem Svetlov / wikipedia.org
По мере того, как асфальтобетонные смеси становятся жестче, как например ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон), необходимо проводить повторное перемешивание смеси перед укладкой. Если горячая асфальтобетонная смесь может производиться однородной по температуре на АБЗ, то с момента погрузки смеси в самосвал, тепловые потери становятся неизбежны. Результаты исследований показывают, что перемешивания внутри асфальтоукладчика недостаточно для полного устранения данного явления.
При исследовании фракционной и температурной сегрегации и понимании причин становится очевидно, что при укладке асфальтобетона подрядчик не может контролировать многие из причин расслоения по фракционному составу и неравномерного остывания смеси.
В связи с этим для производства ровного покрытия с расчетным сроком службы необходимо применение перегружателей асфальтобетонной смеси для повторного ее перемешивания непосредственно перед укладкой.
С повторным перемешиванием перед укладкой покрытие получается более ровным, оно обладает высоким сроком службы без преждевременного разрушения в некоторых частях дороги.
Дорожное полотно получается более рентабельным и долговечным, снижается количество трещин, обеспечивая комфортную езду для всех.
На какие ямы можно жаловаться
К сведенью водителей, если яма превышает размер в 15 см, она глубже чем 5 см и шире, чем 60 см, то такое дорожное покрытие по ГОСТу является аварийным и требует ремонта. Причем по требованиям, срок в который яма должна быть заделана не должен превышать 12 дней после ее выявления. Для ям поменьше сроки ремонта тоже есть, их должны латать в срок до 20 дней. Соответственные требования приводятся и к крышкам люка и трамвайным рельсам, которые не могут возвышаться или проседать над дорогой больше чем на 2 сантиметра, а если речь идет о железнодорожных переездах, максимальная погрешность выступа или проседания не должна превышать 3 см.
Допустимый размер выбоины и ямы по ГОСТу?
Нормативный акт для ям и колдобин действительно существует. И называется он ГОСТ Р 50597-93. В этом документе указаны требования, предъявляемые к состоянию дорожного полотна, которые является допустимым для обеспечения безопасных условий при организации дорожного движения.
Помимо общих требований в документе чётко расписаны параметры эксплуатационного состояния асфальтового покрытия на улицах городов и иных населенных пунктов. Данный ГОСТ содержит информацию и о требованиях, которые применяются к техническому состоянию всех средств, используемых при организации дорожного движения.
Если эксплуатационное состояние асфальта не соответствует параметрам, прописанным в документе, то на него должно быть введено ограничение, подразумевающее даже запрет проезда по такому участку дороги вплоть до устранения несоответствий.
По рассматриваемому вопросу следует внимательно ознакомиться с пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа, который гласит, что покрытие дороги не должно быть с просадками, выбоинами, иными повреждениями, которые могут затруднять передвижение автомобилей со скоростью, разрешенной на данном участке дороге ПДД.
Есть ещё и пункт 3.1.2, в котором подробно прописаны максимально допустимые размеры ям на асфальтовом покрытии. Так длина повреждений асфальта не может быть больше 15 сантиметров, а их ширина и глубина ям не должны быть более 60 и 5 сантиметров соответственно.
Если автомобиль получил повреждения при попадании в яму, не соответствующую размерам, прописанным в ГОСТе, то ответственность за такое обстоятельство ложиться на организацию, обслуживающую этот участок дороги.
Зачем нужен перегружатель асфальтобетонной смеси
Технология применения перегружателей асфальтобетонной смеси прекрасно показала свою эффективность и рекомендована к применению на автомобильных дорогах.
Первым и одним из главных достоинств этой технологии является то, что перед укладкой в асфальтобетонной смеси устраняется разделение отдельных ее частей по температуре и гранулометрическому составу, и смесь, подаваемая в асфальтоукладчик, становится однородной.
За счет использования перегружателей увеличивается ровность и однородность дорожного покрытия, оно приобретает одинаковую плотность по всей площади и, как следствие, возрастает его долговечность, увеличивается гарантированный межремонтный период, сокращаются объемы работ по техническому обслуживанию дороги.
Перегружатель асфальтобетонной смеси — довольно дорогая техника, поэтому не все дорожные организации имеют возможность ее приобрести.
Только ОАО «Алексеевскдорстрой» имеет перегружатель Shutlly Buggy 2500. Фото ремонтям.рф
В настоящее время из подрядных организаций, производящих ремонт улично-дорожной сети в Казани, только ОАО «Алексеевскдорстрой» имеет перегружатель Shutlly Buggy 2500, с использованием которого в 2019 году была выполнена замена верхнего слоя покрытия по улице Н. Ершова.
В связи с этим имеется возможность отследить эффективность работы перегружателя асфальтобетонной смеси на этом объекте.
Очевидно, что без использования перегружателей появления многочисленных выбоин на дорогах не избежать. И с течением времени наступает необходимость проведения ямочного ремонта.
А как он проводится дорожно-эксплуатационными организациями, мы видим по плохому состоянию некоторых участков дороги после зимы. Возмущение горожан вызывают разрушения на уже ранее отремонтированных участках, требующих проведения повторного ремонта.
Здесь можно только констатировать, что вновь появляющиеся ямы на дорожном покрытии являются результатом нарушения технологии ямочного ремонта.
Главный враг автомобильных дорог — это вода, при проникновении ее внутрь дорожного покрытия и замерзании происходит разрушение структуры асфальтобетонного покрытия.
К основным видам разрушений асфальтобетонных покрытий относятся трещины, выбоины, ямы, сколы. Причины их образования — воздействие погодно-климатических условий, транспортные нагрузки, изменение со временем свойств материалов.
Ямочный ремонт — самый быстрый, дешевый и простой способ восстановления мелких неглубоких повреждений, которые подлежат устранению в довольно короткие сроки.
Регламент ямочного ремонта включает в себя удаление разрушенного покрытия, обрезку кромки ремонтного участка с очисткой его от грязи и пыли.
Обязательное требование для ямочного ремонта — осушение, нагрев основания и кромок ремонтного участка с обработкой их битумной эмульсией. Фото Олега Тихонова
Кто должен осуществлять контроль за дорогами?
Как правило, большая часть дорожного покрытия отдельного населенного пункта находится под контролем городских властей, и только они должны обеспечивать их пригодность для использования. На это ежегодно выделяется серьезная сумма, которая по неизвестным причинам куда-то улетучивается, так как латаются дороги в большинстве случаев некачественно и несвоевременно.
Если городские власти самостоятельно не осуществляют своевременный контроль и ремонт дорог, то призвать их к ответственности могут сотрудники ГИБДД, под юрисдикцией которых находится контроль за соблюдение ГОСТа для дорожного покрытия. Невыполнение гостовских предписаний является прямым основанием для подачи жалобы на контролирующие органы.
Как избежать попадания в яму?
На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:
- В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
- Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма успевает образоваться на дороге в течение одного дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
- Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если водитель перед попаданием в яму отвернет руль в сторону, то он “загрузит” именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму напрямую, чем неправильно загрузить одно из колес.
Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.
Подготовка ремонтного участка
Обязательное требование для ямочного ремонта — осушение, нагрев основания и кромок ремонтного участка с обработкой их битумной эмульсией.
Заключительной операцией в зависимости от температуры воздуха является заполнение подготовленной карты литым асфальтобетоном или горячей асфальтобетонной смесью. Готовый участок огораживается. Движение транспорта по покрытию из литой смеси можно открыть через 8—10 часов, а по асфальтобетону — через 1 час.
Главным недостатком ямочного ремонта является холодное соединение. Даже если работа выполнена очень основательно, то нагретый материал укладывается на холодное основание. Когда используется два материала с разной температурой при укладке вместе, формируется холодное соединение. Связь двух поверхностей, даже хорошо уплотненных, не является прочной, и в конце концов эти участки разделяются.
Это создает доступ для попадания воды в основание, а в итоге это приведет к разрушению ремонтного участка.
Поэтому для всех существующих технологий главное требование — обрабатываемая поверхность должна быть сухой и прогретой.
Оборудование факельного типа, которое в основном используют дорожно-эксплуатационные организации для высушивания и нагрева ремонтного участка, представляет собой газовую горелку, работающую на пропане. Горелка по своим техническим возможностям не способна формировать высоконапорную газовую струю, необходимую для обработки специфических для асфальтобетонного покрытия дефектов.
Как правило, при таком прогреве поверхность участка пережигается, нарушая свойства битум,а и разрушение отремонтированных таким методом участков происходит за короткий срок. Причиной является то, что при нагреве открытым пламенем битум на нижней и боковых поверхностях ремонтного участка выгорает.
Даже обмазка битумной эмульсией не обеспечивает «прилипания» свежеуложенного асфальта к существующему покрытию. В результате в местах сопряжения старого и вновь уложенного асфальтобетона образуется расслоение, в которое проникает вода, вызывающая при замерзании разрушение полотна.
ТГДУ «Самум» выполняет комплекс работ по очистке, высушиванию, прогреву оснований и боковых поверхностей ремонтных участков дорожных покрытий за счет высоконапорной газовой струи. Фото uch-oborudovanie.ru
Куда направляется жалоба и сроки рассмотрения
Итак, основанием для подачи жалобы является наличие серьезных дефектов дорожного покрытия, которые не устраняются в срок более чем 2 недели. Если в вашем дворе ямы стали уже привычным явлением, то бороться с этими проблемами нужно только самостоятельно. Для этого можно подать жалобу, к которой необходимо описать суть проблемы, обосновать свои требования по ее решению и приложить реальные доказательства в виде фото с замерами образовавшейся ямы.
Жалобы принимаются следующими органами:
- муниципалитетами, они-то и являются ответственными за дороги;
- администрацией населенного пункта, если образовавшиеся ямы слишком огромные;
- Роспотребнадзором, который должен повлиять на ситуацию, если первые две инстанции бездействуют;
- ГИБДД, когда есть доказательства, что образовавшиеся ямы могут причинить ДТП;
- прокуратурой и судом — они являются последней инстанцией, способной обязать контролирующие органы отремонтировать дорожное полотно.
Причем стоит отметить, если составить коллективную жалобу, в которой должно принять участие как минимум 3 человека, то процесс может пойти быстрее. Найти единомышленников не так сложно, можно скооперироваться с соседями, если яма обосновалась в вашем дворе, или найти людей для составления заявления в социальной группе вашего города.
Жалоба может быть составлена как письменно от руки, так и заполнено в онлайн-форме на сайте госструктуры.
Обратите внимание! Если жалоба направлена в неуполномоченный орган, отсутствуют паспортные данные заявителя или имеются некорректные выражения и угрозы, тогда, скорее всего, жалоба не будет рассмотрена.
При этом суд примет заявление только в том случае, если образовавшаяся яма стала причиной ДТП. К обращению необходимо приложить протокол, составленный на месте происшествия, показания свидетелей, подтверждающие, что ДТП можно было избежать, если бы не яма, а также фото и видео доказательства, позволяющие получить наглядную картину происшествия.
После подачи письменного заявления у адресата есть 1 месяц на рассмотрение жалобы, в то время как поданные онлайн-заявления должны быть зарегистрированы не позднее чем через 3 дня после публикации.
Как оформить ДТП по приезду ГИБДД?
Оформление документов с фотографии будут после оформления документов на месте происшествия. По этой причине важно разобраться, как вести себя на месте после прибытия автоинспекторов.
В первую очередь, контролируйте сотрудника полиции на предмет правильности оформления факта ДТП.
При составлении схемы происшествия важно следить за тем, чтобы в протоколе были чётко прописаны следующие обстоятельства:
- Размеры повреждения дорожного полотна;
- Место нахождения ямы по отношению к краю проезжей части;
- Место расположения машины после попадания в яму;
- След тормозного пути колес;
- Факт не установленных предупреждающих знаков или ограждения.
Если любая из указанной информация отсутствует в схеме места происшествия, тогда надо настоять на том, чтобы сотрудник ГИБДД её пометил.
Перечень бумаг, которые должны быть составлены автоинспектором и в последующем потребуются для получения материальной компенсации, выглядит так:
- справка о случившемся ДТП;
- его схема;
- протокол проведения осмотра места ДТП;
- административный протокол, который составляется на основании статьи КоАП под номером 12.34. Эта статья подразумевает наказание должностных лиц за невыполнение ими требований, способствующих обеспечению безопасности в процессе организации движения во время проведения ремонтных работ на дороге;
- постановление по возбуждению административного дела в отношении дорожной организации и её должностных лиц, которые отвечают за состояние дороги на данном участке.
Кроме того, автовладельцу потребуется акт обследования дорожных условий на месте происшествия. Этот документ составляет сотрудник ГИБДД. Указанный акт включает в себя чёткое описание дорожных условий с мельчайшими подробностями.
Необходимость последнего акта обусловлена тем, что по специфике судебных разбирательств по выплате компенсации, автовладелец обязан предоставить доказательства несоответствия условий на дороге имеющимся требованиям ГОСТов.
Ритуал по захоронению дорогостоящих дорожно-строительных материалов
Самым эффективным оборудованием для дорожных работ является многофункциональная термо-газодинамическая установка (ТГДУ) «Самум», созданная специалистами ООО «КАИ-Пламя».
ТГДУ «Самум» выполняет комплекс работ по очистке, высушиванию, прогреву оснований и боковых поверхностей ремонтных участков дорожных покрытий за счет высоконапорной газовой струи.
Принцип работы ТГДУ «Самум» основан на действии сверхзвуковой газовой струи, формируемой из подогретого воздуха и продуктов сгорания дизельного топлива в прямоточной камере, являющейся прототипом камеры сгорания ракетного двигателя малой тяги.
Воздух подает мотовентилятор. Запуск установки производится в ручном режиме от искровой свечи.
Скорость обработки зависит от размеров ремонтируемого участка дороги.Температура газов легко регулируется в диапазоне от 2000 до 6000 градусов. Особенностью конструкции данного оборудования является его мобильность.
Кроме этого, ТГДУ «Самум» позволит городским дорожным организациям ранней весной прогреть и прочистить ливневые приемники, тем самым устраняя образование озер на улицах.
Поразительно, что столь необходимое многофункциональное оборудование оказалось не востребованным дорожными организациями РТ, хотя оно показано еще на выставке «Дортрансэкспо 2013».
Более того, в 2015 году президент РТ Р.Н. Минниханов, посетив XV Российскую и X Казанскую венчурную ярмарку, дал прямое указание представителю Минтранса РТ внести предложения по применению ТГДУ «Самум» в дорожной отрасли (согласно Протоколу поручений от 23.04.2015). Поручение было исполнено в чисто чиновничьем, бюрократическом стиле — путем рассылки в дорожные организации РТ ни к чему не обязывающих писем с информацией об оборудовании.
Каждую весну ремонт городских автомагистралей традиционно становится ритуалом по захоронению дорогостоящих дорожно-строительных материалов. Фото Олега Тихонова
А надо было внести в конкурсную и контрактную документацию регламент с требованием обязательной тепловой подготовки ремонтных участков дорожного покрытия.
Вместе с этим в ноябре 2014 года на нашу просьбу организовать семинар с демонстрацией ТГДУ «Самум» специалисты Комитета внешнего благоустройства ограничились только обещанием о его проведении.
Неудивительно, что каждую весну ремонт городских автомагистралей традиционно становится ритуалом по захоронению дорогостоящих дорожно-строительных материалов.
К сожалению, в России гарантийного срока на ямочный ремонт не существует. Дорожные чиновники считают, что ямочный ремонт является временной мерой ликвидации дефектов на дороге, т. е. ставится задача устранить развитие разрушений дорожного покрытия и обеспечить безопасный проезд транспортных средств до проведения текущих или капитальных ремонтов.
Как составить письменную жалобу?
Составляя заявление нужно проверить, чтобы все важные пункты были обязательно прописаны.
- Адресат — орган, в который направлена жалоба (может быть указано и имя инспектора, кому направлена жалоба для рассмотрения);
- Заявитель — в этом блоке обязательно должны быть указаны ФИО, адрес и телефон, и по возможности электронная почта для создания возможности обратной связи;
Обратите внимание! Анонимно жалоба не может быть направлена ни в одну организацию.
- Суть проблемы. Указывается местонахождения и реальные размеры ямы, даются ориентиры.
- Требования, предъявляемые заявителем — устранить аварийный участок дороги или внести предписания для решения этой проблемы.
Образец заявления можно скачать на нашем сайте или получить при личном обращении в госструктуру.
РосЯма — электронный сервис контроля за дорогами
Помимо основных способов, обратиться в компетентные органы, стоит выделить еще один способ, позволяющий не только правильно составить жалобу, но и получить помощь в ее продвижении. Этот ресурс называется РосЯма.
На сайте предложена карта, на которой вы можете буквально отметить место, где образовалась новое повреждение дороги, подлежащее скорейшему ремонту. Благодаря этому законодательно подкованному ресурсу, обратиться за решением проблемы может каждый, даже тот, кто не знает, какими законными средствами можно повлиять на проблему для получения реального результата.
Поэтому вы можете смело пользоваться ресурсом и решать проблему своих дорог самостоятельно или с помощью грамотных помощников. Ведь только те, кто пытается повлиять на ситуацию способны добиться правды. А качественные дороги — это не только наш комфорт, но и общая безопасность. Будьте бдительны на дороге и ответственны за свои действия.
Определяем виновника ДТП с ямой
Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.
Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?
На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.
Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.
Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.
Что дальше?
Как только дорожник выявлен, пускай и с помощью прокуратуры, важно не торопиться бежать в суд, а посетить отдел автоинспекции, сотрудники которого занимались оформлением документации. Здесь стоит запросить справку о ДТП и заверенную копию административного протокола, который составлен в отношении должностных лиц или всего предприятия дорожной службы. Кроме того, потребуется ещё и копия постановления по возбуждению административного процесса.
Кстати, не нужно удивляться тому, что акт обследования места происшествия, который оформляется сотрудником ГИБДД на месте, остаётся в отделении дорожной полиции. Дело в том, что этот документ находится в материале, который был собран ГИБДД. Весь пакет документов будет запрашивать суд при рассмотрении ходатайства по возмещению ущерба автовладельцу. Так что никуда указанный акт из дела не исчезнет.
Только теперь можно готовиться непосредственно к этапу получения компенсации за причиненный автомобилю ущерб.
Оценка ущерба
Чтобы получить выплату от дорожников необходимо провести оценку полученного ущерба и стоимости восстановления машины в результате ДТП с ямой.
Для этого обратитесь в любую городскую организацию, которая занимается независимой оценкой. С представителем компании нужно договориться о месте, времени и дате проведения осмотра транспортного средства и затем предоставить эту информацию виновнику происшествия. Сделать это нужно обязательно в письменном виде.
Обязательно надо удостовериться, что на уведомлении будет проставлен штамп, содержащий входящий номер. Только так можно доказать, что виновник был приглашен на место проведения осмотра и оценки полученного ущерба.
Когда осмотр окончен, сотрудник компании, проводивший это мероприятие, в течение нескольких дней должен предоставить собственнику автомобиля отчёт, содержащий смету восстановительных работ автомобиля. Имея на руках такой документ, можно переходить к последнему этапу: идти в суд.
Помимо документа от оценочной компании необходимо убедиться в наличии всех справок и протоколов из ГИБДД. Всё есть? Тогда можно идти в суд.
Исковое требование, предъявляемое дорожникам, должно подаваться по месту его регистрации. Но и тут есть небольшой подвох. В судебной системе работают обычные районные или городские суды. Но есть ещё и мировые судьи. Как понять, к кому надо обращаться?
Ответ находится в гражданском кодексе, который, на основании пятого пункта первой части статьи 23, гласит:
- Мировые судьи занимаются рассмотрением имущественного спора при исковом требовании на сумму не более 50 тысяч рублей;
- Городской или районный суд принимает на рассмотрение исковое требование по имущественному спору, если сумма иска превышает отметку в 50 тысяч рублей.
Чтобы исковое требование было принято на рассмотрение, необходимо внести плату по установленному размеру государственной пошлины.
На судебном разбирательстве от истца потребуется привести доказательства по следующим обстоятельствам:
- Факт происшествия.
- Размер и характер полученного ущерба автомобиля.
- Вина ответчика в нарушении закона.
- Причинно-следственной связи, которая возникла между нарушением ГОСТов, которыми устанавливаются требования по обеспечению безопасности при эксплуатации дорог и последствиями этих нарушений.
При наличии доказательств по каждому пункту будет принято положительное решение по исковому требованию. Если автовладелец не будет готов представить доказательства вины ответчика хотя бы по одному из вышеназванных обстоятельств, то суд может отказать в компенсации.
ли со статьей или есть что добавить?