Правила дорожного движения трамвай остановка

Содержание

ПДД — трамвай

ПДД — трамвай

Если рассматривать правила дорожного движения на территории России. То немаловажное внимание стоит уделить и требованиям, которые распространяются на проезд перекрестков с трамвайными путями. Организация движения столь специфичного транспорта в упомянутой зоне может иметь совершенно разный формат. Учитывая, что перекрёстки могут быть различной конфигурации, при участии трамвая водителям стоит быть максимально внимательными на дорогах.

Остановка и стоянка в ПДД

Различия понятий остановка и стоянка. Правила выполнения остановки и стоянки.

В этой статье речь пойдет о различиях понятий остановка и стоянка, а также о правилах дорожного движения, относящихся к выполнению остановки и стоянки. Кроме того, будут рассмотрены и возможные штрафы за неправильную парковку транспортных средств.

Где по правилам запрещена остановка и стоянка?

Где остановка-и-стоянка-запрещена

Далеко не каждый владелец авто разбирается, где разрешена или запрещена остановка. В данной статье будут рассмотрены основные места, где водителю нельзя останавливать собственный автомобиль. В противном случае ему придется заплатить штраф.

Знаки остановки общественного транспорта

clock

Дорожные знаки, регламентирующие остановку общественного транспорта, относятся к знакам особых предписаний и содержатся в разделе 5 Правил дорожного движения. Нарушение их требований может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ. Ниже мы расскажем о том, какими бывают знаки остановки общественного транспорта, какова зона их действий и какие штрафы предусмотрены за их нарушение.

Трамвай на дороге: когда он имеет преимущество, правила разъезда

Согласно Правилам дорожного движения, трамвай является таким видом транспорта, который обладает особым дорожным статусом. И он имеет преимущество перед автотранспортом при проезде. В статье вы найдёте пояснения к правилам разъезда авто с рельсовым ТС и особенности пересечения перекрёстков.

  • В каких случаях трамвай имеет преимущество
  • В каких случаях трамвай не имеет преимущества
  • Правила разъезда с трамваями

Места остановки маршрутных транспортных средств

Все автолюбители знают, что запрещены разворот остановка и стоянка в местах остановки маршрутных транспортных средств, но иногда возникают вопросы с обозначением этого места и как именно определить границы запреты остановки. Ниже рассмотрим все возможные способы обозначения остановок маршрутных транспортных средств.

Обозначаются остановки МТС дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.17 «Место остановки трамвая» и (или) дорожной разметкой 1.17., а с 6 августа 2013 года установлен запрет остановки в местах стоянки легковых такси, обозначенных знаком 5.18 и (или) дорожной разметкой 1.17. Обратите внимание, разметка не дублирует знак и может применяться самостоятельно.

9.6 Движение по попутным трамвайным путям

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путямДвижение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Знаки особых предписаний 5.16 — 5.22

В этой части рассмотрим дорожные знаки 5.16-5.18 «Место остановки маршрутных ТС и стоянки такси», 5.19 «Пешеходный переход», 5.20 «Искусственная неровность», 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны».

Рассмотрим, для чего применяют перечисленные знаки, как и в каких местах устанавливаются, а также перечислим некоторые особенности движения на участках дорог, обозначенных этими знаками.

Правила посадки в общественный транспорт

Остановка трамвая

В заключительной статье серии “правила пешехода на дороге” речь пойдет о том, как правильно ожидать общественный транспорт и как правильно в него садиться.

На практике многие пассажиры садятся в троллейбусы, автобусы и трамваи как попало. Довольно часто можно увидеть, что пешеход бежит на автобус с противоположной стороны дороги, пересекая проезжую часть под углом вне перехода. К сожалению, вид отъезжающего автобуса у многих просто “отключает голову”.

Рассмотрим правила дорожного движения, регламентирующие порядок ожидания общественного транспорта и посадки в него:

Что говорится в ПДД?

Любые взаимоотношения, возникающие между участниками на отечественных дорогах, непременно регулируются центральным сводом нормативных актов под названием ПДД РФ. Поэтому все собственники транспортных средств должны периодически перечитывать сборник правил, освежая память правильной езды. Хотя в названном документе в принципе отсутствует сам термин «трамвайные пути».

Нужно дополнительно подчеркнуть, что рельсы априори не считаются составляющей деталью проезжей части, а являются отдельным элементом дороги. Такие пути изначально не задуманы для движения иных транспортных средств, поэтому выезд туда имеет чёткие табу и выполнение транспортировки через них оговорено отдельными предписаниями.

Здесь главный закон водится к центральной рекомендации – максимального комфорта для других, что юридически отражено в п. 9.6, где написано, что езда разрешается по рельсам только того же направления, куда движется водитель. Подобный сценарий допустим, когда остальные полосы заняты и параллельно не нарушается смежный п. 8.5 ПДД. Важно помнить, что на перекрёстках с трамвайными путями, стоит занять правильную позицию.

Согласно стандартным правилам, водитель имеет право использовать эту зону для реализации собственных целей только, если рельсы находятся по левой стороне проезжей части, в попутном с машиной направлении. Ещё одно важное условие – пути данного транспорта непременно должны быть на одном уровне с дорогой.

Что такое маршрутное транспортное средство?

Понятие маршрутное транспортное средство приведено в пункте 1.2 ПДД:

Маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Таким образом, к маршрутным транспортным средствам относятся:

  • троллейбусы,
  • автобусы, (маленькие автобусы),
  • трамваи.

Разновидности знаков

В городах и иных населенных пунктах предусмотрены места для остановки муниципальных автобусов, троллейбусов, трамваев и автомобилей такси. Именно здесь производится посадка и высадка пассажиров. Для обозначения этих мест используются соответствующие дорожные знаки.

Так, знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (знак троллейбусной остановки) устанавливают там, где пассажиры могут дожидаться данных транспортных средств. Знак представляет собой светло-синий прямоугольник с белым квадратом. В центре квадрата черным цветом изображен автобус.

Знак 5.17 «Место остановки трамвая» (дорожный знак трамвайной остановки) устанавливается в местах, где останавливается этот вид электротранспорта. Выглядит он так же, как и предыдущий, за исключением того, что в центре белого квадрата изображен трамвай.

Наконец, знак 5.18 «Место остановки легкового такси» ставят там, где такси дожидаются своих клиентов. Знак выглядит так же, как и предыдущие. Однако в центре белого круга изображен легковой автомобиль и имеется надпись «Такси».

Согласно ПДД, знаки остановки общественного транспорта являются двусторонними. Автомобили, которые едут как в попутном направлении, так и по встречке должны иметь возможность увидеть их заранее, чтобы продолжать движении в соответствии с их требованиями. Односторонние знаки можно ставить вне населенных пунктов, там, где имеется разделительная полоса, а пешеходам запрещено двигаться вдоль дорог.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;

Знаки 5.16 — 5.18 «Место остановки автобуса (троллейбуса), трамвая и стоянка такси»

Три знака остановки

Знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.17 «Место остановки трамвая» и 5.18 «Место стоянки легковых такси» применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси.

Знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» устанавливают в начале посадочной площадки.

Микрик на остановке

Если на остановочном пункте имеется павильон, то знак остановки может быть установлен на павильоне над его ближним по ходу движения краем или на самостоятельной опоре рядом с павильоном.

Когда необходимо указать протяженность одного или нескольких расположенных друг за другом остановочных пунктов, знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» применяют с табличкой 8.2.1 «Зона действия». Знак при этом устанавливают в начале первого остановочного пункта.

Когда трамвайные пути располагаются посередине проезжей части (или слева от проезжей части с односторонним движением), знак 5.17 «Место остановки трамвая» устанавливают справа от проезжей части дороги.

В некоторых случаях, когда трамвайные пути расположены посередине проезжей части, знак «Место остановки трамвая» дублируют. Дублирующий знак 5.17 устанавливают:

  • если вдоль трамвайных путей имеется приподнятая посадочная площадка — в начале этой площадки;
  • на дорогах с двумя или более полосами движения в данном направлении, если посадочная площадка отсутствует — над левой полосой.

Необходимо помнить, что остановка или стоянка запрещается ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси (пункт 12.4 ПДД). Точка отсчета — место установки знаков 5.16 — 5.18. Имеется в виду 15 метров до и 15 метров после этих знаков остановка и стоянка запрещается.

Остановка запрещается по любой причине (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, при условии, если эта остановка не создаст помех движению маршрутных ТС или легкового такси).

В местах остановки маршрутных ТС еще запрещается разворот (пункт 8.11 ПДД).

Протяженность остановки маршрутных ТС и стоянки такси может быть обозначена разметкой 1.17 (желтый зигзаг). В этом случае запрет на остановку (стоянку) и разворот распространяется на всем протяжении желтой разметки 1.17.

В населенных пунктах, проезжая мимо обозначенных остановок маршрутных ТС, еще необходимо помнить, что пункт 18.3 ПДД обязывает уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от места остановки.

Вопрос приоритета между маршрутными ТС и другими «немаршрутными» участниками движения рассмотрен в статьях Проезд мимо остановки маршрутных ТС и Приоритет транспорта общего пользования.

Преимущество трамвая на дороге с трамвайными путями

Следует чётко осознавать, что трамвай всегда имеет ощутимое преимущество перед остальными представителями безрельсовых вариантов кроме 3 случаев, когда:

  1. Движется на стрелку, активную в дополнительной секции параллельно с красным или желтым сигналом светофора.
  2. Подъезжает к перекрёстку по второстепенной дороге.
  3. Выезжает из депо.

Первый момент относится к пересечению регулируемых участков, второй – к движению неконтролируемых перекрестков, вот третья схема – когда трамвай выезжает из станции, где производился ремонт, он должен уступить дорогу любым другим средствам передвижения.

Что нужно знать при приближении к трамвайной остановке?

Опираясь на статистику, самыми опасными территориями дороги, в центре которой расположены трамвайные пути, являются именно остановки, поэтому водителю авто нужно заранее оценить обстановку и определиться: стоит ли уступить дорогу трамваю/пешеходам или нет?

Когда в рассматриваемом районе не установлен специальный «остров» для ожидания общественного транспорта, то пассажиры ждут прибытия трамвая на тротуаре. А едва он приехал и остановился, граждане имеют право без страха пересекать проезжую часть, а водители обязаны затормозить, пропуская их. Ориентироваться необходимо в первую очередь на людей, а не следить, открыты ли двери трамвая.

Когда в зоне остановки всё же присутствует специальный «остров», то будущие пассажиры высматривают транспорт именно там, и никаких иных преград для движения создаваться дополнительно не должно. Во время перехода проезжей части людьми, стоит оставаться бдительным, ведь не все пешеходы знают и придерживаются ПДД РФ, а вот водитель всегда несёт ответственность, поскольку находится за рулём.

Правила выполнения остановки и стоянки в 2021 году

Правила дорожного движения, относящиеся к выполнению остановки и стоянки, располагаются в главе 12:

Что насчет стоянки?

Помимо мест, где запрещена остановка, существует еще перечень мест, где запрещается осуществлять длительную стоянку автомобиля. Подробнее о таких местах речь пойдет далее.

Остановки

Законодательством запрещается останавливать ТС на автобусных остановках, если речь идет о продолжительной остановке автомобиля.

Главная дорога

Главная дорога запрещает стоянку, если речь идет об отсутствии рядом населенного пункта. Водитель имеет право остановиться только на обочине.

ЖД переезды

Нельзя останавливать на продолжительное время автомобиль на ж/д переездах и рядом с ними. В ПДД стоянка на рассматриваемом участке запрещена. Если остановка необходима, то сделать это можно вдали от ж/д путей на расстоянии более 50 метров.

Зона действия остановки

Знак «Остановка общественного транспорта» устанавливается в том месте, где производится посадка и высадка пассажиров. Нередко с ним в паре идет знак 8.2.1, который указывает на протяженность действия первого знака, чаще всего – это 10 метров. Также в местах посадки-высадки может быть нанесена желтая разметка, призванная точно разграничить место остановки транспортного средства.

Так как знак «Остановка общественного транспорта» относится к категории предписывающих, он предписывает указанным в самом начале типам транспорта ряд действий.

Во-первых, они должны остановиться в зоне действия знака, открыть двери и произвести высадку-посадку пассажиров. Во-вторых, в случае необходимости – могут сделать кратковременную стоянку, если нужно соблюсти график. В-третьих, удостоверившись, что рядом нет помех, продолжить движение.

Движение задним ходом и разворот на остановках запрещены не только для обычных автомобилей, но и для общественного транспорта. Причем запрет распространяется на территорию радиусом 15 метров от зоны действия знака 5.16.

Исходя из этого, для того чтобы развернуться, к примеру, маршрутка должна найти место, где этот маневр не запрещен. Это может быть перекресток или зона кругового движения.

Обозначение остановки МТС знаком и разметкой

Если в обозначении места остановки МТС присутствует разметка 1.17, то никаких спорных вопросов не возникает. При развороте запрещается заезжать на эту разметку, а для остановки и стоянки следует отступить 15 метров с обоих сторон по направлению движения.

Обозначение места остановки МТС знаком и разметкойОбозначение места остановки МТС знаком и разметкой

Знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»

Вид знака пешеходный переход

Знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, предназначенных для перехода пешеходов через дорогу.

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 — слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.

Пешеход по переходу

Знак 5.19.1, который устанавливают справа от дороги, размещают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 — на дальней. Ширина пешеходного перехода, в т.ч. на котором не нанесена разметка «зебра», заключается между линиями, на которых устанавливаются знаки.

Знаки на размеченном пешеходном переходе (разметка 1.14.1, 1.14.2) устанавливают на расстоянии не более 1 метра от границ перехода (от разметки).

На перекрестках бывает, что ближняя к центру перекрестка граница размеченного (зеброй) перехода совпадает с краем проезжей части. Другими словами, пешеходный переход как бы заходит за границу перекрестка или проходит по его краю.

В таком случае знаки «Пешеходный переход» допускается устанавливать только на дальней границе перехода, т.е. на подъезде к перекрестку. Граница перехода определяется по краю нанесенной разметки 1.14.1 или 1.14.2 (зебра).

На пешеходных переходах запрещены разворот, остановка и стоянка транспортных средств.

Не запрещается выполнить разворот до пешеходного перехода, или после него, если для этого маневра не будет других ограничений (например, сплошная осевая линия разметки).

Остановка и стоянка ТС также запрещены ближе 5 метров до пешеходного перехода. Сразу за переходом этот запрет снимается, если для него не будет других ограничений (например, будут установлены знаки, запрещающие остановку или стоянку).

Где можно ждать общественный транспорт?

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

Пассажиры могут ожидать общественный транспорт:

  • на тротуаре;
  • на обочине;
  • на специальной приподнятой площадке (в данном случае речь идет о специальном островке, расположенном рядом с трамвайными путями в центре дороги).

В любом случае ждать общественный транспорт на проезжей части нельзя.

Места остановки маршрутного транспорта обозначаются специальными знаками:

Дополнительно может быть нанесена желтая разметка:

Знаки остановка запрещена и стоянка запрещена

Остановка в зоне действия знака

Знак остановка запрещена

Кроме перечисленных выше условий в правилах дорожного движения существует специальный знак “Остановка запрещена”:

Знак 3.27 Остановка запрещена

Знак “Остановка запрещена” может устанавливаться на любых участках дорог и действует, как правило, до ближайшего перекрестка.

Например, этот знак устанавливается на мостах, границы которых водитель не может определить во время движения.

Обратите внимание, что хотя знак носит название “Остановка запрещена”, он запрещает не только остановку, но и стоянку транспортных средств.

Знак стоянка запрещена

По аналогии со знаком “Остановка запрещена” в ПДД есть и знак “Стоянка запрещена”:

Знак 3.28 Стоянка запрещена

Этот знак на 100 процентов соответствует своему названию и запрещает только стоянку транспортных средств.

Кроме того, не следует забывать и про знаки “Стоянка запрещена по нечетным” и “Стоянка запрещена по четным”:

Знак 3.29 Стоянка запрещена по нечетным числам месяцаЗнак 3.30 Стоянка запрещена по четным числам месяца

Знак 3.27 запрещает и остановку, и стоянку, 3.28 – только стоянку, 3.29 – стоянку только по нечетным числам месяца, 3.30 – стоянку только по четным числам месяца.

Зона действия знаков

Напомню некоторые особенности применения этих запрещающих знаков.

Перечисленные выше знаки действуют от места их установки до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта. Кроме того, зона действия знаков может быть ограничена следующими способами:

1. Совместно со знаком устанавливается табличка 8.2.2:

Знак 8.2.2 Зона действия

2. Устанавливается повторный знак 3.27 – 3.30 с табличкой 8.2.3:

Знак 8.2.3 Зона действия

3. Устанавливается знак 3.31 “Конец зоны всех ограничений”:

Знак 3.31 Конец зоны всех ограничений

4. Если знак применяется совместно с желтой линией разметки, то он действует до конца этой линии разметки:

Разметка 1.4Разметка 1.10

Следует помнить, что знаки распространяют свое действие лишь на ту сторону дороги, на которой они установлены. Т.е. если знак 3.27 расположен на правой стороне дороги, то он не запрещает поставить транспортное средство на стоянку на левой стороне. Например, на дороге с односторонним движением.

Знаки

Существует целый список знаков, осуществляющих запрет на стоянку или остановку. Ознакомиться с ними можно в своде правил дорожного движения. Лучше заранее узнать, как выглядят те или иные знаки, чтобы в будущем не совершить ошибку, которая может повлечь за собой выплату штрафа. Так, например, из правил можно узнать, как действует знак остановка запрещена.

Для других участников дорожного движения

Территория, очерченная знаком «Остановка общественного транспорта», налагает на иных участников дорожного движения ряд ограничений. Так, всем другим категориям транспортных средств на этом участке также запрещено разворачиваться и сдавать задним ходом. К этому добавляется запрет на парковку в данном месте. При этом обычная остановка, занимающая менее пяти минут, разрешена.

При остановке в зоне действия знака важно иметь в виду, что она разрешена только если водителю нужно высадить/забрать пассажиров или выполнить разгрузку/погрузку товаров. А в момент самой остановки нужно убедиться, что тем самым не создается помеха общественному транспорту.

Также к исключению из правил можно отнести экстренные случаи, когда остановка вынужденная. Ее пришлось совершить из-за поломкой авто или аварии. В этом случае нужно попытаться поскорее освободить данное место, но тем не менее – такая остановка не воспрещается.

Часто в зоне действия знака 5.17 автомобилистам приходится дожидаться, пока трамвай произведет высадку и посадку пассажиров. Пункт 14.6. ПДД предписывает водителю пропустить пешеходов, идущих к трамваю и выходящих из него. Кстати, даже если в месте остановки трамвая, – такие случаи встречаются, – нет знака 5.17, – пропустить пассажиров все равно придется.

Водители вправе не останавливаясь проследовать мимо трамвая, троллейбуса или маршрутки, если на пути нет пешеходов. Однако двигаться все равно рекомендовано на минимальной скорости, чтобы предотвратить ДТП в случае появления пешеходов. Если трамвай остановился вне остановки и включил стоп-сигналы, то также нужно убедиться, что из него никто не выходит.

В случае начала движения маршрутного автобуса от места, где установлен знак 5.16, водитель автомобиля должен уступить ему дорогу. При этом водителю автобуса, перед началом движения от остановки, согласно ПДД, тоже необходимо убедиться в отсутствии помех.

Правила разъезда с трамваями

В качестве отдельной ситуации следует рассмотреть движение двух трамваев. Если один движется прямо, а второй по встречной линии поворачивает налево, то он обязан уступить дорогу. Независимо от того, регулируется или нет перекрёсток с пересечением двух равнозначных трасс, но дорогу должны уступить тому трамваю, который находится справа.

Остановка может быть оборудована посадочной площадкой или не оборудована, поэтому иногда пассажиры трамвая находятся на тротуаре или переходят дорогу к месту посадки. При наличии посадочной площадки пассажир обязан ожидать на ней. Движущийся автомобиль при этом не обязан остановиться. Но пассажир может об этом и не знать, поэтому будьте внимательны, проезжая трамвайные остановки.

Правила, регулирующие езду трамвая, не относятся к особенно сложным. Для любого участника движения важно просто прочитать и запомнить основные моменты, когда отсутствует или имеется преимущество в движении тех или других ТС.

Один уровень или нет?

Трамвайные пути на одном уровне с проезжей частьюТрамвайные пути на одном уровне с проезжей частью

В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частьюТрамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

Знак 5.20 «Искусственная неровность»

Ровная кочка

Знак 5.20 «Искусственная неровность» применяют для обозначения границ искусственной неровности.

Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 (обозначающей дорожную неровность) относительно приближающихся транспортных средств.

Бугор перед

Нередко вместе со знаком 5.20 можно увидеть запрещающий знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости». За дорожной неровностью зона действия знака 3.24 НЕ заканчивается.

Обычно в таких случаях (рядом с иск.неровностью) знак ограничения скорости устанавливают вместе с табличкой 8.2.1 «Зона действия», на которой указана зона действия запрещающего знака.

Если же знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», установленный рядом с искусственной неровностью, применяется без таблички 8.2.1 «Зона действия», то его зона действия длится до ближнего перекрестка, либо до другого знака 3.24 с иным значением скорости.

Искусственная неровность — это, все-таки, бугор, хоть и искусственного происхождения. Он может быть большой или незначительный по размеру (есть стандарт, но его могут не соблюсти). В любом случае, проезжая любую неровность, можно смело утверждать, что подвеска автомобиля «напрягается». О том, как не навредить подвеске — в статье Как проезжать дорожные неровности.

Правила посадки в автобус, троллейбус и трамвай

В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

1. Пассажир может выйти на проезжую часть только тогда, когда транспортное средство полностью остановилось.

Посадка в трамвай

Рассмотрим распространенную ситуацию. Остановка представляет собой специальный карман (местное уширение проезжей части), куда должны заезжать автобусы. Однако общественный транспорт останавливается на некотором расстоянии от бордюра. Т.е. для посадки пешеходы должны пройти несколько метров по проезжей части.

В описанной ситуации ожидать транспорт нужно только на тротуаре, а выходить на посадку лишь после того, как автобус остановился.

Однако довольно часто пешеходы стоят в остановочном кармане, т.е. на проезжей части. Это является нарушением требований правил.

2. Водители должны уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Обратите внимание, автомобили должны уступить дорогу только пешеходам со стороны дверей. Нельзя бежать к троллейбусу с другой стороны дороги. Подобное поведение не только является нарушением правил, но и может повлечь наезд на пешехода.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 – 4.7 Правил.

3. При выходе на проезжую часть пешеходы должны соблюдать требования правил, подробно рассмотренные в предшествующей статье:

  • Руководствоваться сигналами светофора и регулировщика.
  • Убедиться, что выход на проезжую часть будет безопасен (автомобили отсутствуют или остановились).
  • Не создавать помехи автомобилям и выходить из-за стоящих транспортных средств.
  • Не останавливаться на проезжей части.
  • Не мешать автомобилям с мигалками.

В завершение хочу отметить, что движение пешеходов регламентируется лишь несколькими пунктами правил, которые довольно легко понять и запомнить. Поэтому если Ваши родственники или знакомые не знают правил для пешеходов, то попробуйте обучить их, либо предложить им прочитать данную серию статей. Соблюдение правил поможет пешеходу избежать неприятностей на дороге.

В каких случаях трамвай должен уступить дорогу?

Порой обстоятельства на отечественных дорогах складываются так, что нехватка времени вынуждает некоторых водителей на довольно опасные манёвры. Хотя стандартные правила в обновлённой версии редакции разрешают езду по трамвайным путям прямо, когда на общей дороге для простых авто возникла пробка. Но одновременно с этим следует соблюдать определённые условия:

  1. Действия шофёра не должны создавать непредвиденных помех смежному передвижению общественного трамвая.
  2. Рельсовое полотно обязано придерживаться попутного направления и находиться точно вровень или лишь чуть отклоняться от автодороги.
  3. Разрешено ехать, когда перед перекрёстком нет знаков 5.15.1. «Направление транспортировки по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе».

Впрочем, если выезду на рельсовые пути не мешает специальная дорожная разметка (сплошная линия или любое другое обозначение, регламентирующее направления езды по полосам), то водитель может без препятствий пересечь рассматриваемый участок дорожного движения.

Автомобилю

Теоретически, практически в любой ситуации трамвай движется первым, а исключения из общих правил составляют только 3 случая, если:

  • автомобиль едет по центральной дороге, а трамвай – по второстепенной (подобная ситуация на 100% подходит под действие правила о том, что водитель обязан уступить дорогу тому, кто движется по главному пути);
  • транспортному средству можно беспрепятственно ехать за счёт зелёного сигнала светофора, а для трамвая функционирует только однотонная стрелка параллельно с красным или жёлтым сигналом;
  • машина передвигается по дороге, а трамвайный вагон только начинает выезжать из депо (данная схема тоже упоминалась ранее и является своего рода исключением из общих правил).

Тщательно разобравшись, в каких именно ситуациях трамвай уступает дорогу другому авто, проблем и аварийной обстановки в дорожном движении возникать априори не должно.

Пешеходу

Согласно правилам, существует немало ситуаций, когда водитель трамвая непременно должен уступить не только другим авто, но и обычным пешеходам, если:

  1. Следующий по рельсам транспорт совершает поворот, то он должен начала пропустить перед собой пешехода или велосипедиста.
  2. Трамвай выехал на регулируемый перекрёсток, то после зелёного можно ехать лишь, когда люди полностью закончили движение.
  3. Приближаешься к особой зоне перехода без установленного светофора и регулировщика.
  4. Рельсовый транспорт подъезжает к контролируемому другими приборами пешеходному переходу.
  5. Видно на проезжей части или на пути к нему слепого гражданина (пешехода с белой тростью).
  6. Человек спешит к остановке другого общественного транспорта, только что покинув автобус или маршрутку.

Отдельно стоит рассмотреть столь проблемный участок, когда там присутствуют дети, которые переходят через проезжую часть с табличкой «Перевозка детей», а автобус или принимающая их машина должны быть не менее заметными благодаря включённой «аварийке».

Экспериментальная разметка места остановки трамвая

При организации движения трамвая с высадкой пассажиров на проезжую часть в экспериментальных целях в некоторых местах была нанесена разметка справа от трамвайных путей по левому краю проезжей части.

Разметка трамвайной остановкиРазметка трамвайной остановки

Подобное применение разметки носит только информационный характер. Остановка в таком месте запрещена по общим правилам, а разворот без выезда на трамвайные пути в месте остановки трамвая не получится, то есть на образование нарушения разметка не влияет.

Движение по путям и не создавать помех трамваю

В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

Трамвай в затореТрамвай в заторе

Знаки 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны»

Вид жилая зона

Знак 5.21 «Жилая зона» применяют для обозначения территории (зоны), в пределах которой действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в жилых зонах. Знак 5.21 устанавливают на всех въездах в жилую зону.

Въезд

Знак 5.22 «Конец жилой зоны» применяют, соответственно, для обозначения конца жилой зоны. Знак устанавливают на всех выездах из жилой зоны. Его допускается размещать на оборотной стороне знака 5.21.

С правилами движения во дворах и на территориях, обозначенных знаками «Жилая зона», можно ознакомиться в статье Движение во дворах и жилых зонах из серии Основы безопасного вождения автомобиля.

Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 19.02.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Когда водитель должен уступить дорогу трамваю?

Любой водитель, намеревающийся совершить поворот в левую сторону и перейти трамвайные рельсы, обязан по закону действовать следующим способом: убедиться, что на путях никто не находится (трамваи или другие машины), затем включить сигнал нужного поворота и только после этого въехать на желанную линию. Далее нужно обязательно уступить проезд другим и закончить совершаемый манёвр.

Когда в процессе движения расположен дорожный знак, задающий направление езды по полосам (5.15.1 и 5.15.2), указанную схему разрешается повторять только с боковой левой стороны проезжей части, а заезжать непосредственно на трамвайную линию не стоит. Даже п. 8.11 фиксирует версии, когда разворачиваться таким образом нельзя. Учитывая, что на езду по рельсам данный запрет не дублируется, совершить разворот на перекрёстке с пересечением трамвайных путей допустимо.

Причём траектория разворота также отражена п. 8.5 тех же рекомендаций: любые манипуляции водителя аналогичны повтору поворота с переездом трамвайного пути. При наличии указателей направления разворот происходит с крайней левой части дороги. Но стоит помнить, что, опираясь на радиус разворота транспорта и его габаритов, нужно отталкиваться в своих расчётах от крайней правой части полосы (обочины).

Штрафы за неправильную парковку в 2022 году

Штрафы за нарушения правил парковки, рассмотренные в этой статье, могут быть наложены по статье 12.19 кодекса об административных правонарушениях:

Остановка или стоянка В Москве или Санкт-Петербурге В других регионах
на железнодорожном переезде 1 000 рублей или
лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов 5 000 рублей
на пешеходном переходе 3 000 рублей 1 000 рублей
на тротуаре 3 000 рублей 1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси 3 000 рублей 1 000 рублей
на трамвайных путях 3 000 рублей 1 500 рублей
далее первого ряда 3 000 рублей 1 500 рублей
в тоннеле 3 000 рублей 2 000 рублей
с созданием препятствий
для других ТС
3 000 рублей 2 000 рублей
в зоне действия
запрещающих знаков
3 000 рублей 1 500 рублей
в других случаях 2 500 рублей предупреждение или 500 рублей

В 2021 году наказания за неправильную остановку и стоянку являются не слишком высокими, поэтому многих водителей они не останавливают. Даже на “самых дорогих” местах для инвалидов нередко стоят автомобили нарушителей.

Также следует сказать и о том, что существует дополнилеьный перечень мест, в которых запрещаются остановка и стоянка. Они рассмотрены в отдельной статье:

Штрафы

Владельцу авто помимо изучения знаков, запрещающих остановку, стоит ознакомиться с возможными штрафами за нарушение установленных законом правил. Так, например, за остановку:

  1. На ж/д переезде сумма штрафа составит 1000 рублей. В крайнем случае, водитель может лишиться прав на полгода.
  2. На месте для людей с ограниченными возможностями водителю придется заплатить штраф в 5000 рублей.
  3. На пешеходном переходе или вблизи от него наказывается штрафом, размер которого находится в пределах от 1000 до 3000 рублей.
  4. Остановка на остановке общественного транспорта. Сумма штрафа достигает 3000 рублей.
  5. Остановка на трамвайных путях. Максимальная сумма штрафа – 3000 рублей.

штрафы остановки и стоянки

Также водитель может получить штраф за остановку в тоннеле или в зоне, где действуют запрещающие знаки. Так, например, нельзя останавливать ТС там, где стоит знак остановка запрещена. В любом из перечисленных случаев может быть выписан штраф в размере до 3000 рублей.

Стоит отметить, что длительная стоянка сопровождается точно таким же наказанием. С каждым годом происходит увеличение стоимости штрафов, а также ужесточение наказаний водителям, решившим нарушить правила дорожного движения.

На встречные рельсы запрещено

Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

Штрафы за нарушение

Закон РФ чётко устанавливает юридическую ответственность участником дорожного движения за правонарушения в данной сфере, поэтому за аварию, возникшую на трамвайных путях, водителю полагается административное и уголовное преследование:

  • по т. 12.24 КоАП РФ присутствует штраф до 25 тыс. руб. или ограничение свободы сроком до 2 лет;
  • по ст. 264 УК РФ положены санкции до 9 лет (зависит от последствий происшествия).

В свою очередь попытка въезда на путь встречной дороги влечёт ответственность размером 5 тыс. руб. или лишения прав на срок до полугода по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. А если водитель не заехал на боковую левую часть рельсов, совершая задуманный поворот налево, ему грозит упрощённый вариант – простое предупреждение или штраф 500 руб. по ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ.

Наказание последует и за простой (создание пробки с участием трамвая) из-за создания помехи: в таком случае назначают предупреждение или материальную ответственность в объёме 500 руб. ссылаясь на ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ. Но когда во время проезда регулируемого перекрёстка тоже была создана аналогичная помеха трамваю, имеющему преимущество, то предусмотрены более серьёзные санкции на 1 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ.

Движение по полосам

Движение по полосам с трамвайными путямиДвижение по полосам с трамвайными путями

Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий