Сравниваем бензиновый и дизельный Тойота Прадо – какой лучше выбрать?
Тойота Прадо, больше известная в народе как Крузак – автомобиль легенда с безупречной репутацией. Это одновременно семейная и статусная машина, а также полноценный внедорожник со всеми сопутствующими опциями. От модели к модели производитель сохраняет высокое качество и надежность, предлагая на выбор оснащение бензиновым или дизельным мотором. И вот тут встает вопрос, какой агрегат лучше. Он касается как экономичности, так и технических характеристик, и эти параметры сильно отличаются в зависимости от того, на каком топливе работает машина.
На самом деле параметров для сравнения намного больше и все они требуют внимательного изучения. Нельзя однозначно сказать, что лучше, а что хуже. Все зависит от того, как вы намерены эксплуатировать машину и какие моменты важны именно вам. Только полностью соотнеся все плюсы и минусы можно делать выбор, и наша статья поможет с решением этого вопроса.
Содержание:
Прадо 150 дизель 3л против Прадо 150 2,8 дизель: какой двигатель лучше
Автомобилисты часто задумываются, какой дизельный двигатель выбрать. Попробуем разобраться, в чем преимущества внедорожника toyota land cruiser prado 2,8 дизель на основе реальных отзывов автовладельцев.
Toyota Land Cruiser Prado 150 – Хоть что-нибудь ломается? Обзоры б/у автомобилей
В рейтинге любителей внедорожников Toyota Land Cruiser Prado десятилетиями катается, как сыр в масле. Все его любят, как престижный автомобиль, внушающий уверенность на дороге, обеспечивающий чувство безопасности, превосходства. Популярность и ликвидность благодаря этому просто зашкаливают и на рынке б/у машин 150-ый «Крузак» среди тех, что уходят к новому владельцу за считанные дни, если, конечно, состояние нормальное.
Toyota Land Cruiser Prado 150 уже «борется» с бездорожьем более 10 лет, пережив два рестайлинга в 2013-ом и в 2017-ом году. За длинный период эксплуатации нам удалось досконально изучить его «болезни», информация о которых поможет облегчить «жизнь» новым владельцам подержанных внедорожников. Как и его брат по конвейеру в лице TLC200, несмотря на многочисленные очевидные достоинства, подтверждаемые спросом среди отечественных автомобилистов, «Прадо» четвертого поколения не идеален. Некоторые огрехи 150- ой серии могут все таки слегка подкосить устоявшееся в народе представление о качестве.
Виды и характеристки двигателей Тойота Ленд Крузер Прадо
После рестайлинга 2017 двигатель 4.0 дефорсировали на рынке России, теперь его мощность не 282, а 249 лошадиных сил.
Бензиновый 2.7
Двигатель Тойота 2.7 2TR-FE
Младший двигатель в линейке Тойота Ленд Крузер Прадо устанавливается только на самые простые комплектации. 2TR-FE живуч и экономичен, но разгонять двухтонный внедорожник ему удаётся с трудом. Появившийся в 2003 году, мотор выпускается до сих пор.
Блок цилиндров двигателя 2TR-FE
Традиционный чугунный блок цилиндров сбалансирован двумя валами. Конструкция проверенная временем и надёжная. А вот головка блока цилиндров более современна. В ней присутствует система VVT-i.
ГБЦ двигателя 2TR-FE (ссылка на источник изображения)
Благодаря гидрокомпенсаторам, больше не надо заботиться о регулировке зазора клапанов.
Агрегат имеет облегчённый впускной коллектор из пластика, управляемую электроникой заслонку дросселя. Благодаря настройкам блока управления, тяга при низких оборотах улучшена, а потребление топлива минимально.
В 2015 году мотор Прадо 150 2.7 оснастили системой Dual-VVT-i и подняли до 10.2 степень сжатия.
В целом надёжность двигателя не вызывает сомнений. Болезньюмоторов первых годов выпуска был текущий передний сальник коленчатого вала. Ещё одна особенность – это чрезмерные вибрации на холостом ходу в морозную погоду. Лечится проблема заменой смазки в АКПП.
Бензиновый Прадо 4.0
Двигатель 1GR-FE (ссылка на источник изображения)
Серия GR обладает почти двадцатилетней историей. 1GR-FE – это четырёхлитровый V6, развал блока цилиндров которого 60°.
Двигатель Prado 150 4 литра устанавливают на внедорожники компании Тойота. Он не отличается высокими оборотами, но при этом обладает хорошим крутящим моментом. В алюминиевый блок цилиндров запрессованы чугунные гильзы. На ранних моторах стояли тяжёлая поршневая группа и такой же коленвал, а также Dual VVT-i. Максимальная мощность была 249 л.с.
Алюминиевый блок цилиндров 1GR-FE
Затем в 2009 году ДВС модернизировали. Установили облегчённые поршни, новый впуск, модифицированную головку блока цилиндров. Мощность повысилась до 285 л.с. Но в 2017 году мотор Прадо дефорсировали до прежних 249 лошадей, в угоду снижения налоговой ставки для владельцев.
Поговорим о слабых местах 1GR-FE:
- на старых агрегатах при перегреве может пробить прокладку ГБЦ;Комплект прокладок ГБЦ 1GR-FE
- цокот и стрекотание во время работы двигателя считаются нормой;
- отсутствие гидрокомпенсаторов, регулировкой клапанов приходится заниматься каждые 100 тысяч пробега.
В целом мотор надёжен. При грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании его ресурс более 300 тыс. км.
1. Экономия на топливе
Вряд ли для кого-то станет открытием тот факт, что дизельный двигатель съедает меньшее количество топлива за одинаковый пробег. Но есть еще одна переменная – цена топлива. Возьмем среднее значение. Один литр бензина АИ92 стоит 45 рублей. Солярка – 49 рублей. Далее попробуем сравнить два мотора со схожими характеристиками: бензиновый 2TR-FE и дизельный 1GD-FTV. Это рядные, 4-цилиндровые двигатели с объемом 2,7 литра.
Расход по трассе
Расход по городу
Теперь несложная математика. Получается, что если наша Тойота Прадо проедет по городу 100 километров, то бензина она израсходует на 621 рубль. А солярки – на 436 рублей. Выгода очевидна, но не стоит делать выводы только по одному этому критерию. Существуют и другие переменные, которые эту разницу существенно сократят.
Прадо 150 дизель 3л: характеристики мотора и мнения владельцев
Мотор марки 1KD-FTV производится компанией Toyota Motor Corporation начиная с 2000 года. Основная деталь кривошипно-шатунного механизма изготавливается из чугуна. Содержит 4 цилиндра, на каждом из которых по 4 клапана. Двигатель объемом 2982 куб. см. Мотор мощностью 109 л. с. Расход дизельного топлива 10,4 л на 100 км по городу и 6,7 л на 100 км по трассе. Содержание масла в двигателе 7,4 л.
Дизельный мотор рассчитывался на минивэны и внедорожники Тойота.
Для улучшения экологических показателей был установлен рециркуляционный клапан отработанных газов.
До модернизации 2014 года наблюдались некоторые проблемы:
- Черный дым, вибрирование, стук при работе мотора, падение мощности. Это признаки того, что в поршне образовалась трещина.
- Низкое давление в масле и наличие белого дыма. Причина кроется в неполадках с медными шайбами. При замене на алюминий проблема разрешается сама собой.
Работа конструкторов не прошла даром и со временем удалось исправить часто возникающие неполадки.
Александра. Модернизация старого движка произошла путем дополнения системой Common Rail самого бережного режима. Получился долговечный мотор, но слабомощный. Устанавливая TuningBox, мощность увеличивают до 204 л. с., но тогда с гарантийки снимают. В принципе его легко снять перед СТО. При использовании чипа движок страдает, но даст знать только второму, третьему владельцу. Плюсом считаю хорошо работающую коробку автомат, довольно живая и смышленая. Также прилагается режим ручного переключения, но подрулевые переключатели отсутствуют.
Nik_le. Для машины весом в 2,5 тонны движок слабенький. Грохочет, как трактор. Для облегчения жизни установил TuningBox и PedalBooster. В морозы заводится без трудностей. Немного напрягает, что при обгоне на скорости более 100 км/ч нужен большой запас дистанции. Расход дизельного топлива 15 л на 100 км по городу и 9 л на 100 км по трассе. Это первый дизельный автомобиль у меня, думаю, что следующий будет также дизель.
Какие двигатели ставят на Прадо 150
Тойота Прадо 150 – продукт четвертого поколения, выпуск которого начался в 2009 году. Японский концерн представил в модели бензиновый мотор объемом 2,7 и 4 литра, а также силовой агрегат, работающий на дизельном топливе объемом 3 литра:
- Звание самого мощного двигателя в представленном модельном ряду заслужил бензиновый агрегат 1GR-FE. Объем мотора равен 4 литрам. Высокую степень проходимости обеспечивают 282 лошадиные силы. Но качество требует вложений. Двигатель потребляет огромное количество топлива. Мотор работает в сочетании с автоматической коробкой передач. Силовой агрегат разгоняет автомобиль до 180 км/ч.
- Toyota Prado 150 diesel пользуется популярностью у автолюбителей благодаря адекватному расходу топлива. Однако при этом особое внимание уделяется качеству заправляемого дизеля. Разработанный двигатель Прадо 150 на дизеле 3.0 обладает мощностью в 173 лошадиные силы. Мотор работает при всасывании охлажденного воздуха посредством турбонагнетателя. Эта система позволяет развивать скорость до 175 км/ч.
- Характеристики 2TR-FE включают объем 2,7 литра и мощность, равную 160 лошадок. Единственная модель двигателя, работающая в дуэте с АКПП и КПП механикой. Несмотря на маленький ресурс, силовой агрегат справляется с габаритами автомобиля, обеспечивая водителю хорошую управляемость. Максимальная скорость Прадо 150 составляет 165 км/ч.
Выбор мотора зависит от предпочтений будущего владельца.
Характеристики Прадо 150 дизель 2.8
Период выпуска дизельного Ленд Крузер Прадо 150 2.8 с сентября 2015, страна производства Япония.
Мощность авто составляет 177 л.с., средний расход топлива 7,4 литра. Максимальный крутящий момент при 2400 об/мин составляет 46 кг/м., степень сжатия 15,6. Автомобиль Prado 150 дизель 2,8 литра разгоняется до 100 км/ч за 12,7 секунды при максимальной скорости автомобиля 175 км/ч.
История модели
1996 – Land Cruiser J9 пришел на смену J70, производство которого продолжалось и дальше.
1999 – небольшой рестайлинг.
2000 – современный дизель D-4D сменил устаревшую классику.
2002 – J9 уступил место новой модели – Land Cruiser Prado J120.
Тойота Прадо предлагался в двух вариантах: коротком – 3-дверном, и обычном – 5-дверном. Первый получил индекс J90, а второй – J95.
2. Расход ГСМ
Помимо основного топлива автомобиль также потребляет масло, точнее, его нужно менять время от времени. Есть определенные нормативы, указанные производителем. Согласно технической документации, менять масло в бензиновых агрегатах нужно один раз на 10000 километров пробега. У дизелей эта цифра в два раза меньше – 5000 км. Получается, что обслуживание мотора с соляркой обойдется вдвое дороже.
Впрочем, владельцы Прадо часто пренебрегают этим правилом, меняя смазку так же, как и на бензиновых моделях. Такие моменты мы рассматривать не будем, так как отталкиваемся исключительно из условий идеальной эксплуатации.
Особенности, технические характеристики нового дизельного двигателя 2,8 и отзывы
С начала 2015 года выпускается модернизированный двигатель Прадо 2,8 дизель. Он буквально напичкан всеми возможными системами очистки.
Двигатель объемом 2755 куб. см. и мощностью 177 л.с. Расход дизельного топлива 11 л на 100 км по городу и 7,3 л на 100 км по трассе.
Благодаря замене старых поршней на модернизированные и медных шайб на алюминиевые, в движке Прадо 2,8 дизель получилось ликвидировать частые проблемы.
Отзыв владельца Тойота Ленд Крузер Прадо 150-й серии с 3-литровым дизелем временно эксплуатирующего Прадо 150 diesel 2,8:
- снаружи мотор дизеля 2,8 гудит тише, разница при движении внутри салона не видна;
- динамика дизеля объемом 3,0 выглядит резвее;
- разница в расходе топлива несущественна;
- никаких проблем с сажевым фильтром обнаружено не было;
- от более современного варианта ожидалось большего.
Мнение isp, владельца Ленд Крузер Прадо 2,8 дизель, отзывы Москвы:
Купил машину пару лет назад. Сразу отмечу, что расход дизельного топлива 9,5 л на 100 км. Заправляюсь на заправках ГазПрома, без дополнительных добавок в топливо. В сравнении с 3,0 вибрация и шумность занижена. Крепкая рама, при столкновении с Hyundai ix35, который разбился в лепешку, почти не пострадала. Как рабочая модель вполне себя зарекомендовала.
Отзыв DRUPA о Тойота Прадо 2,8 дизель:
Новая коробка передач ведет себя ненормально. Мощности движка хватает на то, чтобы въехать на крутую гору. Спокойная и плавная езда обеспечена. Разгон до 100 км/ч происходит за 12,7 сек. Своим автомобилем полностью доволен.
Чип-тюнинг автомобиля Toyota Land Cruiser Prado 150 с двигателем 3.0L 1KD-FTV
Двигателем в этом автомобиле управляет электронный блок управления Denso, на базе процессора NEC 76F0040AGD. На сегодняшний день, наше оборудование позволяет менять прошивку в этом ЭБУ, без снятия и разбора, через диагностический разъём OBD-II.
Подключаем компьютер (Flasher + OpenPort 2.0) к автомобилю.
Считываем идентификаторы «стока» — заводской прошивки.
По считанным идентификаторам, в магазине наших партнёров «АРС АДАКТ», приобретаем модифицированную прошивку. Желание клиента — ультрадинамичная версия Stage 2, с отключенным контролем EGR.
Записываем купленную прошивку в ЭБУ.
Ресурс двигателя Прадо 150
Toyota Prado 150 – автомобиль крупных габаритов, предназначенный для езды по бездорожью. Джип преодолевает неровности, ямы, песок и грязь. Экстремальные условия способствуют увеличению нагрузки на оборудование транспортного средства. Основное давление испытывает главный агрегат – мотор.
Срок эксплуатации определяет манера вождения. Постоянное торможение, агрессивная езда, резкие повороты подвергают внедорожник быстрому износу. Состояние определяется тем, в каких условиях эксплуатируется джип: в пределах или за городской чертой.
Инородные тела, пыль, песок оседают на поверхности оборудования и систем. Засоры препятствуют стабильной работе агрегатов. Ленд Крузер Прадо 150 требует периодической проверки и тщательной очистки. Халатное отношение владельца сократит срок жизни внедорожника.
Двигатель Прадо 150 4 литра бензин с ресурсом в 300–400 тыс. км легко прослужит при своевременном обслуживании. Точная цифра пробега зависит от установленного агрегата. Чем мощнее мотор, тем легче он справляется с габаритами Прадо и ежедневной нагрузкой. Вспомогательное оборудование – элементы системы подачи топлива – живут до достижения 200–300 тыс. км при условии использования качественного горючего.
Указанные значения касаются двигателей, работающих на бензине. С дизельными моторами дела обстоят хуже. Ресурс двигателя Прадо 150 на дизеле в 3 литра с ресурсом бензинового мотора не сравнится, а сопутствующее оборудование требует замены после 100–150 тыс. км.
Параметры дизельного TLC Prado 150 3.0
Период выпуска автомобилей Prado 150 дизельный 3 литра — с 2009 года по 2015. Объем двигателя составляет 2982 куб. см., трансмиссия модели — пятиступенчатая автоматическая коробка передач, постоянный полный привод 4WD.
Разгон до 100 км/ч за 11,7 секунд, максимальная скорость 175 км/ч. На Land Cruiser Prado.
Характеристики дизеля Прадо 3.0 1KD-FTV:
- дизельный четырех цилиндровый, рядный, по 4 клапана на цилиндр;
- макс. мощность — 173 л.с при 3400 об/мин;
- степень сжатия 17,9;
- макс. крутящий момент 42 кг/м при 2800 об/мин;
- нагнетателем выступает турбина.
Расход топлива в режиме передвижения по городу на 100 км — 10,4 литра, за городом — 8,1 км, смешанный режим — 8,7 литра.
Трансмиссия
Трансмиссия внедорожника — одна из его сильных сторон и редко создает проблемы. При своевременном и правильном обслуживании «автоматы» от Aisin (A761F/A960F и A750F) не дают о себе знать в негативном ключе. Важно лишь не допускать перегрева и менять масло каждые 50–75 тысяч км. Четырехступенчатая коробка А340/A343F, которая поставлялась только на ранние версии маломощного бензинового мотора объемом 2,7 л, тоже без вопросов к ресурсу и неприхотливости.
Что уж говорить про простую 5-ступенчатую «механику» – меняй сцепление раз в 200 ткм и дёргай ручку дальше.
Случаи выхода из строя актуатора «раздатки» к числу самых массовых болезней не относятся. Такое случается, если часто использовать Prado 150 по своему прямому внедорожному назначению с активным использованием блокировки межосевого дифференциала. Примерно то же самое можно сказать и про крестовины карданных валов.
Комплектация и стоимость
Прадо 150 дизель имеет 4 варианта комплектации: Комфорт, Элеганс, Люкс, Престиж плюс.
Цена нового авто Комфорт равна 1971000 руб. Внедорожник оснащен:
- передними галогенными фарами и задними противотуманными;
- функцией омывания передней оптики;
- электроприводными боковыми зеркалами с обогревом;
- регулируемым (вертикально и продольно) кожаным рулем;
- гидроусилителем;
- медиасистемой на 6 колонок с разъемами AUX, USB, приемниками FM, AM и CD;
- тканевой обшивкой сидений;
- двумя или тремя рядами сидений на выбор;
- активными подголовниками переднего ряда;
- центральным замком;
- бесключевым доступом к автомобилю;
- электрическими подъемниками стекол;
- Bluetooth с голосовым управлением;
- комплектом AirBag;
- дополнительными стопами сзади;
- ABS;
- EBD;
- BAS;
- ESP;
- TCS;
- HAC, DAC;
- круиз и климат-контролем;
- кондиционером;
- сигнализацией;
- иммобилайзером;
- запасным колесом (находится сзади, под днищем внедорожника).
Комплектация Элеганс полнее, обладает усовершенствованными характеристиками автомобиля варианта Комфорт. Включает в себя:
- адаптивные ксеноновые фары;
- рейлинги;
- самозатемняющееся центральное зеркало заднего вида;
- электроподогрев передних сидений;
- холодильник;
- полноцветный 4,2-дюймовый экран центральной консоли;
- аудиосистему, оснащенную 9 колонками;
- камеру заднего вида;
- возможность обшить салон алькантарой по желанию покупателя;
- парктроник;
- дождевые датчики.
Примерная стоимость внедорожника комплектации Элеганс составляет 2174000 руб.
Следующий по наполняемости вариант — Престиж плюс. Дополнен:
- сенсорным полноцветным дисплеем EMV;
- JBL с 14 колонками и DVD;
- русскоязычным навигатором;
- встроенным накопителем памяти;
- 4 обзорными камерами по кругу;
- Crawl Control.
Цена нового автомобиля Прадо 150 комплектации Престиж плюс равна 2502500 руб.
Максимально полный вариант наполнения внедорожника — Люкс. Включает:
- трехсезонный климат-контроль;
- стилизованные под дерево вставки на рулевом колесе и других деталях салона;
- память положений водительского сидения, зеркал заднего вида, рулевой колонки;
- пневматическую заднюю подвеску.
Стоимость комплектации Люкс довольно солидна — 2621000 руб.
Все четыре варианта наполнения автомобиля доступны российскому потребителю.
Интерьер и оснащение
Интерьер родом из 90-х, но зато устойчив к износу и загрязнению. По состоянию руля, как правило, сложно определить родной пробег автомобиля. Поэтому скрученный счетчик – обычное дело.
Порой владельцы жалуются на скрип, который чаще всего исходит от передней панели.
Места в салоне очень много, как спереди, так и сзади, независимо от версии. Еще одно преимущество модели – функциональность, особенно 5-дверной версии. Ее 745-литровый багажник прекрасно подойдет для большой семьи. Короткобазная модификация имеет в своем распоряжении всего 450 литров.
Большинство экземпляров на вторичном рынке хорошо оснащены: присутствует «электропакет», кондиционер и две подушки безопасности. Топовые версии могут похвастаться кожаным салоном, подогревом сидений, люком, хром пакетом, ABS, ESP и системой контроля тяги.
3. Шумность двигателя и комфорт при езде
Из-за технических особенностей дизельный мотор приходится делать более крупным. Сравнивая все те же модели 2TR-FE и 1GD-FTV, видим, что авто с первым мотором весит 2850 килограмм, а со вторым – 2990 кг. Дизельная модель почти на 150 килограмм тяжелее. Кроме того, 1GD-FTV будет издавать гораздо больше шума и в нем неизбежны вибрации. Как отмечают владельцы автомобиля Тойота Прадо, ощущение в дизельном варианте схожи с трактором. Конечно, качественная машина частично гасит эти колебания и скрывает рев мотора, но они все равно ощутимы.
Бензиновым агрегатом управлять гораздо комфортнее. Он тихий, не вибрирует и при разгоне сохраняет свое положение на подушках, не пытаясь сорваться с места. В плане комфорта бензиновая Тойота более привлекательна как для водителя, так и для окружающих. Причем это не связано с производителем или какими-то конструкционными ошибками. Так ведут себя все моторы на солярке. Это их особенность и один из главных недостатков.
Итоги: с каким двигателем брать автомобиль
Дизельные моторы 1KD-FTV и 1KZ-TE представляют собой сложнейшие механизмы. Первенцем новой серии моторов, вышедшем в 2000 году, был 1KD-FTV. На протяжении долгих лет он постоянно модернизировался. Конструкторы пытались увеличить КПД и снизить потери мощности.
Так появился на свет совершенно новый, уникальный двигатель. Каждая деталь выполнена специально для него.
Увеличилась сила и тяга, повысились экономические и экологические характеристики.
Если сравнивать Прадо 150 дизель 3л против Прадо 150 2,8 дизель и какой двигатель будет лучше, ответ очевиден. Это турбодизель 2,8, в котором учтены все пожелания владельцев предыдущей версии внедорожника.
Результаты чип-тюнинг автомобиля Toyota Land Cruiser Prado 150 с двигателем 3.0L 1KD-FTV
- Сглажена «турбояма» и уменьшено время отклика на приращение дросселя, так называемая «задемпфированность педали газа».
- Увеличение мощности составило около 18%, увеличение крутящего момента около 20%.
- Изменения коснулись топливоподачи; давления наддува в экономичном и мощностном режиме; лимитов момента, топливоподачи и наддува.
- Программно отключена система рециркуляции отработавших газов EGR.
Отзывы владельцев Land Cruiser Prado 150, после чип-тюнинга:
- Вчера залили прошивку (№2) в VOLGOADACT — первый день полёт нормальный. Пока по городу ездил, на выходные прокачусь загород. Но уже можно сказать, что машина очевидно стала резвее, более четкий отклик на педаль газа. На выходных съездил в деревню 250 км. — машина едет по трассе на ура. С обгонами проблем нет, переключение передач незаметно.
- Всем привет. В субботу залил стэйж1 в VOLGOADACT. До этого катал RACE CHIP. Это небо и земля! Перестал поддымливать, педаль газа стала более отзывчивой. Уверенный разгон, особенно после 110. Мне очень понравилось!
Работы были проведены с использованием программного обеспечения производства АРС ADACT, поэтому соответствующий сертификат, с кодами проверки подлинности, отправляется клиенту.
Какой движок служит дольше: бензиновый или дизельный
Между владельцами идет жаркий спор о том, какой тип двигателя лучше. Одни отдают предпочтение бензиновому силовому агрегату за его мощность и способность преодолевать самые сложные дорожные покрытия. Другие выбирают экономичные дизельные движки. Но главным достоинством автомобильных моторов выступает их ресурс.
Бензиновый силовой агрегат обладает высокой степенью мощности в 282 лошадиных силы. Такие параметры позволяют выдерживать нагрузку в самых экстремальных условиях езды. Ремень ГРМ при достойном сервисе не беспокоит владельца нового автомобиля на протяжении 400 тыс. км. Промывка радиаторной решетки поможет избежать преждевременного перегрева элементов силового агрегата.
Учитывая объем двигателя, владельцы жалуются на высокий налог транспортного средства.
Дизельный движок по мощности уступает бензиновому. Его основное достоинство заключается в меньшем расходе топлива. Но при этом силовой агрегат предъявляет высокие требования к качеству заливаемого дизеля. В случае попадания низкосортного горючего страдает система топливоподачи и вскоре придется менять топливный фильтр. По отзывам поклонников, ресурс Тойота Прадо 150 на дизеле ниже мотора на бензине на 50–100 тыс. км.
Перед выбором между двумя типами моторов следует взвесить плюсы и минусы, учесть, в каких условиях будет эксплуатироваться транспортное средство. При покупке свежего автомобиля дизельный мотор оправдает себя в полной мере, б/у внедорожник лучше приобретать на бензиновом топливе, поскольку срок эксплуатации выше.
Ходовая и рулевое управление
В общих чертах подвеска внедорожника создана для России. Все замены и ресурсы вписываются с предложенные регламентом сроки. Но есть нюансы, которые стоит обсудить.
К примеру, больное место практически всех Тойот в виде стука в рулевой колонке никуда не делось и преследует владельцев Prado 150 при езде по неровностям по сей день. К появлению постороннего шума приводит суммарный люфт в соединении нижнего вала с подшипником и шлицевым соединением. Кардинально проблема решается либо заменой всего узла в сборе, либо колхозными доработками с установкой дополнительного стопорного кольца. Грешить на рулевые тяги и наконечники при появлении первых стуков не стоит, по крайней мере, пока пробег не перевалил за 150 000 км.
Нередкое явление для Прадо – наклон кузова вправо. В сервисе обычно меняют местами пружины спереди, по этому поводу есть даже официальный бюллетень. Но иногда крен создает система KDSS — стабилизаторы поперечной устойчивости активного типа. Такое явление устраняется либо регулировкой давления, либо заменой гидроцилиндров. Чтобы не тратить по 50 тысяч р. за штуку, некоторые владельцы выкидывают «норовистую» систему и ставят обычные стабилизаторы, хотя лучше и проще периодически менять жидкость в контуре.
Пневмоподвеска
При покупке подержанного TLC Prado 150 с задней пневмоподвеской придется учитывать, что система чувствительна к критическим перегрузкам. Бывает, что рвутся баллоны, и ремонт только одной подушки может обойтись в пару десятков тысяч рублей. При интенсивной эксплуатации с максимальными нагрузками (чаще — бездорожье в сочетании с агрессивным стилем езды) компрессор также нередко выходит из строя. Элементарными признаками этой проблемы является длительное поднятие на высоту или самовольное уменьшение клиренса при продолжительной стоянке с выключенным двигателем. Чтобы не рисковать в этом плане, при покупке подержанного Prado 150, придется проверить работу системы, как следует.
В остальном ни подвеска, ни рулевое управление владельцев не озадачивает. Рычаги и амортизаторы спокойно проезжают по 150-200 ткм, если не злоупотреблять преодолением рельефа на неадекватных скоростях. Даже втулки стабилизатора держатся по 120-140 ткм
Двигатели
Наибольшее распространение получили три двигателя. Самым массовым стал 3-литровый турбодизель с распределенным впрыском отдачей 125 л.с. (1KZ-TE). Агрегат имеет простую конструкцию, электронное управление впрыском и топливным насосом. Он достаточно надежный и обеспечивает адекватную динамику и расход топлива (на уровне 11 литров). Однако, дизель требует контроля за тепловыми нагрузками и исправностью системы охлаждения (отсутствие утечек). Здесь нет датчика минимального запаса охлаждающей жидкости, а слишком низкий уровень приводит к перегреву и выходу из строя головки блока. Со временем изнашиваются балансировочные валы.
В 2000 году был предложен более современный агрегат D4-D (1KD-FE) с системой питания Common Rail. При том же объеме он обеспечивает больше мощности и момента (163 л.с./343 Нм). Двигатель потребляет на 1 литр меньше топлива, но имеет более нежные и более дорогие топливные форсунки (от 20 000 рублей), требовательные к качеству «солярки». Менее устойчива здесь и турбина – около 120 000 рублей за оригинал.
По мягкости работы дизельные агрегаты существенно уступают бензиновому V6 объемом 3,4 литра (5VZ-FE). Атмосферник очень надежный и обеспечивает хорошие динамические показатели. В паре с автоматом он потребляет до 17-18 литров на 100 км. Достаточно вынослива и 2,7-литровая «рядная четверка» (3RZ-FE). Но 150 л.с. слишком мало.
4. Динамика и максимальная скорость
У автовладельцев есть такое понятие как «двигатель тупит». Так говорят, когда при нажатии на газ машина не срывается с места, а как будто упирается в невидимую стену. Разгон происходит, но очень медленно и неохотно. Это связано с особенностями машины и соотношением веса всей конструкции с мощностью мотора. Для удобства снова рассмотрим движки 2TR-FE и 1GD-FTV, так как они одинакового объема:
Чип-тюнинг Toyota Land Cruiser 150 Prado 3.0TDI. Увеличение мощности, отключение клапана ЕГР
Сотрудниками компании Лаборатория скорости выполнены работы по чип-тюнингу турбо-дизельного двигателя Toyota Land Cruiser 150 Prado с объемом двигателя 3.0 л.
Задача: увеличение мощности и отключение клапана ЕГР.
Этот мотор управляется хорошо нам известным блоком Denso, и на сегодняшний день успешно прошивается через диагностичекий разъем OBDII флэшером PCM.
В стоке этот мотор имеет 173 л.с., что довольно таки маловато для такой тяжелой машины (все таки 2.5 тонны — это серьезно, а если загрузить машину пассажирами, то и вовсе вес варьируется около 3-х тонн). Соответственно на обгонах и на подъемах вверх машинке уже будет не хватать мощности.
У нашей компании есть решение для данной проблемы: программное увеличение мощности.
Нашем решением можно поднять мощность в безопасном диапазоне до 30% без механического вмешательства. Как это делается можно почитать тут , а так же можно посмотреть наши видеоролики (в конце статьи).
Скажем лишь, что после увеличения мощности машинка оживает, становится более чувствительной педаль газа, начинает легче тянуть с низов и пропадают провалы в работе двигателя.
Так же рекомендуем сразу отключать клапан ЕГР, что бы в дальнейшем он не доставлял хлопот в виде «чек енджин» и аварийного режима, а так же что бы продлить жизнь вашему мотору. Что такое клапан ЕГР и почему его рекомендуем отключать можно почитать эту статью и посмотреть видеоролик ниже.
После репрога делаем финальную компьютерную диагностику, убеждаемся что нет ошибок и отпускаем машинку.
Время проведения работ могут занимать до 2-3х часов.
Даем гарантию годовалую на произведённые работы. В гарантийный период, в случае необходимости, наши специалисты бесплатно производят установку заводских настроек и обратный откат на чип!
Мы работаем с 2003 года с ведущими европейскими и отечественными производителями программного обеспечения, а так же самостоятельно занимаемся инжинирингом!
Эксплуатация
Производимые настройки не приводят к изменению эксплуатации автомобиля, требования к прохождению ТО не изменяются и при одинаковом стиле вождения не изменяется расход топлива
Как продлить жизнь мотора
Оборудование автомобиля подвергается износу. Ресурс двигателя зависит от действий и внимательности владельца:
- Техническое обслуживание Тойота Прадо 150 производится через каждые 10 тыс. км. Однако неисправности и сбои в работе агрегатов возникают между этими отметками. Своевременное реагирование на посторонние шумы, сигналы датчиков и ошибок позволит выявить причины неполадок и устранить проблемы с минимальными финансовыми затратами.
- Требование предъявляется к качеству горюче-смазочных материалов. Топливо и моторное масло низких сортов и сомнительных производителей сокращают срок работы двигателя. Содержание примесей в смазочных веществах снижает характеристики силового агрегата.
- Мотор автомобиля работает на высоких оборотах. Оборудование подвергается высокому термическому воздействию. Вследствие этого возникает перегрев двигателя. Для уменьшения температуры предусмотрена система охлаждения, исправная работа которой зависит от промывки и периодической замены антифриза.
- Автомобиль – это комплекс систем и оборудования, работающих в тесной взаимосвязи. Сбой отдельных элементов и агрегатов оказывает негативное влияние на деятельность другого оборудования. На ресурс силового устройства воздействуют вспомогательные устройства, такие как аккумулятор, воздушный и топливный фильтры, свечи и другие расходные материалы.
Рассмотрев все аспекты, можно сделать вывод, что ресурс движка автомобиля в большинстве случаев зависит от действий его владельца. Без должного обслуживания даже самый надежный агрегат быстро приходит в негодность.
Двигатель 3.0 1KD-FTV
На замену существующему ранее дизелю 1 KZ в 2000 году выпустили новый дизель 1KD. Базой для него стал предшественник, применяется он для внедорожников, микроавтобусов Тойота.
Блок цилиндров выполнен из чугунного материала. Внутри блока установлен коленвал, который имеет 8 противовесов, ход поршня 103 мм. Рабочий объем двигателя 3 литра при степени сжатия 18,4, диаметре поршней 94 мм. Чугунный блок накрыт алюминиевой головкой с 16-тью клапанами и двумя распределительными валами.
Для двигателя 3.0 1KD-FTV рекомендовано производить регулировку клапанов каждые 40 000 км пробега, но на практике зазоры остаются в норме даже при 200 000 км пробега.
Вращение распределительных валов обеспечивается за счет работы зубчатого ремня, замена привода ГРМ рекомендована при пробеге 150 000 км. В противном случае для авто Прадо 120 дизель появляется риск разрыва ремня.
Минусы и проблемы
Среди недостатков мотора дизельного Prado 120 отмечены следующие:
-
Наличие вибраций при работе, появление черного дыма, стук в двигателе, уменьшение мощности. Такая неровная работа мотора может быть следствием треснувшего поршня. Уменьшить вероятность такой поломки можно путем снижения нагрузки на двигатель авто. Обозначенная проблема окончательно была устранена производителем заменой поршней с форсунками на обновленные в 2014 году.
Общий ресурс двигателя при правильной эксплуатации и грамотном обслуживании отличается длительной работой более 400.000 км.
Внедорожник, который не остановить?
Чем больше масса автомобиля, тем сложнее останавливаться, но японские инженеры так не считают. Упреков в сторону тормозов внедорожника довольно много и по всем аспектам от недостаточной эффективности, до преждевременного износа тормозных колодок и дисков, где первые живут тысяч по 15 км, вторые – по 50-70.
Плюсы
TLC Prado 150 diesel является оптимальным вариантом: при невысоком расходе топлива обладает достаточной мощностью внедорожника. Благодаря вместительному салону и объемному багажному отделению он хорошо подойдет на роль семейного автомобиля.
Способность машины ездить по бездорожью делает ее более чем приспособленной для российских дорог. Пневматическая подвеска сглаживает несовершенства дорожных покрытий, они практически не ощущаются в салоне. Также несомненный плюс — высокий клиренс и общая надежность конструкции автомобиля. А система курсовой устойчивости позволяет минимизировать риск отклонений, кренов во время движения.
Дизельный двигатель 2.8 1GD-FTV
Экологичный двигатель 2.8 1GD-FTV выпускается с 2015 года, таким мотором оснащены внедорожники и пикапы Тойота, в том числе такая силовая установка подходит для Прадо 150 дизель. Большей динамичности добиться производителям не удалось, но с таким мотором существенно снизились шумы и вибрации во время работы.
Обновленный двигатель обеспечивает для дизельного Prado 150 максимальную мощность 177 л.с при крутящем моменте до 450 Н/м и степени сжатия 15,6.
Минусы
Среди характерных неисправностей Тойота Прадо 150 производитель в бюллетене сервиса отмечает следующие:
-
В связи со сложностями с авторегенерацией, происходило засорение фильтра сажи. Проблема была решена возможностью принудительной регенерации и установкой соответствующей кнопки. Была произведена замена прошивки.
Что внутри?
По оформлению и функциональности салон не выделяется на фоне других «японцев». Все стандартно, удобно. При этом есть нарекания по отделке. Пластик чувствителен к механическим воздействиям. Уже через пару месяцев выглядит исцарапанным и потертым, что бросается в глаза, особенно при ярком солнце.
Типичная болячка Prado 150 — «слабые» рукоятки блока управления климатом. Особо бережно стоит отнестись к правой «крутилке» — зона пассажира. Внутри она пустотелая, а стопор слабый и при сильном нажатии кнопка легко утапливается. Отдельно ручку не купить – только весь блок в сборе. Благо, при наличии времени и желания, можно починить своими руками, разобрав блок и посадив отломанный цилиндр на свое место при помощи клея.
Если говорить о сидениях и руле, здесь важна комплектация. После более чем 100 ткм пробега будет красиво выглядеть только премиальная кожа. А так обивка сидений, руля, а также серебристые пластиковые вставки на руле и рукоятке коробки уже после 30 тысяч км заметно истираются. Это неизбежно будет вводить в заблуждение при оценке пробега по косвенным признакам, а ведь до 2-го рестайлинга 2017 года километраж ни в одном из блоков ЭБУ не дублируется.
По части электрики и электроники Prado – типичный выходец из страны восходящего солнца. То есть проблем почти не бывает, без злого умысла ничего не ломается и не сгорает. Однако при длительной эксплуатации «и на старуху бывает проруха». Известны случаи замены подрулевого шлейфа с сопровождением отказа кнопок на руле и высвечиванием ошибок по блоку SRS. Цена оригинала шлейфа от 18 тысяч рублей, китайский аналог обойдется в 10-12 раз дешевле.
Скрипы в салоне Toyota – уже привычное дело. «Музыку» в салоне обычно создает гремучий пластик на центральной консоли или справа снизу ветрового остекления. Чтобы его прогнать требуется проклейка пластиковой накладки снаружи.
Слабину иногда дают замки двери багажника, либо ограничитель хода. Решается проблема регулярным смазыванием:
Отзывы владельцев
Вся правда об автомобиле Тойота Прадо 150 дизель — в отзывах владельцев.
Михаил: «Автомобиль обладает отличной проходимостью, большим салоном. Приобретал его специально, так как люблю поездки за город на охоту. Большое количество внедорожных аксессуаров позволяет машине преодолевать самые трудные участки без затруднений. Прадо 150 надежен и востребован на российском рынке. Недостатками считаю высокий топливный расход, неудобные сидения, что особенно чувствуется при длительных поездках. А также низкосортный пластик, который легко мнется и царапается. Из-за чего внутренняя отделка авто не совсем подходит для семей с маленькими детьми».
Сергей: «Внедорожник удивляет своей надежностью, высоким ресурсом агрегатов. Приобретался после другого автовладельца, на тот момент имел уже 92000 км пробега. На сегодняшний день количество проезженных км перевалило за 450000, и хочу сказать, что за весь период эксплуатации значительных проблем с автомобилем не было (замена масел, фильтров и ремня ГРМ). При учете того, что большую часть Прадо проездил по проселочным дорогам! Я фермер, часто приходится месить весеннюю грязь между полей и преодолевать зимние сибирские дороги. Для меня этот автомобиль довольно экономен, в летний период я заливаю солярку, приобретаемую для тракторов, по цене еще ниже, чем за дизель. Зимой, как и все, езжу на заправку. Могу смело сказать: если вы задумались о приобретении данной модели — пройдите тест-драйв и покупайте, не пожалеете!»
Татьяна: «Мой отзыв об автомобиле Тойота Ленд Крузер Прадо 150 2010 г с 3 л дизелем сформулирован с точки зрения пассажира. Я умею водить, у меня есть своя небольшая машина, но за руль этого «танка» я сесть побоялась. Как пассажир могу сказать, что Prado 150-series — представительный вариант для солидного мужчины. Мы брали автомобиль с рук, были недочеты в виде небольших сколов и вмятин, но это все ерунда. Главное — ходовка и небольшой пробег. Салон прадика мне напомнил однокомнатную квартиру: в него влезает все, запросто можно поместить детскую коляску предварительно не разбирая ее! Из интерьера мне больше всего нравится руль, кожаные вставки, необходимые кнопки управления музыкой и кондиционером — очень удобно, не нужно отвлекаться от дороги и искать их на панели. А также наличие пульта управления кондиционером сзади не может не радовать. Очень удобно, когда у тебя маленькие дети. За все время использования машина не подвела нас ни разу, на дороге ведет себя отлично! Хороший автомобиль, в нем приятно ощущать себя пассажиром».
Прадо 150 — надежный, мощный и экономичный автомобиль, способный по праву стать членом семьи!
Благодаря опыту, заработанному на сборке предыдущих поколений Toyota Prado, инженерам удалось исправить недочеты.
Ходовая
Подвеска на пружинах достаточно комфортная и самое главное – очень прочная, независимо от условий эксплуатации: на асфальте или на плохих дорогах. Чаще всего приходится менять стойки и втулки стабилизатора. Однако, при больших пробегах необходим контроль за состоянием шаровых опор передних рычагов. Они не объявляют громким грохотом о своем износе.
Подвесные шаровые шарниры – особенность J9. Шаровые соединения могут сломаться во время жестких ударов.
Prado J9 прекрасно подходит на роль буксира – может тянуть за собой до 2800 кг. При осмотре автомобиля с крюком следует обратить внимание на состояние задней подвески.
В начальный период производства использовались колеса двух размеров – шириной 215 и 265 мм. Отличия не только в шинах, но и в конструкции: разные передаточные числа в мостах и размеры расширителей колесных арок.
Проблемы системы рулевого управления касаются, как рейки, так и насоса гидроусилителя – возникают течи. Если рейку можно отремонтировать, то насос чаще всего приходится менять – около 35 000 рублей.
Изменения после чип-тюнинга Ленд Крузер Прадо
Дополнительный плюс — небольшое снижение расхода в привычном стиле вождения (зависит от исправности авто в целом).
Также чип-тюнинг Land Cruiser Prado позволяет программно отключить:
- катализатор/сажевый фильтр,
- систему EGR,
- систему вторичного воздуха,
- вихревые заслонки.
По поводу прошивки Land Cruiser Prado на гарантии — если стороннее ПО обнаружится в ЭБУ, гарантия слетает, тут без вариантов. Но есть несколько важных моментов: во-первых, дилер просто так в мозги машины лезть не будет (чаще бывают случаи, когда при обновлении ПО от производителя тюнинг-версию просто затирают), во-вторых, многие ЭБУ сейчас можно прошить с сохранением контрольных сумм и прочих идентов заводского ПО — тут уже даже при большом желании подкопаться будет не к чему.
Кузов и рама
За кузов и раму Prado 150 переживать не придется. Испортить впечатление может разве что коррозия, которая на раме смотрится вполне обычным ни к чему не приводящим явлением, а будучи на капоте это уже вызывает оправданное возмущение. Любые мелкие сколы вынуждают металл «кровоточить», из-за чего дилерам приходится устранять недоразумение по гарантии.
Лакокрасочное покрытие, конечно, слабое и легко царапается, что особенно заметно по машинам черного цвета и к 100 ткм без восстановительно полировки Прадо выглядит на все 200: зашарканный, со слегка помутневшими фарами.
Дешево или дорого?
Несмотря на общую высокую надежность, Ленд Крузер довольно дорог в содержании. Следует помнить, что из-за постоянного полного привода он требует четырех одинаковых колес. Кроме того, необходимо поддерживать одинаковое давление в шинах и следить за их равномерным износом.
Внимания требует и рама. Со временем она зацветает. Чтобы продлить ее срок службы, рекомендуется промывать днище после выездов на бездорожье. Ну и, конечно же, стоит побеспокоиться о дополнительной защите от коррозии.
Довольно простое электрооборудование кажется вечным. Правда, порой капризничает замок зажигания.
Toyota Prado J9 весьма востребован, чем пользуются перекупщики. Не следует опасаться экземпляров, подготовленных для езды по бездорожью или дальних экспедиций. Как правило, такие внедорожники более ухоженные и лучше обслуживаются, в сравнении с теми, что передвигаются только по асфальту. Впрочем, не стоит сильно верить продавцам, утверждающим, что автомобиль не использовался в полевых условиях.
Отзывы о чип-тюнинге Toyota Land Cruiser Prado
Вам тоже есть что сказать?
Вчера залили прошивку (№2) в VOLGOADACT — первый день полёт нормальный. Пока по городу ездил, на выходные прокачусь загород. Но уже можно сказать, что машина очевидно стала резвее, более четкий отклик на педаль газа. На выходных съездил в деревню 250 км. — машина едет по трассе на ура. с обгонами проблем нет, переключение передач незаметно.
Прошил свой Прадо 2.8 и после 2500 км пробега могу сказать следующее: двигатель как будто задышал полной грудью, разгон, естественно, бодрее чем на стоке, ну и на трассе есть запас для уверенного ускорения после 110. Расход не повысился и даже,по моим подсчётам, упал на литр-полтора и это зимой. Жду лета, чтобы посмотреть как покажет себя прошивка при постоянно включённом климате и жаре до +40. Для тех, кто ждёт от этой прошивки двойного увеличения мощности, скажу одно: нельзя получить мощность 4.5D от 2.8D, а вот «сбросить прицеп» вполне возможно и эта прошивка вам поможет.
Сегодня сделали мой 150й Прадик, 2014 года, 173 силы, с пробегом 30 тысяч.
Долго смотрел информацию, изучал. Нашёл в Павловском Посаде www.ChipDiag.ru по роликам в Ютьюбе.
Работу с моим авто ребята также сняли на видео. Обещали выложить на своём канале.
Делали через диагностический разъём, блок управления не снимали и не разбирали.
Заливали Stage1-EGRoff. Дыма ни капли ни в одном режиме. ЕГР глушили пластиной. Визуально — никаких изменений не заметно. Как будто стандартный мотор.
Получил, что и хотел — ушёл провал, существенно добавилось мощности на обгонах, отдельно отметил, что перестала трястись выхлопная труба при работе на ХХ, если посмотреть сзади на авто, и мотор стал мягче работать при разгоне. Ехал с другой стороны области, остался очень доволен.
Благодарность Алексею Кстовчанину, и конечно Демиду из ChipDiag.
В марте 2016 г. прошил программой Стейдж-2, помимо этого, программно и физически заглушили ЕГР (off). Хотелось-бы поблагодарить, СТО Арсенал г. Саратов Заводской р-он) — представитель АДАКТ в г. Саратов. Ахмет — мастер, который очень тщательно проводит данные работы. Спасибо АДАКТУ за грамотных мастеров.
Очень доволен , машина стала поживее , разгон радует , после 100 км/ч набирает достойно ) разгон до 100 сократился на 3 секунды , до 150 на 7 секунд , короче я доволен как слон ))
Отзывы о Prado 120
-
9972452Рубцовск
- Водитель Прадо 2008 г.в. Минусов за время эксплуатации не увидел, сплошные преимущества! Европейская сборка, максимальная комплектация. За время использования — 190 тыс. км пробега, поменял только ремень ГРМ и заглушил ЕГР. Наличие пневмоподвески очень радует. Не боится низкой температуры, заводится без проблем. Недавно поменял за весь период только расходники — амортизаторы, хотя можно было ездить еще.
Стоит ли покупать TLC Prado 150 с пробегом?
В завершение можно сказать, Toyota Land Cruiser Prado 150 даже и в подержанном состоянии является вполне приличным решением для любителей приобрести качественный внедорожник по сносной цене. Слабые места, конечно, есть, но даже после 150 000 км приобретать автомобиль в хорошем состоянии можно не опасаясь за скорый износ какого-либо из основных агрегатов или коррозию кузовных панелей, кроме капота.
Если хочется получить от «Крузака» максимум надежности и минимум потраченных часов в сервисе, то лучше выбрать 4-литровую версию без пневмоподвески, но придется переплатить на заправках и в казну. От дизелей отговаривать также не вижу особого повода, нужно лишь обеспечить такого Prado достойным обслуживанием и качественной соляркой, ну и 3-литровый дизель до 2013 года лучше обойти стороной.
Найти подержанный Toyota Land Cruiser Prado 150 в хорошем состоянии и с родным пробегом будет тяжело. Также стоить помнить, что достойные варианты на рынке б/у машин подолгу не застаиваются, даже при заметной переоценке. Если объявление «висит» несколько недель, то ехать и проверять его уже нет никакого смысла.
Заключение
Автомобиль Прадо дизель достаточно востребован на вторичном рынке, отличается хорошей проходимостью и надежностью двигателя. Просторный салон, долговечность, легкая эксплуатация и высокое качество — преимущества автомобилей марки Тойота.
Конкуренты
Сколько лет прошло, а у старичка TLC Prado по сей день одни и те же конкуренты. Самый главный – тоже «японец». Mitsubishi Pajero 4 будет ещё проще и архаичнее, но в его надежности тоже сомневаться не стоит, а если машина рассматривается именно для труднодоступных мест, то его будет не так жалко.
Volkswagen Touareg как минимум не менее проходим, вот только на обслуживание попросит на порядок больше денег. Такова плата за комфорт. В прочем, с Jeep Grand Cherokee ситуация будет аналогичной.
Есть ещё вариант присмотреться к выброшенному на обочину российского автомобильного рынка – «корейцу» Kia Mohave. Прост надежен, но продать такой авто будет непросто. Ведь Тойоты только из-за ликвидности покупают. Верно? Может тогда и нет никаких конкурентов?
ли со статьей или есть что добавить?