Почему gm ушел с российского рынка

Уход GM с российского рынка: причины и комплексный анализ

Недавно крупнейший автоконцерн General Motors объявил о сворачивании почти всех проектов в России. Компания сохранила только совместное производство с АвтоВАЗом, а также продажу автомобилей премиального сегмента – дорогих моделей Chevrolet и линейки Cadillac зарубежной сборки. Другой бренд концерна – Opel – полностью уходит с российского рынка. Что привело к такому решению и каковы дальнейшие перспективы развития автомобильного рынка?

Поставить крест: бюджетные Chevrolet возвращаются в Россию

Недорогие Chevrolet возвращаются на российский рынок. В марте 2020 года из Узбекистана начнутся поставки моделей Spark, Aveo и Cobalt. Эти хорошо знакомые машины до недавних пор продавали под брендом Ravon, но теперь им возвращают родные шильдики-кресты. Есть ли перспективы у этих машин, кто будет заниматься их продажей и как обстоят дела с производством в России, разбирались «Известия».

Закономерный результат

Остальные крупнейшие мировые производители заверили общественность, что не планируют покидать страну. Но если “отмотать пленку” на несколько месяцев, то тогда в General Motors опровергали слухи об уходе. Позже гендиректор Opel Карл Нойман рассказал о главной причине – продукция GM не смогла достичь необходимого уровня локализации в России. Вдобавок к этому, при сложившейся экономической ситуации не оправдываются вложенные в производство инвестиции.

Напомним, по итогам 2014 года общий объем продаж автомобилей GM составил 189 500 единиц, что на 26 процентов ниже, чем годом ранее. Доля компании на рынке снизилась почти на два процентных пункта и составила 7,6 процента. Руководство концерна объявило, что общие затраты на реструктуризацию производства превысят 600 миллионов долларов, в том числе неустойки за отмену контрактов, расходы на трансформацию дилерской сети и компенсационные выплаты сотрудникам при увольнении.

Прощай, Ravon. Здравствуй, Nexia

Марка Ravon уходит в историю, из рынков СНГ она останется только на Украине. Там дистрибуцией Chevrolet, точнее, единственной модели Aveo, занимается корпорация «УкрАвто», давний соперник узбекского предприятия.

Chevrolet Spark

В России, Белоруссии и Казахстане автомобилям вернут привычные имена — Ravon R2 снова станет Chevrolet Spark, Ravon R4 превратится в Chevrolet Cobalt. Nexia решили не переименовывать обратно в Aveo. Более подробных комментариев от UzAuto Motors «Известиям» на момент сдачи материала получить не удалось.

Opel уходит из России

История повторяется

Именно экономический фактор сыграл огромную роль в решении концерна в начале 2015 года остановить в Европе выпуск Chevrolet. В России по самым осторожным прогнозам производство Chevrolet и Opel может возобновиться не ранее чем через 2 года.

В 2001 году General Motors уже сворачивал деятельность в России и вернулся спустя 7 лет. Однако производственные и торговые мощности простаивать не будут, и место американского концерна, вероятно, займут японские и корейские бренды.

Относительно того, как будет развиваться нынешняя ситуация, эксперты делают противоречивые прогнозы. Многие называют уход General Motors из России предсказуемым и ожидаемым, некоторые усматривают политическую подоплеку. Но все сходятся во мнении, что этот шаг не пойдет на пользу имиджу компании.

Хроника бегства

В марте этого года исполнится пять лет с резонансного решения General Motors ограничить свое присутствие на российском рынке. Экономическая ситуация, вызванная международными санкциями и обрушением курса рубля, сильно ударила по бизнесу американского концерна.

Марка Chevrolet когда-то была самым популярным иностранным брендом в России, но из-за быстрого роста цен ее популярные модели стали не по карману покупателям. За два первых месяца 2015 года продажи машин этой марки рухнули на 71%, а немецкий Opel, также подконтрольный GM, показал падение на 82%.

Завод General Motors в Санкт-Петербурге

Завод General Motors в Санкт-Петербурге

Назвав Россию «рынком с неясной долгосрочной перспективой», General Motors заморозил свой завод в Санкт-Петербурге, прекратил сборку автомобилей на ГАЗе и «Автоторе». Марка Opel полностью покинула российский рынок, а Chevrolet — частично: ушли популярные модели Cruze, Aveo, Cobalt, Captiva, остались американские внедорожники, спорткары и совместный с «АвтоВАЗом» внедорожник «Нива».

Дилеры меняют стратегию работы

Официальные дилеры Opel и Chevrolet, получив уведомление о решении General Motors, пока не спешат предпринимать какие-либо меры. Многие справедливо считают уход с рынка проявлением неуважения как к потребителям, так и к дилерам, которые инвестировали в реализацию продукции GM в России миллиарды рублей. По самым скромным подсчетам автомобильный парк моделей Opel и Chevrolet в стране превышает 1 миллион единиц.

Хорошим примером заботы о потребителях может служить специальная акция ГК FAVORIT MOTORS. Не дожидаясь какого-либо официального решения GM о порядке компенсаций для дилеров, компания объявила о запуске собственной компенсационной программы для владельцев Opel и Chevrolet.

По условиям акции, до 20 мая 2015 года владельцы любых моделей указанных марок могут получить сервисные компенсации на обслуживание своих автомобилей. Для этого необходимо обратиться в один из двух технических центров в Москве и быть зарегистрированным на сайте.

В зависимости от модели автомобиля его владелец получает на бонусный счет от 10 до 30 тысяч рублей, которые можно потратить на сервисное обслуживание. За счет бонусных баллов можно оплатить 20 процентов от суммы наряд-заказа.

Адреса технических центров: Москва, улица Коптевская, дом 69 и улица Большая Семеновская, дом 42. Телефон справочной службы: (495) 786-25-28.

Ответственность бизнеса, о которой так много говорит руководство страны в последнее время, заключается именно в том, чтобы разрабатывать и предпринимать подобные меры по минимизации финансовых потерь российских потребителей.

Узбекский связной

В октябре 2015 года завод GM Uzbekistan, поставлявший на российский рынок древние «Нексии» и «Матизы», решил кардинально обновить модельный ряд — опять же за счет Chevrolet. По соглашению с General Motors узбекское предприятие не могло поставлять машины под шильдиком Chevrolet на другие рынки, поэтому для стран СНГ придумали новый бренд Ravon.

Рестайлинговый Chevrolet Lacetti превратился в Ravon Gentra, Aveo стал новой «Нексией», а Cobalt переименовали в R4 хетчбэк R2 c «автоматом», бывший Chevrolet Spark пришел на смену «Матизу».

Ravon Gentra

Запуск новой автомобильной марки в России сопровождался скандалом. Глава СП GM Uzbekistan Тохиржон Жалилов попал под следствие по обвинению в мошеннической схеме реэкспорта хетчбэков R2. В 2017 году все обвинения были с него сняты, однако принадлежащие Жалилову российские автосалоны накопили миллионные долги и проходят процедуру банкротства.

В 2017 году марка Ravon даже стала спонсором сборной России по футболу, однако результат первого полного года оказался скромным —15 тыс. автомобилей. В 2018 году поставки машин неожиданно прекратились — в качестве причин называли пересмотр ценовой политики из-за повышения ставок утилизационного сбора и модернизацию производственных мощностей.

Какие новые марки могут появиться в РФ из-за войны санкций

Трудное возвращение

С тех пор рестарт марки Ravon несколько раз переносили. В августе 2019 года были объявлены новые, заметно подросшие ценники и вот-вот должны были начаться поставки машин к дилерам. Два новых дистрибутора поделили зоны ответственности: «УзАвтоцентр» отвечал за Южный и Центральный регионы, «УзАвтомоторс СНГ» — за Урал, Поволжье и Сибирь. Нашлось полторы сотни дилеров, готовых взяться за реализацию автомобилей. Хетчбэк R2 и седан R4 планировали поставлять из Узбекистана, а «Нексию» — из Казахстана, где машину производил завод «СарыаркаАвтоПром».

Автомобильный завод Derways в Черкесске

Автомобильный завод Derways в Черкесске

В планах было и российское производство машин на черкесском заводе Derways — управляющий директор UzAuto Motors Александр Сахапов обещал анонсировать итоги переговоров до конца года.

В ожидании старта автомобили Ravon успели подешеветь, но к дилерам завезли менее 700 машин. В статистике Агентства европейского бизнеса за 2020 год вообще не значится ни одного «Равона».

Что хорошего в кризисе на авторынке

КТО ЗАРАБОТАЕТ НА КРИЗИСЕ

Российский авторынок вернулся на начальный этап развития: сейчас продаются премиальные автомобили, самые доступные автомобили и подержанные автомобили. Когда средний класс в кризисе, так обычно и происходит, и нынешние тенденции на российском рынке правило подтверждают. Растут продажи вторички, многие премиальные марки в плюсе – Mercedes-Benz, BMW, Lexus, даже Smart, которые покупают, случайно заглянув в соседний зал в дилерском центре Mercedes-Benz.

Однако премиум премиуму рознь. У Infiniti продажи сократились в феврале на 50%, у Jaguar – на 52%, у Land Rover – на 37%, у Volvo – на 34%, у Audi – минус 28%. Про Cadillac уже было сказано выше.

Сохраняется спрос на самые доступные автомобили, вот почему у Hyundai продажи сократились всего на 5%, а у KIA – на 6%, а за начало года у Hyundai даже плюс – 4%. Бюджетные седаны и хэтчбеки Rio и Solaris сохранили ценники ниже психологического порога в 600 000 рублей и идут на ура в нынешних условиях. Правда, вопрос с ценником обновленного KIA Rio до 1 апреля открыт.

У относительно доступной марки Skoda на общем фоне тоже, можно сказать, праздник – всего 12% в минус, а за январь-февраль – только 3%. Российская LADA потеряла всего 23% продаж.

Те компании, которые сейчас выдержат кризис, в итоге окажутся в выигрыше: они займут освободившиеся ниши и в дальнейшем воспользуются восстановлением экономики.

И в дальнейшем у оставшихся марок будет даже прирост – ведь свято место пусто не бывает. Лишившись автомобилей от Opel и Chevrolet и, возможно, каких-то других брендов, россияне будут покупать больше KIA, Hyundai и кто там еще останется. Об этом дальновидно сказал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя заявление General Motors: «Можно выразить, конечно, сожаление. Но с другой стороны, на рынке вакуума не бывает. Если уходит одна компания, то ее место сразу заполняют другие. Падение продаж сейчас сменится бурным ростом. И тогда, к сожалению, эта компания окажется среди проигравших».

«Любое замедление экономического роста или сокращение темпов рано или поздно сменяется увеличением темпов», – подытожил пресс-секретарь главы государства.

Сильный и независимый

UzAuto Motors — новое имя завода GM Uzbekistan, отражающее произошедшие с ними перемены. В течение 2018 года госкомпания «Узавтосаноат» выкупала у концерна General Motors все акции совместного предприятия.

Бывшие партнеры перешли на новую форму сотрудничества, названную «Альянс GM Узбекистан». GM останется главным техническим партнером, а UzAuto Motors получит больше самостоятельности и сможет работать с другими производителями.

«Раньше мы ждали ответа, чтобы изменить бампер или даже цвет. Теперь мы независимы в своих решениях. GM продолжит оказывать техническую поддержку, но инвестировать в это не будет», — рассказал новостному агентству UzNews.uz врио генерального директора UzAuto Motors Рустам Ражабов.

Производство городского внедорожника Opel Grandland на платформе PSA

Производство городского внедорожника Opel Grandland на платформе PSA

В новом статусе UzAuto Motors смогло договориться с GM о невозможном — экспортных поставках автомобилей под маркой Chevrolet. Для сравнения: группе PSA, владеющей маркой Opel, запрещено продавать в России старые модели, созданные на платформах GM.

По словам председателя правления АО «Узавтосаноат» Шавката Умурзакова, соглашение позволит UzAuto Motors использовать всю мощь мирового бренда Chevrolet для усиления продаж на экспортных рынках. В 2019 году предприятие выпустило 271 тыс. автомобилей и планирует увеличить производство до 300 тыс. General Motors сейчас сокращает присутствие на многих рынках, но, по-видимому, партнерство с UzAuto Motors всё еще важно для американского концерна.

Не суждено быть вместе

На российском рынке UzAuto Motors будет продвигать и продавать автомобили самостоятельно. Представительство GM будет помогать в качестве консультанта и по-прежнему отвечает за североамериканскую линейку Chevrolet и Cadillac.

Американские и узбекские машины не должны пересекаться в одном шоу-руме по стандартам GM, сообщили в российском представительстве General Motors. Так ранее продавали «Шниву», теперь перешедшую под крыло «АвтоВАЗа». То есть официальный дилер Chevrolet должен будет построить отдельный шоу-рум для «Спарков», «Нексий» и «Кобальтов». Экс-дилеру Ravon придется привести свой автосалон в соответствие со стандартами Chevrolet.

При этом покупатели Chevrolet, выпущенных до 2015 года, как и владельцы автомобилей Ravon, смогут обслуживать автомобили в авторизованных сервисных центрах UzAuto Motors.

Добыча «Оникса»

Помимо того что новые модели Chevrolet — далеко не новые, в российской линейке нет ни одного кроссовера. Между тем линейка северо-американских Chevrolet после того, как остатки купе Camaro будут распроданы, становится полностью внедорожной. К концу года в Россию планируют привезти новое поколение Tahoe, еще одна перспективная модель — новый TrailBlazer. Делает ставку на внедорожные модели и Cadillac.

Chevrolet Tahoe нового поколения

Chevrolet Tahoe нового поколения

В то же время у возвращения Chevrolet в массовый сегмент есть определенный смысл, если UzAuto Motors, как и обещала раньше, запустит в серию новую линейку моделей на единой глобальной платформе. Скорее всего, речь идет о «тележке» GEM (Global Emerging Markets), специально разработанной для Китая и Южной Америки. На ней уже созданы седан Chevrolet Onix и кроссовер Tracker, и как раз Onix есть в производственных планах UzAuto Motors.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий