Плохие свечи зажигания фото

Как почистить нагар на свечах зажигания автомобиля?

В первую очередь стоит начать с того, что свежи зажигания функционируют для воспламенения топливовоздушной смеси. Данных механизм работает в запредельных и интенсивных нагрузках при весьма тяжёлых условиях, которые предусматривают воздействия различных химико-биологических факторов, таких как большая температура искры зажигания, а также при сгорании топливной жидкости.

Как проверить свечи зажигания

Работа двигателя во многом зависит от состояние такого элемента, как свечи зажигания. Искра, которая образовывается на ее электродах, отвечает за воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания.

Однако со временем происходит износ конструктивных элементов свечи. Это приводит к тому, что искра на электродах не образовывается или делает это не постоянно. Как итог – не происходит воспламенение смеси, из-за чего двигатель начинает троить, плохо заводится. Соответственно, в эксплуатации автомобиля начинаются проблемы – снижается мощность и динамика силового агрегата, растет расход топлива, ускоряется износ отдельных деталей.

Свечи зажигания

Свечи зажигания

В то же время не всегда речь идет о необходимости замены свечей зажигания. Вполне вероятно, что они еще рабочие, но нуждаются в проведении обслуживания. Остается разобраться только в том, как проверить свечи зажигания, что позволит установить – исправные они, или уже требуют замены.

Причины появления нагара

Нормальный срок эксплуатации свечей зажигания 50 тыс. км. По преодолению такого рубежа их необходимо заменить. Это нормальный результат, его избежать нельзя. Интересный факт, вы можете отлично ухаживать за машиной, но появлению налета не избежать. Нормальный цвет для них – серый. Легкие изменения – не страшны, если электроды не имеют видимых повреждений. Если на новых свечах появился налет, тогда нужно искать причины.

Проблемы возрастные и топливные

Практически у всех автомобилей с пробегом старше 5 лет в той или иной степени возникают подобные проблемы. Поэтому нередко бывает так, что даже после замены свечей качество воспламенения не улучшается либо улучшается незначительно, а мотор как троил и плохо заводился, так и продолжает. Особенно остро все «болячки» проявляются во время морозов, когда испаряемость бензина снижена и топливная смесь зажигается гораздо хуже, требуя для воспламенения более мощной искры, чем в теплое время года.

Типичным для машин «почтенного возраста», у которых ресурс двигателя «перешел экватор», является проникновение в камеру сгорания масла из системы смазки двигателя через маслосъемные колпачки (сальники клапанов), прокладку головки блока цилиндров и маслосъемные кольца. Сгорающее масло вызывает отложение на свечах черно-коричневого маслянистого нагара, который препятствует прохождению искры между электродами.

И наконец, даже для новых машин оказывается актуальной проблема некачественного топлива, которым можно заправиться и в городе-миллионнике, не говоря уж о глубинке и трассах. Особую опасность представляют добавляемые в бензин присадки на основе железа и марганца, от которых свечи покрываются характерным налетом кирпичного цвета. Это снижает мощность искры и вызывает пробои – неправильное прохождение искры между центральным электродом и юбкой резьбовой части.

Таким образом, при всем многообразии причин и предпосылок последствие здесь всегда одно и то же – недостаток высоковольтного напряжения, снижающий качество искры вплоть до ее полного исчезновения.

Практика показывает, что все процессы, протекающие в камере сгорания, накладывают специфический отпечаток на внешний вид свечи. Поэтому ее состояние может служить одним из диагностических параметров, позволяющих определить, как работает двигатель.

Правильно ли это

Электроды располагаются в камере сгорания, именно по этому их цвет можно считать индикатором происходящих внутри процессов. Какого цвета искра на свече зажигания? Если свечка новая, она дает яркую голубую искру.

Налет, образующийся на них, есть и в камере сгорания. Поэтому, для тех, кто ремонтирует машину самостоятельно и имеют большой опыт в этом, цвет свечей зажигания говорит о состоянии мотора.

Когда проверять состояние свечи зажигания – признаки неисправности свечей

Изношенная и новая свечи зажигания

Изношенная и новая свечи зажигания

Перед тем, как приступить к проверке свечей зажигания необходимо убедиться в том, что проблемы именно в них, а не в других узлах и блоках автомобиля. На наличие проблем с данными деталями могут указывать такие факторы:

  • Возникают проблемы с пуском двигателя, особенно когда он холодный.
  • Нестабильная работа силового агрегата, что явно будет проявляться на холостых оборотах.
  • Увеличивается потребление топлива.
  • Изменение цвета выхлопа, он становится сизым, что связано с попаданием не воспламенившегося топлива в выхлоп.
  • Свеча становится мокрой, на ней остается бензин и масло, однако определить это можно только выкрутив ее с головки блока цилиндров.

Срок службы классических свечей зажигания составляет до 50 тысяч км пробега. Однако на практике срок их эксплуатации редко превышает 35 тысяч км. Во многом продолжительность жизни зависит от качества топлива и смазочных материалов.

Иридиевые свечи могут отходить до 90 тысяч км пробега. Но их стоимость на порядок выше, и надо просчитать целесообразность их использования.

Почему свечи зажигания оптимально менять раньше положенного срока

Коричневый (красный) нагар на свечах зажигания

Сбои в работе мотора указывают на необходимость проверить свечи. Как уже было сказано, свечи зажигания служат от 30 тыс. км, но это только теория, которая основывается на идеальных условиях эксплуатации ДВС. На практике средний срок службы бюджетных одноэлектродных свечей составляет не более 15-20 тыс. км. пробега.

На сокращение планового ресурса свечей сильно влияет качество отечественного топлива, городская езда на низких оборотах, частая и долгая работа мотора на холостых оборотах. По этой причине даже самые дорогие многоэлектродные иридиевые или платиновые свечи зажигания рекомендуется менять на 15-20 тыс. км. раньше заявленного срока службы. Также в продаже могут быть представлены поддельные свечи или изделия низкого качества, которые обычно не выхаживают даже 10 тыс. км.

Причины образования нагара – почему это происходит?

Свечи зажигания в двигателе внутреннего сгорания выполняют функцию своевременного воспламенения топливно-воздушной смеси. С их помощью создается искра, которая и воспламеняет топливо. Ввиду конструктивных особенностей, нижняя часть свечей всегда находится непосредственно в камере сгорания двигателя, из-за чего они испытывают огромные температурные нагрузки, подвержены постоянно высокому давлению и различным химическим процессам.

Поэтому с течением времени в нижней части свечи, на изоляторе или электродах образуется нагар, могут также появляться различные отложения, потемнения. На исправном моторе, на котором установлены качественные свечи, нагар, как правило, имеет серый оттенок. Он покрывает их равномерным, сухим и небольшим слоем. Такая ситуация абсолютно нормальна, особенно если свечи уже «пробежали» больше 50 тысяч километров.

При имеющихся проблемах с двигателем и сопутствующими системами цвет свечей может меняться, на нем начинает образовываться нехарактерный сухой или пятнистый налет красного, белого или черного цвета. Если, выкрутив свечи на двигателе своего автомобиля, вы обнаружили такой нагар, следует провести диагностику двигателя, проверить УОЗ (угол опережения зажигания), выставленные зазоры и другие возможные причины появления налета, о которых подробнее расскажем далее.

Какой цвет налета считается нормальным

Нормальный цвет свечей при регулярном использовании автомобиля — светло-серый или серо-коричневый. Тонкий слой налета такого оттенка не мешает эксплуатации ДВС.

белый налет на свечах зажигания

Следы эрозии, оплавления или износа электродов являются показанием к замене запчасти вне зависимости от ее цвета и срока службы.

Нормально работающая свеча

У нормально работающей свечи цвет теплового конуса изолятора варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Это вызвано наличием небольшого количества отложений продуктов сгорания, заметных также на поверхностях, обоих электродов. Эрозионный износ электродов отсутствует или ничтожно мал, на них нет следов перегрева.

Такое состояние свечи свидетельствует о том, что ее тепловая характеристика (калильное число) соответствует норме. Двигатель и все его системы работают исправно, поводов для беспокойства нет. Вам удалось избежать заправки некачественным топливом, с низким октановым числом и большим процентным содержанием тетраэтилсвинца.

После проверки и регулировки свечу можно смело вернуть на рабочее место. Вы еще долго не столкнетесь с проблемами при запуске двигателя и сбоями в искрообразовании при его работе.

Признаки неисправности свечей зажигания

Проверка свечей зажигания

Начнем с того, что исправный двигатель должен работать стабильно, ровно и устойчиво как на холостых оборотах, так и под нагрузкой. Осложнение запуска двигателя, неустойчивая работа мотора на холостых оборотах и в движении, повышенный расход топлива, снижение мощности, появление шума и вибраций при работе ДВС является списком основных симптомов, которые могут указывать на проблемы со свечами зажигания.

Для контроля состояния свечей зажигания необходимо проводить регулярные осмотры. Желательно производить данную процедуру параллельно замене масла на ТО, то есть через 10-15 тыс. км. Что касается среднестатистического водителя, который проезжает около 30 тыс. км. за 12 месяцев, в таком случае следует менять обычные одноэлектродные свечи зажигания не реже 2-х раз в год.

Устройство системы зажигания

Устройство системы зажигания

За долгие годы, начиная с момента изобретения ДВС, принципиально никакие новшества в строении и функционале свечей не вводились. Главной задачей было и остается преобразование электрической энергии с созданием высоковольтной дуги, приводящей к воспламенению топливной смеси.

Камера сгорания, где происходит «оживление» двигателя, включает в себя:

    Керамический изолятор. Он обеспечивает устойчивое и бесперебойное формирование искры.

«Сердце» системы зажигания – два электрода. Ток от генератора поступает по проводам высокого вольтажа от головки непосредственно к свечам. Технологический процесс за годы существования ДВС остается неизменным.

Как проверить свечи зажигания на авто, не снимая их

Проверка свечи зажигания без снятия

Проверка свечи зажигания без снятия

Есть простой способ как можно проверить свечи зажигания не снимая их. Для этого выполняется всего несколько простых действий. При этом никакое дополнительное оборудование не потребуется. Достаточно завести двигатель и после этого выполняем такие операции:

  • Отключаем от первой свечи высоковольтный провод (бронепровод), и слушаем как работает двигатель.
  • Если звук работы изменился, появилось троение или другие проблемы, то свеча была исправной.
  • Если ничего не изменилось, то такая свеча по умолчанию считается неисправной.

Такие действия выполняем поочередно со всеми свечами. Это самый простой и доступный способ как проверить свечи зажигания автомобиля, но далеко не единственный.

Износ свечи

Изолятор имеет нормальный цвет, а кромки бокового и центрального электродов скруглены в результате эрозионного износа. Электродный зазор недопустимо увеличен.

Такая свеча гарантирует проблемы при запуске двигателя, особенно в холодное время года, и увеличение расходов на топливо.

Причина одна – несвоевременная проверка и замена свечей. Изношенную свечу нужно заменить новой с теми же тепловыми характеристиками.

Другие признаки

Кроме изменения цвета, существуют еще признаки неисправностей:

  • Масло моторное на электродах
  • Пушистый нагар на рабочей части, находящейся внутри камеры
  • Мокрый наконечник свечи, присутствует запах бензина
  • Отсутствие, либо сильное обгорание внутреннего электрода

Полезное видео на тему цвета свечей

Присутствие масла на свече означает проблемы с поршневыми кольцами, через них просачивается смазка и облепляет свечи. Оно не успевает выгорать, потому что его слишком много. Нужно проверять состояние ЦПГ.

Нагар на рабочей части светло коричневого оттенка, означает угар большого количества масла. Оно успевает выгорать, так как поступает через клапана на такте впуска. Скорее всего износились на клапанах колпачки, которые должны этому препятствовать.

Дополнительным признаком, который подтверждает такую неполадку будет расход масла пол литра и более на одну тысячу километров.

Промокшая и пахнущая бензином свечка скорее всего означает, что цилиндр не работает, или еще вариант, сама свечка перестала работать. Цвет искры на свече зажигания красный или отсутствует вообще. Топливо в нем не воспламеняется, и стекает в картер для масла, где разжижает его. Отсутствие вспышек в одном цилиндре отчетливо слышится при любых оборотах. Мотор заводится плохо то постоянно «троит». Если замена не решила проблему, значит возможно прогорел поршень, и нет компрессии.

На этом все, диагностика по цвету завершена, не забудьте подписаться на обновления и поделиться информацией с друзьями через ссылочку на сайт, до новых встреч.

Отложения золы

На электроде свечи отложения золы, возможно с различными цветовыми оттенками. Данные наросты появляются из-за сгорания масла. Причина — выработка, а может быть и залегание маслосъемных поршневых колец. В результате имеем повышенный расход масла, сильный дым из выхлопной трубы в момент нажатия на педаль газа, дым по запаху напоминает мотоциклетный.

Иногда вывернутая свеча залита топливом. Если изделие выкручено не сразу после того, как запущен мотор в холод, то это говорит о том, что инжектор, карбюратор или система зажигания являются неисправными. В этом случае следует высушить и продуть свечу — если картина вновь повторится, то нужно искать поломку и производить ремонт. В профилактических целях нужно систематически проверять состояние свечей зажигания, поскольку они отражают состояние мотора. Своевременная диагностика поможет предотвратить значительные расходы на ремонт двигателя.

Загрязнение топливом

Изолятор и электроды свечи покрыты влажными отложениями черного цвета. Свеча пахнет топливом.

Это свидетельствует о том, что на каких-то режимах работы двигателя система питания готовит слишком богатую топливную смесь. Она не сгорает полностью и образует большое количество копоти. Кроме того, причиной подобного явления может стать нестабильная работа системы зажигания, приводящая к сбоям искрообразования, а также использование чрезмерно «холодной» свечи.

Свечу можно восстановить. Для этого ее нужно промыть в бензине, очистить медной щеткой и просушить. Но это решит проблему лишь на время: если вы не выясните и не устраните причину неисправности, то вскоре свеча приобретет прежний вид.

Белый нагар на элементах системы воспламенения

Градация цветов электродов от светло-серого до белого (возможен и светло-желтый) является свидетельством того, что мотор работает на обедненной смеси. Сопутствующими причинами могут быть:

  • Слишком «горячее» изделие. Калильное число изделия ниже рекомендуемого производителем.
  • Большой угол опережения зажигания.
  • Использование бензина с низким октановым числом.

Медлить с выяснением обстоятельств, вызвавших такое состояние цвета нагара новой свечи зажигания, не стоит. Обедненная смесь прямым образом организует перегрев и разжигателя, и камеры сгорания. В конечном счете эта ситуация способна привести к прогару выпускных клапанов.

При анализе факторов, спровоцировавших приготовление смеси низкого качества, полезно проверить присутствие аномального калильного воспламенения. Симптом, указывающий на его наличие – нежелание мотора глохнуть при выключенном зажигании. В сумме это означает, что «спичка» создана не для этого двигателя. Этот вывод не будет спонтанным, если отвод тепла от поджигателя не нарушен вследствие неплотной затяжки резьбового соединения, а под уплотнительной прокладкой отсутствует грязь. Ежели это так, то придется покупать новый комплект, предварительно посоветовавшись с руководством по эксплуатации.

Как проверить состояние свечей зажигания при визуальном осмотре

Осмотр свечи зажигания

Осмотр свечи зажигания

О состоянии свечей зажигания многое может сказать даже визуальный осмотр. Черные, зачастую длинные полосы на изоляторе свидетельствуют о пробое. Механические повреждения в любом участке с большой вероятностью приведут к выходу детали из строя.

Особое внимание следует уделить состоянию контактов. На них не должно быть явно заметного нагара какого-либо цвета. Если же нагар есть, то свеча может не давать искру. По цвету нагара в большинстве случаев можно установить и причину его образования:

  • Черный нагар свидетельствует преимущественно о плохом качестве используемого топлива. Также это может указывать на наличие проблем с маслосъемными колпачками, прогаре клапанов. В отдельных случаях черный нагар вызван чрезмерным количеством подаваемого топлива.
  • Красный, оранжевый или коричневый цвет контактов свечи зажигания и нагара свидетельствует о чрезмерном использовании присадок. Они есть в масле, а в отдельных случаях в некачественном топливе. Реже такой цвет также может указывать о проблемах с клапанами.
  • Белый цвет контактов со слабым нагаром свидетельствует о недостаточности подачи топлива. Если же нагар сильный, похожий на налет в трубах и на старых смесителях, то проблема вероятнее всего в масле. Произошел износ маслосъемных колпачков и масло попадает в камеру сгорания, где происходит его сжигание.

Нагар на свече зажигания

Нагар на свече зажигания

После того, как удалось проверить состояние свечи зажигания, можно принимать решение о ремонте или замене. Если нагар сильный, то целесообразнее провести замену. Если небольшой – можно продлить жизнь свечи чисткой, но это временное решение.

Другие отложения и налеты

Белый налет — не единственно возможное отклонение от нормального состояния электродов. Чтобы правильно оценивать риски, нужно знать значения других оттенков отложений.

Черный

Причинами появления черной копоти могут стать следующие проблемы:

  1. Переобогащенная смесь, неполадки датчиков топлива (на электроде остается сухой налет).
  2. Неподходящие «холодные» свечи.
  3. Засорение воздушного фильтра.
  4. Сгорание масла (блестящий закопченный электрод и резьба).
  5. Слабая посадка форсунки или поломка обратного клапана.

Черный налет на свече

При позднем зажигании и малом угле опережения свечи чернеют даже при правильном выборе калильного числа и бензина.

Красный и коричневый

Алый, коричневый и рыжий нагар — это последствие применения некачественного горючего с ферроценовыми, марганцевыми или свинцовыми присадками. Толстый красный слой может осложнить пропуск искры и нарушить работу мотора, поэтому при его появлении рекомендуется сменить марку масла или АЗС.

Зольный

Зольный нагар бывает как светлым, так и темным. При его появлении наблюдается повышенный расход масла, снижение мощности, потемнение выхлопных газов.

Зольный налет на свече

Причиной проблемы является износ или залегание поршневых колец.

Эрозия

При браке свечи, раннем зажигании, длительной работе на низкооктановом или некачественном топливе может произойти эрозия (разрушение) центрального электрода. Мощность ДВС при этом снижается, а при движении наблюдаются рывки, нестабильность на холостом ходу и «троение». Деталь требует немедленной замены.

Бензин на свечах

Заливка свечей происходит при неисправности топливной системы, инжектора или карбюратора, реже — при запуске в мороз. Для решения проблемы нужна полная диагностика автомобиля и ремонт поврежденных частей ДВС.

Бензин на свечах

Масляный и топливный нагар

Блестящий желтый или темный налет свидетельствует о проникновении смазки и износе сальников клапанов. Характерный сопутствующий симптом — сизый дым и высокий расход моторного масла.

Топливный нагар возникает при разгерметизации клапанов или износе поршневой системы. При этом на фоне падения мощности и нестабильной работы ДВС возрастает расход бензина.

В более редких случаях на электродах наблюдается зеленый налет. Его причиной может стать наличие присадок в бензине или попадание тосола в камеру сгорания.

Как самому почистить свечи зажигания и выставить зазор между электродами

зазор свечи зажигания

После снятия и внешнего осмотра свечу зажигания нужно аккуратно очистить от грязи, копоти, нагара и отложений. Делать это можно механически, при помощи щетки, которая имеет щетину средней жесткости. Еще допускается использовать абразив.

Механический способ позволяет качественно удалить нагар, но рабочие характеристики свечи зажигания обычно становятся хуже. Такая чистка обычно приводит к возникновению царапин, которые затем приводят к перегреву свечи. По этой причине необходимо очищать свечи зажигания от налета максимально деликатно.

Также можно почистить свечи зажигания химическим способом:

  • свечу обезжиривают и промывают в бензине;
  • затем свечи сушат от 30 до 60 мин;
  • далее свечи кладут в раствор ацетата аммония на 30-40 мин;

Плюсом является сниженный риск механический повреждений. Завершением очистки является проверка зазора между электродами свечей. Оценивается зазор между электродами свечи зажигания и после механической чистки.

Зазор в норме не должен отличаться от отметки 0.7 мм. Указанный зазор нужно проверить при помощи специального щупа. Если зазор отличается, его нужно отрегулировать. Регулировка зазора свечей зажигания выполняется специальным инструментом, а сам процесс предполагает то, что боковой электрод подгибается или отгибается от центрального электрода. Добавим, что подгибать центральный электрод запрещено, а подгиб бокового электрода осуществляется с предельной осторожностью.

Как проверить зазор на свечах зажигания

Проверка зазора на свече зажигания

Проверка зазора на свече зажигания

Важным параметром является зазор свечи зажигания. Проблема заключается в том, что со временем контакты изнашиваются, становятся тоньше. Соответственно, расстояние между центральным электродом и боковыми увеличивается. Если оно станет чрезмерно большим, то искра не будет образовываться.

Перед тем, как проверить зазор на свечах зажигания потребуется подготовить специальный щуп. По сути – это тонкая металлическая пластина определенной толщины. В комплекте обычно имеется несколько типоразмеров, что и позволяет проводить проверку. Достаточно знать каким должен быть параметр для свечей вашего двигателя и сопоставить его с имеющимся в реальности.

Если расстояние между электродами окажется очень большим их можно подогнуть до нужного значения. Делать это следует аккуратно, чтобы избежать механических повреждений. Однако это является временным решением и такие свечи следует заменить в ближайшее время.

О чем говорят разные цвета нагара на свечах зажигания?

Перед поездкой не поленитесь проверить свечи. Но не следует после прогрева машины глушить ее и вытаскивать их на проверку, это сомнительный способ. Прогретый двигатель сильно обогащается горючей смесью, и он быстро запускается. На них образуется маслянистый налет, но он исчезает при прохождении определенного расстояния. Осматривайте их после того, как проедете свыше 200 км. Если взять это за правило, то можно избежать поломками и вовремя устранить первые проявления проблемы. Запомните, что нормальный цвет – это светло-коричневый. Не должно быть следов масла или нагара. Если цвет отличается, то имеет место проблема и ее причину необходимо выяснить.

Нагарообразование

На тепловом конусе изолятора и электродах свечи накапливается копоть черного цвета, по фактуре напоминающая замшу.

Чаще всего – это следствие ошибки в определении тепловой характеристики свечи. Она слишком «холодна» для данного двигателя. Элементы свечи не достигают температуры самоочищения. Возможно, это является следствием так называемой «городской езды» с невысокими скоростями, частыми остановками и стартами.

Если свеча не имеет других дефектов, ее работоспособность можно восстановить очисткой или нагревом. Однако если вы не предполагаете изменить стиль вождения, целесообразнее заменить свечу на более «горячую» (т.е. с меньшим калильным, числом).

Последствия эксплуатации дефектных свечей

Последствия эксплуатации дефектных свечей

При использовании нерабочих свечей внутри цилиндров происходит детонирование, вырабатывающее сильную ударную волну. Она, в свою очередь, является провокатором детонации той части заряда, который не сработал, оставаясь внутри цилиндра. В результате мотор теряет мощность.

Серьезный перегрев губительно воздействует на коленчатый вал, рабочие поршни, шатуны. Выгоранию подвергаются другие детали, защитная масляное покрытие цилиндра разрушается.

Время менять свечи

Для любой машины полезно планово менять свечи при прохождении техосмотра. Производители стандартных свечей предписывают необходимую замену через 15 тыс. километров.

Однако все зависит от производителя и типа свечи. Водители со стажем рекомендуют менять их через 20-30 тыс. километров пробега. Платиновые детали служат гораздо дольше, выдерживая до 100 тыс. километров.

Важно следить за качеством топлива, чтобы на свечах не скапливался нагар, и они не выходили преждевременно из строя раньше, чем это предусмотрено регламентом.

Заключение

Неисправная свеча ведет к некорректной работе двигателя, повреждению его узлов, а в финале – к ремонту двигателя. Своевременная замена позволяет избежать больших проблем с силовым агрегатом. Профессиональная диагностика двигателя и системы зажигания доступна в большинстве сервисных центров.

Видео о замене свечей:

Каким образом вы можете проверить свечи зажигания?

Согласитесь, что большинство из нас проверяет свечи при возникновении первых причин их неполадок. Естественно это не правильный ход владельца следящего за работой своего транспортного средства.

Проверку состояния свечей зажигания осуществляйте каждые 5-8 километров.

Как устранить налёт белый налёт?

Чистка свечей зажигания

Одним из самых популярных методов устранения белого налёта на свечах зажигания — это чистка вручную. Но обратите внимания, что в домашних условиях риск повредить изоляционные покрытия мотора очень высок. Стоит добавить, что на повреждённых изоляторах, белый налёт оседает чаще чем на целых и невредимых. Также не чистите свечи твёрдыми и острыми материалами. Лучше всего подойдёт специальные щётки либо ленты с длинными и тонкими соединительными проволоками.

Калильное зажигание

Изолятор свечи чисто белого цвета.

Электроды оплавлены. Калильное зажигание – печальный итог процесса, начинающегося с перегрева электродов и изолятора.

Перегрев может быть следующими причинами:

  • неверно определена тепловая характеристика, свеча слишком "горяча" для данного двигателя, или же не в меру горяч водитель автомобиля;
  • обедненная топливная смесь (неправильно отрегулирована топливная система, подсос воздуха во впускной коллектор или зажаты клапаны).

Кроме того, перегрев может быть спровоцирован преждевременным зажиганием.

Свечу безусловно следует заменить, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику и устранив все неисправности.

Причины возникновения

Свечи работают в крайне непростых условиях, при которых они подвергаются химическому и термическому воздействию. В процессе сжигания горючей смеси на поверхности электродов возникает сероватый налет, который является свидетельством правильного функционирования всей топливной системы. Однако налет может иметь белый, черный или красный оттенок, что обязательно должно насторожить автомобилиста: подумать о потребности в проверке мотора на наличие тех или иных неисправностей.

Оттенок нагара говорит о конкретной проблеме с автомобильным двигателем. В большинстве случаев они имеют отношение к моменту образования искры, температуре внутри камеры сгорания и составу топлива.

Проверка с помощью пистолета

Проверка свечи зажигания пистолетом

Проверка свечи зажигания пистолетом

Есть специальный прибор для проверки свечей зажигания, внешне похож на пистолет. Принцип проверки довольно простой – создается давление, после чего на свечу подается напряжение. Если загорается лампочка на пистолете, то она рабочая.

Чтобы проверить исправность свечи зажигания прибором выполняем такие действия:

  • В специально подготовленный разъем вставляем свечу.
  • На другой ее край надеваем колпачок.
  • Нажимаем на курок и смотрим на лампочку индикатора.

Однако этот метод остается не совсем корректным, поскольку, по сути, определяется только наличие искры. В то же время искра может быть слабой или образовываться не на электродах, а на корпусе. Так что лучше параллельно проверить ее и с использованием вышеописанных способов.

Существует множество способов как проверить свечи зажигания. Некоторые из них не требуют даже снятия свечи зажигания или дополнительных приборов. Это позволяет без проблем проверить свечи зажигания в домашних условиях. В других случаях потребуется мультиметр или пистолет, снятие свечи. Самым же корректным способом будет проверка свечи на стенде, но за это придется заплатить. В некоторых случаях стоимость услуги больше, нежели новой свечи, что делает операцию со стендом бессмысленной.

Советы и рекомендации

Если новые свечи зажигания после установки быстро изменили цвет, обросли нагаром и снова стали причиной сбоев в работе мотора, тогда возможны следующие варианты:

  • свечи зажигания неправильно подобраны;
  • приобретено поддельное или бракованное изделие;
  • мотор эксплуатируется на бензине или масле низкого качества;
  • имеются неисправности двигателя, которые быстро выводят новые свечи из строя;

Напоследок еще раз добавим, что свечи зажигания, а также свечные высоковольтные провода являются «расходником», то есть их нужно полностью менять с определенной периодичностью. Если в двигателе ранее была неисправность, которая параллельно выводила из строя свечи, то после устранения такой поломки мотора рекомендуется также заменить и комплект свечей зажигания.

Цвет нагара – о чем говорит и что делать?

Присмотритесь внимательно к свечам зажигания. Их цвет поможет вам понять многое… Например, вы сможете выявить проблемные места автомобиля. Не достаточно только заменить проблемный элемент, смотрите глубже, ищите причину. Если ее не исправить новая свеча очень быстро придет в негодность. Проблему нужно рубить на корень. Первым делом необходимо разобраться с системой зажигания. А следующий шаг – рассмотреть свечи. Определите, какой цвет имеет образовавшийся налет. Выделяют:

  • черный
  • красный
  • белый

Каждый из них свидетельствует о наличии той или иной проблемы.

Черный нагар

Такой вид нагара возникает при наличии ряда причин. Выделяют два подвида:

  • Сухой;
  • Маслянистый.

Черный и сухой нагар на свечу зажигания подается чересчур обогащенная смесь. Этому могло предшествовать:

  • Неправильная работа карбюратора;
  • Засорение воздушного фильтра;
  • Большое давление в топливном рампе;
  • Маленькая энергия искры;
  • Слабая компрессия.

При появлении маслянистого нагара – проверьте, чтобы масло не попадало в горючую смесь. Часто причина банальна – износ маслосъемных поршневых колец. Также может повлиять повреждение колпачков клапанов.

Белый налет

Такой цвет появляется из-за целого ряда причин. Белый налет на свечах зажигания может иметь несколько оттенков. Слегка пепельный появляется, когда двигатель работает на низкокачественном бензине. Чтобы побороть проблему – снимите их, протрите и они снова пригодны к использованию. Ну, и следить за качеством бензина. А вот появление блестящего нагара, эрозии на контактных электродах – признак использования перегретых свечей. Это случается из-за не обогащенной горючей смеси, произведение раннего зажигания, неработоспособности системы охлаждения. Перегрев для свечей зажигания очень опасен, ведь он приводит к появлению трещин и разного рода повреждений. Чаще всего такая ситуация требует замены.

Красный и коричневый нагар

Что касается нагара красного (иногда его называют и коричневым) цвета, то его появление сигнализирует о наличии в топливе ненужных составляющих. Также возможен вариант, что в масло введено слишком много присадок. Такой цвет, как красный кирпич, может появиться и в том случае, если двигатель длительное время работал на этилированном бензине. Поверхность изолятора укрывается коричневым токопроводящим налетом, который нарушает нормальное образование искр.

Устранить проблему достаточно просто – очистить систему.

Свеча зажигания не дает искру, если нагар перекрывает зазор между электродами. Это стандартная ситуация для автомобилей, в которых мотор длительное время подвергается высоким нагрузкам. Чтобы решить проблему – замените свечи.

Детонация

Тепловой конус изолятора может быть треснут или выкрошен. Как правило, это результат детонационного сгорания топлива с низким октановым числом, преждевременного зажигания.

Детонация опасна не столько для свечи, сколько для поршня – он может разрушиться.

Иногда изолятор повреждается при неаккуратной установке межэлектродного зазора.

Этот дефект «не лечится». Свечу необходимо заменить. Будьте внимательны при заправке топливом, не перегружайте двигатель.

Красный нагар

Нагар красного в цвета еще одна распространенная разновидность «напыления». Обычно, подобный налет не означает, что двигатель неисправен, а является воздействием особенных присадок. Как известно, в масле и топливо много разных добавочных компонентов — они придают свече красноватый тон. Хотя когда выполняется соблюдение соотношения присадок и учитываются необходимые стандарты, то не должно появляться отложений. Чем хуже масло (бензин) по своему качество, тем ярче будет нагар. Он даже может напоминать ржавчину. Какие именно присадки способны создавать подобный эффект покраснения? Если речь идет о масле, то это моющие добавки. Хотя провести точную диагностику здесь весьма непросто. Когда появляется нагар красного цвета, то каких-нибудь диагностических или ремонтных работ двигателя делать нет необходимости. Все что нужно — заменить масло, топливо и свечи (или только свечи).

Черный нагар – о чем он говорит?

Черный нагар, чаще вкупе с маслянистыми пятнами, встречается довольно часто как на карбюраторных, так и на инжекторных типах мотора. Он свидетельствует об имеющихся проблемах в системе зажигания и двигателя в зависимости от типа, однако точно определить причину его появления можно после детального осмотра различных частей системы.

Кроме того, нагар черного цвета на карбюраторном моторе будет отличаться от нагара инжекторного двигателя, при этом если слой на изоляторе равномерный, сухой, цвет ближе к серо-коричневому, то, возможно, причин для паники нет, и двигатель работает в штатном режиме, а свечи постепенно вырабатывают свой ресурс.

Появление маслянистых пятен на резьбе или электродах – первый признак попадания масла в камеру сгорания. Как правило, при этом из выхлопной трубы идет более густой дым с синеватым оттенком. Это может происходить из-за:

  • износа сальников клапанов или направляющих втулок;
  • износа или проседания клапанных поршневых колец.

Если масло в избытке поступает в камеру сгорания, проблема кроется в деталях цилиндропоршневой группы. Возможно, снижена подвижность поршневых колец, или произошло их залегание, или необходимо заменить сальники и направляющие втулки. В любом случае черные свечи говорят о необходимости комплексной диагностики двигателя, чтобы определить конкретную причину появления избыточного масла.

Если маслянистых пятен нет, а на свечах образуется характерный черный нагар «бархатистого» типа, то, скорее всего, в камеру сгорания попадает большее количество бензина, чем необходимо, что можно также определить по увеличенному расходу топлива.

В таком случае причин появления нежелательного налета может быть несколько:

  • неправильная работа свечей, им не хватает мощности для выработки нужной искры;
  • нарушена компрессия в цилиндрах;
  • проблемы в настройках карбюратора (для подобных типов двигателя);
  • засорен воздушный фильтр;
  • изношены детали цилиндропоршневой группы.

При обнаружении такого налета свечи в первую очередь нужно почистить от нагара или заменить. Далее рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах, провести настройку карбюратора, проверить уровень топлива в карбюраторной камере, жиклеры. На инжекторном двигателе нужно провести диагностику форсунок, заменить воздушный фильтр и проверить настройки и калибровки топливных карт, особенно если двигатель подвергался чип-тюнингу.

Отложение свинца

Изолятор и электроды свечи покрыты пористыми отложениями с неприятным запахом сероводорода (тухлого яйца). Подобная картина, появляется после длительного использования сильноэтилированного бензина.

Цвет накапливающихся на элементах свечи отложений зависит от вида антидетонационных присадок, применяемых при производстве этилированного бензина, и варьируется от грязно-белого до коричневого. Не стоит путать эти загрязнения со ржавчиной, образующейся на свече из-за попадания влаги в цилиндр двигателя.

Если электроды не изношены, то свечу можно очистить пескоструйной обработкой или прокаливанием и использовать повторно.

Оплавление центрального электрода

Оплавленный центральный электрод, пористая, губчатая размягченная вершина теплового конуса изолятора.

Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточного высокого качества топлива. Возможно, слишком низкое калильное число.

Последствия: пропуск искрообразования, потеря мощности(повреждения двигателя).

Метод устранения: проверка двигателя, зажигания и систем впрыска. Установка новых свечей с правильным калильным числом.

Светлые электроды

Белые или светло-серые свечи зажигания во всех цилиндрах – признак обеднения топливовоздушной смеси, которую подает инжектор либо карбюратор. Причем юбка, площадка возле электродов и резьбовая часть абсолютно сухая, без следов масла.

Почему подается бедная горючая смесь:

  • лямбда – зонд неправильно информирует блок управления о количестве кислорода в выхлопных газах, причина– износ датчика;
  • неисправные либо засоренные форсунки;
  • некорректные настройки карбюратора или забитые топливные жиклеры;
  • недостаточное давление в топливной рампе инжектора;
  • проблемы с регулятором холостого хода;
  • подсос воздуха под коллектором либо в другом месте;
  • неудачный чип-тюнинг контроллера, сделанный хозяином автомобиля.

Обедненная смесь не представляет особой опасности для работающего двигателя, зато приносит дискомфорт водителю. Машина медленно разгоняется, плохо «тянет» и дергается – налицо недостаток горючего. Как ни странно, явление вызывает повышенный расход бензина – автолюбитель, желающий добиться лучших показателей динамики, сильнее и чаще нажимает педаль акселератора.

Примечание. Зачастую светлый оттенок рабочих электродов объясняется видом применяемого топлива. Если автомобиль эксплуатируется на метане либо сжиженном газе (пропан-бутановой смеси), такой окрас считается нормальным.

Остекленение

Поверхность изолятора свечи глянцевая, желтоватого цвета. Больше всего шансов увидеть подобную свечу на двигателе собственного автомобиля имеют любители резко давить на газ. Образование глазури на изоляторе происходит из-за быстрого повышения температуры в камере сгорания в момент резкого нажатия на педаль газа. При разогреве находящиеся на поверхности изолятора обычные отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. В результате возникают сбои искрообразования, особенно на высоких оборотах двигателя. Восстановлению свеча не подлежит, ее следует заменить.

Как правильно

Таким образом, чтобы получить достоверный результат, лучше всего проехать не менее двухсот километров на заведомо чистых исправных свечах зажигания. В этом случае вероятность ошибки практически полностью исключается.

По состоянию вывернутой свечи можно определить, какое расстояние проехал автомобиль после последней замены. Конечно, подсчет получается приблизительным, в качестве исходных данных принимается то, что расстояние между электродами стандартной свечи увеличивается на 0,015 мм с каждой тысячей пройденных километров. Ресурс обычных свечей, как правило, невелик и составляет 30 тысяч километров пробега. В магазинах в качестве альтернативы предлагаются многоэлектродные. Они имеют два преимущества:

  1. увеличенный ресурс (порядка 60 тысяч км);
  2. равномерное распространение фронта пламени в цилиндре, независимо от того, как вкручена свеча зажигания.

Во многих современных автомобилях применяются иридиевые или платиновые свечи. Их отличает тонкий центральный электрод (около 0,4 мм). Менять их приходится раз в сто тысяч километров, а благодаря маленькому диаметру центрального электрода искра образуется практически в одном и том же месте, одной и той же силы.

Следы технических жидкостей на свечах зажигания

Следы бензина – результат неработающей или функционирующей с перебоями свечки. При этом в цилиндре искра не возникает и топливо просто не сгорает, а вылетает в трубу, а также оседает на элементах, установленных в камере сгорания, включая и свечку.

Сильно заметные следы масла на электродах свечей является результатом попадания в камеры сгорания чрезмерного количества смазочного материала. Происходит это в случае сильного износа цилиндропоршневой группы или же маслосъемных колпачков и направляющих клапанов. Из-за этого в камеру сгорания проникает масло в недопустимых количествах.

Как правильно проводить обслуживание свечей зажигания

Обычно свечи зажигания после длительной эксплуатации меняют, однако в некоторых случаях можно продлить их срок службы. Для этого достаточно почистить контакты. Но если только почистить нагар, эффект может быть отрицательным из-за увеличения зазора между электродами.

Восстановить номинальный зазор можно подогнув верхний электрод свечи, контролируя его с помощью специального щупа.

Следует обратить внимание и на состояние изоляторов. Если изолятор имеет трещины или другие механические повреждения, то свеча подлежит замене

Наличие масла и грязи на изоляторе недопустимо. Это снижает эффективность изолятора, снижая сопротивление электрическому току. Его поверхность должна быть очищена.

Если поверхность изолятора покрыта масляным налетом, то возможно, что свечи не плотно закручены. Их необходимо выкрутить, очистить посадочные места, контакты, изолятор и вкрутить заново с помощью динамометрического ключа. В таблице 1 приведены значения крутящего момента в зависимости от вида свечей и материала головки.

Чистка свечей – используем проверенные методы

Своевременная чистка свечей зажигания позволяет продлить их ресурс и стабилизировать работу системы зажигания и двигателя в целом. Для очистки нагара можно использовать несколько способов. Самый простой и удобный – чистка в домашних условиях с помощью мелкозернистой наждачной бумаги или металлической, капроновой или даже зубной щетки. Аккуратно, с помощью щетки очистите загрязненную поверхность, после чего проведите шлифовку мелкой наждачкой. Самое главное – стараться глубоко не поцарапать поверхность и не нарушить установленный зазор между электродами, поэтому не используйте для очищения грубые предметы (отвертки, шило).

Второй способ смыть образовавшийся нагар – использовать доступную бытовую химию и различные моющие составы. Обезжирьте загрязненную поверхность, затем опустите свечи в раствор с моющим средством и подержите их несколько часов, для этих целей хорошо подходит ацетон, уксус, бытовая химия. Для очищения желтоватого или красного налета можно использовать даже такие доступные средства, как Кола или Спрайт. В их составе есть ортофосфорная кислота, которая и способствует легкому очищению. При использовании ацетата аммония или другого кислотного раствора необходимо сначала прокалить свечи и нагреть их до большой температуры, а затем резко опустить в раствор с кислотой на несколько минут.

Качественную чистку свечей можно также провести в специализированных автосервисах. Как правило, они предлагают очищение специальным ультразвуком или пескоструем.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий