Можно ли и как проверить, законно ли установлен дорожный знак?
Государственный надзор за дорожным движением включает в себя не только обеспечение безопасности в виде выполнения водителями ПДД и других норм законодательства, но и слежение за состоянием элементов дорожной сети. Сюда включены и дорожные знаки. Причём, власти обязаны как выполнять постоянный контроль за законностью их установки, так и обязывать владельцев демонтировать незаконно поставленные, предписывать установить недостающие и, конечно же, рассматривать обращения граждан по вопросам такой правомерности. А вот что конкретно делать, если вы видите предварительно неправильно поставленный дорожный знак, как проверить его законность в 2021 году и куда жаловаться, подробно расскажем в данной статье.
Машины незаконно эвакуируют из-под экспериментальных знаков
В Москве устанавливают новые дорожные знаки, не предусмотренные ПДД. Мосгорсуд пояснил, почему водители не обязаны руководствоваться этими знаками, и признал незаконным привлечение к ответственности из-за несоблюдения их требований.
Как доказать, что нарушение ПДД было из-за знака, которого не видно
Недавно мы разбирали непреднамеренный тип нарушений, связанных с остановкой в неположенном месте, обсудив тему вынужденной остановки под знаками 3.27 «Остановка запрещена», 3.28 «Стоянка запрещена» и другими. Нередко в крупных городах автомобилисты получают штрафы за неправильную парковку только из-за того, что у них произошла поломка автомобиля.
Тогда в материале мы подчеркнули, что стоянка в неположенном месте не только распространенное, но и многогранное нарушение. С очередной «гранью» которого мы познакомимся прямо сейчас. Речь также идет о спорной ситуации, в которой автомобилист явно не виноват, а именно о тех случаях, когда запрещающий знак не видно. Он либо находится на удалении за свисающей веткой дерева, либо знак не видно из-за того, что его развернуло ветром или он наклонился/упал… вариантов много, но результат один — дорожного знака нет, а штраф по итогу есть.
Проблема хоть и чаще всего связана с парковками, но, по сути, внезапный штраф можно получить любой: это и превышение скорости, и движение по односторонней дороге, и игнорирование других Правил дорожного движения. В общем, смотря какой знак оказался незаметным для автомобилиста.
Увы, бремя доказательств при подобных казусах всецело лежит на плечах автомобилистов, особенно настойчивые из которых доходят до суда, вплоть до Верховного. Один из таких примеров как раз недавно и разбирал Верховный суд, в постановлении от 14 апреля 2020 г. N 5-АД20-37 .
Некая москвичка нарушила требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, часть 5 статьи 12.16 в городе федерального значения, получив за это штраф в 3 000 рублей. Проще говоря, автоледи припарковалась в неположенном месте на одной из улиц Москвы, за что и получила крупный штраф, в результате чего через некоторое время получила «письмо счастья».
Единственный нестандартный, но важный нюанс был связан с тем, что знака 3.27 «Остановка запрещена» там не было. Вернее, знак там стоял, но был обращен в противоположное от парковочной зоны направление, и его действие, по Правилам дорожного движения, не должно было распространяться на парковочное место, где оставила машину автомобилистка.
Тем не менее парковку зафиксировало средство фотосъемки ПАК «ПМ» (программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы»), на основании данных, полученных в результате работы данного комплекса, автомобилистка и была привлечена к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.
Штраф гражданка попыталась обжаловать, сначала подав жалобу в инспекцию (жалобу рассмотрел исполняющий обязанности заместителя начальника инспекции в отсутствии заявителя), но безуспешно: постановление было оставлено в силе. Далее в районном, а затем и в городском судах — также безуспешно: суды оставили решение замначальника инспекции без изменения. Единственным из судов, вставшим на защиту прав автомобилистки, стал Верховный суд.
Как узнать законно ли установлены дорожные знаки и внесены ли они в реестр Спасибо!
Формально за состояние дороги со всеми её объектами отвечает местная дорожная служба. Однако, на практике это могут делать сразу несколько органов:
- Федеральное ведомство по обеспечению организации дорожного движения (Министерство транспорта, Росавтодор),
- ведомство субъекта (региона или города России) по организации установки дорожных знаков, светофоров, нанесения разметки (как правило, местный департамент дорожного движения),
- ГИБДД осуществляет контроль за законностью их установки.
Хорошая новость заключается в том, что проверить дорожный знак вы можете посредством всех указанных ведомств, и подать обращение можно в режиме онлайн.
Типы дорожных знаков
Дорожные знаки различаются по форме и цвету. Так можно отличить их тип. В каждую группу входят знаки, схожие по смыслу.
Всего существует 8 типов дорожных знаков:
- запрещающие;
- предупреждающие;
- знаки приоритета;
- предписывающие;
- особые предписания;
- информационные;
- сервисные;
- с дополнительной информацией.
Разберем, чем одни отличаются от других, и какие знаки входят в каждую группу.
Какие дорожные знаки и разметка обязывают всегда остановиться перед ними?
ПДД во многих своих предписаниях и требованиях содержат разнородную структуру. Так, вы не найдёте полный перечень дорожных элементов в одном их месте, которые бы обязывали к тому или иному действию водителя. И в этой статье мы рассмотрим все дорожный знаки и разметку, перед которыми нужно всегда остановиться. Также выясним, где именно вы обязаны прекратить движение, под какими сигналами надо останавливаться не всегда и какие штрафы за нарушение требований этих элементов в 2021 году.
Правила установки дорожных знаков: нормативные акты
Какие могут быть правила, и чем они регламентируются? В первую очередь, вы должны знать, что существует два так называемых свода правил, на которые ориентируются соответствующие дорожные службы. О каких же сводах идет речь?
- Федеральный закон 196-Ф3 принятый еще 10.12.1995 года. Последняя редакция прошла от 26.07.2017 года.
- ГОСТ 52289-2004. В нем же идет упоминание о том, что устанавливаемые знаки должны отвечать ГОСТу Р52290 и Р50597.
В целом, в обоих сводах речь идет о том, что знаки необходимо монтировать в такой последовательности и формате, чтобы они не препятствовали и не мешали участникам движения. Также они не должны быть закрыты зелеными насаждениями, столбами, рекламными счетами. Другими словами, дорожные знаки должны обеспечивать удобство эксплуатации и сокращения вероятности повреждений. В случае если по каким-то причинам, в том числе погодным, знаки не могут быть различимы или же требуют восстановления, они меняются на новые.
Какие требования должны соблюдаться
Дорожные знаки относятся к техническим средствам организации дорожного движения. Установка каждого знака должна быть обоснована. Например, ограничения скорости на определенных участках должны чем-то оправдываться.
При установке необходимо соблюдение следующих требований:
- Знаки устанавливают по правую сторону навстречу потоку транспорта. Нужно учитывать дорожное покрытие и окружающую обстановку. Указатели должны быть хорошо видны на расстоянии не менее 100 метров.
- На автомагистралях фон знаков зеленого цвета, в населенных пунктах — белого, на других дорогах за пределами поселения — синего.
- На одном поперечном сечении дороги допускается установке не более трех знаков (без учета информационных табличек и дублирующих обозначений).
- Расстояние от кромки проезжей части, до ближайшего к ней края знака должно составлять от полуметра до двух метров, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5 метров. Исключение из правил составляют только горные дороги, где ограничено расстояние, а соответственно и возможности установки того или иного объекта.
- На проезжих частях вне населенных пунктов установка знаков производится за пределами обочин, присыпанных к обочине, на откосах. Нельзя устанавливать конструкции на обочине, поскольку она предназначена для съезда автомобилей, экстренных остановок и т.п.
- Установка должна быть обоснована и утверждена. Произвольно выставлять знаки нельзя.
- Монтаж конструкций производится в соответствии с индивидуально составленной схемой, таким образом, чтобы не создавать помех участникам дорожного движения.
- Если планируется установить на постоянной основе какой-либо знак, то граждане должны быть проинформированы о дате монтажа и причинах установки не позднее, чем за 20 дней до этого.
- Временные обозначения могут быть закреплены, если о них было заявлено не позднее чем за пять суток.
Высота знака зависит от того, на каком участке устанавливают:
- в населенном пункте — от 2 до 4 метров;
- вне населенного пункта — от 1,5 до 3 метров, при условии, что знак установлен сбоку от проезжей части;
- над проезжей частью — от 5 до 6 метров;
- на проезжей части и на приподнятых островках безопасности — от 0,6 до 1,5 метров.
С 1 мая 2019 были добавлены 59 новых дополнительных знаков. Они нужны для того, чтобы привлечь внимание водителя к тому или иному фактору (например, «Глухие пешеходы», «Уступи всем, и можешь повернуть направо» и многие другие).
Кто отвечает за установку дорожных знаков?
Формально за состояние дороги со всеми её объектами отвечает местная дорожная служба. Однако, на практике это могут делать сразу несколько органов:
- Федеральное ведомство по обеспечению организации дорожного движения (Министерство транспорта, Росавтодор),
- ведомство субъекта (региона или города России) по организации установки дорожных знаков, светофоров, нанесения разметки (как правило, местный департамент дорожного движения),
- ГИБДД осуществляет контроль за законностью их установки.
Хорошая новость заключается в том, что проверить дорожный знак вы можете посредством всех указанных ведомств, и подать обращение можно в режиме онлайн.
Существуют ли правила установки дорожных знаков?
Разумеется, такие правила есть. Правила установки дорожных знаков необходимы, если мы говорим о безопасном и комфортном движении на дорогах.
- Любой знак такого типа должен быть установлен таким образом, чтобы не препятствовать движению транспорта.
- Знаки устанавливаются только навстречу движения автомобилей.
- При выборе и установке знака учитывается не только его значение, но и характер и интенсивность движения на конкретном участке дороги, а также уровень освещенности участка.
- Учитывается возможность водителя прочесть знак как в дневное, так и в ночное время.
- Также сами знаки изготавливаются таким образом, чтобы их можно было прочесть с дальности от ста пятидесяти метров с места установки.
Вопрос правомерности установки дорожных знаков и связанных с ним ситуаций нередко доводит до судов, и здесь важно аргументированно и логично защитить свои права.
Установка знаков дорожного движения проверяется специально уполномоченными сотрудниками дорожных служб. Они как раз и должны время от времени выезжать на участки дороги и проверять как наличие знаков, так и правильность их установки. Полученные сведения сравниваются с положениями ГОСТа.
Из-под нового дорожного знака эвакуируют по 12 машин в день…
В феврале прошлого года мне довелось припарковаться в 1-м Добрынинском переулке. Приложение в смартфоне определило номер на платной стоянке, и, оплатив парковку, я ушел по делам. Вернувшись через пару часов, я обнаружил, что машины нет. Пришлось позвонить на единый номер экстренных служб 112. Оператор рассказала, куда увезли мой аппарат и к кому обратиться, чтобы его забрать. По ее словам, постановление об эвакуации вынесли сотрудники 3-го батальона ДПС ГИБДД УВД ЦАО г. Москвы.
Батальон находился через дорогу от того места, где стояла моя машина. Обратившись к дежурному офицеру, я узнал, что автомобиль был припаркован под знаком «Парковка для инвалидов». В протоколе и постановлении об административном правонарушении было написано, что я нарушил требования знаков 6.4 и 8.17, которые указывают на место стоянки для инвалидов.
Я был немало удивлен. Знак «Парковка для инвалидов» всегда четко выделен в виде отдельной таблички с изображением инвалидной коляски. Под знаком обычно висит дополнительная табличка. Обозначение инвалидной парковки не заметить трудно. Таких знаков там, где я оставил машину, не было – я был в этом уверен. Но дежурный офицер лишь посмеялся надо мной и участливо рассказал: «. Мы из-под этого знака каждый день по 10–12 машин эвакуируем. Вы не первый и не последний. »
Фото приложения к протоколу у него не оказалось, но он заверил меня, что фото есть, с привязкой к GPS-координатам. Также он сообщил, что уже многие владельцы эвакуированных автомобилей обращались в суд, но еще ни у кого не получилось ничего доказать.
Запрещающие
Как понятно из названия группы, знаки запрещают водителю совершить какое-либо действие: проехать, повернуть, обогнать, разогнаться, остановиться. Все запрещающие знаки имеют круглую форму.
Штрафы за каждый из знаков назначаются различные, в зависимости от ситуации. Например, въезд под «кирпич» на закрытую территорию карается штрафом 1 тыс. рублей за нарушение предписания знака. А за проезд под «кирпич» на встречную полосу движения уже отнимут права на 2-4 года.
Игнорировать запрещающие знаки могут автомобили, включившие спецсигналы и проблесковые маячки. Действия знаков заканчиваются у ближайшего перекрестка или у знаков, отменяющих ранее введенные ограничения.
Нужно ли всегда останавливаться перед знаком 2.5 “Стоп”?
И самый первый дорожный знак, который мы рассмотрим – единственный в своём роде восьмиугольный под номером 2.5. Такой формы его сделали специально для того, чтобы водители, движущиеся с других направлений, могли определить его, даже когда он повёрнут лицевой стороной в другую сторону.
И это самый узнаваемый по своему предписанию дорожный знак. Да, многие водители знают, что он самый главный из всех знаков, требующих обязательную остановку. Однако, большинство, но не все помнят из ПДД, что он несёт, помимо требования остановиться, также и другие функции:
- знак “Стоп” требует уступить дорогу другим автомобилям перед пересечением проезжих частей, и в этом его предписание идентично знаку 2.4 “Уступи дорогу”,
- если же вместе со “Stop” установлена табличка 8.13 с направлением главной дороги, то надо уступать только тем, кто движется по этой главной, а также руководствоваться правилом “правой руки” при разъезде с теми машинами, кто едет не по главной.
Где нужно прекратить движение?
Однако, тормозить нужно вовсе не у данного дорожного знака, как неверно полагают некоторые автолюбители. По действующим на 2021 год Правилам дорожного движения это нужно делать в одной из двух точек:
- при наличии стоп-линии нужно останавливаться перед ней,
- а при её отсутствии – перед краем пересекаемой проезжей части.
Обратите внимание, что край проезжей части, на которую вы собираетесь выехать – это по сути конец закруглений на перекрёстке с дороги, с которой вы выезжаете. Этим самым край проезжей части отличается от границ перекрёстка, что часто путают некоторые автовладельцы.
То есть при отсутствии стоп-линии вы обязаны остановиться у красной линии на рисунке ниже:
Какой штраф, если не остановился перед знаком “Стоп”?
Размер штрафа ГИБДД за несоблюдение указанных выше требований ПДД – минимальный в пределах главы КоАП РФ, отвечающей за нарушения в области дорожного движения.
Штраф за неостановку под знаком Stop, а также при требовании остановиться почти всеми другими дорожными знаками ниже по тексту данной статьи составляет 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП. А в редких случаях можно обойтись предупреждением. На него действует скидка 50% – и он превращается в 250 рублей. Никаких мер обеспечения вместе с этим не предусмотрено, включая штрафстоянку.
Статья 12.16 всецело, но не исчерпывающе отвечает за нарушения по части знаков. И её часть 1 – общая норма ответственности за знаки и разметку.
Кто имеет право устанавливать
Установка знаков регламентируется двумя актами:
- ГОСТ 52290-2004, в котором упомянуто, что дорожные знаки должны отвечать требованиям ГОСТ Р52290 и Р50597.
- Федеральный закон 196-Ф3 принятый еще 10.12.1995 года. Последняя редакция прошла от 26.07.2017 года.
Устанавливать знаки имеют право дирекция по организации дорожного движения. ГИБДД не устанавливают знаки, а лишь проверяют правильность их установки, выполнение водителями их требований. Монтаж происходит в соответствии со схемой дорожного движения.
Если требуется установить знаки в связи со строительством какого-либо объекта, то решение об установке принимает Государственный административно-технической инспекцией.
Можно ли поставить собственный знак?
Просто вкопать свой собственный дорожный знак ни физическое лицо, ни юридическое не имеет права. Однако, человек может инициировать установку элемента дорожной сети путём направления такого же обращения, как и по аналогии с проверкой законности установки знака.
А во дворах и на частной территории?
Тоже нельзя. Вообще, прямой запрет ставить самовольно знаки в 2021 году запрещают ПДД. В частности, пункт 1.5 указывает, что Правилами запрещено самостоятельно монтировать технические средства организации дорожного движения.
Конечно, если вы установите знак у себя на частном дворе, ничего за это не будет. Но если речь идёт о квартирном жилом доме, то здесь нельзя самовольно ставить ни знаки, ни шлагбаумы, ни светофоры, ни иные средства организации.
Требования к дорожным знакам и их установке
ГОСТ установки дорожных знаков подробно описывает то, какое количество знаков может быть установлено в том или ином случае, а также иные требования к установке и месту расположения.
Если водитель, защищая свои права, не может аргументированно доказать нарушения правил установки знаков, лучше по этому поводу проконсультироваться с юристами, имеющими подобную практику.
Контролировать весь процесс установки должна дорожная дирекция, а также вышестоящие органы власти.
Под общие правила установки знаков не подпадают только временные, сезонные. Установка временных дорожных знаков призвана, в первую очередь, обеспечить безопасность движения в том месте, где производятся ремонтные или иного рода работы.
В остальном же, установка дорожных знаков четко регламентируется правилами. Знаки должны быть установлены:
- за пределами населенного пункта непосредственно на обочине дороги;
- в горной местности – на откосах или над дорогой;
- для пересеченной местности – на расстоянии от 0.5, до 2 метров от дорожного покрытия;
- для повтора предшествующих знаков – на разделительной полосе или над дорогой.
Часто для установки знака и более легкого его чтения организуются специальные опоры и укрепительные постройки. Способы установки знака также регулируются ГОСТом.
Правомерность установки того или иного знака, который на практике мешает дорожному движению и создает потенциально опасные ситуации, могут установить адвокаты, занимающиеся подобными делами.
Как показывает практика, знаки могут и должны устанавливать не только непосредственно сотрудники ГИБДД. Однако они обязаны оценивать правильность установки таковых.
Незаконная установка знаков дорожного движения
Этим особенно любят заниматься наши соотечественники, наделенные хоть сколько-нибудь значимыми полномочиями. Различные организации, предприятия и предприниматели с большим удовольствием ставят знаки типа «Стоянка только для служебных машин», и мало кто из нас способен воспротивиться этому.
Как правило, установка такого рода знаков является неправомерной, что, в свою очередь, ведет в административной ответственности. Для того чтобы определить правомерность установки подобного знака, и его снятия необходимо обратиться в дорожную инспекцию.
Уполномоченные лица, в свою очередь, должны выехать на место, где зафиксирована незаконная установка, и снять его.
О том, как вернуть права после лишения, какие законы действуют для этого, и какие документы требуются, читайте на нашем сайте.
Кто устанавливает знаки
По закону установкой дорожных знаков занимаются специальные дорожные службы. В каждом населенном пункте есть свое подразделение, а в больших городах и не одно. Населенные пункты с миллионами жителей делятся на сектора, за каждый из которых отвечает свое отделение.
Дорожные службы следят за:
- своевременным монтированием табличек на новых участках дорогах;
- внесениями дополнительных обозначений на уже действующих дорогах;
- заменой вышедших из строя или потерявших видимость щитов;
- демонтированием ненужных знаков.
В случаях, когда устанавливаются новые графические символы, привлекаются к сотрудничеству работники Госавтоинспекции. На их плечи ложится вся ответственность за выбор места, правильность установки и оптимальность выполненных условий. Именно ГИБДД осуществляет конечный контроль и дает добро на монтаж.
Откуда взялся экспериментальный знак?
На следующий день я вернулся на место, где была припаркована моя машина, и обнаружил, что в череде дорожных знаков, похожих на знак «Платная парковка», висит знак «Парковка», в которую вписан значок инвалидной коляски. Знаки новой формации «Платная парковка» и «Парковка для инвалидов» похожи до степени смешения. К тому же они примерно на четверть меньше по размеру обычных знаков. В сложной дорожной обстановке их легко перепутать. Получилось так: висит знак, который мне как водителю непонятен, я не знаю, как на него реагировать. Кроме того, я его просто перепутал с другим таким же новым знаком.
Я решил разобраться в этой ситуации и стал изучать нормативную базу. Итак, правила поведения на дороге подробно описаны в Правилах дорожного движения. Дорожные знаки перечислены в приложении к ПДД. А вот то, как должны эти знаки выглядеть, как соблюсти единообразие при изготовлении и размещении этих знаков, регламентируют ГОСТы. Форма, размер, цвет, яркость и многое другое подробно описаны и утверждены Правительством РФ.
Оказалось, ГОСТ Р 52290-2004, который регламентирует требования к внешнему виду и порядку установки дорожных знаков, новые знаки, которые я неправильно трактовал, не содержит. Далее я обнаружил, что они являются экспериментальными. Знак, нарушение которого мне вменили, называется 6.4.17д «Парковка для инвалидов». Введен он в действие Предварительным национальным стандартом от 31 октября 2017 г. № 52-пнст. Срок действия этого ПНСТ – до 1 ноября 2020 г. То есть вполне возможно, что в 2020 г. эти знаки применять уже не будут.
Разбираясь дальше, я узнал, что есть ГОСТы обязательные и рекомендательные. ГОСТы, которые обязательны для применения в области регулирования дорожного движения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2017 г. № 2438-р, но там Предстандарта № 52-пнст нет.
Этот Предстандарт введен в действие за подписью заместителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Порядок применения его регламентирован ГОСТом 16-2011. В п. 5.3 данного госстандарта указано, что применение предстандатов является добровольным.
Отсюда вывод: на улицах Москвы стоят дорожные знаки, применение которых является добровольным. Введены эти знаки в действие документом, который по многим признакам нормативным актом не является. При этом за неисполнение требований этих знаков водителей привлекают к ответственности.
Нужно ли защищать свои права в судах и доказывать незаконность ответственности за нарушение?
В идеале — обязательно! Только активная позиция автомобилистов рано или поздно сможет заставить изменить подход должностных лиц к вынесению штрафов, вынуждая их начать изучать обстоятельства совершения нарушений более детально, а не выписывать штрафы направо и налево без разбора.
На какие обстоятельства обратить внимание в первую очередь, мы сказали. С оригиналом дела можно ознакомиться в начале материала или здесь .
Как получить разрешение?
Зачастую, знаки размещаются на одной высоте для обеспечения должного и естественного восприятия. Позволяется заказать самостоятельно или же нанять специалистов для установки. Но прежде нужно составить соответствующие заявление, где будет подтверждено разрешение монтажа такого-то дорожного знака в соответствующей дорожной зоне. Как только разрешение получено, можно приступать к монтажу. Также помните, что договор о размещении знака в той или иной местности, обязательно нужно подписывать в ГИБДД или в том органе, организации, которая будет заниматься установкой. Как найти образец? На сайте ГИБДД или в Интернете, задав соответствующий запрос.
Предупреждающие
Знаки предупреждения делают треугольной формы белого цвета с красным кантом. Исключение из этого правила составляют только знаки, предвещающие железнодорожный переезд и направление поворота.
Требования предупреждающих знаков невозможно нарушить, потому что они ничего не запрещают. Задача этих знаков – предупредить водителя о приближающейся опасности. Например, о сужении дороги впереди, возможности выхода на дорогу животных, скользкой дороге и об опасных поворотах.
Такие знаки устанавливают в 50-300 м от опасности в зависимости от того, где она находится – в городе или на трассе.
Обязывает ли остановиться разметка “Stop”?
Нет. Сама по себе нанесённая на дорогу дорожная разметка 1.21 носит предупреждающий характер. Она говорит нам о том, что впереди нас ждёт вышеописанный знак 2.5 вместе со стоп-линией.
Но прямого запрета продолжать движение без остановки разметка “Стоп” не предписывает, поэтому можно её проезжать без опасений.
Места для установки
Помимо стандартной установки справа от проезжей части, дорожные знаки размещают на опорах, колонках и столбах (мачтах) по горизонтали (что является предпочтительным) или по вертикали; на тросах-растяжках, рамах и кронштейнах, расположенных над проезжей частью.
На участках дорог, где плохо различима разметка, устанавливаются дорожные обозначения с аналогичными требованиями. Также, знаки могут дублироваться непосредственно на дорожном полотне.
Если обозначение устанавливается временно (например, в связи с дорожными работами), то дорожные службы обязаны убирать их немедленно, как только они перестают быть актуальными.
Кто контролирует?
Выше мы указали, что ответственность за содержание дорог возложена на дорожную службу. Однако, контролировать действия последней имеют право и в Госавтоинспекции. В частности, ГИБДД даны права:
- осуществлять надзор за состоянием дорожных знаков (пункт 59 Административного регламента, введённого Приказом №664),
- выписывать предписания об устранении нарушений в дорожном движении муниципальным и иным органам по части демонтажа или, наоборот, установки знаков (пп. 21 пункта 1 статьи 19 закона О полиции)
Начальник подразделения ГИБДД не знал о новом дорожном знаке
Для начала я обратился с жалобой на незаконность постановления об административном правонарушении к командиру 3-го батальона ДПС ГИБДД УВД ЦАО г. Москвы. Указав на нарушения материального и процессуального права, я попросил отменить постановление его подчиненного. Командир батальона ответил формальным отказом. При этом он сослался на то, что машина была припаркована в зоне действия уменьшенных комбинированных знаков 6.4 и 8.17, о знаке 6.4.17д не упоминалось. То есть начальник подразделения ГИБДД по ЦАО, командир батальона, не знает, что за знаки висят под окнами его служебного кабинета. Его не смутило, что в протоколе и постановлении указаны дорожные знаки, которых на этой улице нет.
Знаки приоритета
Эти дорожные знаки объясняют, кто первым должен проехать пересечение дорог или другой сложный участок дороги. За нарушение такого знака на перекрестках штрафуют на 1000–1500 рублей.
Знаки, объясняющие приоритет, выполнены в разных формах и цветах. Они не подчиняются общему правилу типирования. Например, указатель с главной дорогой выполнен в виде желтого ромба с белым кантом, а знак «Уступить дорогу» – перевернутый белый треугольник с красной окантовкой.
Также к знакам приоритета относят таблички, предупреждающие водителя о приближении к перекрестку со второстепенной дорогой, указатели, регулирующие преимущество проезда узкого пути, и т. д.
Знак 3.17.1 “Таможня”
Ещё один сигнал для обязательного прекращения движения транспортного средства относится к запрещающим дорожным знакам, встречается очень редко на дорогах России и находится под номером 3.17.1. Выглядит он следующим образом:
Где нужно остановиться?
Но в отличие от вышеуказанного знака “Стоп”, обсуждаемый нами здесь предписывает иное место для остановки. Согласно ПДД, вы не должны продолжать движение без остановки непосредственно у пункта таможенного контроля.
Именно поэтому чаще всего данный запрещающий знак устанавливают совместно с табличкой под ним, указывающей расстояние до места таможенного пункта.
Сколько штраф за нарушение?
Так как остановку в данном случае требует конкретно дорожный знак, то наказание за его игнорирование грозит то же самое – штраф 500 рублей или предупреждение.
Могут ли быть установлены незаконные указатели
За незаконную установку знака предусмотрено административное наказание. Несмотря на это, многие граждане самовольно ставят знаки. Например, около некоторых организаций может быть установлена табличка «Стоянка только для работников». Если знак без разрешения установил начальник организации, то его действия неправомерны.
То же самое относится к знакам, которые отсутствуют в ПДД. Например, руководитель организации не может выставить на дорогу указатель «Въезд только для работников». Установка любого знака должна быть утверждена дорожной инспекцией.
Как можно узнать законно ли установлен дорожный знак
Если есть сомнения в законности установки знака, то можно обратиться в дорожную инспекцию или ГИБДД. Заявление на проверку подается в письменном или электронном виде. Его рассмотрение занимает до 30 суток. В случае неправомерности знак уберут, а нарушителя (того, кто его поставил) накажут.
Штраф за незаконную установку дорожного знака:
- от 5 до 10 тысяч рублей для физических лиц;
- 25 тысяч для должностных лиц;
- 300 тысяч для юридических лиц.
Соблюдать ли дорожные знаки, установленные не по ГОСТу
В российских судах довольно часто рассматриваются дела, которые связаны с неправильной установкой знаков, регулирующих дорожное движение. К сожалению, на сегодняшний день статистика далеко не на стороне водителя. Даже если «нарушителю» удастся доказать, что щит был установлен неправильно, это чаще всего не снимает с него ответственности и необходимости платить штраф. При вынесении решения судья руководствуется тем, что соблюдение ПДД обязательно, даже если знак и не стоит или установлен неправильно.
Безусловно бывают и выигрышные процессы, но их меньше, а временные и материальные затраты на их проведение немалые. Исходя из этого стоит несколько раз подумать, прежде чем сознательно игнорировать установленный знак. Лучше законно добиться его демонтажа в правовом порядке.
Как проверить законность установки дорожного знака?
Если гражданин имеет опасения или ему кажется, что дорожный знак установлен с нарушениями, он может обратиться в местное отделение ГАИ, предварительно составив заявление. Ответ на подобные заявления от граждан выдается не позднее 30 дней, с момента подачи такового. Также необходимо уточнить, есть ли в этом отделении подразделение, которому регламентировано заниматься проверкой законности установки знаков.
Предписывающие знаки
Как правило, предписывающие указатели выполнены в форме круга. Пиктограммы чаще всего изображены на темно-синем фоне. Они разрешают движение: «стрелки» перед пересечением дорог, указатель, извещающий о въезде на круговое движение, таблички, обозначающие пешеходные или велодорожки.
Предписывающие знаки не накладывают ограничений, а наоборот, требуют выполнения конкретного маневра: показывают направление, скорость и вид транспорта, который может продолжить движение.
Об экспериментальном знаке не знали и в ЦОДД
Получив отказ от ГИБДД, я обратился в Замоскворецкий суд г. Москвы с просьбой отменить как незаконное постановление по делу об административном правонарушении. Судья для объективного рассмотрения дела вызвала в судебное заседание сотрудника ГИБДД, который составлял протокол задержания транспортного средства, и отправила запрос в Центр организации дорожного движения г. Москвы (ЦОДД), где должны были пояснить расстановку знаков в 1-м Добрынинском переулке.
Сотрудник полиции, явившись в судебное заседание, предъявил фото с места парковки, на котором четко видно, что знаков 6.4 и 8.17 на этом месте нет, а висит знак 6.4.17д. Старший лейтенант рассказал судье, что, составляя протокол, он пользовался готовым бланком, в котором вбиты знаки 6.4 и 8.17. То, что этих знаков на месте нет, его не смутило. На вопрос, почему он не внес поправки в протокол и не указал реально стоящий знак, тот ответил, что протокол выдает компьютер, а исправлять его от руки он не стал.
Немало удивил и ЦОДД, прислав выписку, согласно которой на этом месте установлены знаки 6.4. и 8.17. Упоминания о новых дорожных знаках в реестре ЦОДД нет.
Таким образом, сложилась следующая ситуация: суд установил, что в протоколах и постановлении указаны знаки, которых на месте происшествия нет. Органы власти, уполномоченные следить за соблюдением правил дорожного движения, а именно ГИБДД, не реагируют на то, что в зоне их ответственности установлены дорожные знаки, не предусмотренные ПДД. Вместо этого они, по словам сотрудника, выписавшего постановление, ежедневно эвакуируют машины из-под этого знака. Органы власти, отвечающие за установку знаков, а именно ЦОДД, не знают, какой знак установлен на одной их московских улиц.
Знак 3.17.3 “Контроль”
И, наконец, третий и последний сигнал для обязательной паузы в движении, который игнорируют не только большинство водителей, но даже сотрудников ГИБДД (а именно перед их глазами происходит чаще всего нарушение знака) – это 3.17.3, указывающий, что впереди находится пункт пропускного контроля (часто пост ДПС).
Но, так как “Контроль” относится, как и предыдущий, к запрещающим знакам, то он указывает запрет продолжения движения без остановки именно через пункт пропускного контроля.
Сколько штраф, если не остановиться?
Те же 500 рублей или административное предупреждение по норме части 1 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Какова зона действия
Зона действия знака указывается на табличке, которая прикрепляется ниже основного обозначения (например, 100 метров). Если же таблички с конкретным расстоянием нет, то действуют такие правила:
- В населенных пункта запрещающие знаки действуют до ближайшего перекрестка. Если же его нет, то до границы поселения (до выезда).
- До тех пор, пока за запрещающим не последует разрешающий (снимающий запрет) знак (или наоборот). Например, за знаком на трассе «Обгон запрещен» должен последовать «Конец зоны запрета обгона» или же знак, снимающий любые ограничения.
- Указатели пешеходного перехода действуют на расстоянии, которое есть между двумя знаками (справа и слева).
- «Главная дорога» действителен от перекрестка или до него (при условии, что там нет повторного знака, указывающего направление поворота главной дороги) или до обозначения «Конец главной дороги».
- Временные указатели имеют ту же зону действия, что и постоянные.
Как и куда подать обращение онлайн?
Итак, у нас есть 3 службы, куда можно подать заявление:
- ГИБДД,
- федеральный контроллёр безопасности дорожного движения,
- муниципальный орган по обеспечению безопасности.
Обратите внимание, что последние два – это общее и более частное ведомства одной организации. Но рассматривают они, соответственно, знаки на разных уровнях:
- Федеральный орган имеет полномочия демонтировать и устанавливать дорожные знаки на федеральных трассах (тех, название которых содержит букву “М” вначале – например, на автодороге “М7”) – так указывает статья 5 ФЗ №443 Об организации дорожного движения,
- региональные дорожники осуществляют проверку законности знаков на междугородних трассах, не являющихся федеральными (статья 6 того же закона),
- а вот содержание элементов местных (городских и в других населённых пунктах) дорог осуществляют муниципальные органы – администрация и тому подобные (статья 7).
Таким образом, подавать обращение вы можете на следующих ресурсах:
- на официальном сайте Росавтодор по части федеральных дорог (образец заявления на их же сайте),
- на официальном ресурсе регионального ведомства по поводу региональных трасс – просто введите в поиске “[ваш город] орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области организации дорожного движения” – например, для Татарстана это будет сайт Миндортранса, для Краснодарского края – аналогичное Министерство,
- либо на сайте местного муниципального органа – найти вы его также можете поиском; к примеру, в Москве это ЦОДД, в Санкт-Петербурге – ДОДД.
Соответственно, подавать обращение можно через онлайн-приёмную этих служб. Только для Москвы это уже будет не официальный сайт ЦОДД, а единый транспортный портал столицы.
А вот в Петербурге сайт ДОДД не предоставляет возможности онлайн-обращений. Зато можно написать на электронную почту по шаблону обращения.
Кроме того, не забываем, что мы всё ещё можем обратиться в ГИБДД с тем же заявлением (а вот скопировать сюда текст из письма в дорожную службу не получится – на сайте установлен запрет контекстных команд).
Как обжаловать установку во дворе
Обжаловать неправомерную установку щита во дворе или на другом участке дороги можно следующим образом:
- Зафиксировать факт нарушения на видео или фото.
- Обратиться с заявлением для подтверждения факта нарушения в ЦОДД, ГИБДД или местные органы самоуправления.
- При получении письменного ответа о несоответствии знака ГОСТам, написать заявление о демонтаже такового.
- На рассмотрение просьбы отводится 30 дней.
Демонтаж незаконно установленного дорожного знака выполняется в кратчайшие сроки.
Какое же решение вынес суд?
Замоскворецкий суд вынес странное решение. Судья изменила постановление об административном правонарушении, указав, что я нарушил требования знака 6.4.17д. При этом то, что в протоколах об эвакуации и административном правонарушении остались фигурировать знаки, которых по факту на месте парковки нет, отражения в решении не нашло. Судья указала, что неважно, какой именно знак установлен. Важно, что машина все-таки была припаркована на стоянке для инвалидов.
Положение нормативных документов о том, что применение Предварительного национального стандарта является добровольным, судья трактовала по-своему. Суд решил, что применение Предстандарта обязательно для граждан и необязательно для юридических лиц.
Я вынужден был обжаловать это решение суда в Московский городской суд.
Ответственность
Не редко водитель получает неправомерный штраф, якобы за нарушение ПДД, ориентируясь в протоколе на установленный дорожный знак. Но, многие водители даже не догадываются, что если знак установлен с нарушениями, то можно через суд оспорить наказание. Кроме того, процедура оспаривания штрафа может происходить и через руководство ГИБДД, в том районе, где произошло якобы правонарушение. Для этого выделяется 10 дней. Ещё раз напоминаем, что произвольная установка дорожных знаков без согласования с компетентными органами, запрещается.
Знаки особых предписаний
Маркеры с особыми предписаниями сочетают в себе сразу несколько типов знаков – информационные и разрешенные. Указатели с пешеходным переходом демонстрируют, в каком месте пешеходам можно перейти дорогу, а водителям – где нужно сбросить скорость и быть особо внимательным. К этой же категории относятся знаки о выезде на автомагистраль, зоны только для общественного транспорта и мест их остановок.
Все знаки имеют квадратную или прямоугольную форму, могут быть синего цвета (стрелки, реверсивное или одностороннее движение), зеленого (въезд на автомагистраль) и белого (особые зоны с ограничениями).
Обязывает ли стоп-линия всегда останавливаться?
Нет. Сама по себе разметка 1.12 не несёт прямую обязанность прекратить движение. Однако, такая обязанность появляется при четырёх условиях:
- вы обязаны остановиться перед стоп-линией при красном (или жёлтом) сигнале дорожного светофора,
- а также при красно сигнале ж/д светофора,
- при запрещающем жесте регулировщика,
- и после знака Стоп.
В иных случаях вы не должны прекращать передвижение у этой линии.
Обратите внимание, что за нарушение этой разметки предусмотрен специальный штраф – 800 рублей по части 2 статьи 12.12 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение правил
В соответствии с законодательными нормами никто, в том числе и ответственные лица, не имеют право самовольно убирать или устанавливать графические символы ПДД. Запрещено также преграждать ими путь или наносить другие повреждения участникам движения. Нарушение правил влечет наложение административных наказаний.
Вид применяемого наказания зависит от суровости нарушения и действий, которые оно повлекло. При выявлении факта выписывается штраф в размере:
- 5-10 тысяч рублей, если провинилось физическое лицо;
- до 25 тысяч при наказании чиновника;
- до 300 тысяч, если штраф налагается на компанию.
При умышленном повреждении щита применяются нормы Уголовного кодекса:
- Штрафные санкции в размере до 40 000 рублей.
- Принудительные или исправительные работы.
- Помещение под стражу на срок до 2-х лет.
Если по вине нарушителя погибли люди, то срок заключения повышается до 5-ти лет.
Незаконное решение Замоскворецкого суда отменил Мосгорсуд
В жалобе я указал, что Предстандарт не является нормативным документом и не может считаться обязательным. А разграничение, когда один и тот же документ обязателен для гражданина и необязателен для юрлица, является нарушением конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Кроме того, парковка для инвалидов, согласно Правилами дорожного движения, обозначается знаками 6.4 и 8.17, и других ПДД не предусматривают. Не увидев на парковке этих знаков, я не мог знать, что оказался на стоянке для инвалидов. Именно поэтому я оплатил платную парковку и оставил машину на этом месте.
Судья Московского городского суда пришел к выводу о незаконности ранее вынесенного судебного решения. Мосгорсуд указал, что Предварительный национальный стандарт не является нормативным актом. Участники дорожного движения обязаны знать и исполнять требования Правил дорожного движения. А знаки, указанные в Предстандарте, в ПДД не содержатся. Следовательно, водители не обязаны ими руководствоваться.
Мосгорсуд отменил решение нижестоящего суда и отправил дело на новое рассмотрение. В итоге дело было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Решение вступило в законную силу.
Кто проверяет правильность расстановки знаков?
Для проверки командируются специально подготовленные сотрудники дорожных служб. Одно из главных задачей этой организации является периодическая проверка вверенных дорожных знаков на конкретной территории. При проверке, все полученные данные не только фиксируются, но также и сверяются с нормативными актами, как федеральный закон или ГОСТ. Это необходимо для контроля качества выполненных работ работниками при установке.
Общие требования к дорожным знакам
Нужно отметить один факт, что любой знак обязательно должен размещаться только согласно ГОСТу. В этом нормативном акте прописывается о том, сколько знаков должно быть установлено на конкретном участке, в том или ином случае. Помимо этого есть и другие параметры, на которые идет ориентирование уполномоченных органов, тот же федеральный закон.
За проверками правильности расположения, целесообразности размещения того или иного знака, несет ответственность государственный орган, отвечающий за все хозяйство в этой отрасли, это дорожная дирекция.
В зависимости от региона, территории в целом, может отличаться количество сотрудников и, что естественно, объём выполняемой работы. Помимо всего прочего, указанные государственные органы должны проверять целесообразность размещения того или иного дорожного знака.
Больше информации на заданную тему можно найти на соответствующих сайтах государственных структур, в том числе о ГОСТах и прочих регламентированных актах.
В заключение…
Сложилась странная правовая ситуация. В Москве развешены новые дорожные знаки, не предусмотренные Правилами дорожного движения. Власти об этом знают, но никаких мер не принимают. Московский городской суд указал, что водители не обязаны руководствоваться этими знаками, и признал незаконным привлечение водителей к ответственности за несоблюдение их требований.
Здесь остается только добавить: уважаемые участники дорожного движения, соблюдайте требования ПДД и не бойтесь добиваться справедливости в судах. Практика обжалования незаконных постановлений ГИБДД показывает, что суды при выявлении нарушений закона встают на сторону водителей. Будьте внимательны и осторожны за рулем.
Есть ли обязанность соблюдать такие знаки?
Если дорожный знак в данном месте установлен незаконно и самовольно, то за его несоблюдение наказания быть не должно, так как по сути отсутствует само событие нарушения. Например, если кто-то самостоятельно без разрешения поставил «Кирпич» перед въездом в жилой двор, то в этом случае штраф за проезд под него незаконен, потому как знаком с точки зрения Правил этот объект и не является.
С другой стороны, если есть нарушение ГОСТа, то вам при обжаловании постановления, к примеру, нужно будет ещё доказать, что именно это нарушение установки знака привело к вашему нарушению. Например, установленное ограничение скорости не было видно, так как знак оброс ветками стоящего рядом дерева. Тогда вам придётся показать видео с регистратора или привести другие доказательства того, что вы не могли видеть значение максимальной скорости на дорожном знаке.
Знаки с дополнительной информацией
Табличками с допинформацией называются прямоугольные небольшие белые маркеры, которые устанавливаются в дополнение к основному знаку. Например, табличка «только для служебных а/м» или способ установки транспортного средства вместе со знаком парковки. Они служат для уточнения знака, вместе с которым установлены. Типов нарушений за несоблюдение таблички не предусмотрено, то есть штраф будет выписываться за несоответствие требований основного знака. Однако стоит иметь в виду, что в некоторых регионах сотрудники ГИБДД эвакуируют автомобили с парковок, если те припаркованы в нарушении дополнительной таблички.
Напоминаем, что информация о наличии штрафов сохраняется в истории автомобиля. И если вы соберетесь продавать свой автомобиль, будущий владелец, проверивший историю через онлайн-сервис, может отказаться от покупки. Также информацию о долгах можно получить при проверке через сервис владельца авто. Посмотреть пример отчета
Пусть у вас не возникает ситуаций с лишением прав. Желаем удачи на дорогах!
Зона действия дорожного знака
Не редкость, что водитель, видя табличку такого рода, как — «Зона действия» не понимает истинное обозначение таковой. Такой знак считается универсальным, то есть его значимость может определяться комплексно, в том числе в связи с какими-то другими таблицами, которые могут находиться в непосредственной близости.
Однако, чтобы понимать и главное правильно «прочитать» значение знака, необходимо знать значение знаков, которые расположены в непосредственной близости. В общем же, зона действия только предупреждает о том, как далеко и эффективно может быть действие того или иного знака.
Незаконно установленные дорожные знаки
Нужно вспомнить также и о том, что не менее актуальна тема и проблематика такого вопроса, когда на определенной местности знак стоит несанкционированно. К примеру, частные компании, организации и прочие предприятия, могут устанавливать вблизи от своих мощностей знаки, такого рода, как «Стоянка только для работников», «Платная парковка», «Машины не ставить» и тому подобное.
Подобные знаки не являются законными, а их установка неправомерна и зачастую, приводит к административной ответственности. Если вы обнаружили такой знак, сразу же обращайтесь в дорожную инспекцию. Уполномоченный сотрудник обязан явиться на место и предпринять все действия к тому, чтобы незаконно установленный знак, был демонтирован.
ли со статьей или есть что добавить?