На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?
Тахограф – специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
Изначально установка тахографов преследует хорошую цель – предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.
Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.
В этой статье Вы узнаете:
Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.
Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов – приказ министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”, приложение №2 “Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами”.
Кому нужен тахограф? Разъяснение закона 2019 года
Участившиеся аварии с грузопассажирским автотранспортом принудили законодателей внести изменения в действующее Законодательство по вопросам, касающимся индивидуальных тахографов.
Ранее оснащать тахографами свой транспорт необходимо было всем юрлицам и ИП, в то время как на грузопассажирский транспорт, оформленный на частное лицо, такая обязанность не распространялась. Законодатели решили закрыть брешь в этом вопросе.
Действия закона вступает с указанной даты, за отсутствие тахографа в автомобилях определенных категорий предусмотрены штрафные санкции как для юридических лиц и ИП, так и простых водителей.
Если у вас есть вопросы, то вы можете обратиться к нашим юристам в режиме онлайн.
Оснащение автобусов тахографами в 2020 году
Предприниматели, работающие в сфере пассажироперевозок, задаются вопросом, устанавливать тахографы на городские автобусы в 2020 году или нет? Для юридических лиц и ИП ответ на вопрос уже ясен. На грузопассажирский автотранспорт, оформленный на физическое лицо, такая обязанность не распространялась. Теперь есть законное решение. С 1 января 2020 года произошли некоторые изменения в законодательстве, затронувшие необходимость установки прибора учёта.
Как получить карту водителя для тахографа
Карта водителя для тахографа — это пластиковая карточка со встроенным микрочипом, которая контролирует работу человека, находящегося за рулем автотранспортного средства.
Установка тахографа на автобус: требования, виды, законодательная база
Тахограф – устройство, по функциям напоминающее черный ящик в самолете, оно устанавливается в автобусах и транспорте для грузоперевозок. Предназначено для отслеживания режима сна водителя, маршрута и скорости транспортного средства, мест и времени его остановок. Таким образом, это устройство повышает дисциплину труда, сохраняет жизнь и здоровье участников дорожного движения.
Зачем нужен тахограф на маршрутном автобусе
С 2021 г. транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в пригородном и междугородном сообщении, должны быть оснащены тахографами. Для городского сообщения указанное требование вступит в силу с 2022 г.
М2 и М3 — транспортные средства используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)
Таким образом тахографами будут оснащены вообще все автобусы перевозящие пассажиров.
Тахограф – что это и для чего он нужен?
Это индивидуальное электронное бортовое устройство для ведения контроля над работой ТС и отдыха водителя:
- над действительным пробегом автотранспортного средства (невозможно «скрутить пробег»);
- над временем, в течение которое водитель вел автомобиль и имел ли периоды для отдыха.
Тахограф автоматически сохраняет в своей памяти все эти данные, зашифровывает их для несанкционированного редактирования. Поэтому имеющиеся в нем записи весьма объективны, и могут быть использованы в качестве доказательств, в том числе в судебном разбирательстве.
Другие материалы подобной тематики можно изучить на нашем сайте.
Назначение тахографа
Цифровые тахографы — это бортовое электронное устройство. Он контролирует и фиксирует различные параметры автомобиля, также основная функция тахографа, контроль режима труда и отдыха экипажа транспортного средства.
Как мы уже писали, основная функция тахографа — это контроль режима нахождение водителя за рулём транспортного средства, а также контроль достаточного количества времени, для восстановления сил, отдыха водителя. Недостаток отдыха водителя, может привести к быстрому переутомлению водителя, снижение реакции на различные события на дороге, которые могут произойти при управлении ТС. Также, самое страшное, может стать причиной гибели или травмирования пешеходов или участников движения.
Чтобы снизить количество ДТП, законодатели, постепенно вносят в законы дополнения, расширяя перечень транспортных средств, обязанных быть оборудованными тахографом. Сотрудники ДПС или Транспортной полиции, стали на постоянной основе, проверять наличии тахографа. Проверять нарушения, записанные в тахограф, и при их наличии, выписывать значительные штрафы на водителя и руководство транспортной компании.
Принцип работы
Это – своеобразный «чёрный ящик», наподобие самолетных устройств, т.е. индивидуальный бортовой прибор. Он предназначен для контроля функционирования транспорта иотдыха водителя. «Скрутить километраж» в данном случае не получится. Устройство выдает фактический пробег и временной отрезок, в течение которого водитель ехал, останавливался на отдых.
Данные автоматически сохраняются в памяти устройства и недоступны для несанкционированного редактирования. Собранная информация достоверна. В суде она используется в качестве элемента доказательной базы. Рассмотрим, на какие автобусы нужен прибор и особенности его установки.
Для чего нужен тахограф?
Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.
То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.
Что такое тахограф и зачем его необходимо устанавливать
Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:
- пассажирском транспорте, эксплуатируемом юрлицами и ИП, в котором число мест, помимо водительского, больше 8;
- грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
- автобусах, эксплуатируемых физическими лицами;
- пассажирском транспорте, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров.
В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).
Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.
Общие моменты
Тахограф является своеобразным черным ящиком для автомобилей, поскольку его работа определенно схожа с аналогичным прибором.
С 1 января 2020 года произошли некоторые изменения в законодательстве, которые затронули не только саму необходимость установки тахографов, но и изменили типы тех, которые могут использоваться в принципе.
К тому же, следует разобраться, нужен ли тахограф на личном автобусе, или его может не быть, поскольку установка такого прибора приводит к излишним тратам на содержание автомобиля.
Первоначальные данные
В законодательстве Российской Федерации четко оговариваются все требования касательно безопасности автомобильного транспорта.
Они касаются и тех моментов, которые связаны с автобусами, поскольку пассажиры должны быть в безопасности, а для этого водителям следует нормально отдыхать.
Кроме того, тахографы полезны и руководителям предприятий, в которых работают эти автомобили, ведь маршрут движения, использование разных систем машины и даже скорость перемещения считываются различными датчиками.
Для чего он необходим
Тахограф изначально разрабатывался как устройство для мониторинга режима использования автомобилей, с целью предупреждения аварийных ситуаций.
Таким образом, это устройство помогает сохранить жизнь и здоровье всех участников движения, поскольку грузовой автомобиль или автобус весом в несколько тонн действительно могут нанести большой ущерб.
Этим прибором проверяется режим отдыха водителя, если речь идет о дальнобойном транспорте, а также устанавливается конкретный маршрут, по которому он едет, чтобы машина не использовалась для сторонних задач.
Также ответственные лица предприятий вполне могут определять по данным тахографа, насколько водитель аккуратно пользуется системами автомобиля, превышает ли скорость и ряд других моментов.
Если сотрудник часто нарушает правила и нормы, то это будет сигналом для обращения внимания на него и проведения профилактических мероприятий.
Действующая нормативная база (закон)
Касательно оборудования автобусов тахографами Министерство транспорта выпустило Приказ номер 277 “Тахографы на автобусы”.
В его тексте было сказано, что автобусы категорий М2 и М3, которые работают на маршрутах внутригородского и межгородского сообщения.
Поэтому можно считать, что закон обязывает установить тахографы на любой коммерческий транспорт, который принадлежит ИП или юридическому лицу, а также осуществляет коммерческую деятельность.
Кроме того, Приказом Минтранса под номером 273, который стал Порядком оснащения ТС тахографами, оговаривается, что с 1 января 2020 года все тахографы должны быть одного образца.
Так, аналоговые приборы, которые еще называются шайбовыми, больше не могут использоваться для транспорта, ездящего только по территории РФ, и их следует заменить на цифровые.
Но аналоговая техника все так же могут использоваться, но только если у компании есть лицензия на международные перевозки.
Установка тахографов для физических лиц с 1 ноября 2019 года
Закон, вводящий обязательную установку тахографов для физических лиц, вступает в действие с 1 ноября 2019 года.
Суть этого закона — во внесении изменений в другой закон, «О безопасности дорожного движения«. В частности в него вносятся следующие требования к физическим лицам:
- Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
- Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения РФ.
- Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года
Первый документ, о котором пойдет речь в данной статье, – это Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. Он приходит на смену документу с аналогичным названием.
Изменения 2019 года
С 1 ноября 2019 года вступают в силу ряд поправок и изменений в действующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ №196 статья 20.3, предписывающая физическим лицам оснащать тахографами весь эксплуатируемый транспорт для грузоперевозок (массой свыше 3,5 тонн), а также автобусы и соблюдать требования по надлежащему использованию прибора и придерживаться установленного режима работы водителя по тахографу;
- Постановление Правительства №1276 о нововведениях в порядке техосмотра ТС;
- КоАП статья 11.23, ужесточающая ответственность за административные нарушения на транспорте, попадающем под оснащение тахографами.
В измененном тексте ПП России от 30.09.2019 за номером 1276 содержаться такие требования для водителей и руководителей предприятий:
- С ноября, при прохождении технического осмотра, у всех автотранспортных средств грузовой и пассажирской категории обязательно будет проверяться тахограф – его функциональность, наличие заводской пломбы и другие технические параметры. Все проверяемые данные будут занесены в соответствующие раздел диагностической карты нового образца.
- Сделаны разграничения по марке тахографов – для движения по дорогам России предусматривается модель марки СКЗИ, для международных перевозок – ЕСТР (Приказ Министерства транспорта за номером 36 и Европейскими нормами движения).
- Грузовой автотранспорт весом более 3,5 т. обязательно оснащается тахографом, подобные требования относятся и к пассажирским автобусам, несмотря на общую массу и количество посадочных мест.
Будьте внимательны! Многие недобросовестные сервисные центры предлагают к установке именно модель, предназначенную для европейских дорог, его стоимость несопоставимо выше российского аналога.
В представленное видео озвучены ключевые моменты нововведений:
Другие законодательные акты по автомобильной теме расположены на нашем сайте
Законы о тахографах для автобусов и микроавтобусов
Обязательное оснащение пассажирского транспорта цифровыми тахографами, регламентируется несколькими документами:
- Основной закон, где прописан тахограф, это Приказ МинТранса Российской Федерации № 36 (13 февраля 2013) и № 273 (21 августа 2013). Согласно этим нормативам, тахографы нужно ставить на все коммерческие ТС категорий М2 и М3 (автобусы/микроавтобусы, у которых 8 и более мест для пассажиров). Исключение — это служебная техника, а также техника, задействованная в регулярных городских и пригородных перевозках. Пока не вышел Приказ 227.
- Приказ МинТранса Российской Федерации № 227 (26 июля 2017), внес изменения в предыдущие документы. Согласно изложенных в тем требований, технику на пригородных маршрутах нужно оснастить самописцами к 1 июля 2019 года, а на городских – к 1 июля текущего, 2019 года. Сейчас, на момент на писание статьи (июль 2020), действие Приказа, из-за короновируса COVID-19, перенесли на год, т.е. лето 2021 года.
- Также, надо учитывать требования постановления Правительства РФ № 195. Оно касается лицензирования пассажирских перевозок. Согласно этому постановлению, оснащение всех автобусов тахографами, становится обязательным требованием, для получения лицензии на пассажирские перевозки.
Что говорит закон
В 2019 году обрели законную силу поправки в действующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ №196 статья 20.3 (предписывает частным лицам оснащать тахографами автобусы, соблюдать требования по использованию устройств, регулировать должным образом режим работы водителя);
- Постановление Правительства № 1276 о преобразовании порядка техосмотра ТС, содержит требования для водителей, руководства предприятий;
- статья 11.23 КоАП ужесточает меры ответственности за нарушения по оснащению автобусов тахографами.
С ноября 2019 года весь пассажирский транспорт при прохождении ТО проверяется на наличие тахографа, его рабочего состояния, наличия заводской пломбы и прочих технических параметров. Проверенная информация заносится в диагностическую карту.
По марке приборов установлены разграничения:
- СКЗИ для передвижения внутри страны;
- ЕСТР для международных перевозок.
Все пассажирские автобусы оснащаются тахографами, несмотря на общую массу и количество посадочных мест. Этот тип транспорта относится к категории М2 и М3 (вместительность более 8 посадочных мест). Теперь установка такого оборудования является незыблемым правилом.
Кто устанавливает тахограф и обеспечивает водителей карточками
Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он покупает оборудование, включающее и пластиковые свидетельства, за собственный счет и устанавливает его в соответствии со ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995.
При желании работник вправе получить свидетельство самостоятельно; как получить карту водителя для тахографа частному лицу или организации, установлено в законодательстве, порядок дополнительно уточнен и на официальном сайте Минтранса.
Если трудоустроен работник, у которого такое пластиковое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не вправе отобрать ее у работника. Порядок взаимодействия в этом случае регулируется в контракте или коллективном договоре.
Алгоритм действий, как получить карту СКЗИ самостоятельно, установлен в новом Приказе Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 (действует с 01.01.2021 по 01.01.2027). Для этого обращаются в организацию, изготавливающую и выдающую пластик (перечень опубликован на сайте ФБУ «Росавтотранс»), с заявлением и пакетом документов. Занимаются приемом заявлений и многофункциональные центры (МФЦ).
Чтобы узнать, где получить карту тахографа для водителя на международных перевозках (ЕСТР), обращаются к порядку выдачи, утвержденному Приказом Минтранса РФ №435 от 23.10.2020. В этом документе установлена одна организация — ФБУ «Росавтотранс».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить карту водителя для тахографа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие автомобили физических лиц подлежат оснащению тахографами
Новый закон о тахографах для физических лиц не предусматривает послаблений или исключений, вводя в качестве критерия лишь два условия: максимальная масса свыше 3,5 тонн либо число пассажирских мест свыше 8 (не считая водительского).
Таким образом под установку тахографов попадают практически все грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, принадлежащие физическим лицам.
Важно отметить, что любой автобус с числом мест свыше восьми параллельно попадает под требования Постановления Правительства №153, а значит кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.
Штрафы для физических лиц за отсутствие тахографа
Физическое лицо — владелец транспортного средства может быть оштрафовано за отсутствие тахографа только в качестве водителя. Штраф для водителя за отсутствие тахографа сейчас составляет от 1 до 3 тысяч рублей.
Однако в Госдуме на рассмотрении находится и уже одобрен в первом чтении новый законопроект, по которому существенно вырастут штрафы по ст. 11.23 КоАП за отсутствующий/неработащий тахограф и за нарушение режима труда и отдыха. После вступления в силу этой поправки, штраф для водителя за отсутствие тахографа и нарушение режима труда составит уже от 3 до 5 тысяч рублей.
Кроме установки тахографа, водитель собственного грузовика или автобуса должен также оформить и использовать карту водителя для тахографа. Ее отсутствие приравнивается к неработающему тахографу и влечет за собой такой же штраф.
Нормативы режима труда и отдыха водителей Минтранс планирует добавить отдельным разделом в ПДД.
Для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов, в том числе и принадлежащих физическим лицам, эти нормативы составят:
- В сутки не более 9 часов в движении;
- При этом каждые 4,5 часа обязательно нужно делать перерыв в 45 минут, либо за тот же промежуток времени делать два перерыва не менее 15 и 30 минут;
- Не чаще двух раз в неделю при особой необходимости можно проводить за рулем по 10 часов;
- При этом общее время за рулем не должно превышать 56 часов в неделю и 90 часов в две недели;
- Отдых водителя должен совокупно составлять не менее 11 часов в сутки.
Какие тахографы нужно установить физическим лицам
К установке для использования на территории РФ разрешены только цифровые тахографы с блоками криптозащиты СКЗИ. Это популярные и распостраненные модели тахографов АТОЛ, VDO и некоторые другие.
Специалисты техцентра 1Тахограф с огромным опытом работы установят тахограф на ваш автомобиль, активируют его и проведут калибровку за 1 день. Также мы оформим карту водителя для тахографа. Наш техцентр удобно расположен рядом со МКАД с удобным заездом для грузового транспорта.
Для какого транспорта установка бортового самописца не предусмотрена
На автобусы, находящиеся в личном пользовании, установка тахографов законодательно не предусмотрена. Однако при остановке такого транспорта сотрудниками ГИБДД водителю придется доказывать, что техника не используется в коммерческих целях, то есть не совершает регулярных рейсов и за проезд не предусмотрена плата. Сделать это будет просто только в случае отсутствия пассажиров в салоне.
На какие автобусы установка тахографа не нужна:
- мобильные исследовательские лаборатории;
- телевизионные студии;
- транспорт военных инспекций, а также органов, производящих оперативно-розыскные операции.
На какие автомобили устанавливается тахограф
К такому транспорту относят:
- грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
- пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
- автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
- все самосвалы;
- автокраны-манипуляторы.
Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:
- ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
- Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
- Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
- Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
- Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
- Военные ТС.
- Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.
Обязательна ли установка тахографа на автобус?
Перечисленные нормативы касаются почти всех транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров. Согласно этим документам техника, которая относится к категориям М2/М3, имеет более 8 мест для пассажиров и используется на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, должна оснащаться бортовыми самописцами.
Наличие тахографа, требуется как и при выполнении регулярной перевозки пассажиров, та и при нерегулярных пассажирских перевозках (по заказу либо договору найма/фрахта).
Если транспортная компания, перевозит пассажиров, только внутри Российской Федерации, то по 36 Приказу, необходимо устанавливать тахографы с блоком СКЗИ. Если Вы, регулярно или периодически выезжаете в страны работающие только по ЕСТР (Европейское Союзное Транспортное Соглашение), то Вам требуется тахограф по ЕСТР,
Тахографы для автобусов, перевозящих сотрудников
До последнего времени, при старой редакции законов, в отношении этой категории автобусов, была своего рода правовая коллизия:
- С одной стороны, по закону тахограф нужно было устанавливать.
- С другой — перевозить пассажиров можно было без оформления лицензии.
Теперь, все эти противоречие в законе, было устранено. Все компании, организации и предприниматели, которые используют свои автобусы для перевозки своих сотрудников, должны пройти процедуру лицензирования. Следовательно, до подачи документов в Ространснадзора, вся техника должна быть оснащена контрольными устройствами.
Исключение составляет только перевозка сотрудников вне автомобильных дорог общего пользования – например, на одной строительной площадке, в карьере и т.д. Без выездов, на общие дороги. В остальных случаях автобус, который выполняет рейсы для обеспечения внутренних нужд организации, оснащается цифровым тахографом.
Ставить ли тахограф на служебный транспорт?
Служебный транспорт – категория достаточно обширная, и именно к ней относится большая часть исключений. Если служебный автобус перевозит сотрудников по дорогам общего пользования, то он обязательно оснащается тахографом. Это – прямое требование законодательства и обязательное условие для получения лицензии.
В список исключений, не требующие установки тахографа, попадают ТС, которые принадлежат:
- Вооруженным силам РФ.
- Росгвардии.
- ФСБ РФ и другим спецслужбам.
- МВД и его подразделениям.
- Скорой помощи и другим медицинским службам.
- МЧС.
Во всех этих случаях оснащение техники тахографами может проводиться исключительно на добровольных началах (например, по инициативе руководителя подразделения). Для обеспечения безопасного вождения.
На какие автобусы распространяется
Законотворцы дали перевозчикам время, чтобы привести транспорт в соответствие. На городские автобусы приборы требуется установить не позднее 1 июля 2020 года. Мы расскажем, на какие автобусы устанавливают тахограф:
- категории М2, М3, как сказано выше (автобусы любой массы, имеющие более 8 пассажирских мест, в том числе, и микроавтобусы);
- транспорт городских, пригородных перевозок (все передвижения в границах населенных пунктов, на расстоянии не более 50 км между ними).
Теперь, отвечая на вопрос «на какие автобусы устанавливаетсятахограф», можно смело ответить – новшества касаются всех маршрутных такси и автобусов.
Что такое карточка водителя
Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).
Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.
Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.
Виды тахографов
Безопасность дорожного движения зависит не только от технической исправности ТС, опыта водителя и соблюдения правил. Большую роль играет режим работы человека, поскольку ДТП зачастую происходят из-за усталости водителя. На сегодняшний день тахограф является идеальным прибором для отслеживания режима работы и отдыха водителя. Кроме того, устройство позволяет фиксировать скорость транспорта и маршрут его следования. Поскольку все данные хранятся в зашифрованном виде, тахограф выполняет функцию бортового самописца.
Классификация приборов по типу записи информации:
- аналоговые (шайбовые) – фиксируют информацию на бумаге при помощи иглы;
- цифровые – информация записывается в блок памяти.
Аналоговые устройства считаются устаревшими, поэтому с 2016 года их использование запрещено.
В зависимости от типа соответствия нормативно-законодательной документации различают 2 разновидности:
- российские – предназначены для работы только внутри РФ (оснащаются модулем СКЗИ);
- международные (европейские) – функционируют согласно требованиям стандарта ЕСТР.
СКЗИ (система криптозащиты информации) представляет собой модуль, который отвечает за сбор, шифрование и хранение данных. Устройство имеет второе название – навигационный криптографический модуль (НКМ). Модуль обладает встроенным хронометром, блоком памяти, акселерометром, а также защитой от вмешательства и внешнего воздействия. Полученную информацию невозможно удалить или изменить. Такой прибор имеет трехлетний срок годности, а в случае поломки может потребоваться более ранняя замена.
Тахографы без модуля СКЗИ не могут эксплуатироваться на рейсовых автобусах, осуществляющих междугородние перевозки пассажиров в пределах РФ. За нарушение законодательства предусмотрены штрафы, суммы которых были увеличены с ноября 2019 года (Статья 11.23 КоАП).
Когда и где установить тахограф
Тахограф устанавливается в специально мастерской имеющей допуск ФБУ «Росавтотранс». Например мастерская «Саранского Дома науки и техники» устанавливает и обслуживает все типы существующих тахографов.
Сама установка тахографа на городской автобус займет порядка двух-трёх часов, но требуется предварительный сбор документов для активации блока СКЗИ тахографа. Поэтому чтобы исключить всякие форсмажорные ситуации советуем начать работы по оснащению транспорта заранее, хотя бы за месяц до объявленной даты 1 января 2022 года.
Нужен ли тахограф на автобус или микроавтобус в частной собственности?
Если автобус или другое транспортное средство, оборудовано более 8 пассажирскими местами, то тахограф обязательно нужен, даже при личном использование. Также требуется лицензия первой категории, на перевозку пассажиров.
Тахограф на пригородные и городские маршруты
Ранее использование ТС на пригородном маршруте (с установленной схемой движения, утверждённым графиком и протяженностью не более 50 км) допускалось без применения тахографа. Но с вступлением в силу приказа №277 перевозчиков обязали ставить контрольные приборы и на технику, выполняющие пригородные рейсы. Так что с 1 июля 2018 года выход автобуса, не оборудованного бортовым самописцем. На пригородный маршрут. Расценивается как нарушение.
То же касается городской рейсовых автобусов. Ранее движение по внутригородским маршрутам не предусматривало обязательного наличий цифровых контрольных устройств. Но с 1 июля 2019 года тахограф должен быть на каждом транспортном средстве, перевозящем пассажиров.
Штрафы за отсутствие контрольных приборов
Все штрафные санкции можно разделить на две группы. Первая группа касается нарушения правил лицензирования. Для получения лицензии необходимо установить тахографы на все ТС, внесенные в реестр, а перевозка пассажиров без разрешения наказывается:
- Конфискацией ТС (обычно при повторном нарушении).
- Штрафом для должностных лиц до 50 тысяч, и для юридических лиц до 400 тысяч.
- Приостановкой деятельности компании на срок до 90 дней.
Если же лицензия оформлена, но ТС вышло в рейс без тахографа или с неисправным прибором, либо водитель нарушил правила использования устройства, то штрафы накладываются в соответствии с КоАП (статья 11.23):
- Для водителя или иного лица, допустившего нарушение – от тысячи до 3 тыс. рублей.
- Для ответственного сотрудника либо предпринимателя – 5-10 тыс. рублей.
Личный автобус — это одна из немногих разновидностей ТС такого типа, на которые не нужно устанавливать бортовые самописцы. Но это касается только его использования в личных целях. Если же технику вы планируете применять для коммерческих перевозок — в том числе по найму на нерегулярной основе – то ее нужно будет обязательно оснастить прибором соответствующего типа (СКЗИ или ЕСТР для международных рейсов).
Если собственник – физическое лицо
Что делать частному лицу, имеющему в собственности транспорт, попадающий под соответствующие критерии, устанавливать ли тахографы на автобусы 2020? Рассмотрим два варианта. Если человек занимается коммерческой деятельностью на этом транспорте, занимается пассажироперевозками, то тахограф обязателен. Необходимо установить оборудование, приобрести карту водителя, соблюдать рабочий режим.
Во-втором случае, транспорт используется для личной нужды. Нужен ли прибор? Онне устанавливается. Чтобы не возникало вопросов, на перевозимый товар нужна сопроводительная документация (чеки, накладные) на имя водителя ТС.
Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами
Второй документ, о котором пойдет речь сегодня, – это Порядок оснащения транспортных средств тахографами:
Принцип работы цифрового тахографа
Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:
- Включение прибора.
- Вставка карты водителя в аппарат, идентификация прибором личности. Карта по функциональности сходна с привычными SIM-картами, но отличается повышенной степенью защиты. Существует несколько типов таких карт: для водителя, контроллера, мастера, компании.
- Отслеживание скорости автомобиля, маршрута, остановок, благодаря системе ГЛОНАСС. Прибор также учитывает все попытки несанкционированного доступа к данным устройства и перерывы в электроснабжении. Вся информация записывается во внутреннюю память аппарата. Она может быть проверена инспектором ГИБДД. Раз в три месяца информация должна перекачиваться на сторонние носители и храниться в архиве компании-владельца автобуса в течение года.
- При выключении двигателя или включении кнопки «Отдых» устройство переходит в нейтральный режим.
ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.
Сколько стоит установить тахограф на городской автобус
Стоимость установки тахографа составляет порядка 40 тысяч рублей, в зависит от конкретной марки тахографа и других условий, например количества одновременно оснащаемых автомобилей.
Уточнить стоимость оснащения в Саранске можно по телефону: (8342) 31-16-33, или в офисе тахографической мастерской на автодроме Саранского Дома науки и техники, ул. Строительная, 13В (205 кабинет).
Каждому водителю необходимо будет заказать карту водителя, для использования в тахографе. Стоимость карты порядка 4 тысяч рублей.
Цена тахографов примерно одинаковая, так что если вам предлагают дешевый вариант то стоит проверить его происхождение.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2019 года в закон “О БДД” добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Кто имеет право проверять тахограф?
Соответствие транспорта новым требованиям осуществляется следующими контролирующими органами:
- Госавтоинспекцией, а именно инспекторами ГИБДД на дороге; , выездные проверки инспекторов УГАДН;
- Федеральной таможенной службой (для международных перевозчиков).
Проверяться будет не только наличие тахографа, но также:
- соответствие модели прибора;
- его исправность;
- калибровка и пломбировка;
- внесение в реестр ФБУ Росавтотранс; ;
- распечатка данных с тахографа о фактическом режиме работы водителя на транспорте.
Каков штраф за отсутствие оборудования
За отсутствие «чёрного ящика» водителю выпишут штраф от 3 до 5 тысяч рублей, компания заплатит 50 тысяч рублей.
Введение тахографов положительно скажется на уровне защищенности пассажиров. Водители для получения максимальной прибыли перестанут работать круглосуточно, без выходных дней, что опасно и для них самих, и для тех, кого они перевозят.
Для добросовестных перевозчиков, соблюдающих режим работы, безусловно, установка повлечет серьезные затраты. Скорее всего, это отразится на стоимости оказываемых услуг. После монтажа водитель будет тщательно соблюдать режим рабочего дня, а это нормальная трудовая норма. Необходимо стремиться к безопасности и комфорту за разумные деньги.
Какие бывают водительские карты для тахографа
Пластиковые свидетельства различаются в зависимости от устройства, которым оборудовано транспортное средство. Если в салоне автомобиля установлен прибор, отвечающий требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа во время международных перевозок, то выдается карточка водителя ЕСТР, то есть европейского образца. А если тахограф оборудован блоком, соответствующим нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС», то шофер получает тахокарту СКЗИ, то есть российский пластик.
Кроме того, существует несколько разновидностей карточек:
- водителя — дает доступ к прибору и позволяет работать с ним в рабочем режиме;
- предприятия — она предоставляет полный доступ ко всем необходимым данным;
- контролера — используется, когда устройство функционирует в режиме «Контроль»;
- мастерской — предназначается для калибровки, монтажа и наладки прибора.
Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС
В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.
Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 марта 2021 г.;
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 июня 2021 г.;
- .
- транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 февраля 2021 г.;
- транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, – до 1 января 2022 г.
Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:
- 1 февраля 2021 года – на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 марта 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
- 1 июня 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 января 2022 года – на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.
Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.
Примечание. Мне не удалось найти другие нормативные документы, которые бы оставляли в силе указанные сроки. Возможно, такие документы еще будут опубликованы до конца года и в этом случае данная статья будет обновлена.
Если Вам уже попадались такие документы, то напишите о них в комментариях к данной статье.
В заключение хочу напомнить, что ранее на пддмастер была опубликована подробная статья, в которой рассмотрены транспортные средства, для которых тахограф является обязательным:
Правила установки прибора
Устанавливать самописец имеет право только компания, имеющая лицензию ФСБ и допуск к осуществлению такой деятельности от Министерства транспорта РФ. Все сервисы, оказывающие услугу по монтажу тахометра, заносятся в специальный реестр. После монтажа устройства владельцу ТС выдают полный комплект документации, подтверждающей законность установки и соответствие характеристик модели требованиям технического регламента.
Специалисты лицензированной компании осуществляют также калибровку прибора – корректировку измерительных коэффициентов. Эта процедура необходима в следующих случаях:
- после первоначального монтажа;
- при отклонении внутренних часов от реального времени более чем на 20 минут;
- при нарушении пломбы;
- после ремонта или установки шин с другой длиной окружности;
- после изменения характеристик ТС;
- каждые 2 года.
В соответствии с регламентом ФСБ и военной прокуратуры транспорт, оборудованный тахографами с СКЗИ, не имеет права покидать территорию РФ. Нарушение этого правила влечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Покупка б/у тахографа на автобус
К покупке бывшего в употребления тахографа стоит отнестись внимательно. Во первых это не всегда имеет экономический смысл, так как старый тахограф может иметь блок СКЗИ с закончившимся сроком действия, а стоимость замены более 24 тысяч рублей. Второй важный момент — тахограф будет с закончившимся гарантийным сроком, и вероятность того что он выйдет из строя увеличивается. Это не магнитофон, работоспособность которого никак не влияет на работу коммерческого автомобиля. В случае поломки тахографа автомобиль эксплуатировать нельзя.
Штраф за отсутствие тахографа
Закон (КоАП России, ст.11.23) предусматривает различные штрафные санкции как для частных водителей, так и для компаний, исходя из параметров неправильной работы тахографа, допущенных нарушений в его эксплуатации или во время движения ТС:
- вождение без наличия тахографа транспорта, на который законодательно предписано устанавливать прибор, влечет наказание для водителя, сумма может составить от 3 до 5 тыс. руб.;
- на должностное лицо, допустившее в рейс авто, не оборудованное тахографом (в нарушении предписываемого порядка) штраф составит 7 – 10 тыс. руб.;
- для ИП аналогичное правонарушение – 15-25 тыс. руб.;
- для юрлиц, за отсутствие тахографа на транспорте, штраф составит от 20 до 50 тыс. руб.
Предусмотрены штрафы и в случае несоблюдения режима труда и отдыха водителя. Причем санкции вводятся как непосредственно для водителя, так и для должностных лиц, выпустивших авто в рейс, а также и для непосредственных собственников транспорта:
- водителю грозит штраф от 1,5 до 3 тыс.руб.;
- должностные лица — 7-10 тыс.руб.;
- ИП — 15-25 тыс.руб.;
- ЮЛ — 20-50 тыс.руб.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Чем отличаются тахографы СКЗИ и ЕСТР
Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:
- Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
- Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
- Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
- Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
- Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.
Тахограф на городской троллейбус
А вот на городские троллейбусы тахограф по прежнему устанавливать не нужно. Цитата с списка подлежащего оснащению транспорта.
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
….
автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
…Приказ Минтранса России от 28.10.2020 N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
Тахограф цена с установкой
В основном стоимость индивидуального электронного измерительного устройства – тахографа, по России мало чем отличается. Но она напрямую связана с маркой прибора и технических характеристик, т.е. чем он дороже, тем его возможности шире.
Средняя цена колеблется в диапазоне от 30 до 35 тыс. руб. без установки, однако устанавливать прибор должны только лицензированные центры, имеющие право на его монтаж.
В среднем цена за услугу может составить от 8 тыс. руб. и выше, в зависимости от подключаемых модулей. В среднем за сам прибор и его установку водителю или его руководителю придется уплатить порядка 38-45 тыс. руб.
Специалист выдает сертификат соответствия прибора установленным законом требованиям, что подтвердит легальность как самого прибора, так и его подключение к инженерным системам автотранспорта.
Установка тахографа своими силами не допускается! Неизбежные технические ошибки приведут к неправильной работе устройства, а впоследствии наложению крупных штрафных санкций как на водителя, так и на собственника ТС.
Обратившись в специализированный автосервис, водитель получает:
- полностью готовый к эксплуатации тахограф и гарантию мастерской;
- современное сервисное обслуживание – подключение датчиков передвижения тахографа и связь со спутниками.
Поэтому уставить индивидуальный тахограф водителю просто необходимо, чтобы в дальнейшем не страдала коммерческая деятельность, как крупного предприятия, так и небольших компаний.
Если необходимо заменит колеса водителю или будет замечено, что датчик времени работает неправильно, то следует незамедлительно обратиться в мастерскую для проведения внеплановой калибровки тахографа.
Если у вас остались вопросы, то наши юристы могут дать бесплатную консультацию
Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?
Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Какие документы необходимы для оформления тахокарты
Для оформления потребуется пакет документов, конкретно, какие документы нужны для оформления карты водителя для тахографа:
- заявление работника о выдаче;
- копия паспорта водителя и руководителя;
- копия водительского удостоверения;
- черно-белая фотография 3×4 см;
- копия СНИЛС;
- ОГРН работодателя (для СКЗИ).
Образец заявления
На обороте приклеивается фото работника, дается образец его подписи, отдельно заполняется согласие на обработку персональных данных.
Какова стоимость оформления водительских карточек
Вопрос, сколько стоит карта водителя для тахографа, уточняется у изготовителя или в МФЦ.
В среднем стоимость пластика ЕСТР колеблется в диапазоне от 3000 до 5000 рублей. Изготовление тахокарты СКЗИ обойдется несколько дешевле — в пределах 3000–4000 рублей. Как показывает практика, сервисные центры и лицензированные организации требуют полной предоплаты. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ , расходы на изготовление тахокарт несут работодатели.
Введена ли отмена тахографов до 2021 года?
Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2021 или 2022 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.
Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, то в дополнение рекомендую изучить следующую инструкцию:
Срок изготовления тахокарты
Изготовление пластика занимает от 10 до 25 рабочих дней со дня приема заявления и полной оплаты.
Штрафные санкции, предусмотренные в 2021 году
Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ, расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 3000 до 5000 рублей; за выпуск на линию, для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, предусмотрен штраф в размере — от 7000 до 10 000 рублей, для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей, а для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей. Санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.
Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.
В документообороте предприятия для внутреннего учета и контроля оборудования может использоваться ведомость выдачи.
ли со статьей или есть что добавить?