Мотоцикл «Тула»: технические характеристики, фото и история
История мотоцикла «Тула» начинается в 1984 году. Выпускали его на Тульском машиностроительном заводе имени Рябикова. Уже к концу года в продажу поступило порядка сотни первых экземпляров. Наибольшей популярности мотоцикл «Тула» достиг к началу 1986 года. В течение двух лет он находился на пике популярности.
Но на практике все было не так просто. Ассортимент выпускаемой продукции строго контролировался плановыми службами СССР. Поэтому предприятию категорически запрещалось выпускать мотоциклы по собственной разработке. Конструкторы, работающие на заводе, решили не отступать от задуманного. Пойдя на риск, они разработали и собрали первый мотоцикл «Тула» средних размеров. Чтобы обойти правила государственных служб, они установили на свою модель маленькие колеса, предназначенные для мотороллеров. Этот шаг перенес разработанную модель в другой класс техники – мотомашин. А разрешение на производство данной группы техники у завода имелось.
Предприятие выпускало около 11 тысяч экземпляров в год. Сельские жители, охотники, рыболовы зачастую выбирали именно мотоцикл «Тула», характеристики которого позволяли передвигаться по бездорожью.
С начала девяностых производство начало постепенно снижаться. Уже в 1993 году количество собираемых единиц резко сократилось. В 1996 году производство мотоцикла «Тула» прекратилось.
Советский мотоцикл “Тула”: история, описание, характеристика
Тула для многих ассоциируется с пряниками и самоварами. А вот взрослые мотоциклисты еще помнят мотороллеры «Тулица», которые распространялись по всей стране, и смешной в сегодняшнем восприятии мотоцикл «Тула». Этот мотоцикл повышенной проходимости является отечественной разработкой.
История создания
История создания берет свое начало с 1984 года, когда с конвейера Тульского машзавода имени Рябикова сошли и поступили в продажу первые 200 мотоциклов. Пик же производства пришелся на 1986-19 88 гг. Тула являлся пионером советских внедорожников с воздушным принудительным охлаждением, а также первым байком в СССР, где был установлен электростартер.
Так как завод не имел лицензии на выпуск мотоциклов, пришлось выходить из положения путем установки небольших мотороллерных колес, что переводило Тулу в разряд мотомашин. Своим дизайном мотоцикл обязан группе художников Ленинградского филиала ВНИИТЭ, которой руководил С. Николаев.
Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить. Для дальних поездок он также вполне подходил.
Обзор
Внедорожник Тула был новшеством среди советских мотоциклов, впервые двигатель запускался электростартером и было использовано воздушное охлаждение. На мото был установлен бензиновый двигатель рабочим объемом 200 кубов, специальные колеса и система подвески. У мото было множество положительных отзывов.
Плюсы | Минусы |
+ простой в обслуживании, + надежный, + небольшой расход топлива, + проедет по любым дорогам. |
— невысокая скорость, — тяжесть, — в проводку может попадать грязь и вода. |
Непростая история
История мотоцикла «Тула» начинается в 1984 году. Выпускали его на Тульском машиностроительном заводе имени Рябикова. Уже к концу года в продажу поступило порядка сотни первых экземпляров. Наибольшей популярности мотоцикл «Тула» достиг к началу 1986 года. В течение двух лет он находился на пике популярности.
Но на практике все было не так просто. Ассортимент выпускаемой продукции строго контролировался плановыми службами СССР. Поэтому предприятию категорически запрещалось выпускать мотоциклы по собственной разработке. Конструкторы, работающие на заводе, решили не отступать от задуманного. Пойдя на риск, они разработали и собрали первый мотоцикл «Тула» средних размеров. Чтобы обойти правила государственных служб, они установили на свою модель маленькие колеса, предназначенные для мотороллеров. Этот шаг перенес разработанную модель в другой класс техники – мотомашин. А разрешение на производство данной группы техники у завода имелось.
Предприятие выпускало около 11 тысяч экземпляров в год. Сельские жители, охотники, рыболовы зачастую выбирали именно мотоцикл «Тула», характеристики которого позволяли передвигаться по бездорожью.
С начала девяностых производство начало постепенно снижаться. Уже в 1993 году количество собираемых единиц резко сократилось. В 1996 году производство мотоцикла «Тула» прекратилось.
Энтузиасты тульского завода
В те годы развитие техники и всего остального основывалось на показателях плановых организаций. А они не планировали включать мотоциклы. Однако сотрудники все-таки хотели создавать собственные моты. Ведь на самом заводе трудилась команда, которая участвовала в ралли Международной федерации мотоспорта, начиная с 1963 года. Чтобы представители плановой организации не запретили производство мотоциклов, здесь пошли на хитрость и даже придумали специальный термин: «мотомашина». Аппараты с таким названием производить было можно.
История
1984 год – запуск производства мотоциклов Тула на Тульском машиностроительном заводе имени Рябикова (ТМЗ). В этом году было выпущено в продажу 200 мотомашин.
Интересно, что у завода не было разрешение на выпуск мотоциклов и потому конструкторам пришлось устанавливать на байк маленькие колеса для мотороллеров, что позволило перейти Туле в разряд мотомашин.
В течение почти 12 лет завод выпускал по 11 000 моделей в год, которые пользовались огромной популярностью среди деревенских жителей, рыболовов и охотников.
Мотоциклы Тула выпускались с 1984 по 1996 год.
В 1993 году объемы производства мото Тула значительно снизились. А в 1996 производить Тулу и вовсе перестали.
Неудачная попытка производителя сельскохозяйственной техники сооружать мотоциклы
Дело в том, что фирма-производитель специализировалась на сельскохозяйственной технике и собирала мотороллеры из готовых деталей, которые в любом случае приобретала отдельно. Такие конструкции позволяли производству становиться более гибким.
Немецкая фирма начала производить мотороллеры Goggo в 1951 году и в течение пяти лет выпустила свыше сорока шести тысяч аппаратов. Однако она не могла реализовать себя в качестве мотопроизводителя из-за специализации сельскохозяйственной техники. Зато схемами сборных мотороллеров воспользовались тульские конструкторы и создали сперва грузовой мотороллер, а потом мотоцикл «Тула». Это произошло в начале семидесятых.
ТМЗ 5.951 (ТМЗ 5.952) «Тула»
Отреставрированный мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.951
Мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.952
Общие данные
- сухая масса — 129
- максимальная нагрузка — 180 кг
- Максимальная скорость — 90 км/ч
- тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м
- со скорости 60 км/ч — не более 25 м
- контрольный расход топлива с клапаном на впуске — 3,5 л/100 км
- без клапана на впуске — 4,0 л/100 км
- запас топлива — 11 л
- резерв — 0,5 л
Двигатель
- Тип — двухтактный
- Воздушное охлаждение — принудительное
- Число цилиндров — 1
- Рабочий объём — 200 см3
- Степень сжатия — 8,5
- Мощность — 12,5 л.с.
Электрооборудование
- номинальное напряжение — 12 В
- стартер-генератор — ДС1Б
- мощность 87,5 Вт
- реле-регулятор — РР-121 или РР-121А
- реле указателей поворота — РС57В или РС491
- свеча зажигания — А17В
Технические особенности модели
Двигатель на мотоцикле Тула установлен двухтактный двигатель, который использует для работы в качестве топлива бензин (изначально рекомендовали бензин А-76). Для заправки использует традиционная схема того времени, бензин смешивается с маслом в пропорции 33 к 1. В основе топливной системы находится карбюратор К-62.
На ровном асфальтированным покрытии Тула разгоняется до 85 километров в час. При этом расход топлива колеблется от 3,6 до 4 литров на 100 километров, в зависимости от положения лепесткового клапана. Резервный запас примерно пол-литра, при вместимости топливного бака 11 л.
Мотоцикл был разработан специально для езды по бездорожью и поэтому имеет подвеску, у которой спереди установлена телескопическая вилка, а сзади маятниковая с амортизаторами. В основе мотоцикла находится стальная трубчатая дуплексная (сдвоенная) рама, на которой крепятся все основные элементы. Шины с протектором имеют размер 6,7 и 10, дают хорошее сцепление с дорожным покрытием при этом давление на грунт минимальное.
Благодаря многодисковому сцеплению с масляной ванной, мотоцикл стартует плавно. А массивный маховик обеспечивает устойчивую работу на любых оборотах. Также двигатель мотоцикла быстро приспосабливается к изменениям нагрузки во время езды.
Тула подходит для мототуризма, в том числе и по пересеченной местности, поездок на рыбалку, охоту и бытовых поездок в сельской местности.
У мото есть все необходимые атрибуты для езды по дорогам: поворотники, зеркала, фары. Тула подходит для мототуризма, в том числе и по пересеченной местности, поездок на рыбалку, охоту и бытовых поездок в сельской местности.
Технические характеристики
Объем двигателя | 200 см 3 |
Тип двигателя | двухтактный |
Охлаждение | воздушное принудительное от вентилятора, нагнетаемое воздушной крыльчаткой |
Число цилиндров | 1 |
Степень сжатия | 8,5 |
Мощность, л.с | 12,5 (ТМЗ-5.951), 13 (ТМЗ-5.952) |
Коробка передач | 4-х ступенчатая с ножным переключением |
Расход топлива | 3,5 – 4 л/100 км |
Топливо | смесь бензина с маслом |
Объем бака | 11 литров |
Максимальная скорость, км/ч | 85 (ТМЗ-5.951), 90 (ТМЗ-5.952) |
Сухой вес, кг | 129 (ТМЗ-5.951), 126 (ТМЗ-5.952) |
Максимальная нагрузка | 180 кг |
Тормозной путь | со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м, со скорости 60 км/ч — не более 25 м |
Габариты | 200х125х90 см (ДхВхШ) |
Рама и колеса
Мотоцикл «Тула» (фото можно увидеть в данной статье) выстроен на основе дуплексной рамы, качество которой вполне приемлемо. Она обладает высоким показателем жесткости на кручение. Благодаря этому разработчики смогли добиться улучшенной управляемости.
Как уже говорилось выше, на мотоцикл установлены небольшие колеса с широкими профильными шинами, больше подходящие для мотороллеров. За счет малого диаметра снизился центр массы и улучшилось сцепление с дорогой. Это привело к улучшению устойчивости. Увеличенная ширина колес позволила снизить давление на грунт и повысить тем самым проходимость.
Достоинства
- простота обслуживания;
- высокая проходимость;
- надежность;
- справедливая, доступная цена;
- демократичный расход топлива.
Ознакомившись с материалом статьи можно сделать следующий вывод: технические характеристики мотоцикла «Тула» весьма впечатляющие. Тульским инженерам удалось воплотить в жизнь мечту многих сельских жителей, а именно – поставить на конвейер серийное производство можно сказать «народного» мотоцикла для бездорожья по доступной цене. В наши дни, осталось не большое количество б/у мотоциклов в хорошем состоянии, но они есть. Можно найти и купить мотоцикл «Тула» по цене в пределах 20 000-40 000 тысяч рублей.
«Тула» (мотоцикл): технические характеристики
Сухая масса мотоцикла не превышает 129 килограмм. При этом грузоподъемность его составляет 170 килограмм. Длина «Тулы» составляет 2 тысячи миллиметров. Его высота – 1,2 тысячи миллиметров. Колесная база – 1330 миллиметров. Клиренс – 125 миллиметров. Ход переднего колеса – 130 миллиметров, заднего – 80 миллиметров.
Кроме небольших колес к категории мотороллеров «Тулу» можно отнести еще и по его максимальной скорости. Она не превышает 85 километров в час. Мотоцикл оборудован электростартером (12 вольт). Запуск может производиться еще и обычным кик-стартером. Контрольные приборы и световые огни взяты от других моделей отечественной сборки.
Мотоцикл «Тула» при движении на скорости 30 километров в час способен остановиться через 6,5 метра. Диаметр тормозов – 150 миллиметров.
Топливный бак обладает объемом 11 литров. При этом пол-литра является неснижаемым остатком, который всегда остается в баке.
Коробка передач имеет четыре ступени. Они переключаются ногой посредством педали.
Технические характеристики
Марка мотоцикла Тула
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:
Модификации
За всю историю у Тулы было сделано три модификации:
ТМЗ-5.951, которая весила 129 килограмм, имела мощность 12,5 л.с и разгонялась до 85 км/ч. Эта модель выпускалась 6 лет с 1984 по 1990 год.
ТМЗ-5.952 имела облегченную раму, которая уменьшила общий вес на три килограмма. Мощность увеличивалась до 13 лошадиных сил и вместе с ней скорость до 90 км/ч. Модель также выпускалась около 6 лет с 1990 до 1996 года.
TM3-5.971 – это 3-колесный мотоцикл Тула, который запустили в продажу в 1992 году.
Трехколесный мотоцикл Тула
По сути, трицикл Тула был переделанной модификацией модели ТМЗ-5.952 с грузовым модулем ТМЗ-9.906. Конструкторы усилили раму и сделали точки крепления грузового модуля в местах расположения маятника и задних амортизаторов. Все соединительные узлы закрыли облицовкой из пластика.
Интересно, что багажные площадки имеют разную ширину и колея задних колес не симметрична относительно оси. Однако, в ходе испытаний выяснили, что это никак не отражается на движении.
Багажник рассчитан на вес до 120 кг, если ездить без пассажира. А сзади еще предусмотрено крепление для прицепа. Прикрепленный прицеп позволяет перевозить еще 100 кг!
Багажник рассчитан на вес до 120 кг, если ездить без пассажира. А сзади еще предусмотрено крепление для прицепа. Прикрепленный прицеп позволяет перевозить еще 100 кг!
Без изменений остался двигатель, руль и передняя вилка.
«Чебурашки»
Двигатель мотомашины подвешивался на хребтовой раме, которая была открыта со всех сторон. Таким образом, от принудительного охлаждения, которое было на немецком мотороллере с вентиллятором, можно было отказаться. Уменьшился вес мотора, что облегчило положение хребтовой рамы.
Внеся еще ряд изменений, удалось выпустить целую серию мотомашин. Они существенно отличались от обычных мотоциклов и мотороллеров и очень напоминали любимый аппарат крокодила Гены из известного всем мультфильма. К сожалению, финансирование на них почти не выдавалось, поэтому перспектив для широкого производства тогда просто не было.
Стоимость
Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новую модель приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых байков с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.
Тюнинг мотоцикла Тула
Если вам удалось в современном мире найти советский мотоцикл Тула, то он наверняка потребует небольшого ремонта, прохождения ТО или тюнинга. Что можно сделать?
- Установить двигатель Racer, который имеет мощность 14,3 л.с. и рабочий объем 200 кубов, воздушное охлаждение. После этого скорость байка увеличится до 100 км/ч.
- Установить пятиступенчатую коробку передач.
- Заменить 12 Вольтовый аккумулятор емкостью 7 Ач.
- Поменять тормоза: спереди барабанные, а сзади дисковые.
- Покрасить.
- Желательно поменять проводку.
Двигатель и его параметры
Силовой агрегат для данного мотоцикла разрабатывался на основе двигателя от «Тулицы». К нему добавили лепестковый клапан на впуске. Это достаточной эффективная деталь позволила улучшить технические показатели мотоцикла. Мотор стал больше подходить для езды по бездорожью. Снизился расход топлива. Он составляет 3,6 литра на 100 километров пути. В качестве горючего использовалась смесь бензина и масла в соотношении 1:33.
Мотоцикл «Тула» оснащен двухтактным мотором с одним цилиндром. Охлаждение его принудительное. Объем мотора составляет 199 сантиметров кубических. Его мощность – 12,5 лошадиной силы. Она вырабатывается при 5300-5800 оборотах в минуту. При оборотах 4900-5500 достигается максимальный крутящий момент, который составляет 1,8 кгс·м.
«Чебурашки»
Двигатель мотомашины подвешивался на хребтовой раме, которая была открыта со всех сторон. Таким образом, от принудительного охлаждения, которое было на немецком мотороллере с вентиллятором, можно было отказаться. Уменьшился вес мотора, что облегчило положение хребтовой рамы.
Внеся еще ряд изменений, удалось выпустить целую серию мотомашин. Они существенно отличались от обычных мотоциклов и мотороллеров и очень напоминали любимый аппарат крокодила Гены из известного всем мультфильма. К сожалению, финансирование на них почти не выдавалось, поэтому перспектив для широкого производства тогда просто не было.
Переход на широкопрофильные шины
Зато за пределами Советского Союза мотокультура расцветала и многие полюбили моты как спортивные снаряды и вид активного отдыха. Производители в результате этого стали выпускать большое количество малокубатурных моделей для людей, которые не имели опыта езды. Одной из таких моделей был японец Suzuki RM.
Тульчане, как только появилась возможность, купили такой мотоцикл, чтобы ознакомиться с ним.
В результате они решили свою «Чебурашку» поставить на широкопрофильные шины. Конструктору Власову Евгению Дмитриевичу, являвшемуся движущей силой тульской мотомашины, удалось продвинуть в министерстве идею ее выпуска. Тогда Ижевскому, Ковровскому и Тульскому заводам поручили создать мотоциклы на конкурсной основе. Так как на Тульском заводе уже были экспериментальные мотомашины, он выиграл конкурс. Тогда вышла постановочная партия с одинаковыми колесами впереди и сзади.
Грузовой модуль ТМЗ-9.906
После выпуска серии мотоциклов конструкторы Туламашзавода разработали грузовой модуль с багажной корзиной к мотоциклам, который имел шасси и редуктор-реверс, он крепился к раме с помощью болтов и превращал двухколесный мотоцикл в трицикл без особого труда. Модуль был разработан на основе аналогичного модуля для двухколесных мотороллеров. В терминологии трехколесная «Тула» получила индекс ТМЗ 5.971. и в простонародье называлась Трициклом Тула
«Тула» (мотоцикл): технические характеристики
Сухая масса мотоцикла не превышает 129 килограмм. При этом грузоподъемность его составляет 170 килограмм. Длина «Тулы» составляет 2 тысячи миллиметров. Его высота — 1,2 тысячи миллиметров. Колесная база — 1330 миллиметров. Клиренс — 125 миллиметров. Ход переднего колеса — 130 миллиметров, заднего – 80 миллиметров.
Кроме небольших колес к категории мотороллеров «Тулу» можно отнести еще и по его максимальной скорости. Она не превышает 85 километров в час. Мотоцикл оборудован электростартером (12 вольт). Запуск может производиться еще и обычным кик-стартером. Контрольные приборы и световые огни взяты от других моделей отечественной сборки.
Мотоцикл «Тула» при движении на скорости 30 километров в час способен остановиться через 6,5 метра. Диаметр тормозов — 150 миллиметров.
Топливный бак обладает объемом 11 литров. При этом пол-литра является неснижаемым остатком, который всегда остается в баке.
Коробка передач имеет четыре ступени. Они переключаются ногой посредством педали.
В 1994-1995 году на заводе также был налажен выпуск мотоциклов «Вепрь», который отличался от предыдущих моделей штампованными разборными 16-ти дюймовыми колесами и более мощным генератором (160 Вт). Сам генератор (и диностартер) были новой конструкции, что потребовало небольшой доработки картера двигателя и коленвала. К тому же на эти модели, а после и на мотороллеры «Муравей» стали устанавливать бесконтактное электронное зажигание (БЭСЗ). Однако, как показал опыт эксплуатации, часто БЭСЗ и сам диностартер часто выходили из строя. Всего мотоциклов «Вепрь» было выпущено около 100 штук.
ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»
В 1994-1995 году на заводе также был налажен выпуск мотоциклов «Вепрь», который отличался от предыдущих моделей штампованными разборными 16-ти дюймовыми колесами и более мощным генератором (160 Вт). Сам генератор (и диностартер) были новой конструкции, что потребовало небольшой доработки картера двигателя и коленвала. К тому же на эти модели, а после и на мотороллеры «Муравей» стали устанавливать бесконтактное электронное зажигание (БЭСЗ). Однако, как показал опыт эксплуатации, часто БЭСЗ и сам диностартер часто выходили из строя. Всего мотоциклов «Вепрь» было выпущено около 100 штук.
Недостатки модели
В настоящее время на дорогах редко встретишь данную модель байка. Но полностью он не пропал с наших дорог. Еще можно отыскать и купить при желании мотоцикл «Тула». Фото его, правда, не всегда будет полностью соответствовать первоначальному оформлению. За прошедшие годы большинство моделей претерпели ряд изменений.
Снижение спроса основано на ряде недостатков, которые характерны для данного вида транспортного средства. Среди них можно выделить следующие:
- Невысокая максимальная скорость.
- Большой вес, который влияет на движение по бездорожью.
- За счет большой ширины колес на поворотах мотоцикл склонен «подсекаться». На мокрой поверхности дорог колеса теряют устойчивость.
- Установленный стартер требовал большего значения пусковой силы аккумулятора. Поэтому на первые модели их ставили два. В СССР в те времена просто не было АКБ с небольшим размером и повышенным током. На более позднюю версию оставили только один аккумулятор.
Несмотря на недостатки, мотоцикл «Тула» занимает свою позицию в истории развития техники в советское время.
Неизбежный закат
Несмотря на то, что конструкторских идей было много, с середины девяностых годов производство снижалось. На рынок поступило большое количество зарубежных мотоциклов, вкусы покупателей менялись, а реагировать на них у отечественного производителя не было возможности. К тому же общее состояние страны и ее законодательства привели к печальным для «Тулы» последствиям. В 1996 году ее сняли с производства.
Сегодня редко можно увидеть мотоцикл «Тула». Тюнинг, фото примеров которого иногда просто поражает, способен до неузнаваемости преобразовать исходные варианты.
Знаменитые широкопрофильные шины и в целом нестандартный вид для советских мотоциклов – вот чем характеризовались мотоциклы «Тула». Тем не менее, дизайн аппарата выполнен тульскими разработчиками гармонично, что дает ощущение восприятия его как единого целого.
Ценителям на заметку
Если вам понравился этот рассказ и вы неравнодушны к истории отечественной техники, то на нашем сайте вас ждёт много полезной информации. Здесь вы сможете узнать и о том, чем хорош мотороллер Муравей и какими достоинствами обладает мотоцикл Иж Юпитер-5, и много чего ещё интересного…
Предыдущая запись Технические характеристики мотоцикла иж планеты-3
Следующая запись Состав и параметры электрооборудования ИЖ Юпитер 5
Историческая справка
[sc:ads3]
Мопед был создан на ТМЗ (Тульском машиностроительном комплексе). Основным направлением работы завода в постсоветские времена являлся выпуск оружейных установок и мотоциклов для армии. Техника, выпускаемая для военных, отличалась интересным дизайном и универсальностью использования.
В свое время мотоцикл Тула, технические характеристики которого были рассчитаны скорее для выполнения агропромышленных работ, выпускался в небольшом количестве. Поэтому стать его обладателем в данный момент довольно сложно.
Преимущества и недостатки
К достоинствам мотоциклов Тула, которые до сих пор привлекают потенциальных покупателей, относятся:
Как все начиналось?
В то время, в пятидесятые годы прошлого столетия СССР и Япония буквально взлетели в развитии мототехники. До войны и в одной, и в другой стране выпускалось совсем небольшое их количество, которые по сравнению с зарубежными моделями выглядели сильно устаревшими.
Но после войны из Германии было доставлено оборудование, ставшее базовым для отечественного мотопрома. С 1956 года, во время «оттепели», в Туле стали выпускать Goggo TA200 немецкого происхождения. Но некоторые узлы в нем были заменены на отечественные. Так тульский немец стал собираться из покупных узлов.
Ссылки
- Тула 5.951 Машина повышенной проходимости, журнал «За рулём» № 11, 1985г
- «Тула» в руках сельского жителя, журнал «За рулём» № 9, 1989г
- На «Туле» из Ленинграда в Тулу, журнал «За рулём» № 8,9, 1990г
- Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
- Викифицировать статью.
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.
В 1995-1996 годах «Туламашзавод» заключил договор на разработку дизайна нового облика мотоцикла, получившего индекс ТМЗ 5.953. Разрабатывался дизайн новой машины совместно с итальянской компанией Engines Engineering, где также работали и русские дизайнеры. Было выпущено всего 5 экземпляров новой машины. На сегодняшний день сохранилось немного (два или три) образцов данной модели, которые хранятся в музее «Мото-авто-АРТ». Модель 5.953 отличалась новым интересным дизайном, по задумкам разработчиков на неё планировалось устанавливать дисковый тормоз переднего колеса и новый двигатель с пятиступенчатой коробкой передач. Облик новой машины повторял задумку художников-конструкторов ЛФ ВНИИТЭ: профиль мотоцикла напоминал большеклювую птицу.
Гараж как место для свиданий
Следующий зал оказался посвящённым не мотоциклам, а целой эпохе… Эпохе гаражного отдыха!
— В 60-х годах прошлого века нельзя было себе представить мужчину без гаража, — ностальгирует Леонид Павлович. — Это была целая разновидность отдыха. Здесь можно было поковыряться в технике, построгать, попилить, поделать что-то… Выпить 100 грамм с друзьями-соседями. Да и женщину привести можно было тем, у кого стоял диван!
Сейчас, к сожалению, это совсем не актуально… Машины ставятся или во дворы, или на стоянки, уходит гаражный отдых. Поэтому я решил посвятить ему отдельную комнату. Сначала тут просто были мотоцикл и инструменты. А потом уже сами посетители начали приносить отдельные вещи: пылесос «Чайка», гармошку, гитару советского периода, тульский самовар, целую коллекцию фотоаппаратов, приёмник, примус… Даже настоящий самогонный аппарат!
ли со статьей или есть что добавить?