Масло трансмиссионное тэп 15

Трансмиссионное масло ТЭп-15

В статье было описано трансмиссионное масло типа ТЭп-15, в том числе я постарался подробнейшим образом описать его характеристики и рассказать о стоимости в розницу.

В тексте я решил разобрать классические моторные смазки для двухтактных двигателей от компании ШТИЛЬ. Опыт работы на даче и в гараже позволяет мне рассуждать об этом, ведь через мои руки прошло более сотни автомобильных смазок и присадок.

Трансмиссионная смазка серии ТЭП-15 «Нигрол» — по своей сути — это универсальное минеральное масло для автомобильной трансмиссии, которое делалось на базе экстракта остаточного/дистиллятного масла, при этом рабочие функциональные смеси продукта были только улучшены по причине внедрения в смесь антиизносной и антидепрессорной добавки.

Смазки серии ТЭП-15 используются в качестве межсезонной трансмиссионной смазки для многотактных цилиндрических, а также для традиционных конических коробок передач автомобилей и прочих типов тяжелой техники для сельского хозяйства, в том числе для разных установок спирального типа большой мощности. Для них же могут понадобиться смазки серии API ГЛ 2-3 и смазки с показателем густоты 90W, в составе которых напряжение уходят к отметке более 1500 МПа.

При этом уровень температуры смазки в ограниченном объеме скачет в границах от минус 20 до плюс 100 С. Смазки нужны для постоянной работы техники в регионах с усредненным климатом и при уровне температуры окружающей среды в границах минус 10 плюс 18 градусов.

Трансмиссионное масло ТЭп-15: характеристики, описание, цена

Нигрол (от лат. niger – «чёрный» – и oleum – «масло») – это обобщенное неофициальное название трансмиссионных масел, разработанных в Советском Союзе в первой половине XX века. Эти жидкости имели черный цвет и создавались по ГОСТ 542-50 для обеспечения работоспособности автомобилей и тракторов, а также для поддержания боеготовности военной техники.

Согласно ГОСТ 17479.2-85 (Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение) смазка НИГРОЛ – это “минеральное масло без присадок, представляющее собой неочищенные вязкие остатки от прямой перегонки нефти.”

Старый трактор

В СССР это масло производилось из отходов переработки дешевой бакинской нафтеновой нефти.

В сырье содержалось малое количество парафинов, поэтому без какой-либо сложной переработки Нигрол приобретал свойства, которых было вполне достаточно для обслуживания невзыскательной советской техники тех времен.

Позднее в Советском Союзе разрабатывались и другие трансмиссионные масла с более высокими рабочими свойствами. С конца 40-х годов XX века Нигрол постепенно вытеснялся с рынка автосервисных материалов новыми трансмиссионными жидкостями, такими как Масло для силовых передач автомобилей летнее по ГОСТ 3781-47, Масло для коробки передач и рулевого управления специальное по ГОСТ 4002-48.

К середине 50-х годов выпускаемая в СССР автотранспортная техника в качестве трансмиссионных масел использовала уже другие жидкости с более высокими противоизносными свойствами и более низкой температурой застывания (Масло автомобильное трансмиссионное по ГОСТ 3781-53, Гипоидное масло по ГОСТ 4003-53, ТАп-15, ТАп-10 и др.)

Использование Нигрола для этой техники не рекомендовалось и допускалось лишь в крайних случаях. В гипоидных же передачах заднего моста его запрещалось применять категорически. Однако по привычке в народе все новые трансмиссионные масла также по-прежнему продолжали и иногда продолжают называть нигролом. Это название стало именем нарицательным.

К 70-м годам выпускаемая в СССР техника была рассчитана на применение современных масел, поэтому производство нигрола постепенно сокращалось. ГОСТ 542-50, по которому производился Нигрол, не обновлялся и окончательно прекратил свое действие в 1980 году.

Тем не менее некоторая потребность промышленных предприятий в материалах, свойства которых совпадают со свойствами Нигрола, все-таки сохранилась. Именно поэтому различные производители продолжают выпускать масла под названием «Нигрол», самостоятельно разрабатывая на эти материалы свои собственные технические условия.

Масла, произведенные по ТУ, производятся не из нафтеновой нефти, а из другого базового сырья, поэтому и по эксплуатационным свойствам отличаются от оригинального Нигрола.

Масло ТЭп-15: характеристики и применение

Трансмиссионное масло Нигрол создано по технологии перегонки нефтяной основы. Качество базы повышается благодаря добавлению противоизносных, депрессорных присадок последнего поколения.

Отдельным показателем ТЭП 15 является минимальное содержание воды в составе, это гарантирует достаточную степень защиты от коррозии внутренних узлов трансмиссионного блока. Также позитивный эффект имеет отсутствие водорастворимых щелочных компонентов. Узкоспециализированные добавки не теряют полезных свойств при насыщении конденсатом или при попадании влаги через слабые уплотнители.

Негативным качеством является короткий срок службы – 70 км. Однако показатель относится к первым поколениям лубриканта. Новые образцы формулы 2010-2019 годов выпуска показывают прирост ресурса в 4-5 раз относительно базовой модификации.

Масло Тэп-15. Характеристики и области применения

Среди многообразия нигролов – трансмиссионных масел – популярностью пользуется и смазка Тэп-15, применяемая для механических передач тракторной и прочей гусеничной спецтехники со средней интенсивностью применения.

Трансмиссионное масло ТЭП-15 (Нигрол): описание и характеристики

Классический состав и характеристики масла ТЭП 15 позволяют применение в сельскохозяйственной, строительной технике. Защитные свойства смеси гарантируют стабильную работу узлов, агрегатов, что повышает спрос среди автолюбителей. Наша редакция собрала основные характеристики и допуски Нигрола.

Нигрол

Масло трансмиссионное ТЭп-15

Малозольное трансмиссионное масло ТЭп-15 особенно популярно благодаря характеристикам. Оно защищает транспорт, механизмы от коррозии, преждевременных поломок, продлевает срок службы агрегатов и узлов. Применяется для техники средней и высокой интенсивности эксплуатации. Требует замены каждые 70 км пробега.

канистра масла ТЭП-15

Масло ТАп-15В

Трансмиссионные масла предназначаются для смазки редукторов, передач и раздаточных узлов всех типов. Среди наиболее популярных сортов смазочных материалов, используемых сегодня в трансмиссиях – масло ТАП-15В. В данной статье рассмотрим особенности его использования, эксплуатационные характеристики, преимущества применения.

масло ТАп-15в

Нигрол – начнем с описания этого вещества

Очень многих владельцев автомобилей и обслуживающих различную сельскохозяйственную технику интересует, что это за вещество? Такое название имеет смазочное вещество, которое применяется для моторов и трансмиссий в автомобилях. В том числе в большегрузах. Большое распространение данная смесь начала получить в середине прошлого века, поскольку конструкция многих машин тех лет не подразумевала применение дорогостоящих и смазок нового типа.

С тех лет во внутреннем составе смазки случилась масса разнообразных изменений и оно было доработано.

К настоящему времени Нигрол является очень известным и популярным смазочным составом, который часто применяют для тихоходного и малонагруженного транспорта, в том числе для работы с/х транспорта.

Характеристики

Нигрол Тад-17 представляет собой марку автомобильного трансмиссионного масла, особенностями которого являются:

  1. Повышенное сопротивление трению скольжения в случае существенных разностей в скоростях контактируемых элементов механических передач.
  2. Наличие присадок, обеспечивающих постоянное наличие и возобновление поверхностной масляной плёнки.
  3. Меньшее (в сравнении с обычными нигролами) значение относительной вязкости.
  4. Уменьшенная зависимость показателей вязкости от температуры, возникающей в зоне контакта.

В составе присадок имеются сера, фосфор (но не свинец!), противопенные составляющие. Число после буквенной аббревиатуры указывает на показатель вязкости смазки, мм2/с, которой продукт обладает при 100ºС.

Эксплуатационные показатели смазки приведены далее:

  • средняя вязкость, мм2/с, не более – 18,
  • диапазон температур эксплуатации, ºС – от -20 до +135,
  • работоспособность, тыс. км – до 75…80,
  • уровень напряжённости работы – 5.

Под уровнем напряжённости ГОСТ 17479.2-85 предполагает высокую противозадирную способность, многофункциональность использования, возможность действия при контактных нагрузках до 3 ГПа и локальных температурах в узлах схватывания до 140…150ºС.

Прочие параметры Тад-17 регламентируются ГОСТ 23652-79.

Смазка марки нигрол Тэп-15 обладает более низкими показателями вязкости, поэтому КПД трансмиссий, где применяется это трансмиссионное масло, ещё выше. Кроме того, достоинствами этой смазки являются:

  1. Высокие антикоррозионные показатели.
  2. Стабильность показателей вязкости в широком диапазоне температур.
  3. Повышенное качество исходного дистиллята, что обеспечивает минимум имеющихся в смазке механических примесей (не более 0,03 %).
  4. Нейтральность показателя рН, что препятствует образованию очагов схватывания при работе трансмиссии.

При этом абсолютные показатели противоизносной способности этого трансмиссионного масла в полной мере сохраняются лишь при относительно невысоких температурах. Поэтому скорость перемещения смазываемых деталей должна быть невысокой. Это наблюдается преимущественно для гусеничной техники общего применения (трактора, подъёмные краны и т. п.).

Эксплуатационные показатели смазки:

  • средняя вязкость, мм2/с, не более – 15,
  • диапазон температур эксплуатации, ºС – от -23 до +130,
  • работоспособность, тыс.км – до 20…30,
  • уровень напряжённости работы – 3 (контактные нагрузки до 2,5 ГПа, локальные температуры в узлах схватывания до 120…140ºС).

Прочие параметры нигрола Тэп-15 регламентируются ГОСТ 23652-79.

Краткое описание

Трансмиссионное масло Нигрол создано по технологии перегонки нефтяной основы. Качество базы повышается благодаря добавлению противоизносных, депрессорных присадок последнего поколения.

Отдельным показателем ТЭП 15 является минимальное содержание воды в составе, это гарантирует достаточную степень защиты от коррозии внутренних узлов трансмиссионного блока. Также позитивный эффект имеет отсутствие водорастворимых щелочных компонентов. Узкоспециализированные добавки не теряют полезных свойств при насыщении конденсатом или при попадании влаги через слабые уплотнители.

Негативным качеством является короткий срок службы – 70 км. Однако показатель относится к первым поколениям лубриканта. Новые образцы формулы 2010-2019 годов выпуска показывают прирост ресурса в 4-5 раз относительно базовой модификации.

C.N.R.G. ТЭП-15 20 л

Технические характеристики

Масло ТЭП-15 отличается антикоррозийными свойствами, низкой температурой застывания. Сгущается при температуре выше 23 градусов Цельсия. Допустимый температурный режим составляет – 20 +100 °С.

Основные технические показатели:

  • Объем механических примесей – 0,03 %.
  • Воды – 0%.
  • Серы – ≤3 %.
  • Фосфор – 0,06%.
  • Зольность – ≥0,3%.
  • Кинематическая вязкость – 15 квадратных мм/с (при 100 °С).
  • Динамическая вязкость – не более 200 Па – с (при – 15 – 20°С).
  • Плотность – 950 кг/м куб (при 20 градусной температуре).
  • Величина износа при нагрузке 392 Н – 0,55 мм, (при температуре 15 – 25 градусов).

Расшифровка

  • Т – трансмиссионное;
  • Э – экономичное;
  • П – содержание присадок;
  • 15 – значение вязкости при t=100 ºC.

ТЭП-15

Описание и технические характеристики

ТАП-15В относится к классу минеральных всесезонных трансмиссионных масел.

Технология изготовления

Изготавливается в соответствии с требованиями ГОСТ №17479.2 от 1985г., из смеси минеральных экстрактов, остающихся после прохождения маслами фенольной очистки, и дистиллята масел с добавлением прошедшего фильтрацию обезмасленного парафина.

Также в состав добавляются различные присадки, улучшающие эксплуатационные свойства ТАП-15В.

Процедура изготовления трансмиссионного масла состоит из 3 этапов:

  1. Перегонка нефтяного сырья с низким или средним содержанием серы до стадии мазута;
  2. Вторичная перегонка в вакууме, в результате чего образуются фракции дистиллятов;
  3. В полученные дистилляты добавляются присадки в пропорциях, строго регламентируемых ГОСТом №23652 от 1979г. В соответствии с ним, присадки не должны содержать никаких мелких абразивных частиц, повышающих износ смазываемых узлов.

Общее количество примесей, согласно техническому регламенту, не должно превышать 0,03% от общего объёма ГСМ. В масле ТАП-15В содержатся два вида присадок:

  • Противозадирные. Образуют соединения, уменьшающие коэффициент трения и увеличивающие эксплуатационный ресурс деталей;
  • Депрессорные серии СР. Предназначающиеся для снижения температуры сгущения.

Классификация и ГСМ с аналогичными свойствами Другое наименование данного трансмиссионного масла, под которым его можно встретить в продаже – ТМ-З-18.

Расшифровываются маркировки следующим образом:

  1. ТМ-З-18: ТМ – трансмиссионное масло; З – принадлежность к определённой эксплуатационной группы; 18 – коэффициент вязкости при t = 100ºС;
  2. ТАП-15В: Т – трансмиссионное; А – произведено из нефти со средним или низким содержанием серы; П – в составе ГСМ содержатся присадки; В – всесезонного использования.

Приведённые выше обозначения ведут своё начало со времён СССР, и на сегодня устарели.

канистра ТАп-15В

Согласно новому положению, для классификации горюче-смазочных материалов применяется международная система. В соответствии с ней, ТАП-15В относится к классу API GL-3, включающему в себя трансмиссионные масла, предназначенные для использования в условиях средней степени тяжести.

Аналоги

Среди зарубежных аналогов ТАП-15В, по эксплуатационно-техническим характеристикам, можно указать ГСМ, изготовленные в соответствии со следующими стандартами:

  1. Mobilube C-90 Esso;
  2. ВР;
  3. Thuban-90 Shell;
  4. Gearoil EP-90.

ТСП-15К

Смазка трансмиссионного типа под условным обозначением ТСП-15К соответствует государственному стандарту 33652) — по своей сути это современное трансмиссионное масло, в целом общее для коробок передач и основное для автомобильной передачи (имею ввиду двухступенчатую систему редуктора со стандартным цилиндрическими/спиральными зубообразными шестеренками). Используется масло в грузовых автомобилях марки КАМАЗ и прочих. Масло отличается работоспособностью и будет стабильно работать на температуре минус 20 и до плюс 120 градусов по Цельсию.

Также смазка может применяться для создания иных типов смазок, в том числе для легковых машин.

К одному из минусов смазки я бы отнес относительно частую нуждаемость в ее постоянной замене. Стоит учитывать это владельцам большегрузов. А учитывая доступную стоимость материала — это чаще всего не является особенно значимой трудностью для автолюбителей.

Сам Нигрол не очень качественен по своему составу и может быть даже опасен для использования в трансмиссии. Однако в последние годы в состав этой смазки начали добавлять различные типы химических присадок, по причине чего его характеристики сильно возросли.

Еще я бы отметил факт того, что уровень температуры загустения смазки без каких-либо примесей составляет около минус 5 градусов, правда в настоящее время компании-производители снизили данное значение до отметки в 20-25 градусов.

Выпускается нигрол нескольких сортов: это остаток для прямого перегона нефти (его вязкость находится в границах 32-35 мм2/с), а также зимняя-смесь на основе гудрона со слабовязкой смазкой.

Области использования масла: для обработки тихоходного слабо нагруженного производственного оборудования (габаритные планетарные передачи кранов, экскаваторов и прочие системы).

Физико-механические свойства

шестерни АКПП

Масло относится к категории высокоочищенных материалов с небольшим содержанием серных присадок. Технические характеристики зависят от его физических и химических свойств, которые выглядят в общих чертах таким образом:

  1. Температурный режим работы ТАД 17 находится в диапазоне от -20°С до +135°С.
  2. Ресурс смазки около 80 тыс. км. до замены.
  3. Кинематическая вязкость при 100°С в пределах 14-25.
  4. Индекс вязкости выше 100, что соответствует требованиям ГОСТ.
  5. Плотность составляет 907 гр./л.
  6. pH у масла нейтральный.

Можно сказать, что все характеристики соответствуют ГОСТ для такого типа смазочных материалов.

Недостатки и преимущества

Для использования в современной автотехнике старое трансмиссионное масло не подходит из-за таких недостатков:

  1. Плохих противозадирных характеристик. Ярко проявились при появлении высокооборотных двигателей и механизмов.
  2. Высокой вязкости, зимнего замерзания. Даже «зимний» вариант смазки застывает при -15 °С. Это затрудняет запуск двигателя, останавливает технику при небольших морозах.
  3. Малый срок эксплуатации. Асфальтеновые соединения и смолы активно окисляются при повышении рабочих температур механизмов.

Главными достоинствами Нигрола были низкая стоимость, хорошие антикоррозионные свойства. Из-за отличной защиты от ржавчины вязкую смазку использовали как консервант для зимнего хранения ремонтно-дорожной, сельскохозяйственной техники.

Эксплуатационно-технические характеристики

Технические характеристики ТАП-15В выглядят таким образом:

  • Плотность масла при t 25ºС = 930 кг на м3;
  • Показатель вязкости при t 100ºС около 16 сантистоксов;
  • Температура вспышки паров масла 185ºС;
  • Температура застывания -20ºС;
  • Процент содержания серы не более 3,0%;
  • Процент содержания фосфора не более 0,06%.

ТАп-15В

Параметры

Трансмиссионное масло ТЭП-15 технические характеристики:

Показатель Значение
SAE 90
API GL-2
Содержание мех. Примесей 0,03%
Сера Менее 3%
Фосфор 0,06%
Сульфатная зольность Более 0,3%
Вязкость кинематическая +100˚С 15
Вязкость динамическая при +20˚С 200
Номинальная плотность 0,950
Износ при 392 Н 0,55 мм

Состав

Масло ТЭП-15 – это результат переработки нефти с высокопроцентным содержанием смол с последующей дистилляцией и высокоразрядной перегонкой.

Качество масла повышено благодаря добавлению противоизносной и депрессорной примесей (присадок).

За счет содержания незначительного количества воды, все элементы, находящиеся в коробке передач, сохраняют свое первоначальное состояние. Щелочи и водорастворимые кислоты отсутствуют.

инструкция масла ТЭП-15

Область применения

ЗИС-5

Однако, несмотря на перечисленные выше недостатки и ограничения, эта трансмиссионная жидкость широко применялась не только на автотранспорте, но и для обслуживания различного промышленного оборудования.

Изначально Нигрол предназначался для смазывания трансмиссий легковых и грузовых автомобилей (ЗИС-5, ГАЗ-АА), а также для военной техники.

В настоящее время масла, выпускаемые под названием Нигрол, а также другие аналоги легендарного масла характеризуются следующей областью применения:

  • Обслуживания тихоходной ненагруженной спецтехники и промышленного оборудования
  • Различные узлы трансмиссий при температурах эксплуатации до +90 °С и контактных напряжениях до 600 мПа
  • Цилиндрические, конические, спирально-конических передачи сельскохозяйственной техники
  • Закрытые и открытые зубчатые передачи, планетарные зубчатые передачи cтроительной и землеройной техники
  • Узлы трансмиссий тракторов, дорожной и строительной техники
  • Предотвращение образования коррозии в подвержены воздействию различных химикатов узлах сельскохозяйственной и другой техники

Особенности состава и условий эксплуатации

В отличие от распространённой марки Тад-17 рассматриваемый продукт обладает более низкой вязкостью. Это снижает усилие при переключении передач транспортного средства, в частности, при установившемся режиме его применения. Часть присадок к Тэп-15 имеет не столько улучшение противозадирной способности, сколько повышение температуры загустевания: с 0…-5ºС до -20…-30ºС. Это повышает надёжность работы механических передач тракторов при пониженных температурах окружающей среды, а также при периодических выключениях двигателя.

Технические характеристики трансмиссионного масла марки Тэп-15:

  1. Плотность, кг/м3 – 940…950.
  2. Вязкость, сСт при 100ºС, не более – 16.
  3. Предельно допускаемый процент примесей, %, не более – 0,03.
  4. Коррозионная стойкость – должна соответствовать требованиям ГОСТ 2917-76.
  5. Основные противозадирные присадки: фосфор (не менее 0,06%), сера (не более 3,0%).
  6. Допустимое увеличение вязкости при контактных температурах более 140ºС, %, не более – 9.
  7. Химическая агрессивность по отношению к бензомаслостойким резинам – соответствует требованиям ГОСТ 9030-74.

Смазка малотоксична (группа опасности 4 по ГОСТ 12.1.007-76) и характеризуется достаточно длительными сроками хранения (до 5 лет, при соблюдении надлежащих условий).

Описание

Изготовлено согласно ГОСТу 23652-79 и международной классификации API GL-2 и SAE 90.

Среди автомобилистов и владельцев сельскохозяйственной техники известно под названием “Нигрол”.

Применяют в качестве добавки для создания других видов трансмиссионных масел.

Срок хранения составляет 5 лет при надлежащих условиях содержания.

Область использования

ТАП-15В имеет довольно широкую область применения.

Оно используется в качестве смазочного средства в трансмиссиях грузовиков и тягачей, строительной, дорожной и сельскохозяйственной спецтехники.

Может использоваться на заводских конвейерах, а также для смазки конических, червячных и спиральных передач в различных узлах и механизмах.

Отлично проявило себя масло ТАП-15В в качестве смазывающего материала для тяжелонагруженных в процессе работы механизмов и передач.

Используется для смазки железнодорожного подвижного состава – локомотивов и вагонов.

Лучше всего его эксплуатационные качества проявляются при температурах от -25 до +130 ºС. Поэтому, ТАП-15В рекомендуют для всесезонного использования на всей территории России, Белоруссии и Украины.

Но, несмотря на наличие в его составе противозадирных присадок, применять данное масло в гипоидных передачах не рекомендуется. Это может привести к их быстрому выходу из строя, так как ТАП-15В не обладает необходимыми техническими показателями для снижения коэффициента трения между соприкасающимися частями гипоидных передач.

Для чего применяется

Трансмиссионная смазка ТЭП 15 используется для обработки не только цилиндрических, но и конических автомобильных систем в коробках передач. Кроме такой смазки, с данным материалом могут отлично взаимодействовать лебедки, многие редукторы, различные грузоподъемные механизмы и экскаваторы. В том числе системы обкатки.

ТМ5-18 85W90

Данное масло было сделано на основе качественных присадок и применяется для обработки различных агрегатов, в том числе для обработки автомобильных трансмиссий с гипоидными системами передач российского и иностранного изготовления, работающих в самых жестких реалиях.

ТСП-10

Смазка трансмиссионной направленности с обозначением согласно стандарту 23652-79 — вырабатывается на основе слабо сернистой нефти. Также в ее составе применяется высокогустотный остаточный элемент в качестве присадки и слабовязкий дистиллятный элемент со слабой температурой загустевания. Применяется продукт в Северных регионах и в средних областях для обработки прямозубых и червячных систем коробок передач, которые действуют при контактном напряжении до 1200 МПа и максимальной температуре смазки до 110С.

Масло используется как всесезонное трансмиссионное в тракторах и прочих машинах из сферы сельского хозяйства. Рекомендуется применять масло в местах с умеренным климатом. Средний температурный коридор для работы смазки составляет -20 +100 градусов. При этом его основные рабочие и функциональные качества были улучшены по причине введения антиизносной и депрессорной присадки.

ТАП-15В

Его используют в трансмиссиях грузовых машинах и для обработки прямозубых, червячных систем коробок передач, с контактным уровнем напряжения в 2000 МП.

Нигрол или тад 17. Что лучше?

На форумах автолюбителей периодически возникают дискуссии – нигрол или Тад-17: что лучше? Постараемся досконально разобраться в этом вопросе.

Аналоги ТЭП-15

Несмотря на то, что ГОСТ, по которому изготавливали “Нигрол”, прекратил свое действие, изготовители организовали его выпуск по ТУ 0253-001-97949320-2010 под названием ТМ-2-18, где 2 означает эксплуатационную группу по ГОСТ 17479.2.

Если возник вопрос, чем заменить привычный ТЭП-15, стоит обратить внимание на его аналог. ТСП – 15к или ТМ – 3 – 18. Производится согласно ГОСТа 23652 – 79, соответствует классу API GL -3. Буква “С” говорит о том, что масло изготовлено из сернистой нефти, “П” обозначает присутствие присадок.

Сохраняет свои характеристики при температуре от минус 20 до плюс 130 градусов Цельсия.

Пригодно для зон с умеренным климатом. Подойдет для обслуживания тяжелогрузных автомобилей (в том числе КамАЗ. КрАЗ, УралАЗ и другие) со спирально – конической и цилиндрической коробкой передач.

Еще одними качественными заменителями с похожими показателями для грузовиков, другой тяжеловесной техники являются ТАп-15В, ТСП-10, ТСП-15К, ТСп-14гип.

По количеству присадок не уступает универсальное масло ТАД-17 и ТАД-17и, но из-за повышенной вязкости применяются для легковых автомобилей. Подходят для механических коробок переключения скоростей, некоторых марок заднеприводных легковых авто.

Достоинства и недостатки

Среди основных достоинств продукта ТЭП 15 выделяют такие факторы.

  1. Пониженная вязкость облегчает процесс переключения передач.
  2. Универсальный состав совместим со всеми типами механизмов.
  3. Показатели жидкости позволяют применять формулу круглый год.
  4. Стабильные показатели эффективности при перепадах температур.
  5. Минимальная зольность.
  6. Минимальная стоимость.

Среди недостатков, пользователи отмечают крайне малый срок службы. Уже после 70-80 км эксплуатации – лубрикант требует замены. Однако данный факт полностью нивелируется низкой стоимостью.

Преимущества и особенности использования

Технические преимущества ТАП-15В:

  • Высокие водоотталкивающие свойства;
  • Сохранение физической стабильности даже при длительном сроке хранении;
  • Отсутствие негативного воздействия на резиновые уплотнители и муфты маслопроводов;
  • Отличные показатели вязкости;
  • Антиокислительные и антикоррозийные свойства;
  • Длительный срок хранения, достигающий, согласно гарантийным условиям, 5 лет.

Срок замены масла зависит от типа трансмиссии, в которой она используется, а также от режима её эксплуатации. Обычно этот показатель лежит в диапазоне от 24 до 72 тысячей км.

По токсичному воздействию на человеческий организм ТАП-15В относится к IV классу опасности. При работе с ним необходимо соблюдать правила осторожности:

  • использовать защитные перчатки и очки;
  • не вскрывать емкость с маслом вблизи открытого огня.

Для тушения воспламенившегося масла следует использовать песок, пенные или углекислотные огнетушители.

Бочка масла ТАп-15В от Лукойл

Отзывы

Согласно отзывам пользователей на различных специализированных интернет-форумах, ТАП-15В обладает достаточно высокими техническими показателями.

Реальные технические характеристики, и требования, предъявляемые к маслу, в полной мере соответствуют заявленным производителем. Несмотря на длительный срок, прошедший со времени создания данного сорта трансмиссионного масла, оно до сих пор отлично работает в различных механических агрегатах – от легковых автомобилей и компрессоров до тяжёлой спецтехники.

Разброс в терминах

Начать стоит с того, что в наше время сосуществуют два понятия: «Нигрол» и нигрол. Кавычки существенны. В первом случае речь идёт о торговой марке трансмиссионного масла, которые производится некоторыми компаниями (в России, например, это FOXY, Лукойл и ряд других). Во втором – об общем обозначении смазок, получаемых из определённых сортов нефти, и содержащих в обязательном порядке некоторый процент смолистых веществ, из-за чего и получили своё название (от латинского слова «niger»).

Для классического нигрола исходным сырьём служила нефть бакинских месторождений, в то время как для производства современных смазок указанной торговой марки сырьевой источник принципиального значения не имеет. Следовательно, торговая марка и состав любого материала – понятия разные, поэтому «Нигрол» и нигрол роднит область рационального применения (трансмиссионные масла) и химическая основа – нафтеновые нефти – из которых производится продукт. И всё!

Преимущества

Присадки, входящие в состав масла, улучшают противозадирную способность, повышают температуру загустевания. Это обеспечивает надежную работу элементов узлов трансмиссий при повышенных нагрузках и при пониженных температурах. Пониженная вязкость позволяет снизить усилие, необходимое для переключения коробки передач.

Основными преимуществами применения масла ТЭП-15 являются:

  • всесезонность, универсальность;
  • низкая токсичность (4 класс опасности, согласно ГОСТ 12.1.007-76);
  • сохранение стабильности свойств при длительной эксплуатации;
  • отсутствие пенообразования;
  • низкая зольность;
  • возможность применения при температуре до минус 18 градусов;
  • высокая износостойкость;
  • препятствует образованию отложений на рабочих деталях; низкая стоимость.

Современные аналоги

Несмотря на то, что ГОСТ 542-50 прекратил свое действие в 1976 году (с пролонгацией применения до 1980 года), производители по-прежнему выпускают смазку с названием «Нигрол».

Производство организовано по ТУ 0253-001-97949320-2010. Разумеется, этот продукт мало похож на «исторический» нигрол, по причине того, что в качестве сырья используется совсем другая нефть.

нигрол в канистре

  1. Предлагается «Нигрол ТЭп-15», который можно использовать в трансмиссионных узлах с малой нагрузкой и отсутствием трения скольжения (классические прямые шестерни).
  2. Кроме того, для крупных парков сельхозтехники выпускается нигрол в 200 литровых бочках. Такой продукт не имеет допуска автопроизводителей, однако активно используется фермерами по причине низкой стоимости.

Смазка трансмиссионного типа под условным обозначением ТСП-15К соответствует государственному стандарту 33652) — по своей сути это современное трансмиссионное масло, в целом общее для коробок передач и основное для автомобильной передачи (имею ввиду двухступенчатую систему редуктора со стандартным цилиндрическими/спиральными зубообразными шестеренками). Используется масло в грузовых автомобилях марки КАМАЗ и прочих. Масло отличается работоспособностью и будет стабильно работать на температуре минус 20 и до плюс 120 градусов по Цельсию.

Также смазка может применяться для создания иных типов смазок, в том числе для легковых машин.

К одному из минусов смазки я бы отнес относительно частую нуждаемость в ее постоянной замене. Стоит учитывать это владельцам большегрузов. А учитывая доступную стоимость материала — это чаще всего не является особенно значимой трудностью для автолюбителей.

Сам Нигрол не очень качественен по своему составу и может быть даже опасен для использования в трансмиссии. Однако в последние годы в состав этой смазки начали добавлять различные типы химических присадок, по причине чего его характеристики сильно возросли.

Еще я бы отметил факт того, что уровень температуры загустения смазки без каких-либо примесей составляет около минус 5 градусов, правда в настоящее время компании-производители снизили данное значение до отметки в 20-25 градусов.

Выпускается нигрол нескольких сортов: это остаток для прямого перегона нефти (его вязкость находится в границах 32-35 мм2/с), а также зимняя-смесь на основе гудрона со слабовязкой смазкой.

Области использования масла: для обработки тихоходного слабо нагруженного производственного оборудования (габаритные планетарные передачи кранов, экскаваторов и прочие системы).

Ограничения

Ограниченное процентное содержание присадок, хотя и обеспечивает низкую цену на продукцию, но не гарантирует расслаивание смазки в ходе продолжительной эксплуатации. Поэтому через каждые 20…30 тыс. км пробега транспортного средства такое трансмиссионное масло подлежит замене.

Как горючее вещество Тэп-15 должно с осторожностью применяться вблизи открытых источников пламени, а также вблизи потенциальных очагов воспламенения. При хранении на складах обязательно их проветривание, вследствие которого концентрация паров вещества в воздухе снижается до 3…4 мг/м3.

Оптимальное сочетание депрессорных добавок не должно быть менее 1,3%, поскольку в противном случае увеличивается опасность кристаллизации компонентов масла. Как следствие, затрудняется работа всех механических передач транспортного средства и увеличивается усилие включения передачи.

Некоторые производители выпускают масло трансмиссионное Тэп-15 под названием ТМ-2-18. Здесь первое число обозначает эксплуатационную группу по ГОСТ 17479.2-85, а второе – наименьшее значение вязкости при 100ºС. Прочие условия применения этой смазки определяются требованиями ГОСТ 23652-79.

Сравним ТЭП-15 и ТАД-17

Показатель ТЭП-15 (ТМ-2-18) ТАД-17 (ТМ-8-15) Комментарий
Температура застывания,°С -18 -25 Зимой до -18 со своими задачами справляются, но в сильные морозы предпочтительнее ТАД-17.
Гипоидные передачи нет да
Нагрузка 2 ГПА 3 ГПА В тракторах эффективнее ТЭП-15. При больших нагрузках – ТМ-8-15.
Индекс задира нет менее 568 ТАД-17 лучше защищает детали узлов трения. Содержит противозадирную присадку.
Плотность 950 907 Масло с более высокой плотностью экономит топливо, но фильтры придется менять чаще. ТАД-17 обеспечивает работоспособность в холода, характеризуются высокой скоростью вытекания из механизмов.
Рабочая температура -20 +100 °С -25 +130-140 °С У масла ТМ-8-15 рабочий диапазон больше.
Применение на легковом авто (см. руководство по эксплуатации) нет да
Класс API GL-2 API GL-5 GL-5 применяют при больших ударных нагрузках и скоростях, с разными видами шестеренок. GL-2 не рекомендуют при высоких скоростях вращения.
Вязкость кинематическая при 100 °С 15 17,5 ТЭП-15 снижает усилие при переключении КП, благодаря более низкой вязкости.
Совместимость с резиновыми деталями (изменение объема) % 4 – 10 1 – 6 ТМ-8-15 сводит к минимуму отрицательное влияние на РТИ.

ТЭП-15 и ТАД-17

Кто производит

Изготовлением ТЭП-15 занимаются несколько производителей. В России это Ойлрайт, CNRG. Наиболее популярны продукты фирмы Лукойл и Sintoil. Хорошо зарекомендовали себя масла марки Агринол (Украина).

Не всегда то, что дешево, значит низкосортное, непригодное к применению. Трансмиссионное масло ТЭП-15 является универсальным, содержит оптимальное количество депрессорных добавок. Благоприятно влияет на работу всех деталей транспортных средств и других механических устройств, а частая его замена при интенсивной нагрузке оправдана низкой ценой.

Подведем итоги

ТАД-17 лучше справляется со своими задачами в морозы, но для умеренной зимы подходят оба варианта. ТАД-17 эффективнее при больших нагрузках и высоких скоростях, хорошо защищает детали узлов трения от повреждения, бережнее относится к РТИ, применим на некоторых видах отечественных авто.

ТЭП-15 используется для тракторов и сельхозтехники, уменьшает расход топлива, снижает усилие при переключении передач, плохо защищает детали от повреждения, изнашивает РТИ и фильтры.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий