Круиз контроль на механике нужен ли

Содержание

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как установить

Всем привет! Сегодня поговорим с вами о том, что такое круиз-контроль в современном автомобиле, зачем он нужен и как осуществляется его установка на машины своими руками.

Про основную суть и назначение круиз-контроля (КК) мы уже говорили в предыдущем материале. Потому я оставлю вам ссылку, а вы сможете по ней перейти и почитать интересную и полезную информацию. Из него вы узнаете, что значит круиз-контроль, каким он бывает и в чем его ключевые особенности.

В этом же материале акцентируем внимание на механике. То есть поговорим, насколько это возможно оснастить руль специальными кнопками и выполнить подключение оборудования для работы круиза, если у вас стоит механика.

круиз контроль

Многие считают, что система поддержания заранее заданной скорости на машине — это сугубо прерогатива АКПП. Но вы ошибаетесь. Даже в штатный мозг автомобиля с МКПП реально поставить пусть и не активный, но хотя бы простейший круиз-контроль. Схема довольно сложная, если разобраться, как работает устройство, работу можно выполнить даже своими руками.

Круиз контроль МКПП

Современный автомобиль не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Неимоверное количество различных электронных помощников, сложных систем и опций позволяют многократно увеличить комфорт управления своим железным конем и сэкономить силы и нервы водителя. Сегодня речь пойдет о таком незаменимом помощнике, как круиз-контроль, и специфике его работы на автомобилях с МКПП.

На какие авто можно устанавливать круиз контроль. Можно ли поставить круиз-контроль на механику и как он работает. Как работает система на «механике»

Как работает круиз контроль на механике

Бывают ситуации, когда мощный двигатель способен провернуть колеса автомобиля вхолостую. Это случается при резком старте, если на колесах гладкие покрышки, машина едет по мокрому асфальту.

Первые системы трекшн-контроля появились еще в начале ХХ века. Они использовались на поездах. Тяжелые локомотивы не всегда могли сразу тронуться с места, поэтому требовалась система, которая регулировала бы движение колес состава.

Принцип работы трекшн-системы следующий: если возникает слишком большая нагрузка на колеса, система снижает подачу топлива, тем самым замедляя ход колес.

Как работает система круиз-контроля на механике и что это такое?

Многие считают, что система поддержания заранее заданной скорости на машине — это сугубо прерогатива АКПП. Но вы ошибаетесь. Даже в штатный мозг автомобиля с МКПП реально поставить пусть и не активный, но хотя бы простейший круиз-контроль. Схема довольно сложная, если разобраться, как работает устройство, работу можно выполнить даже своими руками.

Круиз-контроль на механике: установка, преимущества

Круиз-контроль на механике представляет собой систему, используемую для того, чтобы поддерживать заданную скорость. Система контролирует режим скорости в автомобиле, когда он вынужден часто передвигаться на трассе или если водитель проживает в загородном доме.

Как работает круиз-контроль на механике и есть он там?

Как работает круиз контроль на «механике»? При включении опции блок управления запоминает позицию педали газа и поддерживает установленную скорость. Движение в заданном режиме происходит до отключения кнопкой, нажатия тормоза / сцепления или при необходимости перехода на более низкую передачу. Ниже рассмотрим, есть ли такая система на «механике», как она работает, можно ли поставить, и каким образом пользоваться. Отдельно выделим плюсы и минусы

Можно ли установить круиз контроль на механике: особенности

Владельцы авто на МКПП вероятно встречали cruise control только на автоматической коробке. Подобная опция внедряется производителями только в модели с АКПП, где возможность ее инсталляции предусмотрена конструкционно. И, даже если машина с заводом не оборудована cruise control, установить его можно в любой момент, не прилагая особых усилий. Если же речь идет о механической коробке, где такая возможность не предусмотрена, монтировать опцию можно вручную, не прибегая к помощи специалистов сервиса. На авто с механикой в качестве круиз-контроля инсталлируется универсальное устройство.
Установка круиз контроля на механику предполагает монтаж специального кронштейна троса, подключаемого к педали акселератора. Посредством этих деталей осуществлялся контроль над перемещением транспорта. Работа круиз контроля на механике также предполагает наличие кнопки, которая является главным управляющим компонентом.

круиз контроль в автоуниверсальный круиз контролькак-выбрать-подержанный-автомобильзнак-начинающий-водитель-сколько-должен-висеть

Виды круиз-контроля

Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.

Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.

Круиз – контроль – принцип работы

Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.
Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.

Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.

Замена тормозного датчикакруиз контроль в автоуниверсальный круиз контрольУстановка рычага управления круиз-контроляКитайские шиныкак-оставить-старые-номера-при-продаже-автомобиля

Общие сведения

Чтобы понять, как работает круиз-контроль на МКПП, стоит подробнее ознакомиться с особенностями его работы и хотя бы приблизительно знать устройство такой сложной электроники.

Интерьер Renault Fluence

Круиз-контроль предназначен для обеспечения постоянной скорости автомобиля без вмешательства водителя.

Иными словами, шоферу не придется лишний раз тянуть ногу к педалям, чтобы подрегулировать скорость движения и постоянно заботиться о том, чтобы автомобиль не терял скорости на трассе.

Многие уверяют, что круиз-контроль, как таковой, — система бесполезная и не столь нужная на современных авто. Главный аргумент в подобной полемике — многие автомобили в недалеком прошлом априори не имели такой опции даже в максимальных комплектациях, и лишь определенный и достаточно узкий ряд премиальных моделей оснащали заветным набором клавиш на подрулевом рычажке.

Однако в определенном ряде случаев без этой опции обойтись будет на так-то просто. Чтобы понять, есть ли смысл в приобретении пакета опций, включающего круиз-контроль, стоит понять, где чаще всего передвигается машина.

Если большую часть времени автомобиль проводит в городе, толкается в пробках и ездит в режиме переменной скорости, в круиз-контроле смысла нет. В противном случае, придется беспрестанно «играть» с органами управления и тем самым постоянно и нагружать и без того чувствительную и дорогостоящую электронику.

Совсем по-другому обстоят дела, если у водителя постоянно есть необходимость передвигаться по трассе, вдали от городов. К примеру, длительное движение по ровной, прямой дороге требует постоянного усилия, прилагаемого к педали акселератора. Если водитель постоянно будет удерживать ногу в одном и том же положении, она быстро устанет и затечет. Чтобы этого не происходило, стоит лишь активировать нужную кнопку, и ногу можно будет тут же освободить.

Знакомство с устройством

Круиз-контроль на механике основным своим предназначением имеет экономию бензина и других видов существующего горючего. Система рассчитана для использования на автомобилях премиум-класса. Ведь процесс движения происходит так, что водителю постоянно приходится изменять уровень скорости, увеличивая и замедляя ее. Тогда он ориентируется по спидометру. Такие колебания скорости обеспечивают неравномерный расход горючего и постоянное отвлечение водителя.

Автоматический круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль

Это инновационная система, которая выполняет две функции:

  • Сохраняет назначенную скорость движения;
  • Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.

Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.

Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.

Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.

Классификация круиз – контроля

Подобные устройства принято классифицировать следующим образом:

  1. Пассивные – недорогие и простые девайсы. Такие КК могут только поддерживать постоянный уровень скорости машины.
  2. Адаптивные – более современный вид круиз-контроля. Подобные системы могут устанавливать переменный тип скорости автомобиля, а также удерживать дистанцию между машинами. Адаптивный круиз-контроль используют на машинах оснащенных ESP и ABS, так как эти системы работают вместе.

Процесс установки круиз-контроля является непростой операцией, которую должны проводить профессиональные специалисты. При недостаточной квалификации мастера могут возникнуть более серьезные неполадки, затрагивающие ESP и ABS.

Автоматический круиз-контрольподрулевый переключатель артикул 1119-3709340-20Значок системы круиз - контроляКак установить и активировать круиз-контроль на Lada Granta FL (новое поколение)разъём подрулевого переключателя (артикул AMP 174922-1) клеммы в разъём приборной панели (артикул АМР 963715-1)

Самостоятельная установка круиз-контроля

Монтаж осуществляется на руле. Для этого устанавливаются трехпозиционная кнопка либо рычаг, обеспечивающие управление. Они дают возможность настраивать систему, при этом нужен свободный доступ для работы с ними. Также монтируются элемент включения/выключения.

как поставить круиз контроль на механику

Набор для установки круиз контроля

Все провода скрываются под обшивкой и проводятся к электронному блоку управления. Подача сигналов осуществляется для работы с дроссельной заслонкой. Это можно осуществить только на машинах, оснащенных электронным управлением заслонки. Процедура по монтажу занимает 1-1,5 часа.

Инструкция по применению

Как известно, круиз-контроль — это прерогатива автомобиля, который работает с автоматической коробкой передач. Действительно, на машине с «автоматом» управляться с круиз-контролем будет значительно проще — достаточно нажать педаль газа, ускорить свой автомобиль до необходимой скорости и зафиксировать скоростной режим при помощи кнопки на подрулевом рычаге или приборной панели.

Однако, как бы удивительно это ни звучало, на рынке представлен целый ряд моделей с МКПП, где также работает круиз-контроль. На механике такая система имеет несколько особенностей, выражающихся в нюансах его использования во время поездок.

Как же пользоваться круиз-контролем? Как он работает, и что необходимо знать о подобных системах? Давайте разбираться.

Обычно панель управления системой поддержания постоянной скорости располагается на подрулевом рычаге, который, по совместительству, управляет освещением или щетками стеклоочистителя. Основные органы управления — два переключателя с двусторонним принципом работы. Их можно отклонять влево или вправо, в зависимости от того, что необходимо активировать.

Первый переключатель — это рычаг включения круиз-контроля. Его следует перевести из одного крайнего положения в другое, система активируется и будет готова работать в заданном режиме. Тут же на бортовом компьютере автомобиля загорается соответствующий индикатор, а на приборной панели — иконка, изображающая спидометр с ограниченной шкалой. Нередко есть возможность этой же клавишей сбрасывать показания установившейся скорости и деактивировать систему.

Еще один переключатель — это подстройка режима работы и клавиша фиксации текущей скорости. Так, на автомобилях с МКПП необходимо выбрать нужную передачу, разогнать машину и нажать кнопку фиксации. Текущая скорость отобразится на приборной панели, и машина будет поддерживать ее автоматически уже без помощи водителя.

Если по каким-то причинам необходимо скорректировать скорость, а круиз-контроль уже активирован, то нет необходимости сбрасывать текущие показания и разгонять или тормозить машину самостоятельно. Достаточно перемещать вверх или вниз переключатель, отвечающий за фиксацию текущей скорости. При этом на приборной панели значение фиксированной скорости будет изменяться в большую или меньшую сторону, а машина мгновенно ускоряться до заданного значения.

Особенностью работы круиз-контроля на автомобилях с МКПП является невозможность системы самостоятельно переключать передачи. Иными словами, при подстройке скорости придется выбирать передачу самостоятельно, а при разгонах осуществлять управление трансмиссией вручную: в остальном, различий от систем на АКПП нет.

Салон Renault Megane

Будет ли полноценно работать круиз-контроль на МКПП?

Работа круиз-контроля на механике практически ничем не отличается от его функционирования при установке на авто с автоматической коробкой передач.

Однако, в таком случае также может присутствовать один недостаток: при попытке выехать на подъем с включенным круиз-контролем, водителю не удастся в автоматическом режиме перейти на пониженную передачу.

Из-за этого, если водитель едет на 5-той передачи механической коробки передач, то без дополнительного нажатия педали газа он вряд ли сможет полностью преодолеть весь подъем.

В такой ситуации проявляется и еще одна особенность круиз-контроля – если скорость автомобиля снижается (что происходит при невозможности выехать на склон), устройство автоматически отключается на 40 км/час, так что водителю в любом случае придется прибегать к механическому управлению педалью газа.

ЭТО ВАЖНО! При наличии на устройстве круиз-контроля кнопки RES, сбрасывать скорость можно путем двойного нажатия на нее. При ее отсутствии добиться снижения скорости можно путем нажатия педали газа и фиксации новой скорости при помощи пусковой кнопки круиз-контроля.

Преимущества системы

Статистика свидетельствует, что использование круиз-контроля на механике позволяет экономить топливо в среднем в пределах 12%.

К тому же соблюдение постоянного уровня скорости позволяет уберечь детали и механизмы транспортного средства от быстрого изнашивания, сэкономить расходные жидкости. Специалисты провели необходимые подсчеты и установили, что можно достичь снижения финансовых затрат в пределах 2%. Благодаря использованию современных систем круиз-контроля на механике можно получить много дополнительных опций. В том числе и сканирования свободного пространства, которое открывается перед автомобилем. Так водитель сможет узнать, нет ли на его пути неожиданных препятствий.

Показатель нижнего предела скорости равен числу от 30 до 50 км/час. Уровень верхнего предела скорости будет зависеть от того, кто является изготовителем транспортного средства. Как правило, показатели работы такой системы варьируются в пределах от 200 до 220 км/час. При низком уровне скорости передвижения, например, если возник затор, водителю достаточно будет управлять с помощью рулевого колеса. А функцией системы в этом случае будет автоматическое увеличение и снижение скорости передвижения посредством регулировки тормозных педалей и ручки газа.

Преимущества системы круиз - контроля

Можно ли поставить круиз-контроль на механику, если это не предусмотрено разработчиком?

Прежде чем начать установку, владельцу машины лучше убедиться в том, что все узлы и системы транспорта работают стабильно, а колеса авто обуты в качественную новую резину. Это необходимо для того, чтобы имеющаяся неисправность не помешала безопасному передвижению на автоуправлении.

Круиз контроль на механике своими руками

Для установки понадобится комплект инструментов, среди которых: отвертки, острое шило, нож с заточенным лезвием, гаечный ключ, саморезы/шурупы, трос, устройство круиз-контроля.
Установка круиз контроля на механике состоит из несколько этапов. Работа займет примерно 50-60 минут, а также понадобится немного времени на тестирование, ликвидацию тех или иных дефектов.

  1. Первый этап – подбор места для монтажа. Зачастую используется зона, расположенная рядом с топливным фильтром. Этот участок идеально подходит для подключения устройства круиз-контроля к системе тормозов. При желании можно подобрать другое место, соблюдая следующие правила: оно должно быть сухим, быть свободным для подвода троса.
  2. Второй этап – подключение к педали 2-го троса. После следует монтировать кронштейн на датчик для контроля за педалью газа. Теперь необходимо определить оптимальную длину троса и обрезать его. Второй конец элемента подключается к круиз-контролю.
  3. Третий этап – подключение устройства к машине. Для этого следует отыскать провода подключения тахометра. К ним подключают круиз-контроль. К проводу тахометра подсоединяют провод зеленого цвета, принадлежащий круиз-контролю. Красный синхронизируется со стоп-сигналом.
  4. Четвертый этап – монтаж кнопки управления, который осуществляется путем подключения провода серого оттенка.
  5. Пятый этап – установка рукоятки управления системы на руль транспорта. Для этого его придется демонтировать. Если машина оснащена подушками безопасности, их также придется изъять. Выполните монтаж рукоятки на рулевое колесо, руль собирается в обратном порядке вместе с подушками безопасности.

Работа круиз контроля на механике будет корректной при условии правильной работы устройства. Не забудьте протестировать систему. Прокатитесь по дороге и активируйте функцию на небольшой скорости, при этом не забывайте держать под контролем акселератор.

Достоинства и недостатки круиз-контроля

Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:

Итоги

Круиз-контроль — это, безусловно, полезная функция для тех, кто чаще всего передвигается по трассе. Такая электроника не только убережет водителя от усталости, но и серьезно сэкономит топливо. Движение машины с постоянной скоростью сократит показатель на 20-30 процентов.

Система адаптивного круиз-контроля

С первыми проявлениями заинтересованности в подобном продукте создатели подобных систем начали активно продвигать и модернизировать уже имеющийся продукт. Новые поколения улучшили отклик системы на реакционные проявления водителя, повышалась стабильность круиз-контроля. Однако настоящим прорывом стало изобретение адаптивного типа круиз-контроля («ACC» – Adaptive Cruise Control).

Рекомендуем: Коленвал – что это такое и как он работает?

Представляя из себя схожую по типу систему, адаптивный круиз-контроль имеет ряд преимуществ, которые позволяют вывести комфорт от поездки на предельно новый уровень. В конструкции системы имеется радарная установка (в некоторых версиях их несколько), которая учитывает расстояние до ближайшего объекта спереди и контролирует скоростной режим в зависимости от ситуации. Иными словами, адаптивный круиз-контроль позволяет поддерживать безопасное расстояние с расположившемся впереди машиной, подстраиваясь под изменения его скорости.

Расположенный в радиаторной части маячок, активно взаимодействует не только с цифровым процессором, но и с тормозной системой. После исчезновения преграды впереди, транспортное средство в автоматическом режиме возвращается на первоначальный скоростной темп.

Принцип действия адаптивного круиз-контроля.

Как пользоваться круиз контролем на МКПП

С учетом особенностей машина на такой коробке передач нужно понимать, как пользоваться круиз контролем на «механике» для достижения максимальной эффективности в процессе работы. Рассмотрим особенности с позиции включения / выключения:

  1. Активация. Включение осуществляется при достижении оптимальной скорости движения с учетом выбранной передачи. При этом водитель должен предусматривать запас по мощности. Перед тем как включить круиз контроль на «механике», необходимо достичь хотя бы 2-3 тысяч оборотов на выбранной передаче. В таком случае обеспечивается необходимый запас в случае преодоления подъема, а само устройство гарантирует наибольшую экономичность.
  2. Отключение. Понимание вопроса, как работает круиз контроль на «механике», и что это, позволяет правильно определиться с временем выключения. Это необходимо сделать, когда система не может поддерживать заданную скорость, и обороты падают до низкой отметки. В таком случае нужно нажать на газ для помощи или деактивировать систему путем нажатия на тормоз или кнопку.

«Механика» и круиз

Чаще всего такой функцией оснащают машины с автоматической трансмиссией, хотя можно и самостоятельно поставить круиз контроль на механику, если данной опции не предусмотрено у автопроизводителя. При этом передачи придется переключать самому.

Провести тюнинг для установки круиза помогут также в специализированной компании. В некоторых организациях есть универсальные системы, подготовленные для монтажа. Также допускается самостоятельное приобретение электрооснастки. В этом случае автовладелец подбирает наиболее комфортный вариант для своего транспортного средства с учетом эргономических особенностей.

Объясним, как работает круиз контроль на механике, ведь здесь имеется некоторое отличие от работы на «автомате». При нажатии на педаль сцепления или тормоза происходит автоматическое отключение. Водитель должен переключить трансмиссию на нужную ступень, а затем при необходимости снова запустить круиз-контроль. Также отключение выполняется при выключении зажигания, как и сброс настроек скорости.

Динамический тип

Кроме адаптивного и пассивного круиз-контроля есть еще и динамический. Он представляет собой одну из разновидностей пассивного типа. Особенностью этой системы является контроль работы двигателя, что позволяет экономить топливо и ресурс мотора.

К примеру, при подъеме на горку система притормаживает и сбавляет скорость, что оберегает мотор от излишних нагрузок. Также скорость снижается и при возникновении каких-либо неполадок с двигателем и при вхождении автомобиля в повороты. После прохождения поворота прежняя скорость восстанавливается.

Теперь мы разобрались, что это такое – круиз-контроль в автомобиле. Определим его основные преимущества и недостатки.

Как пользоваться круиз контролем на механике

Cruise control – прибор, который на автомате поддерживает текущую скорость. Автомобилисту не придется постоянно жать на педаль. Чтобы включить систему следует нажать на кнопку, после чего можно снять ногу с педали. Однако, при этом можно продолжить использование педали, если этого требует сложившаяся ситуация.
Благодаря универсальному устройству, водитель, управляющий авто на механической коробке, может передохнуть, например, в условиях незагруженной дороги. К слову, поставить круиз на механику стоит только в том случае, если вы часто выезжаете за город, так как в условиях городских дорог монтаж системы не имеет смысла.

Рекомендации:

  1. Наилучшим образом на транспортных средствах с механикой проявляет себя техника немецких брендов. Продукция легко конкурирует с моделями других производителей за счет высокого уровня надежности. Качественное устройство работает стабильно без необходимости в периодическом ремонте.
  2. Кнопка круиза, как правило, отключается после нажатия на педаль газа, к примеру, когда водитель выполняет маневр обгона. Поэтому опцию необходимо включать повторно.
  3. Если система оборудована клавишей RES, снижать скорость следует при дабл-нажатии на нее. Если же прибор не обременен подобным элементом, понижение скорости осуществляется через нажатие педали газа пусковой клавиши устройства.
  4. Если машина оснащена датчиком, контролирующим положение педали акселератора, следует дополнительно купить кронштейн.
  5. Если по каким-то причинам не получается подвести трос от педали акселератора так, чтобы не было дефектов, обзаведитесь катушкой для рыболовов. С ее помощью трос будет загибаться без заломов.

Советы специалистов

Круиз-контроль на механике своими руками установить реально. В этом помогут советы, которые дают профессионалы. Как уже было сказано выше, для механики используется универсальное устройство. Желательно, чтобы оно было немецким, так как именно эти системы отличаются высоким качеством и, по отзывам потребителей, довольно надежны. Выбор качественной системы круиз-контроля – это гарантия защиты от неисправностей и поломок, причиной которых могут стать перегрузки. Причиной перегрузки является неполная совместимость транспортного средства и универсальной системы круиз-контроля.

Нажатие кнопки круиз - контроля

Плюсы и минусы установки круиз контроля на «механику»

С учетом сказанного возникает логичный вопрос по поводу актуальности установки устройства на авто с механической коробкой передач и насколько эффективно она работает. Для этого нужно знать сильные и слабые стороны такого шага.

  1. Сохранение автоматически заданной скорости.
  2. Экономия топлива при движении по ровным участкам.
  3. Возможность дать отдохнуть ноге.
  4. Включение с помощью одной кнопки.
  5. Возврат системы к прежней скорости после нажатия на педаль газа.

  • Возможность включения только на скорости от 40 км/ч. При снижении устройство не работает.
  • Отсутствие эффективности при поездках на дрогах сложным рельефам.
  • Бесполезность применения в городских условиях.
  • Дополнительные расходы.

Теперь вы знаете, бывает ли круиз контроль на «механике», как он работает, и в чем особенности его эксплуатации. Принцип действия устройства такой же, как на АКПП, но из-за невозможности автоматического переключения передач возникают трудности при использовании адаптивной системы или движении по неровной местности.

В комментариях расскажите о своем опыте применения такой системы на машинах с МКПП и попытках самостоятельно установки.

Принцип действия пассивного круиз – контроля

Простейшая система поддержания крейсерской скорости включает следующие основные элементы:

  • вакуумный либо электрический привод поворота дроссельной заслонки с тросом;
  • электронный управляющий блок;
  • комплект датчиков;
  • кнопки управления, размещенные на подрулевом переключателе или прямо на баранке.

Примечание. Количество и тип датчиков зависит от конкретной марки авто. Обычно в набор входит измеритель скорости и концевые выключатели педалей тормоза и сцепления.

Контроллер, действующий независимо от основного блока управления двигателем, устанавливается под торпедо. Привод, подключенный к ЭБУ, расположен рядом с дроссельной заслонкой и соединен с ней тросом. Круиз – контроль на «механике» работает по такому алгоритму:

  1. Водитель разгоняет машину до крейсерской скорости, включает автоматику и отпускает педаль акселератора.
  2. Контроллер запоминает значение скорости и подает команду приводу, открывающему дроссель на требуемый угол.
  3. При движении в гору датчик фиксирует замедление авто и передает информацию блоку управления. ЭБУ заставляет привод сильнее открыть заслонку, подача топлива увеличивается и машина сохраняет первоначальную скорость.
  4. На спуске картина противоположная – дроссель закрывается, поскольку автомобиль разгоняется накатом.
  5. Если водитель ускоряет либо замедляет транспортное средство кнопками, заслонка поворачивается приводом на небольшой угол.

На механической коробке действие круиз – контроля ограничивается диапазоном скоростей одной передачи. Если по какой-то причине (например, крутой подъем) машина замедляется до 30–40 км/ч, система автоматически деактивируется. Аналогичным образом электроника действует при нажатии на сцепление и переключении передач, поэтому шоферу приходится постоянно возобновлять ее работу.

С автоматической коробкой пользоваться круиз – контролем куда удобнее. Поскольку АКПП меняет передачи в зависимости от давления масла в гидротрансформаторе, то есть, от оборотов двигателя, переключение в процессе ускорения или замедления машины происходит автоматически. Роботизированные коробки, оснащенные электроприводом, получают запрос на включение следующей передачи от контроллера.

На автомобилях, оборудованных электронной педалью газа, дросселем изначально управляет вакуумный либо электрический привод. После активации режима ЭБУ перехватывает управление приводным механизмом и поддерживает курсовую скорость.

Плюсы

  1. Повышенный комфорт при управлении транспортным средством. Ноги не напрягаются, их не надо держать в одном положении длительное время. Надо просто внимательно управлять автомобилем во время движения, расслабив правую ногу.
  2. Строгий контроль скорости. Можно настроить такую скорость движения, при которой вам не придётся платить штрафы за её превышение.
  3. Снижение потребления горючего. Многие водители управляют авто, то замедляясь, то ускоряясь. Здесь же экономия топлива может достигать целых 7% за счёт равномерной работы двигателя. Дополнительно КК снижает износ деталей и применение расходников (примерно на 1,5%). Если установлен круиз-контроль адаптивного типа, то он поможет обеспечить безопасность автомобиля и пассажиров. Система сканирует пространство впереди при движении, держит безопасную дистанцию и сигнализирует о возникших проблемах.

Работа адаптивной версии

Продвинутые электронные системы устанавливаются на автомобили, оборудованные автоматической коробкой передач либо вариатором. Помимо перечисленных выше элементов, в работе адаптивного круиз – контроля участвует ультразвуковой радар, привод тормозного механизма и несколько дополнительных датчиков, вмонтированных в кузовные элементы авто.

Как функционирует активный круиз – контроль:

  1. На определенной скорости, превышающей 40–50 км/ч (точное значение зависит от марки и модели авто) водитель активирует автоматику и бросает педаль газа. Нужно совершить дополнительное действие – задать расстояние до препятствия либо двигающейся впереди машины отдельной клавишей. Цифра отражается на дисплее бортового компьютера.
  2. Когда радар фиксирует приближение к какому-либо автомобилю, ЭБУ прикрывает дроссель и замедляет движение, а затем подстраивается под скорость объекта, соблюдая установленную дистанцию.
  3. Если передняя машина затормозит, электроника остановит автомобиль. Чтобы тронуться с места, водителю нужно надавить акселератор или нажать соответствующую клавишу.
  4. Если двигающееся впереди транспортное средство свернет с дороги, круиз – контроль разгонит ваше авто до установленной изначально скорости.

На неподвижное препятствие система отреагирует торможением до полной остановки. Надо понимать, что просто включить круиз – контроль недостаточно, дорожную обстановку необходимо отслеживать самому. Дальность охвата радара составляет 150–200 м и на высокой скорости данного расстояния может не хватить для торможения. В моменты приближения к статичному препятствию управление должен взять на себя водитель.

В автомобилях бизнес-класса и выше адаптивный круиз – контроль зачастую совмещается с другими полезными системами – распознавание дорожной разметки и знаков, предотвращения столкновения и автоматического управления дальним светом.

Особенности установки

Для успешного подключения мультируля на «Ладе-Весте» понадобится дополнительно установить кронштейн и акселераторный трос. Это обеспечит возможность контролировать уровень скорости транспортного средства. Установка круиз-контроля требует также монтажа кнопки, которая будет управлять устройством. Она расположена под дефлектором. Знание таких особенностей важно для успешного выполнения установки.

Значок системы круиз - контроля

Процесс подключения круиз-контроля на механику, когда он не предусмотрен производителем

Перед тем, как приступать к установке круиз-контроля, автовладелец обязательно должен убедиться в исправности всех технических узлов своего «железного коня», а также установить на авто хорошую резину. Связано это с тем, что при наличии подобных неисправностей очень опасно позволять автомобилю ехать под автоматическим управлением. Если же все исправно – ездой на круиз-контроле водитель не будет подвергать себя опасности.

Что понадобится для установки

Для выполнения работы важно заблаговременно подготовить:

ВАЖНО! Если на вашем автомобиле присутствует датчик положения педали акселератора, то к нему необходимо будет приобрести дополнительный кронштейн, который также придется одеть своими руками.

Процесс установки

В целом вся работа по установке круиз-контроля на механику займет у вас не более часа, однако, следует выделить время и на проверку работы, а также устранение возможных неисправностей. В целом же работа состоит из таких последовательных действий:

    Выбираем место для нового устройства. Зачастую автолюбители крепят его около топливного фильтра, что также позволяет соединить круиз-контроль с тормозным шлангом. Вы можете выбрать и другое место для него, главное чтобы оно было сухим, и к нему можно было свободно подвести трос от акселератора (при наличии сильных изгибов троса вы не сможете управлять скоростью).

ВАЖНО! Если не удается пустить трос от акселератора таким образом, чтобы на нем не было изгибов, можно использовать обычную рыболовецкую катушку, по которой он будет свободно загибаться, при этом не переламываясь и не повреждая другие механизмы автомобиля.

Осуществляем проверку работы круиз-контроля. Для этого рекомендуем вам проехаться по пустой дороге, где нет движения. Пробную активацию устройства рационально делать на небольшой скорости (но выше 40 км/час), при этом будучи готовым к необходимости контролировать педаль акселератора, если устройство вдруг не сработает.

Как подключить систему, если производитель ее не предусматривал

Прежде всего предварительно необходимо убедиться, насколько исправны узлы автомобиля. Должна быть установлена хорошая резина. Если эти условия не соблюдены, машине нельзя давать возможность управления автоматически. В случае исправности всех систем водитель обеспечит свою безопасность.

Важно обратить внимание на наличие датчика, который контролирует расположение акселераторной педали. Если он есть, понадобится приобрести дополнительный кронштейн. Его тоже можно будет установить собственноручно.

Ровная скорость

Пассивный (классический)

Этот тип КК применяется уже много десятков лет на МКПП и АКПП. Работает очень просто – надо при наборе скорости выше 40 км/ч переключить рычажок (нажать кнопку) и система будет держать выбранную скорость движения.

Пассивный автоспид очень простой, в который входит сам блок управления с клавишами или рычажками, некоторые датчики, сервопривод (привод дроссельной заслонки). Если при движении будет встречаться подъёмы в горку, крутые спуски, то датчик должен передать сигнал к приводу.

Запомните! Более медленные автомобили перед вашим авто или другие крупные препятствия этот тип системы определить не сможет. Водитель должен сохранять концентрацию внимания во избежание аварии.

При нажатии на педаль тормоза пассивная система отключится автоматически. В некоторых системах КК может включаться самостоятельно, как только водитель перестанет давить на педаль тормоза (газа). Также эту настройку можно сменить, о чём можно прочитать в инструкции к конкретной модели.

Существует также динамический тип, который является подвидом пассивного автодрайва. Этот КК следит за работой мотора, чтобы максимально снизить потребление горючего и уменьшить износ двигателя. Например, при подъёме авто в горку или при поворотах скорость падает, чтобы уменьшить износ мотора.

Меры безопасности

Нужно понимать, что использовать круиз-контроля нужно аккуратно и придерживаться определенных правил:

Забывчивость враг Ваш.

Не оставляете данную функцию включенной, если в ближайшее время она не будет использована.

Это может привести к не санкционированному резкому набору скорости автомобилем. К чему это может привести если водитель вовремя не среагирует догадаться несложно.

Движение по крутым спускам и подъемам.

На крутых подъемах, а особенно на спусках не стоит полностью доверять работе криз контроля, который регулирует скорость автоматически.

На крутом спуске можно потерять управляемостью автомобиля, поэтому нажмите на педаль тормоза и войдите в ручной режим управления скоростью.

Ситуации, в которых не стоит пользоваться круиз контролем:

  1. Движение по снегу, люду, в плохую погоду, по скользкой дороге;
  2. Резкие перепады высот на пути следования (предгорье, горы);
  3. При сильной загруженности транспортом дороги (город, пригород).

Как включить круиз контроль

Стандартная система круиз контроля имеет 5 управляющих кнопок, установленных на руле. Кнопки круиз контроля:

  • «On» — ручное включение системы;
  • «Off» — ручное выключение системы;
  • «SetAccel» — установка и увеличение значения контролируемой скорости;
  • «Resume» — восстановление ранее установленного значения скорости;
  • «Coast» — уменьшение контролируемого значения скорости;

Перед применением круиз – контроля, необходимо ознакомиться с назначением органов управления и режимами работы системы контроля.

Основной переключатель режимов работы или панель управления имеет в конце клавишу активации системы, обозначенную характерным символом или надписью CRUISE и ON/OFF. Активировать систему можно как скорость движения автомобиля составит более 40 км/ч.

Система контроля имеет следующие режимы работы:

  • Задать контролируемую скорость и установить режим автоматического слежения позволяет режим «SET» (S);
  • Изменить заданную скорость в сторону увеличения можно режимом «ACCEL» (+; А);
  • Уменьшить заданную скорость можно при помощи режима «COAST» (–; С);
  • Восстановить прежнее значение установленной скорости после изменения можно режимом «RESUME» (RES; R);
  • Выйти из режима слежения за заданной скоростью позволяет режим «CANCEL».

Инструкция по применению режимов круиз контроля

  1. При скорости движения автомобиля от 40 – 100 км/ч, путем кратковременного нажатия переключателя в положение SET, можно перевести систему в режим автоматического слежения и управления скоростью движения.
  2. Удерживая переключатель в позиции COAS в режиме автоматического слежения, можно снизить скорость движения, а установить новое значение можно после отпускания переключателя. Путем кратковременного нажатия скорость движения можно снизить на 1,5 км/ч.
  3. Для принудительного выхода из режима автоматического поддержания заданной скорости нажимаем клавишу CANCEL.

Как включить и как отключить круиз-контроль?

На большинство автомобилях кнопки управления круиз-контролем расположены либо на рулевой колонке, либо на рулевом колесе.

Перед включением круиз контроля в активный режим, обязательным условием является выполнение определенного порядка действий:

Подведем итоги

В статье рассматривался вопрос о том, можно ли установить круиз-контроль на механике. По своему принципу эта функция сводится к возможности автоматически поддерживать тот уровень скорости, который предварительно был задан водителем. Причем не понадобится пользоваться педалью газа.

Чтобы активировать систему круиз-контроля, водитель должен только выполнить нажатие кнопки устройства. Уже сразу можно ощутить возможности системы и пользоваться ею по полной.

После нажатия кнопки важно не трогать ногой педаль газа. При этом обеспечивается ровная скорость транспортного средства. Она не изменится даже по причине неровности дорожного рельефа.

При этом водитель может пользоваться педалью, если идет на обгон или хочет прекратить движение.

Современные системы имеют две кнопки: включения/выключения и SET. В случае парного нажатия последней можно развивать максимально допустимую скорость.

Но важно также отметить, что установка такой системы целесообразна только для езды по загородным дорогам, которые не перегружены другими автомобилями. Для езды по городу установка системы бессмысленна. Ведь водителю все равно необходимо постоянно пользоваться педалью, чтобы выполнять торможение.

Предложенные в статье советы по установке системы круиз-контроля на механику “Лады” помогут автолюбителю успешно справиться с этой задачей самостоятельно.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий