Климат контроль в автомобиле зимой

Содержание

Устройство климат-контроля автомобиля и особенности его работы зимой

как работает климат-контрольКлимат-контроль авто

Климат контролем называется современная технологичная система, которая обеспечивает максимально возможный комфорт для автомобилиста и пассажиров. Основной задачей данной аппаратуры является поддержание наиболее комфортной температуры воздуха в салоне на протяжении всего времени поездки.

Принцип функционирования

Основным принципом работы является поддержание оптимального температурного режима, используя для этого системы кондиционирования, нагрева воздуха. Для получения информации о температурном режиме в салоне, стоят датчики способные передавать необходимую информацию блоку управления.

Далее от блока управления идет сигнал на определенные исполнительные устройства, такие как температурная заслонка. Весь процесс регулировки и снятия информации с датчиков выполняется полностью автоматически.

Основные составляющие системы

Вышеупомянутая система состоит из таких элементов:

  1. Блок управления. Является «мозговым» центром данной системы и занимается обработкой поступающих сигналов и посылает команды к основным устройствам.
  2. Датчики. Расположены внутри салона и контролируют состояние основных параметров климата в салоне. В большинстве моделей авто установлены такие датчики: температурные, солнечные, состояния автомобиля.
  3. Исполнительные устройства. Выполняют задание, поступающее от блока управления. Так, например, для повышения объема воздушного потока сигнал подается на электродатчик вентилятора.
  4. Заслонка. Используется для нормального функционирования всей системы. Заслонка является очень важной частью, регулирующей распространение теплого и холодного воздушного потока в салоне автомобиля. Заслонки бывают нескольких видов: • центральные, используемые для основного регулирования температуры воздуха; • рециркулирующие, которые функционируют для осуществления регулирования интенсивности потока воздуха; • для подачи воздуха с окружающей среды; • для выполнения обдува стекол.

климат контроль зимойработа климат контроля зимойможно ли включать кондиционер зимой в машинетеплый воздух из кондиционера

Что такое климат контроль в автомобиле

Технический прогресс сделал современные транспортные средства настолько «умными», что некоторые манипуляции они способны осуществлять самостоятельно. Автоматическое выключение наружных осветительных приборов, автопилот, параллельная парковка — это лишь малая толика того, что могут делать машины без вмешательства со стороны человека. Это очень удобно, ведь водитель может не отвлекаться от управления автомобилем, а значит, вождение будет более безопасным.

Добрался прогресс и до системы климат-контроля. Теперь он также функционирует в автономном режиме. Владельцу транспортного средства остаётся лишь настроить в меню комфортную температуру — всё остальное система сделает самостоятельно.

Однако если летом использование этой полезной функции не вызывает вопросов, то с наступлением холодов владельцы транспортного средства часто интересуются: можно ли включать климатическую установку? Чтобы получить ответ, необходимо изучить устройство системы и узнать об особенностях эксплуатации.

как работает климат-контроль

Что означает кнопка auto на климат-контроле и для чего она нужна

Кнопка Auto на климат контроле что означает? Это автоматический режим, при котором климатическая система сама определяет скорость вращения вентилятора, направление потока, особенности циркуляции воздуха и другие опции. Пользователь только устанавливает температуру, а задача устройства — достигнуть ее и поддерживать на заданном уровне. Ниже рассмотрим, что это за опция, как ее включить, и как правильно пользоваться.

Как пользоваться климат-контролем в автомобиле и ничего не сломать

Как пользоваться климат контролем в автомобиле правильно? Жмите на кнопку «AUTO», установите необходимую температуру и дайте климатической системе охладить / нагреть салон до нужного параметра. По желанию измените любой показатель и перейдите в ручной режим работы. Ниже рассмотрим, как правильно включать / отключать, настраивать и пользоваться климатическим оборудованием в автомобиле. Отдельно разберем особенности применения летом и зимой.

Как работает климат-контроль в автомобиле зимой?

Технический прогресс сделал современные транспортные средства настолько «умными», что некоторые манипуляции они способны осуществлять самостоятельно. Автоматическое выключение наружных осветительных приборов, автопилот, параллельная парковка — это лишь малая толика того, что могут делать машины без вмешательства со стороны человека. Это очень удобно, ведь водитель может не отвлекаться от управления автомобилем, а значит, вождение будет более безопасным.

Добрался прогресс и до системы климат-контроля. Теперь он также функционирует в автономном режиме. Владельцу транспортного средства остаётся лишь настроить в меню комфортную температуру — всё остальное система сделает самостоятельно.

Однако если летом использование этой полезной функции не вызывает вопросов, то с наступлением холодов владельцы транспортного средства часто интересуются: можно ли включать климатическую установку? Чтобы получить ответ, необходимо изучить устройство системы и узнать об особенностях эксплуатации.

как работает климат-контроль

Как это работает

Современная автомобильная климатическая установка включает в себя следующие основные узлы и механизмы:

  • воздушный кондиционер – помогает справиться с излишне высокой температурой и влажностью;
  • автомобильная печка – отбор тепла производится от прогретой охлаждающей жидкости двигателя;
  • вентилятор – обеспечивает перемешивание воздуха внутри салона;
  • система воздуховодов и заборников – дает возможность распределить воздушные потоки и направить их в необходимую точку салона;
  • шторки воздухозаборников – приводятся в действие электрическими сервоприводами;
  • электрические клапаны печки – отсекают теплообменник, когда нет потребности в тепле;
  • термодатчики – измеряют температуру воздуха в разных точках салона;
  • датчик влажности – в старых моделях не применялся;
  • программный контроллер – анализирует данные датчиков и дает команды на включение исполнительных устройств.

Принцип работы климат контроля в автомобиле зимой выглядит следующим образом:

  • водитель задает требуемую температуру в салоне, например, 23 градуса;
  • установка переводится в режим «авто»;
  • контроллер анализирует данные от термодатчиков и сравнивает с заданием;
  • если температура в салоне выше заданной, то включается кондиционер (зимой это практически исключено);
  • если температура ниже установленной, то открываются электрические клапаны печки, в радиатор подается антифриз из системы охлаждения двигателя;
  • исходя из разности фактической температуры и заданной, контроллер дает команду на включение требуемой скорости вентилятора, при этом учитывается степень нагрева теплоносителя в печке;
  • при необходимости автоматически включается режим «Рециркуляция»;
  • при достижении заданной температуры контроллер снижает скорость обдува и переводит систему в поддерживающий режим.

Читайте еще

Основные элементы и узлы

Работа климат-контроля подчиняется ряду особенностей. Его правильная функция в автомобиле как летом, так и зимой обеспечивается благодаря присутствию определенных компонентов.

Ключевые узлы рассматриваемой в данном случае установки объединяют указанные ниже:

  1. Воздушный кондиционер. Благодаря этому механизму удается поддерживать на нормальном уровне температуру и влажность.
  2. Печь. С помощью данного механизма можно осуществлять забор охлаждающей жидкости мотора, которая перед этим пргрелась до определенного уровня.
  3. Комплекс заборников вместе с системой воздуховодов. Они отвечают за правильное рассредоточение воздуха и направляют эти потоки в ту или иную область салона.
  4. Вентилятор. Способствует смешению воздушных потоков внутри салона.
  5. Термодатчики. Используются для замера температуры воздуха в тех или иных областях салона.
  6. Электроклапаны печи. Приостанавливают действие теплообменника, когда в обогреве нет необходимости.
  7. Шторки воздухозаборников. Чтобы запустить их в работу, используют электрические сервоприводы.
  8. Датчик уровня влаги. Он присутствует в обновленных моделях, в старых не использовался.
  9. Программер-контроллер. Собирает данные со всех имеющихся датчиков и проводит их анализ, направляет те или иные команды исполнительным приборам и агрегатам.

Особенности эксплуатации в зимний период

Описанный выше алгоритм работы климат-контроля носит довольно общий характер. Каждый производитель разрабатывает климатическую систему под конкретную модель или серию. Программное обеспечение контроллера также может несколько отличаться. Последние версии электронного климат-контроля позволяют владельцу машины производить самостоятельное программирование некоторых функций установки. Работа климат контроля в автомобиле зимой иногда требует вмешательства и перехода на ручное управление:

  • Машина находилась на открытой стоянке и ее стекла покрылись льдом. Для начала движения необходимо быстро освободить обзорные пространства ото льда. Не все прошивки климатических установок предусматривают автоматический предварительный прогрев стекол. Может быть такая ситуация, когда программа предусматривает такую функцию, но заданного времени обогрева оказалось недостаточно. В таком случае приходится выходить из автоматического режима и вручную включать обдув стекол. Скорость вращения вентилятора тоже придется выбирать вам. После того как обледенение будет ликвидировано, можно вернуться к автоматическим настройкам.
  • Часто незадачливые водители рассчитывают на то, что в салоне авто тепло, и пренебрегают надежной зимней обувью. Некстати выпавший снег заставляет некоторое время потоптаться вокруг машины. После освобождения автомобиля из снежного сугроба водитель получает в качестве бонуса мокрые ноги. В такой ситуации самое правильное решение – перейти на ручное управление и направить поток горячего воздуха в ноги.
  • В затяжных зимних пробках, обусловленных гололедом и снегом, можно провести довольно много времени. Для того чтобы избежать попадания выхлопных газов от скопившегося вокруг транспорта в салон автомобиля, воспользуйтесь режимом «Рециркуляция». Только очень продвинутые климатические установки оснащены автоматическим анализатором уровня СО в заборнике внешнего воздуха.

Читайте еще

Разновидности систем

Стандартный (однозонный) вариант климатической установки не решает вопросов, связанных с особенностями организмов разных людей. Суть проблемы стоит пояснить на примере: при поддержании в салоне 22 °С водителю комфортно, сидящему рядом пассажиру – душно, а на заднем ряду сидений – холодно. В просторных автомобилях, где установлен третий дополнительный диван, действие климат-контроля задними пассажирами не ощущается.

Решением данного вопроса стали более сложные климатические системы:

  • двухзонный климат-контроль формирует 2 воздушных потока различной температуры – для водителя и переднего пассажира;
  • трехзонная установка создает индивидуальные температурные условия для шофера, сидящего рядом человека и пассажирам заднего ряда;
  • четырехзонная (иначе – многозонная) позволяет подавать воздух с различными параметрами на все сиденья – передние и задние.

4-х зонный климат-контроль

Подача воздушных масс разной степени нагрева (или охлаждения) организована посредством раздельных воздуховодов, проложенных по днищу и внутри боковых панелей. Блок управления контролирует температуру в каждой зоне с помощью отдельных датчиков. Чтобы пассажиры задних кресел могли самостоятельно регулировать параметры воздуха, между передними сиденьями устанавливается панель с кнопками, дисплеем и дефлекторами – распределителями потоков.

Предугадать желания автолюбителей, предусмотреть все возможные ситуации и заложить их в программу климатической электроники практически нереально. Поэтому производители транспортных средств ставят две кнопки, позволяющие включать кондиционер или климат-контроль по отдельности. Пример: зимой нужно очистить запотевшие стекла, но контроллер этого «не знает» и охладитель не запустится. Тогда водитель отключает климат-контроль и принудительно активирует кондиционер отдельной кнопкой.

Различия между климат контролем от кондиционером

Начинающие автомобилисты иногда путают кондиционер с климат контролем. По своей структуре и принципу действия эти две систему имеют большие различия. Так кондиционер используется для охлаждения, попадающего в салон воздуха и проведения его рецеркуляции. Климат контроль может держать постоянно температуру воздуха на необходимом уровне.

  • возможность поддержания основных климатических показателей;
  • автоматическое управление скоростью и температурой воздуха;
  • для автомобилиста создается оптимальные условия для управления автомобилем.

При выборе дешевой модели можно столкнуться со следующими проблемами:

  • относительная ненадежность в процессе эксплуатации;
  • значительная стоимость технического обслуживания и ремонта;
  • сложность в настройке основных параметров;
  • установленные датчики располагаются в достаточно скрытых местах, и наличие посторонних предметов затрудняют считывание основной информации.

Полезно знать: Какое масло заливать в гидроусилитель руля?

На чем строится работа агрегата?

Принцип работы такого многофункционального оборудования, как климат-контроль, в автомобиле зимой подчиняется определенным алгоритмам. Их можно описать следующим образом:

  1. Автовладелец устанавливает комфортную и подходящую для него температуру в салоне, допустим, на уровне +20 °.
  2. Климат-контроль переходит в авторежим.
  3. Запускается контроллер, который проводит анализ данных от термодатчика. После этого он сравнивает их с заданным водителем параметром.
  4. Если отметки температуры оказываются выше установленной, запускается кондиционер. Зимой такой вариант развития событий маловероятен.
  5. Если температура ниже заданного параметра, в этом случае электроклапаны открываются. Из охлаждающей системы двигателя постепенно перемещается антифриз и поступает после этого в радиатор.
  6. Ориентируясь на заданную температуру и ту, которая имеется по факту, контроллер отдает команду включить вентилятор на ту или иную мощность. При этом он принимает во внимание уровень нагрева теплоносителя, присутствующего в печи.
  7. Если есть необходимость, запускается модуль рециркуляции.
  8. Скорость обдува понижается контроллером, когда удается достигнуть заданной температуры. С этого момента система переходит в авторежим.

Функция уменьшения влажности

О том, что кондиционер, работая на охлаждение, одновременно подсушивает воздух, знают практически все. А как климат контроль в автомобиле зимой справляется с этой задачей, слышали не многие. Для обеспечения этой функции установка снабжается специальным измерителем влажности. Данные от этого датчика поступают на контроллер. При низких отрицательных температурах осушение воздуха обычно не требуется, с парами влаги справляется и печка. Ситуация меняется при температурах, близких к нулю, в условиях мокрого снега, при оттепели. Стекла автомобиля начинают интенсивно запотевать. В этой ситуации ваша климатическая установка сработает следующим образом:

  • датчик влажности сообщит контроллеру о необходимости удаления излишков влаги;
  • контроллер даст команду на одновременное включение кондиционера и печки;
  • влажный воздух, проходя через испаритель кондиционера, будет оставлять частицы влаги в виде конденсата или инея на сотах теплообменника;
  • после испарителя воздух поступает на радиатор печки, где также дополнительно подсушивается.

Таким образом, использование климат-контроля предотвращает запотевание стекол и обеспечивает комфортные условия вождения в зимний период.

Фильтр для салона авто

Фильтр салона

Советы по правильному использованию

Существуют общие рекомендации и правила, как пользоваться климат-контролем в автомобиле зимой. Вместе с тем климатические установки могут отличаться по строению, в зависимости от модели автотранспортного средства. В любом случае, чтобы устройство стало активным, требуется нажать на кнопку запуска — ON/OFF. Настройка допускается в отношении как всего пространство салона, так и отдельных его областей.

На заметку! Шаг настройки равен 0,5 °. Максимальный показатель перепада между зонами не должен быть более, чем 5 °.

Как только запрограммирована комфортная температура, необходимо нажать на клавишу AUTO. С этого момента оборудование поддерживает заданные настройки самостоятельно. Направление движения воздушных потоков можно периодически менять отдельными кнопками.

Каждая из них устанавливает оптимальный уровень обдува. У стандартных моделей имеется 3 таких режима:

  • обдув области головы и ног;
  • обдув лобового стекла;
  • обдув ног.

На рынке можно найти и более продвинутые модели, предлагающие больше полезных опций. Ознакомиться с ними можно, обратившись к руководству пользователя.

Внимание! Запуск климат-контроля лучше осуществлять спустя 60 сек после включения двигателя. Выключать его рекомендуется за 1 мин до заглушки мотора.

Диагностика является важной составляющей эффективной эксплуатации климатического оборудования. Ее надлежит проводить не менее 1 раза в год, желательно весной или летом.

Фильтр

Перед тем как использовать климат контроль в автомобиле зимой, внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации авто. В ней наверняка вы найдете рекомендации по замене салонного фильтра. Этот элемент очистки воздуха играет очень важную роль для работы климатической установки. Если фильтр забит пылью, то прогрев и осушение будут неэффективны – стекла будут запотевать, салон будет медленнее нагреваться. Производители предлагают три варианта фильтрующих элементов:

  • бумажные – самый простой и дешевый способ очистки;
  • угольные – действуют значительно эффективнее;
  • антибактериальные – препятствуют размножению болезнетворных организмов в воздуховодах климатической установки автомобиля.

Замену салонного фильтра рекомендуют производить два раза в год. В некоторых случаях процедуру придется выполнять чаще – например, при езде по грунтовым дорогам.

Рекомендации в холодное время года

Алгоритм работы устройства, описанный выше, имеет общий характер. На самом деле каждый производитель создает систему под определенную серию или модель. По указанной причине ПО контроллера может несущественно отличаться.

Нередко автовладельцы думают, что раз в салоне автомобиля установлена комфортная температура, надевать теплую зимнюю обувь нет смысла. Однако если неожиданно выпадет снег, придется некоторое время провести около автомобиля, пытаясь очистить пространство вокруг него от сугробов. Если вернуться домой и переобуться уже нет времени, правильным решением будет использование ручного управления климат-контроля и переход на режим обдува ног.

Другая распространенная ситуация — вынужденное присутствие в пробках в холодное время года. Их причиной являются снег и гололед. Помимо защиты от непогоды, актуальным становится и избегание проникновения выхлопных газов в салон авто. В такие моменты как нельзя кстати будет режим рециркуляции. Современные модификации, выпускаемые сегодня, имеют опцию забора углекислого газа в окружающем пространстве и его последующего анализа.

Если оставить автомобиль на открытой территории, стекла могут покрываться коркой льда. Автоматический прогрев есть не во всех климатических установках. Может возникать и такая ситуация, когда заданного предварительно времени обогрева не хватило для того, чтобы растопить лед на стеклах. В такой ситуации придется отключить авторежим и перейти на ручной обдув стекол. Также придется в этот момент подобрать подходящую скорость работы вентилятора. Как только удастся справиться с ледяной коркой, можно будет повторно поставить автоматический режим.

Как работает функция влажности

Многие знают, что во время работы кондиционер делает воздух более сухим. А о том, что климатическая установка помогает бороться с этим, осведомлены немногие. Для этого конструкция оснащена специальными датчиками, измеряющими влажность внутри салона. Данные, получаемые приборами, отправляются на контроллер, который их анализирует.

климат контроль зимой

При достаточно низких температурах снижение уровня влажности обычно не требуется. Ситуация меняется, когда столбик термометра устремляется к нулю, а вместо солнечной погоды начинаются обильные снегопады. В этом случае внутри автомобиля начинает образовываться конденсат. Тогда и активируется работа функции влажности. Выглядит это следующим образом:

  • приборы передают контроллеру информацию о том, что требуется уменьшить уровень влажности;
  • последний одновременно запускает печку и кондиционер;
  • влажный воздух проходит сквозь испаритель, установленный в кондиционер, после чего частички влаги оседают на находящихся внутри устройства сотах;
  • затем воздух поступает в печку, где ещё дополнительно высушивается.

Алгоритм работы

Эти системы направлены на то, чтобы вы меньше отвлекались от управления транспортным средством. Для этого вы устанавливаете нужную температуру и переводите управление в автоматический режим, и компьютер, считывая информацию с датчиков, сам принимает решение, какой агрегат запустить в данный момент. Зимой, используя автоматический режим, вначале воздух будет направлен на лобовое стекло и максимально быстро наберёт нужную температуру. Затем перейдёт в режим поддержания и перенаправит поток на лицо и ноги. Улучшенные версии могут осушать поступающий воздух, пропуская его через испаритель кондиционера, а затем через радиатор печки, это позволит избежать запотевания стёкол.

Резюмируя всё сказанное, можно отметить, что использовать климатический контроль в зимний период не только можно, но и нужно. Нагрев салона происходит в максимально короткие сроки, воздух проходит стадию сушки (проходя через испаритель кондиционера) из-за чего передвижение становится безопасным. При передвижении не нужно отвлекаться на изменение параметров, поскольку компьютер сам регулирует все параметры в соответствии с климатом в салоне.

Главные составляющие климатического механизма

  1. Датчики, измеряющие физические коэффициенты и преобразующие их в электро-импульсы. Среди них:
  • датчики определения температуры входного и выходного воздуха (относительно числа рабочих зон в машине, устанавливается соответствующее число датчиков такого типа),
  • датчик степени излучения солнечной радиации;
  • датчик делителя электрического напряжения (потенциометра) заслонок, фиксирующий их позицию;
  • датчики температурного градуса испарителя, а также датчик давления осуществляют правильное функционирование кондиционирующего устройства.
  1. Электро-блок управления считывает импульсы с датчиков и соответственно требуемому режиму отправляет сигналы на исполнительные устройства.
  2. Исполнительные устройства с механическим или электрическим приводом заслонок и электродвижка вентилятора входного воздушного потока достигают и поддерживают запрограммированный градус. Перечень заслонок автомобиля включает:
  • заслонку входного воздушного потока;
  • центральную заслонку;
  • заслонки регуляции температурного градуса (в системах с 2-мя и более зонами);
  • заслонка обратной циркуляции;
  • заслонки обогрева стекол.

Как пользоваться климат контролем в автомобиле зимой

  • Не следует изменять подачу воздуха до завершения прогрева салона, так как это может вызвать концентрацию конденсата или льда на поверхности заслонок.
  • Следует регулярно запускать компрессор кондиционера для проведения профилактических работ резиновых уплотнений.
  • Запрещается включать климат контроль с не корректными настройками по отношению к влажности воздуха. Ведь в воздухе присутствует влага, которая при неправильной работе системы будет накапливаться на испарителе и может вызвать появление неприятного запаха в салоне.
  • Раз в неделю рекомендуется использовать только кондиционер, чтобы вывести влагу из корпуса испарителя.

Немного о замене фильтра

Прежде чем запускать климатическую установку, следует внимательно изучить инструкцию, прилагаемую к автомобилю. Обычно производитель подробно описывает процесс замены салонного фильтра. Эта деталь играет важную роль в корректной работе конструкции. Если он загрязнён, забился пылью, климат-контроль не сможет нормально функционировать — на стёклах начнёт оседать конденсат, салон будет плохо и долго прогреваться. Потому необходимо регулярно менять старый фильтр на новый. Производители советуют воспользоваться одним из трёх вариантов:

  1. Бумажный. Это самый недорогой и простой способ очистить воздух.
  2. Угольный. Стоит дороже, но и справляется с возложенной задачей лучше, чем изделие из бумаги.
  3. Антибактериальный. Не только чистит воздух, но и препятствует образованию и размножению болезнетворных микроорганизмов.

Справка. Менять фильтр необходимо не менее двух раз в год. При езде по просёлочным дорогам проводить манипуляции нужно чаще.

Использовать климатическую установку в холодное время года не только можно, но и нужно. Салон нагревается до нужной температуры в кратчайшие сроки, стёкла оттаивают, уровень влажности снижается. Всё это делает вождение более безопасным.

Подведение итогов

Используя всю представленную выше информацию, даже начинающий автомобилист может легко определиться, как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле. Данная система может создавать комфорт внутри салона в процессе эксплуатации автомобиля.

Полезно знать: Можно ли мыть двигатель автомобиля на автомойке?

Но для эффективной работы следует знать, как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле летом. Кроме этого нужно ориентироваться в особенностях эксплуатации данной системы в зимний период. Поэтому необходимо четко знать, как пользоваться климат контролем в автомобиле зимой.

Что делать, если температура воздуха ниже -5 градусов?

Как мы уже сказали ранее, попадание жидкого фреона в компрессор нежелательно. Можно ли включать кондиционер зимой в машине в таком случае? Категорически нет. Но как быть тем, у кого зима длится по 5-6 месяцев?

кондиционеры без обогрева

Единственный выход – профилактика в отапливаемом гараже. Только в таком помещении можно гарантировать безопасность работы системы. Если машина относительно новая, то система и вовсе не запуститься в сильный мороз – электроника предотвратит губительный шаг для системы и отключит питание на компрессор.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий