Какую смазку лучше использовать для подшипников ступицы

Содержание

Какую смазку использовать для подшипников ступицы?

Подшипниковые узлы передних и задних колес функционируют в тяжелых условиях, испытывая нагрузки от трения, веса автомобиля и удары из-за неровностей дорожного покрытия. Вдобавок они подогреваются со стороны тормозов, поскольку металл хорошо проводит тепло. Уменьшить воздействие этих факторов поможет нанесение на рабочие поверхности качественного состава, снижающего силу трения. Чтобы продлить срок службы деталей и не навредить, надо решить вопрос, какой смазкой смазывать подшипники ступицы и как это правильно делать.

Автомобильные смазки

Лучшая смазка для подшипников ступицы: рейтинг самой хорошей, таблица сравнения, рекомендации

Смазка для ступичных подшипников какая лучше

Защитить важные узлы автомобиля от износа помогает смазка для ступичных подшипников; какая лучше, можно понять, изучив рейтинг. При выборе состава обращают внимание на отзывы пользователей, свойства и назначение средства.

Смазка для ступичных подшипников: как выбрать и как смазать подшипник ступицы

Как выбрать смазку и как смазать подшипник ступицы

Смазка в ступичных подшипниках (далее «СП») необходима, чтобы избежать износа тел и дорожек качения, сепараторов, перегрева узла, коррозии.

Заводская смазка закладывается только в подшипники закрытого типа. Добавлять смазывающие составы в такие шарикоподшипники требуется только после определенного пробега автомобиля.

Открытые ступичные узлы, например при установленных однорядных конических роликоподшипниках, требуется смазывать непосредственно перед установкой или заменой.

В статье подробно рассказано о видах смазки, как её выбрать и, как самостоятельно смазать ступичные подшипники.

Самые лучшие смазки для ступичного подшипника

Ступичные подшипники – одна из ключевых деталей ходовой автомобиля. Если за ними правильно ухаживать, можно надолго отсрочить их разрушение. Для этого разработаны смазки, различные по составу и свойствам. Чтобы выбрать лучшую, желательно ознакомиться с рейтингом 10 самых востребованных разновидностей, которые составлены на основе отзывов опытных автолюбителей и инженеров.

Требования к смазывающему материалу

В конце прошлого века сепараторы различных подшипников наполнялись двумя видами составов – «Литол-24» и «Циатим-201». Сейчас на полки автомагазинов выставляется огромное количество изделий от разнообразных брендов, среди которых немудрено запутаться. Опять же, не всякая густая смазка годится для ступиц легковых машин.

Чтобы выяснить, какая смазка лучше, необходимо сформулировать требования к ней и сравнить с инструкцией на упаковке:

  1. Материал не должен растекаться при нагреве. В летний период температура дорожного покрытия достигает 70 °С, прибавьте сюда трение и работу тормозов. На повышенных нагрузках обоймы подшипника разогреваются до 140 °С, столько обязана выдержать и смазка.
  2. Загустевший на сильном морозе состав не даст шарикам или роликам катиться и они начнут скользить. Отсюда задиры и ускоренный износ элементов. Значит, материал должен оставаться пластичным до температуры минус 40 °С.
  3. Поскольку колеса постоянно контактируют с водой, она неизбежно попадает в ступицы. Смазывающий состав не должен терять свойства после контакта с влагой и вдобавок защищать металлические детали от коррозии.
  4. Лучше использовать смазку, меняющую консистенцию в зависимости от нагрузки и нагрева. Колесо быстрее вращается – подшипник греется – материал разжижается и смазывает деталь интенсивнее. При замедлении происходит обратный процесс.
  5. Состав должен быть химически стойким и нейтральным по отношению к полимерам и резине, из которых изготавливаются пыльники и элементы сальников.

Важно, чтобы смазочный материал сохранял перечисленные свойства как можно дольше, тогда и ресурс подшипникового узла способен увеличиться до 100 тыс. км пробега.

Подшипник ступицы

Содержание

Подшипник ступицы

Многие автопроизводители с гордостью утверждают, что ступичные подшипники, производимых ими автомобилей имеют большой ресурс и во время всего периода эксплуатации в обслуживании не нуждаются. Надо понимать, что это утверждение справедливо для так называемой «европейской» езды. С нашими дорогами, качество которых далеко от совершенства, ситуация иная. Ступичный узел, на котором удерживается колесо авто, несёт на себе весь его вес, причём со всеми дополнительными довольно высокими динамическими нагрузками, возникающими во время разгонов, торможений, на поворотах, во время езды по неровным дорогам. Эти обстоятельства снижают ресурс подшипников ступицы автомобиля и вынуждают их менять гораздо чаще, чем рекомендует производитель. Ситуацию можно облегчить путём обработки подшипника эффективной смазкой, которая способна значительно продлить его надёжное и безаварийное функционирование.

Как определить, какой подшипник ступицы гудит

Как определить, какой подшипник ступицы гудит

Как определить, какой подшипник ступицы гудит

Как определить, какой подшипник ступицы гудит

Самой нагружаемой деталью является именно ступичный подшипник, а это значит, что качество смазки ступицы является одним из главных условий значительного продления его ресурса.

Смазка для ступичных подшипников

Какую смазку для подшипников ступицы выбрать и, какими свойствами она должна обладать? Как не ошибиться и не попасть на некачественную продукцию? Какими способами можно смазать тот или иной вид подшипника ступицы? Давайте во всём этом разберёмся.

Какие ступичные подшипники смазываются и когда

Как говорилось выше, закрытые двухрядные задние или передние ступичные подшипники колес смазываются только в процессе эксплуатации, в среднем после 50-60 тысяч км. Но ступичный узел рекомендуются проверять на протечку смазки и на нарушения целостности уплотнителя, вне зависимости шариковый или роликовый тип изделия установлен.

Смазка подшипника ступицыПодшипник ступицы

Роликовые ступичные более устойчивы к нагрузке, но срок службы зачастую меньше, чем у шариковых и у них меньше максимальную скорость вращения, а следовательно и температуры там ниже. Для них требуется больше смазочного материала, чтобы внутренние детали качения не перегревались и не деформировались.

Если говорить об однорядных конических роликоподшипниках (только такой тип однорядных используется в ступичных узлах), то они более требовательны к спецсмазке, так как не имеют уплотнителей и зачастую смазочный материал вытекает. У таких узлов следует внимательно относится к защитным сальникам, которые устанавливаются в узлы такого типа.

Смазка подшипника ступицыПодшипник ступицы

У многих авто используется сборный тип конструкции ступичного узла, когда подшипник совмещен со ступицей. Смазать деталь в таком исполнении возможно, если имеется специальное отверстие, или если имеется открытая сторона с мягким уплотнение – что очень редко. У таких подшипниковых узлов срок службы повышен, поэтому и количества заводской спецсмазки хватает на весь срок службы, но бывают исключения.

Подшипник ступицыПодшипник ступицы

Когда нужно смазывать подшипник

Замена смазки для подшипников ступицы требуется для увеличения срока службы детали и правильной её работы. Мастера советуют заменять смазывающие составы через 20-30 километров пробега в узлах с однорядными типоразмерами, и через 40-60 у закрытых двухрядных.

Но кроме естественного износа, иногда возникают ситуации, когда требуется добавить спецсмазку, например, в летнее время она может уменьшаться быстрее, или если имеются небольшие протечки сальника или уплотнения.

Как понять, что смазки недостаточно

Смазка для ступиц защищает деталь от износа, облегчает вращение и скольжение контактирующих металлических поверхностей. Колесо автомобиля вращается свободно без каких-либо задержек, что снижает нагрузку на двигатель и ходовые части автомобиля. Смазка выполняет защитные функции – она защищает ступицу от образования задиров, коррозии и механических повреждений.

Смазка передних ступиц

Установить недостаток ступичной смазки можно по следующим признакам:

  • Скрежет или гул в области колеса во время движения автомобиля. Чем выше скорость, тем громче и сильнее скрежет.
  • Металлический стук во время движения автомобиля (также в области колес).Стук бывает обычно несильным, что ухудшает диагностику проблемы. Не игнорируйте его.
  • Повышение расходов топлива на 10-15%. Подшипник начинает контактировать с подвижными частями колеса, что снижает скорость. Водитель для компенсации снижения просто увеличивает мощность движка.

Ступичные подшипники следует смазывать, если они находятся в исправном состоянии. Если вы разобрали колесо, достали ступицу и обнаружили механические дефекты, нужно поменять запчасть.

Классификация смазок

В автомобилестроении пользуются 5-ю основными видами:

  • Литийсодержащие компаунды — Материалы состоят из базовых масел и загустителя – соединений лития. Могут добавляться различные присадки – ингибиторы коррозии, противозадирные, и наполнители. Достоинства средства — универсальность, доступность, имеет неплохие смазочные качества, невысокая цена. Недостатки — не всегда хорошо препятствуют коррозии, при контакте могут повредить пластмассовые детали.
    Одна из самых заслуженных народных марок на протяжении десятилетий – Литол 24. Современные литиевые смазки отличаются более высокими потребительскими характеристиками;
  • Высокотемпературные компаунды — В их состав входят соединения меди и никеля в мелкодисперсном виде. Достоинства — можно применять при экстремальных температурных условиях, стойкость к воде, повышенной защиты деталей. Минусы — некоторые специалисты считают, что их нет.
    К этому типу относится Castrol LMX, Liqui Moly LM 50 Litho HT, MC BLUE 1510;
  • Компаунды с содержанием полимочевины — Современная разработка. В составе также силикагель (поглотитель влаги) и стабилизатор – сульфанат кальция. Выдерживает высокие температуры, кратковременно до 220°С градусов. К этому типу относится популярная марка AIMOL Greasetech Polyurea EP2.
  • Составы на основе молибдена — Содержат дисульфид молибдена. Компаунды с молибденом популярны у профессионалов. Достоинства — уменьшают трение, способны увеличить противоизносные свойства, борются с появлением коррозии, большой срок службы – до 100 000 км. Недостатки — не выносит соприкосновения с водой, в противном случае начинается реакция с выделением серной кислоты, разъедающей металлические детали; в составе есть абразивные вещества. Сюда относятся отечественные Фиол и ШРУС-4;
  • Перфторполиэфирные (пластичные) смазки — По последним опросам, считаются лучшими смазками для ступичных подшипников на рынке, которые рекомендуется использовать, с тефлоновыми добавками. Применяются в авто премиального класса и в спорткарах, развивающих огромную скорость. Недостатки — для владельцев обыкновенных машин – очень высокая цена.

Разновидности и маркировка смазки для ступичных подшипников

Существуют такие типы материалов:

  1. Литиевые составы. Это самый доступный и распространенный вид, однако он почти не защищает металлические детали от влаги.
  2. Лубрикаторы, устойчивые к высокотемпературному воздействию. Такие характеристики средствам придает порошковая медь. В состав входят и другие металлы.
  3. Смазки с полимочевиной. Средства часто используются в автомобилестроении. В состав входит стабилизатор — сульфанат кальция. Материал не разрушается при нагревании до +220 °С.
  4. Смазочные материалы с молибденом. Устойчивы к нагреванию, однако при смешивании с водой образуют осадок. Это негативно сказывается на состоянии обрабатываемых деталей.
  5. Перфторполиэфирные смазки. Применяются для защиты деталей гоночных автомобилей. Из-за высокой цены материалы не используются в быту.

Каждый состав помечается маркировкой. Согласно ГОСТ, изготовители должны указывать код применяемого смазывающего компонента.

Маркировка зарубежных средств выполняется по собственным стандартам. Обозначения можно найти в каталогах изготовителя.

Например, NSK и SKF указывают собственные коды, отражающие тип и процентное содержание основного компонента. В маркировке 6-256907EK12C20 последние 3 символа означают вид смазывающего ингредиента.

Разновидности смазки

Критерии выбора

Чтобы правильно подобрать антиадгезив для конкретных условий, необходимо обратить внимание на такие факторы:

  • зависимость состава от температурных колебаний. Высокотемпературные средства при низкой температуре быстро кристаллизуются и густеют. Наоборот, если реальные условия превышают величину температурного порога смазки — она сохнет и коксуется;
  • режим эксплуатации. Например, подшипники, вращающиеся на высокой скорости, нуждаются в синтетической смазке;
  • уровень нагрузки. Если подшипники эксплуатируются в сложных условиях, оптимальным вариантом станет литиевая смазка;
  • влияние внешних негативных факторов (пыль, вода, пар, кислоты). Если какой-либо агрегат регулярно соприкасается с перечисленными средами, следует отдать предпочтение максимально устойчивым составам.

Выбор смазки

Какая смазка используется в ступичных подшипниках

Смазка для подшипников

Выделяют следующе виды смазки:

  1. Составы, содержащие литий. Один из распространенных. Доступный в продаже, но есть минус – практическое отсутствие защиты поверхности от влажности. Представитель – «Литол 24».
  2. Лубрикаторы, устойчивые к температуре. Приобретает теплостойкие характеристики из-за порошка меди и никеля. Добавляются так же и другие металлы. Характерная продукция – Castrol LMX.
  3. С полимочевиной. Популярный раствор в автомобилестроении. В составе смазки: кальций-сульфанат для стабилизации. Устойчив к температуре до 220 градусов Цельсия. Пример – AIMOL Greasetech Polyurea EP 2.
  4. С молибденом. Обладает термической стойкостью. Минус – при соединении с водой выделяет конденсат, что сокращающее срок службы деталей.
  5. Перфторполиэфирные. Применяется в гоночных моделях и автомобилях премиального класса. Высокая стоимость не оправдывает практического использования.

Смазка для подшипников

Смазка для подшипников

Маркировка

Смазочный материал обозначается в маркировке п/ш. Согласно ГОСТ 3189-89, производитель должен предусмотреть в своих изделиях с смазывающий компонент определенной марки и в определенном количестве согласно стандарта.

Марка смазки Знак
ЦИАТИМ-201
ОКБ-122-7 С1
ЦИАТИМ-221 С2
ВНИИНП-210 С3
ЦИАТИМ-221С С4
ЦИАТИМ-202 С5
ПФМС-4С С6
ВНИИНП-271 С7
ВНИИНП-235 С8
ЛЗ-31 С9
N 158 С10
СИОЛ С11
ВНИИНП-260 С12
ВНИИНП-281 С13
ФИОЛ-2У С14
ВНИИНП-207 С15
ВНИИНП-246 С16
ЛИТОЛ-24 С17
ВНИИНП-233 С18
ВНИИНП-274 С20
ЭРА С21
СВЭМ С22
ШРУС-4 С23
СЭДА С24
ИНДА С25
ЛДС-3 С26
ФИНОЛ С27

Например, 6-256907EK12С20. С20 – это тип смазывающего состава.

У зарубежных производителей существуют собственные внутренние стандарты. Как правило, обозначения смазок указаны в каталогах производителей. Например, у SKF и у NSK существуют собственные коды, обозначающие типы смазок и количество закладываемого объема в закрытый подшипник.

Топ смазок для ступичных подшипников

Cиликон и вазелин. Стоп!

Надо понимать, что не все виды смазочных материалов можно применять в подшипниках ступиц, ведь они должны выполнять функцию уменьшения трения в сверхтяжёлых условиях – высокие скорости вращения, большие нагрузки, включая ударные, повышенные температуры, что заставляет отказаться от материалов, изготовленных на силиконовых и вазелиновых соединениях. Они производятся из синтетических углеводородов, которые не выдерживают повышенных температур. Уже при достижении поверхностями трения температуры 45-60°С они разрушаются и теряют свойства. Эти составы относятся к консервационным и в виде смазки для ступичных подшипников не годятся.

Графит?

Материалы, изготовленные на графитовой основе тоже не вариант в виде смазки для подшипников ступицы. Они содержат много абразива, что ведёт к ускоренному износу. Такие графитовые составы применяются для смазывания малоподвижных элементов. Иногда ими обрабатывают крепления рессоры. Если такой смазкой набить ступичный подшипник, то уже через 20-30 тыс. километров придётся ремонтировать ходовую часть авто, притом что средний срок службы этих деталей составляет 120-150 тыс. километров.

Кальций, натрий?

Смазочные составы, в основе которых соединения кальция и натрия, тоже не лучшие смазки для ступиц. Они могут эффективно бороться с трением, но лишены способности предотвращать развитие коррозийных процессов. Такие же недостатки присущи материалам, в основе которых цинк и железо. Они больше предназначены для использования в промышленном оборудовании.

Шрус-4?

Смазка хорошая, но эксперты советуют её применять для грубых элементов. В подшипниках ступиц она неэффективная. Об этом свидетельствует огромное количество отзывов автовладельцев.

Литол24. Привет, из СССР

Смазка литол для ступицы

Хорошим материалом для ступиц является прошедшая проверку временем и многолетней практикой смазка Литол24. Она увидела свет ещё в прошлом столетии, но до сих пор встречается в магазинах автохимии. В своё время литол применялся, в том числе и в виде смазки для ступичных подшипников ВАЗ и других представителей советского автопрома.

Этот материал хорошо смазывает, снижает трение, может сохранять свои рабочие характеристики при повышенных температурах, но минусы у него тоже имеются. В первую очередь его недостатком является повышенный износ уплотнителей и сальников, выполненных из полимерных материалов. Виной всему входящие в его состав органические кислоты. К тому же они не выдерживают эксплуатацию при повышенных динамических нагрузках.

Сегодня технологии ушли далеко вперёд. На авторынке появились новые поколения смазочных материалов, поэтому, на какой смазке для ступичных подшипников остановить внимание, каждый автовладелец решит для себя сам.

Чем нельзя смазывать подшипники?

Далеко не все густые составы пригодны для работы в автомобильных ступицах. Например, традиционный солидол – не лучшая смазка для подобных узлов, поскольку не способен компенсировать трение деталей в условиях больших перепадов температур. К этой же категории относится целый ряд других смазывающих материалов:

  1. Графитная смазка отлично переносит нагрузки, но содержит абразивные частицы, быстро разрушающие металлические детали подшипника.
  2. Составы на вазелиновой либо силиконовой основе теряют антифрикционные свойства вследствие повышения рабочей температуры до 60 °С, чего явно недостаточно для подшипникового узла.
  3. Группа смазок, включающая соединения кальция и натрия, уменьшает трение деталей, но не защищает от коррозии.
  4. Популярное изделие под названием «Шрус-4», предназначенное для работы в грубых шарнирных механизмах.

Шрус-4 не подходит для ступичных подшипников

Какие вещества содержит тот или иной материал, должно быть указано на упаковке. Прежде чем смазать ролики подшипника новой смазкой, внимательно ознакомьтесь с этим перечнем.

Основные требования

Смазка для ступиц колес должна отвечать таким критериям:

  1. Не разжижаться при нагреве. Среднее рабочее значение для обрабатываемой детали — +120 °С. Рекомендуется выбирать средство с наиболее широким температурным диапазоном.
  2. Сохранять консистенцию в морозную погоду. При охлаждении средство не должно густеть и мешать движению роликов.
  3. Не менять свойств при смешивании с водой, защищать металлические компоненты от коррозии.
  4. Не разрушаться при кратковременных скачках температур.
  5. Быть химически стабильным. Смазка не должна разрушать резину и пластмассы, из которых производятся сальники и уплотнители.

Рейтинг лучших смазок для ступиц под особые нагрузки

Для груженой техники важно обеспечивать различные вещества с повышенными эксплуатационными характеристиками. Шлиц не должен повреждаться, а также не должно происходить закисание. Поэтому смазывание происходит исключительно качественными составами

Mobil mobilgrease

Mobil mobilgrease special

Это состав на основе литиевого мыла и дополнительно содержит множество компонентов, что обеспечивает значительное улучшение характеристик. Материал является одним из лучших в плане защиты от ржавчины, отлично выдерживает температуру.

Материал отлично подойдет для тяжелой техники.

Mobil polyrex em

Недорогой состав на основании минерального масла обеспечивает множество решений и преимуществ в период эксплуатации. Материал отлично подойдет для защиты от коррозии, не допускает потерь прочности или задиров.

Fuchs titan renolit duraplex ep2

Это высокотемпературная смазка, которая произведена на основании гелиевого мыла и содержит минеральные масла. Отлично подойдет для груженой техники, которая постоянно вызывает повышение температуры ступичного подшипника.

Valvoline moly fortified mp grease

Универсальный состав на основе лития, который содержит присадки для защиты от коррозии. При этом значительно снижается трение. Это состав для повышенной влажности и подойдет для сельскохозяйственной техники.

Rw grease u 100 hv 2

Редкий полимочевинный состав, который подойдет для техники с повышенной скоростной нагрузкой. Содержит минеральные масла, а также загустители.

Efele SG311

Efele sg 311

Синтетический состав, который обеспечивает повышенные характеристики. Отличается множеством решений, среди которых можно выделить снижение коррозии, а также минимизацию возможных задиров. Материал подойдет для всех активных элементов автомобиля.

Renolit duraplex ep2

Пластичный гелиевый состав на основе лития и с добавлением минералов. Обычно применяется для промышленной техники, однако обеспечивает и другие преимущества.

Вниинп 261 сапфир

Это авиационная смазка, которая обладает прекрасными свойствами, не допускает образования окислов, не выделяется опасных веществ. Однако, вещество крайне редкое.

Обслуживание ступичного узла

Для начала следует уяснить, что в большинстве современных легковых машин иностранного производства устанавливаются роликовые необслуживаемые подшипники закрытого типа. Это значит, что на заводе в сепаратор заложено требуемое количество смазочного материала, рассчитанного на полный срок службы элемента. Специально разбирать его в процессе эксплуатации нет нужды.

Тем же путем движутся отечественные производители машин и запчастей к ним. В среднем ресурс закрытого подшипникового узла на переднеприводных автомобилях ВАЗ составляет 60 тыс. км., после чего устанавливается новая запчасть. Смазать подшипник можно и раньше, но существенного продления «жизни» вы не добьетесь.

Зачастую автолюбители покупают зарубежные высококачественные аналоги от брендов FAG, SKF, NTN, NSK или Koyo, способные отработать до 300 тыс. км без всякого обслуживания.

Чтобы добраться до подшипника переднего колеса, придется разобрать часть подвески:

  1. Поставьте машину на ровную площадку, зафиксируйте «ручником» и снимите колесо.
  2. Разблокируйте и вытащите тормозные колодки, затем демонтируйте суппорт, подвязав его проволокой к кузову.
  3. Съемником выдавите шаровой палец тяги и открутите нижнее крепление поворотного кулака.
  4. Ослабьте и выверните гайку крепления ступицы, после чего аккуратно разъедините ее с шарниром полуоси.

Несколько слов о том, как смазать ступичный подшипник. Старый материал необходимо удалить и промыть все детали, затем уложить новый и собрать узел. Помните, что смазки не должно быть много – максимум 30% от внутреннего объема самого элемента.

Характеристики и классификация

При выборе характеристик материала учитывают рекомендации производителей.

Все средства классифицируются по назначению:

  1. Масла (маслянистые смазочные материалы). Применяются при высокоскоростном вращении деталей, сопровождающемся выраженным нагревом. Вещества снижают силу трения, препятствуют разрушению подшипника от агрессивных сред.
  2. Пластичные составы. Имеют вид мазей, уменьшающих трение. В отличие от предыдущего типа, пластичные средства хорошо удерживаются на вертикальных поверхностях, не стекают с обработанных деталей.
  3. Твердые средства. Применяются только для смазывания подшипников скольжения. Составы образуют тонкую сухую пленку, препятствующую износу деталей при трении. Твердые средства используются при невозможности применения других видов.

Характеристики

Как выбрать подходящую смазку

  • Обращайте внимание на уровень нагрузки, с которым будет работать авто. Если управляете обычной легковой машиной, то можно купить классическую недорогую смазку на основе литиевого мыла. Для тяжело нагруженной техники покупайте минеральные смазки либо составы с добавлением термостойких присадок. Отличные результаты по нагрузке дают составы с добавлением полимочевины, молибдена или ПФПЕ.
  • На температуру региона, где вы будете использовать авто (температурный режим обычно указывается на таре). Для большинства регионов подойдет обычная смазка на основе литиевого мыла. Для холодных/теплых регионов рекомендуется брать смазочный состав на основе минеральных компонентов либо смазки с добавлением термостойких присадок.
  • Не используйте для смазывания ступичных подшипников силиконовые составы или смазки на основе вазелина (например, Шрус-4). Такие составы распадаются на органические компоненты при температуре выше 65 градусов, поэтому смазка начнет быстро испаряться из активной зоны. Силиконовые составы плохо переносят мороз (могут застыть).
  • Обратите внимание на целостность тары и крышки, чтобы не нарваться на подделку.
  • Посмотрите на срок годности состава – если он скоро истекает, то рекомендуется купить другую смазку.
  • Обратите внимание на этикетку – там указывается множество важной информации о смазке. Например, ее состав, температурный режим, особенности применения.

Как смазать открытый ступичный подшипник конического типа

Как правило, в ступичный узел устанавливаются два открытых ступичных подшипника конического типа. Если вы устанавливаете новые детали, при замене старых, то необходимо тщательно промазать внутренние обоймы вместе с роликами, затем внешние обоймы с внутренней стороны и только потом устанавливать роликоподшипники.

Если вы смазываете уже установленные детали, то рассмотрим процедуру пошагово:

Какой смазкой нельзя пользоваться

Разумеется, не все смазки подойдут для этого применения:

  • солидол, хоть и является консистентной смазкой, не защитит подшипник при низкой или высокой температуре;
  • графитные смазки обладают абразивным действием и не годятся для использования в узлах шарикоподшипников;
  • смазки с силиконовой или вазелиновой основой уже при 60°С теряют свои смазочные свойства, оставляя шарикоподшипники незащищёнными;
  • ШРУС-4 – спорный вариант. Всё-таки этот состав разработан для более грубого применения;
  • компаунды, где есть только углеводородная смазочная основа с малой долей присадок. Они рассчитаны скорее на консервацию механизмов, пассивную защиту, а не высокую нагрузку.

шрус 4

солидол

Свойства смазки

Характеристики материала выбирают с учетом условий его применения.

Рабочие пары ступиц движутся с большой скоростью, чем обуславливается нагрев точек их соприкосновения.

Смазка должна минимизировать влияние высоких температур на металлы. Кроме того, узел подвержен воздействию влаги и грязи. Стоит выбирать составы, предотвращающие коррозию.

Свойства смазки

Какие смазки использовать не рекомендуется

Нельзя смазывать ступицы такими веществами:

  1. Синтетическими углеводородными средствами. Они не выдерживают нагрева, начинают разжижаться при температуре +45 °С.
  2. Силиконовыми средствами, главным ингредиентом которых является вазелин.
  3. Графитными составами. Такие материалы не только не выполняют нужных функций, но и повреждают детали.
  4. Составами с содержанием кальциевого мыла. Они не препятствуют появлению коррозии при попадании влаги.
  5. Комбинированными смазочными средствами.
  6. Средством «Шрус-4». Такой состав создан для смазки шарниров. Для обработки ступиц он не подходит.

Замена смазки ступицы – порядок действий

Смазать ступицу можно своими руками. Конкретный порядок действий будет зависеть от модели авто, поскольку у некоторых машин могут быть небольшие отличия в конструкции колес. Примерный алгоритм действий выглядит так:

  • Поместите автомобиль на эстакаду либо поднимите его над уровнем земли с помощью домкрата. Сперва демонтируйте колеса, а потом открутите рулевой наконечник, шаровую опору и четыре болта.

1

  • Вытащите дополнительные болты-фиксаторы на задней стенке, снимите суппорт и тормозной диск. Инструменты для демонтажа не нужны – все отходит самостоятельно.

2

  • Открутите центральную гайку с помощью шестигранника. Снимите ступицу с ШУРС (в просторечии – “граната”) с помощью отвертки или похожего инструмента.

3

  • Нужно снять ступицу с рычага. Оптимальный вариант демонтажа: приподнимите рычаг, вставьте в щель отвертку и легко бейте по ней молотком – со временем ступица отсоединится от рычага. Есть еще один вариант – с помощью молотка можно сбить запчасть напрямую со стабилизатора (но есть риск механического повреждения).

4

  • В отверстие вставьте любой металлический цилиндр, диаметр которого будет немного больше отверстия ступицы. Приставьте к нему любой инструмент с толстостенной металлической полосой (например, ручку гаечного ключа). Ударьте молотком по полосе несколько раз, чтобы демонтировать подшипник.

5

  • Аккуратно вытащите сальник и демонтируйте подшипники. Хорошенько протрите детали с помощью тряпки (на подшипникам наверняка образовалось много грязи и мусора).

6

  • Густым слоем нанесите на подшипники смазку, не забудьте смазать ею другие подвижные поверхности колеса (например, шаровую опору).

7

  • Верните подшипники назад, соберите вращающий механизм в обратном порядке – присоедините запчасть к рычагу и ШУРС, затяните центральную гайку, установите болты-фиксаторы.

Замена смазки ступичных подшипников - шаг 8

Работы следует проводить в сухих плотных перчатках, чтобы не повредить руки. Также учтите, что во время работ со ступицей и смазкой не должна контактировать вода или любая другая жидкость.

Для смазывания ступичных подшипников применяется смазка на основе литиевого масла, минеральных или синтетических компонентов. Для смазывания передних ступиц рекомендуется брать более термостойкий состав. Примеры хороших смазочных составов – МС-1000, ARAL Radlagerfett, Renolit Duraplex EP2, Liqui Moly LM 50. Порядок действий по замене смазки – снимите ступицу, достаньте подшипники, смажьте их составом и установите ступицу обратно.

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Какая фирма-производитель лучше

В магазинах присутствуют смазочные материалы разных брендов.

Лучшими по мнению пользователей являются такие фирмы:

  • SKF;
  • Liqui Moly;
  • Motul;
  • Total;
  • «ВМПАвто»;
  • Chevron.

Как смазать подшипник ступицы

Для этого придется демонтировать часть элементов, причем в зависимости от особенности конструкции автомобиля, последовательность будет отличаться. Поэтому, стоит учитывать ряд факторов. При недостатке опыта, рекомендуется обратиться к мастерам проверенного автосервиса.

Лучшие смазки под особые нагрузки

Для тех, у кого машины испытывают более серьёзные нагрузки:

Название Характеристики (свойства) Ссылка на каталог
Mobil Mobilgrease Special Литиевый состав с дисульфидом молибдена для сверхвысоких давлений. Обеспечивает полную защиту от износа, влаги и коррозии. Не содержит свинца и нитритов. Серый или черный цвет. N3
Fuchs Titan ReolitDuraplex Тоже аналог Литола. Универсальный компаунд для подшипников. Эффективный пакет присадок, стабильность, водостойкость. Длительный (или даже пожизненный) срок службы. EP2
Valvoline Moly Fortified Универсальная литиевая консистентная смазка. Добавка дисульфида молибдена снижает трение. Хорошо зарекомендовала себя при работе во влажных условиях. Работает от -20°С до +140°С. 3921
RW Grease U 100 Высококачественная минеральная пластичная смазка с полимочевиной и присадками. Температурная устойчивость и большой ресурс. Защита узлов. Сохраняет свои качества от -20°C до +180°С. U100
EFELE SG-311 Синтетический морозостойкий компаунд, пластичен до -60°С. Высокоскоростной. Не вреден для пластмассы и резины. SG311

RW Grease U 100

Fuchs Titan Reolit Duraplex

Mobil Mobilgrease Special

Valvoline Moly Fortified

Обслуживание ступичных подшипников

Как уже говорилось, срок (километраж), через который надо будет набить смазку в передние и задние ступичные подшипники, определяется компанией-производителем.

Обычно это около 40000 км. При интенсивных нагрузках интервал между обслуживанием ступичных подшипников лучше сократить. Когда используется высококачественный состав и нет оснований сомневаться в качестве установленного ступичного подшипника, лучше прислушаться к рекомендациям. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение высокотемпературной смазке, но для не очень нагруженной работой машины (и спокойного водителя) подойдёт и более простая, например литиевая.

При замене старую смазку надо обязательно удалить. Новую смазку закладывать в достаточном количестве, но без избытка. Она должна заполнить все полости сепаратора в подшипнике, но не выступать.

Сравнительная таблица

Стоит сравнить характеристики популярных смазочных материалов. Таблица помогает понять, какой состав лучше.

Название Особенности Стоимость (вес)
Liqui Moly LM 50 Устойчив к охлаждению и нагреву. 865 руб. (400 г)
Step Up — high temperature wheel bearing lithium grease Используется для обработки любых вращающихся деталей. 730 руб. (450 г)
Castrol LMX Li-Komplexfett 2 Содержит литий и минеральные масла. Дополнительные присадки отсутствуют. 790 руб. (400 г)
Motul Tech Grease 300 Выдерживает сильный нагрев. 340 руб. (200 г)
Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2 Содержит дополнительные присадки. Используется для обработки деталей, подвергающихся высоким нагрузкам. 360 руб. (400 г)
RW Grease U 100 HV 2 Защищает детали от износа, медленно испаряется. 240 руб. (400 г)

Советы и рекомендации

Необходимо своевременно обрабатывать ступичный узел. Стоит самостоятельно контролировать уровень нагрева корпуса. Резкое повышение температуры свидетельствует об уменьшении объема или загрязнении смазочного средства. При покупке отдают предпочтение только оригинальным товарам.

Какая смазка самая лучшая, а от использования какого средства стоит воздержаться?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий