Какую присадку залить в бензин

Содержание

Лучшие присадки в бензин: рейтинг по отзывам, как правильно применять

ОчищающиеПрисадки в топливо - виды, как использовать, лучшие производители

Все добавки для топлива можно разделить на 4 вида в зависимости от решаемых ими задач.

Очищающие

Такие присадки предназначены для предотвращения образования налета и нагара на инжекторе и других частях топливной системы. Они должны использоваться регулярно (каждые 10 тыс. км).

Если отложения уже сформировались, то применение моющего состава может привести к их отслоению и попаданию в топливо. Это становится причиной порчи форсунок.

Очищающие

Осушители

При низкой температуре воздуха на стенках бензобака может конденсироваться вода.

Для предотвращения этого используются осушающие присадки, состоящие из спирта и абсорбирующих веществ.

Такие составы низкоэффективны и могут удалять только небольшое количество жидкости. Они не решают проблемы некачественного, разбавленного водой бензина.

Осушители

Катализаторы

Этот вид присадок способен поднять октановое число топлива. Искусственное повышение данного показателя целесообразно, только если нет возможности заправить автомобиль качественным топливом.

Катализаторы

Универсальные

Универсальные составы, по заявлениям производителя, выполняют все 3 описанные выше задачи. Но лабораторные тесты показывают, что количество действующих веществ в них оказывается небольшим. Вследствие этого подобные вещества почти не оказывают эффекта.

Универсальные

Как экономить бензин при помощи специальных присадок

Сегодня в связи с подорожанием бензина часто можно встретить ситуацию, когда автовладельцы после покупки достаточно дорогого автомобиля понимают, что их железный конь во время эксплуатации тратит немалое количество денег. Причем, на ремонт и запчасти поначалу деньги не тратятся, основная статья расходов – расходы на горючее. И чем больше объем двигателя, тем больше расходы. Поэтому такие автомобилисты сразу начинают думать о том, как можно в этой ситуации немного или даже много, сэкономить.

добавки в бензин

Так как эта ситуация достаточно известная, поэтому сразу же появляются люди, которые с радостью принимаются решить чью-то проблему. Именно эти люди и придумали присадки в топливо, чтобы автомобиль меньше потреблял горючего. На сегодняшний день представлено целое множество различных присадок, которые будут экономить топливо: это и химические добавки, и устройства, сокращающие потребление бензина. Но сейчас мы рассмотрим именно присадки в бензин.

Присадки в топливо – виды, использование, производители

Присадки в топливо - виды, как использовать, лучшие производители

Современный бензин представляет сложную смесь углеводородов, в которую часто добавляют специальные присадки. Делается это как производителем еще на стадии выпуска, так и самостоятельно автовладельцем непосредственно во время или после заправки.

Присадки в двигатель: разбираемся в разнообразии

Каждый, у кого нет машины – мечтает ее купить. А каждый, у кого она есть, мечтает… нет, не продать, а улучшить эксплуатационные свойства наименее затратным путем.

Двигатель и присадки

Это нормальное желание порождает массу предложений по тюнингу: от механического вмешательства в конструкцию, до применения различной автохимии. Об этом поговорим подробнее: поскольку присадки в двигатель являются самым популярным предложением на авторынке.

Споры о необходимости использования различных добавок будут всегда: есть ярые противники (к ним относятся и автопроизводители), так и явные сторонники залить что-нибудь в двигатель или коробку передач. Равно как существуют подтвержденные факты в пользу каждой из спорящих сторон.

Присадки к бензину

В зависимости от рецепта изготовления некачественного бензина, вредные последствия его применения могут быть разными. Из-за низкого октанового числа возникает детонация, мощность двигателя падает. При длительном использовании прогорают клапана и поршни, разрушаются перемычки между кольцами, происходит задир подшипников.

Бензин с большим количеством смол и посторонних примесей загрязняет топливную систему, систему впуска и камеры сгорания, ухудшается качество сгорания топливной смеси, что приводит к перегреву двигателя и увеличению расхода топлива. Кроме того, грязный бензин выводит из строя каталитический нейтрализатор.

Бензин, в котором содержится вода, вызывает перебои в работе двигателя и приводит к коррозии его деталей, а в холодное время года в топливной системе образуются пробки.

В зависимости от того, для противодействия какой из возможных неприятностей предназначены присадки к топливу, их условно разделяют на две большие группы: универсальные и специализированные. Первые призваны бороться сразу со всеми изложенными выше проблемами, вторые же предназначены для борьбы с одной из них (октан-корректоры, очистители топливной системы и влагопоглотители).

Что собой представляют присадки в бензин для очистки топливной системы

Присадки в бензин для очистки топливной системы

Камеры сгорания и внутренние полости двигателя со временем загрязняются. Даже если вы используете качественное топливо и моторное масло, то все равно рано или поздно появляются смолистые отложения, которые сокращают ресурс мотора. Присадка для очистки клапанов и деталей топливной системы поможет бороться с загрязнениями.

Присадку для очистки рекомендуется добавлять в профилактических целях. Отложения лучше убирать до того, как они набрали критическую массу. Двигатель, прошедший более 100 тысяч километров, может пострадать от такой очистки. Моющее средство отъедает, но не способно полностью растворить частички нагара. Двигаясь по топливной магистрали, они попадают в форсунки, имеющие очень узкие каналы для впрыска топлива. Таким образом, может образоваться пробка или заклинить шток форсунки. В этом случае придется разбирать двигатель и искать причину неисправности.

Крупные автопроизводители, заботясь о надежности своих автомобилей, выпускают и рекомендуют для регулярного использования присадку в бензин для очистки двигателя. Например, Skoda Octavia A7 имеет в своей инструкции по эксплуатации пункт, указывающий на периодическое применение соответствующего средства для очистки.

Стоимость присадки невелика по сравнению с ценой работ по демонтажу, ремонту и чистке топливной системы. Поэтому для рядового автолюбителя такая покупка, как и сама процедура использования, будет необременительной. Главное, не забывать и не лениться через определенные промежутки времени (или пробега) добавлять средство в топливный бак.

Отдельное место занимают присадки в бензин для оживления «залегших» компрессионных и масляных колец поршня. Еще раз оговоримся, что все средства для очистки хороши только в качестве профилактики. Если начинать их лить, когда на одометре появилась шестизначная цифра, а из выхлопной трубы повалил черной дым, результат будет непредсказуемым. В этом случае уже требуются другие методы очистки и ремонта.

Что такое присадка в бензин?

Присадки в бензин – это специальные добавки, которые добавляют в горючее для получения желаемого результата. Насколько это рискованно, мы поговорим позже.

Присадок сегодня огромное множество:

  • присадки, которые сберегают топливо;
  • антифрикционные присадки;
  • присадки, очищающие мотор и топливную систему в целом;
  • дегидрирующие присадки;
  • реставрирующие присадки.

Если использовать правильные присадки для горючего, то в некоторых случаях мотор будет защищен от перегрева. Кроме того, бывают присадки, которые избавят от налета на фильтрах и топливных магистралях, реставрируют и чистят внутреннюю поверхность мотора, а также, в случае, если залить некачественный бензин, то присадки могут минимизировать вред двигателю от такого топлива.

Все эти достоинства присадок изначально создавались для того, чтобы автолюбителям облегчить их нелегкую долю, чтобы они меньше тратили денег на сервисное обслуживание и ремонт автомобиля.

присадки в бензин

Зачем нужны

Использование подобных присадок в зависимости от состава обеспечивает получение следующих эффектов:

    • Защита топливной системы от коррозии;
    • Улучшение условий работы двигателя;
    • Вытеснение из топливного бака воды;
    • Очистка топливной системы от загрязнения;
    • Повышение октанового числа топлива и качества последнего.

    Важно понимать, что они играют скорее профилактическую роль, повышая долговечность и стабильность работы двигателя, топливной системы. Например, если последняя сильно загрязнена, то моющие присадки могут привести к усугублению ситуации, так как посторонние твердые частицы будут продвигаться по топливной системе и по итогу забьют каналы. Для предотвращения проблем желательно держать в чистом виде топливный бак либо его помыть предварительно. Это предотвратит дальнейшее загрязнение всей системы, так как грязь, ржавчина и другие твердые частицы никуда не денутся и не могут быть растворены присадками из-за их химической инертности.

    Присадки для восстановления двигателя: лить или не лить?

    Если добавки для трансмиссионных жидкостей могут быть рекомендованы автозаводами (например, для некоторых типов дифференциала), то присадки в масло двигателя в инструкциях не упоминаются. Использование подобной химии – ответственность производителя и самого автовладельца.

    Однозначного совета дать нельзя:

  1. Для новых моторов на гарантии это может привести к финансовым потерям (отказ дилера в бесплатном обслуживании). Если поймают, конечно.
  2. А вот для двигателя с большим пробегом, использование добавок может стать спасением и отсрочкой капитального ремонта.

Кроме того, для изношенных двигателей это возможность немного сэкономить на топливе и расходниках. Восстановление компрессии повышает эффективность работы мотора и снижает «жор» масла.

Плакат присадки Супротек

Обычно новички руководствуются информацией, полученной из нескольких (часто сомнительных) источников. В некоторых случаях на потенциального покупателя действует качественно сработанная реклама продукта. Например, присадка Супротек «на все случаи жизни».

Так все-таки, лить или не лить?

Обычно тесты проводятся для определения, какая химия самая хорошая. Чаще всего заказчиками являются сами производители добавок, реже – независимые журналисты выполняют работу самостоятельно. Можно почерпнуть информацию по отзывам автовладельцев или на профильных форумах.

Общие выводы следующие:

  1. Польза от подобных составов есть, но она не производит революционного воздействия. Восстанавливающие присадки для двигателя не заменяют стертый слой металла, однако сохраняют герметичность деталей в критических точках. Стоимость химии не всегда окупается экономическим эффектом.
  2. Действие данных продуктов носит недолговременный характер. Однако это лучше, чем просто продолжать пользоваться изношенным двигателем.
  3. При эксплуатации новых силовых установок, восстанавливающие присадки могут вызвать обратный эффект: повышенное трение плотно пригнанных деталей.

Фирмы на которые стоит обратить внимание

На полках автомагазинов встречается множество различных присадок. Лучшими по праву считаются: Liqui Moly, Motul и Suprotec.

Liqui Moly

Штаб-квартира Liqui Moly находится в городке Ульм. Фирма официально представлена в более чем 120 странах мира. Она выпускает присадки, масла, профессиональную автохимию. Марка признана элитной в Германии, в течение 8 лет несёт почётное звание лучшая по смазочным материалам для автомобилей. Качество продукции тестировалось известными немецкими изданиями.

Liqui Moly

Motul

Motul — французская компания . Главный офис расположен в Обервилье. Компания изготавливает и продаёт смазочные материалы для автомобильных моторов и других сфер промышленности. Продукты этой фирмы широко рекламируют такие лидеры авто и мотостроения, как Suzuki, BMW, Honda, Kawasaki.

motul

Suprotec

Отечественное НПО Suprotec работает на рынке автохимии 18 лет. Основные производственные мощности расположены в Санкт-Петербурге. Благодаря уникальным разработкам, фирме Suprotec удаётся разрабатывать собственные продукты автохимии с характеристиками не хуже, чем у Motul и Liqui Moly.

suprotec

2. Удалители влаги из бензобака.

Практически всегда в бензобаке есть вода, это данность, от которой не скрыться. Вред её заключается в том, что вода практически не смешивается с бензином, а отстаивается внизу, т. е. как раз там, где находится топливозаборник. При большом количестве воды она может образовать водяную пробку и блокировать работу двигателя (вода не горит). Кроме этого, вода активизирует коррозионные процессы в топливной системе, а при сгорании топлива в камере сгорания участвует в образовании серной кислоты, которая частично попадает в картер двигателя вместе с газами (особенно при изношенной ЦПГ и старом моторном масле).

Наличие влаги в бензобаке обуславливается физическими причинами, и, можно сказать, неизбежно в российском климате. Дело в том, что в бензобаке всегда присутствует некоторое количество воздуха, имеющего определённую влажность. Эта влажность совпадает с общей атмосферной (воздух-то из атмосферы:)), и может быть как высокой (дождь, туман…), так и низкой (при сильных морозах, или наоборот, в жару). Но в любом случае она там есть. При некоторых условиях происходит конденсация влаги в объёме бензобака и попадание её в топливо. Кстати, это явление характерно для любых резервуаров с топливом, включая заводские хранилища, и цистерны на АЗС и бензовозах.

Для минимизации насыщения влагой бензина рекомендуется держать бак максимально заполненным, особенно при длительных стоянках автомобиля. Так объём воздуха, а значит и влаги в нём, будет минимальным.

От физики никуда не денешься, поэтому есть два способа разрешить эту проблему: либо просто не замечать её, либо использовать удалитель влаги в бензобаке. Если для дизтоплива придумали специальный сепаратор, который можно вставить в топливную магистраль, то для бензина такого девайса нет, приходится пользоваться присадками.
В большинстве своём удалители влаги в качестве действующего вещества содержат спирты, которые связывают воду и держат в объёме. В таком состоянии она попадает в камеру сгорания и далее, в выхлопную трубу. За раз присадка может связать весьма ограниченное количество влаги, поэтому с выводом большого количества
воды не справится. Лучше периодически использовать её для профилактики (например, раз в месяц, осенью чаще). Влагопоглотители различных брэндов могут иметь разную эффективность, некоторые лучше связывают воду, но хуже задерживают её повторное расслоение в баке. Хотя это не слишком важно, потому что при наличии присадки вода при смешивании сразу поглощается и переходит в объём бензина. Поэтому даже если на стоянке вода отслоится, то при движении автомобиля присадка заработает и свяжет отстоявшуюся воду.

Нужно учитывать, что спирты обладают ещё большей коррозионной активностью, чем вода, поэтому применять спиртосодержащие присадки постоянно не рекомендуется.

Присадки в дизельное топливо и бензин: заводские или дополнительные?

лаборатория анализирует содержание присадок в бензине

Перечень химических добавок в любое топливо определен ГОСТ и международными стандартами. Соответствие контролируется непосредственно при производстве и в рамках ревизионного контроля на заправочных комплексах.

Однако, несмотря на принимаемые меры, водители постоянно сталкиваются с некачественным топливом. Чаще всего этим «грешат» не сетевые региональные АЗС, расположенные на удалении от центров сертификации и контроля.

Общая тенденция: для формирования конкурентной цены (а иным способом водителя на такую заправку не заманить), горе-предприниматели вынуждены закупать либо просроченный бензин, либо произведенный кустарным способом.

Еще одна проблема – присадки для повышения октанового числа. Для этого приобретается партия нормального АИ-92, который с помощью специальной химии «превращается» в 95-й или 98-й.

Поскольку обеспечить заводские технологии на базе АЗС невозможно, владельцам автомобилей предлагается откровенная «бодяга», которая не выдерживает никаких тестов.

В результате страдает топливная система, зашлаковываются форсунки, топливопровод. Прогорают катализаторы и выхлопная система.

Кроме того, система ГРМ и поршневая группа постепенно засоряются даже в процессе условно нормальной эксплуатации, вне зависимости от качества топлива. В результате возникает потребность в изменении качества заливаемого бензина.

набор различных присадок для топлива

Для этого производители автомобильной химии предлагают различные добавки, которые можно разделить на несколько видов:

  1. Составы, улучшающие свойства некачественного топлива: корректоры октанового числа, нейтрализаторы сернистости, кислотности и пр.
  2. Присадки, очищающие топливную систему: насос, форсунки, карбюратор.
  3. Химия, предназначенная для раскоксовки поршневой группы.
  4. Защита каталитических нейтрализаторов и топливной системы.
  5. Повышение экологичность выхлопа.
  6. Препятствующие окислению деталей двигателя и топливной системы, при длительных простоях.
  7. Антикоррозийные добавки, вытеснители влаги.
  8. Модификаторы трения, придающие топливу антифрикционные свойства.
  9. Пусковые присадки или инициаторы горения: для облегчения холодного пуска и снижения нагара.
  10. Специфические составы для применения в определенных условиях: например, притирочные добавки для ускорения обкатки после капитального ремонта.

Присадки для экономии топлива

Бензино-сберегающие присадки – это добавки, которые добавляют в бензин, чтобы экономить на бензине, они бывают в виде таблеток или в виде жидкости.

Ведь как известно, 95-й бензин – это тот же 92-й, в который добавили присадки для увеличения октанового числа, чтобы увеличить КПД мотора.

Особенно, если ездить на больших скоростях и с большими нагрузками на двигатель, бензин с низким октановым числом подвергает мотор риску детонационного сгорания, от которого изнашивается двигатель. Дополнительную детонацию не надо путать со стуком клапанов.

Чтобы избежать такой проблемы, надо просто использовать присадки для бензина, которые увеличивают октановое число. Для увеличения октанового числа бензина обычно используются ароматические и парафиновые углеводороды. Высокооктановый бензин достаточно легко отличить от низкооктанового – запах у первого более резкий, и сам более летучий, чем второй. Так что высокооктановым бензином лучше впрок не запасаться, и он всегда должен быть свежим, так что, и по этой причине тоже существуют присадки для повышения октанового числа, чтобы можно было хранить, например, 92-й бензин, а потом при необходимости его переделать в 95-й.

Тем более, сегодня почти все современные автомобили рассчитаны на работу с высокооктановым горючим. Так что, если долгое время заливать низкооктановый бензин, то со временем это приведет к износу выпускных клапанов и поршней, а со временем, и прокладка головки блока цилиндров тоже может испортиться.

Лучшие дизельные топливные присадки

Такие добавки уменьшают характерные шумы дизмотора, улучшают запуск, устраняют отложения. Лучшими считаются средства, производимые Liqui Moly, ВМПАВТО и Motul. Рассмотрим подробнее каждую из присадок: изучим характеристики, выявим преимущества и недостатки.

Liqui Moly Super Diesel Additiv

Добавка, которая предназначена для моторов легковых автомобилей. Обладает цетаноповышающими свойствами — облегчается запуск ДВС в зимнее время, что крайне эффективно для дизелей. Средства очищают всю топливную систему автомобиля, убирая нагар, отложения кокса, ржавчину. Предназначены также для современных типов солярки EURO, имеющих низкое содержание серы.
Цетановое число — один из главных показателей качества автомобильной солярки.

Liqui Moly Super Diesel Additiv повышает мощность двигателя и его ресурс, защищает компоненты от преждевременной коррозии.

Средство заливается в бак непосредственно перед заправкой машины. На 75 литров горючего достаточно 250 мл (1 флакон).

Рекомендуется обновлять присадку каждые 2 тыс. км пробега автомобиля. Средство автоматически смешивается с дизельным топливом, но количество солярки должно быть не менее трети от общей ёмкости бака.

3. Очистители топливной системы двигателя.

Топливная система автомобиля неизбежно загрязняется со временем, и делает это тем быстрее, чем худшего качества бензин заливается в машину. Процесс это не быстрый, но со временем в баке и на клапанах могут возникнуть нехилые такие отложения, которые (в случае с клапанами) могут серьёзно нарушить нормальную работу двигателя. Хотя инжектора могут засориться буквально за одну заливку некачественного топлива.

Наиболее простым способом очистить топливную систему является заливка очистительной присадки в бензобак. Поскольку есть два вида загрязнений — низкотемпературные отложения в «холодных» частях двигателя (бензобак, топливопроводы, фильтры) и высокотемпературные в зоне камеры сгорания (кокс на клапанах), то и бороться с ними приходится разными методами. Для отмыва отложений в баке и топливной магистрали используются добавленные в присадки растворители, выносящие отмытую грязь в камеру сгорания, откуда она вылетает в выхлопную трубу. С коксом борются путём его пережигания. Для этого в очищающих присадках содержатся компоненты, повышающие количество связанного кислорода в бензине. При его сгорании температура выше обычной, и связывающая кокс органика выгорает. А далее всё туда же, в выхлоп…
Вообще для раскоксовски двигателя есть специальные присадки, в том числе и в бензобак. О них отдельная статья. Отличаются от рассматриваемых в данной статье узкой направленностью и, соответственно, концентрацией действующих компонентов. В очищающей присадке их значительно меньше, так как подразумевается её профилактическое использование, либо очистка незначительных загрязнений, поскольку закоксованный двигатель — это проблема уже другого масштаба.
Кроме этого существуют специальные промывки инжекторов для «профессиональной» очистки. Для их применения нужна специальная аппаратура (в самом простом кустарном варианте имеющая вид ёмкости с присадкой, шланг врезанный в систему топливоподачи и обычный воздушный насос, создающий давление:)), которая подаёт промывку непосредственно перед инжектором, а не через бензобак. В процессе нужно сжечь литр этой промывки (стандартный объём). Концентрация растворителей такова, что за это время отложения на инжекторах полностью (или почти полностью) будут растворены и удалены в КС. Это вполне действующий способ очистки, не затрагивающий грязь в баке. Есть мнение, что бак трогать в принципе не рекомендуется, так как отмытая из него грязь будет забивать форсунки инжектора, т. е. мы получим результат, обратный ожидаемому. Это также имеет смысл, поэтому в случае очень грязного бака лучше его снять и промыть «руками», а уже потом присадками чистить остальную систему. А ещё лучше время от времени проводить профилактику, тогда в баке просто не появится столько грязи, чтобы засорить форсунки. При каждодневной езде раз в 1 — 2 месяца будет достаточно.

Как это работает?

Какие присадки добавляют в бензин чаще всего? Чистящие или корректирующие свойства топлива. Их работу мы рассмотрим детально.

Нужны ли вообще присадки в бензин, и какие они бывают — видео

Составы для чистки форсунок

Топливные инжекторы засоряются не только из-за плохого бензина. Микроскопический мусор присутствует всегда, рано или поздно он нарушает нормальную проходимость в дюзах.

Это не повод покупать новые форсунки или бежать на СТО для ультразвуковой «пробивки». Если зашлакованность не катастрофичная, можно устранить проблему с помощью присадки в бензин для очистки инжектора.

Заявленные свойства одинаковы для всех производителей. Например, присадка в бензин «Лавр»:
присадка Лавр: очиститель инжектора

  • восстанавливает геометрию распыляющих дюз, формирует правильный факел распыла;
  • профилактические свойства: активация при высокой температуре, предотвращение образования термических шламов;
  • адсорбирует воду, предотвращает образование ледяных пробок;
  • улучшает смазывающие и охлаждающие свойства бензина;
  • в целом повышает отдачу двигателя и снижает расход бензина.

Некоторые производители подходят к вопросу дифференцированно: например, присадка в бензин Ликви Моли выпускается с пятью степенями очистки инжектора.
присадка Ликви Моли

  • мягкий очиститель борется с небольшими отложениями;
  • стандартный состав помогает в случаях, когда проблемы впрыска заметны без диагностики;
  • эффективный очиститель устраняет сильные загрязнения, из-за которых растет расход топлива и снижается мощность;
  • состав усиленного действия поможет пробить дюзы даже при полной неработоспособности инжектора;
  • и, наконец, есть долговременная жидкость, работающая в профилактических целях.

Принцип работы простой: шлаки растворяются, выдавливаются в камеру сгорания, и уничтожаются.

Октановые корректоры и присадки для профилактики

Некоторые производители автомобилей предлагают добавки в топливо для компенсации невысокого качества топлива в регионе продаж. Например, известная с недавних пор присадка в бензин VAG.

Октановый корректор

Интересно, что раннее, производитель запрещал использование добавок в принципе. А сейчас рекомендует их к применению даже на фирменных СТО. Такие присадки мягко промывают топливную систему, форсунки, и предотвращают детонацию.

Еще один вариант корпоративной химии: присадка в бензин Castrol TBE. Помимо стандартного набора функций (промывка, мягкое раскоксовывание), этот состав непосредственно влияет на качество топлива.

При взаимодействии со штатными добавками в бензин, Кастрол ТБЕ повышает антиокислительные свойства и корректирует октановое число. Кроме того, в состав присадки входят антифрикционные компоненты, что благоприятно сказывается на работе поршневой группы.

Октан-корректор: присадка Хай Гир. Именно эта торговая марка ассоциируется с улучшением качества бензина на отечественных заправках. По отзывам автовладельцев, добавка действительно увеличивает октановое число на 1-3 единицы. При этом корректировка происходит только в сторону увеличения.

Что касается остальных свойств – кроме дополнительной очистки топливной системы, производитель ничего не предлагает.

Стоит ли использовать присадки в бензин для очистки форсунок

Такие присадки действительно существуют и успешно применяются. Но, прежде чем заливать их в бензин, надо тщательно ознакомиться с инструкцией и оценить состояние и условия эксплуатации своего автомобиля.

В теории все выглядит очень хорошо. Присадка в бензин содержит большое количество связанного кислорода, который улучшает топливо и, соответственно, повышает мощность мотора. Если горючее отвечает требованиям ГОСТа, то проблем не возникнет. Сложности начинаются с использованием некачественного продукта на заправке. Он может содержать кислорода в несколько раз больше, чем допускается, и тогда дополнительный окислитель только навредит. Вывод: используйте исключительно качественное топливо на проверенных заправках при добавлении присадки.

Мотор с большим пробегом уже имеет сильные загрязнения, которые не всегда удается удалить с помощью присадки в бензин для очистки инжектора. Известны случаи, когда здоровье двигателя, наоборот, сильно ухудшалось. Крупные частицы нагара отслаивались и забивали узкие каналы топливной системы. Двигатель начинал «троить», глохнуть, терять мощность. Если симптомы продолжались долгое время, то выходом в таком случае была только разборка и промывка форсунок инжектора. Поэтому, используя присадки, не забывайте, что это профилактика, а не лечение.

Рекомендуем

Скорость действия присадки для очистки системы напрямую зависит от количества выработанного топлива. Самый плохой вариант, когда вы залили присадку и долгое время не эксплуатируете автомобиль или совершаете короткие городские поездки в пробках. Наилучший способ – работа двигателя в постоянном режиме на средних (или выше среднего) оборотах в течение продолжительного времени. Такого можно добиться при движении по шоссе.

Если после промывки количество отложений превысило критическую массу, и присадка в бензин не может их полностью растворить, то такая взвесь еще хуже забьет топливную систему, продвигаясь от бака к топливной рампе и попадая в форсунки.

Проще всего проверить степень чистоты системы питания, заглянув в топливный бак. Сделать это можно, сняв топливный насос или открутив пробку слива (она имеется на некоторых моделях автомобилей) и собрав остатки бензина в емкость, попутно оценив чистоту бака. Если на дне много грязи и отложений, то можно с уверенностью предположить, что вся топливная система находится в аналогичном состоянии. Тогда лучше отказаться от присадки в бензин для очистки инжектора или карбюратора.

Избежать подобной проблемы можно только благодаря заправке качественного бензина, а подстраховаться – регулярной добавкой специальной химии, осуществляющей очистку.

Известные и почти безвредные присадки

Одной из популярных присадок, которые предложены на российском рынке – это биокатализатор MPG-BOOST, который разработали специалисты аэрокосмического производства. Если использовать эту присадку, то сразу станет ясно как экономить бензин, это будет видно на бортовом компьютере.

MPG-BOOST после попадания в топливный бак, сразу же растворяется, благодаря своему органическому происхождению, кроме того, он еще и безопасен как для автомобиля, так и для окружающей среды. Как утверждают специалисты, если использовать данный катализатор, то расход горючего уменьшится примерно на 15-30%, тем более, он подойдет для всех видов топлива.

mpg-caps

А для тех, кто заботится про окружающую среду и знаком с проблемой глобального потепления, есть отличная присадка MPG-CAPS, благодаря которой замечено существенное уменьшение количества выхлопных газов, если постоянно использовать эту присадку.

Причиной этому служит тот факт, что MPG-CAPS — это катализатор камеры сгорания, в виде таблеток. Обычно как все происходит: если заправляться обычным бензином, то в двигателе сгорает 40% бензина, а остальные 60% — это выхлопные газы. При добавлении биоприсадки MPG-CAPS, процент бензина, который сгорает становится 75-90%, а выхлопов остается около 10-25%, именно из выхлопной трубы выходит малое количество выхлопных газов. Кроме того, эта присадка не разрушает двигатель, так что срок службы мотора увеличивается.

Присадки MPG—BOOST и MPG-CAPS сейчас реализовываются некоторыми сетевыми (МЛМ) компаниями, которые утверждают, что мощность увеличится, экономия на бензине вырастит, и при этом экология сохраняется. Также производители утверждают, что топливная система автомобиля будет всегда в порядке.

Для грузовых машин, в целях экономии топлива используется такая же органическая присадка MPG-MEGA-CRUMBS, которая сделана по той же технологии, что и MPG-CAPS.

Плюсы, при использовании этих присадок:

  • 15% экономии на бензине;
  • мощность двигателя становится больше;
  • уменьшается шум при работе мотора;
  • рабочий период форсунок, свечей и клапанов увеличивается;
  • в морозную погоду позволяет автомобиль быстро запустить.

Особенности использования модификаторов топлива

На практике использование всевозможных добавок для повышения октанового числа, вытеснения воды и других целей могут привести к проблемам. Причина в сложном химическом составе подобных присадок, поэтому их нельзя мешать, а если вы хотите перейти с одной на другую, то предварительно нужно «проездить» на чистом бензине без добавок. Также часть компонентов присадок может быть опасной для здоровья человека и долговечности самого двигателя. Приведем несколько подобных примеров.

  • Тетраэтилсвинец. Хорошо повышает качество топлива, но очень токсичен для человека и может привести к серьезному отравлению.
  • Нафталин. Повышает октановое число, но относится к канцерогенам, постепенно забивает топливопроводы и фильтры из-за образования осадка.
  • Этиловый спирт. Может поднять октановое число до 8 единиц, повысить КПД и мощность, но разъедает прокладки.
  • Марганец. При длительном использовании может произойти поломка нейтрализатора и выход из строя свечей зажигания.
  • Ферроцен. Повышает октановое число в пределах 5 единиц, но при длительном использовании происходит образование красного нагара в рабочих цилиндрах и на свечах зажигания, что негативно сказывается на сроке службы двигателя до капитального ремонта.
  • Ароматические углеводороды. Здесь рост октанового числа может достигать 10 единиц, но платой за это станет интенсивный коррозионный процесс, постепенное разъедание прокладок топливной системы.

Как использовать

Часто компоненты для очистки форсунок, топливной системы добавляют на стадии производства (обычно подобное топливо имеет брендовое название сети АЗС). Если вы цетат-корректор или другую присадку добавляете самостоятельно, то для предотвращения негативного эффекта соблюдайте следующие правила:

  • Не используйте присадки неизвестного происхождения, а также не смешивайте их между собой за исключением случаев, когда они совместимы между собой (последнее явно указано в инструкции);
  • При первом использовании желательно использовать в два раза меньшую дозировку, а затем не превышать рекомендации производителя (они у разных могут сильно отличаться);
  • Использовать смесь для очистки топливной системы рекомендуется каждые 30 000 километров пробега, осушители по мере необходимости либо раз в один-два года осенью, а цетат-корректоры, повысители октанового числа можно применять регулярно либо после визита на непонятную АЗС;
  • При добавлении присадки соблюдайте меры безопасности, так как в их состав могут входить вредные для человека и животных компоненты;
  • Добавлять присадку необходимо либо перед заправкой на АЗС либо в канистру с последующим доливом топлива для качественного размешивания;
  • Если у вас новый автомобиль, то лучше выбирать комплексные присадки, а мягкие очистители наоборот на уже подержанные модели с большим пробегом.

Сервисные составы

Эти жидкости предназначены для технического обслуживания. Например, средства для промывки двигателя используют при переходе на новый тип масла. Или при необходимости очистить ДВС изнутри без его разборки.

Препараты для очистки сажевого фильтра дизельного двигателя помогут сэкономить на его замене. То же самое: постоянное использование запрещено. Только разовая акция по очистке.

4. Октан-корректоры.

Третьим типом присадок, заливаемых в бензобак, являются смеси, повышающие октановое число бензина. Повышение ОЧ даёт бОльшую детонационную стойкость. Обычно октан-корректоры добавляют в двух случаях, когда залитый бензин не соответствует характеристикам двигателя (ОЧ меньше требуемого для нормальной работы, степень сжатия движка высока), либо в надежде снять больше мощности с мотора. В случае с детонацией применение присадки вполне оправдано, т. к. она может дать прибавления на 2-3 пункта, которое и выправит ситуацию с произвольной детонацией, позволив предохранить двигатель от ускоренного износа.
А вот с увеличением мощности не всё однозначно. С одной стороны, увеличением мощности зависит от степени сжатия, а это характеристика двигателя, а не топлива, называется механическая степень сжатия. Заложена она в движке конструктивно и изменяться в обычном моторе не может, а значит и увеличение ОЧ топлива сверх требуемого для конкретного мотора не имеет смысла.
С другой стороны, есть динамическая степень сжатия, которая зависит от количества поступившего в камеру сгорания топливо-воздушной смеси. Этот параметр может изменяться (программно, т. называемый чип-тюнинг) в современных автомобилях с турбонаддувом, где процесс впуска управляется компьютером. В такой машине увеличение ОЧ принесёт практический результат только после настройки на соответствующий тип топлива у специалиста.

gorenie-v-dvigatele

И, наконец, надо понимать, что степень сжатия — это лишь путь для увеличения термического КПД двигателя. По-настоящему важным для увеличения этого параметра (а значит и мощности), является как можно большая полнота сгорания топлива без образования детонации. Всё, на что способен двигатель без специальной настройки — это изменение угла опережения зажигания при заливке более высокооктанового бензина ДО УСТАНОВЛЕННОГО НА ЗАВОДЕ «ЭТАЛОННОГО» ЗНАЧЕНИЯ. Это значит, что даже если вы зальёте нечто мегавысокооктановое, электронный блок управления откатит УОЗ (угол опережения зажигания) до стандартного значения, условно гарантирующего бездетонационную работу при взятых за норму прочих параметрах, и на этом успокоится. Для дальнейшей доводки опять же нужна перенастройка.
Подводя итог, применение октан-корректора имеет смысл только для исправления ОЧ плохого топлива, которое уже залито в бензобак (не рассматриваю случаи сознательной заливки заведомо плохого топлива:)). И всё.

Отзывы автовладельцев

Положительные отзывы автовладельцев касаются в первую очередь очищающих смесей. Многие считают, что благодаря их регулярному использованию смогли продлить срок эксплуатации своего автомобиля. Катализирующие добавки большинство называет пустой тратой денег и рекомендует покупать взамен них качественный бензин.

Какой вид присадок — универсальные или специализированные — более эффективен (на ваш взгляд)?

  • Присадки для двигателя
  • Шампунь для бесконтактной мойки авто рейтинг
  • Какой компрессор выбрать для автомобиля
  • Антикоррозийные средства для авто
  • Дизель или бензин что лучше для внедорожника

Полезные советы по использованию присадок в бензин для очистки двигателя

Полезные советы по использованию присадок в бензин для очистки двигателя

Для усиления полезных свойств присадки в бензин для очистки двигателя выполняйте ряд рекомендаций:

  • Не покупайте присадки неизвестных производителей. Не смешивайте несколько разных присадок: вместо усиления полезного действия можно получить поломку двигателя.
  • Не следует превышать дозировку, рекомендованную в инструкции. Содержание химически активного вещества для очистки на один и тот же объем может в несколько раз отличаться у разных производителей. Первые 2–3 заправки лучше делать с половинной дозой, чтобы проверить действие препарата и отследить побочные эффекты.
  • Регулярность применения – залог успеха. Внимательно изучите инструкцию перед заливкой.
  • Используйте средства личной защиты при работе с препаратами. Надевайте перчатки, очки (или маску) и респиратор. Некоторые органические и неорганические компоненты могут быть ядовитыми.
  • Обычно универсальные средства предлагают одновременно максимум улучшений для вашего автомобиля. Однако помните, что специализированные составы, несмотря на свою однобокость, лучше и эффективнее решат вашу проблему. Поэтому перед применением определитесь, для чего вы используете ту или иную присадку в бензин.
  • Если есть возможность, лучше добавлять присадку в канистру с бензином и, тщательно перемешав, заливать смесь в бак. Объем канистры точно известен, поэтому так проще соблюдать дозировку, а датчик топлива в баке всегда имеет погрешность.
  • Активные очистители хорошо подойдут для авто с малым пробегом или нового, у которого система питания еще чистая. Тогда от присадки будет положительный длительный эффект. В старом двигателе грязь, смытая со стенок топливопровода, может забить фильтры и форсунки. «Мягкие» очистители, наоборот, подойдут для моторов с солидным пробегом.
  • Добавление присадки в бензин для очистки катализатора, инжектора или карбюратора – сложное решение для автомобилиста. Обилие средств на рынке и активная реклама сбивают с толку. Поэтому надо адекватно оценить необходимость добавок по критерию вред/польза для мотора.

Недостатки при использовании присадок

Недостатком эти присадок считается летучесть и неустойчивость, поэтому передозировку лучше не допускать. Но это еще не все, некоторые автолюбители не поленились и провели независимую экспертизу, в которой выяснили реальный состав этих таблеток.

ферроцен

Итак, после окончания эксперимента было замечено, что действительно расход топлива стал меньше на 10-15 процентов. Но, что самое главное – таблетки FFI MPG-caps содержат в себе дешевый антидетонатор дицик-лопентодиенил-железо (ферроцен) – 90%, и оксида марганца – 5%. Конечно, концентрация этих веществ не превышает предел допустимой нормы, но цена за эти таблетки получается неприлично дорогая.

Ферроцен (Дицик-лопентадиенил-железо) применяется:

  • как антидетонатор в нефтяной промышленности;
  • как термостабилизатор полиэтилена и диеновых каучуков;
  • в синтезе некоторых мед. препаратов;
  • при производстве неэтилированного бензина в качестве антидетонационной добавки;
  • как присадка к дизельному и печному топливу, к топочному мазуту, чтобы не образовывался нагар, дым и сажа;
  • как добавка к полимерам, чтобы защитить от ультрафиолета и воздействия высокой температуры;
  • как добавка при производстве красителя и других пигментов.

Цена за 1 килограмм ферроцена составляет около $12, или 430 рублей, или 100 грн. Рекомендуемая концентрация составляет 5 мг/литр, поэтому 1 килограмма хватит на: 1 000 000/5 = 200000 литров! Так что, себестоимость этих дешевых таблеток от FFI крайне мала, а впаривают их за более серьезные деньги.

свечи после использования присадки

А вот еще, что интересно: цвет свечей при использовании таблеток MPG-caps: слева – использовалась двойная дозировка, справа – полдозы, а по центру – 1 доза.

Поэтому вывод такой – лучше эти присадки не использовать, потому что, через некоторое время движку придет конец и он будет есть масло.

Альтернатива предыдущим добавкам

ТОТЕК-УМТ – одна из новейших экологических ресурсо-энергосберегающих и октановосстанавливающих присадок к бензину, которая увеличивает КПД мотора. И дополнительно, данная присадка дает экономию на топливе в размере 15%, уменьшается уровень вредных выбросов в атмосферу на 40%. Как утверждает производитель, если регулярно применять эту присадку, то ресурс силового агрегата увеличится на 40%. Но конечно же, надо провести реальный эксперимент.

TOTEK-UMT

Кроме всех этих вышеперечисленных присадок еще бывают и другие присадки от других производителей. Поэтому есть смысл поэкспериментировать, но главное в этом деле – не переборщить, потому что, злоупотребление никогда еще к добру не приводило.

Но я считаю, что использовать присадки – это не правильно, не зря ж говорят, что скупой платит дважды. Тут вроде немного сэкономишь на бензине, но через время придется отдать огромное количество денег на ремонт двигателя, поэтому – лучше искать способы, как больше зарабатывать, чтобы заправляться качественным бензином и не экономить вообще, давить тапок в пол и радоваться жизни.

Какие присадки для двигателя лучше?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Присадка для устранения течи масла в двигателе не поможет прочистить топливную систему, и не может напрямую влиять на уменьшение расхода бензина.

Поэтому сравнивать добавки можно только в пределах одной категории: то есть, в зависимости от производителя или по составу химически активных компонентов: молибден или медь, графит или силикон…

Присадка Ресурс

Даже универсальные составы, такие как присадка для двигателя Актив Плюс, имеют отличия в зависимости от состава. Этот триботехнический состав по утверждению производителя продлевает ресурс, экономит топливо, снижает угар масла и восстанавливает изношенные поверхности. Аналогичный набор свойств предлагает присадка для двигателя Resurs.

Однако при узконаправленной проблеме лучше применять профильные продукты. Те же присадки для двигателя Suprotec предлагаются в виде отдельных бутылочек для каждого случая.

Заключение логичное, но далеко не все химические концерны выпускают и масла и присадки. Поэтому перед применением автохимии следует внимательно ознакомиться с инструкцией (особенно в плане совместимости). И, разумеется, почитайте отзывы реальных автовладельцев с опытом применения различных добавок.

5. Активаторы (катализаторы) горения.

В отличие от увеличителей октанового числа активаторы горения способны реально увеличить ряд параметров двигателя, как-то:

  • мощность
  • экономичность
  • экологичность
  • приёмистость

На самом деле тема интересная и вполне достойна отдельной статьи , здесь же я обрисую основные моменты применения этой группы присадок в бензин. Все перечисленные положительные эффекты являются следствием одного процесса оптимизации процесса горения топлива в камере сгорания. Достигается это путём изменения химического состава топлива при добавлении в него компонентов, улучшающих его структуру с точки зрения сгорания в двигателе. Конечно, не исключено, что часть существующих на рынке присадок на самом деле не добавляют ничего из заявленных их производителями свойств, но возможность и практическое осуществление оптимизации горения топлива с помощью присадок доказывает хотя бы тот факт, что на многих АЗС (особенно в федеральных сетях) наряду с обычным, соответствующим ГОСТу, продаётся бензин с улучшенными характеристиками, имеющий какое-нибудь фирменное название. Такое топливо не что иное, как обычное с добавленными присадками. Среди них могут быть не только активаторы горения, но и моющие присадки, и влагоудалители… Разве что дополнительных октан-корректоров не должно быть, поскольку бенз и без них должен соответствовать:)). Если проследить хронологию появления на рынке, то увидим, что сначала стали продаваться присадки-активаторы горения (могли называться по-разному, но суть у них одна), а через несколько лет, просчитав экономическую выгоду, к производству топлива с присадками на заводском этапе приступили компании-продавцы бензина.

Присадка в бензин для раскоксовки поршневых колец

Это особая категория моторной химии, хотя функция иногда заявляется в универсальных составах. Проблема в том, что при использовании некачественного моторного масла, канавки маслосъемных колец зашлаковываются настолько, что намертво фиксируют пружинные элементы. Явление называется: «залегли кольца».

Нагар на цилиндре

При этом могут пострадать не только маслосъемные, но и компрессионные элементы. Многофункциональные присадки для бензина не смогут решить проблему, поскольку не обладают требуемой агрессивностью.

Кроме того, настоящие препараты для борьбы с залеганием колец не добавляют в топливо: их заливают в цилиндры.

Популярный состав от «Лавр» достаточно эффективно борется с проблемой:
присадка Лавр для раскоксовки

  • состав заливается в свечные отверстия и остается в цилиндрах на несколько часов;
  • после этого производится пуск двигателя, и непродолжительная работа на холостых оборотах;
  • если замеры компрессии показали норму (присадка подействовала), следует залить свежее топливо и поменять масло.

Как правило, такие присадки позволяют отсрочить капитальный ремонт двигателя. Интересно, что не все производители автохимии выпускают подобные составы. Например, Liqui Moly для раскоксовывания колец предлагает добавку в моторное масло.
Обзор наиболее популярных присадок для бензина — видео

Что думают пользователи Сети о присадках в бензин для очистки форсунок инжектора

Очистки форсунок инжектора

  1. Не повышает, но чистит

«Castrol TBE уже упоминался здесь. 180 мл бутылочки будет достаточно для обработки примерно 5 баков (250 литров). Активно борется с детонацией и проводит очистку двигателя. Знакомый на «Субару-Форестер» оценил по достоинству на своем турбодвигателе. Хотя ОЧ не повышает, но двигатель работает четче и ровнее, тянет увереннее. Хотя, может быть, это самовнушение».

Рекомендуем

«Добавлял в бензин японскую суперприсадку. Повышает температуру воспламенения в камере сгорания. Машина летит, мощность, по ощущениям, увеличивается существенно. За счет высокой температуры происходит самоочистка мотора. Пузырек у меня сохранился, кому интересно, могу сфоткать».

«Забавно, кто же из производителей напишет, что их присадки бесполезны. Им же их надо продавать. Лучше поговорите с мотористами, которые разбирают двигатели после ваших присадок. Мой знакомый категорически не рекомендует лить всякую гадость в двигатель, но только вам он об этом не скажет. Он чинит моторы, и ему работа нужна. Особенно не любят добавки в бензин GDI. Он сам прочистил мне всю систему от бака до форсунок и запретил лить в бак что-либо кроме бензина. Потом заменил свечи и масло. Теперь езжу довольный. Если в бензин попала вода, 100 мл спирта на 20 л бензина решат проблему. Езжу с удовольствием и вам удачи на дороге!».

6. Итого.

Подводим итоги статьи: существует 4 основных функциональных типа присадок в бензин Это влагоудалители,
очистители топливной системы двигателя, которые отвечают за два «фронта» работы — отмыв в «холодной» части топливной системы и снятие кокса на клапанах и в камере сгорания,
октан-корректоры,
активаторы горения топлива

Влагоудалители, как и очистители топливной системы двигателя стоит применять периодически для профилактики (раз в один-два месяца), либо при незначительном загрязнении бензина/системы. Правда, при очень влажной погоде осушитель можно (и нужно) использовать чаще.
Октан-корректоры имеют смысл при несоответствии октанового числа положенному для заливки в конкретный автомобиль (сознательная попытка сэкономить, заливая 92 вместо 95, или просто некачественное топливо).
Активаторы горения — вещь вполне применимая в повседневной эксплуатации автомобиля, причём сейчас имеющая удобную «ритейл-упаковку» в виде фирменных сортов бензина на крупных сетях АЗС. Скорее всего, экономически более выгодно будет заливать проверенную присадку в бак самому, чем заправляться таким фирменным бензином, но это дело вкуса. Я, например, частенько забываю сделать это до заправки, плюс в большинстве случаев есть некоторые ограничения по времени заправки (типа, нужно заправиться и поставить машину на стоянку на ночь для максимизации эффекта, дать присадке время изменить структуру топлива в баке). Это не всегда удобно.
Кроме вышеперечисленных есть и комплексные присадки, обещающие эффект сразу по нескольким (а то и всем) направлениям. Исходя из здравых соображений для профилактики можно использовать совмещённые влагоудалители и очистители. Октан-корректор в норме применяться не должен, это что-то вроде лекарства на случай неудачной заправки, а значит бесполезен при всех прочих ситуациях. Совмещение же функций активации горения с остальными также не имеет смысла при постоянном использовании. За остальные «фишки» вы просто будете переплачивать.

Когда и как применять топливные присадки?

Цетан-корректор следует возить с собой всегда, особенно в дальних поездках, для страховки на случай заправки на АЗС, не вызывающей доверия. В теплое время года для этого подойдут и универсальные присадки, если почувствуете ухудшение работы мотора. Зимой для профилактики можно заливать смазывающую присадку, чтобы обезопасить себя от воздействия летнего топлива, сдобренного порцией керосина. Доливать ее нужно через каждые 3-5 заправок. Антигели лучше всего применять с началом похолоданий, когда не внушающие доверия АЗС могут распродавать остатки летней солярки. Вреда от антигелей никакого, а от застывания топливной системы они гарантированно уберегут.

Рейтинг лучших присадок

Мы подготовили обзор, составив топ-3 лучших присадок к бензиновому топливу. Из ассортимента автомагазинов были выбраны только наиболее качественные и эффективные.

Liqui Moly Octane Plus (октан плюс) – открывает рейтинг октановый корректор от известной немецкой компании. Рекомендуется для использования при обнаружении факта заправки топливом, которое не соответствует требованиям по октановому числу. Тюбик имеет объем в 150 мл, чего хватит, чтобы заливать на 50-60 литров бензина. Фирма-изготовитель заявляет о возможности повышения октанового числа на 2-5,5 пунктов (для АИ92 и АИ95 соответственно). Является безопасной для здоровья и не повреждает элементы конструкции двигателя. Стоимость 300-400 рублей.

ТОТЕК УМТ – отечественная разработка, созданная, чтобы повысить октановое число и улучшить эксплуатационные характеристики топлива. Оказывает комбинированное действие, которое заключается в снижении расхода топлива на 5%, способствует образованию защитной пленки на элементах дозирования топлива и снижает выброс вредных компонентов в атмосферу. Упаковки 0,5 литра хватит для 250-270 литров бензина. Стоимость за одну тарную единицу – 600-700 рублей.

LAVR Oktane Plus – также относится к категории октановых корректоров. Производитель рекомендует ее применение, если на силовой агрегат планируется высокая нагрузка. Из положительных моментов использования – увеличение октанового числа, защита элементов ДВС, снижение расхода. Фасовка – баллон на 310 мл, которого хватает на 100-120 литров бензина. Стоимость – 200 рублей.

Грамотное использование присадок способно существенно оказать улучшение на эсплуатационные характеристика автомобиля и повысить ресурс некоторых деталей двигателя. В то же время, использование без меры способно нанести силовому агрегату непоправимый ущерб.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий