Как применяется формула расчета расхода топлива для автотранспорта
Наша статья рассказывает о том, как применяется формула расчета расхода топлива, какими нормами регулируется ведение таких подсчетов, а также какую пользу данная информация может принести.
Следует отметить, что для компании, не имеющей в собственности транспортные средства эта информация будет не так полезна. А для владельцев автомобилей (автопарка) – это поможет:
- Сократить расход топлива;
- Увеличить ресурс главных агрегатов;
- Вести отчетность;
- Определить себестоимость перевозки;
- Произвести правильный расчет с работником, использующим личный автотранспорт в служебных целях.
Нормы расхода топлива для автобуса в зимний и летний период
Расход топлива автобуса должен укладываться в установленные нормы. Они отражают объем потребления горючего на 100 километров пробега, привязываются к пассажировместимости и максимальному весу заполненного транспорта.
Следование нормам расхода топлива на автобусах необходимо для того, чтобы контролировать потребление, следить за тем, не сливается ли оно для посторонних нужд. Учет также открывает для компаний возможность списывания горючего со счетов в рамках законодательства РФ.
Рассмотрим изменения, которые коснулись соответствующего закона в 2020 году.
Что такое моточас и зачем используют этот параметр
Разумеется, между теоретическими выкладками и практикой существуют определенные отличия. На расход топлива влияют не только продолжительность времени работы на максимуме оборотов, но также мощность силового агрегата и удельный расход горючего.
Непрошедшая обкатку техника и погрузчики с внушительным пробегом демонстрируют более высокий расход топлива, чем те, движок которых был отрегулирован. Завышенный расход может быть выявлен и в ходе специального тестирования в случае работы с предельной нагрузкой. Например, полуторатонная машина может показать расход от 5-ти до 6-ти литров в час, хотя средняя величина этого показателя — 3 литра в час.
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.
Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.
Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.
Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.
Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса
Норма расхода бензина — это утвержденные Минтрансом стандарты, которые используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.
Методика расчета
Для того, чтобы рассчитать расход топлива, сначала нужно подготовить автомобиль. Для этого заправьте бак автомобиля по максимуму и обнулите показатель суточного километража. Он находится на панели управления рядом с показателем основного пробега. После этого нужно будет проехать около 200-300 км. При этом в поездке нужно управлять автомобилем в обычном режиме. Старайтесь не ездить накатом и едва вдавив педаль газа. Управляйте автомобилем естественно, как ездите в привычном режиме. Маршрут стоит строить, как в городской местности, так и по загородным дорогам. Так как на городских дорогах часто встречаются пробки и автомобиль редко разгоняется на приличную скорость, а на трассах стиль управления полностью меняется, и автомобиль может развить приличную скорость. Это позволит высчитать средний расход топлива, так как расход в городе выше, чем на трассе.
Как сократить расход ГСМ и увеличить моторесурс
На расход горюче-смазочных материалов влияет целая совокупность факторов:
- Манера и стиль вождения, которые зависят от климатических условий в регионе, где эксплуатируется авто, особенностей характера владельца машины, сюда же можно отнести опыт (продолжительность) езды за рулем и марку самого транспортного средства.
- Тип используемого горюче-смазочного материала, поскольку при переходе на более высокое октановое число происходит потеря мощности – оставшийся бензин нагреет двигатель, и расход будет увеличен. Позволяется менять тип ГСМ, если автомобиль оснащен технологией, помогающей регулировать угол зажигания.
- Работа двигателя, точнее его общее состояние: свечи зажигания, поскольку недостаточность искры напрямую влияет на работу системы зажигания, при этом увеличивается расход бензина; кислородный датчик, потому как его поломка ухудшает характеристики мощности и, как следствие, также увеличивается расход топлива.
Помните:
Прогрев мотора автомобиля безусловно вносит свою лепту в дополнительный расход ГСМ, однако без этой вынужденной процедуры никак не обойтись. Прогревая двигатель, вы даете возможность смазочному материалу заполнить все отводные трубки и каналы системы. Например, покрытые пленкой цилиндры двигателя прослужат в два раза дольше. Прогревание сидений и всего салона остается на усмотрение владельцев.
Способ №4. «Олдскульная бухгалтерия»
Теперь поговорим о способах расчета расхода топлива, которые могут похвастаться самой высокой точностью. У них есть два недостатка. Во-первых, чтобы узнать максимально точно расход своего автомобиля, понадобится далеко не один день. Во-вторых, понадобится блокнотик, ручка, и способность не забывать на каждой АЗС записывать текущие показатели одометра и количество заправленного топлива.
Однако есть и весомое преимущество – это высочайшая точность полученного результата.
Алгоритм:
- Начать вести записи лучше всего тогда, когда на панели засветилась контрольная лампа, либо когда был заправлен полный бак.
- При каждой последующей заправке фиксируем пробег и заправленные литры.
- Ездим так очень долго – чем дольше, тем точнее будет результат.
- Когда надоест записывать, считаем общий пробег и потраченные литры за то время, когда велись записи.
- Подставляем полученные цифры во все ту же формулу, и получаем очень точный средний расход топлива.
Желательно делать подсчеты тогда, когда состояние бензобака окажется таким же, каким оно было в первом пункте, когда начался учет.
Таблица расхода топлива для грузовых авто
Потребление грузовика – величина не постоянная. Даже для одной машины она будет меняться со сменой сезона и по мере накопления «трудового стажа» (проще говоря, с возрастом автомобиля). Кроме того, на этот показатель сильно влияет как объем доставляемого груза, так и характер дорог, по которым транспорт ездит.
Характеристики потребления, указанные в паспорте автомобиля, рассчитываются в идеальных условиях его эксплуатации, а значит, нуждаются в коррекции. С этой целью уже были разработаны официальные нормативы расхода топлива, представленные ниже в таблице.
Это топ популярных марок. Список на самом деле длиннее и полностью представлен в распоряжении Минтранса РФ № АМ–23–р от 14.03.2008.
Важно. Нормы, утвержденные Минтрансом, – это не средние и не примерные показатели. Де-факто для конкретной машины они могут быть другими, это нужно тестировать самостоятельно.
Опытным путем определены и средние фактические затраты топлива разных типов для распространенных марок грузовиков на российских дорогах. Они выглядят так.
Опять же, здесь надо понимать, что условия, в которых эксплуатируется машина, ее комплектация, постоянный тоннаж загрузки и другие факторы могут сильно менять эти показатели. Среднее потребление – это очень приблизительные данные, опираться на них при оценке перспектив заказа на доставку не стоит. Чтобы рассчитать расход топлива по километражу для своего транспортного средства, нужно проводить индивидуальные замеры.
Зимние нормы расхода топлива в 2019-2020 году
В 2020 году продолжают действовать правила, установленные в области использования горюче-смазочных материалов в соответствии с распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р. Наиболее свежие поправки были внесены распоряжением 06.04.2018 № НА-51-р, в рамках которых были скорректированы лимиты потребления и некоторые коэффициенты.
В зимний период коэффициент норматива увеличивается на 15 %. Также нужно учитывать территориальную привязку транспортного средства. В соответствии с последними изменениями Севастополь был выделен как город федерального значения.
Что такое моточасы
Моточас – это единица измерения длительности работы двигателя, его резерва с учётом всех, в том числе нестабильных факторов. Данный параметр не может приравниваться к одному часу, в определённых условиях он равен, больше или меньше обычного часа. При расчёте учитываются режимы работы агрегата, на тахометре считаются именно обороты коленчатого вала. Поскольку точного понятия времени у моточаса нет, иногда появляется необходимость его конвертации в привычный астрономический час, например, в случае планирования техобслуживания.
Как правильно писать, моточас или мото-час
Если вы всегда пишите грамотно и не допускаете ошибок в написании слов, вам следует знать, что сокращение понятия «моторный час» пишут как «моточас», «моторо-час» или «мото-час». Разные словари предлагают различное написание, это обусловлено тем, что согласно правилу, сложносокращённые слова всех типов, к коим и относится данный термин, должны быть написаны слитно, но если рассматривать сложные единицы измерения, в таком случае слово подпадает уже под исключение, поэтому пишется через дефис. Лингвисты не пришли к единому мнению, и, несмотря на то, что слитное написание считают устаревшим, согласно Словарю сокращений русского языка, а также Орфографическому словарю, «моточас» писать правильно. Такого типа аббревиатуры также всегда пишутся строчными буквами.
Понятие норматива ГСМ
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Как регулируются нормативы
Для работы транспортного средства необходимо топливо. К аждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).
Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:
- Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
- Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
- стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
- норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
- Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.
Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.
Как рассчитать расход топлива : рекомендации
Для подсчета рекомендуется 2/3 пути провести на городских улицах. После того, как преодолеете нужный километраж, заполните бак автомобиля полностью. Это делается для того, чтобы узнать, сколько литров горючего войдет в бак. Таким образом, вы точно узнаете, сколько литров топлива потратили на эту поездку и сможете рассчитать средний расход за каждый пройденный километр.
Расчет расхода ГСМ на 100 км с применением алгоритма
Как производится расчет ГСМ, полезно знать каждому водителю транспортного средства, поскольку данный процесс занимает немного времени и помогает точно узнать о том, сколько денежных средств необходимо выделить на заправку машины при длительных поездках.
Для того, чтобы произвести точный расчет необходимо:
- Заправить полный топливный бак – снять показания счетчика пробега.
- После пробега снова заправить полный топливный бак – снять показания счетчика.
Расчет затрат ГСМ на 100 км производится исходя из залитого топлива на второй заправке, согласно показаниям товарного чека
Самая распространенная формула расчета расхода топлива, она же считается одной из самых практичных и эффективных:
- “L” – это топливо по кол-ву литров,
- “S” – расстояние поделенное на количество ГСМ,
В топливном баке 30 л, пройденное расстояние равняется 376 км.
30 : 3,76 = 7,99 литра будут составлять затраты ГСМ на 100 км.
Расход ГСМ будет правильнее считать по прохождению транспортным средством более 1000 км. Так он будет точнее, и вы сможете увидеть полную картину.
Нормы расхода бензина
Данная величина необходима для бухгалтерских подсчетов, где на предприятии имеется служебный транспорт. Таким образом, ведется учет затрат на ГСМ. Нормы расхода бензина требуются для:
- калькуляции себестоимости поездки;
- ведения налоговой и бухгалтерской отчетности;
- учет расходов по каждому водителю.
Согласно законодательству РФ, данные расчеты, организация может вести самостоятельно либо использовать рекомендации Минтранса (легковые автомобили отечественного производства, иномарки).
Если на транспортном средстве нет бортового компьютера, то калькулятор расхода топлива будет вестись по формуле:
расход горючего на 100 км пути = потраченное количество в литрах / пройденный путь (из расчета город или трасса) * 100
В данном варианте берется среднее значение расхода топлива из спецификации к транспорту или согласно приказу организации.
В зависимости от использования ТС, в калькулятор могут входить различные поправки:
- Сезонность (Юг от 5 до 7%; Центр и Урал от 10 до 12%; Сибирь и Север 15%; Крайний Север от 18 до 20%).
- Возраст автомобиля (от 5 до 8 лет и пробегом более 100 000 км – 5%; от 8 лет и пробегом свыше 150 000 км – 10%).
- Поездка в населенном пункте (здесь могут быть разные коэффициенты для каждого города) или по трассе. Действует следующее правило в зависимости от количества населения в городе: более 3 млн – 25%; от 1 до 3 млн – 20%; от 250 000 до 1 млн – 15%; от 100 тыс. до 250 тыс – 10%.
Если машина оснащена климат-контролем и кондиционером, то к калькулятору применяется прибавочный коэффициент в значении 7%.
При перевозке тяжелых грузов – от 15 до 35%.
К любым грузовым транспортным средствам (даже без учета груза) к калькулятору прибавляется 10% коэффициента поправки.
Важно! Когда автомобиль совершает за одну поездку выезд по городу и трассе, то необходимо произвести два отдельных расчета.
Кто устанавливает нормы ГСМ
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). К аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Формула расчета расхода топлива для автобуса
Чтобы рассчитать расход топлива у автобуса, нужно использовать формулы, установленные Приказом № АМ-23-р.
Qн = 0,01 Нs S(1+0,01D) + Нот
Qн – установленный норматив по расходу горючего. Прописывается в литрах;
Нs – стандартный показатель расхода, указанный для расстояния пробега в 100 километров;
S – величина накопленного пробега вашего транспортного средства;
D – коэффициент к норме, указанный в процентах. Это может быть как параметр снижения, так и относительной суммарной надбавки;
Нот – указанная для вашей марки автобуса норма расхода топлива при условии использования конструкционно предусмотренных отопителей салона. Прописывается в л/ч;
Т – общая продолжительность работы системы отопления в салоне, выраженная в часах.
Способ для ленивых
Для первого способа подсчета расхода топлива не потребуется специальных знаний и умений. Потребуется только записать или сфотографировать на телефон количество топлива в баке и сбросить счетчик суточного пробега. А в современных автомобилях, в меню борткомпьютера, есть даже закладка с показаниями краткосрочной поездки. После этих манипуляци проезжаем 100 км пути и сверяем получившиеся показания с зафиксированными ранее. Способ насколько простой, настолько и не точный. Поскольку сложно точно определить количество израсходованного топлива по указателю уровня горючего и часто указатель топлива может немного лукавить. То есть, полученные таким образом данные, покажут реальный расход лишь отчасти.
Нормативный расчет расхода ГСМ для ТС (моточасы)
Есть транспортное средство со счетчиком моточасов, которое может работать на холостом ходу (л/ч) и в нагрузку (л/ч), нормы расхода при этом естественно разные. В УАТ ПРОФ (1.0.7.1) в нормах расхода ГСМ есть только норма на моточас (л/ч). Нормы в нагрузку тогда зададим через «Основное условие работы», где укажем процент, на сколько норма расхода гсм в нагрузку увеличивается по сравнению с базовой нормой на моточас. Ещё есть в нормах сезонная надбавка (%). Так вот при расчете путевого листа, в котором ТС со счетчиком моточасов работает и в нагрузку и на холостом ходу и при этом установлена сезонная надбавка в данный период расчет получается по нашему мнению не совсем верный. Работу на холостом ходу и в нагрузку отражаем в Задании: для 1-й строки условие работы пустое, для 2-й строки условие работы — основное условие работы тс. При расчетах получается что для строки с условием работы проценты условия работы и сезонной надбавки складываются, а потом уже умножаются на базовую норму на моточас, хотя по идее сначала должна вычислиться норма в нагрузку, а потом на неё накрутить сезонную надбавку. Проще объяснить на следующем примере: Норма на моточас (холостой ход) — 5 л/ч; Норма на моточас (в нагрузку) — 8 л/ч; (100%*8) / 5 = 160 %, тогда Основное условие работы — 60 %; Сезонная надбавка — 50%; ТС отработало по путевому листу 10 моточасов, из них 5 м/ч — в нагрузку, 5 м/ч — холостой ход; Считаем расход: 5 ч * 5 л/ч * 1.5 + 5ч * 8 л/ч * 1.5 = 37.5 + 60 = 97.5 л При расчете УАТ выдал нормативный расход — 90 л, что видимо получить если рассчитывать так: 5 ч * 5 л/ч * 1.5 + 5ч * (1 + 0.6 + 0.5 ) = 37.5 + 52.5 = 90 л
Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке
При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:
- в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
- частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).
Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.
Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.
Как считать
Чиновники выделили три основных понятия:
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
Причины и методы устранения повышенного расхода
Причин повышенного расхода топлива множество, начиная стилем вождения и заканчивая техническими характеристиками и состояние автомобиля. Самими простыми причинами могут быть недостаточное давление в шинах, наличие багажника на крыше, частое использование кондиционера. Технические неисправности так же могут быть причиной повышенного расхода топлива, к ним относится: неисправность форсунки или топливного насоса, загрязнения в воздушных фильтрах, изношенные элементы системы зажигания, неисправные тормозные системы. Для сокращения расхода топлива, следите за техническим состоянием автомобиля и используйте экономичный стиль вождения.
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Бухгалтер предприятия вносит количество потребляемого топлива в соответствии вышеуказанным нормативам. Помимо графы “материальные расходы” для внесения потребляемого ГСМ сверх нормы, предусмотрена графа “внереализационные затраты”.
Существует формула расчета расхода топлива для автобуса:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, (2)
- Qн – затраты в соответствии с нормами,
- Нs – норма затрат ГСМ с учетом пройденного расстояния л/100 км,
- S – пройденное расстояние,
- Нот – норма затрат ГСМ с учетом применения штатных отопителей,
- Т – время эксплуатации с включенным обогревом салона,
Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Нz x Z, (4)
- Z – сумма рейсов сделанных за одну смену.
Для грузового автотранспорта:
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) (1 + 0,01 x D), (3)
- W – объем выполненных работ.
Спутниковая система слежения – это достаточно эффективный способ контроля за затратами ГСМ.
Применение такой системы предполагает использование данных пройденного расстояния автотранспорта, которые обрабатываются посредством сведений полученных со спутника, при этом без учета показаний ондометра.
К основным преимуществам спутниковой системы можно отнести:
- Возможность получения ежедневных сведений о точном расстоянии пройденном автомобилем.
- Сведения об общих затратах времени на производство работ.
- Данные времени движения и каждой остановки.
- Осуществление контроля скоростного режима.
Система имеет небольшую погрешность (всего 1,5%), но способна предотвращать несанкционированное увеличение расхода топлива. Кроме этого, существует возможность в автоматизированном режиме произвести расчет затраты ГСМ по соответствующим нормам, где за основу берется формула расчета расхода топлива представленная выше.
Два возможных способа расчета:
- По времени движения транспортного средства.
- Согласно пройденному расстоянию.
Существуют различные способы приобретения топлива: наличный расчет, талоны, банковские карты и др.
Для наличного расчета необходимо (посредством приказа организации) утвердить весь порядок данной процедуры, а именно: назначить ответственных подотчетных лиц, которые обязаны в определенный срок заполнять документацию о потраченных денежных средствах с приложением товарно-кассовых чеков и путевых листов.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Расход топлива зимой
К сказанному остается добавить, что все расчеты, тесты и замеры нужно проводить отдельно для теплого и холодного сезона. Потому что показатели зимой и летом отличаются. Это связано как с манерой управления автомобилем на сухой летней дороге или скользкой зимней, так и с особенностями эксплуатации транспорта в холодную пору. Зимой давление в шинах меняется, двигателю требуется больше энергии (читать: горючего) для прогрева, остывает мотор тоже быстрее. В результат расход увеличивается.
Чтобы определиться, как рассчитать зимний расход топлива, нужно знать конкретные условия работы в холодную пятидневку. Если машина будет ездить только по центральному и южному округу, например, показатели летних замеров можно увеличить на 10–15%. Если маршруты будут затрагивать регионы с более низкими температурами, корректировать средний расход надо на 20–25% в большую сторону. Или собирать фактические замеры отдельно.
Обязательно ли соблюдать в 2020 году нормы расходы ГСМ от Минтранса
Прямого обязательства соблюдать нормы расхода ГСМ для негосударственных организаций, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки, нет. Но эта мера позволит лучше контролировать потребление и списывать расходы, упростит ваши контакты с инспекторами и ведение учета. По этой причине лучше всего учитывать расход топлива автобуса на 100 километров пути и нанять для его правильного оформления ориентирующегося в вопросе бухгалтера. По коэффициентам для вашего транспортного средства и особенностям надбавок или снижения в соответствии с географической привязкой лучше всего обращаться к опытному налоговику.
Зачем нужны показатели норм ГСМ
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
- контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
- профилактика перерасхода, слива и т.п.;
- ведение соответствующей отчетности;
- уточнение себестоимости перевозок;
- снижение налогооблагаемой базы;
- основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Как рассчитываются моточасы
Моточас – это особая единица измерения нагрузки, которую испытывает работающий мотор. Он соответствует одному астрономическому часу работы коленвала при холостых или умеренных оборотах (60 минут около 1500-1600 об/мин). Этот показатель не равен пробегу или времени работы и актуален в первую очередь для малокубатурных транспортных средств (мотоциклов, в том числе кроссовых), а также спецтехники, работа которой не оценивается по пройденному расстоянию.
Есть разные способы, как рассчитать моточасы:
- Самый точный – по оборотам коленвала. 1 моточас – это 96000 оборотов коленвала (для удобства можно округлить до 100 тыс.).
- По времени – это примерно один час холостой работы мотора.
- По выработанному топливу.
Моточасы показывают нагрузку рабочего трактора
Техника, объем работы которой считается не по пройденным километрам, оснащается специальным счетчиком, который подсоединяется к свечам и реагирует на искры. Это самый простой и надежный способ, как считать моточасы на тракторах, мотоблоках и другой технике.
Это интересно: Минитрактор Булат 354: технические особенности, возможности эксплуатации и стоимость
От чего зависит величина показателя ГСМ
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
- вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
- конкретной марки авто;
- его пробега;
- срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
- базового расхода ГСМ;
- некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Приведем пример
Возьмем популярную нынче модель Chevrolet Lacetti с объемом двигателя 1.8 литра. Объем топливного бака составляет 60 литров. При езде в разных циклах этого объема топлива нам хватило приблизительно на 715 километров пробега. Считаем:
- 60/715 = 0,084;
- 0,084*100 = 8,4 литра на сто км.
Таким образом расход в смешанном цикле для нашего конкретного примера составил 8,4 литра. Хотя по инструкции расход в смешанном цикле должен составлять 7,5 литров, но производитель же не учитывает, что где-то нам пришлось полчаса ползти в тянучке, а где-то везти пассажиров с их поклажей, и так далее.
Если же хотим узнать, сколько наша машина «скушает» бензина на 100 км загородного или городского цикла, то можно залить полный бак и ездить исключительно по городу, или махнуть на юга, например в Крым, и таким же способом провести нехитрые математические расчеты. Не забудьте только записать данные одометра в момент заливки бензина в бак.
Есть еще один способ высчитать приблизительный расход — заливаете полный бак бензина, отмеряете сто километров, и опять едете на заправку — сколько пришлось долить до полного бака, это и есть ваш расход.
Простым математическим действием можно высчитать сколько километров вы сможете проехать на одном литре бензина. Для нашего примера с Lacetti это будет иметь следующий вид:
- километраж делим на объем бака — 715/60 = 11,92.
То есть на одном литре мы сможем проехать приблизительно 12 километров пути. Соответственно, это значение умноженное на объем бака подскажет нам сколько мы сможем проехать на полном баке бензина — 12*60 = 720 км.
Как видим, сложного нет абсолютно ничего, но нужно помнить, что от качества бензина также зависит и его расход, поэтому заправляться нужно только на проверенных заправках, где качество топлива могут гарантировать.
Заключение
Суммируем: потребление ГСМ конкретной машиной – дело индивидуальное и может отличаться как от установленных норм, так и от показателей по региону для аналогичных моделей. Как рассчитать средний расход топлива, каждому решать за себя. Можно отталкиваться от факта, проведя замеры самостоятельно, использовать научный подход (опять же, самостоятельно) или довериться «умному» калькулятору.
В любом случае, получив свой результат, полезно свериться с аналогичными характеристиками для такого же транспорта на похожих маршрутах. Если он сильно выше, есть смысл поискать причину в своей манере вождения или техническом состоянии автомобиля. То же актуально при значительном повышении расхода без видимых причин (в этом случае дело, скорее всего, в самой машине или ее шинах).
Как перевести моточасы в километры
Ресурс двигателя более правильно считать в моточасах, чем в километрах, но так уж повелось, что указывается пробег, спустя который рекомендована замена масла и проводятся прочие работы по обслуживанию агрегата. Отсюда вытекает следующий вопрос, сколько км пробега составляет 1 моточас. Поскольку единица измерения Мч относительна, в точности рассчитать число отработанных мотором часов не получится по количеству показателей километров «за плечами», соответственно и результаты будут относительны. Для выполнения таких расчётов учитывается скорость передвижения и степень нагрузки на силовой агрегат. Согласно Приказу ГТК РФ от 2.10.1996г. №609 «О введении в действие годовых норм расхода моторесурсов (пробега) автотранспорта», средний показатель одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов, будет равняться следующему пробегу:
- Автомобилей – 25 км.;
- Колёсных тракторов – 10 км.;
- Гусеничных тракторов – 5 км.
При езде в тяжёлых условиях (езда на высоких оборотах, пробки и пр.) количество моточасов растёт, а пробег не поспевает за их отсчётом, поэтому рекомендации по проведению техобслуживания, указанные в километрах (например, 15-20 000 км.) неактуальны. Данные пожелания автопроизводителя больше соответствуют идеальным условиям эксплуатации. Из этого следует, что нужно брать во внимание более близкие к действительности параметры, то есть моточасы, показывающие реальный износ. Так, менять расходники чаще всего приходится уже спустя половину от рекомендованного пробега. Расчёт моточасов можно найти в технической документации к авто, получить информацию можно также, используя бортовой компьютер (для некоторых моделей).
Что утверждает Минтранс
Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.
Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.
Факторы, влияющие на расход топлива тракторов
Перерасход топлива (или меньший, чем положено, расход) может быть обусловлен несколькими факторами. Например, одной из главных причин является техническое состояние силового агрегата трактора. Специалисты советуют перед началом проведения работ проверять ДВС на наличие неполадок.
Источник фото: exkavator.ru/trade Расход топлива обусловлен рядом различных факторов
На показатель влияет и стиль вождения оператора (агрессивная езда, неверная скорость или неправильный режим переключения передач). Погодные условия, сезонность выполнения работ и ландшафт также являются причинами увеличения или уменьшения расхода топлива тракторов.
Уровень потребления горючего в час при движении зависит от грузоподъемности прицепа, а также от типа дорожного покрытия. Производители различают три типа дорог в зависимости от их состояния:
- Дороги с твердым покрытием; полевые дороги; укатанные снежные дороги.
- Дороги с гравийным, щебеночным (разбитые) или песчаным (проселочные) покрытием; разъезженные после дождя дороги с грунтовым покрытием; задерневшая почва с твердым покрытием; стерня зерновых культур.
- Дороги с глубокой колеей; замерзшая или нормальной влажности пашня; гребнистые дороги; оттаявшие после оттепели; поле после сбора корнеплодов; снежная целина; бездорожье весеннее; разбитые дороги.
Сезонные нюансы для ГСМ
Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.
Разница между моточасом и машиночасом
Машиночасы обозначают время, которое требуется одной машине для выполнения работы, а также учитывают количество машин. Например, если одна машина убирает улицу от снега на протяжении шести часов, говорят, что было выработано шесть машино-часов. Если на тот же объем работы направили две машины и они убрали улицу за три часа – время работы умножается на количество машин, и в результате получается снова шесть машино-часов. Этот показатель важен для распределения нагрузки на автопарк и планирование выездов. Таким образом, в моточасах измеряется выработанный ресурс двигателя, а в машино-часах – объем работы техники в целом.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Пример конкретного расчета
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Расход топлива отечественных и зарубежных тракторов: все дело в модели
Источник фото: exkavator.ru/tradeСостояние дорожного полотна может существенно влиять на расход топлива тракторов
В завершение приведем нормы расхода топлива для наиболее популярных моделей сельскохозяйственных тракторов МТЗ БЕЛАРУС, ЮМЗ и John Deere.
Модель трактора | Расход топлива |
МТЗ-80 | 5,5 л/час |
МТЗ-82.1 | 5,5 л/час |
БЕЛАРУС-320 | 3,0 л/час |
БЕЛАРУС-1221 | 3,1 л/час |
ЮМЗ-6Г | 5,8 л/час |
Ниже представлены примеры расхода топлива более мощных тракторов John Deere разных моделей.
Таблица: базовые нормы расхода топлива тракторов (гусеничных и колесных)
Приказ на списание
Как видно из вышесказанного, вариантов и нюансов списания ГСМ на основании путевок может быть много. Все они должны отражаться в приказе на списание ГСМ. Документ, подписанный руководителем, служит руководством к действию для бухгалтера компании и обосновывает применение той или иной методики списания, применение корректирующих коэффициентов. Приказ на списание ГСМ не имеет унифицированной формы, составляется по общим правилам делопроизводства.
ли со статьей или есть что добавить?