Как работают светофоры: неизвестная сторона мегаполиса
Первый светофор Новосибирск обрел через десятилетие после Ленинграда и Москвы — в начале 40-х годов прошлого века. Это было трехсекционное ламповое электрическое устройство, переключал которое дежуривший возле светофора постовой. Установили первый светофор на перекрестке улиц Серебренниковской и Сибревкома. Именно это место было определено из-за наличия школы №12, а также большого потока переходящих дорогу работниц швейной фабрики.
Сейчас в Новосибирске около 400 светофорных объектов. В понятие «светофорный объект» входит совокупность всех светофоров, установленных на перекрестке. Обслуживанием 366 объектов занимается специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение (ГБУ НСО СМЭУ). Остальные светофоры обслуживаются иными организациями. Как правило, это те светофоры, которые находятся вблизи торговых центров и крупных производственных объединений.
Что делать, если перестали работать светофоры?
В очередной статье серии “Правила проезда перекрестков” речь пойдет о том, каким образом нужно вести себя участникам дорожного движения, если светофоры на перекрестке неожиданно для всех перестали работать.
На первый взгляд ничего сложного в этом нет, однако когда светофоры неожиданно выключаются в реальной дорожной ситуации, многих водителей это вводит в ступор, а на перекрестке начинает твориться хаос и безобразие.
Для начала небольшая история, связанная с неожиданным выключением светофоров. Рассмотрим стандартный перекресток, где пересекаются 2 дороги. Цикл работы светофоров на нем организован следующим образом:
1. Зеленый сигнал горит для автомобилей, приближающихся к перекрестку с противоположных направлений по главной дороге.
2. Зеленый сигнал горит для автомобилей, приближающихся к перекрестку с противоположных направлений по второстепенной дороге.
3. Горит сигнал пешеходного светофора для всех направлений.
Перекресток небольшой и поэтому все успевают проехать/пройти в нужном направлении за отведенное им время.
Если бы на описанном перекрестке светофоры выключились во время фазы 1, то никакой неразберихи бы не было. Однако на практике получилось так, что светофор погас во время фазы 2, т.е. во время движения автомобилей по второстепенной дороге.
Безусловно для всех водителей такой поворот оказался совершенно неожиданным. Поэтому въезжающие на перекресток по второстепенной дороге в течение следующих 5-10 секунд продолжали спокойно на него въезжать, хотя по правилам должны были уступать дорогу.
Через 5-10 секунд водители автомобилей, находящихся на главной, опомнились и также стали въезжать на перекресток. При этом автомобили одновременно въезжали на перекресток со всех направлений. Спустя всего лишь несколько секунд перекресток оказался полностью забит автомобилями, которые не могли разъехаться.
Пешеходы, кстати, оказались самыми дисциплинированными, и не выходили на перекресток во время этой неразберихи.
Не работает светофор: что делать?
Что делать водителям и пешеходам на дороге, если светофор не работает? Нюансы, штрафы, спорные ситуации и правила дорожного движения.
Светофоры автоматически делают перекрестки регулируемыми. Но внезапное прекращение его работы способно привести к хаосу на дороге. Чтобы избежать столкновения, нужно соблюдать несколько несложных правил.
Светофор на Ж/Д переезде
Светофоры необходимы не только на перекрестках дорог, но и на пересечении с железнодорожным переездом. Светофор на ж/д переезде отличается от обычного и внешним видом, и функционалом. Зачастую он дополняется специальными устройствами для остановки автомобилей (шлагбаумами, щитами на дорогах). Чтобы не запутаться в указаниях железнодорожного светофора, нужно ознакомиться с принципом его работы.
Нужно ли уступать дорогу при повороте на светофоре с сигналами в виде стрелок?
В данной статье речь пойдет о различных видах светофоров, сигналы которых выполнены в виде стрелок.
Дело в том, что далеко не каждый водитель помнит, что правила дорожного движения описывают несколько разновидностей светофоров со стрелками. И правила проезда перекрестков с такими светофорами различаются.
Среднестатистический водитель в большинстве случаев помнит лишь о том, что при движении под зеленую стрелку следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. При этом тип светофора и сигналы, включенные в других секциях, в расчет не берутся. Если на перекрестке установлен стандартный светофор со стрелкой в дополнительной секции, то все работает именно так. Если же водитель встречает светофор со стрелками на основных сигналах, то у него появляются определенные вопросы по поводу проезда перекрестка.
Разберемся, в каких случаях нужно уступать дорогу при повороте на стрелку, а в каких – нет:
Примечание. В данной статье речь идет о приоритете транспортных средств при проезде перекрестков. Что касается пешеходов, то при повороте на перекрестке водитель должен уступить им дорогу не зависимо от сигналов светофора.
Основные принципы работы светофора
Светофор представляет собой особое оптическое устройство, способное подавать сигналы разного цвета и формата. Техника используется для регулирования движения пешеходов и транспортных средств. Сегодня в мире практически не осталось государств, в которых бы светофоры отсутствовали.
Когда на переходах должны ставить светофоры
Когда активисты просят дорожников поставить светофор на аварийном пешеходном переходе, им любят отвечать отписками про то, что ставить светофор будет нецелесообразно, он помешает автомобилистам, он дорогой, да и вообще участники дорожного движения сами виноваты в том, что нарушают правила и погибают в ДТП.
На отговорки чиновников можно и нужно отвечать, особенно если вы знаете, что они неправы. Мы поможем вам с аргументацией: дальше приведены обязательные нормы, которые четко говорят, где и при каких условиях нужно ставить светофор.
Что означает аббревиатура «АУ» вместо желтого цвета на светофоре
Жители Москвы уже привыкли к необычным светофорам с надписью «АУ» вместо желтой секции. Но вот гости города не всегда понимают, что это за «АУ» и для чего оно нужно. Некоторые даже принимают этот сигнал за неисправность, и стараются проехать перекресток как нерегулируемый. Однако они совершают большую ошибку.
Какие дорожные знаки отменяются сигналами светофора?
Организация дорожного движения стала насущной проблемой при появлении большого количества автомобилей на улицах городов. На первых порах машины соперничали с лошадьми, в этой гонке выиграло железо. Столкновение с таким механизмом на колёсах всегда чревато значительными травмами.
Для безопасности пешеходов стали разделять проезжую часть и пешеходную зону газонами или ограждениями. С развитием транспорта и увеличением скорости его передвижения возникла необходимость в регулировании потоков автомобилей. Значения жестов человека, который регулировал движение на перекрёстках, знали все водители. Дорожный порядок стал излагаться в виде Правил, а водители не просто учились водить автомобиль, но и обязаны стали сдавать теоретический экзамен.
Дежурный по городу
За работой сотен светофоров следит всего один дежурный. Но такое отслеживание осуществляется круглосуточно. Перед дежурным несколько экранов, на которые выводятся все данные о работе объектов, подключенных к системе АСУДД (Автоматизированная система управления дорожным движением). Также рабочее помещение дежурного оборудовано большими мониторами на стене с электронной картой города — на ней отмечены светофорные объекты.
«Розовым цветом отмечены перекрестки, находящиеся в координированном управлении, красным — светофоры, потерявшие связь с центральным управляющим пунктом. Причины потери связи выясняет дежурный механик, выезжая на место расположения светофорного объекта», — рассказывает замначальника ГБУ НСО СМЭУ Евгений Барсуков.
Причины, по его словам, могут быть различными, например, отключение электроэнергии, обрыв линии связи, дорожно-транспортное происшествие, при котором поврежден светофорный объект и так далее.
«В ночное время некоторые светофоры переходят в режим «желтого мигания», что также отображается на карте», — добавляет Барсуков.
Поступающую информацию о неисправности светофоров дежурный сразу же передает бригаде, оперативно выезжающей на место. «Все зависит от сложности неисправности, светофор может выйти из строя в ночное время, а утром уже будет работать, и проезжающие через перекресток водители не догадываются, что дежурный механик всю ночь его «запускал »», — поясняет собеседник.
Бывают и более серьезные аварии. Например, 30 июля произошел провал проезжей части на пересечении улицы Гоголя и Красного проспекта, который частично разрушил тротуар, где находилась стойка светофора. В итоге пришлось немедленно демонтировать наклонившийся светофор.
«При этом (нужно было) обеспечить работу по временной схеме в течение недели, так как восстановление нужно проводить после окончания всех работ на перекрестке и (это) довольно трудоемкий процесс», — привел пример Барсуков.
Но такое, по его словам, случается редко, «чаще всего светофорные стойки страдают в результате ДТП».
На наиболее напряженных участках до прибытия дежурной бригады, как правило, осуществляют ручное регулирование сотрудники ГИБДД, поскольку СМЭУ с инспекцией работает в тесном контакте. И чаще именно инспекторы ДПС первые сообщают о неисправностях в режиме работы светофоров.
СМЭУ осуществляет не только «выездной» ремонт. В отделе контрольно-измерительных приборов ремонтируют дорожные контроллеры (обеспечивают связь светофоров с системами контроля и управления), вышедшие из строя.
Как называется светофор на пересечении с Ж/Д путями
Железнодорожный переезд — это пересечение дорожного полотна и железной дороги. Светофор, который устанавливают на железнодорожном переезде для автомобилистов, так и называется светофором. Многие обыватели ошибочно называют его семафором, но это совершенно другое устройство.
Семафор — это механическое устройство сигнализации, предназначенное для машинистов поездов. По нему они определяют открыт ли проезд для них. Семафор выглядит как высокая мачтовая конструкция яркого цвета, и расположен он дальше от переезда, а не на нем. Семафор имеет больше световых сигналов и служит не только одной цели. Он необходим на железных дорогах.
Когда и на каких переездах устанавливают
Светофор устанавливают на оборудованных ж/д переездах, на которых:
- есть автобусное движение;
- высокая интенсивность движения транспортных средств;
- высокая скорость и интенсивность железнодорожного транспорта;
- преобладает плохая видимость.
Устройство устанавливают из-за того, что пересечение ж/д путей и дороги является участком с повышенной опасностью. Чем больше транспорта проходит через такой участок, тем выше вероятно аварии, поэтому установка регулирующей техники необходима.
В каком случае установка не предусмотрена
Установка не предусмотрена на переездах с низкой интенсивностью передвижения автомобильного или (и в том числе) железнодорожного транспорта. Также, светофор может отсутствовать в связи с тем, что на участке есть дежурный.
Причинами для отсутствия светофора являются:
- Малая востребованность данного участка как у автомобилистов, так и у машинистов поездов. То есть низкая интенсивность и скорость движения.
- Хорошая видимость и просматриваемость путей в обе стороны в любое время года.
- Наличие дежурного вместо автоматизированной системы.
Даже если ж/д переезд не оборудован специальными устройствами, о нем все равно должны свидетельствовать заранее установленные знаки.
Светофоры со стрелками на основных и на дополнительных секциях
Для начала обратимся к пункту 6.3 правил дорожного движения:
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Итак, пункт 6.3 описывает 2 варианта применения стрелок на сигналах светофора:
- на основной части светофора, состоящего из трех сигналов (красного, желтого и зеленого);
- в дополнительной секции светофора, расположенной сбоку от основной части.
Правила дорожного движения описывают светофоры лишь текстом, поэтому обратимся к ГОСТ Р 52282-2004 для получения изображений для двух типов светофоров:
Светофор Т.1.л с дополнительной секцией:
Светофор Т.2 со стрелками на основной части светофора:
У приведенных выше светофоров есть сходство – на каждом из них направление налево регулируется секциями, на которых нанесены стрелки. Однако есть и различия, о которых речь пойдет ниже.
Основные виды светофоров
Наиболее распространенными в мире являются стандартные трехцветные типы светофоров, сигналы в которых подаются кругами зеленого, желтого и красного цветов. В отдельных странах вместо желтого цвета используется оранжевый. Размещаться такие светофоры могут горизонтально и вертикально.
Если в трехцветном светофоре отсутствуют какие-либо дополнительные секции, при регулировке движения абсолютно все его участники ориентируются на подаваемые сигналы.
Классический светофор на три секции
В устройствах данного типа сигналы располагаются слева направо или сверху вниз в следующем порядке – красный, желтый, зеленый. Используются такие устройства на перекрестках и пешеходных переходах регулируемого типа.
Кстати, первые светофоры трехсекционного типа стали применяться в 1920 году в городе Детройте (США).
Светофоры на две секции
В устройствах данного типа отсутствует желтые свет – есть только красный и зеленый (по принципу "проезд открыт", "проезд закрыт"). Как правило, такие светофоры используются на дорогах внутреннего пользования в крупных индустриальных парках, на заводах, на закрытых территориях организаций. Возможна также установку светофоров с двумя секциями в местах сужения дороги, где возникает необходимость осуществлять контроль за реверсивным транспортным потоком.
Дополнительные секции на светофорах
Дополнительные секции в виде стрелок на светофорах применяются в местах интенсивного движения автомобилей. Стрелки необходимы для того, чтобы давать сигнал участникам движения, какие действия можно завершать в данный момент в указанном направлении. Необходимо учитывать, что дополнительная стрелка не дает разрешение на проезд в том случае, если возникает необходимость разъезда. Первостепенными являются правила дорожного движения для таких ситуаций.
Светофоры реверсивного типа
Используются на дорогах с многополосным движением, необходимы для регулирования потока автомобилей на каждой из полос трассы. Могут иметь два или три сигнала. Красный сигнал на реверсивном светофоре свидетельствует о том, что движение запрещено только на конкретной полосе, зеленый, наоборот, открывает движение.
Чиновники не могут просто убрать переход
Согласно п. 4.5.2.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:
«Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м».
Этот ГОСТ входит в Перечень обязательных ГОСТов по безопасности дорожного движения — требования ГОСТа обязательны к применению.
Эта норма говорит о том, что если рядом нет другого регулируемого перехода, то чиновники не имеют права просто убрать зебру, чтобы «обеспечить безопасность». Одни должны ставить на переходе светофоры или придумывать что-то еще.
Где можно встретить необычные светофоры
Первые светофоры с необычной индикацией можно было увидеть в конце 2013 года в столице России. Через год их количество выросло до тысячи штук. В 2019 году такие светофоры можно увидеть в Санкт-Петербурге, Кемерово, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Чаще всего их устанавливают на сложных перекрестках, где в разное время количество трафика машин меняется от большего к меньшему числу.
На самом деле изменения коснулись не только светофоров. Обновлению подверглась вся система подсчета и управления дорожным потоком. Для контроля и регулирования потока транспорта в систему сигнализации установили специальные датчики. Они подсчитывают количество машин в потоке в то или иное время.
Значительной переработке подверглась программная часть управления регулирования движения. За расчет и аналитику транспортного потока отвечают сложные алгоритмы, которые учитывают дорожную обстановку на конкретном участке дороги и в городе в целом.
Значения каких дорожных знаков отменяются сигналами светофора на перекрестке
Дорожный знак как информационное средство для водителей появился довольно давно и стал вехой в создании условий для безопасного пребывания на дороге машин и пешеходов. Значения разметки и знаков отменяются и возобновляются с движением по трассе.
Со временем количество дорожных знаков на светофорах стало значительно, их пришлось систематизировать и использовать в едином стиле на территории страны. В настоящее время существуют следующие группы:
- заставляющие быть внимательным – предупреждающие;
- не позволяющие нарущать правила или запрещающие;
- заставляющие действовать правильно – предписывающие;
- есть гибрид запрета и предписания в виде знака особых предписаний;
- отличными помощниками на дороге служат информационные знаки и знаки сервиса;
- и отдельно стоит отметить знаки приоритета.
Чем больше машин на дороге, тем сложнее управлять потоком обычному человеку. Тогда на помощь пришла новая техника под названием светофор. Эти трёхглазые устройства (красный, жёлтый, зелёный) появились практически на каждом перекрёстке в городах, стали напоминать о себе сигналами на трассах.
Лампы и светодиоды
Сейчас на новосибирских перекрестках используют два вида светофоров: ламповые и светодиодные. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы.
Ламповые светофоры состоят из обычной лампочки и цветной линзы. «Ламповые хорошо работают и просты в обслуживании, некоторые на службе более 30 лет», — говорит Барсуков, но тут же отмечает их минусы. Например, лампочки менее надежны, чем светодиодные линзы, и при этом потребляют больше электроэнергии.
Светодиодные светофоры появились в Новосибирске в прошлом десятилетии. Они значительно заметнее при любой погоде. Такой регулировщик движения энергоэффективен, не требует регулярных замен сгоревших ламп, некоторые облада ют функцией обратного отсчета времени.
Но и в этом случае есть нюанс: бывает, что время (отсчет) уже вышло, а смена цвета сигнала у такого светофора задерживается. Это может спровоцировать непонятную ситуацию для участников движения.
ДТП на перекрестке с выключенными светофорами
Отдельно хочу напомнить и о том, что даже если Ваш автомобиль находится на главной дороге, не следует провоцировать ДТП.
Во-первых, это в любом случае окажется для Вас невыгодным и очень хлопотным занятием. Во-вторых, к приезду сотрудников ГИБДД светофор скорее всего возобновит свою работу, а в этом случае достаточно просто из пострадавшего превратиться в виновника ДТП.
Светофор перестал работать при выезде на перекресток
Представьте ситуацию — вы подъезжаете к регулируемому перекрестку и внезапно отключается светофор. Что делать в этом случае? В первую очередь, нужно остановиться и оценить обстановку. Ситуация нестандартная, поэтому быстро принять решение не получится.
Второе действие — изучить дорожные знаки, понять, где главная дорога, и кто обязан уступить. Однако не стоит забывать пункт 13.2 ПДД, указывающий на то, что запрещено выезжать в случае возникновения затора на перекрестке. Это правило говорит о том, что не стоит сразу давить на педаль газа, если у вас преимущество. При ДТП правоохранительные органы будут рассматривать именно пункт 13.2 и сделают вас виновным в столкновении.
Знак СТОП на переезде со светофором
Дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» (он же «СТОП») обязывает всех водителей совершать остановку перед знаком и пересечением. Однако, если на переезде стоит такой знак совместно со светофором, то нужно руководствоваться указаниями светофора, так как он имеет приоритет.
Если светофор показывает запрет на движение, то все понятно — нужно остановиться перед стоп-линией или знаком 2.5. Но если на светофоре нет никаких сигналов, то ситуация становится запутанной, так как в ПДД РФ на это нет однозначного ответа.
Дело в том, что негорящие линзы — один из режимов работы железнодорожного светофора. Соответственно, проезд без остановки не будет нарушением и оштрафовать за это не имеют права. Однако, остановка может уберечь от аварии, поэтому при недостаточной видимости ее лучше все-таки совершить.
В каком случае нужно уступать дорогу при повороте на стрелку?
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Таким образом, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, нужно только при одновременном выполнении двух условий:
- Зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора.
- В основной секции светофора включен желтый или красный сигнал.
Во всех остальных случаях транспортные средства, движущиеся с других направлений, приоритета не имеют.
Примечание. Кроме того, не нужно забывать про пункт 13.4 правил дорожного движения, относящийся только к повороту налево и развороту. При повороте налево и развороте следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.
Устройство светофора
Исправная работа светофора во многом зависит от того, какие лампы в ней установлены. На данный момент на территории Российской Федерации активно используются как ламповые светофоры, так и светодиодные.
Ламповые устройства оснащаются цветными линзами для подачи грамотного сигнала. Они характеризуются простотой в обслуживании. Однако сами лампы в таких светофорах время от времени перегорают и нуждаются в замене. Кроме того, необходимо учитывать, что ламповый светофор потребляет большое количество энергии.
Светодиодные светофоры более экономны в использовании, поскольку сами светодиоды характеризуются энергоэффективностью. Такие устройства реже ломаются, часто оснащаются датчиком с отчетом времени, а также звуковым оборудованием (для подачи сигналов невидящим пешеходам). Единственный недостаток светодиодных светофоров заключается в том, что нужно очень точно настраивать датчик отсчета времени, поскольку может возникнуть задержка смены цвета у устройства, а это мешает участникам движения воспринимать сигналы.
При каких условиях должны ставить светофор
Согласно ГОСТу Р 52289-2004, который тоже входит в Перечень обязательных ГОСТов и обязателен к применению:
«7.2.14 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.
В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более».
Обратите внимание на Условие 2, оно лучше всего подходит для аргументации и чаще всего нарушается — светофоры не ставят.
При этом, по пункту 7.2.15 этого же ГОСТа:
«Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, если условие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения».
Сигналы светофоров
С заданной периодичностью устройство отдает указания участникам движения:
- Двигаться (зеленый цвет сигнала).
- Приготовиться к остановке или движению (оранжевый).
- Остановиться (красный).
Для водителей цвет сигнала противоположен тому, что получают пересекающие дорогу пешеходы. Мигание сигнала означает, что вскоре он сменится на другой.
Продолжительность цикла смены сигналов может бывать от 80 до 160 секунд. Светофор с таймером обычно вертикальной формы, он должен подавать информацию о том, сколько секунд осталось до смены сигнала.
Как расшифровывается «АУ»
Аббревиатура расшифровывается дословно как «адаптивное управление». Она говорит о том, что светофор находится под управлением автоматики. Система может работать на разных уровнях, в зависимости от времени суток, а также актуальной загрузки трафиком.
Кстати, адаптивное управление не всегда обозначается символами «АУ». Некоторые светофоры работают и выглядят как обычные, отсчитывая количество секунд до следующего сигнала или просто показывая желтый свет. При этом они находятся под адаптивным управлением.
Сфетофор отменяет значения следующих дорожных знаков
Светофор не конкурирует по своему назначению с дорожным знаком, он является одним из главных регулировщиков движения на дорогах. Сигналами светофора разрешается движение в направлении зелёного света, отменяется в направлении красного, жёлтый свет предупреждает об изменении и является тем знаком, по которому отменяются команды предыдущего сигнала.
Основная часть дорожных знаков действует на определённом протяжении дороги и отменяется другими знаками из той же группы. Как правило, предписывающие, запрещающие дорожные знаки действуют до ближайшего перекрёстка. Если после пересечения дорог нет информации с такими же или другими сигналами, то можно забыть о ранее увиденном ограничении или запрете.
Дорожный знак, значение которого донести какую-то информацию, прекращает своё действие и утрачивает ценность для водителя в момент считывания содержания. Информационные сигналы отменяются другими знаками с отличным от предыдущего содержанием.
Особая роль знаков приоритета состоит в том, что эти обозначения впрямую конкурируют с сигналами светофора. Приоритет движения выделяется на таком знаке линией большей ширины, которая обозначает основную магистраль, по которой движение осуществляется в первоочередном порядке. Тонкая линия имеет значение примыкающей дороги, может быть изображена в любой вариации в зависимости от фактического геометрического расположения.
Зеленый и красный
Автоматизированная система управления дорожным движением сформировала оптимальный режим времени работы зеленого и красного сигналов светофора. Это время заложено на сервере системы.
В ней предусмотрено множество планов координации движения транспортных потоков на центральных магистралях. В частности, в разные дни недели для автомобилистов могут быть запущены разные режимы работы светофоров для увеличивается пропускной способности дорожной сети.
В Новосибирске можно попасть и под «зеленую волну, которая позволяет автомобилистам, соблюдающим скоростной режим, проехать ни разу не остановившись на магистрали. Проверить это можно, например, на участке от площади Калинина до площади Южная, если двигаться со скоростью 50 километров в час без остановок .
Но горожане на фоне растущего количества автомобилей технологических улучшений часто не замечают. Тем более, что внедрение алгоритмов происходит постепенно. Народная критика, по традиции, не утихает.
Сейчас в Новосибирске количество времени для пешехода в среднем около 20 секунд. Если на широкополосной дороге есть островки безопасности, то время может быть сокращено. Но пешеходы, отмечает собеседник, все равно не довольны отведенным для них временем, а автомобилисты, соответственно, своим.
«Без понимания принципа работы системы многие утверждают, что она не работает. А при этом среднее время прохождения одного из самых напряженных участков Красного проспекта от улицы Гоголя до площади Ленина около семи минут, до внедрения АСУДД было около 40 минут», — напоминает Барсуков.
Что делать, если светофор возобновил свою работу
Возобновление работы светофора – действие не такое опасное, как неожиданное прекращение его работы, однако и к такому повороту событий следует быть готовым.
Обычно светофоры включаются в режиме желтого мигающего сигнала, т.е. перекресток сначала остается в нерегулируемом состоянии, и лишь через некоторое время светофоры переходят к нормальному режиму работы.
Однако в том случае, если светофоры сразу же начинают работать в нормальном режиме, ситуация оказывается не совсем простой. Здесь нужно руководствоваться пунктом 13.8 правил дорожного движения:
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Т.е. и в этом случае сначала следует уступить дорогу автомобилям на перекрестке, а лишь затем начинать движение.
Светофор заработал
Еще одна распространенная ситуация — вы выезжаете на перекресток с неработающим светофором и не успеваете завершить маневр, как загорается сигнал, запрещающий продолжать движение. Что делать?
В указанном случае нужно руководствоваться пунктом 13.8 ПДД. В нем сказано, что при включении светофора участники движения обязаны пропустить тех, кто не завершил маневр и остался на перекрестке. Опять же, не стоит сразу мчаться вперед, если сигнал светофора дает вам преимущество. Необходимо дождаться, пока дорога не освободится от машин и пешеходов.
Какие правила проезда
В первую очередь нужно запомнить, что на железнодорожных переездах запрещается:
- остановка и стоянка;
- движение задом;
- обгон и объезд;
- разворот;
- движение на запрещающий сигнал светофора, дежурного и т.п.
ВАЖНО! Проезд разрешен только в том случае, если светофор не мигает красным светом, а шлагбаум находится в открытом (поднятом) положении.
За 100 метров до ж/д путей стоит избегать маневрирования. Действие знаков распространяется не только на переезд, но и на некоторое расстояние до него. Совершить любой из маневров можно сразу после проезда пересечения с ж/д путями, если это не запрещено знаками, разметкой или пунктами ПДД.
Значение сигналов
Чаще всего железнодорожный светофор выглядит как прибор с двумя красными лампами. На некоторых переездах допускается установка светофора с двумя красными фонарями (они расположены в горизонтальной плоскости), которые в случае запрета проезда издают попеременное мигание, и одного бело-лунного фонаря, издающего мигающий сигнал.
ВАЖНО! Бело-лунные линзы являются дополнительными, и их установка должна быть утверждена Министерством путей сообщения. Такая линза располагается ниже двух красных фонарей (посередине) и обозначает, что водителю разрешено движение. Ее установка необязательна. При отсутствии такого сигнала нужно ориентироваться на выключенные красные световые приборы.
- Если попеременно мигают два красных сигнала, то продолжать движение через пересечение строго запрещено. Запрещающий сигнал может сопровождаться звуковым оповещением.
- Если мигает бело-лунный фонарь, то стоит воспринимать его как зеленый сигнал — можно ехать.
Как осуществить проезд, если светофор сломан и не работает
Если светофор не работает, то нужно руководствоваться пунктами ПДД, а также установленными на переезде знаками (например, СТОП или «Уступите дорогу») и разметкой.
Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора
Ситуация | Нужно ли уступить дорогу | Комментарий |
нужно всем | 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции 2. Красный сигнал в основной секции |
|
нужно всем | 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции 2. Желтый сигнал в основной секции |
|
не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота | В основной секции зеленый сигнал | |
не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота | В основной секции не включен красный или желтый сигнал |
Как функционируют светофоры
Современные светофоры управляются при помощи автоматизированных систем. Настройка их работы осуществляется при помощи компьютерных программ, позволяющих автоматически менять показания светофоров на разных участках дороги. Время смены сигналов на каждом перекрестке одного квартала или района устанавливается на сервере. Такой способ регулирования позволяет максимально точно скоординировать транспортные потоки на загруженных участках в городе и за его пределами. Причем, настройки подбираются под каждый день: в будни они могут быть одни, в выходные и праздничные дни – другие.
Многие светофоры работают по принципу "зеленой волны". Когда автомобиль отъезжает от перекрестка с определенной скоростью, у него есть возможность проехать по улице без остановок под "зеленый свет". К моменту приближения автомобиля к следующему перекрестку – там будет загораться разрешительный сигнал.
Такой способ управления светофорами не только обеспечивает безопасность движения на дорогах, но и позволяет максимально увеличить пропускную способность городских улиц, которая будет одинаково комфортной и для пешеходов, и для пассажиров.
Чем адаптивные светофоры отличаются от стандартных
Адаптивные и обычные светофоры — это, чаще всего, новые светодиодные сигнализаторы. Только в адаптивных моделях центральную секцию программируют на выведение аббревиатуры «АУ».
Обычный светофор получает команды из центральной диспетчерской службы. Чаще всего его программируют на работу в двух режимах: дневной и дежурный. В первом случае переключения сигналов идет по строгому временному интервалу. На каждом перекрестке заранее просчитывают данные промежутки, после чего программа поступает на светофор через линии связи. Второй режим работы включается в ночное и вечернее время. При этом работает только одна индикация — желтого цвета. По сути, перекресток становится нерегулируемым.
У адаптивных светофоров система самостоятельно делает прогноз на включение и выключение того или иного сигнала. Просчитывает недельный прогноз, делая от 18 до 150 замеров в течение 7 дней. После чего строятся так называемые фазовые таблицы. На основании этих данных светофор делает макропрогноз на ближайшее время.
Кроме того система учитывает актуальную дорожную обстановку по принципу «здесь и сейчас». Это уже микро-прогноз — может корректировать поток машин в случае ДТП на одном из участков дороги, или срабатывать с разными временными интервалами в часы пик.
Вообще говоря об адаптивном управлении нужно понимать целую систему, включающую в себя светофорную сигнализацию, сеть датчиков и обрабатывающий центр.
Отмена дорожных знаков светофором
Также к знакам приоритета относится обозначение главной дороги – жёлтый ромб, действие которого отменяется таким же ромбом, но перечёркнутым несколькими чёрными линиями. На узкой дороге или при перекрытии части магистрали могут быть вывешены штандарты с направленными навстречу друг другу красной и чёрной полосой, которые приоритезируют проезд для автомобилей в направлении красной стрелки.
Светофор является для таких знаков стоп-фактором, при появлении на пути светофора можно забыть о другой информации и сосредоточиться на нём. Сигналами светофора отменяются прочие разрешения и запреты, все стоят на красный и едут на зелёный. Светофор на перекрёстке имеет приоритет без разделения на главную и неглавную дороги. Также этот прибор регулирует движение и без пересечения направлений при наличии пешеходных переходов или просто на напряжённых участках магистралей.
Светофорные проблемы
Работа системы светофоров налажена неплохо, говорят специалисты, но остается еще много нерешенных проблем. Например, в настоящее время на связи с центром находятся только 149 светофорных объектов. Чтобы остальные отображались на мониторах СМЭУ, нужно на каждом светофоре установить дополнительное оборудование.
Это планируется делать поэтапно в будущем, предполагается, что тогда сократится количество ложных выездов дежурной бригады и дополнительно оптимизируется работа системы автоматизированного управления дорожным движением Н овосибирска.
«Область планирует с четвертого квартала этого года выделение отдельных субсидий на содержание, обслуживание светофорных объектов… Самое главное — чтобы все работало», — подытожил Евгений Барсуков.
Что делать пешеходам при включении/выключении светофоров?
Для пешеходов, которые во время включения/выключения светофоров находились на тротуаре все достаточно просто. Если светофоры выключились, то действуют правила для нерегулирумых перекрестков, если включились, то для регулируемых.
Наибольшие трудности могут возникнуть у тех пешеходов, которые оказались во время включения/выключения светофоров на проезжей части. Если Вы попали в такую ситуацию, то останавливаться где попало и обдумывать дальнейшие действия я не рекомендую.
Лучше всего побыстрее добраться до противоположного края проезжей части или до середины проезжей части, если дорога широкая. А решения по дальнейшему передвижению принимать именно оттуда, т.е. из безопасного места.
Несколько правил проезда нерегулируемых перекрестков
Вот несколько основных правил пересечения нерегулируемых перекрестков, которые можно применять в ситуациях со сломанным светофором:
- На равнозначных дорогах нужно учитывать, кто едет справа и руководствоваться правилом “помехи справа”. Если поворачиваете направо, то никому не уступаете, налево — тем машинам, которые движутся в вашу сторону по правую руку.
- Если перед перекрестком стоит знак “Уступи дорогу”, то пропускаем всех, кто движется по главной дороге и тех, кто едет по второстепенной дороге с правой стороны.
- Если стоит знак “Главная дорога”, то у вас преимущество на этом участке, за исключением тех, кто движется по главной с правой стороны.
Предусмотренное наказание за проезд на запрещающий сигнал
Проезд ж/д переезда на запрещающий сигнал светофора является правонарушением и за него водителя оштрафуют на 1000 рублей. В худшем случае могут лишить права управления ТС на срок до полугода.
За нарушение иных правил преодоления ж/д путей водителя ждут следующие штрафные взыскания:
- За обгон на переезде или на расстоянии менее ста метров до него: штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок 4-6 месяцев. Как показывает практика, чаще водителей наказывают строго — лишением в/у. За повторное нарушение автомобилисту придется попрощаться с правами на год.
- Объезд транспортного средства с выездом на встречную полосу движения на путях или на расстоянии менее ста метров до него: штраф 1000-1500 рублей.
- За остановку на ж/д переезде или за 100 метров до него грозит штраф 1000 рублей. Если остановка была вынужденной, то водитель должен зафиксировать этот факт, чтобы избежать штрафа.
- За игнорирование знака «Стоп» — штраф 800 рублей. Назначит этот штраф могут лишь в том случае, если на перекрестке нет приборов регулирования или же они неисправны. В противном случае автомобилист может оправдать свой поступок тем, что руководствовался сигналами светофора, который имеет преимущество перед знаком 2.5.
Если сумма долгов по всем штрафам превысит 10 тысяч рублей, то действие водительского удостоверения может быть временно приостановлено.
В том случае, если возник спорный момент, вынесенное постановление можно попытаться обжаловать в суде, тогда есть вероятность, что его отменят и на основании статьи 2.9 КоАП РФ водителя освободят от административной ответственности ввиду того, что нарушение малозначительно или было совершено в связи с экстренной ситуацией.
На участках с повышенной опасностью пренебрежение правилами дорожного движения может окончиться не штрафом, а худшими последствиями. Железнодорожный транспорт не может реагировать так быстро, как автомобильный, поэтому «проскакивать» перед ним на запрещающий сигнал — очень плохая идея.
Правила проезда светофоров
Первое и главное правило – ехать на красный никогда нельзя. Как и на красный с одновременно активным оранжевым (желтым). На желтый можно двигаться только если остановка потребует опасного экстренного торможения.
Мигание сигнала желтого цвета часто предупреждает о нерегулируемом перекрестке или что движение вскоре будет запрещено или разрешено.
Ответственность за нарушения правил
Движение на запрещающий сигнал светофора, как и отказ реагировать на жест, который показал регулировщик, в РФ наказывается штрафом в размере от 800 до 1000 рублей или лишением прав на срок до полугода. В случае повторного такого нарушения новый штраф может составить до 5000 рублей, лишение прав – на аналогичный период.
Штрафы, которые могут быть наложены на водителей при неожиданном включении/выключении светофоров.
Пожалуй самым распространенными штрафами при неожиданном включении/выключении светофоров являются штрафы, предусмотренные статьей 12.13 кодекса об административных правонарушениях:
Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, –
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, –
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Надеюсь, что прочтение этой статьи позволит Вам в будущем комфортно чувствовать себя при неожиданном включении/выключении светофоров на перекрестке и сгоряча не наделать глупостей.
ли со статьей или есть что добавить?