Гипоидная передача где применяется

Что такое гипоидная передача в автомобиле? Достоинства и недостатки механизма

Что такое гипоидная передача? Достоинства и недостатки

Одной из таких важных составляющих бесперебойной работы автомобильного организма является гипоидная передача, по типу используемых шестерней. Выделяют еще два типа передач: коническая и цилиндрическая. Мы остановимся на гипоидном варианте.

Для начала разберемся с названием. Почему гипоидная? Это сокращенное от гиперболоидная. Дело в том, что зубья у такой шестеренки криволинейны и движутся по геометрической фигуре — гиперболоиде.

Гипоидную передачу изобрели почти 90 лет назад — в 1926 году. Ее основной задачей было снижение центра масс в легковушках. Позже, выяснив, что у нее есть еще масса достоинств, шестерню стали использовать и на грузовиках, таких как ЗИЛ — 133 Г и ЗИЛ — 433100 (вместо двойной передачи).

Что такое гипоидная передача в автомобиле и ее особенности

Итак, различные передачи делятся по типу используемых шестерней. Передачи бывают коническими, цилиндрическими, гипоидными и т.д. Давайте рассмотрим гипоидную передачу более подробно.
Гиперболоидная (сокращенно гипоидная) передача представляет собой решение, где зубья передачи криволинейны, а их движение осуществляется по гиперболоиде (геометрическая фигура). Появилась такая передача давно (в 1920-х годах). Главной задачей ее внедрения в устройство авто стало снижение центра масс.

Затем, благодаря ряду очевидных преимуществ, гипоидная передача появилась на грузовых машинах и других типах техники. Гипоидной передачей стали заменять двойную передачу.

Основным отличием гипоидной передачи от других типов передач является то, что оси валов в обязательном порядке нужно сместить в соответствии со строгими математическими расчетами. Еще гипоидную передачу можно использовать только в узлах, где оси зубчаток будут скрещены. Важно понимать, что если проигнорировать первое и второе правило, произойдет заклинивание передачи.

Гипоидная угловая передача

Гипоидная передача в легковом автомобиле

Сегодня любое транспортное средство является крайне сложным комплексом различных механизмов и агрегатов. Только в результате их совместной и очень слаженной работы мы имеем очень комфортные, надёжные и современные автомобили. Технологии в автомобилестроении не стоят на одном месте и постоянно развиваются, стараясь максимально удовлетворить практически все запросы автомобилистов.

Использование гипоидной передачи

Одним из наиболее важных элементов в работе транспортного средства является гипоидная передача.

В данном материале мы рассмотрим ответы на возникающие у большинства автомобилистов вопросы, когда они сталкиваются с данным определением.

  • Гипоидная передача – какой основной принцип действия этого процесса.
  • Какие отличительные особенности в работе данного механизма.
  • Основные плюсы и минусы этого процесса.
  • Уход за гипоидной передачей.

Зачем нужно гипоидное масло?

Что такое гипоидное масло и где его применять?

Гипоидное масло представляет собой смесь нефтяных масел с добавлением различных присадок, которые усиливают противозадирные свойства материала. Оно применяется в некоторых узлах трансмиссии, механизмах рулевого управления и некоторых узлах промышленного оборудования.

Чем же гипоидная передача отличается от двух других типов?

Главное. Обратить внимание на два момента: оси валов обязательно нужно сместить в соответствии со специальными математическими расчетами, плюс ее можно применять лишь в узлах, в которых оси зубчаток скрещиваются. Если эти два правила не будут соблюдены, передачу тут же заклинит.

Гиперболоидная передача

На сегодняшний день известно несколько типов передач, которые различаются типом применяемых шестерней. Это могут быть – цилиндрические, конические, гипоидные и т. д. Нас на данный момент интересует гипоидная передача.

Название гипоидная, является сокращением от слова гиперболоидная. Принцип действия такой системы был разработан еще в 20-х годах прошлого века, и основной целью её разработки было снижение масс в легковых автомобилях. Таим образом, она пришла на замену двойной передаче.

Отличительные особенности

Гипоидная передача — это винтовая разновидность зубчатой. Она отличается от более привычной, формой зубьев на шестерёнках, которые имеют специфическую криволинейную или косую форму, изогнутую по гиперболоиде (особая геометрическая форма). Они постепенно уменьшаются по высоте от диаметра снаружи к диаметру внутри шестеренки.

Отличительные особенности гипоидной передачи

Данный вид передачи отличается так же наличием смещения оси малого зубчатого колеса относительно большого. Это смещение осуществляется в строжайшем соответствии с определёнными геометрическими формулами и любое отклонение от нормы может привести к непоправимым последствиям.

Принцип действия

Данная винтовая зубчатая передача применяется в автомобиле чаще всего для изменения направления крутящего момента и его величины. Этот вариант значительно повышает основные характеристики главной передачи. Устанавливается данная система на автомобили, имеющие ведущий задний привод, у которых редуктор главной передачи и двигатель располагаются параллельно движению. Крутящий момент от двигателя в таких транспортных средствах поступает под прямым углом на ведущую ось, что существенно улучшает механические и динамические показатели транспортного средства.

Что такое гипоидная передача?

Гипоидная передача

Гипоидная передача (гиперболоидная, ГП) – это особый вид винтовых зубчатых передач, которые представляют собой конические колеса со скрещивающимися осями. Данный узел изобрели 1926 году. Главным его назначением было снижение центра масс в легковых автомобилях.

Сегодня гипоидные передачи применяются в приборостроении, автомобилях, тракторах, железнодорожных дрезинах, динамо-машинах ж/д вагонов, промышленном оборудовании и т.д.

Гипоидные, по сравнению с другими типами шестерен, имеют меньшие габариты при аналогичных характеристиках. Также в гипоидной передаче нагрузка, действующая на отдельный зуб, меньше. Это обеспечивает длительную и надежную работу шестерен, а также позволяет им передавать большую нагрузку. По сравнению с коническими и цилиндрическими передачами гипоидные менее шумные.

К сожалению, гипоидные передачи не лишены и минусов:

  • Повышенная вероятность заедания, которая возникает вследствие скольжения вдоль линии контакта
  • Требуют специальных трансмиссионных масел
  • Стоят дороже прочих видов передач

Достоинства

В чем же ее достоинства по сравнению с остальными двумя типами передач? Среди основных мастера выделяют ее практически бесшумную работу (из-за того, что одновременно в зацепленном состоянии находятся несколько зубьев) и большую прочность (увеличен средний диаметр шестерни) по сравнению с канонической передачей.

Это достигается благодаря расположению зубчатых колес: не пересекающемуся, а перекрещивающемуся. Кроме того, уменьшена нагрузка, которую испытывает один зубец, благодаря этому работа всех шестеренок более надежна и долговечна.

Автомобили, в которых использована гипоидная передача отличает, ко всему прочему, еще устойчивость и плавность хода. Эти характеристики для автолюбителей играют едва ли не первостепенную роль при выборе «железного коня», и всегда находятся на особом контроле у автомобильных концернов, которые постоянно совершенствуются в направлении улучшения не только «мозга» машины, но и комфортности езды.

Поэтому гипоидную версию вы чаще всего можете наблюдать в автомобилях представительского класса. Таких как «Инфинити», «Лексус» и др. Больше того, зубья гипоидной передачи характеризуются большей сопротивляемостью усталости, если сравнивать с конической передачей. Но там, где есть плюсы, встречаются и минусы.

Свойства гипоидных масел

В смазочных жидкостях, предназначенных для гипоидных передач, должно присутствовать до 3-4 процентов серы. С одной стороны она предупреждает схватывание металлов под воздействием экстремальных нагрузок, а с другой вызывает окисление металлических деталей. Для уравнивания данных процессов требуются уникальные присадки.

Например, особенная добавка под названием MOLYVAN L существенно увеличивает защитные характеристики состава в жестких эксплуатационных условиях. В связи с этим в жидкости для КПП, в том числе гипоидные, а также в моторные масла эту добавку добавляют почти все производители. Концентрация присадки может быть до 5 процентов. Гипоидные трансмиссионные масла, предназначенные для рулевых механизмов и КПП, могут нормально работать при температуре до -30.

Проверочный расчет [ править | править код ]

Проверяют передачу по контактной, изгибной выносливостям и по условию отсутствия заедания рабочих поверхностей зубьев.

Видео «Классификация трансмиссионных жидкостей»

В этом видео рассказывается о классификации смазочных материалов для трансмиссий.

Что представляет собой масло гипоидное? Этот вопрос вызывает интерес потребителей. Смешивание некондиционных и отработанных масел при небольшой модификации вполне может быть использовано в механизмах рулевого управления и некоторых типах трансмиссионных узлов.

При эксплуатации автомобиля очень важно какое масло используется для его коробки передач.

Под небольшой модификацией имеется в виду добавление в нефтепродукт некоторого количества присадок, которые придают продукту высокие противозадирные характеристики. Трансмиссионные масла подобной категории относят к типу GL-5 и вполне пригодны к эксплуатации в трансмиссионных агрегатах автомобилей, где в ведущих мостах применяют гипоидные шестерни. Подобный продукт широко используют даже для смазки карданов и редукторов вертолетов.

Недостатки

Давайте рассмотрим недостатки использования такой передачи в редукторе. К минусам использования такой шестерни можно записать, во-первых, ее дороговизну. Причина здесь в том, что изготовить ее не так просто. Однако, гипоидную шестерню уже активно внедряют даже в бюджетных авто из Поднебесной. Так что насчет дороговизны еще спорный вопрос. Еще из минусов — высокая вероятность заедания шестеренок. Это возможно из-за скольжения вдоль линии контакта.

Причина заедания, конечно, лечится. Водителям рекомендуют использовать только трансмиссионные масла, которые как бы обволакивают шестерни специальной пленкой и не допускают заедания. К заеданию может привести неправильная регулировка и низкое качество «расходников». Интересно, что этот недостаток такого типа передачи превратили в достоинство разработчики полноприводных авто и успешно его используют.

Плюс ко всему гипоидная передача славится тем, что быстро приходит в негодность. Вкупе с относительной дороговизной это может часто становится решающим фактором для изготовителей авто. И гипоидному редуктору они предпочитают более дешевые варианты.

И все же, если вам посчастливилось стать обладателем авто с гипоидной передачей, знайте, что приобрели надежную «лошадку». При грамотном уходе и периодическом контроле она будет трудится вам на радость.

Принцип работы

Работа гипоидного редуктора заключается в следующем. От двигателя промышленной машины передается момент силы через сцепление, коробку передач и через кардан, к оси основной шестерни. Основная шестерня, по своей проектируемой конструкции, устанавливается параллельно по отношению к осям первичного вала двигателя механизма, и по отношению к вторичному валу коробки передач.

Благодаря тому, что зубья шестерней имеют криволинейную форму, момент силы, который передается, имеет высокий показатель. Это на порядок увеличивает механические, а также динамические показатели механизма, что влияет на производительность. Также это влияет на плавность производимой работы.

Важно знать! Использовать для гипоидных редукторов не гипоидные масла строго запрещается!

Уход за гипоидным агрегатом

Владелец автомобиля с такой передачей должен понимать, что при выходе шестерёнок из строя, придётся затратить очень даже не маленькую сумму на ремонт автомобиля.

Принцип действия гипоидной передачи

Чтобы избежать подобных проблем, нужно соблюдать ряд простых рекомендаций:

    и жидкость, которые будут применяться в автомобиле, должны быть специально изготовленными для данного типа передач и только очень хорошего качества. Эти масла способны создавать особо устойчивую плёнку на всех поверхностях шестерёнок. Она может выдерживать большие нагрузки и не разрываться, предохраняя детали от повышенной температуры, от прямого соприкосновения деталей и т. д. . Это тоже довольно важная составляющая в уходе за гипоидной передачей.

Обслуживание авто с гипоидной передачей

Для улучшения работы нужно регулярно использовать специальное масло для гипоидных передач, а оно достаточно дорогое. Его тяжело найти в продаже. Применять рекомендуется минеральные и противозадирные варианты – они улучшат работу механизмов, уменьшат скорость изнашивания.

Масла формируют по площади шестеренок защитную пленку. Она обладает повышенной стойкостью к разрушениям под воздействием нагрузок, обеспечивает защиту деталям при контакте, уменьшает показатели температуры на области соприкосновения. Все эти факторы предотвращают заклинивание.

Масло для коробки передач

Кроме этого, при постоянных повышенных нагрузках, неправильном уходе, не проведении своевременного технического обслуживания происходит быстрый износ всех узлов автомобиля. А поскольку гипоидная передача относится к дорогим изделиям, то многие производители стараются подобрать похожие, но бюджетные варианты.

Гипоидная передача – нужный компонент для моделей машин разных классов. Она обеспечивает оптимальный уровень комфорта, улучшает производительность, повышает срок службы транспортных средств.

Срок эксплуатации зависит от соблюдения следующих рекомендаций:

  • правильная эксплуатация автомобиля;
  • снижение нагрузок;
  • использование качественного топлива;
  • регулярное применение смазочных средств, масел;
  • техническое обслуживание два раза в год;
  • замена деталей при их износе;
  • проведение диагностики в специализированных местах (СТО);
  • проведение правильного и своевременного ремонта.

Все эти действия помогут увеличить срок службы изделия на несколько десятков лет.

Автомобиль с гипоидной передачей нуждается в качественном обслуживании, проверке износа деталей в срок. На практике это требует хороших финансовых вложений, но поможет продлить срок службы на длительное время. Главное, нужно бережно относиться и не перегружать машину, тогда не придется делать дорогостоящий ремонт.

Область применения

Гипоидные редукторы широко распространены во всех отраслях промышленности и аграрного хозяйства. Их производство постоянно возрастает, разрабатываются новые модификации, совершенствуются уже имеющиеся модели. Сегодня рынок поставляет редукторы общего и специального назначения. Первые отвечают общим требованиям и используются в промышленной сфере. Их используют в различных работах, связанных с большими нагрузками. Также они применяются в современной робототехнике, в приборостроении, в крупных станках разного назначения, в приводах позиционирования, а также в высокодинамичных приложениях. Также гипоидные редукторы используют в печатных машинах.

Они также используются в железнодорожном транспорте, в промышленном строительстве.

Важно знать! Гипоидные редукторы не чувствительны к мелким погрешностям, допускаемым во время монтажа.

Применение

Мост с гипоидной передачей и дифференциалом

Гипоидные передачи применяются:

  • для привода ведущих осей автомобилей, тракторов, железнодорожных дрезин и локомотивов;
  • в редукторах мотоциклов с карданным приводом;
  • в приводах динамо-машин железнодорожных пассажирских вагонов от осей колёс. В данном случае, гипоидная передача является ускорительной (передаточное отношение в пределах от 1/2,5 до 1/4 при передаваемой мощности 25—25 кВт);
  • для точной передачи вращения в механизмах, машинах и станках, например, в зуборезных автоматах, так как имеют в зацеплении одновременно большое число зубьев;
  • в приборостроении.

В легковых автомобилях широкое распространение гипоидных передач объясняется не только их повышенной нагрузочной способностью и более плавной работой по сравнению с коническими, но также и тем, что благодаря гипоидному смещению оси шестерни относительно колеса можно более низко расположить кузов и тем самым снизить положение центра тяжести автомобиля в целом.

Итоги

Сегодня гипоидные передачи всё чаще применяются в автомобилестроении и это несмотря на их дороговизну. Наиболее часто их можно встретить в транспортных средствах «представительского» класса, например, в автомобилях «Инфинити», «Лексус» и т. д.

Уход за гипоидным агрегатом

Но и в современных бюджетных авто сегодня можно всё чаще встретить такие передачи. Здесь нужно просто понимать, что при хорошем уходе такая лошадка будет служить долго и без особых проблем.

Достоинства и недостатки

К достоинствам механизма относят:

  • Компактные размеры и небольшой вес.
  • Прочный алюминиевый корпус.
  • Высокий показатель мощности.
  • Минимальный уровень шума при работе.
  • Плавность выполняемой работы, в сравнении с коническими редукторами.
  • Долгий срок эксплуатации.
  • Высокая износостойкость.
  • Отсутствие коррозий, благодаря заводской обработке поверхности.
  • Обеспечение высокой точности передач.
  • Точное осевое смещение.
  • Надежная работа шестерен.

Важно знать! Гипоидный редуктор отличается от других своим выходным валом отбора мощности.

К недостаткам редуктора чаще относят возможность возникновения заедания, что происходит из-за скольжения по линии контакта. Чтобы снизить этот риск, используют специальные трансмиссионные масла для гипоидных передач, которые, в обязательном порядке, нужно вовремя менять. А вот на заводе, во время изготовления, технологи добиваются высокой твердости зубьев.

Среди минусов отмечают тот факт, что из-за асимметричности зацепления, при реверсивном и прямом вращении, работа передачи не одинакова. Также к недостаткам относят сильные осевые нагрузки, которые неблагоприятно действуют на приводной вал. Однако на износостойкость механизма это практически не влияет.

Выбор масла

Хорошим гипоидным маслом можно считать то, которое удовлетворяет условиям эксплуатации конкретного узла. Это обусловлено тем, что гипоидная передача на одном автомобиле может существенно отличаться от такого узла на другом транспортном средстве.

Ключевыми факторами подбора здесь будут:

  • Смещение оси
  • Скорость вращения
  • Ударная нагрузка
  • Показатель крутящего момента и т.д.

Самый простой способ правильного подбора трансмиссионного масла – обращение к руководству по эксплуатации транспортного средства или оборудования. В нем производитель точно указывает такие нюансы как характеристики, срок замены и т.д.

Следует помнить, что каждая трансмиссионная жидкость обладает определенным сроком годности. Она не предназначена для длительного хранения, поэтому покупать масло следует лишь с небольшим запасом на долив. При хранении открытой гипоидной жидкости она с течением времени утрачивает свои свойства и приходит в негодность.

Маловероятно, что ранее купленное масло “доживет” до следующей плановой замены.

Преимущества и недостатки [ править | править код ]

Преимущества [ править | править код ]

  • Обеспечивается линейный контакт зубьев шестерни и колеса, благодаря чему передачи обладают большой нагрузочной способностью. [1]
  • Сквозное прохождение вала шестерни под валом колеса позволяет шире применять двусторонние опоры для шестерни (вместо консольного закрепления), которые увеличивают жесткость и нагрузочную способность гипоидных передач. [1]
  • Нечувствительность к небольшим погрешностям монтажа. [1]
  • По сравнению с червячными передачами с небольшими передаточными числами (менее 12) гипоидные передачи, обладая той же или даже несколько повышенной нагрузочной способностью, позволяют избежать применения антифрикционных материалов. [1]
  • Благодаря наличию дополнительного продольного скольжения между зубьями, гипоидные передачи работают более плавно по сравнению с коническими (приближаются в этом отношении к червячным передачам), отличаются хорошей прирабатываемостью зубьев и меньшей шумностью. [1]
  • Возможность проектирования и изготовления для любого угла скрещивания осей шестерни и колеса. [1]
  • Благодаря тому, что в зацеплении находится несколько пар зубьев, передача может применяться в механизмах высокой точности. [1]

Недостатки [ править | править код ]

  • Склонность к заеданию рабочих поверхностей зубьев, из-за чего приходится добиваться высокой их твердости (HRC > 40—50) и использовать противозадирные смазки (гипоидные масла). [2]
  • Трудность изготовления из-за сложной формы зубьев. [2]
  • Работа передачи при прямом и реверсивном вращении неодинакова вследствие асимметричности зацепления. [2]

Гипоидная передача редуктора

По сути дела, с помощью редуктора в автомобиле происходят все изменения передаваемого от двигателя к колесам усилия. Та же самая КПП – это редуктор, в котором благодаря соединению различных пар шестеренок, имеющих разное количество зубьев, величина усилия изменяется по-разному. Другим элементом, где происходит изменение момента по направлению и величине, необходимо считать гипоидную главную передачу (ГП).

Просто в порядке напоминания – ГП предназначена для смены направления распространения крутящего момента (с осевого на перпендикулярное) на автомобиле, а также изменения его величины. Она может быть выполнена на шестернях любого типа, но в современных машинах обычно используется гипоидная передача, которая входит в состав редуктора заднего моста.

гипоидная передача редуктора

Почему для него применяется именно такая передача? Это обусловлено присущими ей особенностями, среди которых необходимо отметить:

  1. меньшие габариты при тех же характеристиках по отношению к другим типам шестеренок, которые могут использоваться в конструкции такого редуктора;
  2. уменьшенная нагрузка, прикладываемая к одному зубу, что обеспечивает надежную работу шестерен, а также позволяет им передавать большую нагрузку и служить при этом более длительное время;
  3. меньший уровень шума благодаря тому, что одновременно несколько зубьев находятся в зацеплении;
  4. возможность понижения центра масс автомобиля из-за того, что ГП выполняется со смещением.

Однако стоит отметить и недостатки, которые возможны у редуктора, в котором используется гипоидная передача. К ним стоит отнести повышенную вероятность заедания, возникающую из-за скольжения вдоль линии контакта. Для уменьшения этого, при изготовлении, гипоидные шестерни проходят специальную обработку. Водителям во избежание подобных неприятностей стоит применять только специальные сорта масла — трансмиссионные.

Использование в ГП гипоидных шестерней, в современном легковом автомобиле, стало общепринятой практикой. Отказ от шестерней любого другого типа, при построении подобного узла, обусловлен теми преимуществами, которые обеспечивает применение подобных шестерней.

Популярные гипоидные масла

Производителей, выпускающих качественные материалы, на рынке достаточно. Но есть масла, которые лучше не применять. Объективно оценить продукцию сложно, так как назначение и характеристики у каждой жидкости разные. Например, продукт идеально подходит к одной группе автомобилей, но совершенно не соответствует требованиям других машин.

Эксперты и автовладельцы выделяют следующие продукты:

ZIC G-F Top

ZIC G-F Top – трансмиссионное масло корейского производства. Рекомендуется к применению для снижения уровня шума КПП и дополнительной защиты ее элементов от задиров. Материал отлично работает в тяжелых условиях эксплуатации в широком диапазоне рабочих температур.

Liqui Moly Hypoid Getriebeoil

Liqui Moly Hypoid Getriebeoil – масло, разработанное специально для гипоидных передач. Отличается отличной текучестью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Сохраняет стабильность и не теряет своих свойств при низких температурах вплоть до -40 °С. Надежно защищает узлы от износа, коррозии и увеличивает их срок службы.

Total Transmission Syn FE

Total Transmission Syn FE – достаточно популярное трансмиссионное масло. Уровень защиты от задиров равен 58,8 единицам, что является достаточно неплохим показателем, к которому стремятся многие производители. Обладает малой текучестью при низких температурах, поэтому не подходит для использования в холодном климате. По уровню защиты от механического износа уступает нижеследующим материалам.

Mobil Mobilube

Mobil Mobilube – трансмиссионное масло, которое хорошо зарекомендовало себя в гипоидных передачах. Обладает высокими вязкостными характеристиками и отличается хорошей термостабильностью, т.е. не теряет своих свойств при изменении температуры. Имеет длительный срок службы, обеспечивает надежную защиту от окисления и термических разрушительных процессов. Относится к группе API GL-4/GL-5.

Castrol Syntrans Transaxle

Castrol Syntrans Transaxle – очень популярное трансмиссионное масло, которое неизменно занимает лидирующие позиции различных рейтингов. Отличается высокой текучестью при низких температурах, препятствует образованию задиров, имеет доступную стоимость. Коэффициент износа составляет 59,4.

Motul Gear 300

Motul Gear 300 – наиболее популярное масло для гипоидных передач. Обладает самым высоким показателем защиты от задиров – 60,1 единица. Жидкость образует прочную защитную пленку, которая обеспечивает минимальный коэффициент трения между поверхностями. Показатель износа составляет 0,75 мм. Единственный недостаток масла – слабая текучесть при отрицательных температурах.

Нельзя точно определить лучшее гипоидное масло. Ведь выбор жидкости напрямую зависит от условий эксплуатации и целого ряда параметров. Главное, что нужно запомнить – для гипоидных передач подходит только гипоидное масло. Обычная трансмиссионная жидкость потенциально опасна для такого рода узлов и ее применение может привести к непредсказуемым последствиям.

История

В главной передаче легкового автомобиля гипоидные шестерни впервые применены в 1926 году фирмой Packard.[3]

В России

В Советском Союзе гипоидные передачи разрабатывались и использовались для грузовых автомобилей (ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66 и их модификаций), для ведущих гипоидных мостов, коробок передач и рулевого управления легковых автомобилей (ВАЗ, АЗЛК, автомобили «Волга» и др.). В настоящее время в России разрабатываются улучшенные версии гипоидной передачи.[4]

Для смазывания гипоидных передач должны применяться специальные трансмиссионные масла, применение негипоидных масел запрещено.

Как выбрать

На рынке существует немалое количество гипоидных редукторов. Это и известные фирмы, и — наоборот. Так как же выбрать механизм? В этом поможет квалифицированный сотрудник т.к. неправильные расчеты могут стать причиной поломки редуктора и сопутствующего оборудования. Грамотный выбор редуктора поможет избежать дальнейших затрат на ремонт и покупку нового оборудования. Основными характеристиками для выбора редуктора являются его габариты или типоразмер, передаточное отношение и кинематическая схема.

Как правило, редуктор с гипоидной передачей служит 10-15 лет. Сейчас тяжело купить «плохой» механизм, который будет служить меньше. Это объясняется схожими технологиями производства.

Можно опираться на цену, ведь, как принято считать, чем дороже, тем лучше. Однако чаще вы переплачиваете за бренд, нежели за качество. Ведь практически все корпуса гипоидных редукторов изготовлены из прочного алюминия, а подвески вала выполняют из литья или из стали. Но, так как для изготовления гипоидных редукторов, используют сложные технологии, их стоимость довольно высокая.

Каким параметрам должно удовлетворять гипоидное масло?

Однозначно сказать, каким критериям обязано соответствовать гипоидное трансмиссионное масло, нельзя. Хорошая смазочная жидкость – это та, который подходит под рабочие условия конкретного узла или агрегата. Критерии подбора масла определяются автопроизводителем индивидуально, так как все марки и даже модели авто отличаются между собой.

Каждому авто свойственны конструктивные особенности, поэтому для них нужна смазка определенного класса. Гипоидная передача одной машины по конструкции и рабочим условиям может заметно отличаться от аналогичного по назначению узла другого автомобиля. Здесь важны множественные факторы, среди которых:

  • крутящий момент;
  • смещение оси;
  • скорость вращения;
  • сила ударной нагрузки и многое другое.

Таким образом, если для определенного узла жидкость GL- 4 будет оптимальной и рекомендованной, то для другой трансмиссии она может вовсе не подойти. Таким образом, при подборе гипоидного масла изучите руководство по эксплуатации автомобиля.

Ее недостатки

Однако у гипоидной передачи есть и существенные недостатки, помимо сложности изготовления и, соответственно, дороговизны. При вращении шестерен возникает, из-за того, что зубья изогнуты, усилие, действующее вдоль оси малой, ведущей шестерни. Вследствие этого гипоидная передача очень чувствительна к износу, качеству изготовления не только шестерен, но и всех ее деталей, особенно подшипников. При ее неточной регулировке она легко заклинивает, особенно при смене направления вращения, при включении заднего хода.

Нет худа без добра: склонность гипоидной передачи к заклиниванию используется в центральных (межосевых) самоблокирующихся дифференциалах типа Торсен. Они применяются в автомобилях с полным автоматическим приводом (4WD).

Зубья гипоидной передачи прилегают друг к другу плотнее, чем у обычной, поэтому она также очень загрязнений в масле. Масло в картер гипоидной передачи нужно заливать только специальное гипоидное, с противоизносными и противозадирными присадками. Причем заливать нужно строго определенное количество.

Характеристики

Чтобы гипоидные механизмы работали нормально, они должны смазываться компонентом, в состав которого входит примерно 4% серы. Она защищает металлы от схватывания, однако при этом приводит к быстрому окислению. Для нейтрализации такого процесса добавляют уникальные присадки.

MOLYVAN L улучшает защитные свойства смазки, когда детали испытывают повышенные в контактные нагрузки. Такое свойство присадки дало возможность использовать ее в КПП, оснащенных гипоидными шестернями, как защиту от повышенного износа. В жидкостях для трансмиссии концентрация этой добавки иногда превышает 5%. Смазка не замерзает при температуре минус 30.

Время не стоит на месте. Сегодня появилось много новых модификаций масел для работы в высокоскоростных гипоидных механизмах. Присадка ВИР-1 содержит одновременно фосфор и серу. Это позволяет добавлять ее в самые разные виды трансмиссионных масел. Проведенные испытания показали, что она улучшает качество смазочных смесей, предназначенных для улучшения работы гиперболоидной зубчатой передачи.

Все автомобили, имеющие коробки с гипоидной передачей, обычно пользуются всесезонной смазкой, которая показывает отличные результаты в умеренном климате. Гипоидные автомасла способствуют уменьшению износа поверхности детали. В принципе, их свойства мало чем отличаются от характеристик обычных трансмиссионных, единственное отличие – вязкостной коэффициент.

Как классифицируют трансмиссионные масла?

Многообразие требований к маслам для трансмиссий, различные условия их применения и обилие марок приводят к необходимости обобщения спецификаций производителей и потребителей масел и созданию единой классификационной системы их обозначения.

В настоящее время за рубежом действует несколько классификаций таких жидкостей. Наиболее известные из них – SAE и API.

Чаще всего производители на этикетках указывают обозначение по этим обеим системам. Российские масла чаще всего классифицируют также по ГОСТ.

Что ещё следует знать

Что такое гипоидная передача в автомобиле в общих чертах мы рассказали. Остановимся ещё на некоторых аспектах её правильной эксплуатации. Во время движения транспортного средства с гипоидной главной передачей следует учитывать тот факт, что пятно зацепления зубьев шестерён при движении вперёд или назад различно. При движении вперёд оно будет находиться в средней части зуба, а когда будет включен задний ход, пятно смещается назад к краю зуба. Кроме этого при возрастании нагрузки на шестерни, пятно контакта имеет возможность для смещения.

Это следует учитывать, особенно при движении задним ходом. Это сделано специально, так как транспортное средство в основном движется вперёд. Владельцам автомобилей, особенно внедорожников, у которых два ведущих моста и две главные передачи, следует знать. При поездках в экстремальных дорожных условиях, когда существует опасность застрять в разбитой колее, выдёргивать застрявший автомобиль нужно только передним ходом. В этом случае будет работать увеличенное пятно контакта, что позволит избежать поломки зубьев.

Обычно у всех внедорожников передние мосты изначально слабее задних. Опытные водители рекомендуют владельцам машин с гипоидными передачами следовать нескольким правилам при попадании в тяжёлые условия эксплуатации:

  1. По возможности использовать динамические стропы.
  2. Не ставить автомобиль под большим углом к вытаскиваемому.
  3. Использовать при вытаскивании тросогаситель.
  • Адаптивный круиз-контроль
  • Система ESS
  • Как работает датчик износа тормозных колодок
  • Элементы подвески

Классификация по ГОСТ

В России для разделения по классам вязкости и эксплуатационным группам, а также установления стандартных обозначений принят ГОСТ-17479.2-85. По данному стандарту трансмиссионные масла в зависимости от величины вязкости при температуре +100 °С подразделяются на четыре класса: 9, 12, 18, 34, а по уровню эксплуатационных свойств, составу и возможным областям применения – на пять групп: 1, 2, 3, 4, 6, 5. Принцип классификации по областям применения подобен принципам, заложенным в системе API.

В обозначении трансмиссионных масел по ГОСТ присутствуют три группы символов. Вначале указывается буквы «ТМ» (масло трансмиссионное), затем, через дефис, идет числовое указание области применения и состава. Третья группа символов в обозначении — цифры, описывающие вязкостные характеристики при высоких и низких температурах.

Так как по обозначению ГОСТ достаточно трудно с ходу определить температурный диапазон применения трансмиссионных масел, отечественные производители дополнительно указывают их вязкость по SAE.

Подведем итоги

Как видно, гипоидная передача в автомобиле является решением, которое активно используется на машинах разных классов и марок. Такая передача позволяет обеспечить высокий уровень комфорта и производительности.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что хотя авто с гипоидной передачей нуждается в более качественном обслуживании, которое на практике получается несколько более дорогим, при правильном и грамотном подходе такая машина будет безотказно служить владельцу не одну сотню тысяч километров.

Таблица. Выбор трансмиссионных масел по API

Категория по API Тип Применение Соответствие ГОСТ
GL-1 Минеральное масло без присадок ТМ1
GL-2 Содержит жирные продукты Червячные передачи, промышленное оборудование ТМ2
GL-3 Содержит противозадирные присадки ТМ3
GL-4 Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) ТМ4
GL-5 Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки Гипоидные и другие типы передач (ведущие мосты легковых автомобилей) ТМ5

Масла категории GL-6 – это более новые материалы, требования к которым учитывают не только повышенные рабочие свойства, но и современные требования экологических стандартов. Такие масла выдерживают более высокие температуры при экстремальных нагрузках. Они хорошо работают в гипоидных передачах и имеют повышенный ресурс.

В настоящее время существуют еще два дополнительных класса API. Они имеют ограниченную сферу применения, поэтому распространены не так широко.

Масла класса MT-1 – это аналог категории Gl-5, однако эти материалы способны работать в условиях более высоких термических нагрузок.

Категория PG-2 по требованиям также в основном совпадает с GL-5, однако масла этой группы имеют низкую агрессивность по отношению к эластомерным (резиновым) уплотнительным элементам, которые используются в конструкции современной трансмиссии.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий