ГАЗ-4301: описание и технические характеристики грузовика
Впервые ГАЗ-4301 вышел как испытательная модель в 1982 году. Конструировали его главные инженеры Горьковского автомобильного завода Бутусов и Просвирин.
Это был первый советский дизельный грузовик, разработка которого началась после постановления ЦК КПСС.
Испытания новой модели проходили в различных условиях – на посевных и уборочных мероприятиях, на длительном пробеге в 9 000 км от Горького до Памира. И с января 1993 года стартовало производство серийной модели ГАЗ-4301.
Кроме установки дизельного двигателя, новая машина отличается от старого ГАЗа-53 еще и возможностью использовать ее как автопоезд.
Новый турбодизель позволил соревноваться с конкурентами на рынке грузоперевозок.
Аналогичная модель ГАЗ-3307 отличается только 4-цилиндровым дизелем и уменьшенной мощностью в сравнении с 6-цилиндровым.
Газ 3306 – один из лучших российских грузовиков 90-х
Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.
К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.
Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.
Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.
Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.
Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.
Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.
В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.
ГАЗ-4301
ГАЗ-4301 является первым среднетоннажным грузовым автомобилем, использующим дизельную силовую установку. Разработка данной модели и подготовка к серийному производству заняла довольно большой временной период, и несмотря на это, грузовик пробыл на конвейере всего лишь пару лет.
В начале 1980-х годов Горьковский автомобильный завод приступил к разработке совершенно нового грузового автомобиля. Ему был присвоен заводской индекс ГАЗ-4301. В 1983 году до серьезных испытаний добралась первая экспериментальная серия машин. Так как основной сферой применения планировалось сделать именно выполнение различных сельскохозяйственных задач, то и испытывали машину в подобных условиях. Местом для проведения сначала стали подмосковные колхозы. Позже грузовики приняли участие в тестовом автопробеге длинной в 9 тысяч километров. Весь маршрут начинался в Горьком, затем пролегал через Куйбышев, Аральск и Ташкент, а финишем стали горы Памира.
В результате проведенных испытаний, ГАЗ-4301 показал себя довольно отлично, и тут, казалось бы, следовало отправить модель в серийное производство. Но в связи с некоторыми обстоятельствами в стране, выпуск новых грузовиков начался только в 1992 году.
Одновременно с выпуском данной модели Саранский завод автосамосвалов разработал на ее базе модифицированную версию зерновоза, получившую заводской индекс ГАЗ-САЗ-4509. Эта модификация, так же, как и базовый грузовик, была рассчитана на работу в сельских хозяйствах, но имела самосвальный кузов. ГАЗ-САЗ-4509 мог применяться как одиночный грузовик, так и вместе с прицепом, также самосвальным марки ГКБ-8536.
Дальнейшее развитие грузового автомобиля ГАЗ-4301 и его модификации привело бы к довольно большим успехам, поскольку они имели хорошие перспективы для этого. Но в связи с развалом СССР, практически все сельские хозяйства, на которые и были ориентированы данные грузовики, просто исчезли. По крайней мере, в том виде, в котором они существовали ранее.
Позже появилась и другая проблема, но уже для стандартного ГАЗ-4301, связанная с изменением экономических условий в стране. Спрос на автомобиль сильно упал, из-за чего в 1995 году было принято решение завершить серийное производство дизельных грузовиков.
Отличия
После данной модели продолжилось серийное производство другого грузовика – ГАЗ-3307. В плане внешнего вида он был практически копией ГАЗ-4301, но если присмотреться к двум машинам, то можно заметить несколько отличий.
Например, ГАЗ-4301 имеет высоко выведенную трубу забора воздуха и более мощную и широкую рамную конструкцию. Кроме этого отличаются даже колесные диски. Обе машины обладают разными отверстиями для крепления. И если для ГАЗ-3307 еще можно найти альтернативные колеса, то для ГАЗ-4301 устанавливаются исключительно собственные.
ГАЗ-3306 – переходная модель, которая стала родоначальником нового семейства автомобилей ГАЗ
Автомобиль ГАЗ-3306 был выпущен в 1992 году. Эта машина стала приемником ГАЗ-5204, который выпускался с 1961 года. Хотя автомобилей ГАЗ-3306 было выпущено немного, они стали родоначальниками серии ГАЗ-3307-09, которые, хотя и не отличались от него внешне, но технически были более совершенными.
ГАЗ-3306
ГАЗ-3306 представляет собой среднетоннажный грузовой автомобиль, выпускаемый отечественным производителем. Машина разрабатывалась как замена устаревшей 52-й серии Горьковских грузовиков. Внешний вид и техническая составляющая изменились, но сфера применения осталась прежней: автомобиль предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ, связанных с перевозкой каких-либо грузов. При собственной массе в 2500 килограмм ГАЗ-3306 мог перевозить грузы массой до 4000, что довольно неплохо.
Мотор газ с воздушным охлаждением
В начале 80-х в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед автозаводами ГАЗ и ЗИЛ была поставлена задача по разработке и производству отечественных дизельных грузовиков.
Так на столичном автозаводе появилась линейка грузовиков серии ЗИЛ-169(воплотившихся в серийном производстве в семейство ЗИЛ-4331). А на ГАЗе был создан грузовик модели 4301, над которым работала группа ведущих специалистов автозавода.
Первые опытные образцы дизельного грузовика ГАЗ-4301 были собраны под руководством главных конструкторов Просвирина и Бутусова в конце 1982 года. На следующий год автомобиль проходил испытания во время посевной и уборочной, а в августе был отправлен в испытательный пробег по 9000-километровому маршруту от Горького через Куйбышев, Аральск и Ташкент до Памира.
Ключевыми отличиями модели ГАЗ-4301 от предшественника, ГАЗ-53, стали установка дизельного силового агрегата, а также заложенная возможность использования в составе автопоезда.
Об истории модели
Разработка модели грузовика ГАЗ-4301 стартовала на Горьковском автомобильном заводе ещё в начале 80-х годов. В 1982-1983 годах опытная партия этих машин прошла серьёзные испытания. Поскольку такие грузовики предназначались в основном для сельского хозяйства, первые испытания производились в подмосковных колхозах. Затем был организован тестовый автопробег на девять тысяч километров – из Горького на Куйбышев, за тем до Аральска, Ташкента, с финишем в горах Памира.
Испытания прошли успешно, но до серийного производства дизельный ГАЗ-4301 добрался только в 1992-м году. В стране с плановой экономикой и абсолютным господством государства во всех сферах хозяйства острой необходимости в переходе на дизельные машины не было, хотя и признавалось, что его нужно обеспечить. Бензин был ещё дёшев, заказами на бензиновые грузовики автозаводы были обеспечены стабильно.
Параллельно с постановкой на конвейер ГАЗ-4301 организован выпуск самосвала-«сельхозника» на его шасси – под маркой ГАЗ-САЗ-4509. Этот сельскохозяйственный самосвал-зерновоз предназначался для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (вместе с прицепом ГКБ-8536). В целом, перспективы у грузовика ГАЗ-4301 в сельском хозяйстве советского образца были бы хорошие. Однако, после развала СССР в стране не стало и сельского хозяйства, во всяком случае, в его прежнем виде. Оно было полностью разрушено.
Заметка 1984 года про прототип дизельного самосвала-«сельхозника» ГАЗ-4301, выставленный на ВДНХ.
Поскольку архаичной была сама концепция грузовика, созданного на базе ГАЗ-3307, а экономические условия в стране коренным образом изменились (нет государственный дотаций, нет спроса на такие машины), новый дизельный грузовик уже к 1995 году был снят с производства.
Особенности грузовика ГАЗ-3306
Среднетоннажный грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода, хотя и был построен на шасси предыдущей модели, получил абсолютно новую кабину. Первые модификации получили металлический кузов с откидными бортами. Вскоре появился ГАЗ-3306 самосвал, который оказался весьма кстати на стройках. Грузовики марки ГАЗ-3306 в 1993 году получили дизельный двигатель. Такие машины сразу завоевали популярность благодаря низкому расходу топлива и высокой мощности.
По информации производителя, мотор автомобиля ГАЗ-3306 должен иметь ресурс до 500 000 км до капитального ремонта. Но по информации от владельцев, газовские моторы редко выдерживают более 250 000 км. Это связано не с тем, что Горьковский автомобильный завод выпускает некачественные моторы, а с тем, что в процессе эксплуатации владельцы экономят на качественных маслах и других расходниках. Редкие автовладельцы, которые пользуются качественными зарубежными маслами, подтверждают, что двигатель ГАЗ-3306 действительно способен отслужить 500 000 км до капитального ремонта.
Грузовик выпускался до 1995 года, после чего ему на смену пришёл ГАЗ-3307. Внешне данная машина практически не отличалась от ГАЗ-3306, но в техническом плане она была более совершенной.
История выпуска
Выпускать грузовики стали на столичном заводе, это был ЗИЛ, а завод ГАЗ занялся разработкой модели с кодовым названием 4301. работала над ним ведущая группа инженеров-проектировщиков. В строительстве этого автомобиля фигурируют такие фамилии, как Просвирин и Бутусов. Именно благодаря им в конце 1982 года была выпущена эта марка автомобиля ГАЗ грузового типа. Целый год грузовик тестировался на посевных и уборочных работах.
Затем, грузовик ожидал маршрут длинной в 9 тыс. км.
История
Серийное производство трехтонного дизельного грузовика ГАЗ-3306 началось в 1993 году, но продолжилось недолго. Горьковский автомобильный завод выпускал новую модель лишь до 1995 года.
Для российской автопромышленности этот период времени был очень сложным, поскольку на рынке все больше стали появляться иностранные модели, во многом превосходящие отечественную продукцию. В связи с этим у грузовиков ГАЗ была довольно сильная конкуренция в этом сегменте. Выходом из ситуации стала разработка среднетоннажных дизельных грузовых автомобилей, имеющих воздушное охлаждение. Такие модели было недорогими, проходимыми и компактными, что и позволило в итоге снова нарастить спрос среди российских грузоперевозчиков.
Разработка новых машин стартовала еще в 1978 году. Тогда Горьковский автомобильный завод работал совместно с немецкими специалистами. Результатом их совместной работы стала экспериментальная пятитонная модель, получившая индекс ГАЗ-4301. Данный грузовик получил просторную двухместную кабину с улучшенной вентиляцией и отоплением, а также был оснащен мощной силовой установкой немецкого производства, которая имела воздушное охлаждение. Серийная партия была выпущена в 1984 году и выпускалась до 1996 года.
Для обеспечения более высокой комфортности при эксплуатации производитель оснастил ГАЗ-4301 гидравлическим усилителем рулевого управления и вакуумным насосом тормозной системы. В след за экспериментальной версией была выпущена партия пятитонных бортовых автомобилей и самосвалов, которые показали себя в работе с различными грузами довольно хорошо.
Как показал спрос потребителей, в постперестроечный период были наиболее востребованы грузовики, имеющие компактные габаритные размеры и грузоподъемность от 2500 килограмм и выше. В 1992 году Горьковский автомобильный завод смог представить такую модель. ГАЗ-3306 имел просторную комфортабельную кабину. Но внешний вид новой модели практически ничем не отличается от экспериментального ГАЗ-4301, за исключением небольших доработок в грузовой платформе. Для потребителей ГАЗ-3306 выпускался в двух версиях, оснащенных либо бензиновой, либо дизельной силовой установкой.
1995 год стал последним для серийного производства данного грузового автомобиля. Это связано со многими факторами, но основным все же является кризис Завода имени Лихачева, с которым Горьковский автозавод долго и плодотворно сотрудничал.
Описание модели ГАЗ-3306 (3306)
1992 год запомнился поклонникам грузовых автомобилей марки ГАЗ выпуском новой модели, которая пришла на смену советскому «Газону» (ГАЗ- 5204). Новая модель получила традиционное название с новым цифровым индексом. Это был легендарный ГАЗ-3306, который на более чем два десятилетия стал одним из самых распространённых среднетонажных грузовиков в нашей стране.
Новый «Газон» был построен на шасси предыдущей модели, но получил новую форму кабины, которая предназначалась для двух пассажиров (впрочем, туда без особого труда помещались и три пассажира). Первые модели автомобиля ГАЗ-3306 были оборудованы металлической платформой, которая была оборудована откидными бортами. Вскоре появился и ГАЗ-3306 самосвал. Все автомобили ГАЗ-3306 выпускались до 1995 года, после чего на смену им пришла модель ГАЗ-3307, которая внешне выглядела так же.
Тормозная система и шасси
Система торможения автомобиля выполнена с высоким процентом надежности всех узлов. Существует два отдельных привода, способных управлять двухконтурными тормозными узлами в каждом колесе.
Длина тормозного пути автомобиля весьма зависит от распределения нагрузки на каждое колесо. Очень важно, чтобы не произошло преждевременного блокирования одной из пар колес.
При таком условии обеспечиваются максимальная безопасность самого процесса и минимальный тормозной путь.
При торможении динамический центр тяжести автомашины перераспределяет нагрузку на оси: примерно 60% – на переднюю и 40% – на заднюю.
Вследствие этого передние колеса настраиваются на более интенсивную блокировку.
Именно для повышения надежности и безопасности конструкторы предусмотрели две тормозные системы с одним гидроприводом и двумя пневмоусилителями.
Также ГАЗ-4301 комплектуется тормозной системой с пневматической установкой для прицепа.
Грузовик укомплектован тормозными барабанами на 4-х колесах, которые выполняются в литом варианте из чугуна.
В этом механизме предусмотрено устройство для автоматического контроля воздушного промежутка между колодкой и барабаном.
Все четыре барабана легко снимаются, что дает доступ к обслуживанию системы.
Стояночный тормоз обеспечивается ручным приводом с редукторным механизмом, и разжимаются колодки только на задних колесах.
Колесные диски центруются отверстием, которое насаживается на край ступицы, в отличие от распространенной системы конусных гаек.
Диаметр и класс шин определяются серией предназначения, для данного автомобиля это 8,25Р20. Шины этой серии имеют уровень слойности НС12. Давление в передних шинах нормируется показателем 370 кПа, а в задних – 540 кПа.
История автомобиля ГАЗ-3306
Разработка дизельных грузовиков началась в далёком 1978 году совместно с немецкими специалистами. Результатом сотрудничества стал экспериментальный пятитонный ГАЗ-4301, оснащённый мощным немецким мотором с воздушным охлаждением и просторной двухместной кабиной с улучшенными вентиляцией и отоплением. Также для повышения комфорта были установлены гидроусилитель руля и вакуумный насос тормозной системы. Затем была выпущена серия пятитонных бортовых грузовиков и самосвалов, хорошо показавших себя в транспортировке различных грузов.
Грузовик широко применялся в различных сферах хозяйства
Изучение спроса показало, что в постперестроечный период были высоко востребованы компактные автомобили с грузоподъёмностью от 2,5 тонн. В 1992 году такой автомобиль был выпущен. 3306 получил просторную комфортабельную кабину и два варианта исполнения – с бензиновым и дизельным мотором. При этом дизайн кабины не менялся, и отличить на фото 3306 от, например, 4301, можно только по объёму кузова.
Технические характеристики ГАЗ 3306 оптимально учитывали потребности грузоперевозчиков. Автомобиль предназначался для перевозки строительных, сельскохозяйственных и других грузов как по дорогам с твёрдым покрытием, так и по грунтовым. При этом для дальних поездок он не подходил – топливного бака хватало всего на 500 км (при неполной загрузке). Зато грузовик широко использовался на городских и областных строительных площадках, сельхозпредприятиях, а также компаниями и частными предпринимателями в области сельских грузоперевозок.
Нишу среднетоннажных автомобилей занял ГАЗ-3310 Валдай – низкорамный грузовик (бортовой, тентовый, фургон) с грузоподъёмностью от 3 до 6 тонн, который, в свою очередь, уступил место ГАЗон NEXT.
Модификации, фото
В 1992 году с конвейера сошли первые экземпляры среднетоннажного бортового грузовика 33061 на старом шасси и карбюраторным двигателем. Через год был начат выпуск дизельного 3306 с самым маломощным двигателем во всём семействе (85 л. с.). Небольшая грузоподъёмность (2,5 т), компактность и маневренность быстро завоевали обоим моделям популярность.
На шасси 3306 выпускали:
- бортовой грузовик;
- тентованный грузовик;
- фургоны для перевозки людей.
Самосвальным кузовом модель так и не обзавелась. Самосвал выпускался на шасси 33072, а до того – в виде ГАЗ-4509 и 4509 для работы в составе автопоезда.
Ранние модификации имели деревянный борт
Для чего создавался ГАЗ-3306?
ГАЗ-3306 создавался для замены легендарного «Газона» 52 серии, который вначале 1990-х считался слишком устаревшим автомобилем. Газовский грузовик нового поколения предназначался для следующих работ:
- Перевозки различных вещей;
- Использования в сельском хозяйстве;
- Использование в строительной сфере.
Собственный вес машины достигал 2,5 тонн, а вес перевозимого груза мог достигать четырёх тонн. Несмотря на это, многие водители, которые работали на этих грузовиках, часто перегружали их. Особенно часто имели постоянный перегруз в процессе эксплуатации ГАЗ-3306 дизель.
Для чего был создан ГАЗ-3306
ГАЗ-3306 был создан для замены грузовика ГАЗ серии 52 и предназначался для тех же работ, что и предыдущая модель. Это сельскохозяйственные работы и перевозка различных вещей. Сама машина весила 2 500 килограммов и могла легко вести груз массой до 4 тонн. Впрочем водители тех лет прекрасно знают, что «Газон» с лёгкостью утянет и больший вес, особенно если на нём установлен дизельный двигатель.
Грузовик способен проехать по любым дорогам, что было крайне важно для работ в колхозах и совхозах. Деревенские автолавки тоже делались на шасси этого автомобиля и доезжали на место назначения вне зависимости от погоды и состояния дорожного покрытия. В быту эксплуатация ГАЗ-3306 тоже не доставляла больших хлопот. Только один момент мог не устраивать при погрузке – приходилось высоко поднимать груз, так как кузов находится высоко от земли. На это пришлось пойти ради увеличения проходимости автомобиля.
Широко практиковалось и применение прицепов, способных увести груз массой до 2.5 тонн. Даже бензиновый мотор легко справлялся с таким весом.
Назначение
ГАЗ-3306 обладал довольно отличными техническими характеристиками, что позволяло полностью выполнять ряд потребностей грузоперевозчиков.
Основным предназначением грузового автомобиля ГАЗ-3306 является работа со строительными, сельскохозяйственными и другими различными грузами. Грузовик может транспортировать грузы, как по твердому дорожному покрытию, так и по грунтовому.
Но дальние перевозки на нем никто не совершал, поскольку стандартный топливный бак позволял преодолеть расстояние только в 500 километров без дозаправки.
Наибольшей популярностью модель пользовалась на городских и областных строительных площадках, сельскохозяйственных предприятиях, ну и в компаниях, как крупных, так и небольших частных.
Видео
ГАЗ- 3306 — технические характеристики моделей с бензиновым и дизельным двигателем
Описание технических характеристик ГАЗ-3306 с различными двигателями не отличаются друг от друга. Зато опытные водители знают, что дизель обладает лучшей «тяговитостью» и способен увести больше груза, хотя про это ничего не сказано в характеристиках модели. Ещё дизельный мотор намного экономичнее, чем бензиновый. Главным недостатком дизеля является сложность его ремонта. Если бензиновый двигатель (который ведёт свою родословную ещё от военных разработок) чинится в любом поле самостоятельно, дизель так отремонтировать не получится.
Технические характеристики ГАЗ-3306 выглядят следующим образом:
- Снаряжённая масса ГАЗ-3306 составляет около 3 тонн;
- Общий вес перевозимого груза может достигать 4,5 тонн (хотя на практике он часто только стартует с этой отметки и достигает 7 тонн);
- Скорость автомобиля с грузом может достигать 90 км/ч, если буксируется прицеп, то до 80 км/ч.
Бензиновый двигатель имеет объём 4,5 литра и является восьмицилиндровым. Он работает в паре с четырёхступенчатой коробкой передач. Данный двигатель имеет водяную систему охлаждения и работает на 76 бензине. Бак у автомобиля вмещает 100 литров топлива. Расход бензина заявлен около 20 литров, на самом деле груженый автомобиль легко «съедает» 30 литров топлива.
ГАЗ-3306 дизель поступил в серийную продажу в 1993 году. Сочетание низкого расхода топлива и более высоких тяговых характеристик сразу же привлекли потенциальных покупателей автомобиля. Данный двигатель оснащался системой с воздушным охлаждением и его установка на авто сразу же сделала выгодным использование «Газона» на коротких и средних поездках. Кроме установки дизельного двигателя, 1993 год принёс модели модернизацию систем вентиляции и обогрева. Также в кабине стали устанавливать раздельные сиденья с ремнями безопасности.
Ресурс двигателя ГАЗ-3306, по замыслу завода-производителя, должен был составлять 250 тысяч километров пробега. Есть информация, что ресурс данного двигателя по итогам мог составлять 500 тысяч километров пробега, но вряд ли владельцы «Газонов» поверят этой информации. Ресурс двигателя напрямую зависит от качества топлива, масла и общего ухода за ним. Отечественные грузовики очень редко так обслуживаются, поэтому 250 тысяч до капитального ремонта может выходить не каждый ГАЗ-овский двигатель.
Хотя ГАЗ-3306 давно уже нее выпускается, по нашим дорогам колесит ещё немало таких автомобилей. Часто двигатели на них заменены на более современные (например, от ГАЗ-3309), но иногда встречаются экземпляры с родным двигателем.
ГАЗ-3306 являлся переходной моделью, хотя внешне был таким же , как более поздние модели от ГАЗ. Данная модель занимает почётное место в истории ГАЗ и продолжает трудится в глухих уголках нашей страны.
Небольшой обзор ГАЗ 3306 готовое решение под крановую установку.
Ходовая часть, подвеска
На ГАЗ-4301 использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительным резиновым буфером сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия.
Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.
Колёса на ГАЗ-4301 установлены дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размера 8,25 R20, нормы слойности – НС-12. рекомендуемое давление в шинах составляет: передних колёс – 370 кПа, или 3,8 кгс/см2; задних колёс – 540 кПа, или 5,5 кгс/см2.
Эксплуатация и ремонт
Что касается отзывов на данный автомобиль, то современные владельцы до сих пор отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За долгие годы использования, ремонта и вложений практически не потребовалось.
Лучше всего использовать в качестве буксировщика. Из всех неисправностей, чаще всего отмечается быстрое изнашивание тормозной системы и компрессора.
В основном положительных отзывов намного больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль зарекомендовал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что его сняли с производства. В свое время было выпущено достаточно много моделей, которые разошлись к владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для хозяйственных работ.
Поднятый кузов самосвала Газ 4301
То есть, его можно было встретить на посевных и уборных. Тестировался автомобиль в проезде на дальние расстояния, где дал положительные и достаточно впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик того времени просто не мог сравниться по технической оснащенности с моделью 4301. Все детали на него были выпущены и разработаны специально. Более того, они не подходили ни на одну другую модель.
Сам грузовик сделан из высокопрочного материала. Его износостойкость поражает. Дополнительно он оснащен системой охлаждения, отопления и вентиляции. Гидроусилитель руля помогает огромному автомобилю выполнять сложные маневры на достаточно ограниченном пространстве. Водителю не приходится многократно поворачивать руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.
Насос гидроусилителя руля для газ 4301
Благодаря ему, автомобиль идет плавно в поворот, даже если он загружен. Грузовик обладает большой устойчивостью даже на неровных поверхностях. А его тормозная система ГАЗ работает безупречно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик примечательным для использования в хозяйственных работах.
Особенности и эксплуатация
ГАЗ 3309 по сравнению с предыдущими моделями значительно более комфортен в эксплуатации и обслуживании. Кресла пассажира и водителя имеют удобные высокие спинки с имитацией боковой поддержки. Кресло водителя регулируется в горизонтальном и вертикальном направлении. Для обеспечения безопасности установлены трехточечные ремни безопасности. Наличие в системе запуска двигателя свечей подогрева облегчает пуск двигателя в холодную погоду. Наконец-то ГАЗовский среднетоннажник получил гидроусилитель руля, существенно снижающий усталость водителя, особенно в условиях интенсивного городского транспортного потока. Неслучайно, что именно на базе ГАЗ 3309 создана современная, отличающаяся свободными формами и наличием пластиковых обводов модель, получившая название «Добрыня». В чем-то машина напоминает американский тип капотных дальнобойных грузовиков, только гораздо более компактных размеров. Если ранее выпускаемые среднетоннажные ГАЗы были далеки от идеалов в плане экстерьера, «Добрыня» выглядит на их фоне превосходно. Если ГАЗ 53 можно назвать невзрачной «рабочей лошадкой», то ГАЗ 3309 «Добрыня» – «породистый рысак». Высокие колесные арки, оригинальная решетка радиатора, противотуманные фары в нишах бампера и необычное обрамление фар и поворотников придают машине новый и узнаваемый вид. Не забыли конструкторы и о практичности. Неметаллические детали кабины в основном изготавливаются из стеклопластика. За счет его применения снижен общий вес машины, а неподверженные коррозии элементы служат долгие годы, не теряя свой внешний вид. Крышка капота двигателя открывается вперед, что облегчает доступ к системам двигателя и исключает ее открытие при наезде на кочку или от набегающего потока воздуха. Для удобства посадки в автомобиль установлены широкие подножки, а кресло водителя оснащено рычажной подвеской. Совершенно новым решением для ГАЗовских машин подобного у класса стала установка спального места. Впервые «Добрыня» был представлен на выставке «Коммерческий автотранспорт» еще в 2006 году и за все время производства и эксплуатации заслужил лестные отзывы как у специалистов по использованию машины, так и ее продаже. В немалой степени это случилось благодаря надежным дизельным силовым агрегатам, отвечающим самым современным техническим параметрам и экологическим нормам.
Кузов и рама
Положительной особенностью автомобиля ГАЗ-4301 является его рамная часть, которую конструкторы постарались сделать предельно качественно и надежно.
Она получилась наиболее устойчивой к перенагрузкам и коррозийному разрушению.
Но все-таки при эксплуатации уже не нового автомобиля стоит прибегнуть к проверке и укреплению заклепочных соединений.
Обслуживание мотора
Регламентом, для нормальной работы агрегата, предусмотрено проведения ряда манипуляций, которые включают:
- Замена рабочего масла в моторе (15000км пробега);
- Замена масляного фильтрующего элемента установки (15000км пробега);
- Настройка клапанов (30000км пробега);
- Замена воздушного фильтрующего элемента (25000км пробега);
- Проверка и замена свечей зажигания (20000км пробега);
- Контроль состояния механизма распределения газов (30000км пробега).
Проведение выше указанных манипуляций, залог поддержания начальных характеристик мотора на должном уровне как можно большее время.
Масляный фильтр на «ЗМЗ-513»:
Технические характеристики бензинового двигателя ГАЗ-3306
Бензиновый мотор ГАЗ-3306 имеет длинную историю. Его родословная ведётся от старых бензиновых моторов, которые использовались ещё на грузовиках времен Великой Отечественной войны. Этот двигатель имел водяную систему охлаждения, которая значительно эффективнее воздушной. Описание бензинового двигателя выглядит следующим образом:
- Объём – 4,5 литра;
- Количество цилиндров – 8;
- Мотор работает на бензине марки А-76;
- Расход бензина по паспортным данным составляет около 20 литров на 100 км. В реальности на груженой машине он легко доходит до 30 литров.
Объём топливного бака составляет сто литров. Это не слишком много, поэтому для дальних поездок в глухие районы машина не подходит.
Запчасти
Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.
Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.
Кабина
Грузовик ГАЗ 3306 имеет стандартную кабину для всех среднетоннажных моделей, производимых Горьковским автомобильным заводом.
Кабина имеет цельнометаллическую конструкцию, рассчитанную на двух человек. Дизайн кабины простой и лаконичный, как снаружи, так и внутри. Внешний вид кабины обладает прямыми контурами и резкими гранями. Двери имеют широкий проем и крупное остекление, что обеспечивает технике довольно высокую обзорность. По бокам установлены зеркала заднего вида, имеющие ручную регулировку. Моторный отсек закрыт крупным капотом.
Внутри кабины расположена пара раздельных сидений. Настройка сидений также присутствует (горизонтальная и вертикальная). На сидениях присутствуют ремни безопасности. Для работы в холодных условиях предусмотрен отопитель высокой мощности, в который входит радиатор, совмещенный с системой охлаждения силового агрегата.
Причины популярности
Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.
К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.
Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.
Узнайте, в чем популярность грузовика BAW Tonik, и какими параметрами обладает этот автомобиль.
В этом обзоре можно узнать расход топлива и другие технические характеристики автомобиля «Урал-4320».
Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.
Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.
Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.
Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.
Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.
В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.
В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.
Более детально рассмотреть конструкцию ГАЗ-4301 можно в следующем видео:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Трансмиссия
В составе трансмиссии грузовика ГАЗ-4301 – однодисковое сцепление сухого трения, с диафрагментарной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пяти-ступенчатая коробка переключения передач, трёхходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на данной КПП два, инерционного типа.
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; заднего хода — 5,429.
Карданная передача – двумя валами открытого типа с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал – конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление механизмом блокировки – дистанционное, пневматическим краном.
Рулевое управление
Рулевое управление данного грузовика обладает глобоидальным червяком, имеющим трехгребневый ролик с шарикоподшипником, и гидравлическим усилителем, который существенно облегчает какие-либо движения рулем.
ГАЗ-3306 дизель и другие доработки 1993 года
В 1993 году в продажу поступил грузовик ГАЗ-3306 с дизельным двигателем. Новый мотор имел низкий расход топлива, что сразу же привлекло потенциальных покупателей. Новый мотор сразу сделал эксплуатацию ГАЗ-3306 выгодной на коротких и средних дистанциях. К сожалению, в ремонте дизельный двигатель был значительно сложнее, поэтому если он ломался, машина могла месяцами простаивать в ожидании квалифицированного ремонта.
Кроме дизельного двигателя, 1993 год принёс грузовику новые сиденья с ремнями безопасности, новые системы обогрева и вентиляции.
Газ-3306 стал родоначальником целого семейства грузовиков нового поколения, которые начал выпускать завод ГАЗ с 1995 года. Даже сейчас ГАЗ-3306 можно встретить на просторах российских дорог.
Грузовая платформа
Грузовик ГАЗ 3306 оснащен металлической бортовой грузовой платформой, имеющей откидные борта. Помимо этого автомобиль также комплектовался и самосвальным кузовом, который внешне мало чем отличался от стандартного бортового.
Рулевое и тормозное управление
Конструкция рулевого управления представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым роликом на шарикоподшипнике. Передаточное число – 21,3 (среднее). Рулевую систему автомобиля ГАЗ-4301 дополняет гидравлический усилитель, совершенно не лишний для автомашины подобного класса.
Грузовик оснащается современной двухконтурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночного). Барабанные тормозные механизмы, смонтированные на каждом колесе, имеют по два автономных привода для работы с ними. Двухконтурные тормоза данного грузовика оснащены пневматическими усилителями, с гидравлическим приводом.
Бензовоз-топливозаправщик ГАЗ-4301 1994 года выпуска.
Тормозные барабаны каждого колеса – цельные, чугунные, литые. Передние барабаны сцентрованы и смонтированы на кромках ступиц, а задние барабаны – на кромках полуосей. Для облегчения контроля они производятся съёмными. Кроме этого, тормозная система грузовика ГАЗ-4301 оборудована устройством автоматического регулирования величины зазора в рабочей паре «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные механизмы задних колёс, которые оборудованы механическим приводом.
Технические характеристики грузовика
Размеры:
- длина – 6330 мм;
- ширина – 2380 мм;
- высота – 2350 мм.
Размеры платформы:
- длина – 3490 мм;
- ширина – 2170 мм;
- высота – 510 мм;
- колесная база — 3770 мм;
- дорожный просвет – 236 мм;
- погрузочная высота, мм — 1350.
Грузоподъёмность — 3000 кг. Полная масса — 7850 кг. Снаряженная масса — 3100 кг.
Двигатель – дизель / бензин:
- объем — 4,25 л;
- мощность — 85 л. с. / 125 л. с.;
- расход топлива — 13 л / 20 л / 100 км;
- объем топливного бака — 100 л;
- расход топлива на 100 км — 13 л;
- максимальная скорость, км/ч — 85.
КПП — механическая 4-ступенчатая.
Заключение
Модель 3306 показала, что в условиях быстро меняющегося спроса Горьковский автозавод способен адаптироваться к потребностям рынка и успешно развиваться дальше. Несмотря на то, что данный автомобиль снят с производства, подержанные экземпляры продолжают широко использоваться. Недорогой ремонт, доступные запчасти, простота и надежность конструкции делают грузовики ГАЗ привлекательным выбором в разных отраслях.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ходовая часть
Как и все другие грузовики Горьковского автозавода, ГАЗ-3306 имеет спереди зависимую подвеску, состоящую из двух пакетов полуэллиптических рессор и гидравлических амортизаторов телескопического типа.
Задняя подвеска также является зависимой. Здесь тоже используется два пакета полуэллиптических рессор.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6330 мм;
- Полная ширина – 2380 мм;
- Полная высота – 2350 мм;
- Длина колесной базы – 3770 мм;
- Ширина передней колеи – 1630 мм.
- Ширина задней колеи по внутренним колесам – 1690 мм.
- Дорожный просвет – 236 мм;
- Наименьший радиус разворота – 8 м;
- Длина грузовой платформы – 3490 мм;
- Ширина грузовой платформы – 2170 мм;
- Высота бортов – 510 мм;
- Высота погрузки – 1350 мм.
Питание
Топливная система, которая питает мотор дизельным топливом, представлена в виде двух насосов. Одни из них — это низкокомпрессионный поршневой инжектор, а второй — выскоокмперссионный, механический с возможностью регулировки. Он работает в двух режимах.
Помпа для подкачки топлива представляет собой плунжерную систему, которая представляет возможность качать дизельное топливо в руну. В двигателе для очистки топлива применяется несколько фильтров: для грубой очистки и для тонкой.
В качестве первого фильтра инженеры решили использовать сепаратор со специальной сеткой. В целях тонкой очистки используется сменный элемент из бумаги. Фильтрование воздуха является сухим. Здесь применены сменные фильтры, а также датчик, который показывает уровень засорения. Охлаждение осуществляется при помощи воздуха.
Отзывы владельцев ГАЗ-4301
В целом, отзывы владельцев ГАЗ-4301 об этих автомобилях – положительные. Грузовик выносливый, неприхотливый, обладающий большой грузоподъёмностью. «Рабочая лошадка», которая «возит всё, что угодно, и куда угодно». Подвеска мягкая, работающая эффективно. Реальный расход дизтоплива, по свидетельству владельцев, составляет 19-22 литра на 100 км пути в городском цикле и 16-17 литров на 100 км – при движении по трассе.
Двигатель ГАЗ-542.10 характеризуется многими владельцами как достаточно надёжный, долговечный и тяговитый: «На пробег в более 1,5 млн км, был всего один ремонт двигателя, и два ремонта топливной системы»; «Как-то ехал гружёный, и спокойно тянул за собой гружёный ЗИЛ. Рабочая температура двигателя – до 170 градусов, но выше 120 градусов не греется никогда. Свой рабочий ресурс до «капиталки» он выхаживает без проблем, меняются только кольца и вкладыши. И – никаких проблем с системой охлаждения, поскольку оно воздушное.
Но повезло не всем. Есть также отзывы о том, что данные двигатели «долго не ходят», а также имеют чрезвычайно неприятную «болезнь»: у них лопается коленвал, причём так «удачно», что делает дыру в блоке. Любой же ремонт данного двигателя, уже только потому, что он относится к категории «автоэкзотики», становится серьёзной проблемой. Запчастей на него днём с огнём не найти, и стоят они очень дорого.
Поэтому те, кто «обжёгся» на покупке ГАЗ-4301, «купив себе проблем», советуют выбирать другую, какую-нибудь более массовую модель грузовика и сторониться такой малораспространённой модели. Поскольку за внешним лоском и приличным состоянием может скрываться скрученный пробег и уже порядком загнанный двигатель. Немногие мастера берутся за ремонт, так как не знают данный мотор.
Очень бережного отношения к себе требуют синхронизаторы, которые установлены на КПП данной машины. Сама коробка передач работает чётко и надёжно, скорости включаются мягко. Положительных отзывов заслуживает и работа тормозной системы (тормоза на ГАЗ-4301 – пневмогидравлические, как на ПАЗике). Гидроусилитель руля стоит как на ГАЗ-66, хороший, но при сильных морозах (порядка -30 градусов) может работать не всегда. Металл, из которого изготовлена кабина грузовика, не отличается высоким качеством – после 5-7 лет начинает ржаветь и гнить безостановочно.
В целом, многие владельцы называют ГАЗ-4301 «вечной машиной» – поскольку её «никогда и никому не продашь». «В 1995 году я покупал новый ГАЗ-4301 за 5000 долларов… Вот бы сейчас такие цены на новую технику!»
ЗМЗ-66
Изначально применяли базовую модель ГАЗ-66, которая заводом изготовителем маркировалась, как «ЗМЗ-66». Силовая установка выпускалась на Заволжском заводе, это карбюраторный мотор с восемью камерами, на четыре такта, водяным охлаждением и «V» компоновкой. Двигатель имел объём 4,254 литра, развивал 120 лошадей и 284 Нм импульс. Сечение камеры составляло 92мм, ход вытеснителя 80мм. При таких значениях сжатие было на уровне 6,7, вес агрегата 262кг. Совместно с конструкцией применялся карбюратор модели К-126, позже изделие заменили на К-135. Мотор питался бензином марки А-76, расход горючего на уровне 25 литров на сотню. Для работы в условиях минусовых температур устанавливали подогреватель пуска.
ли со статьей или есть что добавить?