Фиксирует ли камера страховку

Содержание

Когда заработают камеры фиксирующие отсутствие ОСАГО

фото 1

Страховка ОСАГО является обязательным документом, который должен быть у каждого водителя. Полис защищает интересы автовладельцев в случае ДТП и покрывает расходы на восстановление машины потерпевшего. По действующему законодательству тому, кто управляет ТС без страховки, назначают штраф по ст. 12.37 КоАП РФ.

Такие нарушения систематически фиксировались сотрудниками ГИБДД. Но в 2016 году стала обсуждаться возможность их отслеживания при помощи средств видеонаблюдения, установленных на российских дорогах. В 2019 году многих интересует вопрос: фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО.

В этой статье дадим ответ на поставленный вопрос и рассмотрим принцип выявления водителей без страховки.

Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки ОСАГО?

Фиксация камерами за езду без ОСАГО

Новая инициатива по видеофиксации отсутствия ОСАГО совсем не новая. Но по сети информация начала обширно обсуждаться лишь с августа 2018 года. Тогда многие издания активно заговорили о том, что камеры начинают штрафовать за отсутствие страховки уже с 1 сентября. Затем о новом штрафе с камер фиксации, но только уже только в Москве за езду без ОСАГО заговорили с новыми датами: с 1 октября, другие источники – с 1 ноября 2018 года, а потом и в августе 2019 года. Как обстоят дела с автофиксацией отсутствия полиса на сегодняшний день?

Штраф с камер за отсутствие страховки ОСАГО отменили. пока

WhatsApp

Мы уже писали о том, что с 1 сентября 2018 года планируется введение нового штрафа с камер автофиксации – за отсутствие страховки ОСАГО. Но в последний момент власти приняли решение отложить это новшество, причём, на неопределённый срок. Когда вступит в силу возможность наказания за просроченный или отсутствующий полис с помощью камер автофиксации, каким образом будут штрафоваться собственники автомобилей и как это будет работать, давайте выяснять!

Штрафы до 24 тысяч в месяц: реформу ОСАГО усилят камерами видеофиксации

С конца августа в России начнётся выявление «безосажных» водителей с помощью камер видеофиксации. В столице система работает в тестовом режиме

Появляются всё новые подробности грядущей реформы ОСАГО, запланированной на конец августа. Два главных изменения: страховым позволят наказывать «неудобных» водителей, а тарифный коридор расширят на 10%. Из хороших новостей — обсуждается снижение территориального коэффициента для ряда «дорогих» регионов. Но главное, одновременно с реформой ОСАГО должен заработать контроль полисов с помощью камер видеофиксации. Все подробности об августовской реформе «автогражданки» — в нашем материале.

Когда камеры начнут фиксировать штрафы за езду без ОСАГО и где будут стоять?

WhatsApp

Не так давно комплексы автофиксации запускали в тестовом режиме, и владельцы автомобилей, не застраховавшие свою гражданскую ответственность, уже получали письма. Правда, это были пока ещё не штрафы. Но что тогда? В данной статье мы выясним, работают ли камеры, фиксирующие отсутствие ОСАГО, в 2021 году, штрафуют ли водителей в автоматическом режиме, где стоят средства фиксации и когда они начнут отслеживать автовладельцев без страховки.

Камеры будут фиксировать отсутствие ОСАГО и штрафовать за нарушение ПДД

Пришёл штраф за езду без полиса ОСАГОфото 1Штраф за езду без ОСАГО с камер фиксации

Нет. По состоянию на 10 Марта 2021 года ни один водитель или собственник автомобилей в России не получал штрафа за отсутствие страховки ОСАГО. И, если вы увидите где-либо информацию о том, что кому-то пришло «письмо счастья» – штраф за это, то это не более чем фейк.

Обратите внимание на то, что в сети блуждает якобы фотография, где отображено постановление со штрафом за езду без полиса в размере якобы 500 рублей. Это неправда. Хотя бы, потому что такой санкции именно за отсутствие ОСАГО не существует – наказание предусмотрено статьёй 12.37, частью 2, и штраф ГИБДД составляет 800 рублей.

«Утки» о начале фиксации также периодически опровергали в ГИБДД.

Обнаруживают ли камеры отсутствие ОСАГО

Когда в 2016 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2017 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2018 года.

Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2019 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.

Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:

  • номерной базы ГИБДД;
  • базы данных РСА о действующих страховках.

Что собираются ввести?

Итак, правительство в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) и ГИБДД планируют ввести возможность выписывать штрафы с систем автоматической фиксации нарушений за отсутствие страховки ОСАГО. Выявлять это нарушение будут Автодории, которые вешают на столбах и на текущий момент они пока выявляют нарушения ПДД:

  • превышение скорости движения высчитыванием средней скорости,
  • движение по автобусной полосе.

Теперь же Автодория станет способна выявлять водителей, у которых не застрахована автогражданка. Точнее, Автодория не будет это выявлять непосредственно сама. Распознавать такие автомобили будут системы, которым камера просто будет передавать данные с машинами и их госномерами.

Если Вы встретите на пути такую камеру, и у Вас нет страховки, то на Вас может быть наложен штраф:

Автодория, которая сможет выписывать штраф за отсутствие ОСАГО

Работать это будет следующим образом:

  1. у Вас нет страховки ОСАГО, и Вы едете по дороге, попадаясь на участок, фиксируемый дорожной камерой Автодория,
  2. камера считывает Ваши номера и отправляет в специальную систему распознавания,
  3. система проверяет по базе РСА, застрахована ли ответственность на данный автомобиль,
  4. если автогражданки нет, то собственнику автомобиля автоматически выписывается штраф.

Сколько?

  • если Вы просто не захотели оформлять полис,
  • если ОСАГО у Вас просрочилось.

Пилотным регионом традиционно выступит Москва – именно в столице проект запустят в экспериментальном режиме, что вовсе не означает, что штрафы будут выписываться ненастоящие.

Затем нововведение собираются распространить на Татарстан (также традиционно пилотный регион для разного рода испытаний ГИБДД) и уже при успешном тестировании распространят на всю Россию.

«Гонщик» заплатит больше

Мы уже писали, что повышающего коэффициента для нарушителей не будет. Вместо этого компаниям разрешили формировать свою сетку повышенных тарифов и определять критерии, по которым водитель считается неблагополучным. В законе лишь прописаны нарушения, которые можно принимать во внимание, — это пьяная езда, побег с места ДТП, причастность к тяжёлым авариям, а также многократный проезд на красный, превышение скорости более чем на 60 км/час или выезд на встречную полосу, где это запрещено. В зачёт не идут нарушения, зафиксированные камерами.

Увеличенный тариф получат нарушители, чьи проступки выявил инспектор

Фото: Артем Краснов

В законе появляется скользкая оговорка, что повышенный тариф может применяться при наличии иных факторов, повышающих вероятность или размер потенциального вреда. Эти факторы страховые определят сами, то есть на практике они могут включить в группу риска владельцев автомобилей определённой марки или даже цвета.

Когда?

Как мы уже упомянули выше, запуск новой схемы наказания владельцев машин планировался на 1 сентября. Но неожиданно перед самым запуском проект отложили на неопределённый срок.

И дело здесь не в неподготовленности технической базы для этого. Новшество отложили по причине отсутствия конкретного решения о том, сколько штрафов будет выписывать в том случае, если водитель проедет несколько Автодорий на своём пути.

Кроме того, власти не определились, по какой статье штрафовать собственников автомобилей. Впрочем, вопрос достаточно странный – на 2021 год отсутствие страховки может предполагать различные ситуации в зависимости от обстоятельств, и в зависимости от них различаются и наказания по КоАП:

  • если на автомобиль вообще не оформлена страховка ОСАГО либо если она просрочилась, то применяется ч.2 статьи 12.37 КоАП со штрафом 800 рублей,
  • если водитель не вписан в полис, то часть 1 этой же статьи и 500 рублей,
  • если полиса просто нет с собой, но автогражданка оформлена, то те же 500 рублей, но по части 2 статьи 12.3 Кодекса.

Очевидно, что нарушение под вторым пунктом камера в принципе не способна выявить, так как не умеет идентифицировать водителя. Также система не способна определять наличие полиса в бардачке машины, поэтому третий пункт также абсурден. Поэтому очевидно, штраф должен быть выписан за отсутствие страховки как таковой, и в чём вопрос о применении конкретной статьи, кажется достаточно странным.

По какой статье КоАП будут штрафовать владельцев авто за страховку с камер, пока неизвестно

Вопросы читателей

В этом разделе мы ответим на актуальные вопросы, которые возникают у большинства автолюбителей. Если вы не нашли ответа на свой вопрос, то можете его задать через форму «Добавить комментарий» и мы постараемся ответить на него максимально быстро.

Вопросы и ответы:

  • Сохраняется ли скидка в размере 50% при оплате штрафа в течение 20 дней, который зафиксирован камерой?

Да, как и прежде автолюбитель может сэкономить и оплатить только половину начисленной в протоколе суммы. Отсчет 20 дней начинается от даты вынесения протокола. Сегодня есть много сервисов, которые предлагают получать информацию по вынесенным штрафам в режиме онлайн. К примеру, Сбербанк предлагает активировать услугу через личный кабинет. При получении штрафа можно сразу его оплатить.

  • Если в течение дня камера несколько раз зафиксирует отсутствие бланка, то потребуется оплачивать все штрафы?

Безусловно, такой вопрос возникал, поскольку автолюбитель может просто забыть продлить ОСАГО и попасть под прицел камеры несколько раз. По состоянию на декабрь 2021 года точной информации по данному вопросу нет. Когда заработаю камеры по ОСАГО, должна появиться информация. Однако опытные эксперты рекомендуют помнить о продлении и покупать бланк заранее, в режиме онлайн.

  • Как быть иностранным гражданам, которые приехали в Россию на своем авто и не оформили ОСАГО?

Если иностранные граждане управляют машиной, на которой российские номера, то действие закона на них также распространяется.

В том случае, когда транспорт зарегистрирован в иностранном государстве, то во время пребывания на территории РФ водитель должен оформить «Зеленую карту». Информацию о наличии такого бланка получить камера не сможет. Поэтому данной категории водителей штрафы выписываться не будут.

  • Что делать, если штраф пришел при наличии действующего ОСАГО?

Не секрет, что всем свойственно ошибаться. Бывают ситуации, когда при внесении данных ОСАГО в базу РСА появляются ошибки. Если вы получили протокол при наличии действующего договора, то следует обратиться в ГИБДД с целью отмены постановления. В любом случае не стоит забывать про него, поскольку спустя время сумма штрафа может автоматически списаться с банковской карты.

  • Что делать, если я только купил машину без ОСАГО и перегоняю ее в другой регион?

В рамках закона у автолюбителя есть 10 дней на оформление автогражданки при покупке машины. Вопрос фиксации транзитных машин пока не разъяснен. В любом случае вы всегда можете купить страховку на время перегона (за 20% от общей цены бланка). Вы должны понимать, что в случае ДТП при отсутствии ОСАГО потребуется компенсировать ущерб пострадавшему самостоятельно. При этом сумма ущерба может быть намного выше стоимость полиса обязательного страхования. Возникает вопрос: зачем рисковать?

Когда заработает фиксация?

Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:

  • базы ГИБДД номеров автомобилей,
  • базы РСА по действующим страховым полисам.

О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.

Между тем, несмотря на обилие постоянных переносов начала фиксации камерами отсутствия полиса, официальный ответ МВД, актуальный на 25 Ноября 2021 года, прост:

До завершения указанных работ [по объединению баз данных – прим. ред.] правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по указанному составу административного правонарушения не осуществляется. Она будет начата по мере технической готовности информационных систем.

Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.

Где будут стоять такие камеры?

Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.

Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.

Тарифы вырастут на 11%

После скандальных попыток принять закон «о дорогом ОСАГО» в прошлом году, казалось, власти ограничились косметической реформой, которая наказывает рублём только рисковых водителей. Но уже летом Банк России анонсировал очередное расширение тарифного коридора на 11% в обе стороны. Это означает, что максимальный тариф возрастёт с 4942 до 5436 рублей.

В теории увеличенные ставки должны получить нарушители ПДД, но закон не ограничивает страховые компании в выборе тарифов и для обычных автомобилистов. Поэтому, если «рентабельность» ОСАГО в очередной раз снизится, страховка может подорожать для всех. Сейчас в России наблюдается снижение средней страховой премии по ОСАГО, хотя отчасти это связано с тем, что обладатели наиболее дорогих страховок всё чаще отказываются от полиса вообще.

Когда начнут фиксировать?

Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.

Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.

  • Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
  • В 2017 году по интернету начали ходить “фейки” в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
  • Такие же публикации облетали интернет в период до 2019 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
  • Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
  • Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
  • Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
  • По состоянию на 29 Ноября 2021 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.

Пришёл штраф за езду без полиса ОСАГО

Ещё несколько странностей

Шутка ли, но действующее на 2021 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ “Об ОСАГО”, предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.

Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.

Когда начнут фиксировать и как будет работать

Первые сведения об автофиксации владельцев без ОСАГО появились в 2016 году. Инициаторами выступили ГИБДД и РСА. В последующих годах пользователи начали обсуждать еще не изданный закон о штрафах с камер за езду без полиса. Сегодня система уже распознает автомобили без страховки.

Согласно данным ГИБДД, вся сложность заключается в интеграции баз данных двух систем. Без указанной процедуры, камеры на дорогах не смогут выписать штраф. Запуск проекта переносили несколько раз. Представители МВД проинформировали граждан о том, что система начнет функционировать после проведения технических работ. Конкретная дата остается неизвестной.

Какие камеры штрафуют?

На 25 Ноября 2021 года известно, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут выписывать только Автодории. Вот так они выглядят на дорогах:

Камера Автодория, которая штрафует за отсутствие ОСАГО у водителя

Но и это в рамках эксперимента. Главное – наличие базы автомобилей без страховки. Всё остальное – дело техники. Ведь камеры автофиксации считывают лишь номера машин, а остальное делает программа, которую можно обновить, заменить, доработать.

Таким образом, в будущем за езду без ОСАГО будут штрафовать, возможно, и другие виды камер, кроме Автодорий, в том числе Крисы различных модификаций, Стрелки и другие.

Региональные коэффициенты планируют снизить

Первый вариант реформы ОСАГО подразумевал полный отказ от территориальных коэффициентов, которые в среднем для крупных городов составляют 1,5–2 единицы. Но страховщики заблокировали этот вариант, и в 2020 году коэффициенты остались. Теперь Банк России предусмотрел их снижение в пределах нескольких процентов для десятков российских городов.

В это число попали и Мурманск с Челябинском, где территориальные коэффициенты были максимальными — 2,1. Для них предлагается коэффициент 1,99. Кроме того, снизятся ставки в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Уфе, Архангельске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре, Казани, Перми, Москве и ещё ряде городов.

Всё это содержится в указании Банка России, которое в случае принятия вступит в силу с 24 августа 2020 года одновременно с реформой ОСАГО.

Аварии с пострадавшими будут поводом для назначения высокого тарифа по ОСАГО

Фото: Вадим Архипов

Как это будет работать?

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Для водителя же всё выглядит предельно просто, также как и со штрафами, к примеру, за превышение скорости, красный сигнал светофора, пешехода и другими:

Величина штрафа

Ранее в сети распространилась информация о том, что штраф за езду без ОСАГО возрастет с 1 января 2019 года и составит 5000 рублей. Эта информация не нашла своего подтверждения. Штрафы за нарушения ПДД в 2019 году остались на прежнем уровне.

Взыскание за управление автомобилем без оформления страхового полиса наказывается по ст. 12.37 КоАП РФ. Указанный нормативно-правовой акт подразумевает два вида нарушения с разными взысканиями:

  1. Ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ подразумевает наказание за управление автомобилем в период, не предусмотренный страховым договором или за управление ТС лицом, не указанным в полисе. Штраф за такие действия составляет 500 рублей.
  2. Ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ определяет санкции для водителей, управляющих автомобилем без оформления страховки. Езда на машине с просроченным ОСАГО приравнивается к отсутствию «автогражданки». Взыскание за это нарушение составляет 800 рублей.

Кроме ст. 12.37 КоАП РФ, наказание за отсутствие страховки предусмотрено ст. 12.3 ч. 2 КоАП России. Водителю, забывшему полис дома, назначается штраф 500 рублей.

Камеры видеофиксации смогут назначать наказание только за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, а именно за просроченную страховку или полное ее отсутствие. Выписать штраф за забытый документ или за управление машиной лицом, не вписанным в ОСАГО, автоматические устройства не смогут. Они не способны идентифицировать водителя или проверить наличие документа в бардачке авто.

Порядок выписывания штрафа

Проверка авто на наличие полисов должна проводиться теми же системами фиксации, которые следят за скоростью машин, пересечением сплошной линии. Сведения, собранные за день, будут передаваться специалистам ГИБДД. В результате автоматической обработки и дополнительной проверки выносится решение.

Штраф с камер не будет выписан, если номер машины найден в базе РСА. Если он отсутствует, проверять дальше информацию будет инспектор в ходе ручной обработки. Он же и оформит постановление, выпишет штраф конкретному автовладельцу.

В начале предполагалось, что в тестовый период водитель будет получать только уведомление. Но острым встал вопрос, кто будет компенсировать расходы на почтовые отправления. Специалисты подсчитали, что примерно 200 тысяч водителей столицы ездят на машине без ОСАГО. Подробнее про езду без ОСАГО можно почитать здесь.

Статья по теме: Тонкости страхования в лизинге

Как штрафуют?

Чтобы проверить наличие договора страхования у водителя на дороге в автоматическом режиме, камера должна:

  1. сначала считать госномер машины,
  2. отправить информацию в некую программу для проверки,
  3. программа должна быть подключена к базе данных, которая, в свою очередь, черпает информацию из баз ГИБДД и РСА и сопоставляет госномер и договор страхования,
  4. если договора у водителя не оказалось, то программа выписывает штраф, который затем перепроверяется.

Если водитель попадётся несколько раз

В этом случае разработчики штрафов с камер за езду без ОСАГО обещали не более 1 штрафа в сутки. Но верить этой информации или нет, дело второе. По аналогии, за превышение скорости сейчас Автодории штрафуют столько раз, сколько автомобиль проедет под камерами – даже если сам факт превышения был один. Если Вы проедете под 3, к примеру, парами Автодорий, то и “писем счастья” придёт 3.

Таким образом, и за отсутствие страховки ОСАГО штрафы могут выписываться всеми камерами, под которыми водитель проедет.

Штрафы за ОСАГО по камерам ГИБДД с 2021 года

Ежедневные штрафы — это прецедент

С 24 августа планируется запуск системы, которая позволит штрафовать автомобили без полиса ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации.

Сам по себе размер штрафа остаётся неизменным — 800 рублей. Но выписывать его камеры смогут, судя по всему, ежедневно, то есть в течение месяца общая сумма штрафов может приблизиться к 24 тысячам рублей — сравнимо со стоимостью дорогого полиса.

О проверке ОСАГО с помощью камер говорят уже пять лет. На первый взгляд, система проста: комплекс видеофиксации распознаёт госномер автомобиля и сравнивает его с базой данных АИС РСА. При отсутствии номера в базе владельцу машины выписывается «заочный» штраф 800 рублей.

На практике всё сложнее. Во-первых, базы страховщиков (АИС РСА) и ГИБДД относятся к разным ведомствам, и для работы системы понадобилась их оптимизация и создание промежуточной базы, которая связывает вместе госномера автомобилей и наличие у них страховок. Во-вторых, если обычные камеры фиксируют лишь машины с нарушениями, то при контроле ОСАГО нужно распознавать госномера всего потока и отправлять тысячи запросов, что повышает нагрузку на сети и серверы. В-третьих, для исключения ложных срабатываний необходимо учесть все факторы, в том числе время, которое необходимо для попадания информации в базы данных после покупки полиса.

Для контроля полисов используются те же камеры, но их работа будет более интенсивной: контролируется 100% потока

Фото: Артем Краснов

В пилотном режиме система работает в столице с конца прошлого года. В ответ на наш запрос в Российском союзе автостраховщиков рассказали, что за это время обработано более 3 миллионов запросов. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сказал:

— Технически и организованно мы готовы к взаимодействию с ГИБДД, и это касается как проверки полисов с помощью камер, так и передачи информации о грубых нарушениях, которые учитываются при определении цены полиса.

Тем не менее в регионах могут возникнуть проблемы, потому что степень интеграции баз данных везде разная.

— Важно, чтобы внутри ГИБДД существовало единое техническое решение как для Москвы, так и для регионов для обмена данными с РСА. Сейчас в регионах совершенно по-разному организованы фиксация нарушений и составление протоколов, — объяснил Евгений Уфимцев.

Тем не менее опыт столицы наверняка будут внедрять и в регионах. Хотя бы потому, что альтернатив нет: если не ввести тотальный контроль за полисами ОСАГО, их перестанут покупать именно те, ради кого и затевалась вся реформа — злостные нарушители правил. И тогда, как обычно, увеличение цены полиса в очередной раз ляжет на водителей, которые ездят без аварий.

Кстати, не все знают, но при получении компенсации по ОСАГО можно требовать и утрату товарной стоимости автомобиля.

На время самоизоляции полис ОСАГО можно покупать без предъявления диагностической карты техосмотра, но лучше этой поблажкой не пользоваться.

Подводим итоги

По состоянию на конец марта 2019 года не известна точная дата, когда камеры начнут фиксировать отсутствие ОСАГО у водителей. В настоящее время не решены многие технические стороны этой процедуры. После ввода программы в эксплуатацию камера сможет назначить взыскание только за неоформленную или просроченную страховку. Штрафы за забытый полис или за управление машиной лицами, не вписанными в него, по-прежнему будут выписывать только инспекторы ДПС.

Где стоят и какие камеры?

Для начала было предложено проверить наличие полиса у владельцев ТС столицы. Нововведение коснется не всех фиксирующих приборов, а лишь отдельных устройств на определенном дорожном участке. Госавтоинспекция не сообщает точные адреса и прочие данные, чтобы водители не перестали ездить по указанным дорогам.

Дальше на очереди:

  • Санкт-Петербург;
  • Казань.

В тестовом режиме функция будет возложена на систему «Автодория», измеряющую скорость движения автомобилей. Однако, решающий фактор – доступ к базе автовладельцев без полиса. После того, как камера считывает номер автомобиля, программа определяет наличие или отсутствие страховки и выписывает штраф. В дальнейшем, фиксировать нарушение будут Стрелки, АвтоУраганы, Арены, Крисы и другие. Разработчики проекта утверждают, что все устройства будут фиксировать и выписывать не больше одного штрафа в течение 24 часов.

Какой штраф?

По состоянию на 2021 год он составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Между тем, в ряде источников Вы найдёте информацию о 500 рублях именно в контексте новой возможности фиксации по камерам водителей без ОСАГО. Это не соответствует правде – 500 рублей по части отсутствия страховки налагается в двух случаях:

  • если Вы не вписаны в полис или ездите вне границ периода использования (не путать с просроченной страховкой),
  • если Вы забыли дома сам полис ОСАГО, но договор страхования у Вас есть.

Камеры будут проверять именно наличие договора страхования, а за его отсутствие предусмотрен штраф в размере именно 800 рублей.

В конце 2017-начале 2018 годов шло много разговоров о повышении данного штрафа до 5000 рублей. А в конце осени 2018 появилась информация о том, что штраф с 20 ноября вырастет до 8000 плюс будет предусмотрена эвакуация. Но все обозначенные новости являются фейком.



Когда водителям ждать штрафов с камер?

Из-за ряда юридических моментов у ГИБДД и РСА возникла необходимость решить этот вопрос на законодательном уровне. Все дело в том, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не были запущены 01.09.2018 г. по одной причине: возникли сложности привлечения водителя без полиса ОСАГО к ответственности из-за многократного попадания его автомобиля в течение 1 дня под обзор разных камер видеонаблюдения, расположенных по всему городу. То есть, по действующему закону, на водителя нужно было бы столько раз наложить штраф, сколько раз он попадал под эти камеры.

Даже сами сотрудники службы ГИБДД и РСА сочли эту практику неразумной. Ежедневно водитель мог попасть под 5, а то и 7 камер видеонаблюдения в Москве и, соответственно, на несколько десятков тысяч рублей быть оштрафованным.

Но этот проект все-таки будет запущен. Все органы власти столицы, дорожной службы, автолюбителей дали точно понять, что старт проекта назначен на ноябрь текущего года.

Принцип действия камеры проверки ОСАГО

Проверка ОСАГО через камеру будет осуществляться в режиме онлайн. Принцип ее действия будет достаточно простой:

  1. Сначала камера фиксирует номерной знак автомобиля, который попал под ее прицел.
  2. Сведения будут отправляться в специальную базу данных.
  3. База данных будет сохранять полученные сведения. После отправлять запросы, в отношении каждого транспорта в базу РСА.
  4. Если полис ОСАГО у владельца автомобиля отсутствует, то система автоматически формирует штраф. После этого отправит его в базу ГИБДД.

По задумке создателей сохранение сведений и проверка должны осуществлять в течение нескольких минут.

Какие штрафы в 2021 году?

На сегодняшний день официальный штраф за отсутствие ОСАГО составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ. Санкция выписывается в 2 случаях:

  • если владелец не застраховал свою гражданскую ответственность в принципе,
  • за управление без страховки.

Причём, данный штраф можно оплатить со скидкой 50% в размере 400 рублей в течение 20 дней со дня вынесения постановления либо позже, если письмо счастья вам пришло несвоевременно.

Какой штраф предусматривается за езду без страховки

В сети была распространена информация, что планируется повысить размер штрафа за отсутствие полиса ОСАГО до 5 тысяч рублей. Однако данные не были подтверждены, новые штрафы ввести не планируется. В 2019 году суммы остались на прежнем уровне.

Наказание предусматривается в рамках статьи 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ней, возможно два вида нарушения:

  1. В рамках части 1 данной статьи предусматривается наказание за управление ТС в период, не указанный в страховом договоре. Также санкции применяются за вождение автомобиля лицом, данные которого не отражены в полисе. Оплатить придется штраф, размер которого составляет 500 рублей.
  2. Вторая часть данной статьи указывает наказание водителям, которые ездят на авто без оформления полиса ОСАГО. Даже если полис просрочен, он приравнивается к отсутствующему. Штраф за такие правонарушения составит 800 рублей.

Даже если полис имеется в наличии, но гражданин забыл его дома, предусматривается санкция. В соответствии с частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ, назначается штраф в размере 500 рублей.

Статья по теме: Особенности оформления ОСАГО и можно ли застраховать машину без прав

Важно! Камеры, работающие на фиксацию нарушений по ОСАГО, будут отслеживать только нарушения второй части нормы. Они будут проверять отсутствие страховки или наличие просроченного полиса.

К фиксируемым на видео нарушениям нельзя будет отнести отсутствие документа по причине забывчивости, а также управление авто не вписанным в страховку водителем.

Разработчики отмечают, что планируют включить в программу режим, который позволит только один раз за сутки зафиксировать факт нарушения. Однако пока официально данная информация не подтверждена. Ведь за превышение скорости в настоящее время «Автодории» штрафуют столько раз, сколько водитель проедет под камерами. Даже если при этом превысит скорость он всего один раз. Поэтому пока за отсутствие страховки предполагается назначение штрафов столько раз, сколько водителя «увидят» камеры.

Дорожные камеры начнут проверять наличие ОСАГО после его подорожания

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО сейчас составляет 800 рублей. Пока что поймать водителя на этом нарушении может только сотрудник дорожной патрульной службы, однако скоро ситуация изменится. По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, с 1 сентября 2021 года водителей без «автогражданки» будут ловить комплексы фото- и видеофиксации.

Он сразу оговорился, что дата пока ориентировочная. РСА уже полностью готов к началу работы системы, осталось дождаться согласования с ГИБДД. На первом этапе эксперимент начнут в Москве, следующим регионом должен стать Татарстан. Сначала автомобилисты начнут получать лишь уведомления о том, что им необходимо застраховать свою гражданскую ответственность, затем в «письмах счастья» будут уже штрафы.

Новости / Документы Со скидками на ОСАГО возникли проблемы В ЦБ начало поступать много жалоб россиян о том, что страховщики не делают скидки за безаварийность при оформлении полиса. 2959 0 14 17.05.2018

На переходный период от уведомлений к штрафам страховщики пока закладывают три месяца (то есть первые постановления нарушители получат примерно к зиме), а в ГИБДД ограничиваются одним месяцем (а значит, первые штрафы за отсутствие ОСАГО с камер могут начать выписывать уже в октябре текущего года).

О механизме работы системы сообщает «Российская газета» со ссылкой на слова Евгения Уфимцева. Он пояснил, что камеры будут накапливать информацию обо всех проехавших за день машинах. Данные с комплексов планируется передавать в обработку ночью, когда трафик не такой высокий, как днём. Каждый автомобиль проверят по информационным системам ГИБДД и РСА, если в базах не будет сведений о наличии действующего полиса, то водителю выпишут штраф в автоматическом режиме. Однако каждый случай будет дополнительно проверен инспектором, чтобы исключить ошибки и сбои в работе системы.

Такой порядок работы позволит наказывать автовладельцев, которые ездят без ОСАГО, лишь раз в сутки, а не после проезда под каждой камерой. Напомним, согласно решению Верховного суда РФ, у водителя должно быть время для устранения нарушения, то есть для оформления полиса «автогражданки».

Согласно актуальным оценкам страховщиков, сейчас на российские дороги выезжает 5-10% незастрахованных по ОСАГО машин, что в масштабах всего автопарка страны составляет от двух до четырёх миллионов. Сюда же входят те, кто ездит с поддельными полисами.

Интересно, что штрафовать за отсутствие «автогражданки» с помощью камер начнут после того, как «страховка» подорожает. Центробанк планирует сделать первый шаг в сторону либерализации ОСАГО летом текущего года. Тогда будет расширен тарифный коридор (на 20% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения ставки); помимо этого изменятся коэффициенты, используемые для расчёта цены полиса.

Страховщики будут пытаться покрыть убытки, полученные за 2017 год, с помощью повышения базового тарифа. Напомним, средняя стоимость полиса в этом случае увеличится примерно на 2 000 рублей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий