ПДД Раздел 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
Обгон или встречный разъезд являются одними из наиболее часто совершаемых маневров при движении по дороге. Однако, далеко не все водители выполняют его правильно. В данной статье мы рассмотрим основные моменты, указанные в ПДД и регламентирующие поведение участников движения при совершении объездных маневров. В данной статье используются термины обгон и опережение, в чем разница рассмотрим ниже и что такое встречный разъезд.
Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала
Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.
Лекция №10. Дистанция, интервал, встречный разъезд
Добрый день! Подскажите пожалуйста возможен обгон по обочине?
нет, обгон по обочине не возможен, потому что обгон это манёвр связанный с выездом на встречную полосу, а обочина это не встречная полоса. Движение по обочине запрещено, поэтому опережение тоже не возможно.
добрый день! Можно начинать обгон сразу за авто, которое только начало обгонять?
нет, это запрещено. Вы должны дождаться пока этот автомобиль выполнит обгон, и только после этого, убедившись в безопасности манёвра начинать обгон.
здравствуйте. Подскажите а что делать если не успеваешь выполнить обгон и на тебя уже едет встречный автомобиль
добрый день! Во первых чтоб таких ситуаций не было нужно четко следовать правилам обгона. Ну а во вторых нужно прижиматься как можно правее, а встречный прижимается как можно правее к своей обочине.
При передвижении на автомобиле важно выдерживать определённую дистанцию и интервал во избежание возникновения ДТП. В данной статье будут раскрыты особенности темы с точки зрения правил дорожного движения.
Дистанция между машинами и сумма штрафа за несоблюдение
Несмотря на то, что практический каждый водитель транспортного средства ознакомлен с правилами дорожного движения, не все знают, что именно означает тот или иной дорожный знак и какая должна быть дистанция между машинами по ПДД в метрах.
В последнее время руководство ГИБДД в силу определенных обстоятельств, приняло решение к ужесточению штрафных санкций и теперь из-за, самого нелепого нарушения, можно получить по почте квитанцию с внушительной сумой. В данном случае пункты ПДД 9.10 и 10.1, которые акцентированы на соблюдении дистанции, еще некоторое время назад считались мелкими проступками.
Сейчас же этот факт нередко становится причиной, по которой выписывается штраф за несоблюдение дистанции, так как именно из-за этого аварий на дороге с каждым днем становится все больше.
Главные правила встречного разъезда, пояснения к знакам
Встречный разъезд — довольно легкий и интуитивно понятный маневр. Тем не менее несоблюдение правил подобного разъезда способно привести к серьезной аварии. Административный кодекс РФ предусматривает денежное наказание за неправильные действия при проезде узких участков дороги. О том, какой именно штраф налагается на нарушителей встречного разъезда, какие знаки регулируют маневр и какие спорные моменты возникают в отдельных ситуациях при проезде зауженных участков трасс, рассказывает эта статья.
superinstructor.ru
Просто оставьте свои данные и мы сами Вам перезвоним.
Мы ждём Ваших звонков
ежедневно с 08:00 до 23:00
Есть вопросы?
Звоните!
Знаки 2.6 и 2.7, регулирующие приоритет проезда
При определении первоочередности проезда по дороге водители должны руководствоваться указателями приоритета, в том числе знаками «Преимущество встречного движения» и «Преимущество перед встречным движением». Согласно ч. 1 ст. 12.15 КоАП несоблюдение устанавливаемых ими правил наказывается штрафом в размере 1500 рублей.
В статье рассмотрены требования, предъявляемые знаками 2.6 и 2.7, правила встречного разъезда при их отсутствии. Разобрана административная ответственность, которая грозит водителю за их несоблюдение, а также возможность получения скидки на уплату штрафа.
Что такое встречный разъезд и как его правильно осуществить
Встречный разъезд, который часто путают с обгоном, относится к форс-мажорным ситуациям на дороге, с которыми можно столкнуться внезапно. Чтобы не растеряться, нужно знать, как действовать в конкретном случае: уступить дорогу другому или проехать самому. Предлагаем вам разобраться в этом вопросе.
Что такое встречный разъезд?
Необходимость встречного разъезда возникает в том случае, если дорога по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать в разных (встречных) направлениях.
На практике правила встречного разъезда могут понадобиться, например, в следующих случаях:
- Проведение дорожных работ на половине дороги.
- ДТП, при котором перекрыта часть дороги.
- Припаркованные у краев проезжей части автомобили.
- Узкая проезжая часть, где не умещаются 2 машины (например, при въезде во двор).
Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу выше, чем в летнее, т.к. не вывезенный с улиц снег может занимать значительную часть проезжей части. Если добавить к сугробам припаркованные с двух сторон автомобили, то дорога превращается в однополосную.
Разница терминов обгон и опережение
Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения.
Опережение — движение ТС №1, у которого скорость превышает скорость впереди движущегося ТС №2, в результате которого ТС №1 оказывается впереди, без выезда на полосу встречного движения.
Главное отличие между обгоном и опережением — это выезд и не выезд на полосу встречного движения.
Официальная трактовка на 2021 год
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Базовые понятия
Перед тем как углубиться в подробное изучение вопроса, необходимо привести определения основных понятий:
- дистанция. Это расстояние до движущегося впереди транспортного средства;
- интервал. Это боковое расстояние между попутными автомобилями и между транспортными средствами, которые двигаются во встречном направлении;
- встречный разъезд. Это манёвр, при котором транспортные средства передвигаются по одной ограниченной полосе дороги в разных направлениях.
Обратите внимание! На некоторых участках дороги встречный разъезд двух транспортных средств может быть затруднён рядом условий, к примеру, наличием препятствия. В данной ситуации дорогу должен уступить водитель, на полосе движения которого находится препятствие.
В каких случаях штраф могут выписать, а в каких нет?
Зафиксировать нарушение в виде несоблюдения дистанции, пока что достаточно сложно. Суть в том, что видеокамеры, которые стоят на вооружении у ГИБДД, не имеют должного уровня кадрирования съемки.
Из-за этого многие автомобилисты, по тем или иным причинам пренебрегают этим простейшим правилом и не выдерживают необходимый интервал.
Ввиду этого, ситуация на дорогах постоянно обостряется и зачастую, примерно в 25% случаев, невыдержанное расстояние между транспортными средствами становится инициатором в возникновении опасных ситуаций и ДТП.
Следует заметить, что при нарушении дистанции, штраф как таковой не выносится по описанным выше причинам. Если же на светофоре, в пробке, либо на пешеходном переходе столкновение произошло (именно в этих местах и происходит до 90 % аварий), избежать взыскания не получится.
При ДТП, это нарушение правил дорожного движения принято фиксировать на основании двух пунктов:
- 9.10 – несоблюдение дистанции между транспортными средствами.
- 10.1 – неверный выбор скорости при движении.
Как гласит правило дорожного движения 9.10, в обязанности любого водителя транспортного средства, входит обеспечить необходимую дистанцию перед ТС передвигающемся впереди него. Именно этот интервал позволит избежать столкновения между первым и вторым транспортным средством. То же самое касается и боковой дистанции.
В том случае, если ДТП не произошло, и нет специальной разметки, которая смогла бы показать расстояние между транспортными средствами, и само собой она была бы зафиксирована на видео или фото, штраф не выписывается.
Также штраф не может быть выписан, если произошла авария между стоящим транспортным средством и автомобилем который в него и врезался.
Многие автолюбители этого не знают, но само понятие «дистанция» и подразумевает наложение штрафа за несоблюдение дистанции исключительно в том случае, когда оба автомобиля, в данном случае участника ДТП, находились в движении.
Знаки, регулирующие встречный разъезд
Существуют 4 знака, предупреждающих водителей о приближении к опасному участку дороги, проезд по которому отличается от движения по обычным загородным трассам и улицам в городах (поселках):
- 1.13 — Крутой спуск (литера «А» на рис. 1). На загородных дорогах данный знак (с указанием крутизны) устанавливается на дистанции 150–300 м, а в населенных пунктах — 50–100 м от начала уклона. Обычно идет в паре с табл. 8.1.1, которая показывает точное расстояние до начала спуска.
- 1.14 — Крутой подъем («Б» на рис. 1). Правила размещения те же, что и для знака 1.13. Если спуски и подъемы на трассе сменяют друг друга непрерывно, может устанавливаться без информационной табл. 8.1.1 непосредственно перед началом уклона.
- 2.6 — Преимущество встречного движения («В» на рис. 1). Запрещает въезд на зауженный участок шоссе, если это может затруднить встречное движение.
- 2.7 — Преимущество перед встречным движением («Г» на рис. 1). Разрешает аналогичный маневр.
Мы вам поможем получить водительское удостоверение и воcстановим навыки вождения у тех у кого есть права
Частные
автоинструкторы
в любом районе Москвы
проверьте качество нашего обучения
Оформить заявку на обучение
(бесплатно)
Знаки «Преимущество встречного движения» (2.6) и «Преимущество перед встречным движением» (2.7)
В городских условиях могут встречаться участки дороги, где одновременный проезд двух автомобилей невозможен из-за недостаточной ширины проезжей части. При затрудненном разъезде определять очередность движения водители должны в соответствии с установленными знаками приоритета проезда (абзац 1 Приложения 1 к ПДД).
Для регулирования очередности проезда автомобилей в узких местах устанавливаются таблички 2.6 и 2.7:
В соответствии с Приложением 1 к ПДД знак 2.6 «Преимущество встречного движения» устанавливает запрет проезда узкого промежутка дороги, если это создаст препятствия для автомобилей противоположного потока. Водитель, перед которым находится этот знак, обязан пропустить ТС, движущиеся по узкому участку либо подъезжающие к нему.
Знак 2.7 «Преимущество перед встречным движением» противоположен предыдущему. Водитель, перед которым он установлен, получает первоочередное право движения перед встречными автомобилями.
Красная стрелка всегда указывает на сторону, которая должна пропускать.
Рассматриваемые таблички являются парными и никогда не устанавливаются по одной. Если с одной стороны дороги стоит знак приоритета для встречного движения, с другой — обязательно будет указатель 2.7, наделяющий преимуществом.
Пунктом 5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 закреплены правила размещения указанных знаков. Они устанавливаются непосредственно в местах, где одновременный проезд транспортных средств противоположных потоков создает трудности или опасности для водителей. Также таблички устанавливаются перед мостами с двусторонним движением, если ширина полотна менее 6 метров.
Знак, обязывающий водителя предоставить преимущество (2.6), может быть установлен заранее вместе с табличкой, указывающей на оставшееся расстояние (8.1.1), и другим указателем, оповещающем о скором сужении проезжей части (1.20.1–1.20.3.).
Рассматриваемые указатели не ставятся перед перекрестками. Приоритет проезда на пересечениях дорог регулируется иными табличками из раздела 2 Приложения 1 к ПДД.
Санкции за нарушение правил встречного разъезда
Владелец ТС, проигнорировавший знаки 1.13 и 2.6, может быть наказан за нарушение правил встречного разъезда (в том числе и на перекрестках). Если он будет остановлен дорожным инспектором за то, что помешал проехать по узкому отрезку дороги ТС, имеющему преимущество при движении по данному участку, то согласно части первой статьи 12.15 КоАП РФ такой нарушитель будет оштрафован на полторы тысячи рублей.
Начало обгона
Перед тем, как начинать обгон, водителю следует удостовериться:
- полоса или сторона дороги, на которую планируется произвести перестроение для опережения, будет свободна на том расстоянии, которое потребуется для обгона;
- что маневр не станет причиной опасности для передвижения других участников и не создаст им помех.
Последнее изменение
Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.
Особенности выбора безопасной дистанции
В ПДД не указано точное значение дистанции, которое водитель должен выдерживать, передвигаясь на транспортном средстве. Однако нужно соблюдать следующие требования:
- дистанция, выбранная водителем транспортного средства, должна быть безопасной. Это расстояние не должно приводить к возникновению ДТП, аварийных ситуаций на дороге, затруднять передвижение других участников дорожного движения. При выборе дистанции необходимо учитывать скорость передвижения автомобиля, дорожные условия, техническое состояние транспортного средства, погодные условия, наличие или отсутствие перевозимых на авто грузов;
- передвигаясь на автомобиле за пределами населённого пункта со скоростью, не превышающей отметку в 40 км./ч, нужно правильно выбрать расстояние до едущего впереди транспортного средства. Оно должно быть таким, чтобы водитель другого ТС, намеревающейся совершить обгон, мог беспрепятственно завершить данный манёвр, т.е. вернуться на прежнюю полосу движения. Неправильно выбранная дистанция, не позволяющая выполнить обгон, может привести к возникновению ДТП;
- если водитель транспортного средства не в состоянии выдержать правильную дистанцию ввиду поломки тормозной системы автомобиля, то он должен включить аварийную сигнализацию и подать звуковой сигнал для предупреждения других участников дорожного движения;
- останавливаясь на красный сигнал светофора, нужно выбрать оптимальное расстояние до стоящего впереди транспортного средства, ориентируясь по дорожным условиям. Например, если перед светофором присутствует нерегулируемый пешеходный переход, то остановиться надо перед ним, чтобы дать пешеходам возможность перейти дорогу.
Важно! Дистанция до грузового или легкового автомобиля, перевозящего крупногабаритный груз, должна быть максимальна во избежание ДТП при возможном сходе груза.
Какая дистанция считается безопасной?
Если выразиться доступно для каждого, безопасной дистанцией между автомобилями по ПДД может называться то расстояние, которое при внештатной ситуации и возможного дальнейшего резкого торможения, позволит водителю остановить свое транспортное средство не допустить столкновения.
При чем данное объяснение уточняется тем, что торможение не предусматривает выезда на встречную полосу и смену ряда.
Если же взглянуть на все сказанное с другого ракурса, подобная техника выдержки дистанции более актуальна для ситуаций с экстренной остановкой авто.
На практике, многие водители доказали что в городских условиях самым актуальным является то расстояние, которое авто проходит за 4 секунды реального времени. То есть именно четырех секунд обычно более чем достаточно для того чтобы автомобилист едущий сзади, при наличии конфликтной ситуации, успел принять верное решение для предотвращения опасного столкновения.
Опять же, вроде все понятно, но как именно считать, сколько метров машина может проехать за 4 секунды?
На самом деле в этом нет ничего сложного, например:
- 108 километров в час, равняется 30 м/с.
- 72 км. В час – 20 м/с.
- 36 километров в час соответственно – 10 м/с.
Выводы просты и объективны. Если автомобиль едет на скорости 80 км в час, безопасной будет признана дистанция между ним и впереди движущимся транспортом 34 метра.
Можно делать еще проще. Достаточно просто поделить скорость надвое. Например скорость 100 километров в час, значит дистанция будет равна – 50 метров. Такой расчет и проще и актуальнее для тех водителей, у которых проблемы с глазомером.
Перестроение на соседнюю полосу
Объезд стоящего на правой полосе движения транспортного средства или другого препятствия представляет для водителя определенную опасность. Связана она с перестроением на левую полосу. Наиболее опасным является выполнение этого маневра с выездом на встречную полосу.
Выполняя перестроение на соседнюю полосу, необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней без изменения направления движения, заранее включив световой указатель поворота, перестроиться на соседнюю полосу плавно, без резких поворотов рулевого колеса. Выезжать для объезда препятствия необходимо заранее, обеспечивая себе хорошую видимость. При маневрах, связанных с выездом на полосу встречного движения, следует правильно оценить расстояние до встречного транспортного средства. Если оно недостаточно для выполнения безопасного объезда, необходимо снизить скорость вплоть до остановки, пропуская его. Особенно осторожно необходимо объезжать маршрутное транспортное средство, остановившееся на обозначенной остановке. В этих случаях необходимо снизить скорость и увеличить боковой интервал, так как возможно появление пешеходов на проезжей части.
Во время занятий, вы сможете пройти это на практике с инструктором по вождению.
При разъезде с встречными транспортными средствами необходимо учитывать ширину проезжей части, состояние дорожного покрытия, скорость движения, динамические размеры автомобиля. Особенно опасными участками дороги при встречных разъездах являются мосты, тоннели, места с резким сужением проезжей части и небольшими радиусами поворотов. Необходимо так же помнить, что при разъезде на высокой скорости с грузовыми автомобилями и автобусами опасность увеличивается из-за сильных встречных воздушных потоков.
Рекомендуемые безопасные дистанции и боковые интервалы на дорогах, имеющих сухое асфальтобетонное покрытие
Боковой интервал (м)
Прим. В таблице приведены примерные данные с учетом средней скорости реакции водителя
Обгон является одним из сложных и опасных маневров, требующий от водителя правильного расчета его действий. Если на дороге несколько полос движения в одном направлении обгон выполняется без выезда на встречную полосу и менее опасен, чем с выездом на полосу движения встречного направления. Прежде чем приступить к этому маневру водитель должен убедиться, что на данном участке дороги он не запрещен правилами. Не стоит забывать подумать и о его целесообразности в конкретной ситуации.
Безопасность при обгонах обеспечат четкое выполнение правил дорожного движения, правильный расчет траектории движения, прогнозирование развития дорожной ситуации, опыт в управлении автомобилем.
Когда еще необходимо пропускать встречный транспорт
Определение первоочередного права движения на подъемах имеет свои особенности. При отсутствии указателей 2.6 и 2.7 водители должны руководствоваться иными знаками либо общими положениями ПДД.
Для обозначения подъемов и спусков с обеих сторон устанавливаются таблички 1.13 и 1.14:
В этом случае в соответствии с п. 11.7 ПДД автомобилист, осуществляющий подъем, имеет преимущество. Это связано с тем, что трогаться в горку сложнее, чем с нее.
При возникновении сложностей со встречным разъездом и отсутствии табличек 2.6 и 2.6, а также 1.13 и 1.14 уступать дорогу должен водитель, на чьей полосе расположено препятствие. Ситуация, когда одновременное движение невозможно из-за ширины проезжей части, не урегулирована законодателем. В этом случае следует разъезжаться по обоюдному согласию либо руководствуясь правилом: кто сверху, тот пропускает.
Когда запрещается проводить обгон
Пунктом 11.4 обгон запрещен в следующих случаях:
Обгон запрещен на пешеходном переходе
Обгон запрещен на территории мостов, эстакад, путепроводов, под указанными объектами, а также в пределах тоннелей
Обгон запрещен на территории регулируемых перекрестков и нерегулируемых при передвижении не по главной дороге
Обгон запрещен на конечном отрезке подъема, на опасных поворотах или иных участках, на которых видимость ограничена
Обгон запрещен на радиусе 100 метров перед железнодорожными переездами и на самих переездах
Обгон запрещен по обочине
Когда установлен знак 3.20 «Обгон запрещен»
Если с вашей левой стороны расположена сплошная линия разметки
Также имеются ситуативные ограничения, в соответствии с которыми водителю обгон запрещен:
Если ТС, которое планируется обогнать и которое движется спереди по той же полосе дороги, подает сигнал поворота налево
Если в момент завершения обгона транспортное средство не сможет вернуться на ранее занимаемую полосу, не создав помех или опасных ситуаций для остальных участников движения
Если транспортное средство, расположенное сзади, начинает проводить обгон
Если ТС, располагающееся спереди, объезжает препятствие или производит обгон
В момент завершения маневра не следует резко поворачивать вправо при возвращении авто на полосу движения, по которой двигались ранее. Во избежание «подрезания», следует заранее включить сигналы поворота направо и сделать это после того, как обгоняемый транспорт окажется на расстоянии 20-30 м сзади.
Обгон не в населенном пункте или обгон тихоходного средства
В некоторых случаях за пределами населенных пунктов может быть затруднен обгон тихоходных ТС или транспортных средств с крупногабаритными грузами, или транспортного средства со скоростью, по техническим характеристикам не превышающей 30 км/ч.
В таких случаях водители указанных ТС должны двигаться по дороге как можно правее. В случае необходимости следует остановиться дабы пропустить те ТС, которые движутся сзади.
Сколько придется заплатить в доход государству?
Сумма штрафа за несоблюдение дистанции в 2021 году, может равняться 1500 рублям.
Именно эта сумма указана в КОАП 12.15 часть 1, а именно:
- Любые нарушения в виде движения транспорта по обочине, несоблюдения дистанции между машинами. Также расположение транспорта на проезжей части, пересечение транспортной или пешеходной колонны и движение на встречном разъезде, может наказываться административной ответственностью в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Иногда конфликтные ситуации возникают при тонировании задних стоп-сигналов. Что кстати в последнее время распространено. Ситуация выглядит таким образом:
- Движутся 2 автомобиля. Второй автомобилист врезается в первого, по той причине, что у первого задние стоп-сигналы скрыты под тонировкой. Из-за этого водитель автомобиля движущегося сзади, совершает наезд. Согласно КОАП, виновным в ДТП окажется второй водитель. Также не сможет освободить от выплаты штрафа шипованная резина.
Тем не менее, если получится доказать, что впереди идущий автомобилист не принял меры к замене шин, за несоблюдение дистанции штраф нередко в суде делится пополам.
Но это только в том случае, если на автомобиле не был выставлен знак «ШИПОВАННАЯ РЕЗИНА». В противном случае никаких послаблений не произойдет и штраф платить придется в любом случае и в полном объеме.
Что касается самого знака «ШИПЫ», его отсутствие как ни странное нарушением в принципе не является, но как показывает практика, его наличие способно выручить автовладельца и частично смягчить наказание, либо полностью помочь уйти от ответственности.
Правила выполнения обгона
- Убедиться, что водитель впереди идущего автомобиля не включил световой указатель поворота
- Убедиться, что водитель находящийся сзади не меняет полосу движения для выполнения обгона
- Убедиться, что полоса движения, по которой будет выполняться обгон – свободная, или на достаточном расстоянии свободна от транспортных средств, движущихся по ней.
- Убедиться в отсутствии транспортных средств, движущихся по встречной полосе, или правильно рассчитать траекторию выполняемого обгона, если они находятся в зоне видимости.
Ответственность за нарушения, скидка на уплату штрафа
Несоблюдение требований, устанавливаемых табличками приоритета 2.6 и 2.7, либо иное нарушение правил встречного разъезда влечет наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает единственное наказание — штраф 1500 рублей.
На основании ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ нарушитель может уплатить штраф с получением скидки 50 %, если погасит задолженность в первые 20 суток с момента вынесения постановления о назначении наказания.
Таким образом, за нарушение правил встречного объезда водителю грозит штраф 1500 рублей, который может быть оплачен со скидкой 50 %, и его итоговый размер составит 750 рублей.
Знак, предписывающий водителю уступить дорогу, если маневры транспортных средств затруднены
На узких дорогах намного проще разъехаться, если знаками показано, как это сделать. Для подобной цели существует два указателя: один предписывает уступить дорогу, если встречный разъезд по какой-то причине затруднен, а второй – сообщает водителю о предусмотренных для него преимуществах и устанавливается на противоположной стороне.
Первый выглядит, как круг с белым фоном и толстым красным абрисом, в середине которого изображены две стрелки: длинная черная и короткая красная. Если вы увидели такой указатель, значит, уступать встречному транспорту должны вы.
Второй знак имеет форму квадрата, залитого синим цветом, на нём тоже изображены две стрелки: красная и белая. Он даёт право водителю пользоваться преимуществом при разъезде.
Правила выполнения встречного разъезда
В зависимости от места к выполнению манёвра предъявляется ряд требований, указанных в ПДД:
- на уклоне. На данном участке дороги приоритет имеет водитель, движущийся на подъём. Т.е. спускающиеся транспортные средства должны уступать дорогу поднимающимся вне зависимости от места расположения препятствия. Уклоны на дорогах обозначены соответствующими знаками;
- при отсутствии предупреждающих знаков крутого спуска и подъёма. Как и говорилось выше, в общем виде при затруднении встречного разъезда дорог должен уступить водитель, на стороне которого находится препятствие;
- при наличии знаков “Преимущество встречного движения” и “Преимущество перед встречным движением”. Такие знаки устанавливаются на узких участках дорог, где затруднён встречный разъезд, и определяют право проезда автомобилей. Проезжая данный участок, нужно ориентироваться по установленному знаку.
Согласно ПДД, если нарушено правило встречного проезда, то на нарушителя возлагается штраф в 1500 рублей.
Затруднения встречного разъезда
В реальных дорожных условиях часто возникают ситуации, при которых сложно определить право встречного разъезда, руководствуясь ПДД. Например:
- слишком узкая дорога без каких-либо препятствий, на которой двум автомобилям невозможно разъехаться;
- препятствие находится сразу с двух сторон на пути следования автомобилей. Такие ситуации также часто происходят в России, при этом временные дорожные знаки не установлены.
Обратите внимание! В данных ситуациях водители должны действовать по обоюдному согласию, т.е. договориться между собой и при необходимости сдать назад, чтобы разъехаться.
Таким образом, для безопасности передвижения на транспортном средстве важно соблюдать правильную дистанцию и интервал, руководствуясь ПДД. Не менее важно корректно выполнять встречный разъезд, а в спорных ситуациях, не изложенных в правилах дорожного движения, уметь договориться между собой. Соблюдение требований и рекомендаций поможет избежать возникновения ДТП.
Что следует делать водителю обгоняемого ТС
- Автовладельцу запрещено создавать препятствия обгону, которые могут быть вызваны повышением скорости или действиями иного характера.
- Нельзя теснить обгоняющее авто. От того, насколько быстро пройдет обгон, зависит безопасность всех участников движения, находящихся в зоне проведения маневра.
- В случае, когда ситуация не позволяет проводить обгон, а водитель сзади не может этого определить, следует предупредить его посредством сигнала рукой или включением сигнала левого поворота на короткое время.
Какой штраф за нарушение 9.10?
Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.
Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.
Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.
Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.
Вопросы читателей
Несмотря на то что встречный разъезд является простым маневром, в жизни случаются ситуации, способные поставить в тупик даже опытных автолюбителей. Примеры таких спорных ситуаций, нередко обсуждаемых на автомобильных форумах, приведены ниже.
Недавно ездил в соседний город. Недалеко от него есть речка — дорога с обоих берегов спускается под уклоном, спуски/подъемы, как положено, обозначены знаками. Подъезжаю к спуску и вижу, что слева на дороге грунт после дождя сполз с обочины и наполовину перегородил проезд по полосе, а внизу от моста едет машина. Водитель увидел меня — встал. Я тоже остановился, но, сколько ей ни «моргал», показывая, что у нее приоритет, она так и не сдвинулась с места, пока я не плюнул и не проехал спуск первым. Потом уже увидел, что за рулем девушка, а на заднем стекле у нее «!». Интересует: смог бы я как-то отмазаться, если за такой маневр меня остановили гаишники.
Ответ: Формально — вряд ли. Вы сами говорите, что спуск был обозначен знаками 1.13 и 1.14. Преимущество проезда участка трассы с препятствием, как Вы верно отметили, было у девушки за рулем встречной машины. Вы нарушили ПДД, и если бы это увидели сотрудники дорожной инспекции, то они имели полное право Вас оштрафовать. Единственным вариантом для Вас было бы попытаться уговорить их отнестись к ситуации с пониманием, по-человечески. Иногда это срабатывает, но чаще всего все-таки нет.
Месяц назад чуть не попали с женихом в аварию. На деревенской дороге выехали из-за деревьев к узкому деревянному мосту через пруд. Никаких знаков, чтобы мы уступили проезд, там не было. Мой молодой человек как ехал, так и влетел на мост, а с другой стороны на него в это же время въезжал трактор. Ладно, тормоза у нас хорошие — успели остановиться в метре от ковша. Потом уже узнали от тракториста, что знак с нашей стороны моста недавно сбили местные мальчишки. Но если бы мы попали в аварию, кто бы за нее отвечал? Мы или местные власти, недоглядевшие, что знака нет?
Ответ: Ситуация неоднозначная. Закон вы не нарушили. За отсутствие знака перед однополосным мостом должна отвечать местная поселковая администрация и организация, обслуживающая дорогу. Поэтому если бы вы попали в серьезное ДТП, то опытный адвокат мог бы попытаться потребовать возмещение материального ущерба и выплаты на восстановление вашего здоровья с местных властей. С другой стороны, юристы последних могли бы вменить вам превышение скоростного режима при прохождении поворота перед мостом. Отсюда совет: на незнакомых дорогах ведите себя осторожней!
Конечно, несоблюдение правил встречного разъезда обычно не приводит к трагическим последствиям по причине того, что автомобилисты совершают маневр на невысоких скоростях. Однако, чтобы свести риск повреждения собственных авто при подобном разъезде к минимуму, всем водителям не мешает время от времени повторять правила его выполнения. Ведь если каждый участник дорожного движения будет помнить, кто обязан уступить при встречном разъезде, то и аварий на дорогах будет меньше.
Условия при которых не целесообразно выполнять обгоны
- в плотных транспортных потоках;
- перед остановкой у светофора;
- если после обгона состояние дорожного полотна не позволит двигаться с большей скоростью;
В этих случаях водитель, выполняющий этот маневр, создает опасную дорожную ситуацию как для себя, так и для других участников движения. При выполнении обгона водитель должен хорошо просматривать весь участок дороги, где будет выполнен этот маневр. По этому, в целях обеспечения безопасности движения, обгон запрещен правилами на участках дороги с ограниченной видимостью. В качестве дополнительной информации о его запрете на проезжей части наносят сплошные линии белого цвета, которые запрещается пересекать во всех случаях.
Основные действия при встречном разъезде на скорости
Правила, регламентирующие встречный разъезд, описывают, к сожалению, далеко не все. Увы, даже соблюдая их, вы рискуете встретить водителя-лихача или пьяного, которому все равно, за кем преимущество.
Это приводит к страшным ситуациям, когда обе машины несутся навстречу друг другу с приличной скоростью, и нужно срочно что-то предпринимать. Запомните несколько правил:
Опережение транспортных средств
ПДД не регламентируют действия водителя при осуществлении опережения автомобилей на проезжей части. Водитель совершая маневр должен руководствоваться правилами безопасности при движении на дороге, соблюдать скоростной режим, разметку и дорожные знаки.
При подъезде к пешеходному переходу, водитель должен убедиться что пешеходов на нем нет и продолжить движении дальше. Если ТС находящиеся справа от вас закрывает обзор, то вам необходимо остановится перед пешеходным перекрестком и убедится в отсутствии пешеходов.
Судебная практика
- Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
- Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
- Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
- Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.
Обгон крупногабаритного транспортного средства
Обзор дорожной ситуации будет не полным, если двигаться за крупногабаритным транспортным средством. Обгон таких автомобилей требует от водителей определенного опыта и навыков. Начинать его необходимо с плавного смещения своего автомобиля к левой полосе, где лучше просматривается дорожная ситуация. Величина пройденного пути при обгонах зависит от скорости движения транспортных средств и ее разницы между обгоняющим и обгоняемым автомобилями.
Скорость обгоняемого автомобиля (кмч)
Скорость обгоняющего автомобиля (кмч)
Длина пройденного пути при обгоне (м)
Время обгона (сек)
Вне населенного пункта
Прим. В таблице представлены примерная длина пути и время при безопасных обгонах, с учетом правильно выбранных дистанциях и боковых интервалах на дорогах с обычным, сухим покрытием.
Встречный разъезд
Встречный разъезд — это маневр движение встречных ТС по одной полосе в разных направлениях на ограниченном участке дороге.
Когда встречный разъезд затруднен, водитель, находящийся на стороне препятствия, обязан уступать дорогу.
В случае, когда имеется препятствие на уклонах, расположенных в зоне действия знака 1.13 или 1.14, уступать дорогу обязан тот водитель, который движется в сторону спуска.
Обгон с выездом на полосу встречного движения
При выполнении обгона с выездом на полосу встречного движения необходимо правильно рассчитать траекторию движения своего транспортного средства с учетом движения встречных автомобилей Сближение с ними происходит со скоростью, равной сумме скоростей обоих транспортных средств. Поэтому при таких обгонах необходимый путь до встречных автомобилей должен быть в 2-3 раза больше. Для выполнения безопасного обгона следует учитывать ширину проезжей части и состояние дорожного полотна, выдерживая боковые интервалы в пределах 1-1,5 метров. Опасно выполнять маневр, если поверхность дороги имеет выбоины, неровности, волнистости при которых нарушается устойчивость автомобиля. Грубой ошибкой является выполнение обгона сразу за впереди движущимся автомобилем, выполняющим обгон. При этом водитель не видит реальной ситуации, развивающейся впереди из-за ограниченного обзора.
При какой разметке обгон разрешен
Обгонять ТС, движущееся впереди, можно только при наличии на проезжей части прерывистой линии. Иногда возникает вопрос о том, можно ли обгонять, если на дороге обозначена сплошная? Такой обгон разрешается лишь в случае движения рядом с тихоходным транспортом при наличии знака 3.20, запрещающего обгон.
Чтобы снизить риск ДТП при совершении обгона, следует очень четко просматривать дорогу и предварительно убедиться не только в том, что маневр будет произведен по правилам, но и в том, что это будет безопасно для всех участников движения. Также это поможет избежать штрафов за нарушение Правил.
Двойной обгон или обгон с перестроением на правую полосу
Очень опасен “двойной обгон”. При его выполнении водитель нарушает правила дорожного движения. Опасность этого маневра заключается в ограниченной видимости полосы движения встречного направления и минимальных боковых интервалов при разъездах.
Распространенной ошибкой является перестроение на правую полосу движения с целью опережения по ней впереди идущего транспортного средства, когда левые полосы движения заняты для обгона. Водитель, сидящий с левой стороны в своем автомобиле, своевременно может не заметить стоящее на правой полосе препятствие и произвести на него наезд.
Во всех случаях при выполнении обгона необходимо оставлять небольшой запас мощности двигателя, который в случаи необходимости позволит увеличить скорость. Обгон на грунтовых и заснеженных дорогах начинают с включения пониженной передачи, избегая пробуксовки колес и заносов транспортного средства. Рулевое колесо при этом вращают плавно двумя руками. На влажной дороге, покрытой грязью или мокрым снегом, при выполнении обгона заранее необходимо включить стеклоочистители ветрового стекла, воспользовавшись при необходимости и стеклоомывателями. При выполнении обгона в ночное время следует предупредить водителя обгоняемого автомобиля переключением света фар. Старайтесь завершить обгон как можно быстрее, не задерживайтесь в зоне невидимости водителя обгоняемого автомобиля. Если в процессе обгона у вас возникли сомнения относительно возможности безопасного завершения маневра, возвратитесь обратно на прежнюю полосу движения. Завершение обгона следует начинать не раньше того, как в зеркало заднего вида вы сможете увидеть обе фары обгоняемого автомобиля. После этого включите указатель правого поворота, чтобы предупредить водителя о перестроении на его полосу.
ли со статьей или есть что добавить?