Как своими руками продезинфицировать автомобиль от вирусов — что использовать
Дезинфекция автомобиля относится к способам профилактики заболеваемости среди населения. Проводится согласно инструкциям СанПиН и сводов правил по обеззараживанию. Выполняется самостоятельно и службами/ИП по дезинфектологии.
Эксперимент. Убивает ли микробы антибактериальная обработка кондиционера?
Современный автомобиль сложно представить без такой необходимой в летнюю жару опции, как кондиционер. Прохладный воздух в салоне особенно приятен, когда приходится долгое время проводить в автомобиле под палящим солнцем. Однако наслаждаться комфортным микроклиматом можно не бесконечно. Со временем включение охлаждения сопровождается появлением неприятного запаха. Это первый сигнал к тому, что для решения проблемы нужна антибактериальная обработка кондиционера автомобиля. Кроме «подвального» микроклимата в машине существует опасность получить инфекционное заболевание. Так что медлить с обслуживанием нельзя.
Как почистить кондиционер авто самому: важные нюансы процедуры
Любой ответственный автовладелец следит за состоянием своей машины, агрегатов, уровнем технических жидкостей. Не меньше внимания следует уделять автомобильному кондиционеру. Своевременная дезинфекция системы предотвращает появление неприятных запахов и продлевает «жизнь» климатической установки.
Как дезинфицировать кондиционер дома и в машине самому — лайфхаки
Дезинфекция кондиционера в помещении и транспорте препятствуют возникновению болезней. Процедуру выполняют тремя методами.
Простые средства для дезинфекции и самостоятельного ремонта автомобильного кондиционера
После аномально теплой зимы и лето обещает быть весьма жарким! А значит, пора провести профилактику кондиционера, поубивав в нем скопившиеся колонии опасных микроорганизмов, порождающих неприятный запах и легочные заболевания. А также восстановить уровень хладагента и перекрыть утечки!
Для чего нужна антибактериальная чистка автокондиционера
Чтобы понять, зачем нужно регулярно чистить и дезинфицировать кондиционер в машине, давайте сперва разберемся с тем, как он устроен и работает.
Система автокондиционера заполнена хладагентом. Под высоким давлением, нагнетаемым компрессором, хладагент поступает в испаритель (теплообменник, находящийся в салоне), где из жидкого состояния он становится газом, при этом резко охлаждаясь.
На ледяном испарителе конденсируется влага, которая смешивается с пылью находящейся в потоке воздуха, обдувающего испаритель. Со временем грязь накапливается, и в ней появляются плесень, грибки и бактерии.
Для того чтобы снизить до минимума количество грязи и пыли, поступающих с воздухом в систему вентиляции и кондиционирования, в автомобилях существуют специальные салонные фильтры.
Но кроме грязного воздуха в салоне автомобиля, кондиционеру могут угрожать и другие опасности:
- Дорожная грязь попадает в пространство между радиатором охлаждения двигателя и радиатором автокондиционера (конденсатором). Это ведет к нарушению охлаждения компрессора кондиционера и его поломке с последующим дорогостоящим ремонтом.
- Грязь является еще и причиной коррозии алюминиевых деталей автокондиционера. Любая микротрещина может привести к утечке хладагента, что опять-таки приведет к необходимости ремонта системы кондиционирования в машине.
Таким образом, своевременная чистка и антибактериальная обработка автомобильного кондиционера помогут продлить срок его службы и не допустить появление многих неисправностей.
Почему засоряется кондиционер
Самым уязвимым узлом в системе кондиционирования воздуха является радиатор-испаритель. Его основная задача состоит в преобразовании хладагента из жидкой фазы в газообразное состояние. В тот момент, когда происходит процесс теплообмена с воздухом, на поверхности испарителя конденсируется влага. Во время движения к влажному радиатору прилипают пыль, пыльца и другие мельчайшие частички, имеющиеся в воздушном потоке, который проходит через соты теплообменника.
В результате влажная среда становится отличной «почвой» для развития и размножения плесени и бактерий. Кроме неприятного запаха с потоком воздуха попадают в салон и болезнетворные микробы. Одним из опаснейших видов заболеваний является легионеллез. Сильно страдают от загрязненного кондиционера и люди, страдающие от аллергии. Чтобы избавиться от микроорганизмов и неприятного запаха, периодически должна проводиться дезинфекция кондиционера автомобиля.
Зачем проводится чистка кондиционера автомобиля
Кондиционер автомобиля требует к себе периодического внимания и обслуживания. Его своевременная чистка исключает появление неожиданных неполадок и непредвиденных расходов, а также проблем со здоровьем. Дело в том, что внутри устройства образуется идеальная среда для развития и размножения всевозможных бактерий. Во время работы кондиционера внутри появляется влага, которая смешивается с пылью и грязью, попадающими внутрь вместе с воздухом. Это указывает на то, что чисткой кондиционера пренебрегать не стоит. Помимо перечисленных нюансов из-за накопления загрязнений ухудшается производительность узла, что усложняет поддержание необходимого температурного режима в жаркий день, а появление неприятного запаха в салоне станет последним симптомом, указывающим на неполадки с устройством.
Периодичность обработки кондиционера
Наиболее точная информация по очистке кондиционера приводится в руководстве по эксплуатации к вашему авто. Если периодичность по каким-то причинам определить не удаётся, то придерживаясь рекомендаций специалистов, профилактические мероприятия следует проводить 1–2 раза в год. Если вы или ваши родные аллергики, то антибактериальную обработку нужно осуществлять чаще. В то же время необходимо учитывать, насколько часто эксплуатируется автомобиль и при этом используется кондиционер, каков климат в вашем регионе, дороги, по которым вам приходится передвигаться. В основном чистка автокондиционера проводится в весенний период перед началом его эксплуатации, или осенью — по его завершении. Однако никто не запрещает провести чистку в любое время.
Признаки, при которых необходима дезинфекция
Существует несколько признаков, указывающих на необходимость обслуживания устройства:
- Появление посторонних звуков. Их характер может быть различным: потрескивания, шумы, свист.
- Неприятный запах. Он может присутствовать в салоне всегда, но при активации кондиционера он будет усиливаться.
- Появление влаги. Если было замечено, что при включении климатической установки из воздуховода начала появляться влага, то это говорит о необходимости безотлагательной чистки узла.
Последствия бактериального загрязнения кондиционера
Неприятный запах — это полбеды. Появляется он из-за скапливаемой на испарителе влаги (конденсата). В ней образуются грибки, бактерии, плесень, которые со временем покрывают внутреннюю поверхность воздуховодов. Постепенно уровень отложений повышается настолько, что это приводит к появлению неприятного запаха при активации кондиционера. Однако нюанс не только в запахе, но и в том, что бактерии несут опасность для организма человека.
Кроме этого, попадание дорожной грязи между двумя радиаторами (системы охлаждения и кондиционирования) приводит к нарушению работы компрессора, что может послужить причиной его преждевременной поломки. Из-за грязи на алюминиевых элементах кондиционера появляется коррозия, в результате чего возникает утечка фреона.
В чем заключается дезинфекция кондиционера
Дезинфекция кондиционера — это очистка от загрязнений + обеззараживание элементов прибора, через которые проходит воздух и отводится влага.
- элементов, участвующих в циркуляции воздуха;
- теплообменников;
- испарителей;
- элементов системы дренажа.
Задача обеззараживания кондиционера — уничтожение инфекций и устранение других причин, провоцирующих аллергию, болезни.
По закону № 52-ФЗ и нормам СЭС процедуру делают перед первым использованием, затем 1–2 раза/год. Калориферы очищают каждые полгода. Фильтры чистят ежемесячно, а меняют вместе с дезинфекцией.
Пенная очистка
Затхлый запашок из кондиционера рано или поздно появляется в салоне любого автомобиля – хоть бюджетного, хоть премиального. Ибо система кондиционирования воздуха устроена на всех машинах примерно одинаково. Главный элемент, на котором, собственно, и выделяется столь желанный в жару холод, – это испаритель, специальный радиатор, идентичный по размеру радиатору печки, установленный глубоко в недрах торпедо. Через него продувается воздух, выходящий в итоге охлажденным. Однако при работе испарителя на нем постоянно оседает и скапливается пыль, а процесс охлаждения заставляет конденсироваться на его поверхности капли влаги из атмосферного воздуха. В результате мы имеем постоянно влажную пыль, в которой, как тыквы на навозной куче, обильно плодятся бактерии, микрогрибки, плесень. Зловонные продукты их жизнедеятельности мы вдыхаем, пока кондиционер не вышел на полную мощность и в течение некоторого времени после его выключения.
Помочь справиться с этими напастями может регулярное обеззараживание системы кондиционирования, но под ним многие ошибочно понимают лишь забрызгивание специальной ароматизирующе-антисептической пены в заслонки воздушных дефлекторов в салоне… Тогда как основная проблема кроется в загрязненном испарителе – чистить и дезинфицировать нужно в первую очередь именно его! Вот только подобраться к нему сложно – как косвенно, через систему вентиляции, так и напрямую, планомерно разбирая торпедо. Но способ есть. Отсек испарителя можно целиком заполнить специальной очистительной пеной через дренажное отверстие, имеющееся на каждой машине с кондиционером. Доступ к трубочке дренажа можно получить под капотом или снизу, из смотровой ямы или с эстакады.
Именно на чистку испарителя через дренаж и рассчитан американский пенный аэрозоль StepUp SP5152. С помощью длинной трубки содержимое пол-литрового баллона полностью закачивается в отсек испарителя, где эффективно размягчает и смывает с поверхности испарителя всю грязь и пыль. И губит 100 % микробов, оставляя дезинфицирующую пленку на поверхностях на будущее! Весь процесс занимает примерно 20 минут, затем еще столько же потребуется на вентиляцию салона при включенной рециркуляции, после чего кондиционер работает как новенький – без запаха и с изначальной эффективностью, часть которой «съедала» ухудшающая холодоотдачу пыльная шуба!
Дезинфекция транспорта от коронавируса
Для автомобиля используют антисептики с содержанием этилового спирта от 75 % или дезинфектанты с вирулицидным действием (от вирусов).
Особенности обеззараживания автомобиля в быту:
- дезинфицируют каждый день и при риске заражения;
- твердые поверхности обеззараживают салфетками;
- чехлы и мягкие обивки орошают спреем; ;
- включают автомобильный озонатор.
Общественный транспорт от коронавируса обеззараживают на конечных остановках и в конце смены. Дезрастворами протирают/орошают поверхности, к которым касаются руками.
- Мойка пола.
- Протирание поручней с дезсредством.
- Орошение раствора либо распыление аэрозоля туманообразователем (после смены).
- Проветривание.
В санитарных автомобилях обеззараживают УФ-облучателем и дезинфектантами с кислородообразующими веществами, хлором. УФО включают на 5–15 минут каждые 2 часа и сразу после перевозки пациента с коронавирусной инфекцией.
Что произойдет, если не обслуживать кондиционер?
Еще один аргумент в пользу регулярного обслуживания кондиционера – это забота об окружающей среде. Дело в том, что утечка фреона конкретно загрязняет окружающую среду. Поэтому регулярное техническое обслуживание кондиционера является отличной мерой по защите окружающей среды, поскольку при периодическом обслуживании такая утечка хладагента может быть вовремя обнаружена и устранена.
Также запомните, так как в такое регулярное обслуживание кондиционера входит не только осмотр и заправка самой системы фреоном но и очистка всей системы кондиционирования воздуха с антибактериальной обработкой, то это напрямую влияет на состояние здоровья самого водителя и его пассажиров.
Дело в следующем, что система кондиционирования в автомобиле является тем самым рассадником микробов, бактерий и и различных грибков.
Так что друзья запомните, если вы не будете регулярно обслуживать кондиционер, то вы конкретно рискуете своим здоровьем и здоровьем пассажиров. Например, при скоплении в системе кондиционирования воздуха различных микробов водитель и пассажиры в салоне могут не только испытывать необъяснимую для них усталость, но у них также может появиться еще и проблема с дыханием и со зрением. А дело в том, что эти мизерные паразиты (микробы и бактерии) находясь в системе кондиционирования воздуха, при попадании последних в салон авто, могут сильно раздражать глаза человека и поражать дыхательные пути.
Внимание! Если вы являетесь аллергиком (или ваши пассажиры), то ни в коем случае не пренебрегайте обслуживанием системы кондиционирования воздуха.
Откуда берется запах
Неприятный запах в салоне авто является признаком загрязненности системы кондиционирования
Почему печка в машине плохо греет прочитать можно здесь
Неприятные запахи в салоне автомобиля – это уже следствие, а причиной являются микрочастицы пыли, травы, насекомых, которые попадают в систему извне. Ведь воздух для кондиционера, прежде всего, попадает с улицы, а уже во влажной среде системы частицы, находящиеся в нем, разлагаются и стают причиной «аромата» в салоне. Обратите внимание, что главной опасностью такой ситуации является не столько неприятный воздух в машине, сколько то, что очень легко подхватить заболевания верхних дыхательных путей. Так что чистка автомобильного кондиционера – это и забота о своем здоровье и здоровье вашей семьи!
Признаки сильных загрязнений
Пятна и налет видно через дверку для обслуживания прибора. Также из кондиционера пахнет метаном, есть слизь в дренажной системе. Наличие инфекций подтверждается лабораторным исследованием проб.
С воздухом в кондиционер попадают взвешенные бактерии, плесневые споры, пыльца, дым, другие примеси. В теплой влажной среде они быстро размножаются и выдуваются из прибора в комнату или салон транспорта.
- хроническую усталость;
- аллергии;
- конъюнктивиты;
- аспергиллезы;
- микозы внутренних органов;
- атипичные пневмонии;
- другие патологии.
Регулярное освежение
Как уже было сказано, вместо промывки испарителя многие часто ограничиваются пшиканьем антисептических средств в дефлекторы системы вентиляции. Без очистки испарителя этот метод бесполезен, но в довесок к нему – наоборот! Ведь многочисленные и протяженные каналы подачи воздуха вентилятором/отопителем тоже накапливают на своих стенках пыль, которая в сырую погоду напитывается влагой из воздуха, интенсивно прогоняемой по ним. Эта влага способствует быстрому развитию бактерий – хотя и не служит столь мощным источником вони, как непосредственно испаритель. Поэтому каналы вентиляции тоже следует обеззаразить. Кстати, эта процедура весьма полезна и тем автомобилям, которые… не обладают кондиционером!
Для санитарной обработки каналов вентиляции на автомобиле у американской марки StepUp есть особый аэрозоль SP5150N. Этот 128-миллилитровый баллончик очень легок и прост в применении: нужно извлечь из отсека воздушный фильтр салона, плотно закрыть все двери и окна, включить вентилятор на высоких оборотах, включить режим рециркуляции воздуха и, установив баллон на пол рядом с сиденьем переднего пассажира, нажать на клапан (он сам зафиксируется в открытом положении). Затем покинуть салон и закрыть дверь. Далее даем средству минут 5–10 поработать, сами же спокойно наблюдаем снаружи. Как и пенный очиститель испарителя, SP5150N не только убивает микроорганизмы «здесь и сейчас», но и на долгое время формирует для них неблагоприятную среду. Такую процедуру имеет смысл делать для профилактики каждую весну.
Видео-инструкция: дезинфекция автокондиционера своими руками (дешевым средством из аптеки)
Средства для дезинфекции автотранспорта
Автомобиль обеззараживают средствами с несколькими действующими веществами.
Рейтинг препаратов широкого спектра для дезинфекции транспорта:
Форма | Название | Назначение |
Аэрозоль | Airco-Pure WYNN’S | Для кондиционера и салона автомобиля |
Жидкий концентрат | «Септолит Тетра» | Для поверхностей, воздуха, кондиционеров |
Моюще-дезинфицирующие салфетки | «Трилокс» | Для поверхностей |
Концентрат хлоргексидина | «Дезин» | Для сенсоров, дисплеев, экранов, мониторов, различных поверхностей |
Не портят покрытия дезинфектанты на основе спирта, гуанидинов, аминов, ЧАС, с перекисью и/или хлоргексидином.
Антибактериальная обработка кондиционера в машине
Помимо регулярного обслуживания системы кондиционирования воздуха с антибактериальной обработкой, и для того чтобы предотвратить появление в системе грибков, микробов и бактерий, Вы должны также вовремя менять воздушный салонный фильтр, который в том числе является таким же рассадником различных вредных микроорганизмов.
К большому сожалению, замена салонного фильтра в некоторых автомобилях связана с определенными трудностями. А дело в том, что во многих моделях автомобилей салонный фильтр расположен в не совсем легкодоступном месте и находится под капотом или в том же салоне.
Правда в большинстве таких случаев вам достаточно всего лишь открутить несколько деталей, чтобы получить доступ к фильтру и поменять его на новый. Подробнее о том, как можно заменить салонный фильтр вы можете прочитать здесь.
Кстати, антибактериальную обработку системы кондиционирования воздуха вы можете провести сами самостоятельно, купив заранее специальное средство для очистки кондиционера от микробов и бактерий. Как правило, такое средство представляет собой обычный баллон пены с длинным шлангом, которую нужно нанести прямо на испаритель, который расположен (как правило) прямо за салонным фильтром.
После обработки испарителя необходимо запустите двигатель и открыть все вентиляционные отверстия включив тем самым кондиционер на полную мощность. Дайте поработать системе кондиционирования воздуха некоторое время, чтобы антибактериальная пена для очистки кондиционера распределилась по всей системе кондиционирования воздуха.
Обратите свое внимание на следующее, что во время дезинфекции кондиционера вы не должны находиться внутри салона машины. После антибактериальной очистки системы вы должны тщательно проветрить салон, а также провести влажную уборку интерьера.
Способы очистки автомобильного кондиционера
Когда дело доходит до очистки системы кондиционирования, оказывается, что существуют определенные сложности, не позволяющие все сделать своими руками. Сотрудники специализированных автосервисов настойчиво рекомендуют делать полную очистку кондиционера ежегодно. Однако комплексная чистка кондиционера автомобиля должна производиться только на СТО, которая имеет специальное оборудование. Это объясняется тем, что система кондиционирования является замкнутой и герметичной. Любое вмешательство автовладельца приведет к нарушению воздухонепроницаемости, испарению хладагента. Без вмешательства мастеров автоцентра устранить данные неполадки не удастся. В процессе профессиональной очистки производится демонтаж радиаторов, трубопроводов, выполняется химическая обработка всей системы, меняется хладагент.
Тем не менее, некоторые узлы можно обслуживать самим автолюбителям. Например, очистка испарителя автокондиционера с наружной стороны является достаточно простым, хоть и кропотливым занятием. Достаточно раз в полгода выполнить не сложную обработку, чтобы поддерживать кондиционер в исправном состоянии. Лучше всего обслуживание проводить перед началом жаркого сезона и в конце осени. Чтобы облегчить удаление прилипших загрязнений, владелец автомобиля может воспользоваться специальными чистящими средствами.
Как упредить появление запаха и отсрочить повторную дезинфекцию
Процедура дезинфекции и очистки автокондиционера понятна, но чтобы как можно реже к ней прибегать, следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- своевременно менять салонный фильтр;
- избегать образования сырости.
Если первый совет не вызывает вопросов, то во втором случае систему кондиционирования лучше просушивать естественным путём, а не с помощью отопителя. В этом случае охлаждение следует отключать хотя бы за 5 минут до места прибытия, оставляя работать только вентилятор, посредством которого просушится система. Таким образом, конденсат будет образовываться в минимальном количестве, что снизит вероятность появления неприятного запаха.
Периодическое обслуживание кондиционера автомобиля позволяет свести к минимуму появление неполадок с системой и необходимость в дорогостоящем ремонте. После ознакомления с пошаговыми инструкциями, дезинфекция устройства будет по силам каждому автолюбителю. Если простые способы очистки не дали должного результата, система кондиционирования нуждается в более тщательной обработке.
Устранение утечек фреона
В герметичной и замкнутой системе кондиционера утечки хладагента недопустимы. Но с возрастом машины они рано или поздно появляются – теряют эластичность резиновые колечки на стыках шлангов и трубок, появляются микроскопические точечные отверстия и микротрещинки в испарителе. Чаще всего первые утечки не фатальны, и кондиционер начинает просто медленно терять производительность, слабее холодить и требовать дозаправки – поначалу раз в год, потом раз в сезон… Бесконечные пополнения количества фреона – накладны, поиск места ничтожной утечки – непрост, да и в возрастных системах этих мест может быть немало, и ремонт выльется в замену едва ли не всех элементов… Подобное, безусловно, нерентабельно, поэтому для исправных, но теряющих герметичность кондиционеров существует уникальное средство от бренда Hi-Gear – HG9547 – герметик американского производства. HG9547 подходит для любых систем, заправленных массовым и распространенным хладагентом R-134a, и способен устранять утечки в кондиционерах, теряющих после заправки до 400 граммов в сутки – то есть текущих весьма интенсивно! Стоимость «Герметика автомобильного кондиционера» от бренда Hi-Gear сопоставима со стоимостью одной дозаправки кондиционера фреоном. Но воспользоваться герметиком более выгодно, потому что после применения этого препарата утечек больше не будет, и дальнейшая дозаправка фреоном уже не потребуется.
Баллон HG9547 – это небольшая емкость на 128 граммов фреона R-134a, в котором растворены специальные присадки, полимеризующиеся при контакте с воздухом на выходе из неплотностей. Носик баллона имеет штуцер, подходящий к штуцеру заправки автомобильных кондиционеров с R-134a, поэтому его достаточно просто присоединить на вентиль низкого давления, и состав из флакона перейдет в систему, которая может быть как полностью, так и частично пустой. Содержимое баллончика доведет объем хладагента в системе до работоспособного состояния, включенный кондиционер разгонит препарат по системе, а добавленные в состав присадки быстро загерметизируют утечки. Если система до применения герметика была полностью пустой, то после герметизации потребуется дозаполнить ее хладагентом до штатного давления.
Проведение дезинфекции автомобилей разных видов
Личные машины дезинфицируют по усмотрению владельца.
Обязательному обеззараживанию подлежит транспорт:
- медучреждений;
- СЭС;
- организаций/ИП дезинфектологов;
- перевозки пассажиров (общественный транспорт, такси, пароходы, самолеты, другие виды);
- ритуальных услуг;
- доставки пищевого сырья, продуктов или напитков;
- перевозки животных, птицы, рыбы;
- доставки продукции растительного либо животного происхождения;
- транспортировки отходов.
Автомобили дезинфицируют после мытья снаружи и внутри.
Рекомендуем посмотреть сюжет:
Санитарная обработка автомобилей Скорой помощи
Проводят санацию машин Скорой помощи в том же медучреждении на площадке для дезинфекции или на территориальной дезстанции.
Алгоритм заключительной дезинфекции санитарного транспорта:
- Освобождают автомобиль.
- В салоне включают на 10 минут УФ-лампу открытого типа.
- Дезсредством на основе хлора или кислородообразующих веществ протирают поверхности, распыляют аэрозоль.
Дезинфицируют машины после перевозки носителя инфекции, больного с заразной патологией, при загрязнении рвотой, калом, кровью или мочой.
Общественного транспорта
Текущую дезинфекцию метро, автобусов, вагонов, иных видов общественного транспорта выполняют силами персонала в течение дня на конечных остановках маршрута. Дезрастворами широкого спектра протирают поручни, моют пол, орошают сиденья. После смены делают заключительное обеззараживание на дезстанции холодным туманом.
Транспортная организация по перевозке пассажиров оформляет договор с дезинфекторами.
При перевозке пищевых продуктов
По санитарным правилам машины моют + обеззараживают после доставки каждой партии товара. Обрабатывают сверху и внутри автомобилей, тару, любые поверхности, контактирующие с продукцией.
Обеззаразить разрешено хлорсодержащими дезинфицирующими средствами с антимикробным + фунгицидным действием.
Растворы применяют методом:
- протирания;
- орошения;
- распыления аэрозоля.
После обработанные поверхности моют, сушат, проветривают до исчезновения запаха.
Дезинфекция такси
Автомобиль должен выезжать на смену после обработки в пунктах дезинфекции такси. Обеззараживают ежедневно.
Водитель обеззараживает на протяжении смены после доставки пассажира. Дезинфицирующими салфетками протирает панель, руль, дверные ручки, другие поверхности. Спиртовым спреем орошает сиденья, коврики для ног. Проветривает салон.
Грузовики
Обрабатывают автомобили всех категорий и тару, цистерны, прицепы, контейнеры, хранилища.
Грузовик обязательно обеззараживают после доставки:
- животных, птиц, рыб;
- мяса, молока, другого сырья для пищевой продукции;
- партии продукции животного либо растительного происхождения, зараженной бактериями, грибками;
- отходов, испорченной продукции.
Профилактическую дезинфекцию грузовиков выполняют раз в 1–1,5 недели. Обеззараживают также автомобили перед их перевозкой ж/д или водным транспортом.
Как же кондиционер в машине охлаждает воздух?
Жидкий фреон, заправляемый в кондиционер, попадает в систему в виде газа. Когда мы включаем кондиционер для охлаждения салона этот газ фреон сжимается компрессором, что приводит к его нагреву. Далее фреон попадает в теплообменник системы кондиционирования, где происходит охлаждение хладагента за счет его расширения в объеме. В этот момент газ-фреон переходит в жидкое состояние. Дальше в жидком состоянии этот фреон переходит в расширительный клапан откуда далее попадает уже на испаритель.
Так как на этом этапе фреон не находится под давлением, то при прохождении через испаритель он снова переходит в газообразное состояние. Во время перехода жидкого фреона в газообразное состояние он как-раз и охлаждает стенки испарителя.
Через испаритель кондиционера для охлаждения салона система вентиляции пропускает воздух с улицы, а при включенной функции рециркуляции пропускает его через себя, т.е. тогда, когда воздух поступает непосредственно из салона автомобиля.
Воздух, проходящий через поверхность холодного испарителя, охлаждается и попадает в салон. Стоит здесь отметить, что при охлаждении теплого воздуха на испарителе образуется конденсат из-за содержания в воздухе воды (влаги). Конденсат затем стекает через дренажную систему кондиционирования на дорогу.
Далее весь цикл повторяется.
Таким образом все системы кондиционирования воздуха работают в автомобиле в соответствии с этим принципом. Правда в зависимости от марки, модели и от конструкции кондиционера этот процесс операции преобразования фреона из газового состояния в жидкое может немного различаться.
Так, к примеру, существуют две системы охлаждения воздуха в современных автомобилях, а именно: климат-контроль с автоматическим управлением системой кондиционирования воздуха в салоне, и обычный кондиционер с ручным управлением.
Вот например, обычный кондиционер может охлаждать температуру в салоне машины только в заданном диапазоне температур, а именно, включив в машине обычный кондиционер он будет охлаждать температуру воздуха постоянно. В случае изменения погодных условий для корректировки температуры в салоне машины вы должны вручную увеличить (как правило) либо уменьшить мощность обдува салона. Климатическая же система кондиционирования воздуха поддерживает необходимую температуру в салоне автоматически с помощью датчиков даже при изменении внешних погодных условий.
Самой удобной климатической системой на сегодня является мультизональный климат-контроль (многозонный), который позволяет сделать индивидуальную настройку температуры для водителя и отдельно для переднего пассажира. В дорогих автомобилях в последние годы появился климат-контроль и для задних пассажиров, которые могут настраивать желаемую температуру прямо в задней части салона.
Так ли необходима климатическая система?
Кондиционер – специальное техническое средство, установленное в автомобиле для решения вопроса комфортного пребывания в салоне водителя и пассажиров. А также для защиты последних от воздействия факторов внешней среды. На потребительском рынке существует огромное разнообразие климатических автосистем. Все они классифицируются в зависимости от технических свойств, возможностей, марки транспортного средства и производителя. Сегодня кондиционер – это не средство роскоши, а обязательное устройство, которым должен быть оборудован салон автомобиля. И даже если модель транспортного средства не предусматривает наличие климатического оборудования, его можно смонтировать самостоятельно. При должном уходе устройство будет создавать постоянный комфорт водителю и пассажирам. А если владелец сможет самостоятельно решить такой вопрос, как дезинфекция кондиционера автомобиля своими руками, то и обслуживание будет выгодным. Не придется каждый раз при появлении неприятного запаха в салоне обращаться в сервисный центр. Ведь с течением времени на внутренних частях кондиционера начинают образовываться различные вредные микроорганизмы в виде грибков и плесени.
Современные методы дезинфекции
Вручную машины обрабатывают химическим и механическим методом. В приоритете автоматическая дезинфекция.
Для наружного обеззараживания используют дезбарьер. Устанавливают после моющих секций.
В дезбарьере есть:
- дезматы (обеззараживают шины);
- дезинфицирующий тоннель для аэрозольной обработки (рамка);
- датчики автоматического пуска.
Для дезинфекции внутри машины используют генераторы пара либо холодного/горячего тумана, автомобильные озонаторы или УФ-облучатели. У современных аппаратов есть режимы автоматической работы.
К просмотру видеоролик:
Дезинфекция системы кондиционирования своими руками
Чтобы самостоятельно очистить автомобильный кондиционер от накопившихся микроорганизмов, следует воспользоваться одним из антибактериальных составов. В качестве примера можно рассмотреть дезинфекцию системы при помощи средства CONDICLEAN (КОНДИКЛИН). Это специальный спрей, который разработан для удаления бактерий, грибков, микробов и вирусов из замкнутых систем. Данный состав не только устраняет затхлость в кондиционере, но и отлично обеззараживает поверхности, которые контактируют с конденсатом.
Технология очистки выглядит так.
- Сначала необходимо извлечь из автомобиля салонный фильтр.
- Затем запускается двигатель авто и включается кондиционер на минимальную мощность.
- После этого в воздуховод следует распылять антибактериальный аэрозоль в течение 20 секунд. Лучше всего направлять струю CONDICLEAN непосредственно на вращающийся вентилятор.
- Машину сразу же необходимо заглушить, все окна в салоне закрыть. В таком состоянии оставить автомобиль на 20 минут.
- Снова запускается мотор, открываются окна, включается система кондиционирования на максимальные обороты.
- Через 5 минут активного проветривания кондиционер будет очищен.
Опытные водители рекомендуют выработать определенную привычку, которая будет предотвращать скапливание на испарителе мельчайших частичек. Когда до пункта прибытия автомобиля останется несколько минут, следует выключить кондиционер. Под влиянием наружного теплого воздуха трубопроводы и испаритель высохнут. В этом случае пыль не сможет прилипнуть к сухой поверхности.
Приятно жарким летом находиться в машине с исправным кондиционером. Нужно только периодически проводить дезинфекцию системы, удалять мусор и загрязнения с поверхности радиатора. Тогда и обращаться к специалистам СТО придется намного реже.
Нормативные документы
С 2021 года действуют санитарные правила СП 2.1.3678-20, статья 17 закона № 259-ФЗ в редакции от 18.03.20 г., приложение № 9 постановления № 272 с поправками от 14.08.20 г. В документах указаны сан-эпидемиологические требования к обеззараживанию автомобилей.
Водителю служебного автомобиля выдают акт о проведении дезинфекции транспорта. Его может проверить СЭС, Роспотребнадзор, патрульные госслужбы. За отсутствие выписывают штраф 1–80 тысяч рублей, приостанавливают работу организации-нарушителя.
Выбор очистителя
Современный рынок предлагает довольно широкий спектр всевозможных средств чистки. Если говорить о конкретных производителях, то специалисты рекомендуют обратить внимание на аэрозоли от Liqui Moly Klima Fresh. По отзывам, весь процесс его использования вместе с проветриванием авто занимает около 30 минут, если, конечно, правильно следовать инструкции.
Также довольно эффективными в своём роде можно назвать пенные средства от Henkel. Эта же торговая марка занимается изготовлением аэрозолей на водной основе, которые помогают очистить воздушные каналы, не приводя к коррозии металла.
Рекомендуем: Когда менять тосол и можно ли его смешивать?
Еще один весьма популярный очиститель выпускается американским производителем Step UP. Это пенное средство, которое идёт в комплекте с дренажной трубкой и отлично устраняет запахи и микробы. По количеству и содержанию отзывов, пенный очиститель автокондиционера Step UP пользуются большим успехом среди отечественных автомобилистов.
Также внимания заслуживают аэрозоли от Mannol Air-Con Fresh. Эти средства прекрасно подходят не только для чистки скопившихся загрязнений, а и для профилактики появления грибка и плесени. Вся процедура в совокупности займёт 10 минут, а вам останется только проветрить салон. Неплохими вариантами могут стать средства от Кондиклин CRC Airco Cleaner, PRESTO Klimaanlagen-reiniger.
Мало кто знает, что кроме профессиональных средств для ухода за кондиционером, его можно почистить и подручными. К примеру, тот же хлоргексидин в составе «Кондиклина» в свободном доступе продаётся в аптеке. При этом самостоятельное приготовление раствора позволит существенно снизить цену очистки кондиционера своими руками.
Также вполне сгодится порошок хлорамин Б – его применяют для дезинфекции различных бытовых предметов. Выбор очистителя зависит только от ваших финансовых возможностей, а также доступного вам выбора очищающих средств.
Рекомендации Роспотребнадзора
Рекомендации о дезинфекции автомобилей указаны в письмах № 02/2120-2020-32, 02/6338-2020-15. Нормы изложены в СанПиН 2.3.6.1079-01, 3.5.1378-03, иных документах.
- возле больниц строят крытую площадку для дезинфекции машин;
- обеззараживают на дезстанциях после оформления договора;
- в течение дня водители автомобилей выполняют текущую дезинфекцию;
- уборочный инвентарь замачивают в хлорном растворе.
При использовании дезинфектантов надевают средства индивидуальной защиты.
Как часто необходимо выполнять эту процедуру?
Многие автомобилисты задаются этим вопросом. Периодичность такой процедуры зависит от способа использования кондиционера, дистанций движения транспортного средства, модели системы и иных эксплуатационных характеристик. Лишь учитывая совокупность всех данных, можно сделать вывод о частоте проведения дезинфекции кондиционера транспортного средства.
Существуют модели климатических устройств, где есть множество фильтров, поэтому для них проводится антибактериальная чистка перед знойным сезоном. В зимние периоды кондиционер используется для обогрева салона транспортного средства. С такой же задачей может справиться и печка транспортного средства. Поэтому информацию об этих свойствах кондиционера можно узнать от специалистов, а также ознакомиться с инструкцией к устройству.
Если автовладелец знает, как провести дезинфекцию кондиционера в автомобиле своими силами, то проблем с неприятным запахом в салоне у него не будет. Он в любое время может провести чистку устройства в своем транспортном средстве. Все же существуют общие рекомендации по периодичности этой процедуры – не реже чем один раз в год.
Каким способом можно провести дезинфекцию кондиционера в автомобиле?
В зависимости от метода и способа выполняемой чистки выделяют различные виды дезинфекции климатического устройства транспортного средства.
ли со статьей или есть что добавить?