ДТОЖ на ВАЗ 2107: Конструкция и назначение
ВАЗ 2107 народный отечественный автомобиль, который широко распространен в странах СНГ. За свой длительный период производства «семерка» практически не изменилась за исключением двигателя. Начиная с 00-ых годов ВАЗ 2107 начала оснащаться двигателем с инжекторным впрыском топлива.
Все двигателя у которых впрыск топлива осуществляется через инжектор имеют большое количество различных датчиков. Датчики необходимы для правильной и надежной работы ДВС.
В данной статье речь пойдет о датчике температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2107, а именно рассказывается о его расположении, назначении, признаках неисправности и способах самостоятельной замены.
Датчик температуры автомобиля ВАЗ 2107
В автомобильных системах используется несколько видов датчиков. Для экономии топлива и быстрого включения мотора, необходимо, чтобы исправно функционировал датчик температуры охлаждающей жидкости. Этого требует и ВАЗ 2107. Как и во всех машинах, в ВАЗ 2107, инжектор необходимо вовремя охлаждать, для чего и нужна специальная жидкость. Зачастую возникают неполадки прибора, контролирующего тепловое состояние антифриза.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости осуществляется самостоятельно и без особого труда. В статье рассмотрено, где находится прибор, как проверить его исправность и установить новый.
Датчик включения вентилятора автомобиля ВАЗ 2107
Двигатель российского автомобиля ВАЗ 2107 снабжен охладительной системой в виде радиатора и других узлов, предотвращающих перегрев цилиндров двигателя во время возгорания топливовоздушной смеси. Ключевым моментом в цикле охлаждения является электрический вентилятор, обдувающий радиатор для понижения температуры тосола либо антифриза, циркулирующего в его трубках. Работа вентилятора регулируется датчиком включения, дающим сигнал напрямую, или электронным блоком управления (ЭБУ), в зависимости от вида подачи топливовоздушной смеси машины.
Датчик ДТОЖ
В ВАЗ 2107 применяется два датчика температуры один отвечает за работу с ЭБУ и замер температуры, а второй за включение вентилятора при достижении определенной температуры включение вентилятора.
Назначение
Датчик температуры предназначен для определения температуры жидкости охлаждения и передачи показаний на электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В его задачи входит не только определение температуры, но и корректировка топливной смеси, а именно основываясь на показаниях с ДТОЖ, блок двигателя определяет нужное количество топлива и формирует топливную смесь.
Во время прогрева в холодное время года можно заметить повышенные обороты прогрева.
Конструкция
Конструкция датчика довольно простая в его корпус помещен терморезистор, который меняет свое сопротивление с изменением температуры. Выполняет чаще всего датчик из бронзы и пластика. Имеет разъем с выводом для подключения цепи питания.
Термостат
Термостат на ВАЗ 2107 расположен в подкапотном пространстве, рядом с полкой для установки аккумуляторной батареи. Он представляет собой колбу из латуни или алюминия. На своем корпусе имеет 3 патрубка, для соединения с резиновыми патрубками охлаждения. Назначение патрубков на корпусе следующее:
- Самый верхний отвечает за поступление охлаждающей жидкости от двигателя.
- Центральный является выходным патрубком, через него жидкость циркулирует малым кольцом, только через двигатель.
- Нижний патрубок соединяется с радиатором, открывая путь по большому кольцу циркуляции.
Термостат ВАЗ 2107 для карбюраторных и инжекторных двигателей является одинаковым.
Внутри корпуса термостата установлен клапан, покрытый специальным составом, реагирующим на температуру.
Виды датчиков
Датчики подразделяются на виды. Раньше устанавливались электромеханические устройства, позже стали применяться электронные.
Электромеханическая модель
Представлены крупным корпусом, изготовленным из толстого слоя стали. Внутри располагается камера с церезитом, покрытая мембраной, реагирующей на рост температуры. Эта конструкция и является чувствительным элементом.
Рядом с мембраной расположен толкатель, который при нагревании перемещается вверх, что провоцирует замыкание системы передвигающихся контактов. Стрелка указывает на соответствующие показатели.
Электронный вид
Такой датчик температуры для ВАЗ 2107 актуален для новых моделей. Здесь в качестве чувствительного элемента выступает терморезистор.
При нагревании меняется сопротивление, что фиксируется определенной схемой. С нее сигнал поступает на управленческую панель.
Применяемые датчики температуры
Для информирования водителя о тепловом состоянии двигателя служит датчик температуры охлаждающей жидкости. Он подает сигнал непосредственно на панель приборов. В случае если температура близиться к критической, водитель имеет возможность вовремя узнать об этом и предпринять превентивные меры.
За поддержания нормального теплового режима силовой установки служит датчик включения вентилятора. Он обеспечивает нахождение температуры мотора в узком диапазоне. Выход из строя измерителя чреват перегревом двигателя и закипанием антифриза.
Датчик температуры топлива присутствует не на всех машинах ВАЗ 2107. Авто, на которых установлен карбюратор не нуждается в данном измерителе. На ВАЗ 2107 инжектор датчик температуры топлива появился в 1995 году.
Датчики температуры наружного воздуха и внутри салона не идут в базовой комплектации ВАЗ 2107. Поэтому автовладельцы самостоятельно модернизируют свои машины дополняя их перечисленными измерителями.
Где находится
Датчик расположен на головке блока цилиндров между третьим и четвертым цилиндром. Расположение он такое получил не просто так именно эти цилиндры наиболее теплонагруженные и поэтому датчик установлен именно там, чтобы контролировать температуру на самом горячем участке двигателя.
Датчик температуры включения вентилятора расположен в радиаторе охлаждения, в радиаторе имеется специальное отверстие с резьбой в которое и вкручивается сам датчик.
Принцип работы
Работа термостата основана на открытии клапана и увеличении радиуса системы циркуляции. При старте холодного двигателя, клапан закрыт, охлаждающая жидкость циркулирует только внутри самого двигателя. По достижении температуры в 80–90 градусов, клапан открывается, позволяя задействовать в охлаждении еще и радиатор. Циркуляция увеличивается. Термостат предназначен для снижения времени прогрева двигателя.
Расположение прибора
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) врезан в радиатор охлаждения. Именно такое положение, при котором происходит прямой контакт с нагревающимся антифризом, обеспечивает высокую чувствительность детали.
В устаревших моделях измеритель выступал в роли заглушки для закрытия бака. В новых проход для слива герметизируется отдельной пробкой, а для датчика температуры предусмотрено свое отверстие.
Прибор располагается прямо на головке блока двигателя. Чтобы отыскать его, следует посмотреть на силовой агрегат слева, или же проследить по отходящему проводу от панели приборов, к которой и подключен измеритель. После того, как хозяин авто нашел прибор, можно приступать к дальнейшим операциям.
Для карбюраторных систем
На дорогах эксплуатируется еще множество машин ВАЗ 2107 с карбюраторной подачей топливной смеси. Как и в инжекторе, охлаждение двигателя происходит благодаря радиатору и вентилятору, только регулирование процесса осуществляется датчиком вентилятора.
Место нахождения и принцип действия
На старых автомобилях начинается дополнительное охлаждение при достижении тосола определенной температуры, обычно 92 °С (есть различия для отдельных датчиков). Карбюраторные системы снабжены 2 датчиками ОЖ — один на регулирование работы вентилятора, а второй отправляет показания на панель приборов водителя.
Сенсор, включающий вентилятор расположен на панели радиатора снизу, с правой стороны. Чтобы его увидеть, требуется поднять капот и на тыльной стороне видна «гайка» с проводкой. Обычно это модификации ТМ-108.
Принцип работы заключается в изменении объема рабочего тела датчика при колебании температуры его рабочего тела. Внутри толстостенного стального корпуса находится рабочая смесь покрытая гибкой пластиной, прикрепленной к толкателю, который соединяет контакты при срабатывании датчика.
В стальном корпусе датчик равномерно нагревается, рабочее тело расширяется и происходит подключение контактов, вентилятор срабатывает.
Существует несколько модификаций устройств — ТМ108; ТМ108-10; 661.3710. Первый рассчитан на рабочие температуры: 92–99 °С (срабатывание и отключение контактов). Второй рассчитан на более холодный режим работы: 87–92 °С. Эти датчики работают в схеме с дополнительным реле и выдерживают ток в 1 А. Если релейный контакт не предусмотрен, и вентилятор подключается напрямую к датчику, то применяется последняя модель на 16 А.
Признаки неисправности
Поломок у датчика не очень много, но спутать его неполадки можно с другими неисправностями автомобиля. Поэтому выявить настоящего виновника неправильно работы двигателя поможет компьютерная диагностика, но заподозрить ДТОЖ в поломке можно с помощью его признаков поломки.
Неисправности ДТОЖ:
- Автомобиль плохо запускается;
- Нет повышенных оборотов при прогреве;
- Повышенный расход топлива;
- Не показывает шкала температуры ОЖ;
Неисправности датчика включения вентилятора:
- Вентилятор не включается автоматически;
- Низкая или высокая температура включения вентилятора;
Стоимость датчиков
Датчики температуры ВАЗ 2107 обладают привлекательной стоимостью. Их низкая цена обусловлена простотой конструкции, недорогим процессом производства и отсутствием необходимости использования дорогостоящих материалов. Поэтому, если не работает какой-либо измеритель, требуется проверить его и при необходимости произвести замену. В таблице ниже представлены ориентировочные цены на датчики.
Таблица — Стоимость датчиков температуры ВАЗ 2107
Датчик | Стоимость, рубль |
---|---|
Датчик включения вентилятора | 300-450 |
ДТОЖ | 370-500 |
Датчик температуры наружного воздуха | 340-700 |
ДТС | 240-500 |
Датчик температуры топлива | 450-800 |
Неисправности
Клапан термостата является основным узлом в термостате. Он является причиной неисправности этой детали автомобиля ВАЗ 2107.
- Клапан не открывается при нагреве. Это приводит к перегреву двигателя и закипанию охлаждающей жидкости.
- Клапан неплотно закрывается. Вследствие этого двигатель нагревается очень долго либо перегревается.
Клапан может выйти из строя по следующим причинам:
- Появление налета и накипи в посадочном седле.
- Залипание в посадочном седле при длительном времени простоя.
- Выход из строя пружины, она может потерять свойство упругости, сгнить при использовании обычной воды. Также пружина может повлиять на точность входа клапана в посадочное седло. Перекос приводит к неплотному закрыванию.
В большинстве случаев, термостат выходит из строя при использовании жесткой воды, вместо антифриза. Также просто при достижении времени эксплуатации.
Замена запчасти
Датчик температуры антифриза на ВАЗ 2107 для карбюраторного двигателя важен, потому что в случае его неисправности на инжекторе будут передаваться неверные данные.
Перед тем, как начать снимать старый датчик температуры с двигателя на ВАЗ 2107, он должен полностью остыть. В противном случае при открытии отверстия жидкость может нанести ожоги.
Самостоятельная замена измерителя охлаждающей жидкости на ВАЗ проводится по следующим этапам:
- Обесточивание бортовой сети для предотвращения короткого замыкания в случае попадания влаги на провода. Это может произойти при их плохой изоляции, но в любом случае, рекомендуется отключение от сети.
- Слив антифриза, находящегося в цилиндрах. Для этого заранее необходимо подготовить емкость.
- Сдвиг защитного колпачка и отсоединение контактных проводов. Для снятия необходимо потянуть их вниз и слегка на себя.
- Выкручивание датчика при помощи торцевого или гаечного ключа на 21. При откручивании нужно быть внимательным к сохранности тонкого уплотнительного кольца.
Перед вкручиванием нового прибора стоит зачистить места присоединения. Обычно там скапливается грязь и пыль, которые также негативно сказываются на работе. При этом можно использовать ветошь, которая не оставит ворсинок. Отверстие необходимо обработать обезжиривателем.
Установка нового измерителя с соблюдением обратной последовательности перечисленных пунктов:
- Закручивание датчика. При этом не стоит прилагать серьезных усилий, чтобы исключить риск срыва резьбы.
- Подсоединение проводов.
- Закрытие защитного колпачка.
- Наполнение блоков цилиндров охлаждающей жидкостью. Лучше использовать новую жидкость, даже если недавно производилась замена.
- Подключение к сети.
- Запуск мотора.
- Проверка ДТОЖ.
Не стоит пользоваться герметиком для резьбы. Профессиональные автомобилисты и автослесари не сливают жидкость перед заменой, ловко закрывая отверстие рукой. Снятый прибор можно проверить на исправность.
Проверка
Проверить термостат на работоспособность можно без демонтажа из подкапотного пространства. Для этого необходимо:
- Завести двигатель и дать ему прогреться.
- По достижении температуры в 80 градусов, потрогать третий, самый нижний патрубок. Он должен оставаться холодным.
- После 80–85 градусов, нижний патрубок должен начать нагреваться, так как работоспособный терморегулятор должен открыться и дать доступ к циркуляции через радиатор.
Эти мероприятия помогают выявить исправный терморегулятор. К неисправностям, выявленным этим способом можно отнести:
- Нижний патрубок нагревается вместе со всеми остальными, но температуры еще не достигла порога открывания клапана. Это указывает на неплотную посадку клапана.
- Двигатель перегревается, но патрубок не нагрет. Это указывает на заклинивание клапана в посадочном седле.
Для того чтобы точно убедиться в исправности или выходе из строя этой детали, ее необходимо демонтировать. Терморегулятор крепиться только к патрубкам, стальными хомутами. Для демонтажа нужно выполнить следующие действия:
- Дождаться полного остывания двигателя.
- Выкрутить болт для слива антифриза. Он расположен в нижней части блока двигателя. Для полного слива нужно открыть крышку радиатора или расширительного бочка.
- Ослабить отверткой 3 хомута на патрубках.
- Вынуть термостат.
Перед проверкой, деталь можно почистить от накипи и грязи. После очистки, терморегулятор положить в емкость с водой и поставить емкость на огонь. Температуру воды необходимо контролировать техническим градусником (не медицинским). По достижении температуры в 80–85 градусов, термостат должен открыться. Если вынуть открывшийся узел из воды, то по прошествии некоторого времени он должен закрыться, так как температура клапана снизилась. Если открытия или закрытия не произошло, деталь признается неисправной и требует замены.
Проверка на исправность
Перед тем, как проверять рабочие возможности, стоит обратить внимание на предохранители. Зачастую их перегорание вызывает отказ работы датчика.
Самостоятельно проверить датчик на корректную работу можно при помощи определенных инструментов: бытового мультиметра, кипятильника, термометра. Также пригодится емкость с водой.
Инструкция к проверке:
- Всей резьбовой зоной датчик помещается в воду.
- Вместе с ДТОЖ в емкость опускается термометр.
- Контакты мультиметра и датчика соединяются, измеряется сопротивление.
- Погружается кипятильник удаленно от других приборов и подключается к сети, нагревается жидкость.
- Показательная температура — 95 °C. При ней не должно быть сопротивления. Когда подобное подтверждает мультиметр, это значит, что запчасть функционирует правильно. В случае, когда наблюдается сопротивление — прибор сломан.
Реставрация температурного датчика невозможна. В продаже нет отдельных деталей и материалов, с помощью которых можно было бы починить прибор. Основная причина — литая конструкция корпуса. Невозможность разборки не дает доступа к внутренностям и, тем более, к их замене.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107
Замена датчика температуры ОЖ на ВАЗ 2107 выполняется согласно инструкции, которая представлена ниже.
- Обесточить бортовую сеть.
- Слить ОЖ из блока цилиндров.
- Сдвинуть защитный колпачок на датчике и отсоединить провод.
- С помощью ключа «на 21» или глубокой головкой выкрутить датчик.
- Установить новый датчик в обратной последовательности.
Замена
Замена данных датчиков довольно простоя работа, с которой справится практически любой человек. Замену можно проводить двумя вариантами, со сливом ОЖ и без слива.
Второй вариант замены более быстрый и его используют чаще всего, поэтому рассмотрим вариант замены ДТОЖ без слива ОЖ.
Внимание! Замену следует проводить на холодном двигателе, чтобы избежать ожогов.
Процесс замены
- Снимаем разъем с датчика, который будет заменен;
- Откручиваем ключом датчик против часовой стрелки и затыкаем пальцем отверстие датчика;
- Берем новый датчик и быстро устанавливаем его на место;
Потери ОЖ при такой замене минимальные, а сэкономленное время около часа.
После замены необходимо проверить уровень антифриза и при необходимости долить его.
Почему датчик выходит из строя
Может быть несколько причин поломки:
- Нарушение изоляции датчика. В случае плохой изоляции проводки возникает замыкание, которое провоцирует сгорание прибора.
- Возле датчика обрываются провода, из-за чего не может включаться вентилятор и автомобиль перегревается.
- Электрический контакт находящийся внутри, рвется или покрывается трещинами. В этом случае невозможна точная передача данных на панель управления.
Выход из строя чаще происходит в зимний период.
Замена своими руками датчика включения вентилятора
Для замены датчика температуры, отвечающего за включение вентилятора радиатора на ВАЗ 2107, рекомендуется придерживаться инструкции, которая приведена ниже.
Отсутствие сигнала при перегреве антифриза
На приборной панели слева внизу расположено поле, где указывается температура жидкости для охлаждения. При нагревании до 95 °C делается вывод о том, что система охлаждения вышла из строя и двигатель может перегреться.
Бывают случаи, когда сигнал не передается:
- Перегоревший датчик охлаждения. Это обычно встречается при резком перепаде напряжения в бортовой сети. Предпосылкой может стать короткое замыкание электропроводки.
- Перегоревший предохранитель. Выявляется визуально, он будет почерневшим и слегка оплавленным, что требует замены.
- Вышедшая из строя проводка. Для проверки можно ее прозвонить или проверить мультиметром на наличие сопротивления.
На все больше вытесняемый карбюратор некорректное функционирование ДТОЖ не оказывает должного влияния.
ли со статьей или есть что добавить?