Транспортные средства: классификация. Категории транспортных средств
Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.
Определение ПДД — что такое остановка и стоянка?
Остановка и стоянка два очень похожих термина, но ПДД различает из очень жестко и путать их не нужно!
Давайте разберемся с каждым термином поподробнее
Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.
Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.
Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.
Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Правила дорожного движения для водителей маршруток, автобусов и троллейбусов
Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.
Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.
ТС – это. Виды и основные характеристики транспортных средств
Несмотря на то что двигательная активность необходима каждому организму, россияне предпочитают автомобиль или общественный транспорт. Это связано с огромными расстояниями, преодоление которых пешком заняло бы не один час. В отличие от водителей, пассажирам достаточно поверхностных знаний о дорожном движении.
Иная ситуация происходит, когда человек садится за руль. Получение прав на вождение обязывает знать не только законы РФ, но и все правила, действующие на дорогах страны. Не менее важным является изучение информации о постановке на учет транспортного средства и иных процедурах, необходимых собственнику авто.
Механическое транспортное средство
В ПДД Очень часто встречается понятие «механическое транспортное средство». Большинство правил распространяются именно на них. Чтобы понимать нужно ли руководствоваться тем или иным правилом следует точно понимать, что входит в данное понятие и какие ТС исключены из данной категории.
Транспортное средство
Жизнь современного человека неразрывно связана с пользованием транспортом. В Правилах дорожного движения в большинстве пунктов встречается понятие «транспортное средство». И хоть в ПДД речь идет только о наземных ТС, в реальности они бывают нескольких видов.
Основные понятия и термины
Правила дорожного движения (ПДД) — это основной документ, регулирующий дорожное движение на всей территории Российской Федерации.
Основные понятия и термины
Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Текст ПДД содержит 24 раздела, каждый из которых определяет правила поведения участников дорожного движения. Разделы разбиты на пункты. Кроме того, Правила имеют два приложения:
- Приложение 1 «Дорожные знаки»;
- Приложение 2 «Дорожная разметка».
Изучая Правила дорожного движения, необходимо, в первую очередь, ознакомиться с некоторыми понятиями и терминами, которые встречаются в тексте ПДД. В пункте 1.2 Правил даются их определения, которые приведены ниже в алфавитном порядке.
Определение понятия “препятствие” по ПДД. Виды препятствий на дороге. Какие препятствия обгоняем, а какие объезжаем
Каждый водитель хотя бы раз в жизни сталкивался с препятствием на дороге. Под данным понятием подразумевается неподвижный объект, наличие которого на проезжей части делает невозможным дальнейшее движение в необходимом направлении. Согласно ПДД, препятствия в большинстве случаев необходимо объезжать. Однако делать это нужно таким образом, чтобы не нарушить Правила дорожного движения и избежать административной ответственности в виде денежного штрафа или изъятия водительского удостоверения.
Классификация по назначению
Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.
Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.
Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.
Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.
Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.
Остановка.
Для начала определение из ПДД.
“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
То есть прекращение движения ТС на время до 5 минут — это все равно будет остановка, и не важно по какой причине — высадка пассажиров, груза, просто водитель решил постоять — это все равно остановка!
Если Вы высаживаете пассажиров либо выгружаете груз и пусть это занимает более 5 минут, то все равно это будет остановка будет продолжаться 10-15-20 минут.
Тут единственное требование, что бы процесс высадки либо погрузки выгрузки шел непрерывно для стороннего наблюдателя. С посадкой высадкой — это понятно, скажем автобус высаживает пассажиров и вряд ли все пассажиры выйдут за 2-3 минуты, но и с погрузкой разгрузкой будет то же самое.
Скажем подъехали Вы к дому на легковом автомобиле встали под знак «Стоянка запрещена»
и выгружаете груз.
По правилам нужно поступить так — выгрузить груз на тротуар и переставить свой автомобиль в разрешенное место. А не так что бы взять груз и бегом бежать на 9 этаж, потом бегом обратно. Да для Вас процесс идет непрерывно, а для стороннего наблюдателя нет.
Понятие
Транспортным средством (ТС) называют техническое устройство или изделие, которое служит для перевозки людей или грузов на дальние расстояния. Это означает, что грузоподъемные механизмы, перемещающие объект на несколько метров, таковыми назвать нельзя.
К ТС относят не только авто, оснащенные двигателями, но и морские и речные суда. Удивительно, но и устройство, которое приводит в движение животное (лошадь, мул, собака), другой механизм или человек, также может называться ТС.
Существующие виды ТС
Транспортными средствами принято называть любые устройства, которые способны перемещать людей и грузы на относительно дальние расстояния.
Существует утвержденная классификация транспортных средств. Она делит все ТС на два вида по различным признакам:
- Механические транспортные средства.
- Немеханические транспортные средства.
К немеханическим относят такие приспособления, которые не оснащены мотором. Эти ТС приводятся в движение физическими усилиями человека (велосипед) или животных (гужевая повозка). Из общего правила есть и исключения, например, мопеды. Эти средства передвижения хоть и оснащены мотором, но имеют такую малую мощность, что ближе к велосипеду, чем к мотоциклу.
К этому виду ТС относят также прицепы. Сами по себе они не могут двигаться. Для придания им движения требуется присоединить прицеп к автомобилю, который будет буксировать его.
Определение ПДД
Согласно ПДД РФ, транспортное средство — это устройство, которое предназначено для перевозки людей или грузов (в том числе животных) по дорогам. Это определение распространяется только на автомобильный транспорт, но помимо него существует водный, воздушный, железнодорожный и специальный (например, военный — танки). Эти различия указывают на среду перемещения.
Что относится к транспортным средствам
В главе 12 КоАП РФ, отмечено, что транспортными средствами называются устройства для передвижения:
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Прицепы к указанным автомототранспортным средствам.
- Трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
- Транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Основываясь на ПДД и КоАП РФ можно сказать, что к ТС относятся технические устройства, которые могут передвигаться по дороге (в том числе грунтовой, песчаной и т.п.) и подлежат обязательной регистрации в ГИБДД.
Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски
Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.
Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.
Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.
Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.
Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.
Классификация
Если расшифровка аббревиатуры ТС довольно проста, то с видами устройств дано разобраться не каждому. Тем, кто заинтересован узнать что-то новое, поясним, что критериев классификации несколько.
Транспортные средства делят на несколько групп:
- По способу движения: рельсовые и безрельсовые.
- По наличию механики: механические и немеханические.
- По назначению: пассажирские и грузовые.
- По типу хода: самоходные и несамоходные.
- По категориям (и подкатегориям) А (А1), В (В1), С (С1), D (D1), ВЕ, СЕ, С1Е, D1Е, DE, Tm, Tb, M.
Стоянка.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
То есть любое прекращение движения на время более 5 минут, если это не пассажиры или выгрузка груза, то это стоянка, два разных понятия и не путайте их!
Водительские права категории А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):
категория “А” – мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2022 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Что такое механическое транспортное средство
Механические ТС кардинально отличаются от немеханических способом приведения в движении. Автотранспорт оснащен двигателями, которые могут работать на бензине, дизельном топливе, газу или даже электричестве.
Назначение механических ТС – перевозка людей и грузов по дорожным полосам. В перечень транспортных средств механического типа входит огромное количество машин. Обобщить данные позволяет определение ПДД, в соответствии с которым в данную категорию могут входить только те ТС, которые имеют объем мотора больше 50 кубических сантиметров и могут развивать скорость выше 50 км/ч.
Обратите внимание, что именно по этой причине мопед не включен в перечень механических транспортных средств.
Обобщая все ТС по группам можно сказать, что в данную категорию включены легковые авто, грузовые машины, трактора и мотоциклы, а также многие другие.
Какие категории существуют
Законодательство разделяет все машины на категории, которые обозначаются буквами:
- А – мотоциклы и мотороллеры;
- В – автомобили весом до 3,5 тонны с количеством пассажирских мест не более 8. К таким авто можно цеплять прицепы весом не более 750 кг. При наличии прицепа важно чтобы общий вес движущегося автопоезда не превышал ранее заявленных 3,5 тонн;
- С – машины, вес которых превышает 3 500 кг. К ним могут крепится прицепы, вес которых не выше 750 кг;
- D – транспортное средство с количеством пассажирских мест более 8. Возможно использование прицепа весом до 750 кг;
- ВЕ – это все машины, которые входят в категорию В, к которым прицепляется дополнительно прицеп не тяжелее 750 кг, но общая масса автопоезда превышает 3 500 кг;
- СЕ – здесь категория С расширяется за счет разрешения на превышение стандартной массы прицепа (более 750 кг);
- DE – все авто, входящие в категорию D, но с условием, что прицеп можно использовать тяжелее чем 0,75 тонн.
- F – трамваи;
- I – троллейбусы.
Прицеп по правилам может быть частью автотранспорта или просто буксироваться к определенному месту.
Выделенные полосы для общественного транспорта
Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.
Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Автомагистраль
Знак 5.1 — Автомагистраль
Дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Движению по автомагистралям посвящена 16 глава ПДД.
Что не является препятствием
Согласно ПДД, к этой категории не относится затор на дороге, а также любое транспортное средство, которое совершило остановку на полосе в соответствии с 12 разделом правил. Например, если около края проезжей части припарковались 2 мотоцикла без бокового прицепа в два ряда – это не нарушение ПДД. Препятствием они не являются даже в том случае, если они затрудняют проезд по полосе.
Иная ситуация с транспортным средством, которое остановилось не в соответствии с действующими правилами. В этом случае автомобиль считается препятствием. Примером является транспортное средство, остановившееся так, что между ним и сплошной линией разметки расстояние составляет менее 3 метров.
Индексации и виды
Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.
В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.
По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.
Как правильно осуществить остановку или стоянку?
Если нет знаков, не работают исключения о которых поговорим четь попозже, то поставить свой автомобиль нужно так, что бы выполнялось несколько условий
- Параллейно правому краю проезжей части
- Поставить в один ряд
- А если есть обочина, то целиком! на обочине.
Все как сделали водители на картинке внизу
В городе конечно обочины нет, поэтому правильная остановка и стоянка будет выглядеть так
Это общие понятия об остановке и стоянке.
И к вопросу запрещает ли остановка стоянку — да запрещает!
Более подробно с остановкой и стоянкой будем разбираться в следующих статьях.
Классификация категорий водительских прав
В водительском удостоверении категория указывается по правилам, установленным Европейской Конвенцией.
- А — это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
- B — автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
- С — все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3,5 тонн;
- D — пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
- Е — грузовой транспорт, тягачи;
- M — мопеды и скутеры.
У одного водителя может быть несколько категорий. Помимо основных есть и подкатегории:
- A1 — легкие мотоциклы;
- B1 — трициклы и квадроциклы;
- BE — легковые машины с прицепом;
- CE — грузовые авто с прицепом;
- C1 — легкие грузовики;
- C1E — легкие грузовики с прицепом;
- DE — автобусы с прицепом;
- D1 — небольшие автобусы;
- D1E — небольшие автобусы с прицепом;
- Tm — трамваи;
- Tb — троллейбусы.
Не только для водителей дорожного транспорта требуются права. Удостоверение необходимо и тем, кто управляет воздушными и водными ТС. Даже на моторную лодку и катер нужно получить соответствующие водительские права. Любая техника, даже самая простая в использовании, обязывает к получению удостоверения о праве вождения.
Подкатегория А1
подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Начало движения от обозначенного места остановки
Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:
- Ситуация происходит в населенном пункте.
- Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
- Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.
В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу. На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.
Способ движения
Рельсовые ТС – это механизмы, которые передвигаются по специально оборудованным направляющим. Они могут быть следующих типов:
- обычные;
- узкоколейные;
- универсальные;
- монорельсовые;
- комбинированные.
К ним относят поезда, паровозы, тепловозы, автомотрисы, электровозы, дрезины, трамваи и средства передвижения метрополитена.
Безрельсовыми называют все виды сухопутных автомобилей, которые передвигаются по твердой поверхности без использования рельсов.
Правила управления
Для управления механическим ТС человек должен пройти соответствующее обучение и получить доступ к вождению той или иной категории средств. Только наличие действующих водительских прав дает право вождения.
Управлением называется процесс, при котором автотранспорт изменяет свое положение на дороге. Удостоверение о возможности вождения механических ТС выдается на основании успешно сданного экзамена. Первыми получаются категории А и В, причем А не обязательно. И только после этого можно идти на С, D и так далее.
Нельзя управлять транспортным средством, если нет прав. Но и их наличие не всегда позволяет осуществлять движение. Так, водителю запрещено садится за руль, если он находится в состоянии алкогольного опьянения или имеет противопоказания по здоровью.
Все водители проходят регулярный медицинский осмотр, на установление наличия заболевания, препятствующих безопасному вождению.
Буксировка
При использовании механических средств может осуществляться буксировка. Под этим понятием скрывается сразу два определения:
- Одно ТС транспортирует другое. Здесь важно не путать буксировку с эксплуатацией буксируемой машины, независимо от вида сцепки.
- На буксир частично грузится буксируемое средство (нос машины ставится на буксируемую машину).
При осуществлении буксировки важно выполнять ряд обязательных правил, иначе она может быть признана опасной для участников движения. Первое и самое главное условие – буксируемое средство должно иметь водителя за рулем. Из этого пункта есть одно исключение, когда водитель может не находится в машине, осуществлена жесткая сцепка, которая обеспечивает точный повтор траектории движения, буксирующего авто.
Не допускается наличие в салоне буксируемого ТС посторонних лиц (кроме водителя). Присутствие других людей возможно, если транспорт частично или полностью загружен.
Остальные правила регламентируют правила осуществления сцепки:
- на гибкой сцепке обязательно, чтобы тормозная система буксируемого авто была полностью исправна. Длина сцепляющего троса не должна превышать 6 метров;
- при жесткой сцепке важна не только тормозная, но и рулевая система, она также должна быть исправна. Длина сцепляющего механизма не более 4 метров.
При частичной погрузке возможны отступления от обязательных требований. Буксировка может осуществляться при неисправных тормозах и системе управления.
Автопоезд
Механическое транспортное средство (ТС), сцепленное с прицепом (прицепами).
Непреодолимое препятствие
Непосредственно в ПДД такого понятия нет. Однако это то, что можно считать на дороге препятствием. Но при этом его невозможно объехать ни справа, ни слева (то есть ни по полосе встречного движения, ни по обочине). В подобных ситуациях водитель может продолжить движение в нужном направлении только после того, как объект, выступающий в роли непреодолимого препятствия, переместится с проезжей части.
Существует еще один вариант развития событий. Согласно ПДД, препятствие можно не объезжать. Водителю допускается осуществить разворот и построить альтернативный маршрут, но только в том случае, если данный маневр не запрещен знаками или разметкой.
Расшифровка цифровых индексов
По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 – цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.
Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.
Водительское удостоверение категории В
категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.
Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:
1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).
Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки
В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:
Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.
Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.
Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.
Механические и немеханические
В данном случае основным критерием является наличие или отсутствие мотора.
Механические ТС – это такие устройства, которые имеют двигатель. Они в свою очередь подразделяются на:
- Мототранспортные (мотоциклы, мопеды, мотороллеры): имеют два или три колеса, двигатель внутреннего сгорания, особое расположение водителя в седле.
- Автомобили (легковые, грузовые, автобусы, троллейбусы, автомобиль-тягач и седельный тягач): отличает не менее четырех колес, расположенных на двух и более осях. Исключения составляют трехколесные средства массой более четырехсот килограмм.
- Тракторы – машина, выполняющая работы в комплексе с прицепами, подвесными или стационарными устройствами. Может быть на колесном или гусеничном ходу.
Немеханические авто двигателем не оборудованы. К ним относят комбинируемые и буксируемые устройства. В первую категорию входят автопоезда. Во вторую – ТС, у которых вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса. Буксируемые устройства оснащены приспособлением для крепления к авто.
Частые нарушения правил эксплуатации
Водители к сожалению, не всегда выполняют требования ПДД и из-за этого провоцируют создание аварийных ситуаций на дороге. Среди самых распространенных нарушений правил эксплуатации механических ТС выделяют такие:
- Превышение скоростного режима. Каждый участок пути имеет собственные ограничения по скорости. В городе допускается движение до 60 км/ч, а на дворовых территориях вообще до 20 км/ч. За городом показатели могут увеличиваться до 70-90 км/ч, а на автомагистралях наоборот нельзя ездить медленнее установленного скоростного режима.
- Несоблюдение дистанции между авто. ПДД не устанавливает жесткие требования к расстоянию между машинами. И если авария не случается, то штрафовать за маленькую дистанцию никого не будут. Однако именно несоблюдение дистанции приводит к большинству ДТП, когда водитель просто не успевает среагировать и произвести правильные действия.
- Общение по телефону во время вождения без использования специальных электронных средств, которые позволяют не отвлекаться от дороги при разговоре.
- Не включение поворотников. Невозможность сзади идущего транспорта распознать планируемый маневр приводит к созданию аварийных ситуаций.
Не стоит также забывать о требовании использования ближнего дневного света в любое (даже светлое) время суток. Об этом водители часто забывают и получают штрафы за несоблюдение нормы.
Велосипед
ТС, кроме индивидуальных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам
Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:
- Проехать прямо можно по любой полосе.
- Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
- Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.
Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:
В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.
Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.
Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.
Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.
Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.
В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.
Водитель
Лицо, управляющее каким-либо ТС, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Особенности объезда вне населенных пунктов и в них
Правила преодоления препятствия в городах/поселках и за их границами отличаются незначительно. В населенных пунктах водители вправе занимать любую свободную полосу и перестраиваться при необходимости в другую. Таким образом, препятствие можно объехать, переместившись в другой ряд попутного направления.
Вне населенных пунктов движение разрешено по крайней правой полосе. После преодоления препятствия по другим водитель обязан перестроиться в изначальный ряд.
Автомобили иностранного производства и их система классификации
Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.
Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.
Тип хода
У несамоходного агрегата отсутствует мотор. Он не перемещается самостоятельно, а требует усилий, способных привести его в движение. Самоходный же оборудован мощным двигателем. Для его работы необходим человек, имеющий специальные знания и свидетельство о праве управления ТС.
Вынужденная остановка
Прекращение движения ТС из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Вынужденная остановка всегда обусловлена какой-то уважительной причиной, которая не позволяет транспортному средству продолжить движение. Она может произойти в любой момент вопреки желанию водителя и пассажиров. Если преднамеренную остановку можно запретить в определенных местах, то на вынужденную остановку такой запрет не распространяется.
К вынужденной остановке не относится предписанное Правилами прекращение движения на запрещающий сигнал светофора (регулировщика), а также остановка с целью уступить дорогу другому участнику движения. Остановка транспортного средства в заторе тоже не соответствует данному определению.
Обязанность водителя при вынужденной остановке — обозначить свое ТС аварийной сигнализацией и знаком аварийной остановки, а если это возможно — откатить транспортное средство к краю проезжей части или на обочину дороги.
Объезд по обочине
Данная ситуация не выделена в отдельное правонарушение в ПДД. Объезд препятствия по обочине запрещен, равно как и движение по ней. Другими словами, водителю, который использовал данный участок для преодоления неподвижного объекта, грозит в обоих случаях административная ответственность в одинаковом размере.
Согласно ПДД, по обочинам могут осуществлять движение только гужевые повозки. Но при этом они не должны создавать помех пешеходам.
Международная классификация ТС на базе рекомендаций ЕЭК ООН
Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.
Латинские буквы в водительском удостоверении – что это?
Это не что иное, как обозначение категории прав на управление транспортным средством. В законодательстве РФ отражены шестнадцать букв и их сочетаний:
- А – разрешено управлять мотоциклами с колясками и без. Если в строке категория стоит не «А», а «А1», то к ТС предъявляются определенные ограничения: объем двигателя не более 125 см 3 и мощность до 11 кВт.
- В – допускает водителя к вождению легкового автомобиля, джипа, микроавтобуса массой не более 3,5 тонны. Количество пассажиров без учета водителя должно быть не более восьми. Разрешается дооборудовать машину прицепом массой до 750 кг. Подкатегория В1 дает право на управление квадроциклом и трициклом с объемом двигателя больше 50 см 3 .
- С – обозначает вождение транспорта весом более 3,5 тонны. Исключения составляют включенные в категорию D ТС. Это значит, что шофер может сесть за руль средних и тяжелых грузовиков, а также дополнительно подсоединить прицеп массой до 750 кг. Сочетание «С1» определяет возможность вождения только средних по массе грузовых машин (от 3,5 до 7,5 тонны).
- D – разрешено управлять автобусом с количеством пассажиров свыше восьми. Допускается прицеп массой не более 0,75 тонны. Подкатегория D1 ограничивает число перевозимых до 16 человек.
- ВЕ, СЕ, DE – обозначают возможность дооборудования средств прицепом массой свыше 750 кг в соответствующих категориях.
- С1Е, D1Е обозначают разрешение двигаться на грузовике и автобусе в сцепке с тяжелым прицепом. Также следует соблюдать два условия: общая масса не может превышать 12 тонн, а авто должно быть тяжелее прицепа.
- Tm, Tb – допускают водителя к управлению к управлению троллейбусом и трамваем.
- M – используют для вождения легких квадроциклов и мопедов.
Главная дорога
Дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы, и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
На знаках 2.3.1 — 2.3.7 и 8.13 главная дорога обозначена толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими линиями. Водители, движущиеся по главной дороге, имеют преимущество перед теми, кто движется по второстепенной дороге.
Объезд по полосе встречного движения
Противоположные направления разделяются одинарной или двойной сплошной линиями разметки. Согласно ПДД, пересекать их категорически запрещено. В этом правиле исключений нет. Пересечение сплошной линии разметки во всех случаях влечет за собой наложение административной ответственности. Если водитель докажет инспектору ГИБДД, что выезд на встречную полосу был вынужденной мерой, связанной с преодолением неподвижного объекта, уполномоченное лицо может смягчить наказание.
Таким образом, объезд препятствия через сплошную линию разметки также связан со штрафными санкциями.
Характеристики транспорта
В зависимости от назначения ТС его основные параметры различаются. Однако существуют общие характеристики, которые присуще любому авто. К ним относят:
- колесную формулу;
- тип кузова;
- вид рамы;
- схему компоновки;
- пассажировместимость;
- общий объем багажных отделений;
- массу;
- габариты;
- тип двигателя;
- систему питания;
- размер шин;
- вид тормозной системы.
Порядок действий при наезде на неподвижный объект
Данная ситуация признается дорожно-транспортным происшествием, если водитель, пассажиры, пешеходы или другие лица погибли или получили травмы. Кроме того, наезд на препятствие является ДТП, если в результате автомобиль получил повреждения.
Порядок действий в данной ситуации:
- Остановить немедленно транспортное средство. Включить аварийную сигнализацию, выставить соответствующий знак.
- Покинуть транспортное средство. Оценить сложившуюся ситуацию (есть ли погибшие или раненые, уровень материального ущерба).
- При наличии пострадавших вызвать бригаду медиков. Оказать первую помощь раненым.
- Вызвать сотрудников ГИБДД.
- Если состояние раненого человека крайне тяжелое, необходимо доставить его на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение. Водитель в этом случае может покинуть место ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в больницу на своем автомобиле. Но после этого он должен вернуться.
- Разрешено освободить дорогу, если в результате ДТП значительно затруднилось движение других транспортных средств. Но перед этим необходимо зафиксировать все, что имеет отношение к данному дорожно-транспортному происшествию. Это можно сделать с помощью видео- или фотокамеры.
- Записать имена, контакты и адреса проживания очевидцев.
- Оставаться на месте и дожидаться бригаду скорой помощи и сотрудников полиции.
Если вред нанесен только автомобилю, проезжую часть нужно попытаться освободить. Предварительно также необходимо зафиксировать все ключевые особенности ДТП. После этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и эвакуатор (если невозможно убрать транспортное средство с дороги собственными силами).
Классификация ТС по Европейской Конвенции
В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.
Постановка на учет транспортного средства
Такая процедура необходима сразу после того, как у автомобиля появился собственник. Разрешенный срок регистрации ТС составляет 10 дней с момента приобретения. При обращении в ГИБДД необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление.
- Паспорт с подтверждением места регистрации собственника.
- ПТС.
- Документ на право собственности.
- Страховой полис.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
Постановка на учет производится в три этапа:
- Подача документов.
- Осмотр техники сотрудником ГИБДД.
- Получение свидетельства о регистрации автомобиля.
Автолюбителям, желающим сэкономить, можно подать документы через портал госуслуг. В этом случае предлагается заранее пройти техосмотр и оплатить с 30-процентной скидкой государственную пошлину.
Если собственник нарушит закрепленный на законодательном уровне десятидневный срок постановки на учет автотранспорта, то ему грозит штраф размером от 1500 до 10000 рублей. Повторное выявление приведет не только к финансовым потерям, но к лишению права управления ТС на срок до трех месяцев.
Создание помехи: препятствие или нет?
Данное определение встречается в ПДД в разных значениях. Вопреки распространенному мнению, создание помехи – это не препятствие. Ярким примером является ситуация, когда обгоняемое транспортное средство увеличивает скорость, смещается левее и пр. Это препятствие лишь для совершения маневра. Ни один участник движения в данной ситуации не является неподвижным объектом.
Виды ТС по Конвенции
Она включает в себя несколько категорий:
- А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
- B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
- С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
- D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
- Е – грузовой транспорт, тягачи.
Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.
Категория E
В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.
Если остановил инспектор ГИБДД
Сразу после объезда препятствия водителя может остановить сотрудник полиции. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий человека, управляющего транспортным средством.
Водителям рекомендуется придерживаться следующей схемы поведения:
- Попросить инспектора ГИБДД предъявить удостоверение.
- В доступной и спокойной форме объяснить уполномоченному лицу, что противоправное действие носило вынужденный характер. Обратить его внимание на тот факт, что в месте нахождения препятствия отсутствуют знаки. Кроме того, водитель вправе поинтересоваться, почему неподвижный объект не был устранен или не были установлены соответствующие символы.
- Внимательно изучить составленный протокол и схему дорожно-транспортного происшествия. Инспектор ГИБДД обязан отразить в документах факт наличия на проезжей части препятствия. В графе «Объяснения лица» водитель может описать свое видение сложившейся ситуации.
- Зафиксировать участок дороги с находящимся на нем препятствием. Это можно сделать с помощью любого устройства, поддерживающего режим фото и видео. Кроме того, рекомендуется зафиксировать способы преодоления препятствия другими водителями.
- В течение 10 дней нужно обжаловать полученное постановление об административном правонарушении.
При грамотном подходе существует большая вероятность того, что водитель избежит наказания или на него будет возложен штраф в минимальном размере.
Неофициальная европейская классификация
Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.
Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.
С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.
Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.
Административная ответственность
Согласно КоАП, выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки даже при объезде препятствия запрещен. Но в этом случае учитывается наличие неподвижного объекта, то есть водителя не лишают прав. Штраф в этом случае составляет 1000-1500 рублей.
Объезд препятствия по обочине также запрещен, если отсутствуют соответствующие знаки. В данной ситуации размер штрафа также составляет от 1000 до 1500 рублей.
Если на дороге, например, ведутся ремонтные работы, при этом установлены знаки, необходимо ехать в направлении, указанном на них. В противном случае водителю придется заплатить штраф 500 рублей.
VIN-коды
По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.
Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.
Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.
Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.
В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.
Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.
Как открыть новую категорию прав?
Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.
Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:
Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.
ли со статьей или есть что добавить?