Чем отличается 5w30 от 5w40

Содержание

В чем отличие масла 5w30 от 5w40?

Через определенный эксплуатационный период неизбежно наступает момент замены моторного масла – важнейший момент технического обслуживания автомобиля. Проще всего следовать инструкциям, изложенным в технической документации от производителя. Но иногда это невозможно сделать, тогда нужно самостоятельно разобраться с подбором масла, исходя из характеристик, свойств и маркировок моторных масел.

Моторное масло 5W30 и 5W40

Сравним основные моменты по применению моторных масел марок 5w30 и 5w40, в чем сходство и разница между ними, когда применяется каждая из них.

Масло 5w30 или 5w40: в чем отличие, какое лучше

Моторное масло играет ключевую роль в эксплуатации двигателя транспортного средства. От выбора технической жидкости для силового агрегата буквально зависит его надежность и ресурс. Правильно подобранное масло обеспечивает эффективную защиту внутренних деталей двигателя, способствует топливной экономичности. Выбирать масло следует с учетом рекомендаций изготовителя. В инструкции по эксплуатации автомобиля можно найти всю необходимую информацию, касательно предпочтительной вязкости, допусков, условий эксплуатации машины. В этой статье расскажем, чем отличается масло 5W-40 от 5W-30, так как масла с такой вязкостью наиболее востребованы среди российских автолюбителей.

Чем отличается масло 5W30 от 5W40?

разница между маслами 5w30 и 5w40

Корректный выбор смазочных материалов – задача, требующая осмысления. Следует представлять, чем расходники отличаются и как взаимодействуют друг с другом. Чтобы автомобилист сумел выбрать подходящую смазку, на канистрах моторного масла производитель оставляет специальную маркировку. Читая ее, легче выбрать оптимальный вариант.

Моторное масло 5W30 и 5W40 – в чем разница, какое лучше выбрать

Моторные смазки в силовом агрегате транспортного средства играют важную роль в его работоспособности, экономичности. Правильно подобранное автомобильное масло позволяет значительно продлить срок службы мотора. Производители автомобилей рекомендуют сразу несколько марок моторных масел. Неопытным водителям поначалу бывает трудно определиться с выбором смазки, а это очень важно. В автомобильном магазине могут предложить следующие виды масел:

  • Минеральное.
  • Полусинтетическое.
  • Синтетическое масло.

Кроме этого масла делятся по SAE, API, ACEA и допускам автоконцернов. В этой статье мы разберем именно вязкость по SAE, сразу скажу, что выбирать следует отталкиваясь именно от рекомендации автоконцерна для вашего автомобиля. Если для вашего двигателя рекомендовано для вида вязкости по SAE и он имеет уже значительный износ, выбирайте более вязкое. Какое? Разберем далее.

Какое масло лучше зимой, 5W30 или 5W40: основные отличия смазок

Зимняя эксплуатация автомобиля – тяжелое испытание для двигателя. И правильный выбор моторного масла зачастую определяет, насколько гладко и безопасно пройдет зимний период для двигателя.

5W-30 VS 5W-40

Автолюбители осенью частенько задумываются о том, какое масло лучше зимой, 5W30 или 5W40? Одни говорят, что за зимние качества смазки отвечает только первая часть индекса, то есть 5W.

И так, как она в обоих случаях одинаковая – разницы между смазочными материалами нет. Другие не согласны и говорят, что многое зависит не только от зимней маркировки по SAE. А как дела обстоят на самом деле – мы разберемся ниже и во всех подробностях.

Какое масло лучше: 5W-40 или 10W-40

Опубликовано: 2021-08-12 873

Какое масло лучше: 5W-40 или 10W-40

Многие автолюбители при выборе моторного масла для зимы или всесезонного использования выбирают между 5W40 и 10W40. Для того чтобы понять, что лучше, нужно сравнить показатели этих жидкостей и определить, в чем их отличие. Только тогда можно будет сделать вывод, что больше подходит для вашего автомобиля, климата в регионе и условий эксплуатации. Мы расскажем, чем могут отличаться 5W40 и 10W40.

Содержание

Сравниваем вязкость 5w-30 и 5w-40, находим в чем отличия исходя из тестирований

Разберемся в отличиях масел с маркировкой SAE 5W-30 и 5W-40 на канистре, какое выбрать, можно ли заменить одно другим. Продолжаю цикл статей по сравнению масел разной вязкости.

  • Чем отличается 5w-30 от 5w-40 – технические характеристики
  • Сравнение лабораторных тестов 5W-30 и 5W-40
  • 5W-30 или 5W-40 – что лучше?
  • Какое масло лучше зимой – 5W-30 или 5W-40
  • Можно ли смешивать 5W-30 и 5W-40
  • Видео о разнице 5W-30 и 5W-40
  • Последствия использования масла неправильной вязкости

Что означает маркировка

таблица расшифровка масло 5w30

Моторные масла 5w30 и 5w40 наиболее популярны среди автолюбителей и применяются для замены отработанной смазки в двигателе. Это синтетические масла, находящиеся в бюджетной ценовой категории и обладающие универсальными характеристиками, допускающими его использование в различных двигателях.

Коэффициент 5w в маркировке расшифровывает показатель вязкости при пониженных температурах. Второй коэффициент 30 или 40 означает текучесть в летний период при плюсовых температурах. Такая маркировка принята Американской Ассоциацией Автоинженеров (SAE) и является наиболее распространенной. Сочетание обоих коэффициентов в маркировке означает, что масла возможно использовать круглогодично, не опасаясь, что они нанесут вред двигателю. Именно эта универсальность масел 5w30 и 5w40 является причиной их большой популярности.

Особенности работы двигателя в зимний период

Для более полного понимания ситуации с выбором зимнего масла, попробуем зайти издалека. То есть разберемся с теми процессами, которые происходят в двигателе при зимней эксплуатации автомобиля.

Прокачивание смазки по системе масляным насосом

Одновременно с проворотом коленчатого вала стартером, масляный насос стремится засосать масло из поддона и загнать его в магистраль.

Самые высоконагруженные и ответственные контактирующие поверхности в ДВС смазываются принудительно под давлением (коренные и шатунные вкладыши, пальцы поршней, постели распределительных валов).

Схема работы масляного насоса

И если смазка чересчур густая, то насос может попросту не создать достаточно большого давления, чтобы протолкнуть масло по узким магистралям и разнести его ко всем трущимся поверхностям.

В таких условиях двигатель не сможет проработать долго. Шейки валов и вкладыши получат критичные повреждения до того, как двигатель разогреется, и ток смазки по системе нормализуется.

Работа сверхтонкого слоя смазки во вкладышах

Если масло застывает до пластичного состояния, то оно теряет способность создавать так называемый масляный клин и нормально защищать шейки двигателя.

При попытке запуска часто происходит так, что коленчатый вал попросту не прокручивается. Многие автомобилисты ошибочно полагают, что противовесы коленвала (так называемые щеки) увязают в густой смазке, находящейся в поддоне.

На самом деле противовесы в современных моторах не касаются масла в поддоне в принципе никогда в спокойном состоянии, то есть в момент пуска (если уровень не превышен).

Наглядное положение масла в картере двигателя

Стенки цилиндра смазываются масляным туманом в картере и за счет подачи и разбрызгивания масла через каналы в шатунах, а также при подхватывании его противовесами в движении.

Все дело в застывшем до пластичного состояния смазочном материале между вкладышами и шейками и, соответственно, увеличении сопротивления провороту. Для более старых моторов ситуация усугубляется еще и частичным погружением щек в масло.

Температурное увеличение зазоров

Здесь играет роль не только сам факт увеличения зазора между поршнем и цилиндром и сопутствующем прорыве раскаленных газов и жидкого топлива в картер, но и образовываемые ударные нагрузки.

Поршень уже не так плотно сидит в цилиндре, распираемый компрессионными кольцами, а болтается с довольно большой по меркам столь точно подогнанных деталей амплитудой. Это вызовет лавинообразный износ, если стенки цилиндров не будут своевременно и в достаточно мере смазываться.

Кривошипно-шатунный механизм

Летом эти факторы минимальны или вообще отсутствуют. Двигатель сразу со старта нормально защищен, если смазка хорошая. Поэтому к выбору масла на зиму лучше подходить вдумчиво и с пониманием дела.

Как расшифровываются показатели 5W-30 и 5W-40

Прежде чем углубляться в технические и физические подробности, вспомним, что означает показатель вязкости по SAE, если брать во внимание познания широкого круга автомобилистов. Для автовладельцев-обывателей класс моторного масла по SAE говорит о температурных диапазонах, в которых оно используется.

Классификация по SAE

Параметр вязкости включает в себя 2 индекса: летний и зимний. Первый, который с буквой «W», определяет зимние вязкостные свойства, второй, который пишется через дефис – летние. Существуют таблицы, в которых согласно классу по SAE указан диапазон температуры окружающего воздуха, приемлемый для эксплуатации авто.

Для моторных масел категории 5W-30 рабочий диапазон температур составляет:

  • зимняя –30 °C;
  • летняя +35 °C.

Для смазочных материалов категории 5W-40 этот диапазон несколько шире:

  • зимняя –30 °C;
  • летняя +40 °C.

Однако все вышеперечисленные допущения условны. То есть сами по себе вязкостные показатели по SAE и их интерпретация применительно к температуре окружающего воздуха – весьма поверхностные характеристики, не несущие действительно значимой смысловой нагрузки.

Вязкость низко- и высокотемпературная

И эти температурные ограничения не являются жесткими и могут смещаться в ту или иную сторону в зависимости от большого количества факторов.

Причем реальная, эксплуатационная разница между 5W-30 и 5W-40 может быть как довольно большой, так и несущественной. Разберем более глубоко, как определяются эти параметры вязкости и на что они влияют на практике.

Маркировка

Для того чтобы определить, в чем разница этих жидкостей, нужно понять, как расшифровываются аббревиатуры на упаковке масел.

Какое масло лучше 5w40 или 10w40

5W40. Это всесезонное средство, поэтому его не требуется менять с наступлением весны или, наоборот, в холодный период. По традиционной американской классификации API, это синтетическое масло можно использовать как в дизельных, так и в бензиновых двигателях, в том числе в моделях, оснащенных турбонаддувом или интеркулером. Первая цифра или, по-другому, «зимний индекс», зависящий от температурных характеристик и вязкости, говорит о том, что масло может работать до морозов в –30 градусов. Вторая цифра показывает, что оно способно выдерживать также летнюю жару до +40. А пакет присадок обеспечивает ему отличные моющие и защитные свойства, которые позволяют двигателю меньше изнашиваться.

10W40. Это масло представляет собой всесезонный продукт, который можно использовать в любое время года. Оно представляет из себя полусинтетическое средство, в составе которого есть минеральные компоненты и присадки. Индекс вязкости у этого масла позволяет использовать его при температурах до –25 градусов. «Летний» индекс позволяет ему сохранять свои свойства в жару до +40 градусов тепла. Масло 10W40 можно использовать в бензиновых и дизельных движках, при этом оно подходит для моторов с инжекцией и функцией турбонаддува.

Чем отличается 5w-30 от 5w-40 – технические характеристики

Любая разница между маслами по классификации SAE заключается в вязкости. В данном случае низкотемпературный показатель одинаковый, а высокотемпературный параметр нет, значит разница в вязкости будет. 5W-30 имеет кинематическую вязкость при 100℃ в пределах 9,3-12,5 мм2/с, 5W-40 – 12,5-16,3.

Следует понимать, что данная классификация хоть и воспринимается как некий климатический указатель на использование масла, но в целом это просто вязкость, то есть SAE показывает, насколько легко масло будет прокачиваться по каналам, какой толщины масляная пленка образуется на деталях, при какой температуре ниже нуля мотор безопасно запустится и многое другое. Эта характеристика очень важна из-за разницы в параметрах различных двигателей, например, некоторые модели имеют очень тонкий и длинный масляный канал, прокачать по которому вязкое масло насос просто не сможет. Поэтому сравнивать масла по SAE в контексте какое из них лучше категорически нельзя.

Зачастую масла с такой вязкость это синтетика, реже встречается полусинтетика. Чтобы более наглядно показать разницу между указанными вязкостями, возьмем за основу обсуждения синтетические масла.

Значение маркировок 5W30 и 5W40

классификация моторного масла по SAE

Распространенной маркировкой, встречающейся автолюбителям, является 5W30 или 5W40. Индекс «W» указывает на возможность применения смазки в зимний период, при этом чтобы вычислить, какова предельная температура, нужно обратиться к SAE – универсальной системе обозначений. Согласно ей, в холодное время смазочные материалы с индексом «5» обеспечивают холодный пуск силового агрегата при температуре до -35 °С.

Последняя цифра в маркировке «30» или «40» – это предельная граница в градусах Цельсия для летнего периода. Масла эффективно отводят избыток тепла от движимых компонентов, обеспечивая стабильную работу силового агрегата в жару.

Всесезонные масла обладают такими характеристиками вязкости, благодаря которым эксплуатировать их возможно круглый год. Пусть масла 5W30 и 5W40 иотносятся к типу всесезонных смазочных материалов, но они несколько отличаются по параметрам и поведению.

Как расшифровать обозначения 5W-30 и 5W-40

На этикетке любого моторного масла можно найти обозначение вязкости после аббревиатуры SAE. Она состоит из нескольких чисел, которые разделены символом W и тире. Литерой W обозначаются зимние масла (от английского слова «winter» – зима) и числом, например, 0W, 5W, 10W, 15W и так далее.

моторное масло с вязкостью 5W-40

Летние масла обозначаются одним числом – SAE 20, 30, 40. Всесезонное масло, которым обычно и пользуются автомобилисты, является симбиозом обозначения летних и зимних технических жидкостей – 5W-30, 5W-40.

Расшифровать 5W-30 и 5W-40 не составит особого труда:

  • 5W – степень вязкости смазочного материала при низких температурах.
  • 30, 40 – степень вязкости масла при высоких температурах.

Получаем, что 5W-низкотемпературная вязкость, указывающая возможность холодного пуска двигателя при температуре не ниже минус 30 градусов по Цельсию (от стоящей перед символом W цифры отнимаем 35). Но это не значит, что двигатель автомобиля гарантированно заведется с маслом 5W-30 при морозе в 30 градусов.

температурный диапазон использования масел

С понижением температуры окружающей среды масло становится гуще, а это значит, что стартеру потребуются дополнительные усилия, чтобы провернуть двигатель при холодном пуске. Разные производители авто используют стартеры разной мощности. Вот почему важно перед покупкой технической жидкости ознакомиться с рекомендациями, указанными в сервисной книжке.

вязкость моторных масел

Но наибольший интерес представляет второе числовое обозначение. Это показатель высокотемпературной вязкости, указывающий на минимальную и максимальную вязкость моторного масла с достижением рабочей температуры 100-150 градусов по Цельсию. Проще говоря, чем выше второе числовое обозначение, тем оно гуще при высоких рабочих температурах двигателя автомобиля. Исходя из этого понятно, какое масло гуще 5W-30 или 5W-40 с достижением мотором отметки в 100 градусов. Только производитель может в точности сказать хорошо это или плохо для двигателя вашего транспортного средства.

Несколько слов об отличии 5W-30 от 5W-40

Использование смазочных жидкостей в моторах преследует одну единственную цель — образовать масляную плёнку между трущимися деталями мотора. Между ними зазор может быть равен всего несколько микрон, поэтому там должна постоянно находиться масляная плёнка.

Рассмотрев маркировку масел можно сразу увидеть, что они отличаются высокотемпературной вязкостью. По остальным параметрам большая разница между этими смазками не наблюдается. Моторная жидкость 5W40 гуще, поэтому следует учитывать этот факт при выборе. Если производителем рекомендовано 5W30, а залита более густая жидкость, возрастёт нагрузка на масляный насос, возрастут силы трения между деталями. Если залить масло жиже чем рекомендовано, масляная плёнка не будет задерживаться в местах трения, возрастёт износ деталей.

О химическом составе смазок

Для улучшения характеристик моторных масел производители добавляют в них различные присадки. По своему назначению они могут быть:

  • Антипригарные.
  • Антиокислительные.
  • Против вспениванивания .

Могут быть и иные присадки, это зависит от выбора производителя моторных жидкостей. Для каждого вида смазок существует стандартный норматив их количественного состава. В целом для обоих типов смазок основа одинакова.

Неправильный выбор вязкости

Если вязкость выше рекомендованной, толщина плёнки будет выше, а это не всегда хорошо. В некоторые места она может не поступить . Силы трения растут, вместе с ними увеличивается рабочая температура двигателя, ускоряется износ силового агрегата. Менее вязкое моторное масло 5W-30 меньше угорает в цилиндрах двигателя. Более тонкая масляная плёнка вызовет преждевременный износ поршневых колец и цилиндра.

Требования, предъявляемые к маслам зимой

Именно особенности зимней эксплуатации авто вызвали необходимость создания системы особых требования для этого периода. Рассмотрим только самые основные параметры, которые учитываются при оценке зимних качеств моторного масла.

    Минимальная температура прокачивания должна быть не ниже самых сильных морозов, при которых эксплуатируется авто. Этот параметр зависит от динамической вязкости и заложен в зимнюю часть индекса по SAE. Согласно SAE J300, для масел категории 5W динамическая вязкость на прокачивание не должна быть больше, чем 60000 МПа•с при температуре –35 °C.

замершее моторное масло на морозе

Это основные требования, завязанные именно на показателе вязкости по SAE. Кажется, что теоретически нет разницы, что заливать зимой в двигатель: 5W30 или 5W40.

Но на самом деле разница есть. Заключается она в том, насколько улучшил производитель показатели смазки относительно номинальных, требуемых по стандарту.

Ведь одним маслам для получения индекса 0W не хватает пару-тройку процентов, в то время как другие с трудом дотянули до 5W. И в первом варианте масло будет предпочтительнее для зимней эксплуатации.

Методики определения вязкости

Категория, к которой относится то или иное масло по SAE, включает в себя целый комплекс показателей. Например, для зимней вязкости существует два основных критерия, которые и определяют индекс перед буквой «W»:

  • вязкость при проворачивании;
  • вязкость при прокачивании.

Показатель на проворачивание означает, насколько легко будет зимой стартеру провернуть коленчатый вал, погруженный в замерзшее масло.

Методики определения роторным способом

Измеряется этот параметр в особом приборе – ротационном вискозиметре (CCS). Суть прибора заключается в имитации условий холодной прокрутки в двигателе и замере величины сопротивления смазки проворачиванию. Для рассматриваемых масел 5W-30 и 5W-40 разница невелика или почти отсутствует.

Показатель на прокачивание означает, какое сопротивление оказывает загустевшее масло попытке насоса прогнать его через систему. Измеряется на миниротационном вискозиметре типа MRV.

В нем также создаются условия, напоминающие процесс прокачивания масла по системе. Смазочный материал под давлением загоняется в канал и оценивается сопротивление этому процессу. Между маслами, рассматриваемыми в статье, разница в этом параметре также будет небольшой.

Есть определенные значения, за пределы которых не должны выходить измеряемые величины при регламентной температуре.

То есть разные смазки с индексом 5W-30 или 5W-40 могут отличаться по низкотемпературной вязкости, но в любом случае обеспечивают нормальную работу мотора при обозначенной стандартом температуре.

Вискозиметры

Например, для 5W низкотемпературная вязкость при измерении на прокачиваемость не должна превышать 60000 мПа•с при температуре –35 °C. При измерении на проворачивание величина вязкостного сопротивления не должна быть меньше 6600 мПа•с при –30 °C.

Этот показатель может быть, как вплотную приближен к обозначенной стандартом границе, так и быть значительно ниже.

Высокотемпературная вязкость измеряется при 100 и 150 °C. Приоритетным считается показатель, рассчитанный для 100 °C, то есть при нормальной рабочей температуре. Измеряется в сСт (сантистоксах).

Между маслами 5W-40 и 5W-30 разница существенная:

  • для 5W-30 значение высокотемпературной вязкости, измеренной при 100 °C, находится в пределах от 9,3 до 12,5 сСт;
  • для 5W-40 этот показатель ограничивается значениями 12,5 и 16,3 сСт.

То есть масло 5W-30 с минимальным порогом 9,3 сСт практически в 2 раза более жидкое при 100 °C, чем масло 5W-40 с показателем 16,3 сСт.

На основании этих показателей при 100 °C рассчитывается один из ключевых показателей стабильности смазки – индекс вязкости.

Сравнение лабораторных тестов 5W-30 и 5W-40

Для примера возьмем синтетические масла отечественного производителя Лукойл Люкс:

Характеристика 5W-30 5W-40
Кинематическая вязкость при 40°С 55,98 79,21
Кинематическая вязкость при 100°С 10,13 13,37
Температура застывания -44℃ -44℃
Температура вспышки 232 235
Динамическая вязкость CCS при -30℃ 4040 5490

Из сравнительной таблицы очевидна разница между маслами, которая будет в принципе у любых смазок обсуждаемой вязкости, если сравнивать их между собой. Вязкостные характеристики при 40℃ и при рабочей температуре различаются разительно. При этом температурные показатели нет. Ну и само собой разумеется, что более густое 5W-40 показало большую динамическую вязкость. Так что, если выбираете масло для зимы и выбор стоит между этими двумя SAE, то конечно же лучше остановиться на 5W-30, но изучив технические характеристики торговой марки, на которую падает выбор. Только указание SAE не является истиной в последней инстанции, показатели могут варьировать в разрешенных классификациями пределах.

Отличия в технических характеристиках

Главным параметром любого моторного масла является его индекс вязкости. По «летнему» показателю 5W40 и 10W40 имеют примерно одинаковые характеристики, поэтому их рабочая температура в теплое время года находится в одном диапазоне. 5W40 гуще и представляют собой чисто синтетические масла, которые имеют более низкий уровень разжижаемости. С ними двигатель будет проще и быстрее запускаться в сильные морозы. Завести автомобиль при отрицательной температуре до –25 градусов можно и с 10W40. Но это масло более текучее, поэтому при более сильных морозах замерзнет сильнее. При одинаковой температуре запуска мотора после его прогрева 5W40 и 10W40 станут примерно равны по характеристикам.

5W30 или 5W40: в чем разница (Видео)

Моторное масло 5w30 или 5w40 в чем разница

Выбирая моторное масло, следует учитывать обозначенные маркировкой особенности и использовать подходящее под климатические особенности, а также удостовериться, какая смазка оптимальна по мнению производителя. Более густые и вязкие смазочные материалы подходят не всем типам двигателей, производитель при составлении рекомендаций принимает во внимание взаимодействие материалов, из которых изготовлен агрегат, с тем или иным вариантом.

Отличие 5W30 и 5W40 в вязкости: маркировка «40» означает, что в жаркий сезон смазка обеспечивает бесперебойную работу при температуре до сорока градусов, то есть отличается большей вязкостью. При этом когда за окном холод, смазочные материалы по показателям весьма похожи. Предельная температура в холода для них от минус двадцати пяти до тридцати градусов.

Смазочные материалы 5W30 и 5W40 создаются на минеральной основе, бывают полусинтетическими или синтетическими. Синтетика по стоимости превосходит полусинтетику, расходуется экономнее, обладает более продвинутыми эксплуатационными характеристиками. 5В40 рекомендуется движкам, отличающимся высоким выделением тепла, 5В30 уступает по вязкости. Первое окажется гуще второго.

Масло 5W-30 или 5W-40: какое лучше?

акое масло лучше 5w30 или 5w40

Может показаться, что между маслами SAE 5W-30 и 5W-40 нет серьезной разницы. Доля правды в этом есть, но у каждого из этих масел есть свои особенности, которые могут повлиять на работу двигателя и оказать существенное воздействие на его окончательный ресурс.

Масло с какой вязкостью лучше залить — видео:

К примеру, производитель рекомендует лить масла 5W-30, а автомобилист пользуется материалами 5W-40. Что произойдет в таком случае? Увеличится нагрузка на масляный насос, который предназначен для работы с маловязкими техническими жидкостями. Из-за повышенной вязкости материала возникнет гидравлическое сопротивление. То есть, возможные последствия будут не самыми приятными.

Особенности масел SAE 5W-30:

  • с таким маслом двигателю и масляному насосу проще работать в холодную погоду;
  • подходит для круглогодичной эксплуатации;
  • обеспечивает эффективное охлаждение деталей и узлов работающего мотора;
  • хорошо удаляет слои нагара с рабочих поверхностей.

Однако в жаркую погоду масло 5W-30 становится слишком жидким, следовательно, надежная защитная пленка не образуется, что плохо для ДВС. В жару такой материал фактически утрачивает все свои защитные способности.

  • это более густое масло, а значит, оно обеспечивает высокий уровень защиты деталей двигателя от трения;
  • оптимально подходит для ДВС с высоким показателем тепловыделения;
  • высокая устойчивость к окислительным процессам;
  • отличные моющие свойства.

Исходя из вышесказанного, подведем следующий итог: понятие «какое масло лучше 5W-30 или 5W-40» нельзя применить в отношении вязкости. Каждая из этих технических жидкостей по-своему хороша, и допустима к использованию с учетом климатических особенностей региона эксплуатации автомобиля, а также конструктивных особенностей силового агрегата.

Переход между 5W-30 и 5W-40

Переход с масла 5W30 на 5W40

Эти масла никак не отличаются по низкотемпературному показателю, но разительно отличаются по вязкости при рабочей температуре. Для сравнения, масла с индексом 40 должны иметь вязкость при 100 градусах в диапазоне 12,5-16,3 мм2/с, а с индексом 30 – 9,3-12,5 мм2/с. Как видите – разница в вязкости очень значительная.

Переход на более густую смазку возможен, но следует учитывать некоторые конструктивные особенности силовых агрегатов. Так, современные моторы Ford имеют тонкие масляные каналы, поэтому густое масло применять для них не рекомендовано. Масляный насос может не справиться с подачей смазочной жидкости к трущимся парам. Для старых автомобилей с большим пробегом лучше использовать более густую смазку.

В процессе длительной эксплуатации зазоры между трущимися парами увеличиваются, поэтому более густая смазка обеспечит работоспособность узла. Из-за увеличенных зазоров в цилиндро-поршневой группе масло угорает, поэтому лучше выбрать более вязкое масло.

Для моторов предыдущих поколений синтетику применяем с осторожностью, так как она агрессивна к сальникам, будут наблюдаться протечки смазочной жидкости. Между этими вязкостями выбираем ту, которая рекомендована производителем. Если подходят обе, а ваш двигатель имеет значительный пробег, остановитесь на более густой 40ке, если же нет, лейте 30ку, она менее вязкая и даст экономию топлива.

В чем разница между маслами 5W30 или 5W40 для зимнего использования

Многие автомобилисты ошибочно полагают, что на эксплуатационные характеристики масла в зимний период влияет исключительно часть индекса по SAE, отвечающая за зимние свойства.

Отчего и делают неправильный вывод: заливать в двигатель зимой, если позволяет температура в регионе, можно любое из рассматриваемых масел.

Так называемая летняя часть индекса (на самом деле указывающая рабочую вязкость при температуре 100 °C, которая приблизительно одинакова и летом, и зимой) также влияет на работу смазки в холодное время года.

И здесь, в первую очередь, нужно знать требования автопроизводителя к маслу. Если в документации к авто указано, что нужно лить смазку с летним индексом SAE 40 – льем это масло. Если SAE 30 – соответственно, подбираем смазочный материал вязкостью SAE 5W30.

Здесь есть небольшие отступления от правил. Если мотор уже имеет солидный пробег, и вы проживаете в регионе с амплитудными колебаниями годовой температуры (зимой – холодно, летом – жарко) лучше брать более густую смазку по летнему индексу.

пример разницы между маслом 5w30 и 5w40

То есть зимой лучше лить SAE 5W40, так как может получиться так, что придется долго ездить на залитом перед зимой масле. А более густая смазка для мотора с износом, из-за увеличенных зазоров в парах трения, предпочтительнее.

Что классификация по SAE означает на практике

схематическое изображение вязкости моторных масел

На практике комплексная характеристика, заложенная в классификатор по SAE, означает не просто температурный диапазон, в котором рассматриваемый смазочный материал может эксплуатироваться.

Если с зимней частью обозначения универсальных масел 5W-40 и 5W-30 все более-менее понятно то, как интерпретировать летние обозначения 40 и 30? Здесь самым общим и мало что означающим будет ответ: температурное ограничение при летней эксплуатации.

На самом деле летнее ограничение по вязкости весьма условно и косвенно связано с другими, более понятными причинами:

  • более густые смазки лучше удерживаются на поверхности трущихся деталей при более высокой температуре, в то время как маловязкие масла в летнюю жару при простое автомобиля в значительном количестве стекают в поддон;
  • в летнее время общая температура масла несколько выше в двигателе, так как градиент отвода тепла летом ниже из-за меньшей разницы между температурой двигателя и температурой окружающей среды.

То есть у густых смазок летом в теории более высокие защитные свойства. Однако здесь тоже не все так просто. Почти все увязано на конструктивные особенности мотора.

Смазка разбрызгиванием

Например, если изначально в двигателе проектируемые зазоры больше, то при одной и той же температуре окружающей среды в двигателе лучше сработают более густые масла.

Пленка будет толще и надежнее. Для маленьких зазоров, наоборот, слишком густые смазки могут недостаточно интенсивно пробиваться в зазоры и тем самым подвергать двигатель опасности сухого трения.

Поэтому разница между вязкостью масел 5W-40 и 5W-30 в отношении каждого отдельно взятого мотора может быть как значительной, так и не играть практически никакой роли.

Сравнение лабораторных анализов

Для того чтобы более точно выявить отличие между двумя маслами, стоит обратить внимание на их показатели. Синтетическое масло обычно более густое, чем полусинтетическое, поэтому результаты лабораторных тестов могут отличаться.

5W40. Для примера мы возьмем моторное масло ROLF GT 5W-40 SN/CF. Эта жидкость имеет следующие характеристики:

  • кинематическая вязкость при 40° – 81,5; при 100 ° – 15,2;
  • температура застывания: –40°, вспышки – 235°;
  • динамическая вязкость при –30° – 5310.

10W40. Для примера сравнения лабораторных анализов мы используем масло ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF. Оно имеет следующие значения:

  • кинематическая вязкость при 40° – 99,8; при 100 ° – 14,4;
  • температура застывания: –35°, вспышки – 230°;
  • динамическая вязкость при –25 –

Какое масло гуще. Из технических характеристик и лабораторных анализов становится понятно, что масло 10W40 гуще, но при этом проигрывает «пятерке» по температуре замерзания, поэтому в зимний период будет менее эффективным. Оно имеет большую вязкость за счет своего состава, но это не является однозначным плюсом или минусом данной жидкости.

Можно ли их смешивать. Для перемешивания пригодны только жидкости одного производителя, но только в редких случаях и без злоупотребления. При этом характеристики смешанного масла будут хуже, чем у каждого из компонентов по отдельности, из-за разницы в составах.

Можно ли смешивать масло 5W30 и 5W40

Смешивание моторного масла

Искушение долить или смешать смазочные материалы возникает по различным причинам, и подобное допустимо, однако с определенными оговорками. Аварийная ситуация чаще всего приводит к необходимости быстро восполнить утрату смазки системой, и если нет под рукой моторного масла, которое уже использовалось, доливать 5W30 и 5W40 следует на ограниченное время. Автомобиль должен пройти не более трех тысяч километров.

На первый взгляд, различия между 5w30 и 5w40 не так уж велики. Современные смазочные материалы от ведущих производителей вполне совместимы, позволяя автолюбителям смешивание и долив. Об этом говорит указание на сертификацию по стандартам API и ACEA.

Минеральные масла не следует смешивать с полностью синтетическими, это чревато негативными процессами в движке, синтетические с полусинтетическими сочетать тоже не стоит. Совместимость смазочных материалов ограничена рамками одинаковой базовой основы. Если она едина, то долив одного другим не повлияет на общую работоспособность движка.

Следует помнить, что производители добавляют присадки, которые совместимы между собой далеко не всегда, потому смешивать моторное масло 5w30 и 5w40 допустимо, но нежелательно.

Перейти с одного типа смазки на другой поможет полная процедура замены, предполагающая промывку силового агрегата. Последняя избавляет остатков масла в системе, обеспечивая сохранность движущихся компонентов. Масляный фильтр при смене типа смазочных материалов также заменяется.

Возможно ли смешивание и доливка масел

На этот счет существует множество мнений, причем многие из них противоречивы. Отдельные специалисты говорят, что смешивание масел 5W30 и 5W40, в принципе, возможно и они совместимы, но пробег с таким «коктейлем» не должен превышать 3 тыс. км. Но у данного мнения много противников, которые приводят свои аргументы, к которым тоже стоит прислушаться.

Продукты, выпускаемые лучшими мировыми брендами, совмещаются в одном двигателе, поэтому доливка и смешивание не возбраняется. За это отвечают организации, выдающие сертификаты от API и ACEA, но нужно учитывать изменяющиеся свойства смесей.

В то же время большинство специалистов предостерегают от смешивания моторных масел разных производителей. Это связано с тем, что они используют присадки, которые при соединении и нагревании в двигателе образуют вещества с непредсказуемыми свойствами.

При этом реальных исследований, подтверждающих эти выводы, попросту не существует, поэтому все это носит рекомендательный характер.

Масло с какой вязкостью выбрать для двигателя авто?

Моторные масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости обычно используют в двигателях спортивных автомобилей. Также в автомобильной среде принято считать, что чем выше высокотемпературный показатель, тем лучше для мотора. Но это совершенно не значит, что такие смазочные материалы стоит заливать в двигатель своего седана или хэтчбека. Машина с таким маслом лучше не поедет, а наоборот, автомобилист получит обратный эффект – потеря мощности, высокий расход масла, и, в конечном счете, поломка ДВС.

Пример из инструкции по эксплуатации:

Рекомендации изготовителя авто

Нужно понимать, что изготовитель авто и ДВС в частности уже учел особенности мотора и принял во внимание все возможные режимы езды. Поэтому в руководстве пользователя указаны параметры моторных масел, которые для конкретного силового агрегата являются наиболее предпочтительными.

Мы выяснили, чем отличается масло 5W-40 от 5W-30, преимущественно разница между ними во втором показателем – высокотемпературном. Сегодня многие производители автомасел выпускают продукцию с энергосберегающими свойствами – пониженная высокотемпературная вязкость. Для одних моторов допустимо использование таких смазочных материалов, для других нет. Опять же, с этой информацией можно ознакомиться в сервисной книге.

Тест зимой 5W-30 и 5W-40 – какое выбрать?

Зимний показатель этих масел не отличается. Так что для зимы выбирайте не по SAE, а по показателям конкретных масел. Как уже писал выше – динамическая вязкость и температура потери текучести. Динамическая вязкость бывает двух типов – MRV и CCS. Первая – прокачиваемость масла в мороз, для 5w определяется при -35 градусах и не должна превышать 60 000 мПа*с, чем ниже – тем лучше. Вторая – проворачиваемость масла, определяется при -30 градусах и не должна превышать 6600 для 5w, чем ниже – тем лучше. Что касается температуры потери текучести, то тут все ясно – чем она ниже, тем сильнее мороз, который выдержит масло. Смотрите рейтинги на сайте и выбирайте лучшего производителя в нужной вязкости.

Какие параметры масла, кроме вязкости, влияют на работу мотора зимой

Помимо показателя вязкости по SAE, есть у моторного масла еще несколько параметров, влияющих на характере его работы в двигателе зимой.

Низкий и высокий ИВ

  • Индекс вязкости (ИВ). Показывает, насколько масло зависимо от скачков температуры. Традиционно ИВ выше у смазок SAE 5W40.
  • Точка потери текучести. Не закладывается напрямую в показатель SAE. Обычно указывается на канистре с тыльной стороны в таблице с дополнительными характеристиками.Смазки с более низкой температурой застывания дадут больше шансов, что в сильные морозы масло останется текучим и позволит беспроблемно запустить двигатель.
  • Типа базы и используемые присадки. Чем качественнее и база и более технологичные присадки использованы для создания масла, тем больше разбежка между индексами. Например, подавляющее большинство моторных масел класса 5W40 по SAE – это синтетика. А смазки 5W30 часто встречаются в полусинтетическом варианте. Синтетика в целом лучше для любых режимов эксплуатации авто.

Смешивание 5W30 и 5W40

Смешивать масла, которые имеют разную синтетическую, полусинтетическую или минеральную базу, между собой не рекомендуется.

Смешивать между собой масляные растворы марок 5W30 и 5W40 можно в случае крайней необходимости. Это допустимо при одном важном условии. Оба раствора должны быть одного производителя. После кратковременного движения, смесь необходимо слить, промыть систему смазки силового агрегата и заправить рекомендованную смазку.

смешивать 5w-30 и 5w-40

Даже при том, что 5W30 и 5W40 являются аналогами, для их изготовления применяются различные добавки и присадки, которые при смешивании образуют иные химические составы.

Какое масло лучше 5w30 или 5w40 и для каких моторов?

Выбор масла осуществляется в зависимости от рекомендаций производителя ДВС, особенностей его эксплуатации – климата, пробега и степени износа. Большинство производителей советуют использовать марку 5W40, поскольку это универсальный вариант, удовлетворяющий большинству требований. Масла марки 5W30 лучше подходят для новых, еще не обкатанных двигателей, а 5W50 для изношенных ДВС, с большими зазорами за счет износа поршней и цилиндров.

Марку 5W30, в общем случае, заливают в бензиновые моторы с пробегом до 70 тыс. км, после этого лучше перейти на маркировку 5W40, поскольку начинается изнашивание деталей, и они требуют лучшей защиты, благодаря повышенной вязкости при рабочих температурах.

Отмечается, что масло марки 5W40 лучше заливать в современные моторы, работающие под высокими нагрузками, многие из которых оборудованы нагнетателями. Оно создает надежную и достаточно плотную защитную пленку, обеспечивающую снижение трения, что продлевает срок службы двигателя, снижающую вероятность внезапной поломки.

Более низкотемпературное масло 5W30 обладает сравнительно меньшим показателем вязкости, что лучше для запуска двигателя при низких температурах. А в жару и при наборе двигателем рабочей температуры текучесть увеличивается и его смазывающие характеристики снижаются, что негативно сказывается на состоянии двигателя.

Вместо заключения

Еще один тревожащий водителей вопрос, что лучше — синтетика или полусинтетика. Многие отечественные автомобилисты льют в основном полусинтетические материалы. Причина в этом предельно ясна — их характеристики применимы для многих современных моторов, а их стоимость несопоставимо ниже в сравнении с синтетическими аналогами. Но полусинтетические материалы подходят преимущественно ДВС на авто с пробегом из бюджетного и среднего ценового сегмента. В двигатели современных автомобилей из премиум-класса лучше всего лить полностью синтетические масла с актуальными допусками API SN, ACEA C2/C3. Такие рекомендации сегодня дает большая часть производителей транспортных средств.

Полезное видео по теме выбора масла:

Какие можно дать рекомендации водителям в заключении? Если вы живите на юге, где жаркое лето, то предпочтительней пользоваться маслом 5W-40. Оно сохраняет свои свойства при высокой температуре, чего нельзя сказать о материалах с вязкостью SAE 5W-30. Многие автомобилисты на большом пробеге (150-200 тыс. км) переходят на технические жидкости 5W-40. Объяснить это можно тем, что зазоры двигателя со временем увеличиваются, и для него более оправдано использование масла 5W-40. Но переходом на более густое масло нельзя вылечить масложор. Если расход масла превысил все допустимые нормы, потребуется капитальный ремонт ДВС с заменой маслосъемных колпачков. После капиталки обязательно стоит вернуться к рекомендованной для мотора вязкости смазочного материала.

Можно ли смешивать, доливать 5W-30 и 5W-40

Такой вопрос у водителей по разным причинам может возникнуть. Мнения на этот счёт существуют разные, некоторые из них противоречат друг другу. Сразу хочется отметить, что специалисты разрешают смешивать такие масла, но эксплуатировать машину можно лишь непродолжительное время, желательно до 3000 км. пробега. Но это мнение отдельных специалистов.

Оригинальная продукция мировых производителей моторных масел совместима между собой, поэтому такие смазки можно смешивать, доливать. Если жидкости были бы не совместимы, они не прошли бы сертификацию по ACEA и API.

Но есть мнение, что мешать разных производителей нельзя из за присадок, некоторые из них оказываются несовместимы. В таком случае смазка может вести себя не предсказуемо. Но опять же, четких исследований на этот счет нет, есть только рекомендации. Предоставляем видео:

Подводя итог

Как понятно из всего вышесказанного, ответ на вопрос, какое масло лучше заливать на зиму, 5w30 или 5w40, комплексный. Кратко соберем все критерии, которые помогут определиться с выбором.

Требования автопроизводителя

Сегодня многие автопроизводители не пишут только одно подходящее масло на все случаи жизни, а дают рекомендации по подбору, которые предусматривают различные условия эксплуатации авто.

Если для вашего климатического района и с вашим уровнем нагрузки на двигатель завод-изготовитель авто требует заливать 5W-30 – не нужно пренебрегать его предписаниями.

Если же допускается использовать оба варианта, то лучше залить более густое масло. Это, возможно, незначительно увеличит потребление топлива из-за повышенного вязкостного трения, но гораздо в большей степени скажется на повышении защитных свойств смазки.

  1. Климат. Для северных регионов, где летняя температура редко превышает +20 °C, можно смело лить смазку 5W-30, если производитель рекомендует именно ее или допускает к использованию два варианта.
  2. Степень износа мотора. Для двигателей с пробегом более 300 тысяч км, даже если это не указано в инструкции по эксплуатации, не будет ошибкой использовать масло большей вязкости. То есть при рекомендованном классе 5W30 по SAE можно заливать 5W40.
  3. Другие характеристики масла. Если есть сомнения в плане выбора, например, для средней полосы, при относительно новом моторе и разрешением от автопроизводителя на использование в двигателе этих двух классов по вязкости, нужно рассмотреть другие свойства имеющихся моторных масел.

Предпочтение стоит отдать смазкам, у которых:

  • выше индекс вязкости;
  • ниже точка застывания;
  • более качественная база и технологичный пакет присадок;
  • есть другие положительные свойства, наподобие энергосбережения или повышенной защиты пятен контакта.

Помимо использования качественных моторных масел, на ресурс двигателя при езде зимой сильно влияет характер эксплуатации авто.

Если давать двигателю хотя бы минимальный прогрев перед началом движения, не раскручивать его на холодную до высоких оборотов, вовремя менять масло и фильтры – проблем после зимней эксплуатации возникнуть не должно.

Какое масло по вязкости выбрать

Сегодня немало автомобилистов, отвечая на вопрос, какой вязкости выбирать смазку, строго придерживается рекомендаций производителя. В общем случае это верная стратегия.

Заводом-изготовителем проводится большое количество тестов перед выпуском двигателя в массовое производство с рекомендуемым конструкторами маслом. И в ходе этих тестов определяется, какая вязкость будет наиболее благоприятной для любых возможных условий эксплуатации.

Как подобрать масло ориентируясь на маркировку канистры — видео

Здесь работает так называемая «защита от дурака». Ведь очевидно, что автомобили производства известных автоконцернов ездят как в жарких пустынях, где температура редко (или вообще никогда) пересекает нулевую отметку, так и в условиях крайнего севера.

И становится понятным, что из имеющегося спектра смазок невозможно выбрать то масло, которое бы одинаково хорошо отвечало требованиям жаркого, пустынного климата и одновременно условиям крайнего севера. Смазок класса 0W-60, охватывающих все возможные условия, не существует в природе.

Однако автопроизводители обычно не вносят в сервисную книгу авто огромных инструкций с алгоритмом подбора смазки для различных условий эксплуатации. Как правило, ограничиваются одним или двумя подходящими классами по SAE и делают оговорку на «особые условия эксплуатации».

Масло 5w30 или 5w40 в чем отличие расскажет эксперт- видео

Еще при подборе смазки косвенно влияет такой фактор, как степень износа двигателя. Если новый мотор с конвейера определенно имеет фиксированные зазоры, под которые подобрано масло, то после пробега в 200-300 тысяч эти зазоры могут существенно увеличиться.

И изначально рекомендованная смазка, например, 5W-30 уже не может создавать надежную пленку в этих условиях. Здесь не будет ошибкой подобрать на один пункт более густое масло: 5W-40. Особенно, если авто эксплуатируется в средней или южной полосе.

Поэтому при выборе между маслами 5W-40 и 5W-30 нужно учитывать:

  • в первую очередь – рекомендации производителя;
  • во вторую – климатические условия;
  • в третью – степень износа двигателя.

Иногда автовладельцы осознанно, даже для относительно свежих автомобилей, подбирают менее густое масло. Делается это для снятия с двигателя дополнительной мощности или некоторой экономии топлива.

Ведь менее густое масло требует меньших затрат энергии на преодоление сил внутреннего трения. Однако такое решение может вылиться в ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы.

Любые эксперименты с вязкостью моторного масла должны быть хорошо продуманы и строго выверены. А лучше всего в этом вопросе обратиться к мнению эксперта.

Итоги

Главным отличием 5W30 и 5W40 является их вязкость, причем – при высоких температурах. По этому, при выборе масел для любимого автомобиля нужно учесть рекомендацию изготовителя, пору года, состояние силовой установки и условия ее эксплуатации.

Если вы живете в районах с теплым климатом или у силовой установки отработан большой моторесурс, то в масляную систему можно заправить 5W40. В других вариантах предпочтение можно отдать маслу 5W30.

Синтетика или полусинтетика

Для новых автомобилей предпочтительней использовать смазку на синтетической основе. Она имеет более высокие показатели, что дает возможность производить замену через 15 тыс. км пробега. Полусинтетика используется на машинах с пробегом, она имеет менее высокую текучесть. Категорически не рекомендуется смешивать синтетические смазки с полусинтетикой, с минеральными маслами.

ВАЖНО ! Существует правило смешивать смазки на одинаковой основе и с одинаковыми присадками. Лучше заливать тот тип масла, который рекомендован производителем.

Последствия использования масла неправильной вязкости

Понять последствия неправильного выбора масла по вязкости можно на примере двигателей последних поколений. Современные требования в автомобилестроении заключаются в снижении расхода топлива, повышении литровой мощности и максимальном крутящем моменте. Чтобы соответствовать этим требованиям, производители силовых агрегатов уменьшают зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы и вносят другие конструктивные изменения. Такие изменения требовательны и к используемым маслам – сниженные зазоры требуют стабильности при высоких температурах и быстрой прокачиваемости при низких, потому для новых моторов используются масла 0W-30, 0W-40 и т.д.

Если залить в такой двигатель, к примеру, масло для гоночных автомобилей 15W-50, если уж впадать в крайности, образуемая им пленка будет слишком толстой и просто не сможет проникнуть в промежутки между кривошипным и коренным подшипником во время их работы. То есть местами наступит масляное голодание, металлические детали будут тереться друг от друга без оберегающего их слоя смазки. Как результат – повышенный износ и сниженный ресурс работы двигателя. Сразу эти изменения могут быть не заметны, если не проводить анализ отработки масла на предмет обнаружения в нем веществ, говорящих об износе двигателя, но со временем и без анализов двигатель подаст сигнал о повышенном износе.

Использование менее вязкого масла тоже чревато последствиями. Во время пуска двигателя, когда детали еще не набрали рабочую температуру и зазоры между ними большие, менее вязкое масло образует слишком тонкую пленку, которая не в состоянии справиться с создавшейся нагрузкой и пробивается. Результат тот же, что и в первом случае – масляное голодание и слишком быстрый износ мотора. Вывод – льем рекомендованные вязкости и не экспериментируем.

Заключение

Выбираем то масло, которое рекомендовано производителем. Если для вашего автомобиля прописано использование масел 5w-30, не стоит заменять его 5w-40 и наоборот.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий