Блок цилиндров газ 66

Техническая характеристика автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-53

Автомобиль ГА3-66 — двухосный грузовой автомобиль, грузоподъемностью 2 т, повышенной проходимости с приводом на обе оси. Он призван заменить выпускающийся заводом однотипный автомобиль ГАЗ-63

Двигатель ГАЗ 66: Обслуживание и технические характеристики

Двс ГАЗ 66

Грузовая машина «ГАЗ 66», выпускаемая на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде, массовый продукт, который приводит в действие одноимённый двигатель ГАЗ 66. Период, когда делали агрегат, охватывает временной промежуток с 64 по 99 год. За это время успели разработать три поколения машин с двумя осями, колёсной компоновкой 4х4 или 2х4 и способностью перевозить груз массой две тонны.

Что касается силовой установки, изделие заказывалось на Заволжском моторном заводе, где характеристики последнего рассчитывали как собственные сотрудники, так и работники ГАЗ. Продукт именуют по названию автомобиля, однако, официальная маркировка «ЗМЗ-513». Мотор неоднократно дорабатывали, улучшали, как результат, на тот момент изделие считалось показательным в классе. Агрегат актуален и сегодня, поэтому выпуск не прекращён.

ГАЗ-66

Технические характеристики двигателя ГАЗ 66

ГАЗ 66 — автомобиль военного назначения. Долгое время силовой агрегат 66-го эксплуатировался и был на верной службе вооружённых сил. Мотор достаточно мощный, несмотря на конструктивные недостатки.

ГАЗ 66

Поршневая группа ГАЗ-53

масляный насосГАЗ-53

Производство последнего было организовано на Заволжском моторном заводе. Разрабатывался он специалистами ГАЗ и ЗМЗ совместно, и его технические характеристики в то время считались одними из лучших в мире. Автомашины ГАЗ 66 агрегатировались двигателем ЗМЗ 66-06 до середины 80-х годов минувшего столетия. В дальнейшем этот двигатель неоднократно модернизировался, а его последняя модификация ЗМЗ 513 производится по настоящее время. Он устанавливается на грузовые автомобили ГАЗ 3307 и др.

Примечание. В 1993 году на Горьковском автозаводе был освоен в серийном производстве 4-х цилиндровый дизельный двигатель ГАЗ 544, мощность которого составляла 85 л. с. Этот силовой агрегат устанавливали на грузовики вплоть до прекращения их производства (1999). Тогда же был прекращен и выпуск дизельных двигателей, производство которых посчитали нерентабельным.

Замена масляного фильтра ГАЗ-53, ГАЗ-66

В этой статье мы подробно рассмотрим, как собрать масляный фильтр с проставкой

Масляный фильтр полнопоточный со сменным фильтрующим элементом «Реготмас 440А-1-06»

Технические характеристики двигателя ГАЗ-66 (ЗМЗ-511)

Двигатель ЗМЗ-511 и его модификации, применяется для установки на грузовые автомобили средней грузоподъемности, такие как — ГАЗ–53, ГАЗ-66, ГАЗ–3307. ЗМЗ-511 – это модернизированный ЗМЗ-53а, 53-11. На ЗМЗ-511 применён ненастроенный одноярусный впускной коллектор, приводящий к пульсациям потока, негативно сказывающиеся на смесеобразовании. Применены головки цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Данные гловки обеспечивают степень сжатия 7,6:1, против 6,7:1 у старых двигателей. Двигатель ЗМЗ-513 является модификацией 511-го предназначенной для более сложных условий эксплуатации (для военной техники, для перевозки грузов в сельской местности и в других тяжелых условиях). Двигатель имеет ряд отличий в конструкции, такие как поддон специальной формы под ведущий мост, экранированное исполнение элементов электрооборудования и др. Мощностные и моментные характеристики одинаковые. Двигатель ЗМЗ-513 отличается большим весом – 275 кг.

Параметр Значение
Конфигурация V
Число цилиндров 8
Объем, л 4,254
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 80
Степень сжатия 7,6
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 92 кВт — (125 л.с.) / 3400 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 294 Н•м / 2000-2500 об/мин
Система питания Карбюратор К135
Рекомендованное минимальное октановое число бензина 76 — 80
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 262

Легковые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ

Легковой двигатель ЗМЗ V8 устанавливался только на автомобили «Чайка» с маркировками ГАЗ-13 и ГАЗ 14. Повышенные технические характеристики позволяли транспортному средству быстро разгоняться.

Единственными недостатками этих силовых агрегатов является повышенный расход горючего.

Технические характеристики ЗМЗ 13:

Наименование Характеристика
Завод производитель ГАЗ
Марка двигателя ЗМЗ
Модель 13
Объем 5,5 литра (5526 см куб.)
Количество цилиндров 8
Конфигурация V
Количество клапанов 16
Охлаждение Жидкостное
Мощность 195 л.с.
Блок и головка, исполнение Алюминий, чугунные гильзы «мокрого» типа
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Топливо АИ-93
Диаметр стандартного поршня 100 мм
Ход поршня 88 мм
Питание Карбюратор К-113, К-114

Технические характеристики ЗМЗ 13Д:

Наименование Характеристика
Завод производитель ГАЗ
Марка двигателя ЗМЗ
Модель 13Д
Объем 5,5 литра (5526 см куб.)
Количество цилиндров 8
Конфигурация V
Количество клапанов 16
Охлаждение Жидкостное
Мощность 215 л.с.
Блок и головка, исполнение Алюминий, чугунные гильзы «мокрого» типа
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Топливо С октановым числом 100
Диаметр стандартного поршня 100 мм
Ход поршня 88 мм
Питание Карбюратор К-113, К-114

Технические характеристики ЗМЗ 14:

Наименование Характеристика
Завод производитель ГАЗ
Марка двигателя ЗМЗ
Модель 13Д
Объем 5,5 литра (5526 см куб.)
Количество цилиндров 8
Конфигурация V
Количество клапанов 16
Охлаждение Жидкостное
Мощность 220 л.с.
Блок и головка, исполнение Алюминий
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Топливо АИ-95
Диаметр стандартного поршня 100 мм
Ход поршня 88 мм
Питание Карбюратор К-113, К-114

Различие между двигателя составляет только используемое горючее и количество лошадиных сил.

Появление мотора

Рассчитывали автомобиль и силовую установку начали на рубеже пятидесятых годов. Изначально машина предназначалась для универсального применения, как вездеход. В первую очередь продуктом интересовались военные, сельское хозяйство тоже нуждалось в таких устройствах. Не случайно автомобиль применялся геологами, работниками нефтяной и лесной промышленности.

При создании автомобиля, с нуля разрабатывался и двигатель ГАЗ 66, технические характеристики установки соответствовали веяниям того времени, опережая конкурентов. За создание агрегата отвечали конструкторы и инженеры, которые серьёзно взялись за работу, как результат, поставленные условия соблюдены. Мотор получился простым, надёжным, живучим, изделие подавалось починке в полевых условиях.

Первые автомобили сошли с конвейера в 62-ом году, а в 64-ом налажен серийный выпуск машин. «Звёздный час» ГАЗ 66 настал в 67-ом, когда организовали пробег Горький — Владивосток — Горький. Транспортное средство с лёгкостью преодолело маршрут, часть которого проходила по бездорожью (Урал, Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток). И автомобиль и двигатель с честью выдержали испытание, не получив при этом серьёзных повреждений.

Выпуск машины продолжался до 95 года, позже на смену агрегату пришёл ГАЗ-3308, заменивший модификацию. Улучшенная силовая установка ЗМЗ-513, используемая на 66-ом, выпускается и сегодня. Изделие применяется на других модификациях автомобилей ГАЗ, включая «3308».

Мотор ЗМЗ-66

Подготовка узлов и деталей для сборки двигателя ЗМЗ-53

Подготавливаем и промываем детали двигателя

Особенности технического обслуживания двигателя ГАЗ 66 (ЗМЗ 511)

Независимо от того, какой двигатель стоит на ГАЗ 66, он нуждается обязательном периодическом техобслуживании. От качества и своевременности проведения обслуживающих мероприятий зависит длительность службы силового агрегата. В перечень требований по уходу за двигателем входят следующие пункты:

  1. При замене горюче-смазочных жидкостей необходимо заливать моторное масло, бензин рекомендуемых марок.
  2. В процессе проведения очередного техобслуживания нужно производить подтяжку креплений головки блока цилиндров (только на остывшем двигателе).
  3. Следить за рабочей температурой силового агрегата, не допускать его перегрева.
  4. Контролировать степень затяжки гайки, фиксирующей выпускную трубу, при необходимости подтягивать ее, чтобы избежать проникновение охлаждающей жидкости в смазочный материал.
  5. Проверять поршневые кольца и вкладыши подшипников на предмет выявления неисправностей. При малейших деформациях и прочих отклонениях от нормы срочно заменять на новые детали.

Перед заменой смазочного материала необходимо узнать, какое масло в двигатель ГАЗ 66 является наиболее подходящим для него и в каком количестве заливать.

Для двигателя ГАЗ 66, ЗМЗ 511, ЗМЗ 513, а также модификаций рекомендуется использовать моторное масло следующих марок:

  • АСЗп-10;
  • М-5з/10А;
  • М-6з/10В;
  • Mobil Delvac 1330;
  • Mobil Delvac MX 15W/40, 10W/30;
  • SSPMO;
  • Лукойл 15W40.

ГАЗ 66 масла мобил

Объем смазочной жидкости для моторов данной линейки равен 10 литров. Замену моторного масла производят после очередного пробега, равного 6 – 10 000 километров.

Описание

Двигатель ЗМЗ 66 появился в результате модернизации силовых агрегатов ЗМЗ 13 серии. Вызвана она была необходимостью уменьшения эксплуатационных затрат и расхода горюче-смазочных материалов. В результате была разработана новая серия ЗМЗ 66, которая отличалась уменьшенным объемом цилиндров, расположенных V-образно.

Блок цилиндров силового агрегата ЗМЗ 66-06 изготовлен из специального алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы из износостойкого чугуна, которые прижимаются к блоку головками. Их герметизация осуществлялась с помощью:

  • асбесто-стальных прокладок с водяными протоками – в верхней части блока цилиндров;
  • медных кольцевых прокладок – в нижней части блока цилиндров (устанавливались между блоком и гильзой).

Сами головки оснащались высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Каждая головка присоединялась к блоку цилиндров 18-ю шпильками.

Сборка двигателя отличалась достаточно большой трудоемкостью. Многие детали требовали совместной обработки. Кроме того, ряд деталей был маркирован и их установка должна была осуществляться в строгой последовательности. Например:

  1. номер, отштампованный на стержне шатуна и метка на его крышке при сборке должны были быть обращены в одну сторону;
  2. на бобышках под болт шатуна и его крышке маркировали номер цилиндра, для которого эта пара предназначена;
  3. на поршнях наносилась надпись «перед» и «назад». Именно так их должны были устанавливать по отношению к частям двигателя;
  4. коленвал балансировался в сборе со сцеплением и маховиком и т. д.

Двигатели серии ЗМЗ 66 оснащены газораспределительным механизмом с верхним расположением клапанов и системой рециркуляции выхлопных газов, которая способствует снижению выброса токсичных веществ в воздух.

Описание устройства мотора ГАЗ 66

Давайте посмотрим, что из себя представляет двигатель ГАЗ 66. Заводом изготовителем был изготовлен блок цилиндров не из чугуна, а отлит из алюминиевого сплава. А вот гильзы были сделаны от не боящегося износа чугуна. Они влиты в корпус БЦ.

Описание движка

Герметизировали гильзы с помощью асбесто-стальных прокладок сверху и медно-кольцевых прокладок снизу. ГБЦ оснащались турбулентными камерами сгорания. А к БЦ головки подсоединялись посредством восемнадцати шпилек.

Марки деталей проставлялись в строгой последовательности. Например, комбинации чисел на стержне шатуна и метка на крышке повернуты в одну сторону. Другим примером строгого и внимательного конструирования двигателя служат надписи на поршнях – перед и назад. Коленчатый вал балансируют вместе со сцеплением и маховиком уже в сборе.

Поршневые пальцы имеют следующие диаметры:

  • наружный – 25 мм;
  • внутренний – 16 мм.

Двигатель оснащается предпусковым подогревателем. Модели ПБЖ 12. Поэтому силовой агрегат успешно эксплуатировали в северных регионах страны, где температуры опускались ниже 30 градусов по Цельсию.

Движок оснащается карбюратором модели К 135. Максимальная скорость агрегата ЗМЗ 66 развивается до 90 км в час. Опытные механики говорят, что для автомобилей с этим двигателем разгоняться до большей скорости не нужно.

Мотор ЗМЗ 6606 имеет жидкостную систему охлаждения. Охлаждение принудительного вида циркуляции. Система смазки комбинированная: распрыскиваемая и подающаяся под давлением.

Распределительный вал с шестерней расположен внизу, а коленчатый вал имеет верхнее расположение клапанов. Крутящий момент передается через пару секунд после переключения скоростей.

Жизненный ресурс двигателя ГАЗ 66 больше 300 тысяч километров. При эксплуатации в тяжелых условиях легко проходит до первого капитального ремонта 100 тысяч километров.

Техническое обслуживание мотора производится через каждые 15 тысяч километров. Полностью заменяется смазывающее средство, фильтр масляный. Через 30 тысяч километров регулируют клапанный механизм, так как данный движок не обладает гидрокомпенсаторами.

Воздушный фильтр заменяют через 20 тысяч километров, а свечи меняют через 25 тысяч км. ГРМ проверяется опытными механиками через каждые 30 тысяч километров. Цифры могут быть уменьшены, если автомобиль используются в тяжелых условиях эксплуатации.

Опытные механики рекомендуют заливать только то масло, которое прописано в книге по эксплуатации мотора. Не рекомендуется перегревать движок во время работы. БЦ приходит в негодность слишком быстро от перегрева.

Опытные автовладельцы частенько подтягивают гайки выхлопной трубы. Иначе в масло может попасть вода и мотор заглохнет. Такие действия могут послужить причиной капитального ремонта движка.

Поршневые кольца и вкладыши подшипников заменяются при первом появлении проблем с ними. При выполнении всех вышеописанных условий мотор прослужит вам долго.

Регулировка момента зажигания двигателя ЗМЗ-402

Страница 1 из 2

На двигателе типа ЗМЗ0-402 установлен датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя.

В бегунке установлен помехоподавительный резистор.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Разновидности двигателей Газ 66

За время выпуска автомобиля на него устанавливались агрегаты нескольких модификаций. Показатели и способности машины связаны с тем, какой двигатель стоит на ГАЗ 66.

Как отрегулировать клапана двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-53

Снимаем клапанные крышки

Выворачиваем свечи зажигания

Основные проблемы двигателей ГАЗ 66 (ЗМЗ 511) и их модификаций

Все двигатели внутреннего сгорания данной серии обладают схожими неисправностями и типовыми проблемами:

  1. Масляные потеки в районе уплотнительного сальника коренного подшипника, расположенного сзади.
  2. Снижение давления в смазочной системе двигателя.
  3. Повышенный расход моторного масла.

Если возникает ситуация, когда расход масла превышает 0, 4 литра при пробеге в 100 километров, и приборы показывают резкое снижение давления в смазочной системе, необходимо отправлять транспортное средство на диагностику с последующим ремонтом.

Совет: Если контрольный прибор давления неисправен, его можно заменить манометром. Перед измерением давления следует хорошенько прогреть силовой агрегат. Нормальное давление считается: в режиме холостого хода – 0,5 кгс/см.кв. или 1 кгс/см.кв при средних оборотах.

При заниженном давлении масла в системе категорически не разрешается эксплуатировать автомобиль.

Снижение компрессии в цилиндрах также является негативным фактором, свидетельствующем о неисправности двигателя внутреннего сгорания. Компрессия измеряется специальным прибором под названием «компрессомер». Перед его использованием необходимо:

  • выкрутить свечи зажигания;
  • открыть заслонку дроссельную;
  • отключить электрическое питание высоковольтной проводки.

Техническое обслуживание

Силовые агрегаты семейства ЗМЗ 66 отличались высокой надежностью. Единственное требование, которое предъявлялось к ним – своевременное и качественное техническое обслуживание. Для этого рекомендуется:

  • использовать рекомендуемые марки горюче-смазочных материалов (бензин, моторное масло и пр.);
  • во время каждого второго технического обслуживания подтягивать головки блока цилиндров (операцию необходимо проводить на холодном двигателе);
  • не перегревать мотор во время работы;
  • периодически проверять и при необходимости подтягивать гайки крепления выпускной трубы – это позволит избежать попадания воды в моторное масло;
  • контролировать состояние поршневых колец и вкладышей коренных подшипников. При обнаружении признаков их неисправности сразу же заменить.

Спецмашины и модификации на базе ГАЗ-66

ГАЗ-66 стал универсальным шасси, пригодным для установки на него самых разнообразных модулей. После внесения некоторых изменений он использовался не только в армии, но и в народном хозяйстве. Для этого усиливали рессоры заднего моста и ставили двускатные колёса. После этого грузоподъёмность вырастала до 3,5 тонн, для чего ставили деревянный бортовой кузов от газ-53. Также известны версии с самосвальными кузовами и валом отбора мощности.

Грузовик ГАЗ-66

В течение всего выпуска было произведено несколько модификаций, которые отличались наличием лебёдки, деталями кабины и наличием системы изменения давления в шинах. Особого внимания заслуживает ГАЗ-66К — единственный опытный седельный тягач, на который ставился активный полуприцеп. С помощью шарнирно сочленённого карданного вала увеличенной длины крутящий момент передавался на все три оси, что значительно увеличивало грузоподъёмность необычного автопоезда. К сожалению, в серию этот уникальный экземпляр не пошёл.

ГАЗ-66К — седелльный тягач с активным полуприцепом

На шасси ГАЗ-66 также собирали автомобили специального назначения, выполнявшие различные задачи в войсках:

  • АС-66 — санитарная машина;

АС-66 — санитарная машина на базе ГАЗ-66

  • ДДА-66 — автопомывочная, фактически передвижная душевая для поддержания чистоты личного состава, применялась и на гражданке;
  • Р-142 — наиболее массовая командно-штабная машина тактического назначения;
  • ДПП-40 — «газик», оборудованный для наведения понтонных и паромных переправ через водные преграды, грузоподъёмность моста 40 тонн;

Десантируемый понтонный парк ДПП-40 на базе ГАЗ-66

Десантируемый понтонный парк ДПП-40 на базе ГАЗ-66

  • 38АС — специальный армейский автобус с цельнометаллической кабиной.

Армейский автобус АС-38 на базе ГАЗ-66 — фото

Армейский автобус АС-38

Блок цилиндров

Блок цилиндров ЗМЗ-511 отливается из алюминиевого сплава. На двигатели устанавливаются гильзы с нижней фиксацией, сверху прижимаются головкой, а снизу гильзы уплотняются медными кольцами. Для улучшения жесткости блока его нижняя часть расположена ниже оси коленвала на 75 мм.

Параметр Значение
Материал Алюминиевый сплав АЛ-4
Диаметр цилиндра, мм 92,00
Межцилиндровое расстояние (расстояние между осями соседних цилиндров блока), мм 123,00
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм 67,0
Вес, кг 44

Материал гильз — специальный легированный чугун. Высота гильз – 153 мм. Посадочный диаметр – 100 мм.

Расход топлива

Расход топлива ГАЗ 66 на 100 км довольно высокий – 25 литров. Зато машина с подобным мотором легко проходит грунтовые дороги, пересеченные сельские местности, преодолевает снежные завалы. Двигателями ГАЗ 66 оснащали военную технику.

Расход топлива

Внимание! Опытные механики советуют вовремя становится на профилактическое обслуживание двигателя, если машина используется в тяжелых эксплуатационных условиях. Хоть мотор и надежный, но лучше не рисковать.

ЗМЗ-66

Изначально применяли базовую модель ГАЗ-66, которая заводом изготовителем маркировалась, как «ЗМЗ-66». Силовая установка выпускалась на Заволжском заводе, это карбюраторный мотор с восемью камерами, на четыре такта, водяным охлаждением и «V» компоновкой. Двигатель имел объём 4,254 литра, развивал 120 лошадей и 284 Нм импульс. Сечение камеры составляло 92мм, ход вытеснителя 80мм. При таких значениях сжатие было на уровне 6,7, вес агрегата 262кг. Совместно с конструкцией применялся карбюратор модели К-126, позже изделие заменили на К-135. Мотор питался бензином марки А-76, расход горючего на уровне 25 литров на сотню. Для работы в условиях минусовых температур устанавливали подогреватель пуска.

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-53

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией

Направление циркуляции показано стрелками на рисунке

Тюнинг двигателя ГАЗ 66

Многие автовладельцы не спешат расставаться с транспортными средствами, оборудованными двигателями внутреннего сгорания, давно снятыми с производства. При этом проводятся многочисленные попытки его модернизации. Конечно речь идет не о чип тюнинге, т. к. в конструкцию данного силового агрегата не входит электронный блок управления.

ГАЗ 66 тюнинг

Чтобы улучшить мощностные характеристики двигателя ГАЗ 66, используют следующие способы:

  1. Конструкция двигателя изменяется под крепление современных устройств газораспределительного механизма.
  2. Карбюраторная система топливоподачи заменяется на инжектор.
  3. Устанавливается турбонаддув.

В результате такого форсирования, существенно повышаются такие технические характеристики, как экономичность, мощность двигателя. Следует помнить, что двигатель ГАЗ 66 – достаточно старое устройство. Чтобы получить желаемый результат, хозяину машины придется затратить немало материальных средств и свободного времени.

Для больших энтузиастов существует высокозатратный способ, который не уступает капитальному ремонту силового агрегата. Его суть сводится к превращению двигателя ГАЗ 66 в аналог ПАЗовской модели ЗМЗ 523.

Владелец приобретает и устанавливает следующие запчасти:

  1. Новый коленвал ПАЗ 3205.
  2. Вкладыши ЗМЗ 5234.
  3. Комплект элементов поршневой группы в сборе (к примеру, «Мотордеталь Кострома»).
  4. Сальники, прокладки.

Для увеличения степени сжатия до значения 8,5 срезается корпус головки блока на 1,8 мм (не больше, иначе возникнут сложности при установке входного коллектора).

Вдобавок заменяется родной карбюратор К126 или 135 на Edelbrock 1407 Американского производства. При этом во входном коллекторе объединяются все каналы и подготавливается специальная установочная площадка при помощи сварки, на которой будет стоять новый карбюратор.

Выявление неисправностей

Все силовые агрегаты серии ЗМЗ 66 имеют ряд одинаковых «типовых» неисправностей. К ним относятся:

  1. подтекание моторного масла через сальник заднего коренного подшипника;
  2. низкое давление моторного масла в системе смазки мотора;
  3. увеличенный расход моторного масла и др.

О наличии тех или иных неисправностей судят по состоянию силового агрегата. Мотор нуждается в ремонте, если, например:

  • расход масла более 0,4 л /100 км;
  • контрольные индикаторы на приборной панели показывают, что давление
    масла в системе смазки недостаточно;

Важно! При неисправных контрольных приборах давление можно измерить манометром. При этом его значение, измеренное на хорошо прогретом двигателе, не должно быть ниже: на холостых оборотах – 0,5 кгс/см.кв.; на средних оборотах – 1 кгс/см.кв.

Эксплуатация мотора в случаях, когда давление моторного масла ниже указанных значений – запрещается.

О неисправности мотора может свидетельствовать также недостаточная компрессия в цилиндрах. Измеряют ее компрессометром, предварительно вывернув свечи зажигания, полностью открыв дроссельную заслонку и отключив питание на высоковольтные провода.

Тюнинг и рестайлинг

В силу того, что ГАЗ-66, в том числе новый с консервации относительно легко и дёшево достать, он подвергся многочисленным переделкам и тюнингу автомастеров. Не в последнюю очередь это связано с тем, что ходовую часть иногда оставляют полностью нетронутой, меняя только внешний облик. Плюс также в том, что двигатель ЗМЗ-513 производится до сих пор.

Часто тюнинг сводится к установке колёс большего диаметра с развитыми грунтозацепами. Шины могут быть низкого давления, арочные, с которыми «шишига» хотя и теряет в скорости, за о уж точно не «сядет» в любом болоте.

ГАЗ-66 с колёсами большого диаметра

Добавляют к брутальному вездеходу также различные обвесы, кенгурятники и, конечно, особую окраску.

Тюнинг-версия ГАЗ-66

При более серьёзной переделке грузовик превращают в огромный джип. Одним из первых такую попытку в 2002 году предприняло ателье Retro-Style. Машина получила собственное имя «Бархан», и под его внешностью достаточно сложно разглядеть шасси «газика».

Джип «Бархан» на базе ГАЗ-66

Та же фирма, спустя пять лет, выпустила нового монстра, на этот раз ещё более комфортабельного, название — «Булат».

«Булат» - джип на базе ГАЗ-66

А вот уже продукция не коммерческой конторы, а обычного коммунального предприятия Красноярской железной дороги. Вид неказист, зато и бюджет на порядок меньше — всего около 160 тыс. рублей. Зато в любую точку занесённых путей доедет без проблем.

Рестайлинг ГАЗ-66

На какие машины ставился силовой агрегат

Устанавливается агрегат на:

Зил 130

  • ГАЗ 66;
  • ЗИЛ 130
  • 3308
  • 3307.

ДВС стоит на ракетных зенитках отечественного производства и на другой военной технике.

ЗМЗ-513

В начале 90-х годов произошла замена двигателя ГАЗ-66 («ЗМЗ-66») на «ЗМЗ-513». Это силовая установка на четыре такта с «V» компоновкой, работающая на бензине с образованием смеси карбюратором. Мотор охлаждается жидкостью и собирается на том же Заволжском заводе. Конструкция двигателя удачная, поэтому изделие выпускают и сегодня. Конструктивно агрегат схож с предшественником, но отличия присутствуют. Устройство компактней, блок и головка выполнена из алюминия, объём не поменялся (4,254 литра). Изделие развивает 125 лошадей, импульс 284 Нм, сжатие 7,6.

Мотор ЗМЗ-513

Система регулирования давления в шинах автомобиля ГАЗ-66

Система регулирования позволяет изменять давление воздуха в шинах с места водителя, как на стоянке, так и на ходу автомобиля, контролировать давление в шинах, а также продолжать движение автомобиля при небольших повреждениях шины.

Тюнинг

Несмотря на то что двигатель ЗМЗ 66 давно снят с производства, автолюбители не оставляют попыток его совершенствования. Правда использовать при этом чип-тюнинг не представляется возможным, так как управление этим мотором осуществляется без электронного блока управления (ЭБУ).

В общем случае улучшить работу силового агрегата ЗМЗ-66 можно несколькими способами:

  1. Осуществить подгонку двигателя под установку современных газораспределительных механизмов.
  2. Заменить карбюраторную систему подачи топлива на инжекторную.
  3. Установить систему турбонаддува.

Эти способы позволят повысить мощность и экономичность старого двигателя, однако потребуют достаточно много времени и высоких материальных затрат.

Существует еще один способ, который по трудозатратам и финансовым вложениям сродни проведению капитального ремонта мотора. Суть переделки — превратить силовой агрегат ЗМЗ-66 в ПАЗовский двигатель ЗМЗ 523.

Для этого нужно приобрести и установить:

  • новый коленчатый вал ПАЗ-3205 с вкладышами ЗМЗ-5234;
  • цилиндро-поршневую группу в сборе, например, комплект «Мотордеталь Кострома»;
  • комплект прокладок и сальников.

Кроме того, необходимо увеличить степень сжатия до 8,5. Этого можно добиться, если подрезать головку блока цилиндров на 1,8 мм. Больше подрезать не рекомендуется, так как усложнится установка впускного коллектора на шпильки головки цилиндров.

Автолюбители, уже осуществлявшие подобные доработки, рекомендуют также заменить штатный карбюратор К-135 (К-126) на американский Edelbrock 1407. Сделать это можно, если доработать входной коллектор, объединив его каналы в один и сварить площадку, на которую будет установлен новый карбюратор.

Плюсы и минусы «66-го»

По словам тех, у кого машина находится в пользовании, либо кто порядочно эксплуатировал её на службе в вооружённых силах, «шишига», несмотря на её народную известность — неоднозначный автомобиль.

Из минусов отвечают практически нулевую эргономику в базовом варианте — об удобстве можно забыть. Ещё бы автомобиль армейский, советский, об этом думали в последнюю очередь, а чаще не думали вовсе. К тому же, для гражданской эксплуатации стандартные бензиновые ЗМЗ всё-таки чересчур много «жрут». Учитывая, как любят некоторые умельцы вязнуть в болотах, получаем работу двигателя с повышенной нагрузкой и рост показателей до 50–60 литров на 100 км. Тех кто, покупает ГАЗ-66 в качестве грузовика, огорчит грузоподъёмность. Небольшой перегруз уже выкручивает раму, ломает рессоры и дифференциалы в заднем мосту.

ГАЗ-66 «Шишига» в грязи

Шишига в родной стихии

Взамен не меньше плюсов — не убиваемая конструкция, возможность обслужить машину «на коленке» в суровых полевых условиях, дешёвые распространённые запчасти и полный простор для усовершенствования. При умеренном расходе средств все врождённые «болезни» устраняются, и владелец получает мощный вездеход, который не стоит и половины легкового внедорожника.

Видео, доказывающее легендарную проходимость ГАЗ-66

Отзывы на двигатель, плюсы и минусы

У автолюбителей этот двигатель снискал и положительные, и отрицательные отзывы. Одни утверждают, что в современное время можно найти много других силовых агрегатов, которые тратят мало горючего по сравнению с этим мотором. Да и вес у агрегата все же слишком большой.

Отзывы о движке

Другим автовладельцам не нравятся причуды советского агрегата. Например, движок легко глохнет на холодную. От этого не избавится, это такая природа мотора. На холостом ходу часты нестабильные обороты.

Другие автолюбители просто недолюбливают этот двигатель из-за его большого веса, хотя по компактности он не уступает некоторым современным движкам. Более старшее поколение любит этот движок за простоту ремонта и проведения профилактического обслуживания. Его можно разобрать и собрать в гараже на коленке, если знать конструкцию любого мотора.

Поэтому двигатель заслуживает большинства положительных отзывов. Модернизированные модели данного силового агрегата выпускают до сих пор на российских заводах.

Несмотря на большинство положительных отзывов, движок имеет много неприятных сторон, которые отмечают молодые автолюбители. Давайте посмотрим на проблемы и недостатки двигателя ГАЗ 66.

ГАЗ-544

Кроме выше перечисленных моторов предпринималась попытка перехода на дизельные агрегаты. Так, в 90-х годах на автомобиль установлена маленькая партия дизелей «ГАЗ-544». Мощность изделия составляет 85 лошадей, импульс 235 Нм. Так же применялась малая серия этих моторов с турбиной (116 лошадей), получившая индекс «ГАЗ-5441». Отличительная особенность установок, экономичный расход горючего, (17 литров на сотню), увеличенный ресурс и производительность. Однако моторы не прижились, а главной модификацией остался «ЗМЗ-513».

Техническое обслуживание, ремонт и неисправности компрессора ГАЗ-66

На автомобилях ГАЗ-66 установлен компрессор (рис. 1), предназначенный для накачки шин воздухом

Цены на «газик»

Цена на автомобиль, бывший в собственности, колеблется по России от 120 до 300 тысяч рублей за штатный вариант с небольшими улучшениями. Если есть проблемы с документами, то стоимость резко падает, даже если вездеход в хорошем состоянии. Кстати, в соседней Украине ГАЗ-66 продают по цене от 2,5 до 5 тысяч в зелёной валюте.

Цены на автомобили с консервации без пробега сильно отличаются от одного региона к другому и составляют от 200 до 600 тыс. рублей.

Кладбище списанных ГАЗ-66

ГАЗ-66 стал не просто историей отечественного автопрома, а легендарным внедорожником. Подтверждение тому — огромное количество видео в интернете, где энтузиасты, не жалея времени и денег, восстанавливают «убитые» «шишиги» либо превращают их в настоящие трофи-траки. Взглянув на этого «старичка», прощаешь ему и голую металлическую кабину, и адский рычаг переключения скоростей.

Недостатки поломки и проблемы двигателя ГАЗ 66

К недостаткам движка относят:

ГАЗ 66 ремонт

  • постоянное подтекание масла через сальник коренного подшипника;
  • пониженное давление в системе смазывающей детали силового агрегата;
  • повышенный расход смазывающей жидкости.

Поэтому обращают внимание на поедание двигателем масла и везут мотор на ремонт, если потребление смазывающего средства увеличивается с 0,4 л на 100 километров. Автовладельцы должны обращать внимание на индикаторы на панели автомобиля, которые обычно показывают снижение давления масла.

В сервис-центре замеряют давление внутри движка с помощью компрессометра. При пониженной компрессии в цилиндрах проявляются нестабильные обороты на холостых. Проверяют опытные механики компрессию следующим образом:

  1. Выкручивают свечи зажигания.
  2. Открывают дроссельную заслонку.
  3. Отключают питание в высоковольтных проводах.

Повышенный расход топлива возникает из-за неисправностей в карбюраторе. Поэтому опытные механики обычно заменяют его на новый. Водяной насос тоже часто выходит из строя.

Небольшие проблемы может исправить обычный автовладелец в гараже. Но капитальный ремонт все же лучше проводить в сервис-центре.

Цена нового и контрактного двигателя ГАЗ

Силовые агрегаты ГАЗ 66 с рук можно купить за 20000 рублей. Вам достанутся детали на движок, но о целом моторе говорить нечего. Хороший проверенный специалистами двигатель будет стоить в несколько раз дороже.

Купить ГАЗ 66

Цена нового движка ГАЗ 66 начинается от 120 тысяч рублей. За 100 тысяч рублей можно купить хороший бывший в употреблении двигатель ГАЗ 66.

Многие автовладельцы берут мотор и делают тюнинг ему. В этом случае отбрасывается сразу вариант чип-тюнинга, к которому привыкли современные автовладельцы. Потому что управление мотором ГАЗ 66 не осуществляется через электронный блок управления.

Опытные механики советуют улучшать работу движка ГАЗ, повышать мощность и скорость следующими способами:

  • подгоняют мотор под современные ГРМ;
  • карбюратор удаляют, а вместо него ставят инжекторную систему питания;
  • ставят систему турбонаддува.

В этом случае стоимость двигателя ГАЗ повысится еще больше. Однако автолюбители делают это чаще всего для себя. И, только потом, после того как надоест им ездить на этом моторе, или они захотят свапнуть его на новый, то продают улучшенный движок по завышенной цене.

Сборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением и установка его в блок цилиндров

При установке маховика гайки крепления его должны быть затянуты равномерно с усилием 7,6—8,3 кГм

Обслуживание мотора

Регламентом, для нормальной работы агрегата, предусмотрено проведения ряда манипуляций, которые включают:

  • Замена рабочего масла в моторе (15000км пробега);
  • Замена масляного фильтрующего элемента установки (15000км пробега);
  • Настройка клапанов (30000км пробега);
  • Замена воздушного фильтрующего элемента (25000км пробега);
  • Проверка и замена свечей зажигания (20000км пробега);
  • Контроль состояния механизма распределения газов (30000км пробега).

Проведение выше указанных манипуляций, залог поддержания начальных характеристик мотора на должном уровне как можно большее время.

Масляный фильтр на «ЗМЗ-513»:

Масляный фильтр на 513

Заключение

В заключении следует сказать, что если вы захотели тюнинговать мотор ГАЗ 66, то необходимо сделать следующее:

  1. Покупают коленвал ПАЗ 3205. Используют вкладыши от ЗМЗ 5234.
  2. Приобретают цилиндро-поршневую группу от производителя Мотордеталь Кострома.
  3. Дополнительно покупают сальники и прокладки комплектом.

За двигателем ГАЗ 66 важен тщательный уход и профилактическое обслуживание. Тогда такой мотор прослужит долго вам без капитального ремонта.

Ремонт и установка головки цилиндров ГАЗ-66, ГАЗ-53

На двигателе устанавливают две головки цилиндров. Каждая головка центрируется двумя фиксирующими втулками-штифтами, запрессованными в блок цилиндров

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий