Автозаправочные комплексы и станции

Типы и классификация АЗС

Топливные карты "ЕКА"

Автозаправочной станцией, или АЗС, называют комплекс зданий (сооружений), основным функциональным предназначением которого служит заправка транспортных средств моторным топливом, маслами и спецжидкостями. Современные АЗС классифицируются по нескольким характеристикам:

  • конструктивное исполнение (блочные, модульные, контейнерные, передвижные);
  • размещение резервуаров (надземное, подземное, на транспортном средстве);
  • расположение на местности (городские, дорожные, сельские, речные);
  • назначению:

– ведомственные, или пункты заправки топливом крупных предприятий, обладающих значительным количеством транспортных средств (автомобилей, тракторов, дорожной техники и т.д.), обеспечивающие им (предприятиям) независимость от централизованных поставок моторного топлива;

Различие в конструктивном исполнении сильнее, нежели иные характеристики, влияют на функциональные возможности автозаправочной станции, что требует более детального рассмотрения данного принципа классификации.

Передвижная АЗС: описание, устройство, принцип работы, применение

Невозможно представить современную жизнь без транспорта, независимо от того, личный он, общественный или служебный. Поэтому каждый влиятельный человек старается приобрести автомобиль, для того чтобы подчеркнуть свое состояние и сделать свою жизнь удобнее. Учитывая такую популярность разных транспортных средств в наше время, а также постоянные колебания цен на бензин и другие виды топлива, вложение средств в данный сектор может оказаться достаточно прибыльным делом.

Что такое АЗС и АЗК: расшифровка аббревиатуры, классификация автозаправок

Каждый автовладелец пользуется услугами автозаправочной станции. Однако мало кто из них знает, как изнутри устроена АЗС. Какие существуют правила заправки транспортных средств, какое оборудование должно быть в обязательном порядке? К тому же существует множество разновидностей «заправок». Со всем стоит разобраться подробнее.

От аптек с топливом до современных АЗС: эволюция автозаправочных станций

От аптек с топливом до современных АЗС: эволюция автозаправочных станцийФото: Александр Родченко/источник: музей В.В. Маяковского

Это сегодня автозаправочные станции представляют собой многофункциональные комплексы, где высокие технологии сочетаются с новейшими представлениями о сервисе. Здесь в любое время суток можно не только заправить автомобиль, но и выпить кофе, поесть, а также приобрести необходимые сопутствующие товары в дорогу. Но так было не всегда. Еще в середине прошлого века, когда автозаправки только начали становиться массовым явлением, ни о каких сетевых АЗС не было и речи. Чаще всего это были одинокие колонки с подключенным шлангом. О том, какими были первые автозаправочные станции и как сейчас развиваются крупные сети АЗС, — в материале «Реального времени».

Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС)

Назначение и классификация АЗС

Под термином «контейнерная автозаправочная станция», или КАЗС, понимают заправочный комплекс, отличительной чертой которого является размещение топливного резервуара и топливораздаточных колонок в едином контейнере. Пульт диспетчерского управления также размещен в контейнере. По определению КАЗС состоят из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера управления и отличаются друг от друга лишь типом (емкостью) резервуаров, количество и видом раздаточных колонок и составом оборудования.

Установка на КАЗС вибрационных фильтров обеспечивает очистку моторного топлива от воды и грязи, что, в свою очередь, гарантирует защиту двигателей автомобилей потребителя. Примечательно, что работа вибрационных фильтров не требует затрат электроэнергии, поскольку процесс очистки происходит на молекулярном уровне.

Наиболее востребованы КАЗС в качестве топливораздаточных пунктов предприятий и крупных строительных объектов или временных пунктов хранения топлива.

Введение

Модульная АЗС

Учитывая вышеизложенную информацию, довольно разумным решением было бы вложиться в этот сектор экономики. Одним из вариантов является приобретение автозаправочной станции (АЗС), которая, судя по многим прогнозам, может оказаться достаточно прибыльным делом. Таким образом, речь в данной статье пойдет об описании и объяснении такой бизнес-идеи, как приобретение различных типов передвижной АЗС и управление ими.

За бензином в аптеку

Официально первой газобензиновой станцией принято считать аптеку в Германии, в городе Вислох. Именно там в августе 1888 года Берта Бенц, жена изобретателя первого автомобиля Карла Бенца, наполнила бак автомобиля топливом и совершила путешествие между двумя немецкими городами, преодолев расстояние в 106 км. В честь этого события в 2008 году возле аптеки был установлен памятник Берте Бенц.

Топливом тогда служил бытовой растворитель лигроин (более тяжелая смесь углеводородов, чем бензин, — прим. ред.), который продавался в аптеках в небольших бутылочках.

Однако история развития АЗС в качестве специализированных торговых точек началась с 1907 года, когда в Сиэтле была открыта первая отдельно стоящая автозаправочная станция, принадлежащая компании Standard Oil of California (ныне — ChevronTexaco). Заправки представляли собой одну-две цистерны, стоящие на подпорках, из которых бензин шел самотеком по шлангам и поступал напрямую в баки автомобилей.

Первая автозаправочная станция в Сиэтле. Фото: ngs-penza.ru

Но вскоре владельцы АЗС поняли, что для дальнейшего успешного развития бизнеса без стандартизации и маркетинга им не обойтись. Поэтому уже с начала двадцатых годов облик заправок начал меняться. На АЗС активно стали внедрять единые корпоративные стандарты оформления станций. Заправки оснащались крупными вывесками, комнатами отдыха, навесами и мощеными подъездными путями. Деньги делались не только на продаже бензина, но и на продаже покрышек, аккумуляторов и запчастей.

В это же время с внедрением конвейера на заводах Генри Форда автомобиль в Америке становится массовым средством передвижения, число автозаправок начинает стремительно расти. Тогда же появляются механические дозирующие колонки, а спустя 10 лет — колонки с электрическими дозаторами.

В Германии широкое распространение получили бензоколонки, которые в народе прозвали «железными девами». Фото: sis-azs.ru

В Германии в эти же годы широкое распространение получают бензоколонки. Их устанавливали прямо на тротуаре. Работали они с помощью насоса. В народе такие АЗС прозвали «железными девами» — за внешнее сходство с одним из страшнейших орудий для пыток.

Тем не менее широкое распространение АЗС с целым комплексом сопутствующих услуг в США и Европе получили только в 1940—1950 годах. Стали строиться автозаправочные станции, в которых, помимо топлива, можно было приобрести сопутствующие товары и запчасти, подкачать шины, купить продукты питания, напитки, также появились кафе и туалеты.

Модульная автозаправочная станция, или МАЗС

МАЗС – наиболее популярный вариант мобильной автозаправочной станции, сочетающий высокую функциональность, присущую традиционным АЗС, и доступную стоимость. Модульное исполнение АЗС предоставляет возможность создания заправочных комплексов любой конфигурации, отвечающей предъявляемым эксплуатационным требованиям.

Конструктивное исполнение МАЗС характеризуется разнесением контейнера-хранилища и топливораздаточных колонок, выполненных в виде единого заводского изделия. Производители предлагают модульные заправки, рассчитанные на несколько (до четырех включительно) видов жидкого моторного топлива.

Основными преимуществами МАЗС считают:

  • отсутствие привязки к земле, что, в свою очередь, освобождает от подготовки территории для размещения;
  • быстрый ввод в эксплуатацию, обусловленный высокой степенью заводской готовности;
  • наличие двух вариантов исполнения (сокращенный и расширенный);
  • позиционирование в качестве мобильной емкости избавляет от необходимости согласований;
  • высокий уровень безопасности (двустенные резервуары) и экологическая надежность;
  • простота обслуживания, обуславливающая минимум штатного персонала.

Передвижная автозаправочная станция: общая информация

Итак, передвижной АЗС называется мобильный топливный резервуар, который, как правило, вмещает в себя от трех до ста тысяч литров соответствующего топлива, и необходимая система по распространению этого топлива среди различных транспортных средств. Данный резервуар является передвижным, поскольку он либо устанавливается на базу автомобиля, либо изготавливается в виде прицепа или полуприцепа.

Передвижная АЗС на базе автомобиля

Особой популярностью такие АЗС пользуются в сельском хозяйстве, на стройке, а также при различных видах ремонтных и дорожных работ вдали от крупных населенных пунктов. Иными словами, передвижные АЗС незаменимы там, где есть необходимость в постоянной дозаправке различного транспорта вдали от цивилизации и стационарных автозаправочных станций. Помимо удобства, мобильные АЗС привлекают еще и тем фактом, что они позволяют предприятиям экономить достаточное количество средств, поскольку оптовая закупка топлива окажется гораздо дешевле, что вполне понятно любому здравомыслящему человеку.

Устройство и оборудование автозаправок

Прежде чем бензин или дизельное топливо попадут в бак, горючее проделывает непростой путь. На на АЗС оно попадает разными способами: это может быть ж/д состав, трубопровод или бензовоз. Последний метод – самый распространенный. Этот вид спецтранспорта имеет цистерну, разделенную на ряд секций, благодаря чему можно транспортировать несколько видов горючего. Секция объемом 10900 литров сливается в течение примерно 30 минут. Но до слива привезенная продукция проходит контрольную проверку:

  • смотрят документы на груз;
  • проверяется и вскрывается пломба на люке цистерны;
  • определяется уровень наполненности емкости;
  • берется анализ. Далее рассмотрена структура заправочной станции.

Топливохранилище

Существует 2 типа: подземные и наземные. Резервуары делают из стали в два слоя. Наибольший объем емкости на АЗС среднего типа – 50 «кубов». Существуют резервуары и под 200 куб. м, считающиеся мини-нефтебазами. К ним предъявляются иные требования. Уровень горючего измеряется метроштоком: процесс необходим при сливе топлива и пересменке операторов.

Подземное топливохранилище

В топливораздаточную колонку бензин, солярка поступают из описанных выше резервуаров. Как устроена ТРК?

  1. Приемный клапан. Препятствует обратному перетоку топлива в хранилище;
  2. Фильтр. Стоит после приемного клапана;
  3. Двигатель + насос. Работают вместе и могут быть соединены одним валом, но чаще используется ременная передача, т. к. защищает мотор от чрезмерной нагрузки;
  4. Газоотделитель. Разделяет горючее и газ. По конструкции это небольшая емкость, в которой топливо задерживается и «успокаивается», газы при этом уходят вверх сквозь дренажные отверстия;
  5. Электромагнитный клапан. Находится в открытом состоянии, когда в ТРК закачивается топливо. Как только процесс закончился, закрывается;
  6. Топливоизмеритель. Функция понятна из названия. Бывает механическим либо электронным;
  7. Смотровое окно. Это застекленная полая колба. Она показывает работу клапана. Если в ней горючее есть, значит, он работает;
  8. Раздаточный пистолет. Служит для наполнения бака транспортного средства, а также прекращения подачи топлива переполнении емкости.

Королева… бензоколонка

В России первые автозаправочные станции появились в 1911 году. В крупных городах работало около 440 механических колонок, которые были созданы после подписания договора между «Императорским автомобильным обществом» и товариществом «Бр. Нобель».

Развитие сети АЗС напрямую связано с развитием транспорта. В довоенные годы в СССР автомобилей было не так много, и, как правило, они принадлежали государству. Однако активно развиваться автозаправочные станции начали только после Великой Отечественной войны, когда частный автопарк значительно увеличился за счет трофейных машин, а после — благодаря становлению отечественного автопрома: выпуска «Победы», «Волги», «Москвича». Несмотря на то, что сеть АЗС была слабо развитой, она вполне удовлетворяла спрос немногочисленного парка советских автомобилей.

В 60-х годах отечественная нефтеперерабатывающая промышленность выпускала бензины с октановыми числами 66, 72 и 76, а также дизельное топливо. Топливно-раздаточные колонки на АЗС были в основном советского производства, небольшое количество импортировали из братской Чехословакии. Наличного расчета на АЗС в СССР не было — топливо отпускалось только по специальным талонам: отдельно для государственного и частного транспорта. Частники покупали талоны в магазинах, а госпредприятия получали их по разнарядке.

Активно развиваться автозаправочные станции в СССР начали только после Великой Отечественной войны. Фото: bigpicture.ru

Также существовали специальные талоны для машин, которые приезжали в Советский Союз из-за рубежа, и им был необходим 95-й бензин. Такую марку бензина можно было найти только в специализированных АЗС.

Настоящий же заправочный бум в СССР начался после выпуска народного автомобиля «Жигули», который заправляли бензином АИ-92. Уже к середине 1970-х годов на большинстве АЗС стал появляться широкий ассортимент топлива. На заправках отпускали даже 95-й бензин. Как правило, на нем ездили «иномарки».

Перед Олимпиадой-80 многие автозаправочные станции в крупных городах уже представляли собой автозаправки, похожие на современные АЗС, оснащенные кафе и магазинами. Тогда на некоторых заправках можно было рассчитаться за наличные деньги. Полностью же талоны отменили только во времена «перестройки».

В начале 90-х появляются первые частные заправки, которые часто строили без проектной документации, соблюдения требований по архитектуре и дизайну. Заправки возникали стихийно и также быстро закрывались из-за отсутствия клиентов.

Блочная АЗС

БАЗС – это единая конструкция, используемая для наполнения, длительного хранения и раздачи топливных продуктов. Главной особенностью блочной станции служит подземное размещение резервуаров и надземное размещение топливораздаточных колонок. Она (станция) приспособлена для одновременного нахождения трех видов нефтепродуктов (автомобильных бензинов различных марок и дизельного топлива).

Конструкция БАЗС представляет собой совокупность двустенного гидроизолированного резервуара, моноколонны для навеса и самого навеса.

Управление блочными автозаправочными станциями осуществляется, как оператором, так и автоматически, в режиме автономного налива. Электронное оборудование, установленное на БАЗС, позволяет осуществлять контроль плотности, температуры, объема и уровня нефтепродуктов, а также уровня подтоварной воды.

Кроме того, блочные автозаправки оборудованы системами автоматического пожаротушения, уничтожающими источник возгорания.

Блочные, впрочем, как и модульные АЗС пользуются особенно высокой популярностью у потребителя благодаря уникальности своих экономических характеристик – рациональности и рентабельности.

Устройство мобильных автозаправочных станций

Устройство передвижных АЗС не является слишком сложным или непонятным даже для неспециалистов в данной тематике. Как правило, любая передвижная станция включает в себя цистерну для непосредственного хранения и транспортировки топлива и топливораздаточную колонку. Для того чтобы была возможность доставлять топливо до транспортных средств, колонка оснащается системой раздачи топлива, заправочными пистолетами и дисплеем по контролю расхода топливных материалов.

Передвижная АЗС на базе прицепа

Поскольку все мобильные АЗС рассматриваются в качестве автономных единиц, вполне разумно, что они оснащаются бензиновым или дизельным генератором. Кроме того, стабильное качество топлива в результате хранения и транспортировки достигается благодаря работе соответствующих фильтров, установленных внутри резервуаров.

Трансформация АЗС

В конце нулевых ускоренными темпами начали развиваться крупные сети АЗС. Например, развитие сети автозаправочных комплексов ООО «ТАИФ-НК АЗС» под брендом «ТАИФ-НК» активно началось в 2008 году. В распоряжении компании на тот момент находилось всего 20 заправочных станций, которые располагались в Татарстане. А спустя год их количество увеличилось до 30.

Но планы компании по развитию и расширению сети были более амбициозными. Так, в 2016 году были приобретены заправки сети «Автодорстрой», которые в то время занимали заметное место на рынке топливного розничного бизнеса Татарстана и Самарской области. А чуть ранее ТАИФ берет под контроль «Татнефтепродукт» и становится крупнейшим игроком на топливном рынке Татарстана.

Сегодня, включая АЗС дочерних предприятий, сеть насчитывает более 230 объектов. Доля компании по количеству АЗС в Татарстане составляет 25%. Каждая четвертая заправка Татарстана эксплуатируется ООО «ТАИФ-НК АЗС». Автозаправки компании расположены не только в республике, но и в соседних регионах — в Удмуртии, Чувашии, Самарской, Ульяновской и Кировской областях.

Сегодня, включая АЗС дочерних предприятий, сеть ООО «ТАИФ-НК АЗС» насчитывает более 230 объектов. Фото: Максим Платонов

Объединение нескольких сетей АЗС в 2017 году положило начало ребрендингу обновленной сети в новый единый и узнаваемый фирменный стиль. В качестве концепта идеи оформления заправок был выбран экостиль. По словам представителей компании, он больше всего подходит для общественных территорий, не нагружает пространство и отвечает всем современным требованиям.

— Компания прошла большой путь от первых маркетинговых исследований и разработки бренда до масштабной модернизации автозаправочных станций. Ребрендинг коснулся не только внешнего вида АЗС, но и формирования имиджа фирменных станций как современных, комфортных и надежных. Мы создали сильный бренд, который ассоциируется с высоким качеством топлива, удобным сервисом и выгодными предложениями для клиентов, — говорит коммерческий директор ООО «ТАИФ-НК АЗС» Наиль Шайдуллин.

Так, в рамках масштабного ребрендинга с 2020 года компания в соответствии с новым фирменным стилем полностью обновила более 20 АЗС. В течение ближайших нескольких лет «ТАИФ-НК АЗС» планирует завершить полный переход всех станций сети под единый бренд.

ООО «ТАИФ-НК АЗС» стал не просто заправкой, а полноценным ретейл-объектом. Фото: ООО «ТАИФ-НК АЗС»

Передвижная АЗС

ПАЗС – это, не что иное, как специальный грузовой автомобиль, предназначенный для обеспечения потребителя светлыми нефтепродуктами (керосин, дизельное топливо, бензин), плотность которых не превышает 0,86 грамм на сантиметр кубический, в районах с низкой плотностью АЗС. Основной функцией передвижных АЗС является транспортировка и дозированная раздача моторного топлива.

Передвижные заправки

Стандартная комплектация передвижных заправочных станций включает:

• автономный источник питания (бензиновый или дизельный генератор);

• система раздачи топлива, оснащенная электронным дисплеем, отображающим расход топлива.

ПАЗС незаменимы в местах крупных стоянок автотранспорта, на трассах популярных туристических маршрутов, на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях. Успешно применяются они при проведении ремонтных работ на технологическом оборудовании стационарных АЗС. Диапазон рабочих температур ПАЗС достаточно широк и расположен в промежутке от 400С до – дозированная 400С.

Классификация автозаправок

Современные заправочные станции в первую очередь классифицируются по конструктивному исполнению:

  1. Стационарные АЗС – всем привычные станции, имеющие подземные топливохранилища и располагаемые вдоль оживленных трасс, в городах;
  2. Блочные (БАЗС). От предыдущей разновидности отличаются тем, что топливораздаточные в этом случае размещаются непосредственно над топливохранилищем, находящимся под землей и зачастую составляют с ним единое целое. Резервуары – горизонтальные, только двухстенные. В блок хранения горючего входит все нужное оборудование: контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства и система, защищающая окружающую среду от загрязнения;
  3. Контейнерные. У этих бензозаправок топливохранилища находятся над землей. При этом бензоколонки интегрированы непосредственно в контейнер: и то и другое выполнено в виде единого заводского изделия. Контейнерная станция используется для приема, не длительного хранения и выдачи потребителям, максимум, 3-х разновидностей горючего (чаще всего в населенных пунктах);
  4. Модульные (МАЗС). Также комплектуются резервуарами под топливо с надземным расположением. В состав заправочной станции тоже входят контейнеры. Подключенные к ним ТРК образуют цельное заводское изделие. Отличие от предыдущего типа топливозаправочных станций в том, что бензоколонки находятся не внутри контейнеров, а на отдельных островках. Такое решение дает возможность устанавливать различные типы ТРК, т. к. в отличие от КАЗС лимиты по габаритам бензоколонок здесь отсутствуют. Между собой МАЗС различаются количеством и видом оборудования, а также габаритами, некоторыми конструктивными особенностями;
  5. Передвижные (ПАЗС). Это мобильные автономные системы, смонтированные на шасси авто, полуприцепе либо прицепе, сделанные как одно целое. На ПАЗС имеется резервуар-цистерна емкостью 5-20 «кубов». Отсеков может быть несколько: для заливки горючего разного типа. В зависимости от этого на передвижных АЗС находится одна либо две колонки.

Контейнерная станция

Существуют и другие классификации автозаправочных станций: например, по расположению топливохранилищ:

  • подземные;
  • надземные;
  • на транспортном средстве.

Если учитывать нормативные параметры, то АЗС подразделяются:

  • по числу колонок;
  • по количеству возможных заправок авто за сутки;
  • по объему топливохранилищ;
  • по количеству заправок во время пиковой нагрузки.

Классификация станций по функциональному назначению:

  • ведомственные;
  • общего пользования (описание см. выше).

Востребованная программа лояльности и гарантия качества топлива

Наряду с ребрендингом, ООО «ТАИФ-НК АЗС» продолжает развивать и удобную инфраструктуру автозаправочных станций. Ряд объектов уже располагают магазинами с широким ассортиментом товаров в дорогу и количество их постоянно увеличивается. Кроме того, на АЗС появляются кафе, где можно всегда вкусно и сытно перекусить, выпить чашку ароматного кофе.

Вместе с внешним обликом заправок совершенствуются и стандарты качества обслуживания клиентов. В 2019 году была запущена новая программа лояльности «Альтернатива». Предъявляя при оплате дисконтную карту сети «ТАИФ-НК АЗС», можно получить моментальную скидку до 5% с каждого заправленного литра на всех автозаправочных станциях. Повышенная скидка зависит от объема заправки в предыдущем и текущем месяцах.

Сеть «ТАИФ-НК АЗС» регулярно проводит маркетинговые акции для владельцев карт «Альтернатива», предлагая им повышенные скидки и дополнительные поощрения.

Для клиентов сети доступна и бесконтактная оплата топлива. Заправить свой автомобиль, не отходя от него, можно на всех автозаправочных станциях «ТАИФ-НК АЗС» с помощью мобильных приложений «Яндекс.Заправки», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор» и Benzuber.

Развитие сети АЗС под брендом «ТАИФ-НК» активно началось в 2008 году. Фото: Максим Платонов

Еще одно важное и конкурентное преимущество одного из крупнейших топливных ретейлеров в Татарстане «ТАИФ-НК АЗС» — реализация нефтепродуктов высокого качества. Топливо на АЗС поступает напрямую с нефтеперерабатывающего завода АО «ТАИФ-НК», входящего в Группу компаний ТАИФ.

Качество топлива контролируется на каждом этапе его пути от завода до бензобака автомобиля. Лабораторные тестирования, многочисленные проверки, в том числе государственными службами, говорят о том, что коллектив компании с поставленной задачей справляется. По данным Управления по обеспечению рационального использования и качества ТЭР в РТ, на ООО «ТАИФ-НК АЗС» в 2020 году не было выявлено ни одного случая несоответствия по качеству топлива.

Благодаря высококачественному топливу, богатому ассортименту сопутствующих товаров и приятной атмосфере, ООО «ТАИФ-НК АЗС» удалось завоевать доверие клиентов и стать современной, эффективной и технологичной компанией. Стратегия развития сети чутко реагирует на изменение спроса и запросы потребителей, обеспечивая себе конкурентное преимущество в рыночных условиях.

Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

Газовые АЗС в Москве

Функциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.

Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:

  • Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
  • Коммерческий замер объема газа.
  • Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
  • Осушка газа в специальном блоке.
  • Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
  • Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.

Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):

Контейнерные автозаправочные станции

Кроме стандартных передвижных АЗС на базе автомобиля встречаются еще и контейнерные АЗС (КАЗС). Простыми словами, КАЗС – это миниатюрная автозаправочная станция, которая используется для обслуживания небольшого автопарка на определенной территории. Для этого необходимо просто транспортировать топливный резервуар и топливо-раздаточную колонку (ТРК) в нужное место.

Проект контейнерной АЗС

Как правило, стандартная КАЗС состоит из таких трех частей:

  • контейнер хранения;
  • контейнер управления;
  • контейнер-магазин.

Исходя из названия вышеуказанных контейнеров, их примерное строение и основные функции должны быть понятными без особого труда. Так, контейнер хранения используется для хранения топлива в соответствующих герметических резервуарах, расположенных внутри данного контейнера.

Контейнер же управления, в свою очередь, представляет собой своеобразный пункт управления контейнером хранения с помощью контроллера управления топливораздаточными колонками, который управляется с помощью силового электрошкафа. Помимо этого контроллера, внутри данного контейнера можно найти бытовку, санузел, радиаторы для обогрева и внушительную систему вентиляции. В этом плане удобства эксплуатации передвижные и контейнерные АЗС очень похожи друг с другом.

Что же касается контейнера-магазина, то его наличие хоть и является традиционным, но его нельзя назвать обязательным. Этот выбор зависит от предпочтений собственника, который устанавливает КАЗС.

Контейнерная АЗС

АГНКС: расшифровка аббревиатуры

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – так расшифровывается АГНКС. Задача этого предприятия – заправка автотранспорта сжатым природным газом (метаном), в отличие от АГЗС, где предлагается углеводородный газ.

В Советском Союзе первые АГНКС стали работать в 1939 году. Сегодня метан в свои автомобили заправляют более 4,5 млн. автовладельцев по всему миру, где находится примерно 9000 АГНКС. В РФ, согласно информации от ГИБДД, 212 тыс. машин, использующих в качестве топлива метан. Из них легковых авто 127 тыс., грузовиков 67 тыс. и автобусов 17 тыс. Как уверены специалисты, число газомоторных единиц техники будет увеличиваться многократно.

АГНКС

Преимущества АГНКС

Сразу стоит отметить, что строительство метановых АГНКС поддерживается на государственном уровне во всех странах. Причина – экологичность топлива, невысокая по сравнению с бензином или соляркой стоимость. По присутствию вредных веществ метан чище бензина на 37%. Среди достоинств газового топлива стоит отметить:

  • увеличение срока службы силового агрегата примерно в полтора раза;
  • уменьшение затрат на ТО и капитальный ремонт;
  • увеличение пробега до замены масла;
  • более долгий эксплуатационный срок для свечей;
  • понижение шумности силового агрегата как минимум, в два раза.

Не стоит забывать и о стоимости: она ниже бензина и дизтоплива в 2 раза. имеются и иные плюсы: например, безопасность, как это ни странно звучит. Например, при пожаре бензин растекается по поверхности, газ метан улетучивается.

Все вышесказанное говорит том, что в ближайшее время количество транспорта, использующего газобаллонное оборудование, возрастет многократно. Это относится и к автогазозаправочным станциям.

Требования касательно передвижной автозаправочной станции

Учитывая тот факт, что любой вид АЗС подразумевает работу с топливом, которое имеет достаточно опасные свойства, необходимо соблюдать определенные требования к передвижной АЗС, для того чтобы избежать возможных негативных последствий. Соблюдение этих требований является главным фактором, определяющим безопасность людей, которые вынужденны непосредственно контактировать с конструкцией АЗС.

Сразу стоит сказать, что требований имеется достаточное количество, но только внимание ко всем деталям может гарантировать какой-либо положительные результат. В первую очередь необходимо установить специальные датчики внутрь топливного резервуара, которые бы отслеживали состояние герметичности и сигнализировали и всевозможных его нарушениях. Далее следует установить необходимое оборудование, которое бы препятствовало образованию топливной волны при передвижении АЗС.

Пульт управления контейнерной АЗС

Основные правила эксплуатации передвижных АЗС также утверждают, что любые соединения проводов и кабелей должны быть оборудованы дополнительными приспособлениями, которые бы препятствовали их рассоединению. Кроме того, ни в коем случае не позволяется выливать топливо из резервуара самотеком, то есть без применения специальных приборов и технологий. В заключение стоит упомянуть, что любая АЗС должна находиться на твердой поверхности и стоять на четырех одинаковых опорах, чтобы гарантировать ровное расположение резервуара.

Требования к площадкам размещения автозаправочных станций

Кроме требований, которые выдвигаются к самим АЗС, есть еще и ряд необходимых условий, которые должны быть соблюдены с точки зрения места, на котором располагается АЗС. Если вы хотите расположить передвижную АЗС в пределах любого населенного пункта, то разрешается делать это только на территории стационарной АЗС, которая по разным причинам не функционирует на данный момент.

Площадка размещения передвижной АЗС

При этом автомобиль должен свободно подъезжать вдоль контейнера с одной стороны, чтобы минимизировать возможные негативные последствия. Кроме этого сама площадка должна быть ровной и иметь заземление, чтобы обезопасить клиентов ПАЗС и обслуживающий персонал.

В конце хотелось бы сказать, что только при соблюдении всех перечисленных выше требований эксплуатация передвижных АЗС будет безопасной и эффективной.

Вывод

Передвижные АЗС являются достаточно популярным явлением в наше время, которое набирает все большую и большую популярность среди обычных граждан. Теперь уже не только крупные предприятия могут приобрести ПАЗС для удовлетворения внутренних производственных нужд, но и частные лица имеют возможность приобрести такую автозаправочную станцию для того, чтобы организовать собственный бизнес, напрямую связанный с топливом. Следует отдельно отметить, что данный бизнес-план имеет большие шансы на успех, учитывая нынешнюю ситуацию с ценами на разные виды топлива.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий