Всё о принудительным выкупе акций Автоваза: что случилось, цена продажи + инструкция
Приветствую всех, кому интересен трейдерский мир или просто отечественный автопром. В 2019 году АвтоВАЗ полностью переходит под контроль Альянс Ростех.
Франко-японский концерн, управляющий Renault, Nissan и Mitsubishi, уже давно владеет и АвтоВАЗом. Альянс объявил, что стремится к единоличному управлению, после нескольких оферт фактически стал единственным владельцем, используя для акции АвтоВАЗа принудительный выкуп.
Разберемся, что кроется под этими словами и насколько законно присвоение чужого имущества в нашей стране сегодня.
Цена акций Автоваза на сегодня: онлайн-график AVAZ + аналитика и прогноз
Сегодняшний обзор для тех, кого интересуют акции Автоваза стоимость сегодня.
Акционерное общество «АвтоВАЗ» — это крупнейший российский автогигант, который охватывает рынки 46 стран. После реструктуризации объединенная группа насчитывает почти три сотни филиалов и дочерних компаний, а общее количество занятых в производстве сотрудников превышает 20 000 человек.
Такие показатели превращают компанию в одного из лидеров отечественного бизнеса. В теории. Но на практике все не так гладко, как хотелось бы.
«Выбивают машины, чуть не до драки доходит»: что не так с авторынком, где за Lada Vesta просят больше миллиона
Обстановка в дилерских шоурумах всё больше напоминает дурной сон: в условиях глобального дефицита машин их цена сражает наповал даже экспертов авторынка, не говоря уже об обывателях. Например, ниже — фотография прайс-листа на компактный кроссовер Kia Seltos одного из дилеров марки в Петербурге. Цена беззастенчиво начинается от 2,1 миллиона рублей при официальном уровне в 1,3 миллиона, то есть «дилерская наценка» — сразу 800 тысяч. И пример отнюдь не единичен. О том, что происходит на авторынке и когда ждать его нормализации, мы спросили представителей бизнеса и экспертов.
Снимок прайс-листа в одном из питерских автосалонов Kia. Модель Seltos предлагают с наценкой сразу 800 тысяч от официальных цен
Фото: Илья Огородников
А вот еще пара примеров. В Новосибирске некогда бюджетный Volkswagen Polo продают за 1,861 миллиона рублей в средней комплектации Respect с 1,6-литровым мотором и механической коробкой передач: по прайсу такая машина должна стоить 1,1 миллиона. Renault Logan теперь стоит около миллиона, причем такие деньги просят за версию с 82-сильным мотором: цена объясняется пакетом допов почти на 170 тысяч.
На Skoda Rapid накидывают опций на треть миллиона рублей
Немногим лучше дела у «Лады». Мы позвонили одному из самарских дилеров АВТОВАЗа с вопросом, есть в наличии недорогие седаны Vesta. Оказалось, есть: нам предложили красный автомобиль в версии Comfort за 1,011 миллиона рублей, хотя по прайсу он вроде бы должен стоить 857 тысяч. Чем объясняется наценка в 154 тысячи? Во-первых, пакетами заводского оборудования (Winter Enjoy), во-вторых, дилерскими опциями на 70 тысяч. Есть, правда, и «Весты» подешевле, от 881 тысячи, но уже без кондиционера. А если время терпит, можно подождать около трех недель, когда ожидаются поставки нескольких машин в начальных комплектациях с допами по цене 910–940 тысяч рублей. Правда, эта цифра в договоре не фиксируется, то есть стоимость может измениться в любой момент.
Срок поставки машины под заказ увеличились до 4–7 месяцев, причем без каких-либо гарантий. А потому вернулись такие забытые явления, как продажа места в очереди. Так, в Москве за бюджетный Volkswagen Polo стоимостью рублей нужно будет отдать рублей, если хотите поставку в течение месяца. В Челябинске за кроссовер Toyota RAV4 стоимостью рублей просят рублей гонорара. В Тюмени, по данным сервиса «Авито», готовы отдать место в очереди на дорогостоящий Toyota Land Cruiser Prado уже за рублей. В Санкт-Петербурге можно получить место на кроссовер Volkswagen Taos стоимостью рублей за рублей.
А средневзвешенная цена автомобиля в России впервые превысила планку в 2 миллиона рублей: для сравнения, еще в начале года она была на уровне 1,6 миллиона.
Что случилось с акциями АвтоВАЗа
Все, или почти все частные миноритарии получили письмо с уведомлением о том, что они больше не являются участниками ПАО, бумаги выкупил главный держатель, продажа уже состоялась.
Таким образом, альянс «Рено Ниссан» осуществил свое право, закрепленное в 84 статье ФЗ об акционерных обществах. Закон позволяет проводить односторонние сделки по выкупу держателю, владеющему более чем 95% акций.
Данные о ценных бумагах
Тикер | AVAZ (АО), AVAZP (АП) |
Торговые площадки и время торговли | Московская биржа (10:00 — 23:50) |
Название | «АвтоВАЗ» |
Кол-во бумаг в обращении | 5 188 752 418 |
Номинал | 5,00 RUB |
Дивиденды (естьнет) | Есть, но с 2008 года фактически не выплачивались |
Год основания | 20 июля 1966 |
Кем основана | Совмин СССР |
Штаб-квартира | Россия, Тольятти |
Официальный сайт | http://www.lada.ru/ |
Что вообще происходит?
Причина эскалации цен общеизвестна: дефицит автокомпонентов (в частности, микропроцессоров) привел к существенному сокращению производства машин и ограниченному предложению у дилеров. Так, за первые девять месяцев 2021 года рынок не досчитался более чем 200 тысяч автомобилей — производство упало на 20,5%. В сентябре оно сократилось еще сильнее — уже на 25%.
Страдает не только Россия, продажи автомобилей по всему миру в сентябре упали на 20,3%, а европейский авторынок показал худший результат с 1995 года.
Наша страна — заложница общемировых тенденций. Например, марка SKODA сокращает или останавливает производство на большинстве европейских заводов до конца года: рабочие в этот период займутся досборкой уже готовых машин, которые не отгружены в дилерскую сеть из-за их недоукомплектованности рядом электронных компонентов. Попутно будет снижен и объем производства на российских заводах SKODA и Volkswagen, пишет агентство «Автостат».
Относительно хорошо в кризис держался корейский дуэт Hyundai и Kia: им удалось сохранить рыночную долю и обойтись без корректировок годового плана производства на питерском заводе компании (230 тысяч машин в 2021 году). Тем не менее в первую неделю ноября завод встанет на паузу, хотя причину такого решения в компании не называют.
Почти все автозаводы столкнулись с дефицитом электронных компонентов
Продолжает лихорадить АВТОВАЗ: после тяжелого лета с затянувшимся корпоративным отпуском завод вроде бы возобновил производство популярных моделей осенью, но в октябре был вынужден останавливать конвейеры несколько раз, причем на паузу вставали в основном производства в родном для завода Тольятти: это линии по выпуску Lada Granta, «Нива», а также моделей на платформе B0 (Lada XRAY, Largus, а также Renault Logan и Sandero). В конце октября дилеры вынуждены были остановить прием заказов на Lada Niva Legend.
Добровольный выкуп бумаг у акционеров АвтоВАЗа
О своих планах на делистинг ценных бумаг и целях стать 100% владельцем концерна «АвтоВАЗ» альянс «Рено-Ниссан» заявлял еще в 2018 году. Для этого Ростех объявил оферту и продолжил увеличивать свой портфель. В результате Alliance Rostec Auto B.V. в сентябре 2018 года стал владельцем 96% ценных бумаг.
Имея такую большую долю, Ростех получил возможность выкупа оставшихся бумаг в одностороннем порядке.
Могут ли заставить продать акции АвтоВАЗа
Откровенно говоря, понятие принудительный выкуп не подразумевает участие продавца, сделка является фактически односторонней, поэтому слово заставить тут не очень уместно.
Каким образом у оставшихся миноритариев выкупят акции
Процедура выкупа включает в себя предложение о добровольной продаже и последующее требование о принудительном выкупе. В ответ на письмо бывший владелец должен отправить данные о своем банковском счете, куда и перечисляют деньги за проданные акции.
Если миноритарий не отвечает, а в распоряжении общества нет его банковских реквизитов, покупатель просто передает деньги нотариусу, с этого момента процедура считается завершенной.
Это значит, что получить свои деньги можно только у нотариуса, работающего по месту регистрации общества, то есть в Тольятти. Можно отправить свои реквизиты с запросом на перевод нотариусу по почте.
За сколько выкупают акции
Стоимость одной акции ПАО для этой сделки составила 12,4 рублей за обычную и 12,2 за привилегированную. Цифра небольшая, но последние полгода бумаги АвтоВАЗа стоили еще дешевле, так что минимальной ценой это не назвать.
Есть ли налог на принудительно выкупленные акции АвтоВАЗа
Да, доход с продажи акций, как и любой другой доход, облагается НДФЛ. ПАО «АвтоВАЗ», выступающее покупателем, налоговым агентом не является. Формат сделки в конкретной ситуации значения не имеет.
Снизить сумму налога можно, применив налоговый вычет. Для этого нужно указать потраченные деньги на покупку доли и зарегистрировать их средства, потраченные на получение дохода, то есть нынешнюю прибыль.
Отзывы о выкупе
Большинство уже бывших акционеров АвтоВАЗа восприняло новость о продаже негативно. Многие владели акциями не первый год и всерьез рассчитывали на какие-то дивиденды, кто-то купил бумаги, видя наглядно прогресс компании в последнее время.
Многие восприняли письмо с уведомлением как попытку мошенничества или попросту не знали, что делать дальше для получения своих денег. Указанный в письме телефон был по понятным причинам постоянно занят, а явиться лично к нотариусу в офис возможность была не у всех.
Больше ясности в происходящем было у владельцев электронных акций, процесс продажи произошел мгновенно, с очередным закрытием биржи, деньги тут же попали на счет.
Цена на акции также вызвала шквал критики, бывших миноритариев не устраивали перечисленные 12 рублей, а возможности назначить свою цену не было и не будет.
Динамика курса за все время
Общая динамика курса акций говорит о высокой волатильности. Временные всплески, вызванные новостями или релизами о новых моделях, имеют краткосрочный эффект и сменяются обратным движением.
- Впрочем, пока рано интересоваться, сколько стоят акции ВАЗа, — они изъяты из листинга биржи и больше не торгуются.
Если Lada, то с допами
Дошло до того, что с ноября АВТОВАЗ в принудительном порядке обяжет дилеров продавать автомобили с пакетами опций. Самое интересное, что в контексте ситуации эта новость выглядит скорее хорошей: завод пытается сделать продажу допов более прозрачной. Ситуацию объяснил генеральный директор одного из крупных дилерских центров Lada в регионе:
— Да, действительно при последней корректировке прайса на АВТОВАЗе не просто изменили стоимость автомобилей, а добавили некоторые аксессуары в базовое исполнение. В частности, на автомобилях будут установлены: коврики салона и багажника, амортизаторы капота, защитные дефлекторы на стыке капота и ветрового стекла, дефлекторы окон, защитные сетки радиатора в переднем бампере. Также автомобили будут укомплектованы автонаборами. Стоимость с перечисленными выше аксессуарами будет увеличена на 15–30 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации.
В теории завод мог бы ставить подобное оборудование на конвейере, но тогда бы потребовалось внесение изменений в конструкцию автомобиля и корректировку ОТТС.
— При новом подходе дилерам производится отгрузка необходимых аксессуаров в объеме, соответствующем плану продаж автомобилей, — продолжил специалист. — Дилер продает автомобили с предустановленными аксессуарами по фиксированной цене.
На фоне общей лихорадки такой подход выглядит без пяти минут честным: по крайней мере, клиент получит вполне конкретный набор опций по заранее анонсированной цене.
Производство Lada Granta снизилось почти на 70%
Кстати, Lada Granta оказалась одной из наиболее пострадавших моделей на рынке: из-за нехватки блоков АБС поставки модели в сентябре сократились на две трети (-69%). Примерно на столько же просели и продажи «Нивы».
Заключение
На мой взгляд, проблема кроется именно в формате сделки по АвтоВАЗу. Цена выкупа превысила среднюю рыночную стоимость за последние полгода, с поправкой на возможность самого альянса влиять на нее.
Сам же принудительный выкуп носит односторонний характер, поэтому воспринимается как ущемление права собственности или просто захват. Законность процедуры при этом несильно смягчает картину.
Согласны ли вы с такими выводами об АвтоВАЗе? Добро пожаловать в комментарии.
О компании
Современное акционерное общество «АвтоВАЗ» — это продукт кооперации известной нам российской автомобилестроительной компании и французской Renault Group. На протяжении многих лет производитель был лидером российского рынка.
В настоящий момент выпускает машины под своим брендом, а в рамках аутсорсинга с конвейера ВАЗа выходят машины под торговыми марками Datsun, Nissan и Renault.
С 2014 года проводится массовая реструктуризация компании. В частности, французский автоконцерн вложил в производство почти 2 млн., а совместная российско-нидерландская группа Alliance Rostec Auto B.V. стала владельцем 100% активов Автоваза. После этого акции изъяты из публичных торгов на Московской бирже.
Продукция компании
Сегодня концерн выпускает обычные и коммерческие автомобили. Кроме того, с помощью дочерних компаний группа присутствует в таких сферах деятельности, как строительство, связь, энергетика, а также страхование и финансы.
Главные акционеры
До 2017 года основными акционерами являлись:
- Renault — 25 % акций.
- Ростехнологии — 25% акций.
- Тройка диалог — 25,6 % акций.
Оставшиеся акции находились в свободном доступе.
Но в январе 2019 года российско-нидерландская Alliance Rostec Auto BV выкупила все активы, стала единственным акционером. После этого Автоваз изъял акции с Московской биржи.
Ключевая фигура и ее роль
Ив Каракатзанис — французский промышленник. С июня прошлого года занимает пост президента ВАЗа.
Николя Мор — профессиональный топ-менеджер в области автомобилестроения. С 2016 по 2018 год занимал пост президента. Под его началом концерн получил доступ к крупному иностранному капиталу.
Дочерние компании
Всего есть более 270 филиалов и дочерних компаний. Наибольший интерес представляют:
- АО «Лада-Имидж» — продажа автозапчастей от официального производителя.
- ПАО (бывш. ОАО) «Лада Сервис» — дилерская сеть, объединяющая 140 других дочерних компаний в регионах.
- ЗАО «ВАЗ-систем» — разработка ПО.
- ООО «Лада спорт» — подразделение, занимающееся разработкой и производством спортивных автомобилей Lada.
- ПАО «ПСА ВИС-авто» — спецавтомобили Автоваз.
Планы компании на будущее
Несмотря на сложный переходной период, в планах Автоваза на ближайшие 5 лет — выпуск 12 новых моделей LADA. Подробностей и конкретных планов пока нет, но известно, что это будут бюджетные «тележки» и автомобили средней ценовой категории.
Также известно, что в долгосрочных планах альянса — создание нескольких базовых платформ, на которых будет построено 80% всего автомобильного ряда.
По предварительной оценке, на полную мощность российский автогигант заработает к 2026 году.
Статистика дивидендов
Интересные факты о компании
АвтоВАЗ является одним из лидеров среди отечественных компаний по сумме убытков. В частности, в 2015 году чистые убытки составили 80 млрд. рублей.
Когда ждать облегчения
Опрошенные нами эксперты и представители дилеров склоняются к мнению, что как минимум до конца года ситуация радикально не изменится.
— К сожалению, пока всё только усугубляется, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Skoda, Nissan, Hyundai, Kia, Mitsubishi, Haval и другие) Сергей Попов. — Из наших брендов уровень поставок пока соответствует спросу у китайских брендов, в частности, Haval: на заводе в Туле планируют вводить уже третью смену и нарастить объемы производства почти в два раза по сравнению с первым полугодием.
К слову, китайские марки Haval и Chery — единственные из брендов первой двадцатки, кому в сентябре 2021 года удалось существенно увеличить продажи (в 2,3–2,5 раза). При этом лидеры рынка существенно потеряли: АВТОВАЗ сбыл вдвое меньше машин, чем год назад, Renault снизила отгрузку на 46%, SKODA — на треть.
Сварка кузовов идет в плановом режиме, как и общая сборка. Но после этого почти готовые машины месяцами ждут на заводских складах недостающих компонентов и затем отправляются на досборку
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Максим Сачков считает, что не стоит ждать облегчения ранее следующего лета:
— Ситуация плохая — это факт, — констатировал он. — Она плохая для покупателей, но и дилеры начинают уставать от дефицита автомобилей. По инсайдерской информации, некоторым дилерам приходится буквально выбивать машины у дистрибьюторов, доходит чуть не до драки. Поэтому на рынке ощущается дефицит машин и, как следствие, растут цены.
Эксперт считает, что строить прогнозы сейчас сложно, но быстрой разрядки не наступит:
— По оптимистичным оценкам, какие-то улучшения возможны к лету, но если рынок новых машин имеет шансы «откатиться» назад и снизить цены, то вторичка, скорее всего, останется на нынешнем уровне. А сейчас машины в возрасте 3–4 года продают по ценам, которые просят за такие же новые машины по прайсу.
И это действительно так: например, трехлетки Hyundai Creta первого поколения в версии с 1,6-литровым мотором и передним приводом стоят в районе 1,2–1,4 миллиона рублей. За эти деньги по прайсу можно купить уже модель нового поколения 2021 года выпуска, с одной оговоркой — сейчас никто не торгует строго по прайсу.
Максим Сачков также подчеркнул, что ситуация меняется в режиме «живого времени», и говорить о более или менее успешных марках не приходится: даже если сегодня у какого-то производителя есть запас машин, всё может измениться за одну неделю.
Что влияет на цену акций
На стоимость акций оказывают влияние такие факторы:
- Цены на производственные материалы. Один из основных факторов, влияющих на цены акций Автоваз. Чем дороже материалы, тем дороже производство, выше цена продукции и ниже спрос на нее. Поэтому котировки акций концерна всегда коррелировали с ценами на сырьевых рынках.
- Свежие инвестиции. На графике от 2017 года отчетливо виден рост, вызванный привлечением европейских инвестиций. Такие новости универсально срабатывают во всех сферах. Автоваз не исключение.
- Расширение модельного ряда, выпуск новой продукции. Публикация официальных программ по выпуску новой продукции или расширении существующего модельного ряда Автоваза вызывает оживление на рынке акций.
- Публикация отчетов с данными о росте продаж. Если продажи увеличиваются — это сигнал для инвесторов, что компания держится на плаву и развивается; у нее есть выручка, значит, можно вкладывать. В свою очередь, данные о сокращении прибыли и свертывании производства провоцируют медвежьи настроения.
- Политика государства. Государственное вмешательство всегда влияет на котировки. Такие вещи, как государственные субсидии, внедрение специальных программ или госзаказов, всегда способствуют росту. Неудачные решения или государственная критика, наоборот, роняют цены.
Перспективы компании
Перспективы Автоваза — спорный вопрос. На первый взгляд, позитивные подвижки есть. Новые акционеры концерна провели докапитализацию, чем не только сократили убытки, но и вывели предприятие в прибыль. Впрочем, эти показатели не гарантированы в долгосрочной перспективе. Даже сам нынешний президент завода крайне осторожен в оценках.
По его словам, российский автомобильный рынок пока зависит от очень многих факторов. Это колебания валютных курсов, угроза санкций, высокая конкуренция. Он говорит, что лучше сперва дождаться первых результатов от внедрения новой программы, а уже потом составлять прогноз по Автовазу.
Аналитика и прогноз по бумаге
Если смотреть на графики, видно, что январь—март этого года выдался удачным для Автоваза. Завод продал почти 80 тысяч автомобилей, увеличив прошлогодний показатель заработка в рублях на 28,8%. Благодаря этому доля бренда на российском рынке возросла до 20%. Сегодня автомобили Lada входят в десятку самых популярных на отечественном рынке.
Альтернатива в этой отрасли
Основными конкурентами Автоваза на российском рынке сегодня являются:
- Nissan (ООО «ОАГ», ООО «НИССАН МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС»).
- ГАЗ (ООО «Автомобильный завод).
- УАЗ.
- BMW, Kia, Hyundai, (группа «АВТОТОР»).
- Toyota (ООО «Тойота Мотор»).
- Audi, Skoda, VW (ООО «ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС»).
- Mitsubishi, Peugeot, Citroen (ООО «ПСМА РУС»).
Покупатель теряет интерес
Наблюдаются и признаки охлаждения самих потребителей: непрерывно растущие цены и сложности с покупкой заставляют многих отложить ее до лучших времен. Директор по продаже автомобилей Lada компании «Сатурн» Антон Лыков указал, что после ажиотажа в начале октября к концу месяца ситуация успокоилась:
— В первые три недели октября ощущался высокий спрос, в том числе из-за ограниченных поставок машин в предыдущие месяцы, но к концу октября клиентский трафик через автосалоны снизился примерно на треть. С точки зрения поставок автомобилей Lada октябрь был лучше сентября и значительно лучше августа, но говорить о перспективе на будущее пока сложно: АВТОВАЗ планирует лишь на 1–1,5 месяца вперед, и могу лишь сказать, что квоты декабря довольно маленькие, — объяснил специалист. — В целом продажи в нашей сети снизились на 20–25% при существенном падении объема складов: в доковидные времена запасы были на уровне двух месячных планов, сейчас превышают его на 10–20%.
Антон Лыков не считает, что основная волна спроса придется на предпраздничные дни в канун Нового года, как бывало раньше:
— Эта традиция нарушилась уже в прошлом году, когда ноябрьские продажи побили рекорды, а в декабре мы, наоборот, фиксировали спад, — сказал он. — В этом году мы не ожидаем никаких «очисток склада» и «черных пятниц», потому что у нас нет такого запаса машин. Цены продолжают расти постоянно и почти наверняка в очередной раз поднимутся с января. Если есть желание купить машину, то лучше делать это сейчас, поскольку даже когда исчезнет нагрузка за счет допов, условия не станут лучше, поскольку за это время вырастет сам прайс-лист.
А прайсы действительно пухнут: тот же АВТОВАЗ корректировал их с начала года аж шесть раз: то есть дважды в квартал. Для сравнения: в ноябре прошлого года стоимость Lada Granta начиналась от 489 тысяч рублей, сейчас (без учета допов) — от 560 тысяч. Lada Vesta в минимальной комплектации прибавила с 677 тысяч до 796 тысяч. Базовая Toyota RAV4 за год подорожала с 1,962 миллиона до 2,153 миллиона, а Camry — с 1,179 миллиона рублей до 2,015 миллиона. Volkswagen Polo год назад стартовал от 822 тысяч, сейчас его даже по прайсу не купить дешевле миллиона.
ли со статьей или есть что добавить?